Рюрик Ивнев. Я стою, любовью наполненный, как наполненный солнцем день

1891, Тифлис – 1981, Москва

Ковалёв Михаил Александрович, писавший под псевдонимом Рюрик И внев, родился в дворянской семье потомственных военных. Стихи начал писать в Тифлисском кадетском корпусе, который окончил в1908. Здесь начал писать стихи. В 1908–1912 учился на юридическом факультете Петербургского университета, но заканчивал образование на юридическом факультете Московского университета, где и получил диплом правоведа (1913). В 1915–1917 служил в Канцелярии государственного контроля в Петрограде. В эти годы печатался в футуристических изданиях Москвы и Петрограда. Стал завсегдатаем в литературных кругах, даже привёл туда в 1915 С.Есенина. Первая книга стихов – Самосожжение Кн.1, Лист 1 (1913), в том же году вышел сборник Пламя пышет , затем Лист 2-ой (1914) и Лист 3-ий (1916) Самосожжения , Золото смерти (1916). Восторженно встретил Февральскую революцию, после Октября был секретарём Луначарского, по чьей инициативе стал председателем Всероссийского Союза поэтов. Состоял в группе имажинистов, выпускал стихи, прозу: Любовь без любви (1925), Открытый дом (1927) и Герой без романа (1928), исторические хроники. В дальнейшем жил переводами с языков народов Кавказа. В 1942–1945 выпустил в Тифлисе два сборника стихов и три небольших детских книжки. Начиная с 1965, в печати появлялись стихи и автобиографическая проза.

Рюрик Ивнев - русский прозаик, поэт и переводчик, творчество которого вызывает современной читательской аудитории.

Ковалев Михаил Александрович (настоящее имя писателя) появился на свет 1891 года в дворянской семье, проживавшей в Тифлисе. Отец - капитан русской армии, работал в военно-окружном суде помощником прокурора. Мама - женщина редкой красоты и твердого характера, занималась воспитанием Михаила и старшего сына Николая. В 1894 году после смерти мужа, с целью поиска стабильного заработка, с двумя мальчишками на руках вынуждена была перебраться в город Карс, где устроилась начальницей в женскую гимназию.

Рюрик Ивнев: биография

Сыновья по просьбе матери, а также в целях продолжения семейной традиции поступили в кадетский корпус г. Тифлис, где Михаил проучился 8 лет. В период учебы, ставшей важным этапом в духовном развитии будущего литератора, юноша познакомился с творчеством Лермонтова, Пушкина, А. К. Толстого. Из ему стали близки Бальмонт, Брюсов и Блок. Именно в это время Михаил пробует себя в написании стихотворных строк и первые стихи зачитывает в кругу друзей.

По окончании учебного заведения, находясь под влиянием революционных свершений 1905 года, он решил оставить карьеру военного и переехал в Петербург, где поступил на юридический факультет Императорского университета. Образование завершил в столице, после чего в 1915-1917 гг. устроился в Канцелярию государственного контроля.

На творческом пути

Первая публикация Михаила - стихотворение «Наши дни», напечатанное в 1909 году в «Студенческом сборнике». Три года спустя на читательский суд были представлены еще два стихотворения, но уже в газете большевиков «Звезда». В 1913 году вышел первый стихотворный сборник «Самосожжение (Откровения)», и пошло-поехало… Произведения молодого автора, в том числе и прозаические, стали активно публиковаться различными изданиями.

Молодой автор, взявший себе псевдоним Рюрик Ивнев, стал много выступать на перед ним легко открывались двери литературных салонов и гостиных, происходили встречи с известными поэтами и писателями, среди которых был С. Есенин и А. Блок. Ивнев Рюрик и Есенин, ставшие настоящими искренними друзьями, во многом были объединены любовью к стихотворному слогу и литературному творчеству в целом.

Характеристика раннего творчества

В своем раннем творчестве Михаила можно охарактеризовать как этакого грустного и беспомощного петербургского мальчика, по-женски несчастного, с глубоким чувством вины, находящегося в отчаянных поисках выхода. Стиль написания этого периода характеризовался страстным самобичеванием, нервной усталостью, доходившей до манерной истерики, чувством невыносимо жгучего стыда, достигающим своего крайнего предела и принимавшим характер юродства, кликушества.

