Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI. Тактика игры на Vickers Medium Mk

Mark I – это британский тяжелый танк, который является первым в мире серийным танком. Mk-I был разработан в 1916 году, и стал родоначальником обширного семейства британских «ромбовидных» танков.

История создания MK-I

К 1915 году зашла в своеобразный тупик, превратившись в позиционную. Любые пехотные или кавалерийские атаки на глубоко эшелонированную оборону стоили огромных потерь и не приносили нужного результата, так что атаковать по-старинке больше просто не было смысла. Тогда-то многим военным и пришла в голову мысль о том, что проблемы смогут решить боевые бронированные машины. К тому времени на фронте уже действовали разнообразные бронеавтомобили, и успешность их использования лишь подтверждала мысли военных. Но у всех тяжелых броневиков был один недостаток – очень плохая проходимость.

После множества неудачных проектов в 1915 году был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который в 1916 году и осуществил наконец создание танка. Свое название, которое с английского переводится как «бак», машина получила для маскировки, чтобы противник думал, что по железной дороге перевозят именно баки.

После прохождения испытаний в производство поступило сто танков Mk.1. Танк выпускался в двух модификациях – Male и Female, то есть Самец и Самка. У первого на вооружении были пулеметы»Льюис» и две 57-миллиметровые пушки, а у второго – только пулеметы.

ТТХ

Общая информация:

  • Классификация – Тяжелый танк/пехотный танк;
  • Боевая масса – 28,45 т самец, 27,43 т самка;
  • Компоновочная схема – ромбовидный танк;
  • Экипаж – 8 человек;
  • Год производства – 1916;
  • Годы эксплуатации – 1916-1918;
  • Выпуск – 75 Самцов и 75 Самок;

Размеры:

  • Длина корпуса – 8060 мм без хвоста и 9910 мм с хвостом;
  • Ширина корпуса – 4200 мм «самец» и 4380 мм «самка»;
  • Высота – 2450 мм;
  • Клиренс – 420 мм;

Бронирование:

  • Тип брони – стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 10-12 мм/град.;
  • Борт корпуса – 10-12 мм/град.;
  • Корма корпуса – 10 мм/град.;
  • Днище – 5-6 мм;
  • Крыша корпуса – 5-6 мм;

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки – 2х57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 40 калибров;
  • Боекомплект пушки – 332;
  • Дальность стрельбы – 1,8 километров;
  • Прицелы – оптический;
  • Пулеметы – 4х8-мм «Гочкис» на «самце», 4х7,7-мм «Виккерс» и 1х8-мм «Гочкис» на «самке».

Подвижность:

  • Тип двигателя — «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 105 л.с (при 1000 об./мин);
  • Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 38 км;
  • Тип подвески – жесткая;
  • Удельное давление на грунт – 1,2 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 22 град.;
  • Преодолеваемая стенка – 1 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,45 м.

Применение

На вооружение Mk-I поступил в августе 1916 года. 15 сентября 1916 года его впервые использовали против немецких войск в «Битве на Сомме», во Франции. В ходе битвы вскрылись недостатки конструкции – из 49 подготовленных для атаки машин выдвинулось лишь 32, из них 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя. Оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны более чем на 5 километров. Потери англичан в этой операции были в 20 раз меньше обычных.

Следует признать, что по большому счету, эффект от применения танков скорее был больше психологический, чем реальный. Очень быстро пехота и артиллерия выработали вполне эффективные меры борьбы с танками, которые благодаря размерам представляли собой отличную мишень.

После этого боя в конструкцию танка внесли ряд существенных изменений – новые версии получили названия Mark II и Mark III. Однако, несмотря на все свои недостатки, именно Mark-I доказал эффективность нового вида боевой техники.

Кстати у Mk-I была достаточно забавная система связи с командным пунктом – связь иногда осуществлялась голубиной почтой, и в танке даже было отверстие для голубя. Позднее стали применять семафорную систему.

