История летающей боевой машины. Танк среди ясного неба

За прошлый век инженеры сделали несколько машин, которые получили название летающий танк. В их число входит разная техника, совершенно непохожая друг на друга.

Давайте остановимся на каждом изобретении подробнее.

М1932

Известный американский конструктор Джон Уолтер Кристи известен благодаря своим колёсно-гусеничным танкам и подвеске Кристи, которая использовалась в танках серии БТ и знаменитом Т-34 . Его менее известным, но не менее интересным изобретением стал летающий танк.

У Кристи появилась идея чрезвычайно мобильного танка, способного перемещаться в воздухе. По проекту машина массой 5 тонн получила крылья по схеме биплана и винт на них, приводимый в движение двигателем самого танка.

В 1932 году американец вышел на финишную прямую своей идеи и представил публике глубоко проработанный проект.

Танк массой 4 тонны лишился башни для экономии массы, зато получил двойной корпус – непривычный для тех времён дюралюминиевый внутри и традиционный бронированный снаружи. Толщина брони достигала 12,7 мм спереди и 9 мм по бортам.

Традиционно для Кристи, машина могла передвигаться как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Орудие размещалось в корпусе. Полностью заправленный М1932 вместе с боекомплектом и экипажем весил 5 тонн.

Для полёта требовался мощный двигатель, поэтому на танк массой всего 5 тонн планировалось установить V-12 Hispano-Suiza мощностью 750 л.с. По расчётам, такой энерговооружённости хватало для 190 км/час на колёсном ходу и 96,5 км/час на гусеничном.

Для взлёта летающий танк Кристи должен был совершить разбег около 80 метров на гусеничном ходу, далее механик-водитель переключал привод с гусениц на воздушный винт, танк ехал ещё 100 метров, разгоняясь до 130 км/час и взлетал. Расчётная скорость полёта была около 150-160 км/час.

Независимая подвеска Кристи позволяла садиться на пересечённую местность и не требовала аэродромов. После приземления механик-водитель должен был отстегнуть крылья специальным рычагом, после чего американский танк был готов к бою.

К сожалению, этот интересный проект не был реализован, основную трудность вызвал механизм переключения привода между колёсами и воздушным винтом.

А-40 (КТ-60)

В 1941 году, когда шла Великая Отечественная война, советское командование испытывало нужду в оказании помощи партизанам, действовавшим на оккупированных немцами территориях. Высшему командному составу показалось хорошей идеей создать бронированную машину, способную летать и неожиданно появляться в тылу врага.

Проект получил логичное название «летающий танк». Его разработка началась в конструкторском бюро Антонова в срочном порядке.

В условиях военного времени требовалось вести разработку как можно быстрее, а производственные затраты свести к минимуму. Поэтому, Антонов решил не начинать разработку с чистого листа, а взять за основу вполне обычный лёгкий танк Т-60.

Т-60 обладал скромными размерами и массой 6 тонн, был вооружён 20 мм орудием и пулемётом 7,62, внутри находился экипаж в количестве 2 человек.

Учитывая, что танк после доставки по воздуху должен действовать на земле, места для крыльев или двигателя не было. Поэтому приняли решение сделать деревянный планер, который бы временно крепился к танку и сбрасывался бы при приземлении. Двигатель и вовсе был не нужен, поскольку использовался настоящий самолёт, буксирующий А-40 на тросе.

2 сентября 1942 года конструкторское бюро Антонова завершило разработку летающего танка и приступило к испытаниям.

Новинка массой 7,5 тонны получила два крыла по схеме биплан и была похожа на «кукурузник».

Перед взлётом А-40 предельно облегчили, демонтировав башню и ящик с инструментами. Испытателем стал Анохин, а в роли буксировщика выбрали бомбардировщик ТБ-3.

Во время первого полёта двигатели ТБ-3 начали перегреваться из-за чрезмерной нагрузки, поэтому трос отцепили, после чего летающий танк удачно спланировал на аэродром.

Несмотря на удачные испытания, разработка была свёрнута, поскольку Советский Союз испытывал дефицит в самолётах достаточной мощности, например, Пе-8.

