Справочник по анатомии человека. Анатомия

Анатомия и медицина

Биология и генетика

Систематическая анатомия описывает строение нормального здорового человека по системам: костной суставной мышечной и т. она изучает методом системного подхода строение здорового нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы. Здоровье полное физическое психическое и социальное благополучие человека находящееся в равновесии с окружающей средой определение Всемирной организации здравоохранения ВОЗ.

Анатомия и медицина

Анатомия человека – наука о формах и внутреннем строении, происхождении и развитии человеческого организма под влиянием экологической и социальной среды.

Используя основной метод исследования в виде вскрытия, рассечения, препарирования анатомия предусматривает систематические измерения, описания и зарисовки, фото и рентгеновское изображение формы, внутренних структур, положения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых, индивидуальных, профессиональных особенностей. При этом широко используются данные эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, антропологии и других биологических медицинских наук.

В зависимости от плана изложения анатомического материала различают несколько видов анатомии.

Систематическая анатомия описывает строение нормального, здорового человека по системам: костной, суставной, мышечной и т. д. Поэтому учение о каждой системе имеет свое название, как остеология, артрология, миология, спланхнология, эндокринология, вазология, иммунология, неврология, эстезиология.

  1. Систематическую анатомию называют нормальной, т.к. она изучает методом системного подхода строение здорового, нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы.
  2. Здоровье — полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, находящееся в равновесии с окружающей средой (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ). Норма — определённый стандарт, типичный образец строения тела человека, обеспечивающий здоровую функцию организма.
  3. Топографическая анатомия изучает строение тела по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений (синтопия), проекции органов на скелет (скелетотопия) или на кожу отдельных областей (голотопия); кровоснабжение, иннервация области и органов в ней находящихся, проекционные линии сосудисто-нервных пучков.
  4. Пластическая анатомия изучает внешние формы тела, их пропорции, топографию органов во взаимодействии с внешней средой, что особенно важно при изображении человека в различных видах искусства, при проведении косметических и пластических операций.
  5. Сравнительная анатомия сопоставляет строение тела человека и животных, учитывая эволюционное развитие всего живого в процессе филогенеза.
  6. Патологическая анатомия, содержанием которой являются строение больных органов, тканей, клеток и в целом больного организма.
  7. Клиническая анатомия разрабатывает анатомические проблемы по специальным направлениям, а поэтому подразделяется на хирургическую, стоматологическую, рентгенологическую и многие другие.
  8. Палеонтологическая анатомия изучает ископаемые костные останки, мумии древнейших и древних людей: питекантропов, синантропов, гейдельберского человека, неандертальцев, кроманьонцев и нового (разумного) человека.
  9. Динамическая, функциональная анатомия связывает строение с функцией, с биомеханикой опорно-двигательного аппарата, с гидравликой сосудистой системы и широко используется при физкультурной, спортивной и военной подготовке.
  10. Возрастная анатомия изучает особенности строения человека в различные возрастные периоды до и после рождения; рост и развитие человека в материнской утробе (в пренатальном периоде жизни) изучает эмбриология; а в пожилом и старческом возрасте — геронтология; изучением отклонений от нормы — аномалий, уродств и пороков развития — занимается тератология.

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека, его вариантных и аномалийных отклонений необходимо знание основных этапов фило — и онтогенетического развития. Поэтому в курсе анатомии рассматриваются начальные стадии эмбриогенеза, учение о зародышевых листках и тканях из них возникающих: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

Анатомия изучает строение мертвого тела для того, чтобы познать законы строения живого человека.

Поэтому анатомические знания необходимы врачу любой специальности, без них он способен принести только вред. Каждая клиническая дисциплина начинается с анатомо-физиологического вступления, с восстановления прочных и основополагающих знаний по строению здорового, нормального человеческого организма.

Они помогают разобраться с патогенезом болезни, увидеть структурные и функциональные нарушения. В конечном счете, диагноз устанавливается и подтверждается способами, которые определяют нарушения в структурно-функциональных единицах органов и во всем организме. Профилактика и лечение тоже базируются на анатомических знаниях.

Применяемыми в анатомии плоскостями - срединной, сагиттальной, горизонтальной; и осями — вертикальной, фронтальной, сагиттальной пользуется вся медицина. Связанные с ними термины: медиальный, латеральный, дистальный, проксимальный необходимы при описании строения органов, областей человеческого тела.

