Мечта хороших родителей малыши должны. Детские мечты сбываются

Доброго дня, дорогие читатели и друзья!

Несмотря на то, что на улице немного похолодало, на душе у меня тепло, светло и радостно, и настроение легкое и эфемерное.

Пожалуй, не буду ждать лучшего дня, чтобы поразмышлять на тему мечты, и о том, как же помочь своим мечтам сбываться - естественно вплетая их в канву своей жизни.

Прежде всего, давайте определим, что же такое мечта.

В моем понимании это некое фантазийное представление того, что я хочу получить, или того, какой я хочу быть, или того, где я хочу оказаться. То есть, мечта - это мое желание получить что-то, что порадует меня или окружающих, это нечто позитивное, направленное на развитие, рост, увеличение количества счастья в моей жизни или жизни близких.

Мечта - это тот стимул, который вдохновляет нас, и помогает идти вперед.
Достигая исполнения мечты, мы идем дальше, появляется новая мечта. Хорошо, когда мечты не являются полностью материальными, когда человек старается работать над собой, учиться новому, давать что-то доброе окружающему миру и людям, иначе жизнь может превратиться в бесконечную гонку за товарами, услугами и удовольствиями.

Давайте попробуем вместе поразмышлять над тем, какого типа бывают мечты, и как их исполнять:)

1. Мечты краткосрочные, легкие в исполнении.
Например, иногда, чтобы себя порадовать, достаточно такой малости. Букетика цветов, милой чайной пары, новой книги в яркой обложке, чашки чая в кафе с видом на город, прогулки вдоль набережной, посещения музея или книжного магазина, спокойного и неторопливого пребывания на службе в храме и молитвы, занятия рукоделием, приготовления нового блюда.

Иногда мы все эти мелочи склонны записывать (хотя бы в голове) в свой список желаний и мечтаний.
На самом деле, такие простые желания и мечты нужно четко планировать, включать в свой график, и исполнять - они не требуют много времени или больших финансовых затрат.
Даже если кажется, что свободного времени не хватает, всегда старайтесь выделять хотя бы полчаса-час в день на себя и свой внутренний мир. Например, если муж приходит с работы поздно, и Вы весь день с детьми - разве нельзя с детьми пройтись по книжному, или зайти в кафе выпить чашечку кофе? Или попросить мужа подарить цветы, или купить их самой?

Я так мечтала о книге Юлии Высоцкой:) Вот такая простая мечта, можно просто пойти и купить или попросить. Я три года намекала всем "мне бы книгу с рецептами". В итоге у меня теперь коллекция книг с рецептами других авторов, даже есть книга повара, который работал у Шаляпина)). Но Высоцкую никто не подарил)) Пока я не попросила мужа о конкретной книге=) К слову, надо учиться мечтать вслух , но об этом поговорим далее.

2. Мечты долгосрочные, требующие детального планирования и серьезного труда.
Это может быть: переезд в другой город или новую квартиру, регулярные путешествия, изменение образа жизни, написание книги, создание собственного бизнеса, получение дополнительной профессии, изучение иностранного языка.

Например: "я мечтаю":
- научиться рисовать
- научиться шить
- начать учить иностранный язык
- путешествовать с семьей, выезжая минимум 2 раза в год
- выучить итальянский

Мечты такого типа могут годами лежать в наших списках, если мы не начнем действовать.

Как делаю я - я меняю формулировку. Не "я мечтаю научиться рисовать",а "я собираюсь на курсы живописи". Что значит "я собираюсь"? - Это значит, что я: ищу школу живописи, согласую с мужем стоимость и время занятий, и еду заниматься:)
Однажды я так поступила на курсы психологии, где в итоге училась около года. Я увидела рекламу на стене института, в этот же день позвонила, и через два-три дня уже училась. Я всегда мечтала хоть немного изучить психологию:)

В таких долгосрочных мечтах важно правильно расставить приоритеты и цели, и планомерно, пошагово идти к исполнению своей мечты.

Когда мы начинаем смотреть на мечту в свете реальности, да, нам может показаться, что это невозможно, что это недостижимо, но, на самом деле, вопрос в подходе и в планировании. Просто у кого-то достижение этой мечты занимает 10 лет, у кого-то - год или два.
Например, семья мечтает переехать в другой город . Мечтает, мечтает, представляя себе прогулки по этому городу, посиделки в пекарнях, прекрасные институты для детей, возможность путешествий. Или - принимает решение переехать. Все, главный шаг на ту сторону мечты сделан. Теперь что делает эта семья? Правильно, изучает рынок недвижимости, стоимость проезда в транспорте, стоимость продуктов, доступность детских садов и школ, т.е. - готовится к переезду.

