Высшее управление поместной церкви. Поместные православные церкви Единая поместная церковь

Что значит поместная церковь?

1Кор. 1, 1 - 3

Апостол Павел пишет церкви, находящейся в определенном месте земли. Он пишет церкви Божией, находящейся в Коринфе. Это значит, что каждая церковь, находящаяся в определенной местности, может быть названа поместной церковью. И сколько на земном шаре местностей, где имеются Церкви Христовы, - столько на земле и поместных церквей.

Но что мы должны понимать под Церковью Христа? Церковь Христа - это общество детей Божиих. А что (Представляют из себя дети Божий? Ответ на этот вопрос мы найдем в Ев. Иоан. ,1, 12: Тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Следовательно, детьми Божиими являются все те, кто принял Христа и кто верует в Него как в Бога и Спасителя. Соединяясь вместе в какой-либо местности, они и представляют из себя поместную церковь.

Но все мы знаем, что, кроме поместной церкви, существует еще вселенская Церковь Христа, именуемая в Новом Завете телом Христа. Вселенская Церковь, главой которой является Христос, состоит из тех же детей Божиих, как и поместная церковь, с той только разницей, что во вселенской Церкви Христа нет места лжехристианам, нет места плевелам, которыми часто бывают засорены поместные церкви. Волей Создателя Церкви Иисуса Христа является существование на земле поместных церквей, задача которых состоит в том, чтобы быть светильниками, ярко сияющими в мире (Откр. 1, 20). Каждый член поместной церкви должен любить свою церковь и ценить ее, как великий подарок от Бога, дарованный нам для нашего духовного благоденствия.

Поместная церковь является духовным домом, строящимся из живых камней (1 Петр. 2, 5). Живыми камнями являются возрожденные души, души, рожденные от воды и Духа, то есть от Слова Божия и Духа Святого (Ев. Иоан. 3, 5). Возрождение, рождение свыше является первым условием для членства в поместной церкви. Ни один мертвый камень не должен находиться в Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Только живая церковь способна прославлять Христа на земле и выполнять Его святые заветы.

Есть верующие, которые думают, что не обязательно состоять в поместных церквах, а достаточно быть, по их мнению, членом вселенской Церкви Христа. Но мы должны знать, что Церковь Христа создана для блага Его искупленных детей. Многие верующие живут только критикой недостатков церкви, членами которой они являются. Этот дух критики лишает их радости, и они ходят угрюмыми и недовольными. Эти критики перестали видеть себя, они забыли о своих собственных бесчисленных недостатках.

Церкви надо помогать не бесплодной критикой, а руками любви. Церкви надо помогать, являя в себе самом образец и пример для всех, как говорит ап. Павел Тимофею: Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Все поместные церкви страдают недостатками, и совершенных церквей на земле нет. Полна недостатков была и Коринфская церковь, и все же апостол Павел называет ее Церковью Божией.

Поместные церкви могут отличаться друг от друга своими особенностями. Свои особенности можно встретить в каждой поместной церкви. С этой точки зрения нам будет очень полезно побывать в некоторых поместных церквах апостольского времени.

Самой первой поместной церковью была церковь в Иерусалиме. Она родилась в день Пятидесятницы. Ее характеристика нам дана в Деян. Ап. 2, 41 - 47: Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх а всякой душе... все же верующие были вместе и имели все общее... и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Об этой же Иерусалимской церкви мы читаем в Деян. Ап. 4, 32 - 33: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа... и великая благодать была на всех их.

Разве нам не хотелось бы, чтобы все поместные церкви были похожи на такую благословенную церковь, как церковь в Иерусалиме? Но и в той благословенной церкви не все обстояло благополучно. Состав членов этой церкви не был однородным, что приводило к трениям между верующими. В Иерусалимской церкви было два рода христиан: уверовавшие во Христа из палестинских иудеев придерживались строго иудейского Закона; уверовавшие из эллинов считали себя более свободными от Моисеева закона.

Вот эти два разных взгляда на ветхозаветный закон породили впоследствии большие разногласия в церквах апостольского времени и лишали сна великого служителя Христа апостола Павла. Чем больше обращалось ко Христу язычников, тем все более жгучим становился вопрос: надо ли уверовавшим из язычников соблюдать Моисеев закон или они свободны от него? Иерусалимская церковь была церковью глубоко преданной Христу, но вместе с тем у нее не было полного разрыва с иудейством, и это было ее особенностью.

Но вот перед нами другая поместная церковь - церковь в городе Антиохии. Как же возникла эта церковь? О ее возникновении мы читаем в Деян. Ап. 11, 19 - 26: Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них кипряне и киринейцы, которые пришедши в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию; он прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем... Потом Варнава пошел в Таре искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами.

Антиохийская церковь - это вторая по возникновению поместная церковь после Иерусалимской церкви, и у нее тоже свои особенности, а именно: она состоит из уверовавших во Христа иудеев и язычников, чего мы не видим в церкви Иерусалимской. В Антиохийской церкви царит мир, хотя она и смешанная церковь. Но ее члены - иудеи изеллинистов и бывшие язычники, и поэтому вопрос об обрезании их тревожит мало. Но вот из Иерусалима в эту церковь приходят люди, которые говорят ее членам: Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. Ап. 15, 1). И миру в Антиохийской церкви этими братьями положен конец: произошло великое разногласие.

Наконец, перед нами поместные церкви Галатии. Здесь случилось еще нечто худшее, чем в Антиохийской церкви: проповедники Моисеева закона не только внесли в церкви Галатии распри и разногласия, но они отвлекли их от благодати и тем самым вовлекли их в лжеучение (Гал. 4, 9). Послание апостола Павла галатам вразумило церкви Галатии и вернуло их на правильный путь спасения. Доверие этих церквей к апостолу Павлу, поколебленное лжебратьями, было восстановлено, что видно из слов апостола в 1 Кор. 16, 1: При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских.

Такова жизнь в поместных церквах. Приходят братья, а то и лжебратья со своими взглядами и понятиями и кладут конец миру в церкви. Так было в дни апостолов, так оно есть и сегодня. И только в Церкви, находящейся у Господа, нет этих бурый волнений, как мы поем: До небесной страны, светлой той стороны, голос бури земной не дойдет...

Как рождается поместная церковь?

Римл. 8, 29 - 30

С чего мы должны начинать историю каждой поместной церкви? Поместные церкви отмечают свои юбилейные дни, то есть годы своего существования. Но не все поместные церкви знают, что начало их уходит в весьма далекое прошлое, то есть к тому времени, когда видимый мир еще не был создав Богом. Об этом мы читаем в Ефес. 1, 4: Он избрал нас в Нем прежде создания мира.