Для определения границ органов и проекции их на поверхность тела вводятся линии срединные (передняя и задняя), грудинные, среднеключичные, подмышечные, лопаточные, околопозвоночные, которыми широко пользуются в клинике для определения границ, проекции органов и областей (голотопия, скелетотопия).

Описание любой болезни человека связано со строением его тела, органов, тканей, систем. Поэтому и обследование пациента руками врача или инструментами требует знания анатомии человека. При этом врач обязан помнить, что структура и функция взаимосвязаны, и в здоровом и в больном организме. Известно, например, что строение костей, суставов и мышц

настолько увязано с функцией, что приобретает особенности в зависимости от вида трудовой деятельности, занятий спортом и физкультурой, питания, образа жизни, болезней, иногда даже не связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Анатомическая термины и номенклатура составляют основу клинической терминологии. Названия многих болезней, синдромов происходят от латинских названий органов, тканей, клеток, частей тела. В названиях многих методов лечения, особенно оперативных, в названиях медицинских приборов, инструментов, методик обследования звучат анатомические термины, отражающее строение человеческого тела. Поэтому вполне справедливо утверждение многих видных ученых, что анатомия – мать медицины, а «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден» (Е.О. Мухин – видный профессор анатомии Московского университета XIX столетия).

При изучении анатомии каждый должен добиваться от себя умения хорошо ориентироваться в сложном строении человеческого тела: находить, определять положение и проекцию органов, их частей (долей, секторов, сегментов), топографию сосудов и нервов, свободно владеть теоретическим материалом. Знать внутреннее и внешнее строение органов, их размер и массу.

Основные методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.)


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30362. Понятие о синтаксисе. Предмет и объект синтаксиса. Основные направления синтаксической науки 35.5 KB
Синтаксис языка занимается изучением модели предложения и словосочетания а синтаксис речи определяет как эти модели используются в речевом акте. Синтаксис речи отвечает на вопрос: почему именно эти модели употребляются В синтаксисе языка есть предложения по не утвердившимся в языке моделям. Виноградов содержание предложения всегда соотнесено с дейтью Предложение имеет комплекс ГЗ соотносим с актом речи модальность и время кт Виноградов назвал предикативностью. Синтаксические образования в первую очередь предложения изучаются с...
30363. Проблема классификации СПП. Основы его современного описания 61 KB
СПП это предложения в которых одна часть синтаксически подчинена другой и связана с ней союзом союзным словом вопросительным или относительным местоименным словом. а придаточных частей членам предложения. Также признак положенный в основе деления является несущественным для организации сложного предложения он не определяет конструктивных особенностей СПП и характера отношений между его частями. В результате чего однородные по формальной организации и значению предложения оказываются отнесенными к разным типам предложений.
30364. Текст как синтаксический объект. Проблемы его изучения. Типология текстов 56 KB
Научная область связанная с изучением текста имеет в современной лингвистике разные названия: грамматика текста лингвистика текста теория текста лингвистический анализ текста филологический анализ текста анализ дискурса и др. Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 6070х годов ХХ века. Предмет лингвистики текста Казалось бы ответ содержится в названии: предметом лингвистики текста является текст. Одной из наиболее удачных квалификаций лингвистики текста признаётся её определение как науки...
30365. Основы русской пунктуации. Тенденции развития 49 KB
случаи постановки знака препинания не связанные с синтаксическими правилами например постановку так называемого интонационного тире: 1 Ходить долго не мог; 2 Ходить долго не мог. многообразие употребления запятой тире двоеточия и других знаков. По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие точка; вопросительный знак восклицательный знак запятая точка с запятой двоеточие тире многоточие и выделяющие две запятые два тире скобки кавычки. Тире знак очень широкого употребления.
30367. История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние 60 KB
История кратких прилагательных в РЯ и современное состояние Краткие прилагательные первичны а полные вторичны. Исторически прилагательные вторичные слова своим происхождением связанные с существительными. Следующее изменение: образование полных прилагательных краткие местоимения jь j je Краткие: непроизводные первообразные: белъ худъ производные: Основа именная или глагольная суффиксы Суффиксы качественных прилагательных: ък ьк ик: узъкъ далькъ великъ ьн: ясьнъ тьмьнъ ьл: кысьлъ тепьлъ ав: величавъ...
30368. Понятие лексического значения слова 51 KB
Лексическое значение слова это отражение в слове явлений реальной действительности В. ЛЗС это закреплённое в сознании говорящих соотнесенного звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности большинство слов называют предметы их признаки количество действия процессы и выступают как полнозначные самостоятельные слова выполняя в языке номинативную функцию. Значение слова отражает только различные признаки т.