3. Мечты идиллические.
Я бы отнесла сюда мечты из серии "мечтаю, чтобы не было войны", "мечтаю, чтобы все были всегда здоровы", "мечтаю, чтобы не было детских домов". По своей сути это - прекрасные мечты, т.к. в их основе лежит любовь. Но как можно такие мечты исполнить? Помогать другим. Поучаствовать в сборе гуманитарной помощи тем людям, у которых война есть. Прийти с волонтерами в детский дом. Отправить средства в помощь семье погорельцев. И так далее. Давайте мечтать деятельно)

4. Мечты объективно невозможные.
И такие мечты есть! Например, "мечтаю выиграть Евровидение, но совершенно нет голоса и таланта". "Мечтаю стать балериной в 25 лет". Это такие совсем иллюзорные мечты, у которых нет основы.
Все остальные мечты, которые являются продолжением Ваших талантов или желаний - достижимы.

5. Мечты совершенно не материальные.

Например, мечта о создании семьи. Мечта о рождении ребенка. Мечта о том, чтобы мама или папа поправились. Мечта о том, чтобы вместе с мужем ходить в храм. Такие мечты (как и все-все остальные, но такие - особенно) - исполняются при огромной Помощи Божьей. Такие мечты вверяются Богу, и постепенно в жизни начинают происходить чудеса, а в душе поселяется мир.

Механизмы исполнения мечты:)

Кратко обобщим то, о чем говорилось выше.

Я предлагаю Вам составить или обновить свой список мечт, разделив их на краткосрочные и долгосрочные. С краткосрочными - выделить время и/или средства, и постепенно их исполнять:) На радость себе и окружающим:)

Долгосрочные мечты разбить на пункты - как я буду к этой мечте идти?
Например, если я мечтаю много путешествовать - что я могу для этого сделать? Устроиться на работу, которая предполагает командировки, или помогать мужу и вносить немного в семейный бюджет, или купить книжный шкаф не за 40 000, а за 10 000, а остальное вложить путешествие и постепенно копить?

И еще, если Вы замужем, и за финансы полностью отвечает муж - учитесь просить, и озвучивать свои желания. Муж будет Вам только благодарен, если услышит запрос на конкретный подарок)) Ведь мужчинам нравится нас радовать и делать счастливыми, добывать трофеи:) Называйте трофеи конкретными именами, и Ваш муж будет волшебником, который поможет осуществить Ваши мечты, а на какие-то мечты вдохновляйте его сами, и идите к мечте вместе.

Я желаю Вам красивых и ценных мечтаний - желания научиться чему-то, увидеть мир, помочь близким, развить творческое начало!

Всем-всем вдохновения, сил и терпения в исполнении желаний!!!

С любовью и уважением, У.

О чем мечтают взрослые и дети?

Табунщикова Наталья Владимировна, педагог-психолог МКДОУ "Солнышко", МКДОУ "Белочка"№62
Описание: Статья написана на опросе взрослый и детей,а так же на личном опыте,будет интересна всем интересующимся: взрослому кругу людей (родителям, воспитателям,педагогам и др.), а так же детям (от 7-18 лет). Данная статья вызовет желание поразмыслить о своей мечте и научит как мечту воплотить в реальность.А так же, обратит внимание на то,что взрослые могут осуществить мечты своих детей.

«Сами собой мечты явью не станут»
Пауло Коэльо

Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, но иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.
Иногда взрослые мечту приравнивают к цели в жизни, и когда эта цель достигнута, то приходит двойное счастье, так как еще исполнилась мечта! Главное, чтоб ваши мечты были реалистичными, тогда увеличится шанс ее исполнения. Я в детстве мечтала о многом, и чем я становилась взрослей, тем осознанней к ней подходила и приравнивала мечту к цели. И вот вам мой ответ - да, некоторые мои мечты детства уже исполнены, и продолжают исполняться!
Главное жить этой мечтой, приравнять ее к цели и прилагать как можно больше усилий к осуществлению, тогда ваша мечта обязательно станет явью!
Еще учась в школе, в 9 классе, я мечтала стать психологом и работать в детском саду с малышами. И вот я закончила высшее образование, и уже второй года работаю в детском саду педагогом-психологом, чему я очень рада!
Верьте в себя, в свои способности,метайте и стремитесь к мечте, не ждите, что мечта-волшебница и исполнит все ваши желания.