Политическая деятельность Ивнева

Поэт Рюрик Ивнев, биография которого вызывает искренний интерес у современного читателя, восторженно встретил Февральскую и Октябрьскую революции, события которых запечатлел в стихотворениях «Народ» (1918), «Петроград» (1918). Огромное влияние на дальнейшее мировоззрение поэта произвела встреча с А. В. Луначарским - российским революционером, писателем и публицистом, принимавшим активное участие в революции 1905-1907 гг. Под впечатлением его блестящих выступлений восхищенный и взволнованный Рюрик Ивнев стал добровольным помощником Анатолия Васильевича, а затем и официальным секретарем. С этого времени молодой писатель с головой окунулся в политическую деятельность, направив ее на усиление позиций советской власти.

В 1918 году Рюрик Ивнев переехал в столицу, стал работать в газете «Известия ВЦИК» корреспондентом, в 1919 году в составе агитпоезда ездил по стране и агитировал народ за советскую власть.

В рядах имажинистов

В 1919 году Рюрик Ивнев примкнул к имажинистам, утверждавшим, что цель творчества заключается в создании образа, а основным выразительным средством для его передачи является метафора. Через короткое время публично, через газету «Известия» сообщил о своем выходе из рядов организации по причине полного несогласия с ее действиями. Затем снова изменил точку зрения, опубликовав в сборнике «Имажинисты» (1921) открытое письмо Мариенгофу и Есенину о присоединении к ним. Новый сборник стихотворений «Солнце во гробе», составителем которого являлся Сергей Есенин, был опубликован в издательстве Ордена имажинистов в 1921 году. В 1925 году Рюрик Ивнев, биография которого достаточно сложна и поучительна, посетил Германию, работал в издательстве «Книжное дело» во Владивостоке, через 2 года побывал в Японии.

Последние годы жизни

Большое количество внимания Рюрик Ивнев, чья биография является ярким примером человеческой целеустремленности, уделял переводам, работал над мемуарами и автобиографическими романами «У подножия Мтацминды» и «Богема», которые успел завершить до своего ухода в мир иной.

После окончания кровопролитной войны продолжал писать стихи и обратился к историческому прошлому своей страны в произведениях «Сергей Есенин», «Трагедия царя Бориса», «Емельян Пугачев». Все это время много путешествовал по стране. Полученные впечатления нашли отклик в стихотворных произведениях «Бакинское утро», «Дагестан», «Прощание с Камчаткой». Особенно тепло писатель относился в Грузии, где проживал с 1936 года. На этой земле покоится прах его матери.

Творчество Рюрика Ивнева 40-70-х годов характеризуется прозрачностью и ясностью стиха, традиционного в своей основе и близкого к истокам поэзии 19 века. Автор чувствует глубокое родство с природой, которой посвящает множество произведений.

С 1950 года Рюрик Ивнев жил в Москве. Последнее стихотворение было написано им за несколько часов до ухода. Не стало знаменитого 19 февраля 1981 года.


Рюрик Ивнев, В. С. Чернявский, С. А. Есенин. Фото. Конец марта 1915 г. Петроград

"Лежу под цветущею вишнею
Сливаюсь с её белизной,
Всё тёмное, горькое, лишнее
Не справилось всё же со мной!"
(1955)

Рюрик Ивнев (настоящее имя Михаил Александрович Ковалёв; 11 февраля (23 февраля) 1891, Тифлис, Российская империя, - 19 февраля 1981, Москва, СССР) - русский поэт, прозаик, переводчик.


Художник Спикторенко Лилиана. Думать о тебе...
***
Рассказать о многом не смогу,
Этот зимний вечер прост и тих.
Никогда мне не увидеть этих губ
Близко, очень близко от моих.

За окном снега и тишина.
Ничего теперь не надо мне,
У полузамёрзшего окна
Так сидеть в дремотном полусне.

И сквозь дрёму о тебе мечтать -
Старомодно, глупо и смешно,
А потом, стыдясь, отогревать
Жарким ртом замёрзшее окно.

Р. Ивнев. 1913
Родился в революционно настроенной дворянской семье. Отец, Александр Самойлович Ковалёв, был капитаном русской армии и служил помощником военного прокурора Кавказского Военно-Окружного суда. Мать, Анна Петровна Принц, происходила из голландского графского рода. После смерти мужа в 1894 году была вынуждена одна воспитывать двоих сыновей, работала в женской гимназии в Карсе, где и прошло детство Ивнева.

