Английская бронетехника. Оборудование для Vickers Medium Mk

Официальное обозначение: Medium Tank A6, Medium Tank Mk.III
Альтернативное обозначение: Mark III
Начало проектирования: 1926 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено три прототипа А6 и три прототипа Mk.III.

Едва успев принять на вооружение средние танки Medium Mk.II британское военное ведомство уже в 1925 году задумалось над его заменой. Разумеется, в момент своего появления Mk.II был если не прорывом в танкостроении, то во всяком случае вполне современной боевой машиной, которая создавалась с учетом боевого опыта 1-й мировой войны. Тем не менее, нужно было двигаться вперёд и в начале 1926 года War Office выдал требования на новый танк этого же класса, основные пункты которого гласили:

— боевая масса до 16 тонн;

— ширина танка должна соответствовать габаритам железнодорожных вагонов;

— основное вооружение должно быть способно пробивать броню машины аналогичного типа на дистанции 1000 ярдов;

— должны присутствовать две независимые пулеметные башни;

— должно быть установлено бронирование лобовой части, достаточное для защиты при пересечении горизонтальных препятствий (подъёмы, эскарпы);

— топливные баки должны размещаться снаружи корпуса по бортам;

— шумность танка должна быть минимально возможной.

Как видно, не все требования были тривиальными, но в военном ведомстве считали, что новый средний танк должен быть именно таким. Справиться с подобной задачей в середине 1920-х гг. могла только одна фирма — это была знаменитая Vickers-Armstrong. Собственно, именно ей и был выдан заказ на проектирование новой боевой машины, которая получила индекс А6 . В дополнительных комментариях было указано, что средний танк будет иметь компоновку, схожую с танком А1Е1 — боевое отделение располагается в передней части корпуса и отделено перегородкой от моторного отсека размещенного на корме. Носовую часть корпуса предполагалось вынести вперёд, на один уровень с направляющими колесами. Толщина бронирования составляла от 6,5 до 13 мм (по другим данным — до 14 мм). Боевое отделение также проектировалось по аналогии с А1Е1 и должно было сохранить одинаковый башенный погон диаметром 630 мм. Башню кругового вращения предполагалось оснастить 3-фунтовым орудием с углами вертикального наведения от -10° до +30°.; В носовой части корпуса, согласно требованиям, устанавливалось две пулеметные башни с одним или двумя пулеметами и отрицательным углом наведения -3°.; Ещё одна башня того же типа должна была устанавливаться в средней части корпуса, между основной башней и трансмиссионным отсеком. Также иногда указывается, что задняя пулеметная башня была зенитной. На танке была запланирована установка 120-сильного двигателя, который обеспечил бы максимальную скорость порядка 14 миль\час (22,5 км\ч).

Спустя некоторое время требования уточнили. Согласно обновлённому проекту, при сохранении бронирования толщиной 6,5-13 мм боевая масса составила бы 14,7 тонны. Общий запас топлива определялся в 120 галлонов (550 литров), из которых только 10 галлонов находились во внутреннем баке, а остальное — в наружных. На выбор теперь предлагалось два варианта двигателя мощностью 120 и 180 л.с. Во втором случае максимальная скорость поднималась до 20 миль\ч (32,2 км\ч). Экипаж состоял из 7 человек.

Работы по проекту А6 продвигались очень быстрыми темпами и уже в марте 1927 года был изготовлен деревянный макет. В предложенном виде он не полностью удовлетворил заказчика, в связи с чем была выдана новая порция требований. Интересно, что от «зенитной» башенки на А6 очень быстро отказались, но в 1940-м году, когда вторжение немцев в Великобританию казалось неизбежным, две кормовые башни танка А1Е1 переоборудовали именно таким образом, чтобы можно было вести огонь по самолётам. Собственно, в таком виде единственный британский пятибашенный танк сейчас экспонируется в Бовингтонском музее. В итоге был утвержден второй вариант проекта, в котором оставили только три башни, но постановили использовать гидравлическую трансмиссию типа Wilson.