После появления , Mark I вместе с Mark II и Mark III стали использовать как танки для специальных нужд и как учебные танки. Например, в битве за Камбраи Mk-I использовали как командный танк – в нем было установлено оборудование для беспроводной связи.

В 1917 году Mark-I без задних рулевых колес и островерхой крыши отправили в Палестину вместо обещанных Mk-III. Турки ждали появления танков, и сумели даже подбить несколько машин, из-за чего тактику применения танков пришлось резко менять. Несмотря на эффективность новой тактики, на ход войны на Ближнем востоке танки Mk-I повлияли мало.

Официальное обозначение: Medium Tank A6, Medium Tank Mk.III
Альтернативное обозначение: Mark III
Начало проектирования: 1926 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено три прототипа А6 и три прототипа Mk.III.

Едва успев принять на вооружение средние танки Medium Mk.II британское военное ведомство уже в 1925 году задумалось над его заменой. Разумеется, в момент своего появления Mk.II был если не прорывом в танкостроении, то во всяком случае вполне современной боевой машиной, которая создавалась с учетом боевого опыта 1-й мировой войны. Тем не менее, нужно было двигаться вперёд и в начале 1926 года War Office выдал требования на новый танк этого же класса, основные пункты которого гласили:

— боевая масса до 16 тонн;

— ширина танка должна соответствовать габаритам железнодорожных вагонов;

— основное вооружение должно быть способно пробивать броню машины аналогичного типа на дистанции 1000 ярдов;

— должны присутствовать две независимые пулеметные башни;

— должно быть установлено бронирование лобовой части, достаточное для защиты при пересечении горизонтальных препятствий (подъёмы, эскарпы);

— топливные баки должны размещаться снаружи корпуса по бортам;

— шумность танка должна быть минимально возможной.

Как видно, не все требования были тривиальными, но в военном ведомстве считали, что новый средний танк должен быть именно таким. Справиться с подобной задачей в середине 1920-х гг. могла только одна фирма — это была знаменитая Vickers-Armstrong. Собственно, именно ей и был выдан заказ на проектирование новой боевой машины, которая получила индекс А6 . В дополнительных комментариях было указано, что средний танк будет иметь компоновку, схожую с танком А1Е1 — боевое отделение располагается в передней части корпуса и отделено перегородкой от моторного отсека размещенного на корме. Носовую часть корпуса предполагалось вынести вперёд, на один уровень с направляющими колесами. Толщина бронирования составляла от 6,5 до 13 мм (по другим данным — до 14 мм). Боевое отделение также проектировалось по аналогии с А1Е1 и должно было сохранить одинаковый башенный погон диаметром 630 мм. Башню кругового вращения предполагалось оснастить 3-фунтовым орудием с углами вертикального наведения от -10° до +30°.; В носовой части корпуса, согласно требованиям, устанавливалось две пулеметные башни с одним или двумя пулеметами и отрицательным углом наведения -3°.; Ещё одна башня того же типа должна была устанавливаться в средней части корпуса, между основной башней и трансмиссионным отсеком. Также иногда указывается, что задняя пулеметная башня была зенитной. На танке была запланирована установка 120-сильного двигателя, который обеспечил бы максимальную скорость порядка 14 миль\час (22,5 км\ч).

Спустя некоторое время требования уточнили. Согласно обновлённому проекту, при сохранении бронирования толщиной 6,5-13 мм боевая масса составила бы 14,7 тонны. Общий запас топлива определялся в 120 галлонов (550 литров), из которых только 10 галлонов находились во внутреннем баке, а остальное — в наружных. На выбор теперь предлагалось два варианта двигателя мощностью 120 и 180 л.с. Во втором случае максимальная скорость поднималась до 20 миль\ч (32,2 км\ч). Экипаж состоял из 7 человек.