О чем мечтают взрослые?
О чем же мечтают взрослые люди в 21 веке, и мечтают ли они, или утратили этот дар? Опросив людей в возрасте от 20 до 60,можно сделать вывод, что взрослые мечтают! И они разделяют на маленькие и большие мечты. К маленьким относятся такие как: отдых от работы; приобрести обновку; прогулка по лесу; заработную плату, которую хватила бы на мелкие желания; поездка к детям и внукам; о большой собственной собаке.
А к большим мечтам относят: здоровье; внуки; наступление пенсионного возраста; чтоб в семье все было хорошо; чтоб дети не болели и были счастливы; чтоб были внуки; чтоб не было войны в мире; путешествовать по миру, свою квартиру и машину; крепкую семью.
Большинство взрослых, мечтают о крепком здоровье. А так же мечтают, чтоб в мире не было войны! А многие мечтают о большом отпуске. И самое главное, чтоб в семье все было хорошо. Вот, что очень ценно для взрослых людей в наше тяжелое время, где идут войны, урезают зарплаты и повышают цены на все.
Спешу обратить ваше внимание, что многие мечты можно осуществить, как маленькие, так и большие! Главное желание и стремление превратить мечты в реальность, и вера в лучшее, хорошее и светлое!

О чем же мечтают дети?
Кто-то скажет, что они мечтают о новой игрушке, сладостях, планшетах и телефонах и они от части будут правы, но это единичные мечты детей дошкольного возраста.
Проведя опрос среди детей детского сада, почти 80% деток мечтают чтоб его любили; любили сильней; играть дома с ПАПОЙ; гулять с МАМОЙ; поцеловать МАМУ; чтоб любил ПАПА; мыть посуду с МАМОЙ, Гулять по лесу с РОДИТЕЛЯМИ!


Казалось бы, 21 век –век технологий и совершенства, у наших детей все есть, о чем мы могли только мечтать, чего еще им не хватает? Ответ: им не хватает родительского тепла и любви родных и самых близких людей. Призываю родителей задуматься, над тем, что больше проводили с детьми время.
Чаще обнимайте и целуйте своего малыша, говорите о том,что его любите! Многие родители,могут сказать, что мы очень заняты и время, и сил просто нет, и я их прекрасно пойму, но искать выход из положения нужно, например, идя с детского сада домой, беседуйте с ребенком,расспросите его о том, что он делал сегодня, какие занятия сегодня были, что ему понравилось и т.д.
Дома, обязательно перед сном читайте детям сказки, а так же поцелуй перед сном и пожелания на ночь - покажет ребенку о вашей заботе и любви к нему. В выходные дни старайтесь больше времени проводить всей семьей. Дети нуждаются в этом.
И помните: «Кто не хочет- тот ищет причину, кто хочет -тот ищет возможности!»
Желаю всем счастья и исполнения мечтаний!

По дороге из детского сада или школы, когда едете в транспорте или скучаете в очереди в поликлинике, поиграйте с ребёнком в игры на развитие воображения.

Игра № 1

Волшебная палочка

Представьте, что у вас есть волшебная палочка. Она может:

  • оживлять предметы. Как вы думаете, что вам расскажут обеденный стол и коврик в прихожей? Что их радует, о чём они мечтают?
  • менять возраст людей. По её мановению старики превращаются в детей, а дети становятся стариками. Как на это отреагируют люди?
  • увеличивать и уменьшать вещи. Муравей вдруг становится ростом со слона, а бегемот уменьшается до размеров бабочки. Что произойдёт?

Игра № 2

Превращения

Наметьте для себя какой-то объект, например, дом или дерево, к которому вы приближаетесь. Как только вы достигнете объекта, вы превратитесь в животное. Какое? Чтобы окружающие могли догадаться, вам надо вжиться в образ, двигаться, нюхать, пищать или рычать, как это животное.

Эта игра помогает также улучшить настроение. Если ребёнок недоволен или злится, он, как правило, изображает злое или хищное животное. Придумайте вместе, в какое более миролюбивое животное он может превратиться чуть позже. Увидите, настроение малыша тоже изменится.

Игра № 3

Волшебный предмет

Вспомните, какие волшебные предметы вы знаете? Ковёр-самолёт, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, цветик-семицветик... Пофантазируйте, как вы их можете использовать.

Например, на ковре-самолёте удобно летать в школу, а сапоги-скороходы пригодились бы, чтобы убегать от злых собак или хулиганов.

