Паспорт урока изо городецкая роспись по фгос. Конспект урока по изо "особенности городецкой росписи"

Конспект урока ИЗО «Декоративное рисование. Искусство Городца» 4 класс

Цели деятельности педагога:
Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация «Искусство Городца» , учебные таблицы с изображением поэтапного рисунка, открытки, репродукции, плакаты «Городецкая роспись» . Литературный ряд: стихи о народном промысле.
Оборудование :гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой
Планируемые образовательные результаты
Предмет ные : в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (народное и декоративно-прикладное искусство); в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; в эстетической деятельности: высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
Личност ные : овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремятся использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредмет ные : учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
структура урока
I.Организационный момент
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем рисовать, трудиться,

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
-Посмотрите на выставку поделок. Какая поделка новая пришла к нам в гости?
-Это Городецкая роспись. Вы сегодня научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи

II. Изучение нового материала
1.Беседа по теме «Искусство Городц а»
Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.
Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.

Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку
Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.
Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов.

Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка.

2. Этапы выполнения купавки и розан а
Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых
половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.

Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной.

3. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой ро спи
(Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске).
Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек - это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.
У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

Физкультмину тка
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем

III. Творческая практическая деятельность.
- А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки.
Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).
(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогает таблица «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)

У вас есть бумажные заготовки разделочных досок.
- Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, КАК НАДО,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давай начнем с нее!

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни).

IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок.
-Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.

С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
- А где расположен этот промысел?
- Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ. Урок окончен. До свидания.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

— Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

Задачи:

— Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

— Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

Мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

— Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование:

— для учителя: картины с Городецкой росписью, гуашь, кисти, альбом;

— для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд: слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

— На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

— Как они называются?

— Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Показ)

Особенности Городецкой росписи:

— Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Показ)

— Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Показ)

— Как вы думаете, что изображено на этой работе?

— Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Показ)

— Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

Ещё одна особенность - рисунок наносился по готовому цветному фону. (Показ)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Показ) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» — цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» — обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» — разбавленным цветом, а «тенёвка» — насыщенным. (Показ) На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Показ) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Показ)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

4. Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

— На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, показ изделий Городца)

5. Анализ и оценка работ детей

6. Выставка работ детей.

— С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

— О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

— Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

7. Заключительное слово.

На следующем занятии мы с вами распишем с помощью этих элементов Городецкой росписи разделочную доску.

Зацветает Городец чудным садом -

— Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

8. Задание на дом

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Скачать >>

Метки к статье: Конспект, Конспект урока, Изо, 5 класс

Оксана Фокина
Конспект урока по ИЗО (декоративное рисование) «Знакомство с городецкой росписью»

План-конспект урока

Декоративное рисование . «Элементы цветочного узора Городца »

Тема урока : «Знакомство с Городецкой росписью . Рисование

элементов городецкой росписи : розан и купавка.»

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока : урок-путешествие

Оборудование : изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки,

детская мебель, декоративные тарелки , разделочные

доски, динамическая таблица – поэтапное выполнение

розана и купавки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца .

Добрый день! Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г. Городец . Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями .

III. Изучение нового материала

На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей .

Городец- маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области . Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. Ставни украшены : на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, также вырезанных из дерева.

Издревле Городец был известен своими резчиками. Деревянная резьба с изображениями : русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям.

Но не только резьбой славен город . В городе , ребята, находится фабрика «Городецкая роспись » , мастера которой создают изделия с росписью , своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно об этой росписи мы с вами побеседуем сегодня.

Ребята, обратите внимание, на мой стол и скажите, что вы видите?

(Веретено, разделочная доска, прялка)

А какие эти вещи яркие и нарядные!

Посмотрите, у меня в руках прялка.

Донце прялки украшено растительным орнаментом.

Именно с прялки все началось.

Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки.

Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний.

Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи ? (Оранжевый, зеленый, черный, синий.)

Верно, росписи нарядны по колориту .

Идет время и роспись развивается . Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров.

