Пример написания репортажа о проведенном мероприятии. Как написать репортаж: пример и рекомендации

1. Репортаж - (франц. reportage, от англ. report: общий корень - латинский («reporto» - передавать, сообщать). Жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

2. Репортаж - A). Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.

Б) Р абота корреспондента, пишущего такие сообщения. (ОжеговС.И., Н.Ю. Шведова)

Репортаж («король жанров») сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни.

3. Репорта́ж - материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.

Репортаж – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Виды:

Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.
^

Предмет, цели, тематика жанра


Цель репортажа - показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.

^ Предмет репортажа - событие, сочетающее увиденное и услышанное, т.е. сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Репортер ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

^ Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.
Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи - описание + фрагменты)
^ Что общего и в чем различия РЕПОРТАЖА И ЗАМЕТКИ.
Общее содержание : сообщается о каком-либо общественно важном событии.
Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о

его отношение к событию всегда

проявляется.
^ Каковы же приметы репортажа?

1. Изложение ведется от 1-го лица, ведет репортер.

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

Построение репортажа.
В композиции репортажа традиционно выделяются три части:

2. собственно репортажное описание - основная часть,

3. концовка.

Зачин – небольшой по объему композиционный элемент текста, который выполняет одну из следующих задач: 1) введение в тему; 2) название темы; 3) описание места действия; 4) описание характера или свойств действия; 5) авторская оценка события; 6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие. Зачин обычно выделяется графически.

Зачин должен быть динамичным, т.е. применяются односоставные предложения, безглагольные конструкции, может начинаться с прямого обращения к читателю.

Первый абзац - зачин , знакомит зрителей с предметом репортажа . В первых двух предложениях содержится интрига.

Пример.

Женский хоккей воспринимают скептически не только обыватели, но и очень авторитетные специалисты. Один из них - двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров. «Я считаю этот вид спорта надуманным. Давно развивающие его канадцы и американцы навязали свою точку зрения Международному олимпийскому комитету и вынудили спортивное сообщество включить эту дисциплину в программу Олимпиад. В остальном мире псевдохоккей приживается с большим трудом», - уверял он журналистов на зимних Играх в Турине. Вооруженные этим мнением корреспонденты «РР» отправились в подмосковный Дмитров, где выступает женский хоккейный клуб «Торнадо».

Провокационный, но обычный для таких случаев вопрос: «Почему, покидая поле после замены, Андрей Аршавин не пожал вам руку? – заданный на пресс-конференции после победы сборной России в Скопье, заставил ее главного тренера Дика Адвокаата побледнеть. Голландец, сверкнув глазами, сразу пошел в контратаку: «Зачем вы спрашиваете такое после победы? Может быть, Аршавин, устал, был расстроен или просто не видел меня». А после тренер резко схватил бутылку с водой, наполнил стоящий на столе стакан и залпом осушил его, однако все равно не сразу успокоился – две гостевые победы в Ирландии и Македонии стоили ему многих нервов.

^ Алла Пугачева вновь ищет таланты! Корреспондент газеты «N» прошла кастинг, чтобы узнать, насколько честен отбор.

Основная часть - сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части нередко идет последовательное изложение события. Иногда это четкое, хронологическое повествование о том, что происходило. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Порой, в зависимости от темы, основная часть может содержать не просто перечисление событий, но и подробно раскрытое содержание какого-либо события.

Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты – моменты изменений и поворотов».
Тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии. Обилие глаголов, желательно настоящего времени - впечатление «сиюминутности» происходящего (идем, разбегаются, просят, раскупаются), глаголов совершенного вида (нарисовали, спели), кратких страдательных причастий (виден, вывезен, принесен, свернут, выкачен).

Пример.
Утром 10 декабря 2007 года на дорожном указателе появилось название «Чернобыль». Тогда же мы впервые после выезда из Мариуполя решили включить наш дозиметр. Дома, в городе, он показывал 11-12 микрорентген в час (мкр\ч) при норме 15 – 19. Здесь же он показал... 8.