Работы по проекту А6 продвигались очень быстрыми темпами и уже в марте 1927 года был изготовлен деревянный макет. В предложенном виде он не полностью удовлетворил заказчика, в связи с чем была выдана новая порция требований. Интересно, что от «зенитной» башенки на А6 очень быстро отказались, но в 1940-м году, когда вторжение немцев в Великобританию казалось неизбежным, две кормовые башни танка А1Е1 переоборудовали именно таким образом, чтобы можно было вести огонь по самолётам. Собственно, в таком виде единственный британский пятибашенный танк сейчас экспонируется в Бовингтонском музее. В итоге был утвержден второй вариант проекта, в котором оставили только три башни, но постановили использовать гидравлическую трансмиссию типа Wilson.

К июню 1928 года фирма Vickers-Armstrong построила два прототипа из мягкой стали, которые обозначались как А6Е1 (W.D.No.T405, Reg.No.ML8699) и А6Е2 (W.D.No.T404, Reg.No.ML8698) и были сразу же предоставлены Mechanized Warfare Experimental Establishment для ходовых испытаний. Поскольку полная масса превысила 16-тонн в переписке, а затем и во многих справочниках, появился индекс 16-tonner (16-тонный). Обе машины внешне были практически идентичны, а вооружение соответствовало проекту. В двух передних башнях, имевших сектор горизонтального обстрела порядка 200°, устанавливалась спарка из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, защищенных общим бронированным кожухом. В главной башне конической формы, которая устанавливалсь на высокой подбашенной коробке и имела возможность кругового вращения, находилась 47-мм танковая пушка и ещё один 7,71-мм пулемет. Ходовая часть танка А6, применительно на один борт состояла из 8 опорных катков блокированных попарно в тележки, 2 независимых катка увеличенного диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков заимствованных от танка Medium Mk.II. Опорные катки оснащались независимой подвеской. Нижняя часть была закрыта бронированным экраном, который защищал элементы подвески от попаданий пуль и осколков.

Основные различия заключались в силовой установке. Если на А6Е1 устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощнстью 180 л.с., то на А6Е2 был установлен дизель Ricardo C1 той же мощности и новая коробка передач, разработанная швейцарской фирмой Wintcrhur\SLM (по другим данным испытания дизельной силовой установки проводились в 1932-1933 гг). В дальнейшем второй прототип также был оснащен двигателем Armstrong-Siddeley.

В процессе тестов было установлено, что средний танк может развивать максимальную скорость до 41,8 км\ч при движении по дорогам с твердым покрытием, что уже само по себе было достижением. Но более важным было то, что благодаря независимой рессорной подвеске опорных катков танк обладал поистине уникальной для того времени плавностью хода. Вместе с тем, в июле 1928 года, когда были проведены огневые испытания, было установлено, что спаренная установка пушки и пулемета не является оптимальной, в результате чего от неё отказались. Также выяснилось, что эксплуатационные качества подвески ненамного выше, чем у Medium Mk.II, а механизмы наводки орудия не удовлетворяют требованиям. Далее, военная комиссия посчитала, что защищенность танка является недостаточной, в связи с чем разработчики получили новое требование, согласно которому предстояло увеличить толщину бортового бронирования. Вместе с этим оставалось условие сохранения проектной массы, даже если понадобиться уменьшить толщину брони в других местах.

Доработки не заставили себя долго ждать. На А6Е2 двойные пулеметы в малых башнях были заменены на одинарные, а на их крышах установили небольшие купола (по другим данным, танк сразу оснащался доработанными пулеметными установками). В главной башне пушку и пулемет решили устанавливать раздельно. С подвеской и усилением бронирования дела обстояли похуже, но фирма Vickers-Armstrong летом 1928 года всё же получила заказ на постройку третьего прототипа А6Е3 (W.D.No.T732, Reg.No.MT9637), который тоже собирался из мягкой стали.