К июню 1928 года фирма Vickers-Armstrong построила два прототипа из мягкой стали, которые обозначались как А6Е1 (W.D.No.T405, Reg.No.ML8699) и А6Е2 (W.D.No.T404, Reg.No.ML8698) и были сразу же предоставлены Mechanized Warfare Experimental Establishment для ходовых испытаний. Поскольку полная масса превысила 16-тонн в переписке, а затем и во многих справочниках, появился индекс 16-tonner (16-тонный). Обе машины внешне были практически идентичны, а вооружение соответствовало проекту. В двух передних башнях, имевших сектор горизонтального обстрела порядка 200°, устанавливалась спарка из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, защищенных общим бронированным кожухом. В главной башне конической формы, которая устанавливалсь на высокой подбашенной коробке и имела возможность кругового вращения, находилась 47-мм танковая пушка и ещё один 7,71-мм пулемет. Ходовая часть танка А6, применительно на один борт состояла из 8 опорных катков блокированных попарно в тележки, 2 независимых катка увеличенного диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков заимствованных от танка Medium Mk.II. Опорные катки оснащались независимой подвеской. Нижняя часть была закрыта бронированным экраном, который защищал элементы подвески от попаданий пуль и осколков.

Основные различия заключались в силовой установке. Если на А6Е1 устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощнстью 180 л.с., то на А6Е2 был установлен дизель Ricardo C1 той же мощности и новая коробка передач, разработанная швейцарской фирмой Wintcrhur\SLM (по другим данным испытания дизельной силовой установки проводились в 1932-1933 гг). В дальнейшем второй прототип также был оснащен двигателем Armstrong-Siddeley.

В процессе тестов было установлено, что средний танк может развивать максимальную скорость до 41,8 км\ч при движении по дорогам с твердым покрытием, что уже само по себе было достижением. Но более важным было то, что благодаря независимой рессорной подвеске опорных катков танк обладал поистине уникальной для того времени плавностью хода. Вместе с тем, в июле 1928 года, когда были проведены огневые испытания, было установлено, что спаренная установка пушки и пулемета не является оптимальной, в результате чего от неё отказались. Также выяснилось, что эксплуатационные качества подвески ненамного выше, чем у Medium Mk.II, а механизмы наводки орудия не удовлетворяют требованиям. Далее, военная комиссия посчитала, что защищенность танка является недостаточной, в связи с чем разработчики получили новое требование, согласно которому предстояло увеличить толщину бортового бронирования. Вместе с этим оставалось условие сохранения проектной массы, даже если понадобиться уменьшить толщину брони в других местах.

Доработки не заставили себя долго ждать. На А6Е2 двойные пулеметы в малых башнях были заменены на одинарные, а на их крышах установили небольшие купола (по другим данным, танк сразу оснащался доработанными пулеметными установками). В главной башне пушку и пулемет решили устанавливать раздельно. С подвеской и усилением бронирования дела обстояли похуже, но фирма Vickers-Armstrong летом 1928 года всё же получила заказ на постройку третьего прототипа А6Е3 (W.D.No.T732, Reg.No.MT9637), который тоже собирался из мягкой стали.

Первоначально танк оснащался стандартным 180-сильным двигателем Armstrong-Siddeley, но позднее было выдвинуто предложение установить на него Thornycroft RY/12, развиваший мощность 500 л.с. Этот агрегат представлял собой два спаренных авиационых двигателя Rolls-Royce «Phantom» I, который взаимодействовал с трансмиссией Wilson, но поскольку его стоимость оказалась чрезмерно высокой решили вернуться с исходному варианту. Пытаясь исправить положение фирма Vickers-Armstrong предложила три варианта обновленной подвески, один из которых хотели применить на А6Е3, но было уже слишком поздно — Великая Депрессия фактически похоронила проект. Кроме того, стоимость серийного танка посчитали излишне высокой (16.000 фунтов стерлингов) — соответственно, Королевский Танковый Корпус (КТК) отказался от серийного выпуска А6 в каком бы то ни было виде, а имеющиеся три танка решили использовать для тестов.