В ту эпоху одним из самых привычных объектов наблюдения были человеческие трупы. Чума и войны порождали их сотнями и тысячами в самое короткое время. В каждом городе на виселице болтались разлагающиеся тела преступников, к ним постоянно добавляли свою лепту казни евреев, ведьм и еретиков. Большинство хоронили, но не всех. Частью это делалось в наказание, а частью из пренебрежения, особенно в малонаселенных местностях. Анатом Везалий мог уверенно заявить: «Гуляя по окрестностям, в поисках костей на проезжих дорогах, ибо туда обычно кладут тела казненных, я наткнулся на высохший труп». Трупы и скелеты постоянно появляются на рисунках с изображением Смерти. И все же, несмотря на всю привычность картины, люди почти ничего не знали о строении собственного тела так же мало, как о строении Солнечной системы. Классический пример принципа «смотреть не видя»! Все полагались на труды признанных авторитетов. Авторитетом в медицине и анатомии был Гален, греческий врач, умерший в 199 году до н. эры. Его опыты по вскрытию ограничивались животными, но явные расхождения между его описаниями и наблюдаемыми фактами объясняли тем, что тело человека изменилось за прошедшие столетия. Гален писал о бедренной кости человека, что она изогнута, значит, бедренные кости людей эпохи Возрождения выпрямились благодаря ношению узких облегающих штанов.

Везалий производит публичное вскрытие.

Деталь титульной страницы его книги «О строении человеческого тела»

В 1543 году появилась работа «О строении человеческого тела», которая заложила основы современной медицины и анатомии и стала вехой в истории книгопечатания. Ее автор Андреас Везалий был потомком трех поколений врачей и с юного возраста приобрел опыт вскрытия. Тщательно изучая Галена, он был поражен ошибками, которые другие старались не замечать. Исполненный самоуверенности, граничащей с наглостью, он решил исправить учителя. Его собственный труд увидел свет, когда ему было всего двадцать семь лет. То была превосходная работа, проиллюстрированная 277 великолепными гравюрами на дереве, почти произведениями искусства. Ходили слухи, что некоторые из этих гравюр вышли из мастерской самого Тициана. Они сыграли свою роль в наглядности анатомических описаний, но художники дополняли каждую иллюстрацию прелестными не относящимися к делу деталями, стараясь создать живой фон, смягчить и очеловечить изображение. Фронтиспис книги стал знаменитой картиной, так как показал самого Везалия, красивого темноволосого молодого человека, который читает лекцию группе студентов. Его лицо обращено к читателю, левая рука крепко держит полурассеченную человеческую руку.

Андреас Везалий. Фронтиспис его знаменитой работы

У Везалия были ошибки, но он показал истинное расположение кровеносных сосудов и строение сердца, хотя и не понял системы кровообращения. Тем не менее он перекинул мост между древней и современной анатомией, снабдил путеводителем новое поколение хирургов, пришедших ему на смену.

Медицина

Хотя на медицинских факультетах многих университетов в XV-XVI вв. изучали анатомию, а анатомические театры получали все большее распространение, противостояние университетских врачей и хирургов продолжалось. В отличие от докторов, знатоков древних языков и ученых книг, хирургов и цирюльников часто называли «шарлатанами», но слово это имело совсем иной смысл, чем в наши дни. Так назывались «медики» и костоправы, которые не входили ни в какие врачебные корпорации и никогда не изучали медицину. Уровень хирургии был чрезвычайно низок, мало что изменилось со времен Филиппа Красивого, который издал в 1311 г. первый королевский эдикт о хирургах: «Узнав, что люди других наций и чужих государств, убийцы, воры, фальшивомонетчики, шпионы, разбойники, пьяницы, ростовщики занимаются хирургией в нашем городе и парижском графстве, выставляют в своих окнах знаки, присвоенные хирургам, накладывают повязки, посещают больных в церквах и частных домах и этим путем выманивают деньги, ...мы повелеваем сим эдиктом никому не заниматься хирургией без предварительного испытания у особых хирургов, назначаемых нашим лейб-хирургом». Исторические хроники сообщают, что когда в 1467 г. король Матфей Корвин был ранен в сражении, не нашлось ни одного хирурга, который был бы в состоянии помочь ему. Король приказал объявить всюду, что он осыплет почестями и дарами того, кто сможет вернуть ему здоровье. Услышав это, к нему пришел хирург из Эльзаса. Он вылечил короля и вернулся на родину обладателем крупного состояния. В 1515 г. университет стал во главе хирургов и цирюльников. Более высокий статус имели хирурги, перед ними открылись двери университетов. Цирюльников приняло братство св. Косьмы, которое было преобразовано в хирургический коллегиум, и преподаватели хирургии в нем стали называться профессорами.