Первоначально танк оснащался стандартным 180-сильным двигателем Armstrong-Siddeley, но позднее было выдвинуто предложение установить на него Thornycroft RY/12, развиваший мощность 500 л.с. Этот агрегат представлял собой два спаренных авиационых двигателя Rolls-Royce «Phantom» I, который взаимодействовал с трансмиссией Wilson, но поскольку его стоимость оказалась чрезмерно высокой решили вернуться с исходному варианту. Пытаясь исправить положение фирма Vickers-Armstrong предложила три варианта обновленной подвески, один из которых хотели применить на А6Е3, но было уже слишком поздно — Великая Депрессия фактически похоронила проект. Кроме того, стоимость серийного танка посчитали излишне высокой (16.000 фунтов стерлингов) — соответственно, Королевский Танковый Корпус (КТК) отказался от серийного выпуска А6 в каком бы то ни было виде, а имеющиеся три танка решили использовать для тестов.

В целом, нельзя сказать, что танки А6 оказались разочаровывающими, но полный объём был настолько велик, что выгоднее было разрабатывать новый танк, чем «доводить до ума» то, что есть на данный момент. Впроем, надо отдать должное разработчикам — несмотря на призрачные перспективы успеха они продолжали бороться за свой проект и частично им удалось «реабилитироваться» перед лицом заказчика.

Уже после получения первых данных об испытаниях А6Е1 были инициированы работы по модернизации танка. Компоновка осталась без изменений, однако пулеметные башни, в целях улучшения центровки, сместили немного вперёд, а главная башня была разработана заново. Вместо конструкции с двумя куполами появилась башня в с одной рубкой для наблюдения за местностью, плоским лобовым бронелистом и развитой кормовой нишей, где устанавливалась радиостанция. В ходовой части значительных изменений не наблюдалось, хотя передние натяжные катки были заменены на парные меньшего диаметра. Также была немного доработана бронировка моторно-трансмиссонного отсека. Вооружение танка состояло из трех 7,71-мм пулеметов Vickers (два в пулеметных башнях и один в главной башне) и одной 47-мм пушки. Углы вертикальной наводки башенного орудия находились в пределах от -12° до +27°, для пулеметов — от -12° до +17°.; Полный боекомплект составил 180 выстрелов и 8400 патронов.

Два образца трехбашенного танка, которые получили официальное обозначение , были построены в мае 1929-м году силами мастерских Королевского Арсенала в Вулвиче. Спустя два года к ним присоединился третий прототип. Нумерация этих машин, которые в ряде источников определяются как «серийные» (хотя на самом деле это не так), распределилась следующим образом:

Mk.III E1 — W.D.No.T870, Reg.No.MT9707, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E2 — W.D.No.T871, Reg.No.MT9708, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E3 — W.D.No.T907, Reg.No.MT9709, собран на Vickers Armstrong в феврале 1931 г.

Испытания Е1 и Е2 были завершены только в 1933 году, причем оба прототипа постоянно преследовали проблемы с подвеской, от которых избавиться так и не удалось. Вопрос с ценой за единицу продукции также не был урегулирован, поскольку военные всё ещё считали её завышенной. Ситуация выглядела теперь предельно ясно и уже всем было очевидно, что Mk.III в серийное производство точно не пойдёт. Указывается, что в 1934-м году танки были отправлены в штаб 1-й бронетанковой бригады и эксплуатировались там до 1938 года. Всё это время трехбашенные танки выполняли командирских машин, причем одна из них была оборудована дополнительной поручневой антенной и использовалась бригадым генералом Перси Хобартом (Percy Hobart) в ходе маневров 1934 года проводившихся в Сэлисбери Плэйн (Salisbury Plain). В целом, строевая карьера Mk.III выдалась спокойной, если не считать того, что на Е2 случился пожар и танк обгорел настолько сильно, что восстановлению не подлежал.

Судьба остальных машин до конца не выяснена. После начала 2-й мировой войны по крайней мере один из них был вновь введён в строй и направлен в распоряжение 53-го тренировочного полка Королевского Танкового Корпуса — речь идет о танке с регистрационным номером МТ9709, фотография которого была сделана в Тидворте и датируется 28 октября 1940 года. Другими словами, период эксплуатации Mk.III E3 продили на год или больше. Относительно Mk.III E1 достоверных данных найти пока не удалось, поэтому не исключено, что этот танк всё же был разобран.