В очах Божиих Церковь Христа уже существовала, хотя не было еще ни одного верующего во Христа человека. Значит, Церковь Христа, прежде чем она появилась на земле, была уже в планах божественного предузнания и предопределения. Бог еще прежде создания мира предузнал всех людей, которые верою примут жертву Христа, которую Он принесет на Голгофе. Если Бог предузнал всех Своих искупленных, то Он предузнал и количество их.

Кого Он предопределил, тех и призвал... Предузнание совершилось в вечности у Бога в Его небесной славе. Призвание совершается на земле, причем изо дня в день (Деян. Ап. 2, 47). Грешник призывается к принятию спасения через Слово Божие, через слово о кресте, которое является силой Божией для всех спасаемых (1 Кор. 1, 18).

Проповедь Евангелия необходима для рождения каждой поместной церкви. Об этом очень ясно говорит ап. Павел в Римл. 10, 14 - 17: Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое. Но не все послушались благовествования... Итак вера от слышания, а слышание от Слова Божия. Вот почему звучит благая весть Евангелия во всех краях земли. Таков план Божий для создания Своих церквей на земле. И кого Он предопределил, тех и призовет, обязательно призовет, ибо верен Бог во всех Своих обетованиях!

Но благая весть Евангелия требует веры от слушающих, как говорит Христос: Кто будет веровать... спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Ев. Марк. 16, 16). Весть о Христе действует подобно магниту, который извлекает железные частицы из массы древесных опилок. Поймем правильно: Христос - это божественный магнит, Который с неотразимой силой влечет к Себе жаждущих опасения грешников. И всех пришедших к Нему, всех уверовавших в Него Он прилагает к Церкви Своей. Так рождается и умножается Его Церковь на земле.

Эту тайну рождения Церкви нельзя понять без Слова Божия и откровения свыше. Как часто мы думаем, что участь Церкви зависит от человеческих усилий, от способностей проповедников, от методов духовной работы. Конечно, поскольку соработниками у Бога являются люди, а не только безгрешные ангелы, качество соработников Господних имеет свое значение, и мы не можем этого отрицать. Но вместе с тем мы никогда не должны забывать этих важнейших слов Писания: Кого Он предузнал, кого Он предопределил, тех и призвал... При этом мы должны всегда подчеркивать слово Он, Он, Он! И в деле призвания грешника ко спасению первенствующее значение принадлежит Христу, и только Христу. Вот что должно быть всем нам ясно.

Если мы хотим понять, как рождается Церковь, мы должны понять, как духовно рождается каждый ее член в отдельности. Порядок рождения свыше указывается в Слове Божьем очень ясно и определенно. Этот порядок следующий: покаяние, вера, оправдание, получение Святого Духа. Остановим наше внимание на каждом из этих великих проявлений нашего внутреннего человека.

Покаяние - это решительный поворот от тьмы к свету, от (греха Богу, от жизни вдали от Христа к жизни со Христом и во Христе. Только такое покаяние, как решительный поворот в нашей жизни, соответствует учению Слова Божия о покаянии. Всякое другое покаяние не будет истинным покаянием. Примером истинного покаяния должно быть покаяние блудного сына т притче Христа. Блудный сы говорит: Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил против неба и пред тобою... встал и пошел к отцу своему. (Ев. Лук. 15, 18 - 20). Покаяние должно быть именно таким поворотом от греха к Богу. За покаянием следует вера. Но здесь мы должны оговориться: мы будем говорить лишь о вере, необходимой для рождения свыше и для нашего вечного спасения. Такая вера есть не что иное, как взирание на Христа и Его великую жертву на Голгофе как на единственный путь для нашего спасения. Такая вера дает нам новое сердце и новую жизнь, дает нам желание жить чисто и свято. Именно такая вера приводит нас к тому, что мы отдаем наше сердце Христу и начинаем жить в этом мире для Его славы.

Вера в Иисуса Христа как в нашего единственного Спасителя, искупившего нас Своей драгоценной Кровью, дает нам полное оправдание перед Богом. Вопрос об оправдании перед Богом вызывал в дни апостолов большие разногласия. Он вызывает разногласия и сегодня. Сущность вопроса заключается в следующем: оправдывается ли человек перед Богом верою или делами, или верою и делами?

Для нас важно знать, что говорит Слово Божие по этому вопросу. В Послании к Римлянам 5, 1 мы читаем: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Искание оправдания делами никогда не даст нашему сердцу мира, поскольку наши дела, даже самые лучшие, полны несовершенства.

Наше оправдание - только в деле Христа, совершенном Им на Голгофе, то есть в страданиях и смерти Христа за нас, грешников. Только оправдание во имя жертвы Христа, во имя пролитой Им Крови, несет нашим сердцам глубочайший мир, который превыше всякого ума. Будем твердо держаться принципа оправдания верою в жертву Христа на Голгофе.

А дела? Мы их ценим высоко и призываем всех детей Божиих иметь их как можно больше - но не для оправдания перед Богом, а для прославления Христа, нашего Спасителя, в этом мире (Ев. Матф. 5, 16).

Мы подошли к вопросу о получении Духа Святого. И по этому вопросу существует много разногласий. Но что говорит Слово Божие? Оно говорит очень ясно и просто в Галат. 4, 6: А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Значит, в сердце каждого сына, каждой дочери Небесного Отца послан Дух Святой. А сынами и дочерями Небесного Отца мы стали через покаяние и веру в Иисуса Христа как нашего Искупителя (Ев. Иоан. 1, 12). Не будем сомневаться, что Святой Дух живет в сердце каждого верующего человека.

Задача Церкви на земле - служение всем

Ев. Марк. 10, 42 - 45

Как ясно говорит Христос об одной из задач Церкви на земле - о ее задаче служить всем: Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. В то время, когда были сказаны Христом эти слова, в мире так называемой классической древности, то есть в Греции, в Риме, царило страшное презрение к какому бы то ни было труду.

Христос, говоря о слугах и рабах, то есть о тружениках того времени, говорит и о князьях и вельможах, исполненных жажды господствовать и властвовать. И Он не хочет, чтобы Церковь Его на земле состояла из таких князей и вельмож белоручек.

Нет, Христос хочет, чтобы Его последователи на земле были слугами и рабами всем людям, и чтобы Церковь Его была полна духа служения. Не будем думать, что Христос, призывая Своих учеников и учениц быть слугами и рабами, как бы защищает рабовладельческий строй, который царил на земле в дни Его жизни. Нет, говоря о верующих в Него как о рабах и слугах человечества, Он говорит об их великой и почетной задаче служения любовью всем людям на земле. Такое служение любовью всему человечеству и каждому человеку в отдельности придает словам слуга или раб самое почетное значение.

