Антибиотические отношения. Презентация на тему "антибиотические взаимоотношения" Что такое антибиотические взаимоотношения

Конкуренция - форма антибиотических отношений, при которой организмы соперничают друг с другом за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и др. Различают межвидовую и внутривидовую конкуренции. Если виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, местами для размножения и т.д. Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными - от прямой физической борьбы до мирного совместного существования. Если два вида с одинаковыми потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого. Ч.Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющей большую роль в эволюции видов.

Аменсализм - форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют. Частный случай аменсализма аллелопатия , при которой во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности одного организма, отравляя ее и делая непригодной для жизни другого. Распространена у растений, грибов, бактерий.

Тема урока. Антибиотические отношения между организмами.
1. Образовательные цели: 1) на основе повторения учебного материала о позитивных отношениях между организмами охарактеризовать формы симбиоза; 2) продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений; 3) продолжить углубление знаний об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов.

2. Воспитательные цели : обучение умению выделять существенное, главное, работать в оптимальном темпе, беречь время.

3. Развивающие цели: продолжить развитие умений учащихся работать с книгой, делать выводы; продолжить формирование навыков парной самостоятельной работы; использовать имеющиеся знания, жизненный опыт, межпредметные связи с экологией.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока: I. Орг. Момент.

II. Проверка домашнего задания.

Письменная работа.

III.Изучение нового материала.

IV.Закрепление знаний, умений.

V.Домашнее задание.

Ход урока.


  1. Орг. Момент.

  2. Проверка домашнего задания. Письменная работа. 2 задания на листках. Взаимопроверка, подведение результатов.

  3. Изучение нового материала.
Мотивация учебной деятельности .

Межвидовые отношения сложны и многообразны.

Мы с вами изучили позитивные отношения – симбиоз.

Цель сегодняшнего урока изучить антибиотические отношения между организмами и их значением.
Тема: Антибиотические отношения между организмами.


  1. С чем у вас, ребята, ассоциируется термин антибиоз.
Учитель обращает внимание на часть «анти», уч-ся высказывают свои ассоциации.

Как нам дать определение понятия «антибиоз»?

Антибиоз – форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние другой.

На доске написан план изучения темы:

2 пара - рассматривает явление хищничества у растений и грибов.

Парам даны карточки с заданием.


    1. Пары работают, затем проводится обсуждение по данным темам.
В ходе работы заполняется таблица.

Виды взаимоотношений организмов.


Вид антибиотических

5) Выступление учащихся из каждой пары.


  1. Как вы думаете, каким образом взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают равновесие в экологической системе?
А теперь отгадайте загадки.

Тема «Взаимоотношения организмов»

1) Отбором давно забракован,

Ногам не носить головы!

Живите, сильнейшие братья,

А мне не уйти от судьбы.

(хищник – жертва)

2) С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я?

(симбиоз)


3) Желаю жизни многих лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

Пока ты есть в моей судьбе.

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь.

(нахлебничество)

Карточки с заданием
I
1.Рассмотрите явление хищничества у животных.

2.В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры (3).

3.Какие приспособления к выживанию имеют хищники и их жертвы?

4.Как явление хищничества можно использовать в практической деятельности человека?

5.Заполните таблицу в тетради.

II

1.Рассмотрите явление хищничества у растений и грибов.

3.Заполните таблицу в тетради.

2.В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите 3 примера.

5.Заполните таблицу в тетради.

2.В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры.

4.Заполните таблицу в тетради.

Открытый урок по биологии

в 11 классе.

«Антибиотические отношения между организмами».

Учитель: Жарикова Л.И.

МОКУ Майская СОШ 2012 год.


Хищничество. Это одна из самых распространенных форм, имеющих большое значение в саморегуляции биоценозов. Хищниками называют животных (а также некоторые растения), питающихся другими животными, которых они ловят и умерщвляют. Объекты охоты хищников чрезвычайно разнообразны. Отсутствие специализации позволяет хищникам использовать самую разную пищу. Например, лисы поедают плоды; медведи собирают ягоды и любят лакомиться медом лесных пчел. Лисица рыжая


Хотя у всех хищников есть предпочитаемые виды жертв, массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Так, соколы-сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли. Способность переключения с одного вида добычи на другой одно из необходимых приспособлений в жизни хищников. Сапсан


Хищничество является одной из основных форм борьбы за существование и встречается во всех крупных группах эукариотических организмов. Уже у одноклеточных поедание особей одного вида другим обычное явление. Медузы парализуют стрекательными клетками любые организмы, попадающие в сферу досягаемости их щупалец (у крупных форм до 20-ЗО м в длину), и поедают их. Аурелия




Многие многоножки, в частности сколопендра, так же типичные хищники с чрезвычайно широким спектром жертв: от насекомых до мелких позвоночных животных.