Впрочем, история танка Mk.III могла иметь более интересное продолжение. В 1930 году заместитель начальника УММ РККА С.Гинзбург, посетив фирму Vickers, обнаружил у неё на полигоне необычный трехбашенный танк. По всей видимости, это был Mk.III Е1 (судя по сохранившемуся рисунку), который как раз в это время проходил обкатку. Эта машина очень заинтересовала Гинзбурга, который выразил искреннее желание приобрести её. Однако англичане, упирая на секретность и первоочередные нужды для собственной армии, отказали советскому представителю в этой просьбе. Тогда Гинзбургу пришлось пойти на хитрость — в разговоре с представителями фирмы он заявил, что договоренность с военным ведомством Великобритании уже достигнута и ему лишь хочется узнать побольше об этой машине перед отправкой в СССР. Так была получена информация о британском «16-тонном» танке и сделаны его наброски.

В Советском Союзе к данной машине отнеслись с бошьшим вниманием, поскольку А6 хорошо вписывался в текущую концепцию развития бронетанковых сил РККА. Не удивительно, что уже в июне 1930 года были проведены новые переговоры, в ходе которых советская делегация вновь настаивала на закупке Mk.III. Британцы на этот раз оказались более сговорчивыми, но тут их подвела откровенная жадность. Чтобы купить танк они «заломили» крайне жёсткие условия: предоплата 20.000 фунтов за ознакомление с конструкцией, заказ на партию танков по цене 16.000 фунтов за штуку (то есть, стоимость танка как для КТК, так и для РККА осталась на одном уровне) и дальнейший заказ танков Vickers 6 ton и танкеток Carden-Lloyd Mk.VI . Разумеется, на таких условиях советская сторона вести дальнейшие переговоры не стала, а УММ РККА приняло решение о разработке собственного танка аналогичной схемы. Как можно догадаться, им стал знаменитый Т-28, который по праву можно считать лучшим образцом трехбашенного танка.

Источники:
М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29» (Фронтовая иллюстрация №4-2000)
А.А.Быстров «Танки.1916-1945: Иллюстрированная энциклопедия». ОЛМА-Пресс\Москва, Бонус\Красноярск. 2002
Catherine Beale «Death by Design: British Tank Development in the Second World War»
Christopher F Foss & Peter McKenzie «Vickers Tanks – From Landships to Challenger 2», Second Edition, Keepdate, 1995
Peter Chamberlain, Chris Ellis «Tanks of the World, 1915-1945», 1972
David Fletcher «Mechanised Force: British Tanks Between the Wars». H.M.Stationery Office. 1991
wwiivehicles.com: Britain’s Medium Mark III, A6
arcaneafvs.com: Medium Mark III

BRITISH ARMOURED FIGHTING VEHICLES 1918-1939© IWM (KID 3571) \ IWM (KID 4490) \ IWM (KID 4625)
Чертежи среднего танка

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Medium Tank Mk.III Е3 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 17500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6600
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2490
Клиренс, мм 440
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и один 7,71-мм пулемет Vickers в основной башне, два 7,71-мм пулемета Vickers в передних башнях
БОЕКОМПЛЕКТ 180 выстрелов и 8400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25,4 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма корпуса — 12,7 мм(?)
главная башня — 25,4 мм
пулеметные башни — 12,7 мм(?)
крыша — 9,5 мм
днище — 9,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Vickers-Armstrong, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 180 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно с амортизацией на пружинных рессорах, 3 «независимых» катка, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 48 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40-45
Высота стенки, м 0,87 — 0,96
Глубина брода, м 1,22
Ширина рва, м 2,07 — 2,75
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.9 или No.11(?) и интерком

Крейсерский танк A13 (вверху). Танк Mk III из состава 1-й танковой дивизии во Франции. Май 1940 г. (внизу)