Большой интерес к анатомическим исследованиям проявлял Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий художник и инженер эпохи Возрождения. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мускулов и суставов. В 1487-1495 гг. Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане и продолжил их во Флоренции, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних органов, скелета и мускулов. Он работал с врачом из Павии Марком Антонио, поскольку изучение анатомии требовало сотрудничества врачей с художниками. По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы. Они отражают интерес Леонардо к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Леонардо рассматривал функции организма с точки зрения механики, строил модели для опытов. Так, например, он пишет о стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце. Изучение его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII в. Превращение анатомии в научную систему связано прежде всего с именем великого Андрея Везалия.

Андрей Везалий родился в Брюсселе, отец его был аптекарем при дворе Карла V. В 1533-1536 гг. __ молодой Везалий изучал медицину в Париже, в Падуе, где получил звание бакалавра, а затем доктора медицины. Работой Везалия на звание бакалавра был «Парафраз» (от греч. «paraphrasis» - пересказ, сокращенное изложение) одного из медицинских сочинений Развеса. После того, как в 1537г. он публично продемонстрировал вскрытие, Сенат Венецианской республики назначил его профессором хирургии с обязательством преподавать анатомию. В то время Везалию исполнилось 23 года. В середине XVI в. важнейшим авторитетом в области анатомии был Гален. Его труды Везалий хорошо знал, относился к нему с большим уважением, переводил и готовил к изданию его книги. Однако, анатомируя человеческие трупы, он убедился в том, что взгляды Галена во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезьян и других животных. Он исправил более 200 ошибок Галена. Правильно описал скелет человека, его мышцы многие другие органы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый, описал клапаны сердца, и таким образом создал предпосылки для обоснования кругового движения крови и открытия системы кровообращения В.Гарвеем (1578-1657). Свои наблюдения Везалий изложил в анатомических таблицах (1538), которые были иллюстрированы рисунками Йогана Стефана ван Калькара, талантливого ученика Тициана. В 1543 г. Везалий создал краткий учебник «Эпитоме» (лат. «Извлечение»), который снабжен анатомическими таблицами. Они знакомили читателя со строением тела человека, его скелета, мышц, нервов, вен и артерий. В том же году в Базеле вышел в свет его главный труд «О строении человеческого тела» в семи книгах. Он обобщил достижения анатомии предыдущих столетий и содержал собственные данные, полученные в результате многочисленных вскрытий. Текст сопровождали 250 блестяще выполненных Й.С. ван Калькаром рисунков. Монументальный труд Везалия был посвящен Карлу V, а «Эпитоме» - его сыну, принцу Филиппу. Во вступлении к «Эпитоме» Везалий писал: «Анатомия - основа и начало всего искусства врачевания... Я сделал это «Извлечение» как пешеходную тропинку рядом с широкой дорогой - моей большой книгой». Труд Везалия не случайно вышел именно в Базеле: здесь было издано много прославленных сочинений того времени.

В том же 1543 г., когда в Базеле вышло первое издание труда Везалия «О строении частей человеческого тела», в Нюрнберге было издано знаменитое сочинение Н.Коперника «О вращении небесных сфер», в котором содержалось изложение гелиоцентрической модели Вселенной.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи, которые отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени, остались, в отличие от иллюстраций к работам А.Везалия, практически неизвестными для современников: он не публиковал своих произведений. Во второй половине XVI столетия было создано множество хвалебных эпиграмм, посвященных А.Везалию. Вот одна из них:

Кто бы ни делал, вскрывая, сечение органов тела,
Выше Везалия быть в этом никто не сумел:
Изображеньями он и искусство само возвеличил
Прежде, чем сам отошел по сокровенным путям.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи.

Имя Везалия стало известно на Руси в XVII в. благодаря деятельности братства ученых монахов, основанного при патриархе Никоне боярином Ртищевым, одним из самых просвещенных русских людей того времени. Его заинтересовал трактат Везалия, который сразу после выхода получил широкую известность в ученом мире Западной Европы. Он поручил Епифанию Сла-винецкому перевести «Эпитоме». Этот рукописный перевод хранился в патриаршей библиотеке, где и погиб во время пожара.