Игра № 4

Счастливчик

Счастливыми могут быть не только люди, но и... вещи. Пофантазируйте! Например, половник счастлив от того, что им разливают вкусный суп, а тарелка радуется, что по форме она похожа на солнце. Можно выбрать один предмет и по очереди придумывать ему причины для счастья.

Игра № 5

Весёлая простыня

Дома наверняка найдутся ненужные старые вещи. Возьмите одну из них и измените. Например, сделайте из простыни наряд, разрисовав её. Важно, чтобы каждый игрок сделал свой творческий проект, а потом защитил его. То есть объяснил, зачем он вырезал дырки или наклеил ленточки.

Игра № 6

Детектив

Эта игра — для подростков. Выберите любого незнакомого человека (удобнее всего — пассажира в транспорте) и попытайтесь угадать, чем он занимается, какое у него хобби, где он любит отдыхать... Приглядитесь к нему внимательно, не упускайте из виду мелочи, они многое расскажут о человеке.

Мысленно примерьте на вашего незнакомца полицейскую фуражку или костюм Снегурочки и представьте, как изменятся его речь, походка, манеры...

Умение фантазировать и мечтать делает человека счастливым.

Игра № 7

Взгляд со стороны

Попробуйте взглянуть на мир глазами... предмета. Как вы думаете, каким видится мир домашним тапочкам, о чём думает рыбка в аквариуме и на что надеется красивая курточка в магазине?

Галина Боб, актриса, певица :

—  Никогда не интересовалась, существуют ли какие-то доказанные наукой способы развития фантазии у ребёнка.

К тому же моему сыну ещё рано осваивать что-то подобное. Но я читаю ему книжки и не мешаю развиваться самостоятельно.

Мечтатель, сказочник, чудак - так часто мы слышим эти слова… и как мало значения многие придают своим и чужим мечтам, фантазиям, идеям… увы… А ведь мечты сбываются. И именно от родителей и педагогов зависит как в будущем ребёнок будет строить свою жизнь, найдёт ли своё место в жизни. Детские мечты безграничны, ибо пока ещё их не успели заковать в цепи правил, законов Вселенной, условностей общества. В детских фантазиях всё возможно: лучше мечты детей связаны с полётом или путешествиями, с умением колдовать или проходить сквозь стены, с превращениями и перемещениями в пространстве. И кто сказал, что когда-то эти мечты не станут реальностью? :)

Детские мечтания - основа их будущей, взрослой жизни.

В детском возрасте зарождается источник фантазий, которые в будущем станут двигателями во взрослой жизни.

Поиск той области, где можно приложить свои старания, умения, таланты - это работа фантазии. Уже позднее, когда фантазия создаёт некий образ, непреодолимо притягивающий и манящий за собой - человек начинает словно бы обтесывать, создавая удивительную, уникальную, замечтательную мечту. Значит, позволяя воображению беспрепятственно мечтать, фантазировать и осознавать свои мечты - мы тем самым позволяем себе и детям развиваться, расти, жить полноценной жизнью, строить сво собственный "дом мечты", в котором будет всё возможное для счастья, радости, благополучия и успеха.

Обратите внимание, что мы осознанно не говорим "создать мечту", заменяя это словосочетание фразой "вспоминать мечты, принимать, осознавать".
"Создавать, делать мечты" значило бы неким искусственным путём насаждать своему воображению нечто чужеродное. Это было бы самообманом.

Человеческий Мозг (Ум) может придумать что-либо только основываясь на той базе данных, которая в нём заложена. Для придумывания чего бы то ни было нужен некий первичный "толчёк" - идея, которая со временем наполнится содержанием, обрастёт подробностями и станет уже не просто красивой мечтой, но важной целью.

Рождение мечты - процесс творческий, независящий от самого мечтателя. Твои мечты - это ты сам.

"Фантазия - это капля дождя, падающая на блестящую гладь воды, а мечта - это волны, возникающие от этого падения. За волнами мы можем наблюдать, а вот сказать точно, откуда прилетела капля дождя, мы не можем. Откуда-то с неба, из тучи:

И для того, чтобы мы были готовы к тому, чтобы заметить момент, когда капля соединится с гладью океана и от этого соединения родятся волны, нам сначала нужно подготовить себя. Нам нужно научиться быть восприимчивыми, открытыми всему новому и необычному, а самое главное - нам нужно научится бездеятельной восприимчивости. Мы станем наблюдателем, задумчиво сидящим на берегу пруда, перед глазами которого дождь рисует узоры на глади пруда, и эти узоры рождают в воображении причудливые образы, которые перерождаются и перетекают друг в друга, в какой-то момент вдруг рождая исключительную, яркую, масштабную идею, которой до какой-то поры не было в нашем воображении. И когда она родилась, мы уже можем играться с ней, можем перекидывать ее с ладони на ладонь и вглядываться сквозь нее на солнце, наблюдая рождающуюся радугу мечты."

