Чем отличается чартерный рейс от регулярного. Чартерный рейс - что это и чем он отличается от регулярного

Что такое чартерный рейс

Чартер (англ. charter - зафрахтовать судно) - это рейс по специальному заказу для перевозки пассажиров по заданному маршруту в оговоренное заранее время. Заказчиком (или консолидатором) чартерного рейса может быть туристическая фирма, крупное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т. д.
Эти организации могут фрахтовать чартерные рейсы для перевозки:

* туристов;
* сотрудников предприятий по делам бизнеса,
* команды и их болельщиков к месту проведения спортивных соревнований;
* молодежи и школьников на экскурсионно-развлекательные мероприятия;
* верующих в центры паломничества;
* государственных служащих, депутатов и членов правительства на проведение съездов, конференций и т. д.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных, тогда как чартерные рейсы представляют собой нерегулярные перевозки, не включенные в основное расписание и выполняющиеся в соответствии с договором чартера и утвержденным планом (графиком) чартерных перевозок.

В цену билета на регулярном рейсе заложены все риски, самолет полетит в любом случае, даже с единственным пассажиром на борту. Выкупая заранее все места в самолете, турфирма берет эти риски на себя, за оптовую продажу авиакомпания существенно снижает цену аренды самолета.

Основываясь на экономических и статистических данных прошлых периодов, турфирма может спланировать, сколько приблизительно туристов полетит в данном направлении и заказать самолет, исходя из расчетных показателей. Конечно, есть риск, что пассажиров будет значительно меньше, но за этот риск турфирма и получает скидку от авиакомпании.

Схема аренды (фрахта) воздушного судна достаточно простая: туроператор, обычно крупный, специализирующийся на конкретном туристическом направлении, подписывает договор с авиаперевозчиком и получает возможность зафрахтовать целый самолет на определенное время. Дальше туроператор может распоряжаться продажей мест в самолете по своему усмотрению: может все оставить себе, а может часть продать по договорам другим турфирмам, компаниям или частным лицам.

Большая часть чартерных рейсов выполняется авиакомпаниями на тех же самолетах, что обслуживают регулярные рейсы. Чартеры летают в промежутках между регулярными рейсами и обычно выполняют рейс «туда и обратно» (самолет привозит новых туристов и тут же забирает с курорта уже отдохнувших). Чаще всего туроператоры арендуют Ту-154 или Ил-86.

Для туристов особенности чартерного рейса заключаются в следующем:

* Билеты на чартер в основном приобретаются в составе стандартного турпакета (гостиница, питание, транспорт, трансфер и т. д.).
* Покупка заблаговременно и бронирование билетов на чартер невозможна. В отличие от покупки обычных билетов, билеты на чартер выписываются только после полной оплаты.
* Точное расписание чартерного рейса обычно становится известно за несколько дней, а иногда и часов до вылета самолета, а билет на руки турист получает за один день до вылета, как правило, в аэропорту у представителя турфирмы.

Достоинства:

1. На ряд популярных курортов регулярные рейсы просто не летают, и единственной возможностью добраться туда без пересадок являются чартерные рейсы. Например, в турецкие города Анталью, Бодрум, Даламан, на египетские курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх, греческие острова Корфу, Крит, Родос, Пафос, курорты Туниса, Индии и других стран летают только чартерные рейсы.

2. Несомненным достоинством чартерного рейса является его цена. Как правило, она значительно ниже, чем на регулярные рейсы. К тому же, если за день-два до вылета туроператор не продал все билеты на самолет, то он, стараясь хоть как-то уменьшить свои убытки, снижает стоимость билета на 50-70%.
Билеты на чартерный рейс, естественно, не проданные, можно за несколько дней до вылета приобрести у туроператора-консолидатора или турфирм, имеющих с этим туроператором соответствующие договора, а также через биржи и брокерские конторы в Интернете, специализирующиеся на продаже билетов на чартерные рейсы.
Информацию о чартерных рейсах и предложения по продаже билетов на них также можно найти на профессиональных туристических порталах.
Следует иметь ввиду, что билет на чартер будет стоить дороже отдельно от турпакета. Но такая покупка все равно вы­годнее, чем приобретение билета на регу­лярный рейс. Чартерные тарифы в ев­ропейские страны могут быть в 2-3 раза ниже регу­лярных, но на дальние на­правления эта разница не так суще­ственна.

Недостатки:

1. В салоне чартерного самолета отсутствует деление на классы: первый, бизнес и эконом-класс и предусмотрено большее число кресел за счет уменьшения расстояния между ними, что создает определенные неудобства при полете.