Правильность дороги мы отслеживали с помощью специального списка всех населенных пунктов, которые мы должны были проехать. Но главная дорога к Зоне всего одна, заблудиться на ней сложно, так что уже через полчаса наш автомобиль стоял у шлагбаума с надписью «Danger» (опасность) у контрольно-пропускного пункта Дитятки.

Пример.
^ Начало кастинга – в десять утра. Еду заранее. Но таких, как я, ранних пташек слетелось поутру в «Лужники» немало.

Очередь тянется не несколько сот метров. Будущее российского шоу-бизнеса впечатляет: типажи на любой вкус. Пестроты толпе добавляет цыганская семья из 12 человек.
Концовка – (часто) содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя.

Лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения)
Пример.
Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка. Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.
Пример.

Самым счастливым человеком на стадионе «Филипп II Македонский» после матча выглядел президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко. Стоя в окружении журналистов, он хвалил подвиг Игоря Акинфеева, ругал вязкое поле, из-за которого дробил мяч, подчеркивал беспристрастность Адвокаата, называл Аршавина «особой мишенью».

А закончив отвечать на вопросы, первым делом подошел к неожиданно появившемуся в микст-зоне главе РФПЛ Сергею Прядкину и крепко его обнял. Возможно, тоже нервничал не меньше Адвокаата.

^ И, уже обращаясь к залу, примадонна продолжает:

- Вот кто тут кричал и ругался? Смотрите, какой парень. Голос нормальный, на сцене двигается хорошо. У многих здесь голоса сильные. Но это не главное. Вот он вышел – и нас зацепил, и вас. А все потому, что харизма. Вот так надо. Надо зажигать! И тогда мы вас заметим!

Чаще всего концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

На посиделках клуба я узнала много нового о русском народном творчестве. Оказывается, существует много подделок под народное творчество, в основном это делается с корыстной целью. Ансамбли берут тему народной песни или танца и делают эффектный эстрадный вариант. И хотя все музыканты в народных костюмах, а в руках у них народные инструменты, от народного творчества это далеко отстает. Народное творчество естественнее проявляется на различных посиделках в клубах, в городских парках, в местах народных гуляний, нежели на эстраде. На то оно и народное…И задачи перед ним стоят гораздо благороднее, чем перед массовой культурой. Оно призвано сохранить и продолжить в нашем народе все доброе и светлое, что накоплено предыдущими поколениями россиян.
^ Язык репортажа.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного. Представлена преимущественно нейтральная лексика. Это словесная основа жанра, и она функционально связана с коммуникативной задачей репортажа – рассказать о событии, передать информацию. Для репортажа характерно взаимодействие нейтральной лексики и разговорной, нередко эмоционально окрашенной.

Пример: «Рыбы-мутанты – это так, мелочь... – Трудно представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...».

Разговорная лексика встречается не только в прямой речи, но и в повествовании. Использование разговорной лексики в репортаже тесным образом связано с авторским «я» - выражение авторских оценок.

Специальная терминологическая лексика, как правило, играет в репортаже дефинитивную (логико-определительную) и номинативную роль. В отличие от текстов научного стиля здесь термины используются в прямом значении. Специальная лексика должна быть доступна, помогает создать достоверность, очевидность, колорит описываемого события. Она может возникать в прямой речи героев репортажа.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, также служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы (Вадим Михайлов, Кремль )

Пример.

Метафоры: Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина; Москва превращается в клоаку; Наша цель – сколотить бригаду; Почти два века отслужило подземное жерло. Все метафоры усиливают впечатление от рассказа автора о происходящем под Москвой.

В целях придания выразительности тексту, а также в целях экономии языковых средств используется в репортаже метонимия: «Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами (имеется в виду ногами) мутный поток»; «Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством, “Водоканал” – со своим (имеются в виду люди)».