В 1900 году будущий поэт поступил в Тифлисский кадетский корпус, где проучился до 1908 года и познакомился с будущим героем гражданской войны Павлом Андреевичем Павловым. Также огромное влияние на него оказала сестра матери, эсэрка Тамара Принц.

По окончании кадетского корпуса Ивнев поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, но вскоре был вынужден перевестись в Москву. Перевод был связан с недовольством его сотрудничеством с большевистской газетой "Звезда". В 1912 Ивнев окончил юридический факультет Московского университета.


Осип Мандельштам и Рюрик Ивнев. Харьков, 1919 г

***
Пусть мне ответят тысячи учёных
На головокружительный вопрос:
Откуда эти чувства у влюблённых,
С каких созвездий ветер их принёс?

Откуда эти странные порывы,
Огонь палящий средь полярных льдов?
Каким путём к нам этот стон счастливый
Доносится из глубины веков?

Где пламя чувств берёт свои истоки,
Какой волшбою опьяняет нас,
Рождая потрясающие строки
О блеске чьих-то незнакомых глаз?

Кто разгадает все противоречья
И объяснит с предельной простотой,
Живою человеческою речью
Порыв души, рождённый красотой?

Р. Ивнев. 24 октября 1951
Москва

***
Казалось бы, что все - одно и то же,
Как совершенно точный механизм.
Но как мы ошибаемся,- о, боже!

На самом деле все разнообразно
И каждый день наполнен новизной.
По-разному горят в ночи алмазы
Бездонных звезд - зимою и весной.

По-разному мы ощущаем лето
И ненасытной осени настой.
Мы знаем все вопросы и ответы,
И все ж кричим мы времени: «Постой!»
Рюрик Ивнев


И. Медведев

После победы Октябрьской революции становится секретарем Луначарского. Одновременно сотрудничает с газетой «Известия ВЦИК», принимает участие в работе IV Чрезвычайного съезда Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов.

В 1919 году Ивнев командирован на юг в качестве заведующего оргбюро агитпоезда им. А.В.Луначарского. Посещает Украину и Грузию. Вернувшись в Москву, 1921 году возглавляет Всероссийский союз поэтов. В этот период начинается сближение Ивнева с имажинистами. В их издательстве выходят сборник его стихов "Солнце во гробе" и брошюра "Четыре выстрела в четырёх друзей".

В 1925 году принимает участие в составлении сборника воспоминаний о Сергее Есенине в числе других его друзей. В дальнейшем Есенин часто фигурирует в мемуарной прозе Рюрика Ивнева.

***
Неужели песня спета?
Я не знаю, как мне быть.
Нет сильнее боли этой -
Потерять, но не забыть.

Клён! Не мне ли он кивает,
По листам проходит дрожь,
То же море омывает
Берега, где ты живёшь.

Разделяет нас пространство
Голубых, глубоких вод,
И осеннее убранство
Хризантемами цветёт.

Неужели песня спета?
Я не знаю, как мне быть.
Нет сильнее боли этой -
Потерять, но не забыть.

1927
Инокава

Рюрик Ивнев. 1920-е

***

Надоели мне эти игры.
Чередуется счастье с горем,
Точно полосы на шкуре тигра.

Серых глаз ворожба и тайна,
Ну совсем как средневековье.
Неужели они случайно
На любовь отвечали любовью?

Что мне солнце с его участьем,
Эти пригоршни жёлтой соли.
Я вчера задыхался от счастья,
А сегодня кричу от боли.

Ах, с судьбою мы вечно спорим,
Надоели мне эти игры.
Чередуется счастье с горем,
Точно полосы на шкуре тигра.
Р. Ивнев

Однажды в «Бродячей собаке» Ивнев прочел такой стишок:
«На станции выхожу из вагона
И лорнирую неизвестную местность,
И со мною всегдашняя бонна –
Будущая известность».

Маяковский тотчас отреагировал:
«Кружева и остатки грима
будут смыты потоком ливней,
а известность проходит мимо,
потому что я только Ивнев».

Чтобы писателю выразить своё место в истории, чтобы заслужить у власти литературный статус, был выдвинут директивный метод - "социалистический реализм". Идея человечности в поэзии Ивнева проявляется в его сострадании и в его любви. Ивневу сложно подчинить чувства какой-либо идеологии или эстетике. В этом он никак не мог быть "ловким молодцом". Другим удавалось лучше. Другие были успешнее. Другие получали премии. Входили в антологии. Ивнев шёл своей тропинкой с краю.