С этим танком связан важный этап в британском танкостроении. После посещения английскими военными атташе Киевских маневров в СССР, где они увидели сотни танков типа БТ, английское военное ведомство в 1936 г. приобрело у конструктора Кристи один танк его типа. На его основе началась разработка крейсерского танка А13 с ходовой частью и подвеской, заимствованными у американского прототипа и положившими начало линии танка Кристи в Великобритании. При создании А13 и в ходе испытаний англичане столкнулись с большими трудностями, которые на этой модели так и не были преодолены. В 1937 г. фирма Nuffield построила прототип А13, а затем выпустила 65 танков этого типа.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Mk III – единственный серийный вариант. Ходовая часть и подвеска типа Кристи, но без привода колесного хода. Башня – клепаная, прямоугольной формы с командирской башенкой и небольшой кормовой нишей. Компоновка танка – классическая. Опорные катки – из алюминиевого сплава.

Крейсерские танки Мк III приняли участие в боях во Франции в 1940 году. Этими машинами был частично укомплектован 3-й Королевский танковый полк, которым предполагалось усилить гарнизон Булони. Несколько машин этого типа имелось и в составе 7-й танковой дивизии в Северной Африке.

Крайне низкая эксплуатационная надежность и слабое бронирование свели боевые возможности этого танка практически к нулю.




Оставленный англичанами в Дюнкерке крейсерский танк Mk III. Франция, май 1940 г. На лобовой броне танка хорошо видно изображение белого носорога – эмблемы 1-й британской танковой дивизии


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark III

БОЕВАЯ МАССА, т: 14,237.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6020, ширина – 2540, высота – 2591.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта, 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24В Мк I.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 – 14.

ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield – Liberty, 12-цилиндровый, V-обрааный, карбюраторный; мощность 340 л.с. (250 кВт).

ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач и бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска – индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи – 257 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 149.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,61 ширина рва, м – 2,29.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Первые танки получили официальное название "Марк I" (Mark I). "Марки" в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на "мужские" (male) и "женские" (female). Чаще модификации Марка переводятся, как "самка" и "самец". По предложению Свинтона, "женский" танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями "мужскому", предназначенному для "тяжелой работы".

Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.

"Мужской" танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе "Марк I" управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. "Мужской" танк имел две 57-миллиметровые пушки - шестифунтовые - и 4 пулемета "Гочкиса", тогда как у "женского" танка был только один пулемет "Гочкис" и 4 пулемета "Виккерс". Танк "Марк I" был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора "Даймлер", от которого шел очень неприятный запах и жар.

Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.

Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий - "Танковое ведомство" (Tank Detachment) или "Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы" (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), - так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого "танковое управление" получило еще более непонятное для неприятеля название - "Тяжелая секция пулеметного корпуса" (Heavy Section Machine-Gun Corps).

Тактико-технические характеристики танка Mk I.

Боевая масса, т

26 ("самец"),
25 ("самка")

Экипаж, чел.

Габаритные размеры, мм:

длина
ширина
высота
Броня, мм

Вооружение:

"самец"

две 57-мм пушки "гочкис"
с длиной ствола 40 калибров,
четыре 8-мм пулемета "гочкис"

"самка"

пять 7,7-мм пулеметов "виккерс"
и один 8-мм пулемет "гочкис"

Двигатель

"Даймлер", 6-цилиндровый,
водяного охлаждения,
мощность 105 л. с. при 1000 об/мин

Удельное давлен ие на грунт, кг/см 2
Скорость по шоссе, км/ч
Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

вертикальная стенка, м
ширина рва, м
глубина брода, м

Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. - "Танковый корпус" (Tank Corps).

Танки "Марк I", 1916-1917 г.
Нажмите на фото танка для увеличения.

Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса - рота - состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 "мужских" и 3 "женских"). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка "Марк I" как "Мятный ликер" (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: "Шампань" (Champagne), "Коньяк" (Cognac), "Шабли" (Chablis), "Шартрез" (Chartreuse), "Кордон Руж" (Cordon Rouge)... Неожиданная честь!

"Марк I" (самец).

Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный... Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!

Танк "Марк I" (самка), Франция, 1916 год.

Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк "Мятный ликер" завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки "Марк I" не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте - три взвода.