Эпитеты («Вы не замечали легкое дрожание воздуха летними вечерами) и сравнение: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков».

Антитеза (образованная постановкой в одно предложение двух антонимических понятий): «Здесь нет времени. День? Ночь?»; «Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников». Риторические вопросы и риторические восклицания - выполняют функцию призыва задуматься над происходящим: «А знакомые памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного?» Риторическе вопросы: «Кто такие? Часто ли здесь бывают?»

Памятка для тех, кто пишет репортаж.


  1. Отобрать самое главное из того, что происходит.

  2. Выразить свое отношение к событию.

  3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.
То есть думать «как сказать?», творчески использовать выразительные возможности, характерные для публицистического стиля.
Пример репортажа.

Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тишина в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре! Вот он, звонок, прерывающий сомнения учителя в наших знаниях! Мы свободны! Распахиваются первые двери. Вторые... Третьи...
Девочек выносит и сминает волна рвущихся на свободу мальчишек. Тут же, у двери, Борьке из 5 "А" кто-то поставил подножку, и он целеустремленно заскользил по коридору, сбивая на своем пути чьи-то ноги. На него падают, как подкошенные, школьники, и Борька останавливается. Но что делается сзади! Вы посмотрите. Жаждущая свободы толпа пытается пробить искусственный затор. Я не вижу лиц. В воздухе машут только руки и рюкзаки... Нет, только что я увидел и ноги!
Наконец-то из классов выходят учителя. Тамара Александровна, учитель рисования, бросилась разгребать завал, Федор Иванович, учитель географии, помогает ей, видимо, объясняя школьникам, что затылок - это Северный полюс, а Африка будет на следующем уроке.
Постепенно девочки нашли свои места у подоконников и о чем-то секретничают. Взъерошенный Протасов из 4 "В" пытается оторвать дверную ручку, его не пускают в класс. Алена Самохина из 5 "Б" опять смотрится в зеркальце. Все-таки она красивая! Вы согласны?
Ну вот. Этот резкий звук звонка заставил всех вздрогнуть. Коридор нехотя освобождается. Шум перетекает в классы. И... закрывается первая дверь, вторая, третья... На 45 минут.
Я заканчиваю этот небольшой репортаж, так как мне нужно бежать на урок. Встретимся на следующей перемене.