ИЛ-2

Советский штурмовик, ярко отметившийся во Второй мировой войне. Был создан в 1939 году и прошёл всю войну, заслужив репутацию невообразимо живучего самолёта.

В первый период применения были огромные потери ИЛ-2, вызванные неопытными экипажами, неправильным применением и отсутствием оборонительного вооружения в задней полусфере.

После добавления борт стрелка, набора опыта пилотами, появления истребителей сопровождения, ИЛ-2 стали эффективным и надёжным оружием, получившим прозвище «летающий танк» за свою живучесть. Немцы его называли «Betonflugzeug» - «Бетонный самолёт».

Т-80 и Т-90

Эти основные боевые танки никогда не имели крыльев и воздушных винтов. Тем не менее, временами можно услышать, как их называют летающими танками.

Разработанный в СССР Т-80 оснащён газотурбинным двигателем, дающим отличную подвижность . Российский Т-90 , хоть и оснащён привычным дизельным двигателем, имеет скромную по меркам ОБТ массу и достаточную мощность, чтобы радовать публику эффектными прыжками.

Очевидно, что эти две машины не являются летающими танками, но, раз уж их временами так называют, стоило уточнить почему.

Другие проекты

Также были и другие разработки, например, GAL 49. Hamilcar из Великобритании или Ме 321 из Германии. Но эти проекты были обычными транспортными планерами с грузовым отсеком внутри фюзеляжа, в который могла поместиться бронетехника.

В СССР тоже не отставали, инженер Смалько разработал свой летающий танк и даже воплотил его в дереве в виде макета МАС-1. Был проект Рафаэлянца и Никитина под названием «Рафник», состоящий из подвешенного в планер-моноплан нового БТ-2.

Камов в 1932 году создал ещё более необычную машину-автожир. Похожий на вертолёт танк обладал горизонтальным винтом диаметром 20 метров и должен был воевать прямо в таком виде, «перепрыгивая» любые препятствия при необходимости.

Несмотря на одобрение проекта, разработка принципиально новой машины с нуля показалась непомерно сложной и была закрыта.

В начале 30-х годов конструкторы многих стран пытались решить задачу переброски бронетанковой техники по воздуху. Было выдвинуто несколько весьма интересных предложений: планер-танковоз П. И. Гроховского, «летающий танк» («ЛТ») А. Н. Рафаэлянца и американского конструктора танков А.Кристи.

Однако реализовать эти идеи на практике так и не удалось – «рожденный ползать летать не может». Правда, 0. К. Антонов опроверг это крылатое выражение советского писателя Максима Горького: «Может. Если ему приделать крылья». И в 1941–42 годах под его руководством в Тюмени, где в то время находилось КБ, был разработан проект «ЛТ» – «летающий танк».

В основу этого летательного аппарата взяли упрощенный вариант проекта А. Кристи, убрав такой сложный элемент, как установка винта с приводом от двигателя танка. Получился гибрид танка с планером, полет которого осуществлялся на буксире за самолетом.

Для транспортировки был взят легкий танк Т-60 (масса 5,8 т), ставший своеобразным фюзеляжем планера, к которому крепились крылья с хвостовым оперением.

«Оставалось одно радикальное и простое решение: приделать крылья к самому танку, сэкономив на габаритах и весе, а летчика сделать и танкистом, чтобы управлять этим гибридом и на земле и в воздухе с сиденья водителя бронированной машины.

Корпус танка необычайно прочен – выдержит любые нагрузки. Крылья и хвостовое оперение как целый агрегат сбрасывать сразу же после посадки одним движением рычага. Легкий обтекатель корпуса танка можно и не сбрасывать – он останется в первом же кустарнике».

Так родился КТ – «крылатый танк». Родился в трудных условиях военного времени в краткие сроки, диктуемые обстановкой яростного наступления врага», – вспоминал 0. К. Антонов в книге «Десять раз сначала».

Работы по проектированию «ЛТ» (первоначально имел обозначение А-40, позже встречается и «КТ» – «крылатый танк») начались в декабре 1941 г., а 26 апреля 1942 г. планер был построен.