В настоящее время фабрика «Городецкая роспись » выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца.

Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы. их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента.

IV. Первичное закрепление.

Учитель показывает на доске последовательность выполнения работы, учащиеся внимательно смотрят и запоминают последовательность действий.

Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи , познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой.

На доске таблички с новыми словами : «Розан» , «Купавка» .

Учитель показывает в росписи розан и купавку .

Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой.

Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка.

С тех пор люди стали изображать его в своих росписях .

Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану . А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске.

Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи :

На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап.

На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

На последнем 4 этапе делаем «оживку» .

Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка?

Они отличаются формой цветка : середина у купавки смещена к краю и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины.

А что вы скажете про фон цветов?

Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой.

Ученик Лемешев Павел повторяет все этапы выполнения работы.

V. Практическая часть

Учитель раздает шаблоны для выполнения самостоятельной работы и осуществляет визуальный контроль.

Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.

Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку.

VI. Подведение итогов

Украсим наше дерево, ребята, и проанализируем выполненную работу.

Посмотрите, как засияло наше дерево! Все молодцы, справились с заданием.

Обратимся к некоторым работам. Обратите внимание на работу Рогачевой Марии и Конуховой Елизаветы. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны.

VII. Закрепление

Ребята, с какой росписью мы познакомились ?

Кто расскажет, о возникновении росписи ?

Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке ?

Каковы этапы выполнения розана и купавки?

Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи . До новых встреч.

Описание материала: предлагаю конспект кружкового занятия для детей 10-16 лет по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Этот конспект направлен на формирование у детей интереса к изучению росписи по дереву и посещению занятий кружка «Роспись по дереву».

Конспект кружкового занятия по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву»

Цель : формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Наглядные пособия: слайды «Пасхальные яйца»; изделия, расписанные хохломской, башкирской, городецкой росписью; плакаты по видам росписи по дереву; эскиз пасхального яйца; педагогический рисунок.

Материалы и приспособления для учащихся : яйцо (белье для росписи ), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

В) анализ работ

4. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Приветствие.

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

А) теоретическая часть: тема нашего занятия «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Существует немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных изделий. Мы с вами рассмотрим три из них, которая изучает данная программа: Хохлома, Башкирская роспись, Городец

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий - сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

Популярность Хохломской росписи вызывало и вызывает подражание. Но из всех попыток единственный самостоятельный ход нашли мастера и художники Башкортостана. В башкирском художественном объединении «Агидель» складывается новый вид декоративной росписи, в которой заложена уникальная технология Хохломы. А сам тип росписи отличается от свободного Хохломского письма строгой симметричностью в мотивах напоминавших световую мозаику. Сами формы предметов, украшенных Башкирской росписью, взяты от деревянной посуды имеющей широкое распространение в быту местных жителей и отвечающей национальной культуре башкир.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи - Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко - желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир - пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Во многих странах весной отмечают Пасху. Пасхальные традиции и обряды различаются у отдельных народов, но всем известен обычай дарить друг другу крашенные яйца. Яйцо в этом древнейшем обычае - не случайный предмет. Ведь пасха - это праздник торжества жизни, поборовший смерть, а яйцо есть символ вечно возрождающейся жизни. «Все начинается с яйца» - говорили древние римляне». «Христос воскрес» -говорят христиане. И хотя теперь этот праздник выглядит по-новому, красивые расписные яйца остаются его главным символом. У многих народов крашение яиц превратилось в художественный промысел. В нем используют обычно не настоящие яйца, а сделанные из различного материала. По специальным заказам искуснейшими мастерами создавались настоящие произведения искусства.

(Показ слайдов.)

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие - сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Приступаем к расписыванию яйца. Нам дано яйцо с выполненным подмалевком. Наша задача выполнить самый красивый этап в росписи «оживка» и «травка». (Показываю на доске, дети выполняют роспись на своих работах). Во время работы делаем небольшой перерыв для выполнения физкультминутки.


Top