В целом, нельзя сказать, что танки А6 оказались разочаровывающими, но полный объём был настолько велик, что выгоднее было разрабатывать новый танк, чем «доводить до ума» то, что есть на данный момент. Впроем, надо отдать должное разработчикам — несмотря на призрачные перспективы успеха они продолжали бороться за свой проект и частично им удалось «реабилитироваться» перед лицом заказчика.

Уже после получения первых данных об испытаниях А6Е1 были инициированы работы по модернизации танка. Компоновка осталась без изменений, однако пулеметные башни, в целях улучшения центровки, сместили немного вперёд, а главная башня была разработана заново. Вместо конструкции с двумя куполами появилась башня в с одной рубкой для наблюдения за местностью, плоским лобовым бронелистом и развитой кормовой нишей, где устанавливалась радиостанция. В ходовой части значительных изменений не наблюдалось, хотя передние натяжные катки были заменены на парные меньшего диаметра. Также была немного доработана бронировка моторно-трансмиссонного отсека. Вооружение танка состояло из трех 7,71-мм пулеметов Vickers (два в пулеметных башнях и один в главной башне) и одной 47-мм пушки. Углы вертикальной наводки башенного орудия находились в пределах от -12° до +27°, для пулеметов — от -12° до +17°.; Полный боекомплект составил 180 выстрелов и 8400 патронов.

Два образца трехбашенного танка, которые получили официальное обозначение , были построены в мае 1929-м году силами мастерских Королевского Арсенала в Вулвиче. Спустя два года к ним присоединился третий прототип. Нумерация этих машин, которые в ряде источников определяются как «серийные» (хотя на самом деле это не так), распределилась следующим образом:

Mk.III E1 — W.D.No.T870, Reg.No.MT9707, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E2 — W.D.No.T871, Reg.No.MT9708, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E3 — W.D.No.T907, Reg.No.MT9709, собран на Vickers Armstrong в феврале 1931 г.

Испытания Е1 и Е2 были завершены только в 1933 году, причем оба прототипа постоянно преследовали проблемы с подвеской, от которых избавиться так и не удалось. Вопрос с ценой за единицу продукции также не был урегулирован, поскольку военные всё ещё считали её завышенной. Ситуация выглядела теперь предельно ясно и уже всем было очевидно, что Mk.III в серийное производство точно не пойдёт. Указывается, что в 1934-м году танки были отправлены в штаб 1-й бронетанковой бригады и эксплуатировались там до 1938 года. Всё это время трехбашенные танки выполняли командирских машин, причем одна из них была оборудована дополнительной поручневой антенной и использовалась бригадым генералом Перси Хобартом (Percy Hobart) в ходе маневров 1934 года проводившихся в Сэлисбери Плэйн (Salisbury Plain). В целом, строевая карьера Mk.III выдалась спокойной, если не считать того, что на Е2 случился пожар и танк обгорел настолько сильно, что восстановлению не подлежал.

Судьба остальных машин до конца не выяснена. После начала 2-й мировой войны по крайней мере один из них был вновь введён в строй и направлен в распоряжение 53-го тренировочного полка Королевского Танкового Корпуса — речь идет о танке с регистрационным номером МТ9709, фотография которого была сделана в Тидворте и датируется 28 октября 1940 года. Другими словами, период эксплуатации Mk.III E3 продили на год или больше. Относительно Mk.III E1 достоверных данных найти пока не удалось, поэтому не исключено, что этот танк всё же был разобран.

Впрочем, история танка Mk.III могла иметь более интересное продолжение. В 1930 году заместитель начальника УММ РККА С.Гинзбург, посетив фирму Vickers, обнаружил у неё на полигоне необычный трехбашенный танк. По всей видимости, это был Mk.III Е1 (судя по сохранившемуся рисунку), который как раз в это время проходил обкатку. Эта машина очень заинтересовала Гинзбурга, который выразил искреннее желание приобрести её. Однако англичане, упирая на секретность и первоочередные нужды для собственной армии, отказали советскому представителю в этой просьбе. Тогда Гинзбургу пришлось пойти на хитрость — в разговоре с представителями фирмы он заявил, что договоренность с военным ведомством Великобритании уже достигнута и ему лишь хочется узнать побольше об этой машине перед отправкой в СССР. Так была получена информация о британском «16-тонном» танке и сделаны его наброски.