2. Поскольку чартерные самолеты летают в промежутках между регулярными рейсами, время их вылета (прилета) часто неудобно для туриста: прилет рано утром к месту отдыха создает определенные неудобства при заселении в гостиницу (туристу приходится ждать по нескольку часов заселения, так как расчетный час в гостиницах обычно в 12-14 часов утра), а при позднем прилете теряется целый день отдыха.

3. Существенным для пассажиров недостатком является задержка рейса на неопределенное время. Если произошел сбой в расписании или перегрузка летного поля, то в первую очередь отправят регулярные рейсы, и уж только потом чартерные. В случае неисправности самолета регулярного рейса пассажиров могут вывезти следующим рейсом или рейсом авиакомпании-партнера. Клиентам же чартерных перевозок придется ждать устранения причин неисправности или специального резервного самолета, которого может и не быть в наличии.
Согласно действующим «Общим правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа»: в случае задержки, отмены рейса, в том числе и чартерного, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

* предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
* 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2-х часов;
* обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
* обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4-х часов и далее каждые 6 часов - в дневное время и каждые 8 часов - в ночное время;
* размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов - в дневное время и более 6 часов - в ночное время;
* доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
* организация хранения багажа (п.99 раздела VII).

Обязательно попросите поставить отметку на билете о задержке рейса, заверенную печатью или штампом представителя авиакомпании. Без этой отметки, в случае предъявления претензии, будет сложно доказать сам факт задержки самолета.
Сохраните чеки, если вы самостоятельно питались и снимали номер в гостинице. После возвращения из отдыха, составьте подробное заявление на имя авиакомпании, приложив к нему копии билетов и чеков, и лично, под роспись, доставьте его в отдел претензий.

4. Пожалуй, самый главный недостаток чартерных рейсов - невозможность вернуть деньги за билет на чартерный рейс в случае отказа от полета. Хорошо, если вы все спланировали заранее и никаких неожиданностей накануне вылета не произошло. А если нет?
По действующему законодательству, возможность возврата уплаченных за авиабилет сумм прямо предусмотрена статьей 108 «Воздушного Кодекса РФ», согласно которой деньги за билет вернут в полном объеме, если сдать его не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, при возврате билета позднее этого времени с вас удержат сбор, размер которого не может превышать 25% от полной стоимости авиабилета. Осуществление чартерных перевозок тоже попадает под действие этого кодекса (статья 104).
Но проблема в том, что в случае с чартерным рейсом турист заключает договор не с перевозчиком, а с турфирмой, зафрахтовавшей самолет, а турфирмы обычно страхуют себя от любых рисков и, как правило, включают в свои договора с туристами что-то типа такого пункта: «Тариф авиабилетов на чартерные рейсы является невозвратным». Это означает, что деньги за билет на чартер вам никто возвращать не собирается, а выиграете ли вы дело по суду, еще очень большой вопрос. Турфирма, конечно, может пойти на уступки туристу, продав билет другому пассажиру и вернув деньги туристу, либо просто переписав билет на другого человека за определенную комиссию, но это не всегда приемлемый вариант.
С одной стороны, можно понять турфирму, которая выкупила самолет целиком и не хочет рисковать, ведь, если она не продаст возвращенный билет, убытки полностью ложатся на нее. С другой стороны, это противоречит здравому смыслу и непонятно, почему турист вынужден платить подчас совсем не смешные деньги (особенно если речь идет о дальних направлениях) за услугу, которой он так и не воспользовался.
Однако такая практика сложилась не только в турфирмах, но и во многих, включая зарубежные, авиакомпаниях. К примеру, если авиакомпания проводит акции или какая-нибудь low-cost компания осуществляет продажу билетов по минимальным тарифам, возврат денег за билет в этом случае становится также невозможным, что прямо оговаривается правилами авиакомпаний.

В целом можно сказать, что чартерные рейсы – довольно удобный вид транспорта для экономичного отдыха, однако имеющий некоторые, не всегда приятные отличия от регулярных рейсов. Но эти неудобства компенсируются низкой ценой на перелет.

Наверняка вам неоднократно доводилось слышать фразы типа: «Пришлось чартером добираться», «Отлично сэкономил на чартере», «Чартерные рейсы из Москвы - выгодно и удобно!»

А что же это за чартер такой загадочный и чем отличается от обычного? Что такое регулярные авиарейсы, объяснять никому не нужно. В аэропортах и на сайтах авиакомпаний вывешены расписания, и любой желающий попасть из пункта А в пункт Б выбирает себе подходящий рейс и приобретает на него билет.