Деятельно участвовали в постройке А. Б. Белков, А. П. Эскин, Е. А. Шахатуни, Синягин, Назаров, Кузнецов, И. Костенко и другие. Для проведения летных испытаний «КТ» в разобранном виде перевезли по железной дороге в Раменское (под Москвой), в ЛИИ. Испытания проходили с 7 августа по 2 сентября 1942 г. Пилотировал планер-танк известный планерист-испытатель С. Н. Анохин.

Была уменьшена масса танка (сняли башню, горючего оставили 100 л, экипаж – 1 человек). Полетная масса составной конструкции равнялась 6710 кг, что на 1094 кг меньше расчетной. А-40 мог самостоятельно передвигаться по земле со скоростью до 15 км/ч (при большей скорости перегревался мотор танка).

В начале испытаний было сделано несколько пробежек на буксире за самолетом на скоростях 10,65,85 и 100 км/ч для проверки прочности гусениц, в том числе четыре пробежки по грунту и три по бетону. После отцепки «КТ» останавливался через 50–60 м. Затем сделали три подлета высотой до четырех м, в ходе которых определялись скорость отрыва планера и эффективность органов управления.

В результате было определено, что эффективность рулей достаточная, но слишком велики нагрузки от руля высоты. Гусеницы танка на этих режимах работали нормально, амортизации также хватало, а скорость отрыва составляла 110–115 км/час. После такой подготовки был выполнен полет на буксире за ТБ-3 (пилотировал летчик-испытатель НИИ ВВС М. А. Нюхтиков), который оказался единственным.


Когда планер взлетел с испытательного аэродрома и пролетел совсем немного, летчику стало ясно, что мощности четырех двигателей АМ-34ФРН (900л. с. каждый) самолета не хватит, чтоб буксировать «КТ» достаточно долго. Да и двигатели, работавшие на форсажном режиме, начали перегреваться, поэтому Анохин вынужден был отцепиться от буксировщика и осуществить посадку на полосу соседнего, гражданского аэродрома Быково.

«КТ» спокойно планирует, нормально слушаясь рулей и элеронов, – вспоминал Сергей Анохин. – Разворачиваюсь на аэродром, целюсь на полосу, подхожу как раз к началу, выравниваю машину и вдруг вижу, как аэродромная команда бросилась врассыпную (ничего не знали о существовании такого аппарата, подумали, что это секретное оружие немцев). Заканчиваю пробег, завожу двигатель и своим ходом, не сбрасывая крыльев, иду на КП».

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Анохин не вылез из танка. Тогда всерьез готовились к возможному нападению вражеского десанта, аэродром был хорошо защищен, и по летчику планера лишь чудом не открыли огня. Так завершился первый в мире полет «крылатого танка». В дальнейшем эта тема была закрыта.

На прекращение работ оказали влияние два основных фактора: отсутствие в то время мощных самолетов-буксировщиков и сложность доработки танка для подвески планера. Вероятно, этому могло способствовать еще и то, что в конце 1942 г. выпуск танков Т-60 был прекращен.

Анализируя принятую 0. К. Антоновым схему «КТ», следует отметить, что она была не самой удачной с точки зрения размещения пилота внутри танка. Такая конструкция достигалась путем больших доработок самого танка, связанных с установкой в нем дополнительных органов управления планером и узлов навески бипланной коробки. Все это практически исключало возможность переброски по воздуху обычных танковых подразделений, т. е. требовало создания для этих целей спецчастей, на вооружении которых состояли бы модифицированные танки.

Но Антонов возобновил работу по этой теме при создании беспилотного воздушного прицепа (см. главу «Работы ОКБ 0. К. Антонова в 1948–52 гг.»).

КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Конструктивно А-40 представлял собой бипланную крыльевую коробку, состоящую из двух прямоугольных в плане плоскостей с постоянной хордой 2,4 м.

Планер крепился на танке с помощью четырех узлов, установленных на лонжеронах нижнего крыла. Буксирный замок крепился на передней части корпуса танка. Экипаж из двух человек размещался внутри на штатных рабочих местах, при этом башня была повернута назад.

Фюзеляж. Фюзеляжа как такового не было – к бипланной коробке на двух балках прямоугольного сечения крепилось хвостовое оперение. В задней части балки заканчивались хвостовыми костылями, каждый из которых состоит из трех пластинчатых рессор.