***
Как ни покажется нелепым:
От всех моих тревог и встреч
Осталась только груда пепла,
Меня покрывшая до плеч.

Десятки лет промчались тенью,
Как пыль, развеяны судьбой.
Я начал летоисчисленье
Со дня сближения с тобой.

Дошло ль до твоего сознанья,
Что, как бы ни был мир широк,
Без твоего существованья
Существовать бы я не мог?

Р. Ивнев. 1959
Москва
До 1931 года Ивнев активно путешествует от Закавказья до Дальнего Востока, от Германии до Японских островов, в качестве спецкора журналов "Огонёк" и "Эхо" и газеты "Известия". В 1931 году переезжает в Ленинград, где приступает к работе над автобиографическим романом "Богема".

***
Карточки времени дальнего
Спят в перламутровых ящиках.
Все они были реальными,
Знавшими явь настоящую.

Смотришь на них, и не верится,
Что прикасался к их платьям,
Что пробегал сквозь метелицу,
Чтоб заключить их в объятья.

Эти глаза обжигающие,
Словно и ныне живущие,
К прошлой любви призывающие,
Кем-то когда-то зовущие.

Кто же дал нам это счастье,
С болью крутой перемешанное,
Нашею собственной властью
Давние радости взвешивать.

Снимки, как духи бессмертные,
К нам вылетают из ящиков,
Чтобы любовь беззаветную
Снова вернуть в настоящее.

Карточки времени дальнего
Вновь ощущаем мы близкими.
Снова их тёплым дыханием
Все наши чувства пронизаны.

Р. Ивнев. 1933

Жизнь таким нас одаряет счастьем,
Что роптать воистину грешно
На недомоганье и напасти
И на то, что ныне суждено

Р. Ивнев. 1970
В годы Великой Отечественной войны Ивнев работает в газете "Боец РККА". В послевоенные годы - активно издаются новые его сборники, как поэтические, так и прозаические.

До последних дней своей жизни Рюрик Ивнев не прекращал работы, активно помогал молодым литераторам. Умер за письменным столом за три дня до своего 90-летия. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, на Васильевской аллее.

***
Пусть мечут громы и молнии
Все, кому только не лень.
Я стою, любовью наполненный,
Как наполненный солнцем день.

Нет ни прошлого, ни настоящего,
И не знаю я, как назвать
Это пламя во мне горящее,
Словно чувств пятьдесят, а не пять.

Растворившись в тебе, исчезаю я,
И не знаю, вернусь ли назад,
Предо мною неповторимые,
Ослепительные глаза.

Но откуда все эти шорохи,
Эти звуки? С небес иль с земли?
Помнишь звёзд золотистые ворохи
И вечерний Амурский залив?

Я впервые (пойми, Вселенная)
Вдруг понял, что такое любовь.
О, сгорай же дотла, моя пленная,
Моя ненасытная кровь!

Пусть мечут громы и молнии
Все, кому только не лень.
Я стою, любовью наполненный,
Как наполненный солнцем день
Р. Ивнев

Откуда ты взялся - черный, кудлатый,
Неимоверно славный пес?
Жил ты бедно или богато,
Где ты воспитывался и рос?

На мои вопросы не отвечая,
Ты только помахиваешь хвостом,
В безлюдном кафе, за чашкой чая,
Я раздумываю о житье твоем.

Как человек, я тебя жалею,
Общепринята жалость к бездомным псам;
За окном - черноморский ветер веет
И волны подкатываются к берегам.

Об этом подумал я не сразу,
Но вдруг предо мною встал вопрос:
Возможен ведь, правда, эдакий казус,
Что ты жалеешь меня, как пес.

И вот мы сидим - родные до боли,
Один - за столом, другой - под столом.
Я о твоей вздыхаю доле,
Ты - о житье-бытье моем.
1915, Сухум

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДОК

Как жаль мне тех, кто не жил никогда
В глухих провинциальных городах,
Кто не дышал нетронутой травою,
Припав к земле кудрявой головою;

Кто не встречал на улицах коров,
Не подбирал заржавленных подков,
Кто не глазел на двухэтажный дом,
Как будто мир весь помещался в нем;

Кто не гулял в провинциальном сквере,
Где все, казалось, было на фанере,
Кто не впивал с восторгом в детском взоре
Цвета афиш на сгорбленном заборе;