Крупные лягушки нападают на птенцов и могут наносить серьезный ущерб разведению водоплавающей домашней птицы. Змеи охотятся на амфибий, птиц и мелких млекопитающих. Нередко объектами их охоты бывают не только взрослые особи, но и яйца птиц. Гнезда птиц, расположенные как на земле, так и на ветвях деревьев, буквально опустошаются змеями. Уж обыкновенный


Частным случаем хищничества служит каннибализм поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко съедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки млекопитающих также иногда съедают своих детенышей. Окунь речной


Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола- сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара когтей сокола. Мыши-полевки также не могут оказать сопротивления сове или лисице. Сова белая


Но иногда борьба хищника и жертвы превращается в ожесточенную схватку. Поэтому естественный отбор, действующий в популяции Хищников, будет увеличивать эффективность средств поиска и ловли добычи. Этой цели служит паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные нападающие удары богомолов, стрекоз, змей, птиц и млекопитающих. Вырабатывается сложное поведение, например согласованные действия стаи волков при охоте на оленей. Паук крестовик


Сюда относится покровительственная окраска, различные шипы и панцирь, приспособительное поведение. При нападении хищника на стаю рыб все особи бросаются врассыпную. Напротив, скворцы, заметив сапсана, сбиваются в плотную кучу. Хищник избегает нападать на плотную стаю, так как рискует получить увечья. Крупные копытные при нападении на них волков становятся кругом. Для волков вероятность отбить. и зарезать отдельную особь в результате такого поведения, стада значительно уменьшается. Поэтому они предпочитают нападать на старых или ослабленных болезнями животных, особенно отбившихся от стада. Заяц-беляк Жертвы в процессе отбора также совершенствуют средства защиты и избегания хищников.


Сходное поведение выработалось и у приматов. При угрозе нападения хищника самки с детенышами оказываются в плотном кольце самцов. В эволюции связи хищник жертва происходит постоянное совершенствование и хищников, и их жертв. Семейство павианов. php?image_id=199


Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, промываемых водой, привела к возникновению у них очень интересного явления. Эти растения обладают приспособлениями для ловли насекомых. Так, листовые пластинки эндемика штата северная Каролина (США) венериной мухоловки превратились в створки с зубцами. Створки захлопываются, как только насекомое коснется чувствительных волосков на листовой пластинке. венерина мухоловка. alog/indoor/ alog/indoor/


У встречающейся в России росянки листья собраны в прикорневую розетку. Вся верх сторона и края каждого листа усажены железистыми волосками. В центре листа железистые волоски короткие, по краям длинные. Головку волоска окружает прозрачная капелька густой липкой тягучей слизи. Мелкие мухи или муравьи садятся или вползают на лист и прилипают к нему. Насекомое бьется, пытаясь освободиться, но все волоски потревоженного листа изгибаются навстречу добыче обволакивая ее слизью. Край листа медленно загибается и покрывает насекомое. Слизь, выделяемая волосками, содержит ферменты, поэтому добыча вскоре переваривается.


Питание животными хищничество встречается также у грибов. Хищные грибы образуют ловчие аппараты в виде маленьких овальных или шаровидных головок, расположенных на коротких веточках мицелия. Однако самый распространенный тип ловушки клейкие трехмерные сети, состоящие из большого числа колец, образующихся в результате ветвления гиф. Часто хищные грибы ловят животных, превосходящих их по размерам, например круглых червей. Процесс улавливания напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Вскоре после запутывания червя гифы гриба прорастают внутрь и быстро заполняют все тело. Весь процесс продолжается около суток. В отсутствие нематод грибы не образуют ловушек. Возникновение сложного ловчего аппарата стимулируется химически, продуктами жизнедеятельности червей.


Литература Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.

Живые организмы постоянно взаимодействуют друг с другом, но результат от этого у всех получается разным. Одни получают выгоду, другие - ничего, а третьи вообще лишаются возможности нормально существовать. Негативные отношения, когда один из организмов обязательно «проигрывает» от общения с другим - это антибиоз. Давайте поговорим о том, как он проявляется и в чем, вообще, его суть.