В Советском Союзе к данной машине отнеслись с бошьшим вниманием, поскольку А6 хорошо вписывался в текущую концепцию развития бронетанковых сил РККА. Не удивительно, что уже в июне 1930 года были проведены новые переговоры, в ходе которых советская делегация вновь настаивала на закупке Mk.III. Британцы на этот раз оказались более сговорчивыми, но тут их подвела откровенная жадность. Чтобы купить танк они «заломили» крайне жёсткие условия: предоплата 20.000 фунтов за ознакомление с конструкцией, заказ на партию танков по цене 16.000 фунтов за штуку (то есть, стоимость танка как для КТК, так и для РККА осталась на одном уровне) и дальнейший заказ танков Vickers 6 ton и танкеток Carden-Lloyd Mk.VI . Разумеется, на таких условиях советская сторона вести дальнейшие переговоры не стала, а УММ РККА приняло решение о разработке собственного танка аналогичной схемы. Как можно догадаться, им стал знаменитый Т-28, который по праву можно считать лучшим образцом трехбашенного танка.

Источники:
М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29» (Фронтовая иллюстрация №4-2000)
А.А.Быстров «Танки.1916-1945: Иллюстрированная энциклопедия». ОЛМА-Пресс\Москва, Бонус\Красноярск. 2002
Catherine Beale «Death by Design: British Tank Development in the Second World War»
Christopher F Foss & Peter McKenzie «Vickers Tanks – From Landships to Challenger 2», Second Edition, Keepdate, 1995
Peter Chamberlain, Chris Ellis «Tanks of the World, 1915-1945», 1972
David Fletcher «Mechanised Force: British Tanks Between the Wars». H.M.Stationery Office. 1991
wwiivehicles.com: Britain’s Medium Mark III, A6
arcaneafvs.com: Medium Mark III

BRITISH ARMOURED FIGHTING VEHICLES 1918-1939© IWM (KID 3571) \ IWM (KID 4490) \ IWM (KID 4625)
Чертежи среднего танка

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Medium Tank Mk.III Е3 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 17500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6600
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2490
Клиренс, мм 440
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и один 7,71-мм пулемет Vickers в основной башне, два 7,71-мм пулемета Vickers в передних башнях
БОЕКОМПЛЕКТ 180 выстрелов и 8400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25,4 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма корпуса — 12,7 мм(?)
главная башня — 25,4 мм
пулеметные башни — 12,7 мм(?)
крыша — 9,5 мм
днище — 9,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Vickers-Armstrong, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 180 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно с амортизацией на пружинных рессорах, 3 «независимых» катка, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 48 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40-45
Высота стенки, м 0,87 — 0,96
Глубина брода, м 1,22
Ширина рва, м 2,07 — 2,75
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.9 или No.11(?) и интерком

Один из первых серийных танков Valentine I на полигоне. Великобритания, 1939 г.


Наиболее удачный легкий (по принятой в большинстве стран классификации) и наиболее массовый британский танк Второй мировой войны. Разработан в инициативном порядке фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в 1938 г. Производился серийно с 1940 до начала 1944 г. За это время тремя английскими компаниями – Vickers, Metro, 3RCW – и двумя канадскими – Canadian Pacific Pailway и Montreal Works было выпущено 8275 танков (в том числе 1420 в Канаде).

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Valentine I – первый серийный вариант. Гпавной особенностью конструкции корпуса и башни являлось отсутствие каркасов для их сборки, Броневые плиты обрабатывались по соответсвующим шаблонам так, что они взаимно замыкались при сборке. Затем осуществлялось их крепление друг к другу с помощью болтов, заклепок и шпонок. На машине устанавливалась 2- фунтовая пушка, 6-цилиндровый карбюраторный двигатель АЕС А189 мощностью 135 л.с. при 1900 об/мин. В трансмиссию танков с двигателями АЕС входили: одно- дисковый главный фрикцион сухого трения J-151, четырехходовая, пятискорост- ная коробка передач Meadows type 22, коническая поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы и двойные планетарные бортовые передачи Емкость топливных баков 257 л. У части машин на специальном кронштейне

на крыше башни крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Вгеп. Боевая масса 15,75 т, экипаж 3 человека.