Во второй половине XVI в. появилось множество трудов по анатомии. Среди наиболее известных авторов, которых называют обычно «творцами золотого века анатомии» - Р.Коломбо (1516-1559), возглавивший кафедру анатомии в Падуе после смерти А.Везалия; французский анатом Ш.Этьенн (1503-1564), автор знаменитого учебника анатомии «О рассечении частей тела человека»; римский профессор Б.Евстахий (1500-1570); И.Фабриций (1533-1619), который впервые описал и продемонстрировал работу венозных клапанов, доказав таким образом одностороннее движение крови по венам в направлении сердца. Он был учеником Г.Фаллопия и учителем В.Гарвея, автора знаменитого трактата «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1615 г.), содержащего учение о кровообращении. Пересмотр многих устоявшихся представлений в хирургии, особенно в лечении огнестрельных ран, связан с именем французского хирурга Амбруаза Паре.

Традиционно представление о новом методе изучения природы, о начале науки Нового времени связано с именем Ф.Бэкона (1561-1626), автора знаменитого сочинения «Новый органон». В его трудах была разработана программа развития опытного естествознания. Он не оставил без внимания и медицину. Остановимся на некоторых аспектах учения Бэкона, касающихся перспектив ее развития. Рассуждая о классификации человеческих познаний, он включает медицину в раздел философии человека: «Медицина, не основанная на философии, не может быть надежной». Отмечая заслуги Парацельса в деле развития медицины, Бэкон пишет о его упорном стремлении положить в основу алхимии и медицины опыт, наблюдение над природой и эксперимент. В то же время он неоднократно подчеркивал необходимость тщательного изучения медикаментов, которые предлагали ятрохимики. Актуальность изучения медикаментов была связана с тем, что «арабская кухня» аптекарей вызывала постоянное беспокойство врачей старой школы, иногда вполне оправданное. Врачи и аптекари, сторонники ятрохимии, не всегда правильно понимали арабские медицинские книги, и это приводило к роковым последствиям. Предлагая сделать медицину частью «опытного естествознания», Бэкон имел в виду не только исследования в анатомических театрах и тщательные испытания медикаментов, но и изучение тканей и органов человека.

Позже, с открытием микромира, новые исследования в медицине были связаны большей частью с развитием микроанатомии и микробиологии. Основателем этих направлений считают А. ван Левенгука. Его первое сообщение, поразившее воображение ученых, поступило в Лондонское Королевское общество в 1673 г., спустя почти полвека после смерти Ф.Бэкона. Уроженец голландского города Делфта, Левенгук был состоятельным торговцем тканями. Он научился так обрабатывать линзы, что добился в своих аппаратах увеличения в 270 раз, что значительно превышало возможности известных в то время микроскопов. В то же время аппараты Левенгука не были сложными по устройству. Они состояли всего из одной или двух линз. Рассматривая через свои удивительные линзы все, что попадало ему в руки, он увидел мельчайших, недоступных глазу существ, которым дал название «анималъкули» (лат. «зверюшки»). Он находил их везде - в воде, различных растворах и настоях, в телах животных и человека. В описании строения и внешнего вида его «анималькулей» мы узнаем известные сейчас различные виды бактерий.

Уже во II-III вв. древнегреческий мыслитель Афиней сообщал о том, что рыбы в северных странах замерзают во льду, а потом оживают. В XVI в. в Англии были проведены эксперименты по замораживанию и оживлению животных. В сосуде со смесью льда и уксуса замораживали угрей - маленьких круглых червячков. Через 2-3 часа при таянии льда они оживали. Выдающийся английский ученый Р. Бойль (1627-1691) проводил опыты с рыбами и лягушками. Ему не удавалось их оживить, если с момента замораживания проходило более двух суток. Спустя столетия немецкие ученые смогли решить эту проблему. «Животные погибают не от холода, а от кристалликов льда, которые образуются в тканях», - писал Р. Кох (1843-1910). Когда вся вода организма превращается в лед, клеточные ткани разрушаются, и оживление становится невозможным. Опыты с замораживанием холоднокровных и теплокровных животных, а также бактерий продолжаются и в наше время. Они привели ко многим важным открытиям, в том числе - состояния анабиоза у животных и удивительной морозоустойчивости бактерий.