Антибиоз - это что? Типы отношений живых существ

Выжить и распространить свои гены - важнейшее задание любого организма на нашей планете. Ради него он не гнушается вступать в схватку с конкурентами, подавлять слабых или, наоборот, объединяться с другими особями, чтобы действовать более эффективно. Исходя из этого, отношения между живыми существами могут быть:

  • положительными - где один или оба получают выгоду;
  • нейтральными - где никто ни на кого не влияет;
  • отрицательными - где кому-нибудь непременно причиняется вред.

Последний тип сотрудничества - это антибиоз, что с греческого языка дословно переводится «против жизни». При таком взаимодействии один организм не дает развиваться другому, отравляя его, подавляя или преграждая доступ к необходимым ресурсам. Антибиоз может проявляться в различных формах, одностороннем и двустороннем порядке. Среди основных его разновидностей выделяют:

  • аменсализм;
  • аллелопатию;
  • конкуренцию.

Антибиоз может существовать как в виде поведенческой модели животных, так и на микробиологическом уровне, где основными участниками отношений являются бактерии, вирусы, грибки и другие организмы. Он возникает в борьбе за ресурс или территорию, в противостоянии за доминирование, а также проявляется как превентивная мера, для предотвращения возможных негативных последствий.

Аменсализм

По своей сути аменсализм - это антибиоз, при котором отрицательное влияние затрагивает только одного участника отношений. При этом другой участник далеко не всегда получает для себя ощутимую пользу. Так, животные или люди, проходя по одним и тем же природным маршрутам, приминают траву и мешают ей нормально развиваться. Со временем она совсем исчезает с пути, образуя лысые, безжизненные тропы.

Еще одним примером антибиоза являются отношения растений в лесу. Быстрорастущие деревья с высокими стволами и ветвистой кроной затеняют более мелкие виды, не давая солнцу доходить до нижних ярусов. В результате выживают только те, кто сумел приспособиться к малому количеству света, остальные же погибают от нехватки этого ресурса. То же самое происходит с растениями, у которых корневая система развита хуже, чем у их соседей.

Аллелопатия

Одним из самых изощренных видов антибиоза является аллелопатия, ведь негативное влияние организмов друг на друга обусловливается их физиологическими особенностями. Оно проявляется в виде выделения секретов и различных жидкостей, которые мешают развитию других видов. Например, кислота молочнокислых бактерий создает неблагоприятную среду для жизни гнилостных бактерий и не дает им размножаться. Ряд плесневых грибов выделяет пенициллин, который подавляет множество соседствующих микроорганизмов.

Чаще аллелопатия наблюдается у грибов, растений и бактерий. Основными вредными веществами, которые они производят, являются:

  • Маразмины. Вещества вроде аммиака и альдегидов, которые производят микроорганизмы для подавления роста и размножения высших растений.
  • Колины. Производятся высшими растениями и направлены против других высших растений.
  • Антибиотики. Выделяются актиномицетами и немицелиальными бактериями и действуют против других бактерий и некоторых вирусов.
  • Фитонциды. Летучие вещества, которые угнетают жизнедеятельность простейших микроорганизмов, бактерий и микроскопических грибов.

Конкуренция

Конкуренция между животными и растениями встречается повсюду. Это довольно распространенная форма антибиоза, при которой организмы противостоят друг другу, соперничая за пищу, территорию и прочие блага. Конкуренция может происходить среди представителей одного вида, одной стаи или популяции, а может иметь и межвидовой характер.

В живой природе ее часто можно наблюдать в период спаривания, когда животные борются за доминирование и право обладать самкой. У каждого вида конкуренция приобретает совершенно разные формы. Например, у оленей она проявляется в больших и ветвистых рогах, размер которых важен для принятия самками решения, а также в стычках между особями мужского пола. У львов суть сводится к поединку и пышности гривы, у птиц - к пышности оперения и красоте пения.

Служит косвенная борьба за корм между саранчой и сусликами, овцами и другими животными. Налет больших стай саранчи может подчистую уничтожить гектары лугов и полей, не оставив пищи для травоядных млекопитающих, птиц и насекомых.

Хищничество

Хищниками называются организмы, которые питаются другими организмами. Предварительно они обычно умерщвляют их. Такой тип отношений характерен преимущественно для животных, но среди растений и грибов оно тоже встречается.