(Г. Павленко, психолог, писатель и просто замечательный человек).

Все малыши, все дети любят мечтать. Многие представляют себя сильными, красивыми, отважными. В воображении дети представляются себе удивительными космонавтами, заколдованными принцессами, волшебниками, умеющими колдовать сказочниками, отважными путешественниками и талантливыми изобретателями. Дети рисуют в воображении необыкновенные, красивые, фантастические миры. Вспомните, а о чём мечтали вы сами?.. Какие из фантазий сбылись в вашей жизни? Все мы родом из детства…

Основой для фантазий могут являться услышанные сказки, увиденные фильмы, прочитанные книги. В детских мечтах игрушки оживают, растения и животные разговаривают человеческим языком, люди умеют летать и подолгу плавать под водой словно рыбы.

Вспомните мультфильм про Мамонтенка, потерявшего Маму… мысленно или вслух, попытайтесь напеть эту замечательную, трогательную песенку…

По синему морю к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле,
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.
Меня не пугают ни волны, ни ветер,
Плыву я к единственной маме на свете,
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!" - я ей закричу!
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу.
Пусть мама услышит, пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет,
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети!

Что вы чувствуете? Что происходит у вас в душе и в сердце? Нечто теплое, милое, нежное, почти до слез… Это вам вспомнился образ детства, в вас ожили ваши детские воспоминания.

Дети умеют мечтать так, как не умеют мечтать взрослые люди.

"В детстве мы гораздо ближе к Богу, чем самый святой священник, потому что рождение, это процесс вхождения Бога в плоть человека. Каждый раз, когда рождается ребенок, это частичка Бога вселяется в человека, чтобы прожить жизнь и реализовать свои таланты, которые привнесены той Божественной Сущностью, которая и есть мы.

Но так как мы приходим не в первозданный мир, который не был скован оковами стереотипов и предписаний, в мир, где правят бал жизненные принципы, передаваемые из поколения в поколение, нас начинают воспитывать, то есть, обучают нас всем правилам, принятом в этом месте и в это время. И чем больше правил вы усваиваете, тем сильнее сковывается ваша безграничная фантазия, которая когда-то создала этот Мир. Любое правило - это ограничение, которое лишает вас частички силы и тесными, холодными оковами сковывает вашу фантазию." (Павленко)

Мы не предлагаем вам впасть в детство.Мы просто говорим вам, что сегодня вы больше похожи на… сердитое, уставшее, скрипящее и фыркающее пылью сборище законов жизни, которые делают вас удобным для общества. И эти законы вам настолько привычны, что вы принимаете их за самого себя и ожесточенно доказываете их правоту, когда кто-то начинает сомневаться в их же целесообразности. Например, зачем вы ходите каждый день на работу? Чтобы заработать денег. А деньги вы зарабатываете зачем? Чтобы есть, пить и жить."

А ради чего вы живёте?

В чём смысл вашей жизни?

Многие говорят, что живут ради детей. А зачем рождаются дети? Чтобы жить и воспитывать других детей… А для чего?.. Вечные вопросы...

Замкнутый круг…бессмысленные рассуждения…

Закончим пока с философией и просто почитаем о чём мечтают дети… А к теме мечты вернёмся в следующей статье, хорошо?..

Итак, детские фантазии и мечтания:

* Оторвать большущую болячку с локтя и поглядеть, какая она изнутри.

* Нарисовать карандашами лошадку, и чтоб мама сразу узнала кто это такая.

* Превратить вот ту большую муху в слона и чтобы он со мной играл.

* Пусть папа и мама разрешат мне уйти из музыкальной школы и пойти заниматься гимнастикой.

* Быть единственным в садиковой группе, кто знает, что этот стих сочинил "Самуий Майшак".

* После того, как мороженка съедена, долго хранить во рту сладкие слюни.

А вот ещё о чём мечтают дети:

* Когда играешь в футбол в садике, а у ворота соперника расположены около стены. Ты обводишь соперника, забиваешь ему гол, мяч отскакивает от стены, и ты тут же забиваешь ему ещё один! И ещё один!