И Христос, как пример слуги и раба всем, ставит Себя Самого. Он говорит: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Мы знаем,как пришел Сын Человеческий - Христос на нашу землю. Он оставил всю Свою небесную славу я пришел в виде младенца бедной матери на землю. Он прошел все ступени нашего человеческого развития и испытал даже смерть на кресте Голгофы. Так Он слился с человеческим родом и стал настоящим членом человеческой семьи. Вот почему Он с такой любовью относился к каждому человеку, ища в нем образ и подобие Творца - Бога. Он был готов послужить всем и каждому, - будь это мальчик или девочка, которые приходили к Нему; будь это книжник или фарисей; будь это римский офицер или несчастный, отверженный всеми прокаженный.

После созерцания нами такой любви во Христе, такого Его желания помочь каждому человеку, - с какой печалью, но и стыдом должны мы смотреть на самих себя, на наше холодное и безучастное отношение к людям, на наше безжалостное осуждение ближних наших, на наше сходство со священником и левитом, которые так равнодушно прошли мимо израненного человека. Ведь задача всей Церкви Христа на земле и каждого ее члена в отдельности - подражать Христу в Его отношении к людям, в Его любви к ним и в Его служении им.

Может быть, мы иногда удивлялись, почему Христос избрал жизнь бедного человека: почему Од стал плотником в Назарете и имел мозолистые руки; почему Он ничего не имел, даже собственного угла для ночлега, в то время как Он тысячам нес Свою любовь и утешение; и почему Он не с царственным венцом, а с терновым венком закончил Свою земную жизнь? Мы должны знать, что Он обнищал так для того, чтобы быть ближе к людям и чтобы иметь больше возможностей послужить им.

Однажды Христа хотели сделать царем (Ев. Иоан. 6, 15), то есть князем и вельможей, но Он предпочел остаться слугой всем. Лозунгом всей Его жизни на земле было: послужить, и Он служил с любовью

всем - иудеям и язычникам, друзьям и врагам, большим и малым, богатым и бедным, ученым и простым, праведным фарисеям и презренным грешникам - мытарям. Он служил во время и не во время, повсюду, где только бывал, в городах и деревнях. Где только была нужда, туда протягивалась Его рука, рука любви и помощи. И смерть Его на Голгофском кресте была делом Его величайшего служения, ибо она примирила человечество с Богом.

Задача Церкви - идти по благословенным следам Христа в служении человечеству. Он хочет из всех Своих последователей сделать слуг человечества. Прежде чем научиться служить всем людям, члены Церкви должны научиться служить друг другу. После того как Христос умыл ноги Своим ученикам, Он сказал им: Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ев. Иоан. 13, 12 - 14).

Умывать ноги друг другу - это значит служить любовью друг другу. Это значит, по примеру Христа, протягивать всем руку любви и помощи. Это значит - видеть всех израненных, чем бы они ни были изранены, и не только видеть их раны, но и перевязывать их. Умывать ноги друг другу - это значит: отирать слезы плачущих и нести мир туда, где вражда, ссоры и разделения.

Именно для такого служения всем и каждому даются нам дары Святого Духа. И именно в таком служении всем и каждому заключается отдача нашей жизни за братьев наших, как призывает нас к этому Слово Божие в 1 Иоан. 3, 16: И мы должны полагать души свои за братьев. Такое христианство требует постоянного исполнения духом Христа, духом Его любви, ибо мы по природе эгоисты и любители жить для себя, а не для других.

Та церковь, где живет этот дух Христа, дух служения людям, и будет самой лучшей, самой благословенной церковью. Церковь, плачущая с плачущими и радующаяся с радующимися, будет всегда образцом и примером для всех других церквей на земле. Церковь, ищущая всегда приносить утешение, радость и счастье окружающему миру, сама будет церковью, исполненной радостью и ликованием, и, конечно, такая церковь будет богатой благословениями свыше.

Велика задача Церкви Христа на земле. Но, увы, она часто забывает о своих задачах и занимается спорами о второстепенных вопросах. Или же она живет только своими традициями и обрядами и довольна своим правоверием. Нет, Церковь Христа должна быть поистине Телом Христа, то есть жить Его жизнью, Его любовью и шагать вместе с Ним, как шагает наше тело вместе с нашей головой. А мы видим в жизни Церкви Христа на земле другое, а именно: церковь отстает от своей Главы - Христа. Глава, Христос, - прекрасен, а Тело Его, Церковь, так некрасива, так убога, так полна недостатков, бесславящих Его имя в нашем мире!

Будем уподобляться нашему Господу Иисусу Христу во всем, - также и в служении всем людям!

Задача Церкви - служение милосердного самарянина

Ев. Лук. 10, 25 - 37

Некоторый человек... попался разбойникам... В Палестине во времена Христа было много разбойников, и причиной этого было то, что царь Ирод Великий лишил, как говорит история, сорок тысяч человек права на работу, из которых многие сделались разбойниками. В результате почти все дороги в Палестине стали опасными, и особенно опасной стала дорога, которая соединяла Иерусалим с Иерихоном. Может быть, причиной этого было то, что в Иерихоне, с одной стороны, жило значительное количество священников и левитов, а с другой стороны, там находился начальник мытарей, то есть сборщиков податей, и на пути Иерусалим - Иерихон всегда мог оказаться мытарь с деньгами.

Христос говорит: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам... Это был один из многих трагических случаев в Палестине, и особенно тяжелых. Христос говорит в Своей притче: Разбойники сняли с человека одежду, изранили его и... оставили едва живым.

Послушаем, что говорит Христос дальше: По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Священник шел в Иерусалим - и вдруг перед ним человек, покрытый ранами. Но священник спешит в храм... его ожидает торжественное богослужение. Там, в храме, будут сотни людей, а здесь, при дороге, один - правда, нуждающийся в помощи, но он только в ранах тела, а там, в храме, могут быть раны души, поэтому важнее быть на богослужении, чем заняться этим несчастным человеком. И Христос говорит: Священник... прошел мимо.

После священника этой же дорогой идет левит; левиты были певцами в храме, - значит, это был хорист. Его мысли заняты тоже предстоящим богослужением в храме: ведь благодаря участию левитского хора богослужения в Иерусалимском храме были особенно торжественными. И ему некогда - он спешит на важное дело. Христос говорит: Левит... подошел, посмотрел (на израненного) и прошел мимо. Пение для него было важнее помощи раненому умирающему человеку, и он оставляет страдальца истекать кровью.