Valentine II – дизельный двигатель АЕС А190 мощностью 131 л.с. при 1800 об/мин, фальшборты и дополнительный наружный топливный бак, подключенный к системе питания двигателя. Запас хода с наружным баком – 176 км.

Valentine III – трехместная башня с кормовой нишей. Толщина бортов корпуса уменьшена с 60 до 50 мм. Боевая масса 16,75 т, экипаж 4 человека.

Valentine IV – Valentine II с американскими дизелем GMC 6004 мощностью 138 л.с. и трансмиссией.

Valentine V – Valentine III с американскими дизелем GMC 6004 и трансмиссией.

Valentine VI – Valentine IV, изготовленный в Канаде. Отличался от английского варианта рядом узлов и деталей канадского или американского производства, У части танков лобовая деталь корпуса выполнена цельнолитой.

Valentine VII – Valentine VI со спаренным пулеметом Browning М1919А4 калибра 7,62 мм американского производства вместо BESA английского. Изготавливалась в Канаде.

Valentine VIII – Valentine III с 6-фунтовой (57-мм) пушкой в двухместной башне Спаренный пулемет и дымовой казноза- рядный гранатомет отсутствовали. На правом борту башни на специальном кронштейне крепились два дымовых гранатомета калибра 101,6 мм. Уменьшена толщина бортовой брони корпуса. Боекомплект – 53 артвыстрела, боевая масса – 17,2 т. Экипаж 3 человека.

Valentine IX – Valentine V с 6-фунтовой пушкой в двухместной башне. Спаренный пулемет отсутствовал. На последних 300 машинах устанавливались форсированные дизеля GMC 6004 мощностью 165 л.с. при 2000 об/мин.

Valentine X – Valentine IX с автономной установкой пулемета BESA калибра 7,92 мм. Боекомплект пушки сокращен до 44 выстрелов. Боекомплект пулемета – 3150 патронов. Двигатель GMC 6004 мощностью 165 л.с.

Valentine XI – 75-мм пушка. Боекомплект 46 выстрелов и 3150 патронов. Двигатель GMC 6004 форсированный до мощности 210 л.с. при 2150 об/мин.

В течение года после начала серийного производства проходило освоение новой материальной части в танковых соединениях британской армии. Одними из первых в 1941 г. "Валентайны" поступили в 6- ю и 11-ю танковые дивизии, а еще раньше, осенью 1940-го – в 1-ю польскую танковую дивизию.

Боевое крещение эти машины получили в Северной Африке в ноябре 1941 г. в ходе операции "Крусейдер". Из шести дивизий и пяти бригад 8-й английской армии, участвовавших в этой операции, одна дивизия и три бригады были бронетанковыми. В состав 1-й армейской танковой бригады входил 8-й Королевский танковый полк, полностью укомплектованный "Валентайнами" (42 единицы), Еще 10 машин этого типа имелось в составе 32-й армейской танковой бригады, входившей в гарнизон осажденного итало-германскими войсками Тобрука.




Valentine II, оборудованный для действий в пустыне. На машине установлены 135- литровый топливный бак и крылья, уменьшавшие облако песчаной пыли от гусениц



Пехотный танк Valentine III. На крыше башни смонтирована зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Вгеп



Пехотный танк Valentine IV. Большая часть этих танков была отправлена в Советский Союз


Спустя пять месяцев к началу сражения при Эль-Газале 1-ю армейскую танковую бригаду полностью перевооружили "Валентайнами". В этом соединении, состоявшем из 8-го, 42-го и 44-го Королевских танковых полков, насчитывалось 174 "Валентайна".