^ Итак, мы ведём репортаж из школы.
Ещё секунда и… Да, это звонок. Звонок на Большую перемену. Двери многочисленных классов неравномерно раскрываются, и ученики гурьбой высыпаются в коридоры. Тишина в школе мгновенно исчезает, воздух наполнен шумом и гвалтом сотни голосов. Учителя ещё пытаются задержать классы, дабы вручить им домашнее задание, но не многим это удаётся. С радостной мыслью «потом запишу или у кого-нибудь спрошу» юные дарования спешат поскорее кинуть сумки у кабинета и поскорее убежать в противоположном направлении со своими друзьями. «А у какого кабинета? А кто помнит, какой у нас сейчас урок?» - постоянные вопросы слышатся с лестницы. «Ах, английский! А ты его выучил? Нет? Ну и ладно, на уроке что-нибудь придумаем!» - рассуждают двое учеников. А другая компания суетится, пристроилась у кабинета, пытаясь что-либо рассмотреть из одной единственной правильно выполненной тетради отличницы. Счастливчик, которому повезло оказаться перед самой тетрадью, с умопомрачающей скоростью списывает всё оттуда. Его рука мелькает над строчками, оставляя там, помимо кривых буков помарки и ошибки.
В другой стороне с видом заговорщиков стоит компания девочек из старших классов и что-то яростно обсуждает. Самого смысла обсуждения мы понять не сможем, даже если постараемся, но зато восклицания «Да тише ты… А вдруг услышат?» способны заинтриговать наше сознание. Однако, сколько не вслушивайся в разговор этой компании, кроме смеха и громкого перешёптывания на непонятную для нас тему, вы ничего не услышите.
А вот с той стороны коридора слышится чей-то отчаянный вопль. Это был зов о помощи со стороны несчастного дежурного, не сумевшего задержать стремящуюся вниз толпу учеников. Со стороны это вполне бы походило на соревнование по бегу и паркуру, но нет, оказывается, дети всего лишь собрались перекусить в столовой.
А что такое, собственно говоря, школьная столовая? Это место, которое можно обозначить именно фразой «место встречи изменить нельзя». Ученики со всей школы и учителя направляются сюда встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы и захватить по пути упаковку с соком или что-нибудь не менее съедобное.
Дежурные в столовой выглядят самоуверенно. Их задача – впустить в столовую как можно большее количество учеников при как можно меньшем количестве потерь. Вход контролируется очень строго. А когда к дежурным в столовую устремляются коллеги с других постов, можете не сомневаться – из столовой вы не выйдете, только если не будете настолько же настойчивы, насколько плотно компания дежурящего класса заслоняет выход.
Но выходить оттуда никто особо и не торопится, напротив, в столовой все проводят остаток Большой перемены. Основной поток учеников уменьшается за минуту до звонка. Самые же устойчивые личности ждут, когда прозвенит звонок, лишь тогда вскакивают со своих мест и вприпрыжку мчатся к кабинету. Однако перед самой дверью рвение ученика забежать в класс странным образом исчезает, и, немного помявшись, опоздавший скромно стучится в класс…
Большая перемена закончилась.
Пример

Репортаж. Игорь МИХАЙЛОВ-журналист, редактор отдела социальной политики городской газеты, г.Лысьва
Эх, российская дорожка: сто ухабов - километр! Два часа - совсем немножко, если весел твой сосед. Кто-то мчит в Египет, к морю, - манит солнечная даль, Мы - на «Кыновские зори» - наш районный фестиваль. Что с погодой? Непонятно: дождик брызжет, как всегда. Фестиваль-то двадцать пятый, солнца надо, господа!

Глядь, и меньше стало хмури, шутят жители села:

Это Маргарита УРИХ в Кын погодку привезла!

А народищу - вся пристань! Тут, кажись, весь сельский цвет: и умельцы, и артисты. Равнодушных только нет. А народ-то в нетерпеньи: открывай, кричат, скорей! И от власти поселенья молвит ЁЛОХОВ Андрей: мол, культурною столицей выбран Кын совсем не зря, есть чем жителям гордиться, тут особая заря…

Это что тут за чиновник? Что за новое лицо? Всем знаком он, безусловно: это ж местный Огурцов! Никаких ему новаций. Говорит: «Отчёт даёшь!». Как тут всем не растеряться? Но в ударе молодёжь! Молодым номенклатура не нужна, как ни крути. Надо, чтоб спасти культуру, в ногу с временем идти. «Зажигай!», «тусовка», «круто», «драйв», «кураж», «адреналин», - от словесного салюта молодеет старый Кын.

Пионеры, гонки лодок, и воздушные шары. На веселье нынче мода да на щедрые дары. Прямо с пристани - все к сцене. Кыновской встречает клуб: покажите-ка уменье. Кто талантлив, тот и люб!

Вот и Виктор Комаренко вышел пару слов сказать, только начал он с коленца: власть умеет и сплясать! Огурцов с официозом вновь остался не у дел: щёки девичьи, что розы, раскраснелись - беспредел! Расплясались да распелись, разошлись и стар, и мал. На беднягу так насели, - глядь, и он затанцевал!

А у сцены - вкуснотища! Там - шашлык, тут - пироги!

Подходи! Какие тыщи? Сами бухнемся в долги!