Вникнем в то, что говорит нам сегодня Христос. Он ставит перед нами храм, то есть дом молитвы; Он ставит перед нами богослужение в этом храме; священника, то есть проповедника; левита, то есть хор, пение. Это - с одной стороны, а с другой стороны, Христос показывает нам дорогу, как бы дорогу жизни, и на ней человек в ранах. Но что особенно хочет подчеркнуть Христос и на что Он особенно хочет обратить наше внимание, так это равнодушие служителей Божиих в лице священника и левита к человеческим ранам.

В своей притче об израненном человеке Христос хочет нам сказать об одной из очень больших и важных задач Церкви на земле, об одном очень ценном, но часто забываемом служении, а именно: служении милосердного самарянина. Чтобы нам понять сущность этого служения, надо понять, на какие раны хочет нам указать Христос. Все мы знаем, что на нашей земле есть раны двоякого рода: раны телесные и раны душевные. Для ран телесных в наше время имеется первоклассная медицинская помощь, с лучшим искусством десмургии, то есть искусством перевязывать раны. Но прекрасная медицинская помощь не исключает необходимости для каждого человека знать правила оказания первой помощи, и ни один врач не будет порицать за правильное оказание первой помощи до его прибытия.

Но Церковь Христову должны особенно занимать другие раны - раны душевные, раны сердечные, а их бесконечно много кругом. Дорога жизни переполнена ранеными сердцами. Раны наносятся различными обстоятельствами жизни; но горе нам, если мы только умеем говорить о ранах человеческих сердец. Я видел в одном журнале такую иллюстрацию: лежит человек, неизвестно кем и чем раненный. Над ним склонилась группа людей. Один из них философ, рассуждающий о строении человеческой души и как она воспринимает страдания.

Другой в группе - юрист; он рассуждает о тяжести преступления, совершенного над несчастным, и о статье закона, по которой он должен; бы быть наказан.

Третий - психолог; он занялся вопросом - не психически ли больной этот человек, и не сам ли себе он нанес эти раны. Но большинство в толпе, окружившей этого человека в беде, просто любопытные, которых всегда много при таких случаях. Некоторые из них вздыхают, другие высказывают свое сострадание... Но вот через толпу пробирается девушка с санитарной сумкой, на которой был изображен красный реет. Она опешит оказать несчастному помощь. А этой замечательной иллюстрацией я прочитал не менее замечательную надпись: Дайте дорогу Скорой помощи!

Вот картина Церкви Христовой на земле: много в ней философствующих, много в ней рассуждающих о причинах страданий того или другого человека, много охающих и ахающих над раненым и плачущим сердцем. Но мало в Церкви Милосердных самарян. Слов, и очень красивых слов так много, а дел любви так мало! Христос властно призывает Свою Церковь на земле к служению милосердного самарянина.

В чем же заключается это славное служение? Христос говорит: Самарянин же... подошел (к израненному), перевязал ему раны, возливая масло и вино... И затем привозит его в гостиницу, то есть в надежное убежище. Он в своем милосердии не останавливается на полпути, как это бывает у нас, но доводит дело любви до конца.

Мы все встречаем израненных сердцем людей. Но мы так похожи на священника и левита в притче Христа. Мы видим задачу Церкви в богослужениях молитвенного дома, в проповедях и песнопениях. Но заниматься ранами человеческих душ - это служение влечет нас мало.

Мы часто хотим любить Христа, не любя своих ближних; мы хотим любоваться красотой Христа, и при этом так невнимательны к ранам сердец наших ближних. Но Христос хочет исправить нас. Он хочет сделать всех Своих учеников и учениц на земле милосердными самарянами.

Он Сам нес это чудное служение. Вся земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа - это врачевание человеческих ран. Вот почему к этому служению Он призывает и всех Своих последователей.

О, если бы Его Церковь на земле состояла из внимательных к ранам человеческих сердец, добрых и милосердных самарян! О, если бы Церковь Христа поняла, что ее обязанностью является не только проповедовать Евангелие, но и перевязывать раны человеческих душ!

Чтобы врачевать раны человеческих сердец, надо знать Слово Божие! Доброе человеческое слово может сделать многое; но истинным лекарством является Слово Божие. Слово Божие - это универсальное божественное средство, имеющее силу врачевать все бесчисленные раны человеческой души. Библия - это поистине панацея, всеисцеляющее средство, но ее мы должны знать, ее слава должны быть в нашем сердце, - только тогда мы сможем нести служение милосердного самарянина.

Задача поместной церкви - являть миру Христа

Ев. Марк. 5, 18 - 20

В мире существуют люди, жаждущие Христа, и люди, равнодушные ко Христу. Как образец жаждущих Христа людей можно взять эллинов, пришедших в Иерусалим на праздник Пасхи. Прочтем об этих эллинах в Ев. Иоан. 12, 20 - 21: Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. В Иерусалиме величайшее торжество: народ празднует свой самый большой праздник - Пасху. В храме идут торжественные богослужения.

Но среди этих торжеств пришедшие на праздник эллины ищут что-то другое. Они обращаются к людям с вопросом: Вы не знаете Иисуса? Вы не можете нам сказать, где Он сейчас? Где мы могли бы Его найти? Наконец кто-то указал им на Филиппа как на одного из учеников Христа. И вот эти жаждавшие Хряста души обратились к Филиппу со словами: Господин! нам хочется видеть Иисуса.

Мы никогда не должны забывать о людях, жаждущих Христа. Они были, есть и будут на нашей земле. Эта жажда Христа может оказаться в сердцах людей, одетых в греческие плащи, то есть там, где трудно себе представить возможность такой жажды, как это мы видим у эллинов, искавших тихого Христа в шумном Иерусалиме. Скорее можно было бы предположить такую жажду Христа в сердцах священников, совершавших торжественные богослужения в храме. Но, увы, священники, наоборот, могли быть образцом равнодушия ко Христу.

Кстати, мы часто жалуемся на равнодушие людей ко Христу. Но мне кажется, что равнодушия ко Христу было бы меньше на земле, если бы христиане были на высоте своего христианства. То, что мы называем равнодушием ко Христу, скорее является равнодушием людей к нашему жалкому христианству, к нашим сухим формальным словам о Христе, к нашим духовно пустым и мертвым богослужениям. А ко Христу во всей Его красоте разве может быть равнодушие? Разве можно остаться равнодушным, очутившись среди чудесных роз с их чарующим запахом? Наш Христос - нарцисс Саровский (Песн. Песн. 2,1), и трудно остаться равнодушным, взирая на Его красоту.