При составлении этого материала использовались:

1. Чемберлин Эрик. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура/ Перевод с англ. Е.Ф.Левинов.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.

1) Атлас анатомии (системы и органы) человека в виде 38 красочных плакатов-таблиц . 2007 г. Скачать: http://yadi.sk/d/2kQB2bka6HdSS Каждая таблица снабжена указателями на русском языке, поэтому таблицами легко пользоваться. Этот сборник является самой полной коллекцией анатомических таблиц человеческого тела. Здесь представлены таблицы всех главных систем и органов человеческого тела. Данный сборник таблиц должен облегчить студентам изучение анатомии человеческого тела.

Перечень всех таблиц атласа:

Системы организма

Дыхательная система

Вегетативная нервная система

Нервная система

Пищеварительная система

Эндокринный аппарат

Система женских половых органов

Система мужских половых органов

Лимфатическая система

Сосудистая система

Система костей и их соединений

Мышечная системаМочеполовая система

Органы и части тела

Предстательная железа

Общее анатомическое строение головного мозга

Головной мозг

Анатомическое строение внутреннего уха

Преддверно-улитковый орган - орган слуха и равновесия

Ухо, горло, нос

Глотка и гортань

Черепные и спинномозговые нервы

Орган зрения

Череп

Анатомия зубов

Волосы

Кожа

Почки

Печень

Голова и шея

Позвонки и позвоночный столб

Плечо и локоть

Кисти рук и запястья

Стопы и лодыжки

Тазобедренный и коленный суставы

Сердце

Беременность и роды.

2) "Атлас анатомии человека " (Самусев Р.П., 2003 г.) Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и училищ. Пособие также может быть использовано студентами медицинских вузов. Файл в формате «djvu » скачать: http://yadi.sk/d/BvwhNb6ICxLcB

3) "Атлас нормальной анатомии человека " (Самусев Р.П., 1989 г.) Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и училищ.Файл в формате «pdf » читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/nEGWseiJRvVod

4) "Карманный анатомический альбом " (Пупышев Л.В., 2000 г.) Файл в формате «djvu » скачать: http://yadi.sk/d/wDwM28HLDATd4 Альбом включает рисунки из наиболее важных разделов курса анатомии человека. Подписи к рисункам выполнены в стихотворной форме, что способствует лучшему запоминанию учебной программы. Рассчитан на студентов и преподавателей медицинских институтов и всех, кто интересуется анатомией человека.

5) "Атл_анат_м_ии_1.pdf " (Семенов Э.В. , 1998 г.) Файл в формате « pdf ». В предлагаемом 1 томе освещены следующие разделы анатомии: скелет, связки, суставы, мышцы, пищеварительная и дыхательная системы. Атласом можно пользоваться при обучении анатомии в медицинских, фармацевтических, педагогических университетах, академиях, институтах. При использовании меньшего объема информации атласа по нему могут обучаться студенты медицинских и педагогических училищ и колледжей, а также студенты учебных заведений физической культуры и спорта. В связи с доступностью изложения он может быть полезен школьникам и всем тем, кто интересуется строением человеческого тела.

6) "Анатомия человека. Иллюстрированный атлас " (Пер. с исп.) 2011 г . Для широкого круга читателей. Файл в формате « pdf » читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/ohdnlB-tDLX7i

7) "Анатомия и физиология человека с основами общей патологии " (Швырев А.А., 2004 г.) . Файл в формате «djvu » скачать: http://yadi.sk/d/87Gh40RQDLYtv

8) "Анатомия_и_физиология_человека_с_основами_общей патологии " (Швырев А.А., 2012 г .) Пособие для студентов медицинских колледжей . Файл в формате «pdf » читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/YdUUpd1aRvZCr

9) "Анатомия и физиология человека " (Федюкович Н.И., 2003 г.) Для студентов медицинских колледжей и училищ по специальности "Медицинская сестра".

Файл в формате « doc » смотреть онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/CEtg42TpDLbf6

Файл в формате « pdf » читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/GjAvkHgRDLcvN

10) Учебник "Анатомия_человека " (Сапин_М.Р., 2008_г .) для студентов медицинских колледжей и училищ.Файл в формате «pdf » читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/qP7oKSQnRvawx

11) Медицинский_атлас "Анатомия_человека " для студентов-медиков (Билич_Г.Л., 2012_г.): https://yadi.sk/i/mOzFs59xaiJsR


Top