* В самолёте у окошка сесть и в туалет не хотеть.

* Побороть папу после того, как съел весь суп и стал очень сильным.

* Научиться свистеть. И свистеть весь день. И даже ночью проснуться и немного посвистеть.

* Когда раздают конфеты, подбежать первым. И потом ещё последним.

* Когда тебе сказали доедать торт. И пока не доешь - за уроки не сядешь!

* Когда, копаясь в документах, натыкаешься на отцовский аттестат, где всего две четвёрки - по алгебре и по географии.

* Уже посинеть от холода, а всё равно купаться.

* Думать о том, как полетишь с одной девочкой в космос на всю жизнь.

* Когда все корзины и бидоны полные, и проклятую землянику уже некуда складывать.

* Когда папа в лесу берёт кусок хлеба, капает не него воды их фляжки, а сверху посыпает сахаром.

* Когда папа за рулем сматерится, потом извинится перед тобой, а ты только кивнешь понимающе.

* Чтобы папа разрешил брать его удочку. Я бы не рыбачил, просто в руках её держал и улыбался.

* Пусть все конфеты в мире станут живыми и придут ко мне в гости когда день рождения будет

* Как бы так научиться всегда видеть сны?

* Я мечтаю покатать дедушку в тележке из супермаркета

* Вырасти скорее, чтобы можно было есть то, что сейчас нельзя

* Спать без кровати, на травке и чтобы на небе было много-много звёзд

* Увидеть как белочка орешки раскалывает

*Чтобы бабушка вернулась из могилки и снова могла гладить меня по головке перед сном. А я бы пела ей её любимую песенку.

Вот такие они, мечты ваших детей…лучшие мечты для каждого из них… И пусть эти мечты сбываются не только в воображении ребёнка… А ваша задача - осознать в чём суть мечты, в чём главная идея и помочь ребёнку хоть отчасти приблизиться к своим фантазиям, развивать своё воображение и напрявлять его в интересное, увлекательное русло…

Мечтайте сами, мечтайте вместе с детьми… позвольте себе и им мечтать... Пусть сбываются все ваши мечты!!!

Способность к творчеству проявляется в неизмен­ных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители бес­покоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее — что такое детские фантазии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым?

Фото © softballs49

В раннем детстве желание , чтобы что-то было правдой, делается все более реальным, даже более реальным, чем на самом деле. Научиться отличать фантазию от реальности — это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок.

Что можно сделать, если 4-летний ребенок приходит домой из детского сада с заводной машинкой в кармане и говорит, что ее ему подарила воспитательница? Не принесет никакой пользы и напрасно обидит ребенка, если мы скажем:

— Ты меня обманываешь.

Ребенок не способен контролировать все, что он делает, поэтому гораздо полезнее будет сказать:

— Я думаю, нам лучше спросить у воспитательницы. Может быть, ты ее неправильно понял, а может, тебе так хотелось, чтобы у тебя была такая машинка, что ты вообразил, что она тебе ее подарила.

Если мы ругаем и наказываем ребенка, называем его лжецом, мы без особой надобности разрушаем его самооценку и лишаем его возможности обучаться. Неспособность провести грань между фантазией и реальностью сохраняется до 7-8 лет, однако проблемы, связанные с этим, могут сохраняться и потом. По мере того, как дети взрослеют, они обретают больший контроль над потребностью изменять реальность, в особенности если их жизненный опыт приносит большее удовлетворение и успехи.

Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологиче­скую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия — источник творческой духовности че­ловека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.


Фото © Daum

Эда Ле Шан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка:

1. Фантазия помогает осознать наши действительные чувства.

Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессив­ностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит».

Детские фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому маль­чику, в данном случае — источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности по­стоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте ребенка с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях.

2. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает.

«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», - говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чув­ствами.

Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу ревности к сестре.

3. Фантазии помогают пережить периоды неизбежных лишений.

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

4. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.

Наиболее ярко детские фантазии проявляются в ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспи­тателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отно­шениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирую­щим событиям, выработать механизмы психологи­ческой защиты, преодолеть страхи и решать са­мостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки.


Фото © forwallpaper.com

5. Фантазия - источник творчества.

Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы на­слаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психоэмоционального развития.

У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи - Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды, рассказывает далее мама, - я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки: «Мама, не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша пантера это я.»

В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.
Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа - между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши — «Маугли», а пантера Багира - символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из небла­гополучной соседской семьи — это ее Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе -все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.


Top