Теперь мы поймем задачу поместной церкви: являть миру Христа и являть Его во всей Его невыразимой красоте! Именно для выполнения этой высшей задачи Церковь и послана в мир Христом! Христос говорит Отцу: Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ев. Иоан. 17, 18). Христос был послан в мир, чтобы явить миру Бога Отца в Его бесконечной любви, силе и премудрости, как сказано в Ев. Иоан. 1, 18: Бога не видел никто никогда: единородный Сын... явил (Его). А теперь мы, любящие Христа, посланы в мир, чтобы явить людям Христа. Какая великая задача и кто способен ее выполнять?!

Где же люди могут видеть Христа? Прежде всего, конечно, в страницах святой Библии. В повествованиях о Христе Ветхого и Нового Завета! В Библии много имен - список их был бы очень длинный, но как на горе Преображения было шесть человек, но пять из них как бы исчезли, чтобы был виден только Христос, - так и для жаждущих видеть Христа все личности Библии как бы исчезают и остается один только Христос. Да, Библия являет миру Христа, но кто имеет возможность ее читать и кто читает ее так, чтобы действительно видеть в ней Христа? Задача каждой поместной церкви - являть миру Христа в своих проповедях и песнопениях.

Мы подошли к очень важному вопросу, а именно: какое место занимает Христос в проповедях и песнопениях наших поместных церквей? Другими словами: не количество собраний имеет значение, а их качество. Если проповедь в наших церквах должна являть Христа слушателям, то как же важно, чтобы каждая проповедь была живой вестью о Христе. О, если бы наши проповеди были похожи на проповеди апостола Павла, в которых изображался Христос, как живой и действующий. Такие проповеди о Христе слышали из уст ап. Павла галатийские церкви, и в этих проповедях галатам действительно начертывался чудный образ Христа, так что можно удивляться, как после таких проповедей палаты могли отступать от истины (Гал. 3, 1).

Был проповедник, проповеди которого были так полны Христа, что слушатели, покидая молитвенный дом, ничего и никого не видели, кроме Христа. Послушаем впечатление одного слушателя этого проповедника после того, как он услышал одну из его проповедей: Я вышел из молитвенного дома, и Христос стоял передо мною; мне нужно было обернуться назад, и там я увидел Христа; я посмотрел направо - и там Христос; я посмотрел налево - и там Христос. Теперь нам станет ясно, что означает проповедь, являющая людям Христа.

Но и песнопения наши должны являть людям Христа. Наши духовные гимны должны быть тоже полны Христа! И тогда каждая наша евангельская песнь будет являть миру Христа. Но не будем только от проповеди ожидать прославления Христа и благой вести о Нем. Не забудем, что поместная церковь состоит не из одних только проповедников. Большинство членов церкви не являются проповедниками, но все дети Божий являются посланниками Христа в этом мире.

Мы читаем о гад арийском бесновавшемся: Когда Он (Христос) вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Какое прекрасное желание было у исцеленного бесноватого: не разлучаться со Христом! А Христос не позволил ему оставить свой край. И почему? Христос уходил из Гадаринской земли по просьбе ее жителей. Но вместо Него должен был остаться исцеленный бесноватый; и задача бывшего бесноватого была большой и ответственной: жить в Гадаринской земле и являть ее жителям ушедшего Христа. Какой же должна была быть жизнь этого бесноватого среди окружавших его людей, чтобы им был явлен Христос!

Христос ушел с нашей земли, но оставил нас, Своих учеников, вместо Себя. И задача каждого из нас, верующих, очень большая: являть людям Христа, и не только в словах свидетельства о Нем, но и в нашем поведении и характере. Мы любим песнь Чудное озеро Геннисаретское с чистой кристальной водой, ты отражало Христа Назаретского, весь Его образ живой... Но в этой песне есть слова, которые хорошо показывают наше истинное духовное состояние: Что же не ясно Он в нас отражается... плохо в нас видно Христа?

В наших молитвенных домах могут звучать чудесные проповеди и песнопения, в которых так явственно виден Христос; и в то же самое время в жизни отдельных членов церкви вне молитвенного дома может быть очень мало видно Христа. Как же тогда церквам Христовым на земле выполнять свою самую священную задачу - являть людям Христа?

Поместная Церковь (греч. τοπικε ἐκκλησία) - полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под "поместной" часто понимают Церковь автокефальную , но существует и более широкое употребление этого понятия.

Понятие

Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии . Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:

"Церковь одна, хотя с приращением плодородия расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том Глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием плодотворения " .

Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому "Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь." Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:

"Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви , но ее полным выявлением - всецелым, неуменьшенным выявлением в определенном месте. [...] Истолкование отрывка Игнатия, представляется нам наиболее правильным в таком виде: как появление епископа на местном церковном собрании делает его Поместной Церковью, так и люди должны следовать за епископом, который их возглавляет, подобным образом присутствие Христа делает всю Церковь Кафолической. Глава ее - Христос, подобно тому как глава Поместной Церкви - ее епископ. Другими словами, у Поместной Церкви есть видимая глава-епископ, в то время как у Кафолической Церкви как всецелой нет видимой главы, но ее Глава - Сам Христос " .

При этом наименование "поместная" указывает на ограниченность - прежде всего географическую - конкретной церковной области в противоположность к "всемирной", или Вселенской , Церкви. У каждой поместной Церкви существует определенная каноническая территория и определенные права, пределами которых ограничивается полнота её действия. Таким образом поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности самостоятельны, а в других - ограничены. По словам святителя Трансильванского Андрея (Шагуны) :

"Как в человеческом теле так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т.е. каждый член действует, во-первых, один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга " .

История устроения поместных Церквей

Свойственное Церкви единство во множестве выразилось в образе действия апостолов . В вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, они действовали сообща, но в отдельных - местных - Церквах они исполняли свое служение самостоятельно, лишь сохраняя между собой единство духа. Благовествуя и насаждая в разных странах единую Церковь Христову, апостолы применялись к местным условиям и особенностям, а также ставили пастырей, которым предоставляли право управлять Церквами самостоятельно устраивая их внутреннюю жизнь. Наравне с Единой Церковью в апостольских посланиях уже упоминаются отдельные Церкви - Асийские (1 Кор. 16, 19), Македонские (1 Кор. 8, 1), Галатийские (Гал. 1, 2), Фессалоникийская (1 Фес. 1, 1), Лаодикийская (Кол. 4, 16), Филиппийская (Флп. 1, 1), в Вавилоне (1 Пет. 5, 13), семь Церквей в Асии: Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская (Откр. 1, 11) и т. п. На примере своих действий апостолы показали, что в важнейших общих делах Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех поместных Церквей, а в частных делах каждая поместная Церковь управляется своими иерархами.