А чартерный рейс? Проще всего назвать чартерные рейсы разовыми. Компания-консолидатор, а именно так называются организаторы чартеров, фрахтует в авиакомпании самолет и отправляет его по специально Чаще всего консолидаторами выступают туристические фирмы. И это понятно, так как именно в турпоездки обычно отправляется одновременно достаточное количество народа. Поэтому туроператорам удобно в начале сезона зафтрахтовать самолет и потом отправлять своих клиентов на почти собственном авиасудне, не заботясь о предварительном бронировании билетов.

Вот мы с вами и выяснили, что такое чартерный рейс. Теперь перейдем к тому, почему же стоимость билетов ни них ниже, чем на регулярные рейсы. Обычный рейс, включенный в общее расписание полетов, должен отправляться в путь вне зависимости от того, насколько заполнен салон. Даже если приобретено всего несколько билетов, он все равно взлетит. А стоимость одного полета самолета равняется сумме с шестью нулями. И авиакомпании, чтобы не терпеть слишком явные убытки, поднимают цену на билеты.

Чартер же заполнен всегда по определению. Его просто не вносят в расписание, если все или подавляющее большинство мест на нем не продано. Но из этого вытекает и минус таких перелетов. Какой же тут возможен минус? Сейчас объясним.

Что такое чартерный рейс и почему он стоит дешевле, мы уже знаем. На первый взгляд, это весьма выгодная услуга - зафрахтовать целый самолет и отправлять на нем пассажиров туда, куда нужно фрахтовщику. Но что делать, если не набирается нужное количество пассажиров? Ждать, пока найдутся недостающие желающие? Это не вариант, так как время, как всем известно, - деньги. А время, которое оплаченный самолет проводит на земле, - выброшенные деньги. Поэтому операторы могут продать билет на чартерный рейс даже без покупки тура. Но пассажир, купивший такой билет, должен быть готов к тому, что он не сможет попасть к месту своего назначения в нужное ему время. Чартерные рейсы, образно выражаясь, - пасынки аэропортов. Их задерживают чаще всего, отдавая приоритет регулярным рейсам. Поэтому, прочитав в Домодедово расписание чартерных рейсов, прибавьте сразу же ко времени прилета несколько часов. И только после этого решайте, точно ли вам будет выгоден такой полет.

Кстати, те пассажиры, которые хорошо знают, что такое чартерный рейс, знают и еще одну хитрость, позволяющую сэкономить на цене билета. Если на регулярные рейсы билеты выгоднее приобретать задолго до даты вылета, то стоимость полета чартером может накануне полета оказаться существенно дешевле, чем при заказе за неделю. Туроператоры стремятся продать билеты на все имеющиеся в самолете места. Если есть еще непроданные билеты, а рейс откладывать уже просто невозможно, то цена на них падает весьма стремительно.

Абсолютное отсутствие выбора и монополия регулярных рейсов осталась в прошлом, и теперь пассажиры могут выбирать тип авиаперелета по своему желанию - регулярные или чартерные рейсы .
Наверняка слово «чартер» слышали многие российские пассажиры и туристы, но не все знают, что именно оно означает, и зачастую верят самым неправдоподобным мифам, связанным с ними.

Чартерный рейс - что это?

  • Чартеры - это рейсы по заказу, которые формируются обычно с началом курортного сезона и летают на массовые направления. К тому же, множество привлекательных для туристов мест труднодоступны из-за отсутствия регулярных авиарейсов на эти направления. Вот здесь-то и выручают чартерные рейсы.
  • Нередко можно услышать, что чартеры выполняются мелкими авиаперевозчиками на старых самолетах. Это не соответствует реальной действительности. В основном чартерные рейсы осуществляют те авиакомпании, с которыми тот или иной туроператор заключил договор, в том числе и с крупными. Так же и с самолетами - все рейсы осуществляются на тех же аппаратах.
  • Чартерные рейсы, организуемые туристическим оператором, определяют и туристическую направленность рейсов. Их несомненный плюс - отсутствие любых пересадок и неудобных стыковок в аэропортах, эти рейсы всегда прямые. Но спрос на них есть исключительно в разгар туристического сезона.
  • Билеты на рейсы чартерных перелетов приобретаются только в самих туристических компаниях, если даже когда авиабилеты реализуются через авиакассы крупной авиакомпании, осуществляющей чартерный рейс.
  • Среди минусов следует отметить нередкие задержки таких вылетов. Приоритет отдается регулярным рейсам, а чартеры вписывают между ними. Поэтому время и аэропорт вылета зачастую не самое удобное. Часто не всегда радует и отсутствие гибкости: вернуться обычно можно через 7, 14, 21 суток. Не предусмотрены и бонусные программы для накопления миль.
  • К плюсам относится дешевизна билетов, особенно при приближении даты вылета - с регулярными рейсами ситуация прямо противоположная. Чартерные рейсы можно назвать палочкой-выручалочкой в основном для экономных туристов. Их стоимость порой в ощутимо дешевле по сравнению с регулярными рейсами.