То из Симоново мясо, и сметана, и творог. Всё, конечно, экстра-класса. Покупают даже впрок…

Мчат часы, словно минуты, как талантливо село! Не придраться: АБ-СО-ЛЮТ-НО всех гостей с ума свело. Сцена, тропка ли, дорога - всюду праздник. Хорошо! И погодка, слава Богу, тучи спрятала в мешок.

Где сюрприз, организатор? Открывайся, не томи! Эй, «Посадские ребята»! С чем вы в гости из Перми? Именитому ансамблю - наше сельское: «Ура!». Если не Плакун-гора бы, можно слушать до утра…

А с горы-то той, ребята… Нету слов! Такой простор!!! Всё в сравненьи - маловато. Эх, даёшь большой костёр! Задымилось, затрещало, небеса лизнул огонь. Счастье, слышишь, пробежало из ладони да в ладонь? И веселию в угоду пальцы выгнул гармонист. Дайте место хороводу! Лейся, песня, птицей ввысь!

Здесь - частушка озорная, тут - забавная игра, тут азарт народ пленяет: зарабатывать пора. Есть «кынки» - лишь заработай, в лотерее повезёт. Это праздник, не работа. С пользой веселись, народ! И скакалки, и ходули, - всё сгодилось, будет прок. Лишь бы только не надули.

Дайте мне ещё «кынок»!

Вот, затарившись «валютой», к лотерее подошли. Всем везёт, а не кому-то! Всем подарки припасли! А теперь - на танцплощадку, три диджея - на посту! И торговые палатки: запах мяса - за версту.

Децибелы - по над речкой так, что кажется - волна! Растревожили местечко… Кын, прости нас, старина! Ветер, музыку вбирая, праздник наш уносит вдаль, чтобы знали в Пермском крае: будет новый фестиваль! Небеса костёр раскрасит над Плакун-горой (не спорь!), чтоб проняло всех согласье кыновских особых зорь…

Организаторы фестиваля благодарят командира взвода дорожно-патрульной службы Александра Васильевича Кичигина за оперативную помощь.

«Кыновские зори» начались с концерта самодеятельности восьми клубов района. Сегодня их количество увеличилось более чем вдвое, а концертная программа - лишь часть большого действа. За 25 лет на фестивальную сцену вышли более пяти тысяч участников.

Уже более 10 лет самодеятельные артисты дружат с профессионалами - актёрами театра драмы имени Анатолия Савина, которые выступают в роли ведущих. Людмила Шуваева и Эдуард Фролов стали настоящими символами фестиваля.

Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья.

Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.

    Отличительные особенности жанра:
  • хронологический порядок освещения действий;
  • описательность и наглядность;
  • своевременность сообщения;
  • соответствие фактам и предельная точность;
  • отсутствие вымысла;
  • отражение активной позиции журналиста

Почему репортаж остается таким популярным

  • возможность полного и всестороннего анализа, которого нет на телевидении и в радиовещании;
  • сравнительная независимость печатных изданий и блогов, которая позволяет освещать любые темы и высказывать разнообразные мнения.

Текст должен быть достоверным и вызывать интерес и переживание у читателей. Для того чтобы создать яркое и запоминающееся сообщение, следует придерживаться нескольких принципов:

  • Настоящий профессионал сделает все, чтобы оказаться на месте события;
  • Погрузившись в ситуацию, не забывайте о внимании к деталям и любопытным мелочам;
  • Опрос присутствующих поможет вам сравнить мнения людей, которые вы можете использовать при написании текста;
  • Важно не только то, что произошло, но и то, что предшествовало событию. Соберите факты и проанализируйте их, восстановив причинно-следственную связь;
  • Делайте записи и пометки, фотографируйте очевидцев и участников происшествия
    Выделяют несколько видов репортажа
  • тематический – такой текст может готовиться долго из-за объёма информации, используемой в качестве источника;
  • событийный – пишется в короткие сроки и рассказывает о криминальных, светских, производственных и спортивных новостях;
  • проблемный – подчинен определённой ситуации, которая тщательно анализируется журналистом.