Один эскадрон "Валентайнов" принимал участие в высадке на о. Мадагаскар в 1942 г, В составе 3-й новозеландской дивизии они воевали на островах Тихого океана.

Из 11 британских танковых полков, воевавших с японцами в Бирме, один – 146-й полк Королевского танкового корпуса (146.RAC) – с октября 1942 г, был вооружен танками Valentine III. Несмотря на поступление 8 последующем боевых машин других типов, в том числе танков "Генерал Грант", некоторое количество "Валентайнов" продолжало использоваться в этой части вплоть до 1945 г. Лишь в мае 1945 г. полк окончательно перевооружили "Шерманами".

К моменту высадки в Нормандии "Валентайны" были выведены из первой линии танковых частей. Использовались в качестве различных машин специального назначения – мостоукладчиков (Valentine- Bridgelayer), минных тральщиков и других. Часть танков была переделана в самоходные артиллерийские установки "Арчер". Довольно много "Валентайнов" служили бронированными подвижными наблюдательными пунктами в частях Королевской артиллерии и применялись как командирские машины в противотанковых дивизионах.

Единственной страной, куда "Валентайны" поставлялись по ленд-лизу, был Советский Союз. Причем в СССР отправили без малого половину выпущенных машин: 2394 английских и 1388 канадских, из которых до места назначения дошло 3332 танка. Красная Армия получила танки семи модификаций – II, III, IV, V, VII, IX и X. Как видно, преобладали машины, оснащенные дизелями GMC Возможно, это делалось ради унификации; такие же двигатели стояли на поставлявшихся в СССР американских "Шерманах".



Valentine V, На левой надгусеничной полке установлен 135-литровый топливный бак. В борту башни видна амбразура для стрельбы из личного оружия




Пехотный танк Valentine VIII. Первая мод ификация, вооруженная 6-фунтовой пушкой





Пехотные танки Valentine X (в центре) и Valentine XI (слева). Характерными отличительными чертами этих танков были пулемет Besa в автономной установке справа от пушки и установка на правом борту башни кронштейна с дымовыми гранатометами калибра 101,6мм



Красноармейцы изучают конструкцию английского танка "Валентайн II". 1942 г.



Подразделение танков "Валентайн IV" на марше. Западный фронт, 1942 г.


Кроме линейных танков, было поставлено 25 мостоукладчиков. Первые "Валентайны" появились на советско-германском фронте в конце ноября 1941 г. Уже в ходе первых боев выявился такой недостаток английских танков, как отсутствие в боекомплекте 2-фунтовой пушки осколочно-фугасных снарядов. Большое количество "Валентайнов" участвовало в битве за Кавказ. В 1942 – 1943 гг. танковые части Северо-Кавказского и Закавказского фронтов были укомплектованы импортной техникой почти на 70%. Это объяснялось близостью к так называемому "Иранскому коридору", то есть одному из путей поставки грузов в СССР, проходившему через Иран.

География применения "Валентайнов" была очень широкой – от самых южных участков советско-германского фронта до северных. Помимо частей Закавказского фронта, они состояли, например, на вооружении 19-го танкового корпуса Южного фронта (с 20 октября 1943 г. – 4-й Украинский) и принимали активное участие в Мелитопольской наступательной операции, а затем в освобождении Крыма. Танки Mk III активно использовались в позиционных боях на Западном и Калининском фронтах вплоть до начала 1944 г. До конца войны "Валентайны" оставались основными танками кавалерийских корпусов. Особенно высоко кавалеристы ценили маневренные качества машины. Скорее всего, по этой же причине "Валентайны" состояли на вооружении многих мотоциклетных батальонов и отдельных мотоциклетных полков. В штат последних на завершающем этапе войны входила танковая рота из десяти Т-34 либо такого же количества "Валентайн IX".

Танки модификаций "Валентайн IX" и "Валентайн X", вооруженные 57-мм пушками, почти до конца войны продолжали запрашиваться Советским Союзом для поставок по ленд-лизу. Во многом благодаря этому серийное производство "Валентайнов", уже не поступавших в британскую армию, продолжало сохраняться вплоть до апреля 1944 г.