Тактика поимки и убийства жертвы может сильно отличаться. Представители кошачьих предпочитают выжидать добычу, укрывшись в засаде, а затем резко нападать на нее при помощи длинного внезапного прыжка. Волки и другие собачьи определяют жертву по запаху и выслеживают ее. Змеи, пауки и некоторые насекомые используют яд, который парализует добычу, делая ее абсолютно неподвижной. Растение венерина мухоловка заманивает насекомых ярким запахом, а когда те садятся на ее двустворчатый цветок, захлопывает его, словно кошелек.

Комары и клещи кусают хозяина, питаясь его кровью. Различные черви и моллюски могут поселяться в теле животных, чтобы питаться за счет них и откладывать в них личинки. Так, личинки ленточных червей попадают в организм хозяина из воды или почвы и развиваются в его кишечнике. Некоторые брюхоногие моллюски живут на иглах морских ежей, внедряясь в их основание, и откладывают там яйца.

Формы биотических отношений. Антибиотические отношения.

Урок в 11 классе

Цели урока:

    Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений
    между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений;

    Закрепить и обобщить знания учащихся о формах позитивных и антибиотических
    отношений.

Оборудование:

Дидактические карточки с изображением живых организмов, кроссворд, таблицы, схемы

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

    Рассказ учителя с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся с
    учебником в поисках примеров форм антибиотических отношений.

(параграф 17.4.2.)

Антибиоз - взаимоотношения, приводящие к отрицательному влиянию одних видов на другие.

1) Хищничество - это одна из самых распространенных форм антибиоза, имеющая
большое значение саморегуляци биогеоценоза. (Учащиеся из данного раздела в
тетради отмечают примеры хищничества у растений и животных.

Хищничество

Растения Животные

Первый этап:

А) Экологические загадки: Отбором давно забракован, Ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья, А мне не уйти от судьбы.

(Хищник-жертва)

С тобой в одной мы связке, Как дружная семья, Уже давно неясно, Где ты, а где тут я.

(Симбиоз)

Желаю, жизни многих лет, Не знай ты вовсе обо мне! Найду я ужин и обед, Пока ты есть в моей судьбе.

Пускай, могуч он как скала - Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола Мне перепало что-нибудь.

(Нахлебничество)

Второй этап:

Используя дидактические карточки с магнитами, лежащими на столе выберите формы различных биотических отношений и прикрепите на магнитную доску, предварительно назвав тип отношений.

Третий этап:

Здесь перечислены некоторые известные вам растения и животные. Впишите их названия в две колонки в соответствии с экологической ролью этих организмов в природе.

Роль в природе

Растения

Животные

Лев, аскарида, заразиха, росянка, блоха, паук, орхидея, шакал, раффлезия, стрекоза,
актиния, повилика, микориза, лоцман, кашалот, венерина, мухоловка, острица, рак-

отшельник, лишайник, рыба-прилипала.

Четвертый этап: Решите кроссворд

4. 1)Итоговое обобщение знаний.

Типы межвидовых взаимодействий.

Тип отношений

Суть отношений

Симбиоз

Взаимовыгодное сожительство организмов

Сотрудничество

Виды образуют взаимовыгодные сообщества

Комменсализм

Комменсал извлекает пользу, а хозяин нейтрален

Мутуализм

Обязательное взаимовыгодное сотрудничество

Хищничество

Один из видов убивает жертву, питаясь ею

Один из видов использует хозяина в качестве места обитания, источника пищи

2) Оценивание знаний

5. Задание на дом: Параграф 17.4.1

По горизонтали:

I. Насекомое, откладывающее яйца в личинки другого насекомого

5. Форма биотических отношений, при которой виды и особи никак не влияют друг на
друга

    Использование одного вида другим без принесения ему вреда

    Простейший вид симбиотических отношений

    Плотоядный организм, консумент 2-го порядка.
    По вертикали:

    Рыба - комменсал, спутник акулы

    Разновидность хищника

    Пионерный организм, в котором мирно уживаются представители двух царств природы

    Тип биотических отношений

    Форма биотических взаимоотношений близких видов со сходными экологическими
    потребностями

9. Известный с древних времен гельминт человека

12. Растение - хищник, живущее на болоте.

Приложение:

По вертикали: 1 – прилипала, 2 – охотник, 3 – лишайник, 4 – симбиоз, 6 – комар, 7 – конкуренция, 9 – аскарида, 10 – хозяин, 12 – росянка.


Top