Существует несколько правил, которые помогут вам добиться успеха в нелёгком деле создания репортажа.

Подготовка к написанию

Примеры, которые помогут вам понять, как написать репортаж, можно брать из статей или газет, тематических блогов. Попробуйте конспектировать журналистов центральных телеканалов, составьте список шаблонных фраз и отредактируйте услышанное. Участвуйте в конкурсах и мастер-классах, учитесь и совершенствуйтесь каждый день;
Найдите тему, которая будет вам интересна. Не думайте, что успеха может добиться лишь тот, кто освещает популярные события, известных людей или злободневные проблемы. Большинство интересных историй окружает нас каждый день, и только тот, кто готов прислушиваться к посторонним людям и внимательно следить за происходящим, может найти материал для увлекательной статьи, которая будет прочитана миллионами.

    Часто начинающие журналисты останавливают свой выбор на
  • каком-либо драматическом событии, которое затрагивает сразу несколько актуальных для общества проблем;
  • истории о медийных личностях;
  • новостях из политики и экономики, которые интересуют каждого;
  • неожиданностях и занимательных эпизодах из повседневной жизни.

Выбирая персонажа репортажа, проведите тщательный отбор. Своеобразный кастинг поможет вам определиться с особенностями повествования и даст идеи, которые облегчат дальнейшую работу. Ваш герой должен вдохновлять и вызывать симпатию. Не стоит выбирать личность, окруженную дурной славой. История о ней будет однобокой и предсказуемой, а ваше отношение помешает создать объективное описание.

Человек, которого вы опрашиваете, должен свободно и ясно излагать свои мысли. Репортеру нужно тактично побудить его рассказать о причинах освещаемого события. Мнение автора не должно смешиваться с высказываниями героя. Вы рассказываете историю, сила воздействия которой зависит от подхода к материалу и начальной отстранённости автора. Свое отношение можно высказать в финале: так читатель получит не только яркое описание ситуации, но и эмоциональный отклик журналист.

Структура текста

Если вы не знаете, как написать репортаж и боитесь отойти от привычного канона, создайте план, который будет напоминать вам о порядке действий:
Не забывайте об интриге, содержащейся в метком и броском заголовке;
После напишите вступление, которое подготовит читателей к основному блоку информации;
Далее приступайте к описанию событий;
В финале дайте оценку действиям персонажей и расскажите о собственном отношении к возникшей ситуации;
Как оформить репортаж? Если вы хотите, чтобы текст был разбавлен изображениями, добавьте фотографии очевидцев или места происшествия.

Помните о важных приёмах, отсутствие которых в статье нежелательно:
Не делайте свой текст нагромождением подробностей. Используйте детали, которые помогут вам оживить сюжет;
Умело подобранные диалоги превращают сухое изложение фактов в захватывающую историю;
Не бойтесь добавить действия: статика вызывает скуку и не способна привлечь читателя.

Репортаж как жанр отличается определённой стилистикой

Используйте глаголы, которые точно передадут ваше видение ситуации;
Постарайтесь избегать резких оценок, если вы не можете их аргументировать. Будьте осторожны с прилагательными, при помощи которых вы описываете событие и персонажей;
Вставляйте меньше цитат. Старайтесь пересказывать реплики очевидцев. Диалог, появившийся в тексте, должен точно и выразительно характеризовать ситуацию;
Используйте оригинальные сравнения;
Создайте статью, которая будет держать читателя в напряжении от начала и до конца.

Ошибки, возникающие при написании репортажа

Подмена понятий и работа со смежным жанром. Молодой журналист может написать короткую зарисовку с места событий или взять небольшое интервью, однако этого материала будет недостаточно;
Рассказ о собственном отношении к проблеме вместо описания ситуации;
Интерес к негативным сюжетам и грязному реализму

Эта простая инструкция поможет вам написать хороший репортаж!