Крыло. Крыло представляет собой две плоскости, образующие бипланную коробку. Расстояние между плоскостями также составляло 2,4 м.

Каждая плоскость – двухлонжеронной конструкции. Обшивка до первого лонжерона фанерная, остальная - полотно. Плоскости соединялись между собой с помощью четырех И-образных стоек и шести пар крестообразных расчалок.

Вся задняя кромка верхней и нижней плоскостей крыла была занята щелевыми элеронами и закрылками, на которых устанавливалось по две пары неуправляемых сервокомпенсаторов для облегчения их отклонения при посадке. Площадь элеронов – 7,52 м2, площадь закрылков – 11,9 м2.

Для жесткости в вертикальной плоскости балки хвостового оперения подкрепляются двумя мощными наклонными подкосами, а в горизонтальной - дополнительно соединяются внутри крестообразными расчалками.

Хвостовое оперение. Вертикальное оперение состоит из двух килей, которые выполнены как одно целое с хвостовым оперением.

Для обеспечения отклонения рулей направления в верхней части они имели большой косой срез. Площадь вертикального оперения – 6,78 м2.

Горизонтальное оперение, как и крыло, бипланного типа. Верхняя его часть крепилась на килях, а нижняя (меньшая) – устанавливалась между хвостовыми балками.

На верхнем руле высоты имеется управляемый триммер и неуправляемый сервокомпенсатор, такой же, как и на закрылках.

Размах горизонтального оперения 4,5 м, площадь – 11,0 м2.

Для увеличения жесткости от скручивания кили расчаливалась двумя парами лент. Основной материал конструкции планера – дерево и полотно.

Управление. Управление планером одинарное, тросовое. Органы управления находились в танке на месте механика-водителя, и от них шли тросы, которые через выводы в корпусе танка подсоединялись к системе управления элеронов и закрылков нижней плоскости крыла. Далее – к секциям верхнего крыла усилия передавались через вертикальные трубчатые тяги.

Шасси. Взлет и посадка осуществлялись на собственном гусеничном шасси. После посадки планер мог быть сброшен без выхода экипажа из кабины. Для улучшения обзора в полете сделан специальный перископ.

И несколько слов следует сказать о боевых характеристиках советского легкого танка Т-60:

Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: 1 20-мм пушка, 1 пулемет. Боекомплект – 780 снарядов, 945 патронов. Броня: лоб корпуса – 20–25 мм, борт – 15 мм, башня – 25 мм. Мощность двигателя – 70 л. с. Максимальная скорость – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км.

Основные летно-технические данные планера А-40:

  • Тип планер
  • Экипаж, чел. 2
  • Двигатель -
  • Мощность, л. с. -
  • Длина планера, м 12,6
  • Высота планера с танком, м 3,67
  • Размах крыла, м 18,0
  • Площадь крыла, м2 85,6
  • Масса пустого планера, кг 2004
  • Масса полетная, кг 7804
  • Скорость буксировки максимальная, км/ч 250
  • Скорость отрыва при взлете, км/ч 115
  • Скорость свободного падения, км/ч 130
  • Разбег, м 80
  • Пробег, м 60
  • Количество построенных, шт 1

5:05 / 31.01.15
Нереализованные проекты: А-40 - летательный аппарат, созданный на базе танка Т-60 (СССР)

А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») — летательный аппарат , созданный Олегом Константиновичем Антоновым на базе танка Т-60. Изначально танк был предложен в качестве поддержки для партизан. Работа над планером велась с декабря 1941 года по февраль 1943 года, когда танк сняли с производства. Был изготовлен в апреле 1942 года в городе Тюмени, в единственном экземпляре. Лётные испытания проходили под Москвой с 7 августа по 2 сентября 1942 года. Проводил их известный лётчик-планерист Сергей Анохин.


Итак, наверняка все знают, почему одни самолёты называются Ту, а другие Як, а третьи Ан. Правильно: Туполев, Яковлев, Антонов. Именно Олег Константинович Антонов и придумал «окрылить» танк.

Авиаконструктор Олег Антонов / Фото: www.membrana.ru .