Танк "Марк I" (самец), 1917 г.

Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк "Марк I", убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились "Марк II" и "Марк III", очень походившие на первую модель.



22-05-2017, 05:28

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, у нас в гостях сегодня оказалась еще одна очень неординарная машина, средний танк третьего уровня Великобритании, перед вами Vickers Medium Mk. III гайд .

Разумеется, в первую очередь бросается в глаза странный внешний вид данного аппарат и забегая вперед скажу, что эта особенность приносить массу неприятностей. Однако ввиду того что на Medium III WoT придется поиграть всем, кто решил прокачивать ветку британских тяжей, ограничиваться внешним видом не стоит, важно знать об этом танке как можно больше.

ТТХ Vickers Medium Mk. III

В первую очередь владельцы этого агрегата должны знать, что в их распоряжении оказался танк с самым большим запасом прочности среди одноклассников, а также достойным базовым обзором в 330 метров.

Что касается внешнего вида, о котором говорилось в самом начале, это не беда. Проблема состоит в том, что Vickers Medium Mk. III танк очень большой, его корпус длинный, широкий, а силуэт высокий, так что мы получаем не только плохую маскировку, но и являемся излюбленной целью для любого противника, в том числе артиллерии.

Усугубляются огромные размеры очень слабой защищенностью. Речь идет о том, что у Vickers Medium Mk. III характеристики бронирования ничтожны, в любую проекцию нас пробивают абсолютно все, даже вторые уровни со слабыми в плане пробития пулеметным вооружением, так что играть придется предельно осторожно и осмотрительно.

Закончим анализ общих характеристик на не менее печальной ноте, ведь броня и «сарайность» - это не единственные проблемы. Помимо всего этого, средний танк Medium III World of Tanks стал обладателем плохой подвижности. Тут надо сказать, что максимальная скорость у нас хорошая, но она практически не развивается из-за откровенно слабой динамики, а еще наш британец имеет маленькую скорость поворота шасси.

Орудие

Вооружение всегда считается главной составляющей машины, ведь что это за танк без пушки? Однако в нашем случае данный аспект имеет не очень много сильных сторон, но будем последовательны.

Начнем с того, что у Vickers Medium Mk. III орудие 57 миллиметров обладает хорошим альфастрайком и весьма достойной скорострельностью, таким образом, у нас есть возможность наносить примерно 1400 урона в минуту, что является хорошим результатом.

Неприятной новостью для владельцев Medium III World of Tanks станут показатели пробития. Большинству одноклассникам мы можем наносить урон, но даже не третьем уровне встречаются противники, с которыми обычные ББ не справятся. По этой причине иметь при себе 15-20 голдовых бронебойных снарядов очень важно.

Еще одна проблема заключается в показателях точности. Конечно, британский средний танк Vickers Medium Mk. III имеет быстрое сведение, но даже оно с трудом компенсирует недостатки в виде огромного разброса и плохой стабилизации, то есть вести прицельный огонь на дальних дистанциях будет очень тяжело и неэффективно.

Что же касается углов вертикальной наводки, Vickers Medium Mk. III WoT способен опустить орудие на 8 градусов, это не самый лучший, но все же хороший показатель, с которым можно уверенно играть от рельефа.

Помимо топовой пушки, нам на выбор предоставляется альтернативное орудие третьего уровня калибром 40 миллиметров. Его преимущество заключается в более высоком показателе пробития и повышенной точности. Но в то же время с ним Medium III танк получает более слабый альфастрайк и ДПМ, в остальном параметры идентичны.

