Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии. Законы перцептивной организации

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии , утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне .

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина . В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства . Согласно , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными .

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло . Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа ». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое ».

Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход » использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы) . Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной » или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной ».

Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил :

Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой .

Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида .

1. Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. Фигурой может восприниматься или ваза, или два профиля. И, соответственно, фоном черный или белый цвет изображения. Другими словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

2.Закон близости: те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

3.Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция видеть данную форму так, что сходные элементы объединяются в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой.

4. Закон замкнутости. Под замкнутостью понимается то, что, при прочих равных условиях, элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры дополняться.

5. Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

6.Закон прегнатности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной», или используя немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной». Прегнантность означает значимость, содержательность; передающее суть чего-то. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка: из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой. Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

Теории восприятия.

Структурализм . В. Вундт, разрабатывая основы экспериментальной психологии, опирался на методологию естественных наук, известную как структурализм. Особое внимание это направление уделяло изучению базовых элементов материи, например, атомов и молекул.Программу исследования восприятия в рамках этого направления предложил американский психолог Э. Титченер. Наблюдатель-испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие. Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности.Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник». Каждый элемент в образованной точками линии, вызывает одиночное элементарное ощущение, а восприятие треугольника обусловлено их суммацией.

Функционализм. Этот подход рассматривает восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Согласно И.М. Сеченову, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.

Гештальттеория восприятия . Гештальтпсихология как направление возникло из признания первичности сознательных или феноменальных объектов (Брентано, Гуссерль) и резкого неприятия положений элементаризма. Научная школа сложилась в Германии в 1920-40 гг. Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение, что целое больше его частей. Такой подход можно проиллюстрировать так называемым «гештальтистским треугольником». Восприятие треугольника является скорее результата взаимного расположения трех точек, нежели суммой их сенсорных эффектов.

Сенсорно-тоническая теория поля была предложена американскими исследователями Уопнером и Вернером (1952) для интерпретации большого количества фактов и феноменов пространственного восприятия как результата интеграции всей совокупной сенсорной информации, исходящей, как от объекта, так и от самого субъекта.

Теория фиксированной установки грузинского психолога Д.Н. Узнадзе объясняет организующую роль предшествующего опыта в форме потребностных или предметных ожиданий, преднастроек, большей частью неосознанных по отношению к актуальным (ситуационным) сенсорным данным.

Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера (1957) рассматривает восприятие как процесс категоризации.

Моторная теория восприятия. Роль моторной активности в восприятии, особенно в зрении и гаптике (активном осязании), признавалась многими исследователями.

Праксеологический подход. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1961) предложил рассматривать развитие восприятия как определенного рода деятельность, организующую и обогащающую взаимосвязи между элементами в сенсорном поле.

Информационный подход. Одна из наиболее влиятельных теорий зрительного восприятия и распознания предметов в частности была предложена Д. Марром в 1982 г.

Восприятие как действие.

Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев). Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

1. Поисковые, установочные и корректирующие , с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

2. Движения, участвующие в построении образа , в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

Функция собственно перцептивных действий - это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Функция опознавательных действии состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами-эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, то есть, относим его к какому-то классу объектов. По своей структуре перцептивные и опознавательные действия различны. Перцептивные действия развернуты и последовательны-это не случайно, ведь их функция исследование предмета и построение его образа. Напротив. Опознавательные действия свернуты и совершаются мгновенно.

Восприятие пространства.

Восприятие пространства – это отражение формы, величины (протяженности), глубины и удаленности предметов.

Восприятие формы и очертаний – это отражение фигуры и общей конфигурации посредством анализа признаков воспринимаемого стимула. Восприятие глубины, или дифференциальное восприятие расстояния, является результатом работы зрительных и слуховых анализаторов. Что касается зрения, то восприятие глубины основано на монокулярных и бинокулярных признаках. Монокулярными являются признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом. Бинокулярные признаки опираются на совместную деятельность обоих глаз.Большинство монокулярных пространственных признаков статичны, то есть они воспринимаются, когда и наблюдатель, и наблюдаемый объекты неподвижны.К монокулярным признакам относят: окклюзию, знакомость размера, параллакс движения, линейную перспективу, текстуру и затенения.