В Красной Армии "Валентайны" использовались вплоть до конца Второй мировой войны. Свой боевой путь в Красной Армии боевые машины этого типа закончили на Дальнем Востоке в августе 1945 г.



Танк "Валентайн IX" одной из частей Красной Армии на улице г.Яссы. Август 1944 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mark III Valentine VI

БОЕВАЯ МАССА, т: 16,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5410, ширина – 2629, высота – 2273, клиренс – 420.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта (40 мм), 1 пулемет 8ESA калибра 7.92 мм. 1 зенитный пулемет Вгеп калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 61 артвыстрел, 3150 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,7 мм, 18 дымовых гранат.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24В Мк I. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 60, борт и корма – 60, крыша – 10 – 20, днище – 7 – 20; башня – 60 – 65.

ДВИГАТЕЛЬ: GMC 6-71 модели 6004, 6-цилиндровый двухтактный дизель с рядным расположением цилиндров и жидкостным охлаждением; максимальная мощность 165 л.с. (120 кВт) при 2000 об/мин, заводская регулировка – 138 л.с. при 1900 об/мин. Рабочий объем 6970 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения М-6004, трехходовая синхронизированная механическая коробка передач Spicer synchromech, поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы, двойные планетарные бортовые передачи, колодочные тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное посередине гусеницы), подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 103 трака шириной 356 мм, шаг трака – 112 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 32.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40, высота стенки, м – 0,75, ширина рва, м – 2,2, глубина брода, м – 1.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Mark I – это британский тяжелый танк, который является первым в мире серийным танком. Mk-I был разработан в 1916 году, и стал родоначальником обширного семейства британских «ромбовидных» танков.

История создания MK-I

К 1915 году зашла в своеобразный тупик, превратившись в позиционную. Любые пехотные или кавалерийские атаки на глубоко эшелонированную оборону стоили огромных потерь и не приносили нужного результата, так что атаковать по-старинке больше просто не было смысла. Тогда-то многим военным и пришла в голову мысль о том, что проблемы смогут решить боевые бронированные машины. К тому времени на фронте уже действовали разнообразные бронеавтомобили, и успешность их использования лишь подтверждала мысли военных. Но у всех тяжелых броневиков был один недостаток – очень плохая проходимость.

После множества неудачных проектов в 1915 году был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который в 1916 году и осуществил наконец создание танка. Свое название, которое с английского переводится как «бак», машина получила для маскировки, чтобы противник думал, что по железной дороге перевозят именно баки.

После прохождения испытаний в производство поступило сто танков Mk.1. Танк выпускался в двух модификациях – Male и Female, то есть Самец и Самка. У первого на вооружении были пулеметы»Льюис» и две 57-миллиметровые пушки, а у второго – только пулеметы.

ТТХ

Общая информация:

  • Классификация – Тяжелый танк/пехотный танк;
  • Боевая масса – 28,45 т самец, 27,43 т самка;
  • Компоновочная схема – ромбовидный танк;
  • Экипаж – 8 человек;
  • Год производства – 1916;
  • Годы эксплуатации – 1916-1918;
  • Выпуск – 75 Самцов и 75 Самок;

Размеры:

  • Длина корпуса – 8060 мм без хвоста и 9910 мм с хвостом;
  • Ширина корпуса – 4200 мм «самец» и 4380 мм «самка»;
  • Высота – 2450 мм;
  • Клиренс – 420 мм;

Бронирование:

  • Тип брони – стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 10-12 мм/град.;
  • Борт корпуса – 10-12 мм/град.;
  • Корма корпуса – 10 мм/град.;
  • Днище – 5-6 мм;
  • Крыша корпуса – 5-6 мм;

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки – 2х57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 40 калибров;
  • Боекомплект пушки – 332;
  • Дальность стрельбы – 1,8 километров;
  • Прицелы – оптический;
  • Пулеметы – 4х8-мм «Гочкис» на «самце», 4х7,7-мм «Виккерс» и 1х8-мм «Гочкис» на «самке».