В качестве первого итога стоит сказать, что вы вправе самостоятельно выбирать для себя вооружение, но далее наш Medium III гайд будет продолжаться с той позиции, что на борту у танка установлен топовый ствол, ввиду того, что с ним мы сможем наносить больше урона.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то что нами были рассмотрены общие характеристики и параметры вооружения данного британского аппарата, все же стоит подвести более точные итоги, выделив главные сильные и слабые стороны Vickers Medium Mk. III World of Tanks отдельно для улучшенного восприятия.
Плюсы:
Большой для своего уровня запас прочности;
Неплохая дальность обзора;
Высокая максимальная скорость;
Хороший альфастрайк и урон в минуту;
Быстрое сведение;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Сарайные габариты и плохая маскировка;
Полное отсутствие брони;
Посредственная подвижность (динамика и маневренность);
Слабые показатели пробития;
Плохая точность (разброс и стабилизация).

Оборудование для Vickers Medium Mk. III

Правильно укомплектовав боевую машину дополнительными модулями, вы получаете значительное усиление исходных характеристик, благодаря чему можно не только улучшить имеющиеся преимущества, но и ослабить влияние недостатков. Другими словами, на танк Vickers Medium Mk. III оборудование лучше установить следующее:
1. – данный модуль актуален при любых обстоятельствах, ведь дает повышение главного параметра в игре – урона в минуту.
2. – еще один очень хороший вариант, который даст приятный комплексный 5-процентный буст параметров.
3. – разумеется, без хорошей дальности обзора в бою придется туго, так что такой выбор более чем оправдан.

Приведенные выше три пункта вполне можно считать оптимальными, но если вас все же сильно донимает проблема с точностью, второй вариант можно заменить на , ведь получив еще более быстрое сведение, процесс прицеливания упростится. Однако если вы выбрали для себя 40-миллиметровую пушку, лучше оставить все без изменений.

Обучение экипажа

В процессе игры на танке, сидящие внутри танкисты получают опыт, то есть у вас всегда есть возможность улучшить его исходные параметры путем правильного выбора умений. К этому вопросу важно относиться серьезно, ведь на переобучение, то есть исправление ошибок, уйдет очень много времени, так что для Medium III перки лучше сразу прокачивать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Vickers Medium Mk. II

I

Как и в большинстве других случаев, выбор и покупка снаряжение являются наиболее простым вариантом, ведь этот аспект остается стандартным. Важно помнить, что если серебра у вас мало, лучше ездить с набором из , , . Но для запасливых танкистов, у которых достаточно серебряных кредитов, мы рекомендуем возить на Vickers Medium Mk. III снаряжение в виде , , , ведь такой выбор повысит вашу выживаемость. Кроме того, если вы умеете играть осторожно, ведь в нашем случае иначе никак, то огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Vickers Medium Mk. III

Отправляясь в бой на данном агрегате, вы должны сразу же понять одну простую вещь – в наших руках большой и практически стеклянный танк, совершенно неспособный сдерживать входящий урон. По этой причине для Vickers Medium Mk. III тактика подразумевает позиционирование на большом расстоянии от врага, как говорят – «у красной линии».

Разумеется, речь идет не о том, чтобы стоять в конце карты, но придерживаться лучше второй линии и всегда пользоваться не только кустами, но и каким-либо укрытием. Пока Medium III танк не засветили, можно уверенно наносить урон по всем, кто попадает в засвет. Но как только вас обнаружат, лучше на время спрятаться, помня также о том, что всегда есть вероятность фокуса артиллерии, так что укрытие должно быть надежным.

Не забывайте также о том, что Medium III World of Tanks является обладателем плохой точности, то есть для результативного ведения огня важно стараться сводиться до конца, стараясь угадывать упреждение, если того требует ситуация.

Кроме того, стоять весь бой в одной точке нет смысла, если ситуация того требует, Vickers Medium Mk. III танк должен переезжать в поисках более выгодной позиции, все-таки хорошая максимальная скорость дает возможность делать броски даже на большие расстояния, так вы не только обезопасите себя, но и повысите свою эффективность.

Таким образом, Vickers Medium Mk. III WoT можно также назвать вполне хорошим танком поддержки, который может помочь продавить или отбить одно из направлений, а также вернуться для защиты базы. В любом случае вы должны всегда следить за мини-картой, стараться полностью исключать сближение с врагом, опасаться артиллерии и в любой ситуации действовать осторожно.


Top