В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления "каждой области" (Антиох. 9) или "всякого народа" (Апост. 34) и осудил преступления "пределов" канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя , её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.Творения , Киев, 1891, ч. 2, 180, цит. по Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей , "Введение,"

Это совершенно оригинальная по замыслу и исполнению книга о Православных Поместных Церквах, подготовленная насельниками московского Сретенского монастыря.

История Церквей дается здесь не в фундаментальном, сухом изложении, но в виде отдельно взятых тем и моментов. Житие святого, биография предстоятеля Церкви, рассказ о каком-то одном важном событии прошлого - вот из чего складывается эта книга. Центр ее тяжести - современность и недавнее прошлое. Важная часть книги - в жанре журналистики: интервью, заявления для прессы, путевые заметки.

Все это создает необыкновенно живую картину. Каждый материал в отдельности - интересное, общедоступное, не перегруженное специальными деталями чтение. Все вместе дает широкую, впечатляющую картину Вселенского Православия с его немеркнущим духовным светом, но и со всеми человеческими немощами,со всеми проблемами, со всеми вызовами, брошенными Православию его былыми или еще более страшными нынешними противниками.

Чтение книги назидательно: оно убеждает, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), что Господь никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лук. 12,32), «как овцы среди волков» (Матф. 10, 16), идущее к Царству Божию по благодатным пажитям церковным.

Единство Православных Церквей - это единство братьев,которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов).

Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область - не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения. И хотя на практике среди Поместных Церквей случаются трения и разногласия, как это бывает в каждой семье, однако единство Вселенского Православия остается нерушимым. Показать это и призвана данная книга.

Поместные Православные Церкви

Издательство Сретенского монастыря, 2004

ISBN 5-7533-0290-4

Поместные Православные Церкви - Содержание

часть I Справочные материалы

I. Константинопольская Православная Церковью
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Константинопольского Варфоломея
4 Епархии
5 Основные монастыри


1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Антиохийского Игнатия IV
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Иерусалимского Иринея
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Сербского Павла
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
VIII Румынская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Румынского Феоктиста
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Болгарского Максима
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Кипрского Хризостома
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Албанского Анастасия
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Польского Саввы
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Чехо-Словацкого Николая
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
XV. Американская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Американского Германа
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

часть II Публикации

I. Константинопольская Православная Церковь
Истории о тайных христианах
Монастыри Святой Горы Афон
Проблема открытия Халкинской богословской школы:история вопроса
Православная Церковь в Индии
Греческая обитель в Аризоне
Каппадокия
II. Александрийская Православная Церковь
«Африканцы встречают Православие своими чистыми и нежными сердцами». Интервью с Патриархом Петром VII
Краткая история Патриаршей библиотеки
Православная Патриаршая семинария в Найроби
Православная община деревни Каньянджара при церкви Святого Макария
Православие в Кении
Православная миссия на Мадагаскаре
Православная вера добралась до острова Маврикий
III. Антиохийская Православная Церковь
Слово Блаженнейшего Патриарха Игнатия в Успенском соборе Московского Кремля
Преподобный Иоанн Дамаскин
Тур Абдин - древнейший центр восточного монашества
Сайднайский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
История Богословского института Св. Иоанна Дамаскина
«Мне приятно служить русскому народу». Интервью с епископом Филиппопольским Нифоном
IV. Иерусалимская Православная Церковь
Приветственное слово Патриарха Московского Алексия
Патриарху Иерусалимскому Иринею на интронизации
Справка о порядке избрания предстоятеля Иерусалимской
Православной Церкви
Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений
«Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире». Интервью с архимандритом Феофилом (Яннопулосом)
VI. Грузинская Православная Церковь
Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью
Святой благоверный царь Давид Строитель «Истина - в бессмертии души» «Приветствую тебя, Кавказ седой!» (путевые заметки, май-июнь 2001 года)
Православное возрождение в Аджарии
VII. Сербская Православная Церковь
Пасхальное послание Патриарха Сербского Павла
Святой благоверный Владислав, король Сербский
Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский
Чудеса святителя Василия Острожского
Сербия монашеская (путевые заметки, февраль 2002 года)
«Лучшее будущее не может быть основано на преступлении». Интервью с иеромонахом Саввой (Яничем)
«Пресвятая Богородица помогает всем». Интервью с архимандритом Гавриилом (Вуковичем)
VIII. Румынская Православная Церковь
Борьба братьев Скрибанов за канонический строй Румынской Церкви
Калейдоскоп культурных эпох (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
«Любовь все переносит» Интервью с румынским старцем Иустином (Пырву)
IX. Болгарская Православная Церковь
Премьер-министр Симеон II и Болгарская Церковь
Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви
Врачешский монастырь: возрождение в Болгарии
Болгария на перепутье (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
Богословский факультет Софийского университета
Святого Климента Охридского
«Детям нужны не мертвые формулы, а живое чувство Бога в душе»
X. Кипрская Православная Церковь
«Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций»
По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского
«Я полюбил Россию еще в школьные годы». Интервью с протоиереем Саввой Михаилидисом
XI. Элладская Православная Церковь
Структура Церковного суда Элладской Православной Церкви
Реакция на визит Папы в Афины
Обращение к премьер-министру Великобритании Тони Блэру по поводу ситуации в Косово
Россия и Греческая Церковь: к истории взаимоотношений в XVII-XIX веках
Метеора: между небом и землей
Западные ворота Греции
XII. Албанская Православная Церковь
Диалог с исламом с православной точки зрения. Исторический обзор
Православная богословская академия Воскресения Христова в Дурресе
Албанское воскресение
XIII. Польская Православная Церковь
Священномученик Максим Саидович
Супрасльский Благовещенский монастырь
Храм Святителя Николая в Беловежье
Александро-Невский собор в Варшаве
Неизвестная Польша
XIV. Чешских земель и Словакии Православная Церковь
Слово митрополита Дорофея на открытии Чехо-Словацкого подворья в Москве
Святой Ростислав, князь Моравский
«Верующих осталось очень мало». Интервью с архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором
XV Американская Православная Церковь
Заявление Священного Синода Православной Церкви в Америке в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года
«Во Христе нет ни американца, ни русского». Интервью с архимандритом Закхеем (Вудом)
Житие святителя Рафаила Бруклинского
«Мы все - дети Русской Церкви». Интервью с протопресвитером Фомой Хопко

Поместные Православные Церкви - Константинопольская Православная Церковь

История Константинопольской Церкви тесно переплетается с историей одного города - Константинополя (ныне Стамбул), или просто «Города», как его до сих пор называют греки. Именно благодаря ему Константинопольская Церковь получила первенство чести в семье Поместных Православных Церквей. Когда Константинополь стал новой столицей Римской империи (330), местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». После отпадения Римской кафедры от Вселенского Православия Константинопольская Церковь получила место «первой среди равных».