Кто не сжимал в своей руке пятак
У входа в цирк средь записных зевак,
Кто не бежал за бочкой водовоза,
С румяных щек стирая наспех слезы;

Кто не смотрел на пламя фонарей,
Как на глаза неведомых зверей;

Кто по ночам не вздрагивал во сне
И кто лица не поднимал к луне,
Кто не бродил за городской чертой,
Пронизанный несбыточной мечтой.
Р. Ивнев. 2 марта 1958

Рюрик Ивнев. 1930-е

Рюрик Ивнев

В возрасте 7 лет в 1944 году я жил в Тбилиси, там же пошел в первый класс. Жил я с мамой и двоюродной бабушкой Анаит (дочерью Газароса Агаяна) в старинном доме №6 на улице Энгельса. В этом доме, на самом последнем этаже жил очень необычный мужчина: у него были длинные светлые волосы, длинное черное пальто и он проходил по нашему двору, как бы не видя ничего вокруг, как сомнамбула. Шел очень быстро и исчезал за воротами... Возвращался или с авоськой с продуктами, или с пачкой свернутых в трубку газет. Я пытался узнать у ребят со двора, кто такой этот мужчина, но все мне говорили разное. Один, что он известный летчик, другой, что он наш разведчик, поэтому нигде не работает и его вызывают только на важные задания, третий, что он известный в Тбилиси вор и т.д.

Как-то при мне моя мама спросила соседку, давно живущую в этом доме, кто этот необычный мужчина. Соседка ответила:

– Это поэт – Рюрик Ивнев, печатается в «Заре Востока»...

Я в то время сам не читал книжек – их читала мне мама. Но, странное дело, слово «поэт» произвело на меня большее впечатление, чем если бы соседка сказала, что этот человек летчик, или танкист, или даже Герой Советского Союза... Поэт! Стихи в газете! До сих пор не могу понять, что могли значить для меня в семилетнем возрасте эти слова, но думаю, где-то на генетическом уровне я понял суть этой личности. Каждый раз при его появлении я испытывал легкий трепет, понимая, что этот человек отличается от всех других, живущих в нашем доме, а может быть даже, на всей улице! Он пишет стихи, вроде тех, что читает мне мама!

Через много лет я вдруг наткнулся в книжном магазине на книгу стихов Рюрика Ивнева и, конечно, тут же купил ее. Из предисловия я узнал его биографию, узнал, что он входил в ЛЕФ, был другом Маяковского, а с конца 30-х годов жил в Тбилиси...

Значит, это тот самый Рюрик Ивнев, которого я видел в детстве. Он тогда казался мне чуть ли не глубоким стариком, а из предисловия я узнал, что он еще жив.

Еще через несколько лет, когда с каким-то литератором зашел у меня разговор о поэзии, я спросил его, знает ли он Рюрика Ивнева. Литератор сказал, мол, кто же его не знает – он ведь был другом Маяковского, стихи в молодости писал неплохие и был, это всем известно, голубым... Последнее несколько омрачило мои детские воспоминания о Рюрике Ивневе, несколько затемнило тот яркий ореол, который в моем воображении витал над его обликом.

И вот в феврале 2003 года, когда я должен был для получения Грин-карты на въезд в США дополнительно пройти медкомиссию в спецполиклинике, у меня произошла еще одна встреча с Рюриком Ивневым.

Я прошел медкомиссию и должен был прийти за ответом через 3 часа. Куда деть это время? Я бродил по близлежащим магазинам, неожиданно оказался недалеко от Ваганьковского кладбища и решил зайти на кладбище и проведать могилу моего двоюродного брата, известного композитора Эдуарда Хагагортяна. Дело было зимой. Могилу оказалось не так-то просто найти – я приблизительно помнил аллею и знал, что ограда могилы должна быть слева от тропинки, но горы собранного снега, сугробы –все это смазало топографическую картину в моей памяти. И потому я ходил явно вокруг и около нужной мне могилы (в конце концов я ее все же нашел), читал надписи на надгробьях и неожиданно увидел надпись: «РЮРИК ИВНЕВ». Я вздрогнул и остановился как в детстве, когда играя в футбол, вдруг замечал его стремительную фигуру в длинном пальто, сбегающую по железной лестнице, стоял, смотрел на могилу, как смотрел вслед выходящему за ворота Рюрику Ивневу, когда мальчишки, не понимая, чего я встал как вкопанный, криками пытались вернуть меня в игру, так и сейчас я смотрел на могилу, наверное, не всем известного литератора и думал о том, почему вдруг у семилетнего мальчика на всю жизнь отпечаталось в памяти имя этого человека и его образ? Почему этот мальчик стал пробовать писать, едва научившись рисовать буквы и почему в конечном итоге стал тоже в какой-то мере литератором?