Окклюзия, или интерпозиция , это признак, который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой.

Знакомость размера , то есть присутствие в перцептивном опыте человека представлений о размере объекта позволяет использовать информацию о его ретинальном размере для того, что бы понять насколько он удален о наблюдателя.

Параллакс движения (от греч. – перемена, изменения) – это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов, возникающий в результате перемещения наблюдателя или наблюдаемых объектов.

Линейная перспектива – планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними, создающее впечатление глубины при восприятии плоскостных изображений.

Градиент текстуры – монокулярный признак восприятия глубины, при наличии которого по мере удаления от нас фрагментов текстурированной поверхности, образующей ее элементы начинают казаться более мелкими и уплотненными.

Затенения – монокулярный признак глубины, возникающий за счет уменьшения освещенности предметов по мере их удаленности от наблюдателя или источника света и чередование света и тени.

Конвергенция – это тенденция глаз к сближению при восприятии объектов, расположенных вблизи от наблюдателя.

Бинокулярная диспаратность – это разница между двумя ретинальными изображениями.

Реверберация (с лат. – отражать) – это процесс постепенного затухания звука в помещении после прекращения действия источника звука, обусловленное повторным отражениями звуковых волн от различных поверхностей.

Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы.

Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими её представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения её задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального (ʼʼфи ʼʼ) движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась выработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и должна быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение˸ целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого ʼʼ гештальтистского треугольникаʼʼ . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа ˸ когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален˸ роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер ˸ при прочих равных условиях, в случае если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости˸ при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть ʼʼхорошей ʼʼ, ʼʼпростой ʼʼ, ʼʼстабильной ʼʼ, ʼʼвнутренне непротиворечивой ʼʼ, ʼʼсимметричной ʼʼ, ʼʼпрегнантной ʼʼ. Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка ˸ фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер˸ принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта

Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия - стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея : Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

Законы восприятия :

1. Закон фигуры и фона (Рубин) - любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон - размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

2. Закон прегнантности («хорошей формы» - симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4.Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5.Принцип изоморфизма - физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

Законы перцептивной организации:

1) смежности (близости в пространстве)

2) сходства (общей судьбы)

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

4) замкнутости

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости» ),
  • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
  • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
  • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
  • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
  • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)