А начнём мы с описания бронемашины. Это был лёгкий танк Т-60 . Как пишет В. Шунков в книге «Оружие Красной Армии», Т-60 был разработан в 1941 году на основе Т-40. Машина развивала скорость до 45 км/ч, преодолевала подъём до 29 градусов, ров шириной 1,7 метра и стенку высотой до 0,65 метра.

«Главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Всего было выпущено 6045 танков Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны».

Как рассказывает сайт Russian Battlefield, Антонов самолично предложил построить упрощённый буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого использовался бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть - в качестве взлётно-посадочного устройства.

Машина предназначалась для переброски лёгких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов.




Лёгкий танк Т-60 / Рисунок: battlefield.ru, М. Дмитриев

«Предполагалось, что такой комбинированный планер может буксироваться четырёхмоторным тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3 или двухмоторным ДБ-ЗФ до пункта назначения, а после расцепления производить посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой.

Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, Олег Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени.


Она получила название „КТ“ („Крылья танка“), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40.


Крылья с размахом 18 метров и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м.

Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров. Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв вооружение, боекомплект, фары, крылья и слив почти всё топливо. Полётная масса танка-планера составила 7804 кг».


Летающий танк в профиль / Фото: www.membrana.ru

Осенью 1942 года (по другим данным - 1943-го) были проведены первые и, судя по всему, последние испытания «Крыльев танка». Этот испытательный полёт стал, как говорится, яркой страницей биографии заслуженного лётчика-испытателя СССР Сергея Николаевича Анохина.

Вот как описывает этот эксперимент в своей книге В. Шунков: «Аэропоезд в составе самолёта-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера „КТ“ (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости „КТ“ буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч.


1942 год. «Крылья танка» на земле со снятой башней / Фото: battlefield.ru

Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/сек.

Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер.

Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома».

Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, который буксировал летающий танк / Фото: awgun.ru

То есть получается, что вместо Раменского летающий танк сел там, где его ну никак не могли ожидать. Дальше - самое, так скажем, забавное в этой истории: «Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома.

Не будучи предупреждённым о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полётов аэродрома по боевой тревоге поднял расчёт зенитной батареи.

Когда лётчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Лётно-Испытательного Института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в посёлок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ».

В биографии лётчика-испытателя есть занятная подробность: «Охрана аэродрома приняла неизвестный летательный аппарат за немецкий, и Анохину пришлось несладко, когда он пытался доказать обратное». Ну, повезло, что в воздухе не сбили - зенитчики же.

У Russian Battlefield немного другое описание инцидента: «Ввиду большого аэродинамического сопротивления планера „КТ“, ещё не имевшего обтекателей, буксировка потребовала использования максимальной мощности уже порядком изношенных двигателей старенького ТБ-3, которые стали перегреваться.

Испытатель летающего танка Сергей Анохин /Фото: novosti-kosmonavtiki.ru).

Планер пришлось в аварийном порядке отцепить. На удивление он нормально спланировал и удачно сел на кочковатом поле в районе Раменского аэродрома, вызвав панику среди зенитчиков и не предупреждённой команды батальона аэродромного обслуживания.

Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков, лучшим из которых был бы Пе-8 (Петляков - прим. ред.), эта интересная работа не имела дальнейшего продолжения».

Тем не менее, испытательный полёт «показал, что идея летающего лёгкого танка целесообразна и вполне осуществима».

Выходит, что летающие танки заглохли из-за авиации? Эту версию подтверждает и В. Шунков: «Испытания показали, что для подъёма планера на требуемую высоту необходим более мощный самолёт.

Таким самолётом мог быть только стратегический бомбардировщик Пе-8, который в годы войны использовался для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина.

Таких самолётов было построено только около 80 единиц, так что рассчитывать на их использование в качестве буксировщика планера „КТ“ было нереально. Поэтому дальнейшие работы по проекту были прекращены».

Между прочим, на Западе до сих пор сомневаются: отрывался ли «КТ» от земли вообще? Но мы-то с вами теперь знаем.

А авиационный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова действует ныне за границей - в Киеве, а «одним из направлений деятельности АНТК им. Антонова является разработка наземных транспортных средств: троллейбусов, трамваев, миниметро, а также спортивных велосипедов».