И почему судьба привела его в конце концов на могилу того самого человека, о котором он помнил всю жизнь...

Картины художника Игоря Медведева
Источники.

В эти годы начинающий писатель знакомится с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, с лучшими образцами русской и мировой классики, что значительно расширяет жизненный и идейный кругозор молодого литератора, воспитывает в нем трепетно–бережное отношение к художественному слову, показывает широкие возможности авторского самовыражения. К этому времени относятся первые пробы пера начинающего писателя. Свои стихи и рассказы он читает родным и близким.

Летом 1908 года Михаил Ковалев заканчивает учебу в Кадетском корпусе. Юнкерское училище его не привлекает. После разгрома первой русской революции армия воспринимается им как оплот царизма и реакции. Выдержав дополнительный экзамен по латыни, он поступает в Санкт–Петербургский императорский университет на юридический факультет. В это время появляется его первая публикация: в коллективном студенческом сборнике 1909 года, изданном Н. Г. Цываревым в г. Вышнем Волочке, увидело свет его стихотворение «Наши дни».

В январе 1912 года в большевистской газете «Звезда» появляются стихи Рюрика Ивнева, резко осуждавшие образ жизни верхних слоев общества:

Веселитесь! Звените бокалом вина!

Пропивайте и жгите мильоны,

Хорошо веселиться, и жизнь не видна,

И не слышны проклятья и стоны…

Правительство высылает автора из столицы, и поэт переезжает в Москву. Здесь он заканчивает университет. В издательстве «Фелана» в 1913 году выходит его первая книга стихов «Самосожжение» (лист I), а следом за ней - вторая - «Пламя пышет» (издательство «Мезонин поэзии», Москва, 1913 г.). Поэтические сборники не проходят незамеченными. Их автор получает признание. Поэт уверенно входит в литературу и начинает активно работать. Выходят II и III листы книги «Самосожжение», появляется сборник стихов «Золото смерти» (издательство «Центрифуга», Москва, 1916 г.).

В марте 1915 года на одном из вечеров, устроенных в помощь раненым, к Рюрику Ивневу подошел, как он пишет в своих воспоминаниях, «стройный, скромно одетый юноша, словно бы весь пронизанный голубизной». Это был Сергей Есенин, с которым у Р. Ивнева начинается долгая и плодотворная дружба, перешедшая вскоре в тесную духовную близость и творческий контакт. Они часто встречаются, обмениваются акростихами. С. Есенин подметил характерную особенность Рюрика Ивнева, назвав его «странником усталым, равнодушным к житейским потерям». С. Есенину Р. Ивнев посвятил целый цикл лирических стихотворений.

Выступает поэт и в жанре прозы. В периодической печати тех лет, в многочисленных журналах и альманахах рядом со стихами все чаще появляются его рассказы и новеллы. 15 мая 1915 года редакция «Синего журнала» представила на суд читателей рассказ Рюрика Ивнева «Сложное чувство».

В этом рассказе, как в зеркале, отражается предреволюционная эпоха с ее загнивающей буржуазной моралью, гиперболизацией и усложненностью мелких и искусственных проблем бытия. Рюрик Ивнев реалистически показывает, как человеческая жизнь, высокое чувство любви, понятие нравственности обесцениваются и часть молодежи, лишенная патриотических устремлений и идеалов революционной борьбы, оторванная в силу ряда причин от социалистической теории рабочего класса, деморализуется и омещанивается в тенетах буржуазного быта.

Рюрик Ивнев ведет активную творческую жизнь. Он регулярно появляется на страницах печати с новыми стихами и рассказами, стремится расширить свою художническую палитру.

Р. Ивнев пробует писать в разных жанрах. Начинается время творческого эксперимента, поиска новых путей отображения действительности. Но это вовсе не означает, что писатель отвергает традиционные классические формы, напротив, он стремится обогатить их новыми качествами, разнообразить средства художественной выразительности, а иногда продлить жизнь явно уходящему (святочный рассказ «Ее первый друг», опубликованный в январской книжке журнала «Лукоморье» в 1916 г.).