Сегодня большинство СМИ ушло в интернет и больше не заморачиваются на отличных материалах. Все больше в ходу «копипаст» и «рерайт». Причем обычно рерайт с рерайта. Какой-нибудь ньюсмейкер (Униан, Интерфакс), благодаря своим «бегункам», что присутствуют на всех событиях и прессухах, выдает информацию, а ее передирают другие, делая из информации рерайт и выдавая инфу за свою. Мол, мало ли, где добыли. Есть и все. Далее, если это интернет сайт, эта рерайт-статья попадает в ротатор новостей, например на «Укрнет» и привлекает к себе ТОЛЬКО ЗАГОЛОВКОМ читателей. За один такой переход хозяин сайта платит ротатору 2-5 центов. Таким образом он «нагоняет» на сайт посетителей, делает траффик и продает с площадки рекламу. Такой себе бизнес. И мало кто думает об истинной журналистике. Только печатные СМИ еще позволяют себе делать профессиональные репортажи, интересные статьи, расследования и т.п. Ну, может единицы из электронных изданий.

И все-таки я верю, что журналистика на корню не загнется. Что есть еще молодые и резвые, которые хотят делать настоящие репортажи, делать себе имя.

Для таких я и пишу эту заметку.

Начнем с первых шагов. Ведь, чтобы подготовить классный репортаж, нужно иметь кое-какой опыт, креативное мышление и ломиться напролом там, где обычный человек или журналист-посредственность пасует.

Самыми распространенными ошибками начинающей акулы пера на выезде (мероприятии) являются:

* Страх перед героями события, государственными чиновниками, крупными бизнесменами, охраной этих людей.

* Страх наплевать на пресс-службу (ПС). Не копать «глубже» того, что дали в пресс-службе. Поверьте, официалка, что там дают, мало кого интересует. Читателю нужен сюжет, развитие событий, движ, тайные моменты. То, о чем никто не знает.

Еще пару слов о пресс-службах. Важной задачей журналиста является игнор этих самых товарищей. Вам, как журналисту нужно проникнуть туда, куда ПС запрещает, вынюхать все самое скандальное и тщательно скрываемое.

Возьмем, в качестве примера, ничем не привлекательную прессуху (пресс-конференцию), скажем в милиции (полиции) на тему введения в обиход ГАИ (ГИБДД) прибора «Визир», который измеряет скорость проезжающих авто. Новую «фару», короче.

Что при этом происходит:

Вы, как журналист от издания, аккредитуетесь, проходите в зал, сидите и слушаете какого-нибудь начальника среднего уровня в ГАИ, который говорит о том, какое «Визир» классное нововведение. Получаете от пресс-службы бумажки с релизом и все. Да, вы напишете об этом в газете, но момент «проникновения» в МВД (ГАИ) не использовали. Написали по указке — о том, что вам всучили.

Я обычно (да и другие опытные журналюги) использую такие прессухи для другого: найти кого-нибудь из других начальников-милиционеров (генералов) и взять коммент совсем на другую тему. Например, как ведется расследование громкого убийства бизнесмена. Или же, если ваше перемещение ограничено залом, нужно отловить после выступления начальника (самого большого) и поговорить с ним на более интересные темы. Если тем нет, то нужно найти такую изюминку, которая нужна для отличного материала. Т.е., поскольку мы сейчас в ГАИ, то можно спросить начальника, что находится на прессухе, о громких угонах за последнее время, о крупных ДТП с чиновниками (они всегда есть, просто не афишируются).

Да, и пару вопросов на тему конференции тоже нужно задать. Только с подковыркой. Например, как часто ломаются такие приборы? Как прибор работает в сумерках? Куда сдаются записи с прибора. В общем, ищите вопросы, которые не освещались на докладе и которых докладчики боятся. Так сказать, тонкие места. От пресс-службы вам нужен только релизик, чтобы иметь ствол доклада.