Подвижность:

  • Тип двигателя — «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 105 л.с (при 1000 об./мин);
  • Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 38 км;
  • Тип подвески – жесткая;
  • Удельное давление на грунт – 1,2 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 22 град.;
  • Преодолеваемая стенка – 1 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,45 м.

Применение

На вооружение Mk-I поступил в августе 1916 года. 15 сентября 1916 года его впервые использовали против немецких войск в «Битве на Сомме», во Франции. В ходе битвы вскрылись недостатки конструкции – из 49 подготовленных для атаки машин выдвинулось лишь 32, из них 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя. Оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны более чем на 5 километров. Потери англичан в этой операции были в 20 раз меньше обычных.

Следует признать, что по большому счету, эффект от применения танков скорее был больше психологический, чем реальный. Очень быстро пехота и артиллерия выработали вполне эффективные меры борьбы с танками, которые благодаря размерам представляли собой отличную мишень.

После этого боя в конструкцию танка внесли ряд существенных изменений – новые версии получили названия Mark II и Mark III. Однако, несмотря на все свои недостатки, именно Mark-I доказал эффективность нового вида боевой техники.

Кстати у Mk-I была достаточно забавная система связи с командным пунктом – связь иногда осуществлялась голубиной почтой, и в танке даже было отверстие для голубя. Позднее стали применять семафорную систему.

После появления , Mark I вместе с Mark II и Mark III стали использовать как танки для специальных нужд и как учебные танки. Например, в битве за Камбраи Mk-I использовали как командный танк – в нем было установлено оборудование для беспроводной связи.

В 1917 году Mark-I без задних рулевых колес и островерхой крыши отправили в Палестину вместо обещанных Mk-III. Турки ждали появления танков, и сумели даже подбить несколько машин, из-за чего тактику применения танков пришлось резко менять. Несмотря на эффективность новой тактики, на ход войны на Ближнем востоке танки Mk-I повлияли мало.

MARK III «Валентайн VI» — наиболее удачный английский пехотный танк периода второй мировой войны. Разработан в инициативном порядке фирмой «Vikers» (Англия) в 1938 году.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Производился серийно с 1940 до начала 1944 года компаниями «Canadian Pailway» и «Monreal Works» (Канада).


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

В Красную Армию танки «Валентайн» поставлялись по ленд-лизу, использовались в отдельных танковых бригадах смешанного состава и в составе танковых полков ряда механизированных корпусов.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса — 16,5 т
Экипаж — 3 чел.
Вооружение:
40 мм пушка Mk IX
7,92 мм пулемёт VESA
7,7 мм зенитный пулемёт «Bren»
Броневая защита:
лоб корпуса — 60 мм
лоб башни — 60 мм
Максимальная скорость — 32 км/ч
Запас хода по шоссе — 150 км
Мощность двигателя — 138 л.с.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Советский Союз был единственной страной куда «Валентайны» поставлялись по ленд-лизу. В СССР отправили без малого половину выпущенных машин: 2394 английских и 1388 канадских, из которых до места назначения дошло 3332 танка.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

По данным приёмных комиссий ГБТУ Красной армии, в 1941 году было принято 216 танков, в 1942 — 959, в 1943 — 1776, в 1944 — 381. Красная армия получила танки семи модификаций — II, III, IV, V,VII, IX и X.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Преобладали машины оснащённые дизелями GMC. Возможно, это делалось ради унификации: такие же двигатели стояли на поставлявшихся в СССР «Шерманах».


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Кроме линейных танков было поставлено 25 мостоукладчиков Valentine-Bridgelayer — советское обозначение МК.3М.

В документах военных лет «Валентайны» называются по-разному. Чаще всего МК.III или МК.3, иногда с добавлением названия «Валентайн» или, реже, «Валентин».

Не часто можно встретить и обозначение модификации «Валентайн III», «Валентайн VI» и «Валентайн IX» и так далее.

Вместе с тем в документах тех лет кроме МК-3 попадаются обозначения МК-5, МК-7 и МК-9. Совершенно очевидно, что речь идёт о различных модификациях этого британского танка.


Top