Первым крупным прозаическим произведением Рюрика Ивнева стал роман «Несчастный ангел», вышедший в начале 1917 года в Петрограде в издательстве «Дом на Песочной». Роман повествует о жизни и любви молодой женщины Елизаветы Петровны Граве, о поисках ею смысла жизни. Реалистически показывая быт средних слоев буржуазно–дворянского общества накануне революции, нравы, проникнутые мистикой и декадансом, Рюрик Ивнев вскрывает истоки таких «судорог монархии», как распутинщина. В романе под именем Гавриила Дорожина легко угадывается Григорий Распутин. Сцена встречи Елизаветы Петровны и Дорожина, своеобразная манера поведения «старца» помогают понять причины его популярности в определенных слоях петербургского общества.

Вместе с тем роману не чужда некоторая схематичность, статичность характеров персонажей, чувствуется влияние эстетства, стремление автора к оригинальничанью.

На выход этой книги откликнулся известный в те годы журнал «Современный мир». Укоряя писателя за его увлечение литэквилибристикой, «этой разновидностью желтой кофты футуриста», рецензент, подчеркивая мастерство романиста, отмечает, «что с его способностью наблюдать кусочки жизни и с тонкими нюансами его палитры можно дать кое–что и в области настоящей художественной беллетристики».

После событий Февральской буржуазной революции Рюрик Ивнев посещает петроградский цирк «Модерн», ставший оплотом большевистской пропаганды. Здесь часто выступали Луначарский, Коллонтай, Володарский и другие большевики. На одном из митингов Р. Ивнев познакомился и подружился с Анатолием Васильевичем Луначарским. А после победы Октябрьской революции, когда власть в стране взяли большевики, поэт безоговорочно встал на сторону Советской власти, сделавшись секретарем наркома просвещения А. В. Луначарского. Одновременно он сотрудничал в газете «Известия ВЦИК» и работал во Всероссийской коллегии по организации Рабоче–Крестьянской Красной Армии.

Рюрик Ивнев был в числе тех трех представителей русской поэзии, которые первыми пришли в Смольный по зову Советской власти помогать молодой республике рабочих и крестьян строить новую жизнь, новую культуру. Имена этой поэтической троицы - Александр Блок, Владимир Маяковский и Рюрик Ивнев, а также режиссер Мейерхольд и художник Альтман.

В эти дни появляется его известное стихотворение «Смольный», в котором поэт заявляет о своем принятии Октябрьской революции:

Весь твой я, клокочущий Смольный,

Всю жизнь я тебе отдаю!

А за ним - «Петроград» и «Народ». В этих стихах дана верная оценка великого исторического свершения.

Январь 1918 года. В «Известиях ВЦИК» появляются статьи Рюрика Ивнева на острые политические темы текущего момента. Статья «Вечно гонимая», направленная против тезиса Д. Философова, выступившего в кадетской газете «Наш век» и утверждавшего, что интеллигенция, как социальная категория, является гонимой вечно, при любом общественном строе. Поэт доказывал, что подобная ущербная концепция не соответствует исторической правде. Затем появляются статьи «Революция и общество», «Великий свободный народ и великое свободное искусство», статьи по вопросу заключения Брестского мира (Р. Ивнев придерживался ленинской точки зрения и в качестве корреспондента «Известий» участвовал в работе IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих делегатов, ратифицировавшего Брестский мир).

Казалось бы, яркая и недвусмысленная гражданская позиция Рюрика Ивнева должна была найти свое отражение в его новых поэтических творениях. Однако многие стихи его в те годы далеки от современности. Имажинизм куда ближе его творческой манере. Такая позиция вызывает недовольство работавшего в Госиздате Валерия Брюсова. 4 декабря 1920 года А. В. Луначарский писал В. Брюсову: «…я бы настоятельно просил не ставить затруднений к принятию и оплате и тех его стихотворений, которые не относятся к политической или вообще революционной поэзии» . И продолжает: «…т. Ивнев уже по одному тому, что он буквально в самый день Октябрьской революции явился ко мне с предложением своих услуг по немедленному налаживанию связи между Советской властью и лучшей частью интеллигенции, потому что он с большим мужеством в один из ближайших к революции дней выступал с горячей защитой в то время отвергаемой почти всей интеллигенцией новой власти, заслужил самое внимательное к себе отношение…».


Top