14. Свойства восприятия

Перцептивный образ используется при создании рекламы

Название Содержание свойства Примеры
Предметность Это способность отражать объекты не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов (М.В. Гамезо) Это характеристика отражения объекта как пространственно обособленной физической вещи (Веккер) Механизмом выражения предметности является выделение предмета (фигуры) из фона (гештальтпсихология) Двойственные изображения (Энштейн и 3 девушки у его глаз)
Структурность Восприятие абстрагированной от ощущений структуры, которая формируется в течение некоторого времени. 1) Мелодия, музыка – мы её слышим, в голове структура и мы её распознаем (не сумма ощущений). Буква – в школе нас учат прописной, а мы различаем в любом виде.
Целостность Это сохранение целостной структуры образа при отсутствии возможности отразить отдельные элементы объекта. Целостный образ возникает в результате формирования условно-рефлекторной связи между различными ощущениями (а значит на основе прошлого опыта восприятия). Из трех точек можно увидеть треугольник. Когда оговаривается, что на картинке 5лошадей или 3 волка, то можно быстрее их разглядеть.
Осмысленность Проявляется в осознании значения и смысла воспринятого образа и его отнесении к определенной категории и классу предметов. «Мексиканец на велосипеде». «Медведь лезет по дереву».
Константность Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при измененных физических условиях восприятия. Обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов в разных условиях. Существует 3 вида константности: · константность величины (восприятие на различных расстояниях); константность формы (восприятие предметов в разных положениях). Г. Рихтер, «5 дверей, куб»; константность цвета (при разных освещениях по-разному, постоянство восприятия). Эксперимент с перекошенной комнатой А. Эймса, восприятие и формирование константности. Иллюзия не возникает у наблюдателя, если был опыт знакомства со структурой опыта, либо с испытуемыми.
Апперцепция –определяет избирательность восприятия, т.е. выбор из всего количества объектов и явлений что-то конкретное Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и его личностных особенностей (мотивации, эмоций, установок). Ввел в науку Г. Лейбниц. Установка –неосознанное состояние готовности человека воспринимать объекты, явления определенным образом. Эффект Струпа – смешивание цветов. Влияние прошлого опыта (памяти). Конверт, если смотреть сверху,то пирамида, но мы никогда не увидели бы пирамиду, если бы не знали о ней ранее. Эмоции, мотивации (Д. Маклеланд) – методика ТАТ (тематический апперцептивный тест), испытуемый должен рассказать, то нарисовано на картинке, там были продукты питания. Смотрели на них голодные и сытые люди. У голодных людей восприятие еды было таким: она им казалась большой, объёмной по внешнему виду. Перцептивная апперцепция Д. Узнадзе, изучал иллюзии восприятия. На восприятие влияет установка. Испытуемому в левую руку давали что-нибудь полегче, в правую потяжелее 15 раз; потом одинаковое по весу, но человеку показалось, что в левой всё равно полегче. Примерлюбого слова, напримерВодопад – те, кто изучает долго иностранный язык могут прочитать Бодопад или Богонаг и т.д.
Историчность (С.Л. Рубинштейн) – характеристики общечеловеческого восприятия Зависимость человеческого восприятия от предшествующего исторического развития человечества, общественной формы познания (культура, речь, музыка, наука, геометрия). Человеческий слух – музыка и речь (Рубинштейн). Зрительное восприятие под влиянием геометрических форм (например, жилище у нас воспринимается в квадратах, у др. народов в виде конуса). Японские дети в школе изучают около 200 цветов и оттенков.

15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

Восприятие времени - это отражение скорости, длительности последовательности событий.

Основная проблема изучения : отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

На хроногнозию влияет ряд факторов:

  • Биологические факторы , влияющие на восприятие времени: наличие суточных ритмов (действие мелатонина), скорость обмена веществ (температура тела) – Хогланд, действие лекарственных препаратов и химических веществ, сердечный ритм.
  • Психологические факторы: заполненность промежутка времени.

Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) - чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

Психические расстройства . Виды расстройства : маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени : «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

Представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе прошлого опыта.

Представление - это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

Представление - форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

Функции представлений :

· Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

· Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

Отличие процесса представления от восприятия:

Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент , тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом . Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления , которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления - это образы тех предметов и явлений , которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов . Физиологический механизм представлений - это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых - как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

17. Виды и свойства представлений

Виды представлений:

1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

Свойства представлений:

  • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
  • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
  • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов

Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов

Физиолог основа: Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Основные свойства восприятия: Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность образа предмета (обобщение инфы об отдельнсв-вах и кач-вах). Структурность -доводит до нашего сознания структуру предмета или явления Константность -постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни (опыта). Осмысленность - попытки установить сходство,поиск наилучшего толкования данных. Стабильность видимого мира (сво-во зрит восприят) - изображение постоянно остается на одном и том же месте, даже если наблюдатель перемещается.

Виды восприятия***Классификации:1. В зависимости от анализатора выделяют: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и возникают сложные виды восприятия. 2. В зависимости от формы существования материи выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служитьваза Рубина . В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства . Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными .

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло . Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа ». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое ».

Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход » использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы) . Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной » или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной ».



Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка .


Top