Вывод : никогда не надейтесь на пресс-службу. Она — ваш враг (немножко друг). Ваше кредо : добывай любую информацию сам.

Кроме того, о чем я написал, одним из страхов журналиста является боязнь задавать неудобные и некорректные вопросы. Вам не нужно этого бояться и пытаться выглядеть этичным товарищем. Когда вы работаете, вы — циник и забудьте о нравах. Иначе ваш материал не будет интересным. Ведь, без каверзных вопросов, нет классного материала. Не бойтесь. Задавайте вопросы в лоб, прямо без экивоков. Можете даже застать отвечающего врасплох. Этого тоже не бойтесь. Если вам попался «сложный» человек, говорите много, чтобы его запутать и вылавливайте из его ответов главные крупицы информации, которые потом составят костяк статьи. Разумеется всегда и все пишите на диктофон, чтобы потом на вас не наехали, как на выдумщика. Вы даже в суде сможете предоставить эти записи, хоть они и не являются доказательством. Однако, судьи — тоже люди и понимают, где правда, а где ложь.

Если вы идете на конференцию или мероприятие, вы должны четко знать, кто там будет, что там будет, и правильно подготовиться . Приготовить соответствующие вопросы присутствующим. Ориентироваться в теме, что будет излагаться. Журналист, который не готов к уроку — плохой журналист.

Всегда одевайтесь неприметно , чтобы была возможность проникать «за кулисы». Если вы пришли на конференцию, где будет присутствовать «большой политик», бизнесмен или другая Фигура попытайтесь проникнуть к черному ходу, поскольку «большие люди» не входят в главный подъезд. А тихонечко приезжают и уезжают через неприметные входы-выходы. Если вас остановила охрана, не воюйте с ними, доказывая правоту или блефуя. Дохлый номер. Лучше сразу дать заднюю и найти другие пути проникновения к нужному месту.

И запомните, нет такого события, с которого нельзя сделать классный репортаж . Даже, если вас везут в составе пресс-группы в закрытое место, где будут, например, только разговоры в закрытом помещении, свалить с которого не удастся. Обращайте внимание на мелкие нюансы, подслушивайте разговоры принимающей стороны, задавайте каверзные вопросы. Пробуйте поменять план, давя на организаторов. Любые другие открытые события, такие, как забастовки, парады вообще кишат эксклюзивной информацией. Нужно только поднять ее с пола.

И еще хочу обратить внимание на источники, которые дают журналисту информацию. Чем круче (выше и солиднее) источник (информатор), тем эксклюзивнее информация, тем выше интерес читателя к статье, где присутствует такая инфа. Ищите такие источники.

Что отличает успешного журналиста от посредственности? Наличие источников информации, способ подачи информации и уровень написания текста. Если у вас все это есть, то вы — отличный журналист. Если еще нет, работайте над этим.

И последнее. Всегда проверяйте достоверность информации. Иначе рискуете попасть, если не под суд за ложь, то в категорию обманщиков. После нескольких лживых подач, с вами перестанут иметь дело и информаторы и читатели. Очень сложно потом отмыться от такой репутации.

В следующих заметках на тему журналистики, будем двигаться дальше к профессиональным вершинам. Если интересно,

РЕПОРТАЖ (газета)

Репортаж - это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

Журналист:

Привлекает внимание к событию,

Пробуждает интерес или сочувствие.

Подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

Разновидности репортажа

Информационный репортаж - репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Исторический репортаж - сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

Как работать над репортажем

Автор должен быть свидетелем, непосредственным участником события - подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

Тема репортажа - любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.



Раскрытие темы репортажа.

Обстоятельство.

- указание места , где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

- указание времени , когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

- условия , в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Целое – часть.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Свойства.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа - три части: лид (введение), основная часть, концовка.

Введение (зачин) - небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

Пример аналитического репортажа.

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.


Top