Хотя на протяжении последних столетий неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в города других стран, эти проекты так и не были осуществлены. И даже сейчас, когда основная часть паствы Константинопольской Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему остается в Стамбуле, где проживает немногим более двух тысяч православных. В основном, это престарелые греки, число которых стремительно сокращается, в то время как их потомки уже давно переселились в Грецию.

Свой особый статус Константинопольская Церковь получила, главным образом, в силу политических обстоятельств. Об этом, помимо вышеприведенного правила, ясно говорится в двадцать восьмом правиле Четвертого Вселенского Собора: «Престолу Ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу Новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с Ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».

Таким образом, епископская кафедра «Нового Рима» получила равный статус с престолом «Ветхого Рима» в силу того, что первый - Константинополь - стал «градом царя и синклита». И уже позже распространились предания о том, что Константинопольская Церковь была основана ап.Андреем Первозванным и первым ее епископом стал апостол от семидесяти Стахий.

История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять имеющих четкие границы периодов.

Первый период - «торжества Православия». Начался в 330 году. Его конец условно можно ограничить 843 годом,когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.

Второй период, «Крестовых походов», завершился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.

За начало третьего периода можно принять 1261 год, время освобождения Константинополя от римской власти, и продолжить его до 1453 года, когда город был окончательно захвачен турками.

Четвертый период, период турецкого господства, завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением независимости Элладской Церкви.

Пятый, современный период, начинается 1833 годом и продолжается до настоящего времени.

Велик православный мир. Его светом озарены многие страны и народы. Все они являются единой Вселенской церковью. Но, в отличие от католического мира, подчинённого римскому папе, единому правителю, Вселенская церковь разделена на самостоятельные ― поместные или автокефальные церкви, каждая из которых обладает самоуправлением и независимостью в решении основных правовых и административных вопросов.

Что означает термин «автокефалия»

Прежде чем говорить о том, что значит автокефальная православная церковь, следует рассмотреть сам термин «автокефалия». Произошёл он от греческого слова, состоящего из двух корней. Первый из них переводится как «сам», а второй ― «голова». Нетрудно догадаться, что их слитное употребление может означать «самовозглавление», что подразумевает наиболее полное управление всей внутренней жизнью церкви и её административную независимость. Этим автокефальные церкви отличаются от автономных, на которые налагаются некоторые юридические ограничения.

Вселенская церковь делится на поместные (автокефальные) не по национальному принципу, а по территориальному. В основе такого деления лежат слова апостола Павла о том, что во Христе нет разделения людей ни по национальностям, ни по их социальному статусу. Все люди составляют единое «стадо Божье» и имеют единого Пастыря. Кроме того, неоспоримым удобством является территориальное соответствие автокефальных церквей политико-административным границам государств.

Права автокефальных церквей

Чтобы наиболее полно охарактеризовать сущность автокефалии, следует подробнее рассмотреть те права, которыми обладают автокефальные церкви. Самым важным из них является право поставлять и избирать собственными архиереями. Для этого нет необходимости согласовывать ту или иную кандидатуру с руководителями иных поместных церквей. Это главное, чем отличаются между собой автокефальные и автономные церкви. Последние возглавляются предстоятелями, назначенными той церковью, которая предоставила им автономию.

Кроме того, поместные церкви наделены правом самостоятельно издавать собственные уставы. Действуют они, разумеется, лишь на территории, подконтрольной данной церкви. Вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, также решаются внутренним порядком. Наиболее важные из них выносятся на рассмотрение

Автокефальные церкви вправе самостоятельно освящать святое миро, предназначенное для использования внутри церкви. Ещё одним важным правом является возможность канонизации собственных святых, составление новых богослужебных чинопоследований и песнопений. Последний пункт имеет лишь одну оговорку ― они не должны выходить за рамки догматических учений, принятых Вселенской церковью.

В решении всех вопросов административного характера поместным церквям предоставляется полная же касается и церковного суда, права созывов поместных соборов и возможности инициировать созыв

Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей

Ограничения прав поместных церквей обуславливаются принципом церковного единства. Исходя из него, все автокефальные церкви тождественны между собой и разделены только территориально, но не догматически и не расхождениями в вопросах вероучения. Основополагающим принципом является право лишь Вселенской церкви толковать религиозные догматы, оставляя при этом неизменной сущность православной веры.

Кроме того, решение важнейших канонических вопросов выходит за правовые рамки поместных церквей и находится в ведении Вселенских соборов. Также построение литургической жизни внутри автокефалии должно быть общепринятым и находиться в соответствии с установками принятыми Вселенскими соборами.

Образование поместных церквей

История образования поместных Церквей уходит своими корнями в апостольские времена, когда ученики Иисуса Христа по Его слову отправлялись в различные земли нести людям благую весть святого Евангелия. Основанные ими церкви, в силу своей территориальной обособленности, имели независимость от прочих, основанных одновременно с ними церквей. Центрами религиозной жизни таких новообразований становились столицы и крупные города этих римских метрополий.

Когда христианство стало государственной религией, началось активное упорядочение жизни поместных церквей. Этот исторический период (IV-VI века) именуется эпохой Вселенских соборов. В это время были разработаны и приняты основные положения регламентирующие права автокефальных церквей и установлены рамки, их ограничивающие. Например, в документах II Вселенского собора говорится о недопустимости распространения власти областных епископов на территории, находящейся за пределами их поместных церквей.

Именно документы, разработанные этими Вселенскими соборами, позволяют дать однозначный ответ на вопрос о том, что означает автокефальная церковь, и избежать двояких толкований.

Был также принят закон по которому могла создаваться новая независимая автокефальная церковь. В его основе заложен принцип: «Никто не может дать прав больше, чем имеет сам». Исходя из этого, создать новую автокефальную церковь может либо епископат Вселенской церкви, либо епископат уже существующей и законно признанной поместной. Тем самым была подчёркнута преемственность епископской власти от апостольской. С этих пор вошло в обиход понятие «церкви-матери», или кириархальной церкви. Это юридическое обозначение церкви, епископатом которой учреждена новая поместная (автокефальная) церковь.

Самовольное установление автокефальности

Однако история знает много случаев нарушений этих установленных правил. Иногда органы государственной власти провозглашали церкви своих стран автокефальными, а иногда местные епископаты самовольно выходили из подчинения высший власти и, избрав предстоятеля, провозглашали независимость. Следует заметить, что в большинстве случаев имелись объективные причины для подобных действий.