Какие бывают чартерные рейсы?

Чартерные рейсы бывают нескольких разновидностей.

  • Чартером с неблаговидным названием «отстойник» является перелет, который рассчитан на разовый вывоз туристической группы на какой-либо курорт и возвращение этой же группы туристов назад. Конечно, ожидание на аэродроме стоит денег, но «холостые» полеты еще менее выгодны. Так называемые "отстойные" чартеры пользуются спросом в пиковые даты сезона (например, Майские праздники, Новый год).
  • Шаттл-чартеры характеризуются периодичными полетами по конкретному направлению за весь туристический сезон.
  • Сплит-чартеры представляют собой совмещение регулярного и чартерного рейса - когда до определенного пункта авиапассажир летит регулярным рейсом, а последний отрезок пути - чартерным. Такая же система отличает и поличартерную перевозку, ее отличие лишь в большем числе чартеров.

Чартерным называется рейс, который осуществляется по предварительному индивидуальному заказу в промежутках между регулярными рейсами. Другими словами чартер — это договор фрахтования самолетов на определенных условиях, который предусматривает полную, либо частичную аренду воздушного судна. Например, многие туристические компании заключают подобные договоры для перевозки туристов к месту отдыха.

Чартерные рейсы: понятие и особенности

Полеты чартерных рейсов выполняются нерегулярно, например, туристические фирмы арендуют самолеты у авиакомпаний на сезон, который начинается с мая по сентябрь (летний) и с декабря по март (зимний). Особенностью приобретения чартерного билета является то, что купить его можно только в турагентстве или на сайте туроператора, так как их нет в продаже в кассах авиакомпаний.

Стоит заметить, что зачастую стоимость чартерного билета не возвращается в отличие от других, когда в силу форс-мажорных обстоятельств приходится отменить вылет. В некоторых случаях возможен возврат денежных средств, но при этом, чем меньше дней до вылета осталось, тем меньшую сумму возвращают покупателю.

Отличием чартера от регулярных перелетов является также и время вылета в случае поломки или непредвиденной задержки из-за погодных условий. Сначала вылетают постоянные рейсы, и только потом чартерные.

Для чартерного рейса характерны постоянные задержки, несмотря на предварительное бронирование авиабилета. Даже при заказе за несколько недель, посадочный талон выписывается за один-два дня до вылета. Согласно законодательству, при задержке регулярного рейса компания-перевозчик несет полную ответственность за задержку и обязана предоставить клиенту место для отдыха и ожидания в отеле с питанием.

Минимум за 24 часа до полета пассажир чартерного рейса обязуется лично уточнить детали и время, что обычно указывается во многих соглашениях чартерных компаний. Авиакомпании, которые предлагают услуги чартера, не особо заинтересованы в привлечении постоянных клиентов, поэтому в салоне самолета довольно тесно и все пассажиры находятся в равных условиях без разделения его на категории (первый, бизнес и эконом классы).

При недостатке пассажиров на чартер, его могут отменить или объединить с другим со сдвигом времени, что неудобно для клиента, особенно если он забронировал предварительно номер в гостинице. Также пассажир не может выбрать конкретное место в салоне самолета, так как посадочный талон выдается непосредственно перед посадкой или за пару дней.

Особенности чартерных рейсов

К основным критериям выбора чартерного самолета относятся следующее:

  • Стоимость. При перелетах на небольшие расстояния цена может быть вдвое дешевле, чем на регулярных;
  • Стабильность расценок. Стоимость стабильная в отличие от обычных перелетов, а также существенно снижается за несколько дней до вылета;
  • Выполнение перелета в те участки земного шара, куда обычно не летают регулярные самолеты;
  • Отсутствие пересадок, что экономит время и сокращает продолжительность пребывания в воздухе;
  • Отсутствие четкого расписания. В отдельных случаях это выгодно для людей, которым необходимо прилететь в заданный пункт рано утром, так как большинство чартеров вылетает среди ночи.