Тактико-технические показатели

Экипаж

2 человека

Пассажировместимость

нет

Длина планера, м

12,0

Размах крыла, м

18,0

Высота

нет данных

Площадь коробки крыльев, м ²

86

А-40 (Летающий танк) А-40 (Летающий танк)

А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») - летательный аппарат , гибрид планера и танка , созданный О. К. Антоновым на базе лёгкого танка Т-60 .

В другом источнике называется «Крылья танка - 60» (КТ-60 ) .

История

Изначально «Летающий танк» был предложен в качестве поддержки для партизан . По задумке авторов крылья крепились к Т-60, на ней танк буксировался в район посадки, отцеплялся, после приземления боевая машина освобождалась от крыльев и использовалась десантниками . Работа над планером велась с декабря 1941 года по февраль 1943 года, когда танк сняли с производства. Был изготовлен в апреле 1942 года в городе Тюмени в единственном экземпляре на Заводе № 241 . Лётные испытания проходили под Москвой с 7 августа по 2 сентября 1942 года. Проводил их известный лётчик -планерист С. Н. Анохин .

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Пассажировместимость: нет
  • Размах крыла: 18,0 м
  • Высота: нет данных
  • Площадь коробки крыльев: 86 м 2
  • Масса облегчённого танка Т-60 с полезной нагрузкой: 5800 кг
  • Полная полетная масса: 7800 кг
  • Масса планера: 2000 кг
  • Двигатели: ГАЗ-202 (70 л. с.) для движения по земле; в воздухе буксируется самолётом ТБ-3
  • Мощность : нет данных

Лётные характеристики

Первый полёт «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года. Самолётом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал Павел Арсеньевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии Сергей Николаевич Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров.

См. также

Напишите отзыв о статье "А-40 (Летающий танк)"

Примечания

Литература

  • И. И. Ермаков, «Тюмень тыловая.» Екатеринбург , 1995 год.

Ссылки

Отрывок, характеризующий А-40 (Летающий танк)

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?

Публ. Советский самолет «Ил 2» времен Отечественной войны. Ф 2, 167 …

Танк (значения) - Танк: Танк (от англ. tank) большая ёмкость для жидкости, цистерна, обычно для хранения горючего (также см. танкер); в частности, одно из очистных сооружений называется аэротанк. Танк гусеничная, либо колёсная бронированная боевая … Википедия

Танк на воздушной подушке - «Земноводный подлетающий танк». Макет в масштабе 1:4 … Википедия

Танк - У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк бронированная боевая машина чаще все … Википедия

Танк КС - Танк М Борец за свободу товарищ Ленин Танк КС («Рено русский») Классификация лёгкий танк … Википедия

Танк Сиркена - Боковая и фронтальная проекции танка Сиркена … Википедия

ТАНК - Кинуть под танк кого. Жарг. угол. Неодобр. Предать кого л.; переложить свою вину на другого человека. ТСУЖ, 84. Летающий танк. Публ. Советский самолет «Ил 2» времен Отечественной войны. Ф 2, 167. Тяжёлый танк. Жарг. угол. Человек с большими… … Большой словарь русских поговорок

Летающий корабль-призрак - Летающий корабль призрак … Википедия

ТГ (танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. ТГ … Википедия

Т-100 (танк) - У этого термина существуют и другие значения, см. Т 100 … Википедия

Книги

  • Ильюшин , Чуев Феликс Иванович. Книга посвящена выдающемуся авиаконструктору, академику АН СССР, генерал-полковнику инженерно-технической службы, трижды Герою Социалистического Труда, деятельность которого была связана с… Купить за 510 руб
  • Ильюшин , Феликс Чуев. Книга посвящена выдающемуся авиаконструктору, академику АН СССР, генерал-полковнику инженерно-технической службы, трижды Герою Социалистического Труда, деятельность которого была связана с… Купить за 500 руб
  • "Черная смерть" . Правда и мифы о боевом применении штурмовика ИЛ-2. 1941-1945 , Дегтев Дмитрий Михайлович, Зубов Дмитрий Владимирович. Эта книга посвящена одному из самых известных советских самолетов времен Великой Отечественной войны - штурмовику Ил-2. У советских воинов и солдат вермахта самолет получил множество разных -…
 Top