Впоследствии их каноническая незаконность исправлялась вполне легитимными актами, хотя и принятыми с некоторым опозданием. В качестве примера можно вспомнить самовольное отделение в 1923 году польских автокифалистов от Русской церкви-матери. Правомерность этого акта была восстановлена лишь в 1948 году, когда церковь стала автокефальной на законном основании. И подобных примеров очень много.

Исключения из общих правил

Но законом предусмотрены случаи, когда автономная церковь может самостоятельно порвать связь со своей церковью-матерью и получить автокефальность. Это бывает, когда кириархальная церковь впадает в ересь или раскол. Документ, принятый на поместном Константинопольском соборе, состоявшемся в 861 году, получившем название Двукратного, предусматривает подобные случаи и даёт автономным церквям право на самоотделение.

Именно на основании этого пункта и получила самостоятельность в 1448 году Русская православная церковь. По мнению её епископата, на Флорентийском соборе впал в ересь, запятнав чистоту православного учения. Воспользовавшись этим, они поспешили возвести на предстоятельскую кафедру и провозгласить каноническую независимость.

Ныне существующие автокефальные церкви православия

В настоящее время существуют пятнадцать автокефальных церквей. Все они православные, поэтому часто задаваемый вопрос о том, чем отличается автокефальная Церковь от православной, естественно, отпадает сам собой. Перечислять их принято в порядке диптиха ― поминания на литургии.

Первые девять управляются патриархами. Среди них ― Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви. Следом за ними идут те, во главе которых стоят архиепископы. Это Кипрская, Элладская и Албанская. Замыкают перечень церкви, которые управляются митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии, православная автокефальная церковь в Америке.

Пятая по счёту в приведённом списке Русская церковь стала автокефальной в Свой статус она получила от Константинопольского патриархата, от которого находилась в зависимости до 1548 года, когда собор русских епископов избрал главой церкви митрополита Иону. Возраставшая в дальнейшем экономическая и военная мощь России содействовала укреплению политического, военного и религиозного авторитета нашей страны. Вследствие этого восточные патриархии признали за Россией пятое «по чести» место.

Равенство всех православных автокефальных церквей

Очень важным моментом является задекларированное и соблюдаемое в практике межцерковного общения равенство всех автокефальных церквей. Принятая в католицизме догма о том, что римский папа является наместником Христа, и что он, как следствие, непогрешим, абсолютно неприемлема в православии. Кроме того, полностью отвергаются претензии Константинопольской патриархии на какие-либо исключительные права во Вселенской церкви.

В связи с этим следует пояснить принцип, по которому распределяются порядковые места тех или иных церквей в диптихе. Несмотря на то, что эти места носят названия «рангов чести», никакого догматического значения они не имеют и установлены чисто исторически. В порядке распределения мест играет роль древность церкви, хронологическая последовательность получения ей статуса автокефалии и политическое значение городов, в которых размещены кафедры главенствующих епископов.

Автономные церкви и их особенности

Здесь уместно остановиться на том положении вещей, которое складывалось до 1548 года, то есть до момента, когда Русская стала автокефальной. Её статус в те века можно охарактеризовать так ― автономная церковь. Выше упоминалось, что главной особенностью автономных церквей является отсутствие права самостоятельно избирать своего предстоятеля, которого им поставляет церковь-мать. Это существенно ограничивает их самостоятельность. И ещё одна важная сторона вопроса ― от того, кто возглавляет автокефальные самостоятельные православные церкви, во многом зависит внутренняя, а порой и внешняя политика их государств.

Справедливости ради надо заметить, что и до того как митрополит Иона получил титул Митрополита Московского и всея Руси, зависимость россиян от Константинополя была не слишком обременительной. Здесь сыграла роль географическая удалённость от Византии ― нашей матери-церкви. В гораздо худшем положении находились церкви, образованные на территориях греческих митрополий.

Существенные ограничения свободы автономных церквей

Автономные церкви, кроме того, что управлялись предстоятелем, назначенным церковью-матерью, были обязаны согласовывать с ней свои уставы, статусы, консультироваться по всем сколько-нибудь серьёзным вопросам. Они не имели права самостоятельно освящать миро. Их епископы были подсудны высшей судебной инстанции ― суду кириархальной церкви, а свои отношения с другими они имели право строить лишь при посредстве церкви-матери. Всё это порождало организационные сложности, задевало национальную гордость.

Промежуточный характер статуса автономности

История показывает, что статус автономии церквей обычно является временным, промежуточным. Как правило, из них со временем либо получаются автокефальные поместные православные церкви, либо, потеряв даже видимость самостоятельности, они преобразуются в обычные митрополичьи округа или епархии. Тому можно найти много примеров.

В наши дни в литургических диптихах поминаются три автономные церкви. Первая из них ― древняя Синайская. Управляется она епископом, назначенным из Иерусалима. Далее следует Финляндская церковь. Для неё церковью-матерью стала Константинопольская автокефалия. И наконец, Японская, для которой кириархальной является Русская православная церковь. Свет православия на острова Японии принёс в начале прошлого века российский миссионер, епископ впоследствии причисленный к лику святых. За свои заслуги перед церковью он удостоился чести называться равноапостольным. Подобное звание даётся только тем, кто принёс Христово учение целым народам.

Все эти церкви ― православные. Сколь нелепо искать отличие автокефальной церкви от православной, столь абсурдно говорить о разнице между автономной и православной. Необходимость такого пояснения вызвана часто задаваемыми по этому поводу вопросами.

Богом прилагал спасаемых в Свое Царство начиная с книги Деяний и прилагает сегодня.


(Деян.2:47)

12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
(Кол.1:12)

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
(Деян.8:39)

Авраам, Исаак, Иаков сейчас в Царстве, во Вселенской церкви

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Матф.22:29-32)


(Евр.9:15)

Теперь все спасаемые в Единой Церкви:

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
(Евр.9:15)

Составляют Одно тело:

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф.1:22,23)

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
(Еф.4:4)

23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:23-32)

Имя каждого спасенного записано на небесах и отмечано печатью:

23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
(Евр.12:23)

19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
(2Тим.2:19)

Бог прибаляет спасаемых:

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1Кор.12:13)

И удалить может только Бог:

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:2-6)

16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Откр.3:16)

Вселенская церковь - только духовное, на Небесах!

Доступ ко Вселенской церкви был дан через Кровь Иисуса.

Я бы сравнил Святое Святых Храма Иудейского и Вселенскую церковь, ведь только благодаря Иисусу мы получили доступ к Богу без посредников. И еврейский народ, который выбрал Себе Бог для служения, теперь преобразился и стал народом не по крови и родословию, а по вере и благословению - Церковь.


Top