Особенности и специфика регулярных авиаперелетов

  • Регулярные рейсы осуществляются по четкому расписанию, а билеты может приобрести каждый пассажир в авиакассе. При этом купленный билет в авиакомпании является своеобразным договором между пассажиром и перевозчиком, который гарантирует перелет и оказание оплаченных услуг.
  • В случае необходимости клиент может вернуть часть средств, потраченных на покупку билета.
  • Чем ближе день вылета, тем выше стоимость авиабилета. Поэтому многие пассажиры стремятся сэкономить, и бронируют билет заранее, как бы кредитуя авиакомпанию.
  • Самым выгодным считается приобретение билета в обе стороны по фиксированной цене, однако их нельзя вернуть, но преимуществом является выгодная стоимость и гарантия обратного перелета. Не требуется заранее покупать билет в обратную сторону, которого иногда может и не оказаться в кассе.
  • Популярные известные авиакомпании нацелены на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с клиентами, поэтому предлагают один бесплатный перелет при условии накопления определенного количества бонусов, которые начисляются на виртуальный счет пассажира за пользование услугами компании — так называемые «мили».

Туристические агентства включают в путевку цену авиаперелета, поэтому клиент может даже не знать стоимость билета, так как покупает комплекс услуг, включая трансфер и экскурсии. Таким образом, основным отличием чартера от регулярных перелетов является отсутствие пересадок во время полета, стоимость билета и возможность вылета в любое удобное для пассажира время.

Чтобы попасть куда-то очень быстро, особенно в разгар курортного сезона, нужно воспользоваться услугами авиалиний. Крупные компании предлагают регулярные рейсы. Они не меняются, имеют постоянный график полетов, стабильное расписание, в чем вы можете убедиться на сайте flyinsky.ru

Любой регулярный перелет будет совершен независимо от загрузки пассажирами, даже если человек с билетом будет один. Билеты, которые продаются на регулярные рейсы обычно делятся на три класса: бизнес-клас, эконом-класс и первый класс. Здесь все зависит от того, какими средствами располагает пассажир.

Различия в классах перелета

Билеты в эконом-класс стоят намного дешевле, но рассчитывать на люксовое обслуживание не придется. Приобретая билет первого класса, человек автоматически получает право на ожидание самолета не в общем здании аэропорта, а в специально отведенном месте для VIP-персон.

Бизнес-класс присутствует не во всех самолетах. Обычно это небольшое отделение в самолете с удобными креслами и всеми необходимыми удобствами. Для пассажиров бизнес-класса предусмотрено особое меню, различные технические устройства для более комфортного перелета и многое другое.

Чтобы несколько сэкономить на перелете, можно воспользоваться программой, предусматривающей скидки для пенсионеров или для молодежи. Не обязательно приобретать билет сразу в обе стороны полета.

Чартерные перевозки осуществляются теми же авиакомпаниями, что и регулярные, только для перелета подбирают борты меньшей вместительности. Чартеры существуют как дополнение к основным маршрутам. Обычно это сезонные рейсы и связаны они с большим количеством отдыхающих. Чартерные перевозки осуществляются и организовываются туристическими операторами. Они могут работать совместно и нанимать (фрахтовать) для перелета один и тот же борт. Если раньше туроператоры и туристические фирмы работали совместно очень редко в виду конкуренции, то сейчас, в непростое время для всей индустрии туризма, они все чаще объединяют свои усилия и активно сотрудничают.

Цены на билеты на чартерный и регулярный авиарейсы

Стоимость билета по чартеру значительно ниже, чем на регулярные рейсы. Это конечно большой плюс. Кроме того регулярные самолеты не всегда летят именно туда, куду нужно попасть пассажирам, если только это не касается самых элитарных курортов. Чартерные перевозки осуществляются как дополнение к регулярным, и работают по цепочке, то есть, одних пассажиров доставляют к месту назначения, а других забирают. Это составляет некоторые неудобства для отдыхающих, поскольку вылететь обратно можно только в те дни, когда заканчивается срок путевки.

При чартерном перелете пассажиру не предоставляют никаких особенных условий. Если борт не полностью загружен, рейс откладывается, и пассажир может потерять иногда день или два, обозначенные в туристическом туре.

Перелет регулярными рейсами стоит дорого, и нарушить график или отменить вылет могут только природные катаклизмы. Чартеры летают в промежутках между основными перевозками, потому вынуждены постоянно под них подстраиваться.

Предъявляя претензии туристической фирме по поводу несвоевременной отправки и вылета, пассажиры не будут правы, поскольку большие авиалинии заключают договор на перелет с операторами, а не с туристическими агентствами, и именно они отвечают за грамотную организацию рейсов.

Выбирая тот или иной вид перелета, следует задуматься над тем, что важнее – вовремя прилететь в нужное место, или сэкономить на перелете.


Top