Взрыв на сортировке. Что все эти годы давало вам силы жить? Каким вам запомнился момент катастрофы

П0 ВЕРСИИ, СКРЫВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ 12 ЛЕТ, ДЕТОНАТОРОМ ТРАГЕДИИ 1988 ГОДА СТАЛА НЕКСТАТИ НАЖАТАЯ КНОПКА ПОДАЧИ ТОКА...

Свердловский рассвет 4 октября 1988 года встряхнул страшный взрыв: на станции Свердловск-Сортировочный в воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой.

По всей Сортировке семечками осыпались балконы и перекрытия домов. Только по официальным данным погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое - уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая - осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

Следствие - быстро нашло "стрелочницу", которую и обвинило в халатности. До сих пор лишь посвященные знают: спусковой крючок взрыва нажала другая рука...

ВЕРСИЯ №1. ОФИЦИАЛЬНАЯ
В нечетном парке прибытия станции Свердловск-Сортировочный в ночь с 3 на 4 октября 1988 года дежурила 35-летняя Татьяна Хамова. На общий путь прибыл грузовой состав, начиненный взрывоопасным грузом: в первых двух вагонах - тротил и гексаген. Около пяти утра к горке, на которой составы проходили расформирование, подошел транзитный поезд с углем.

Не убедившись, что локомотив прочно удерживает от движения состав с взрывчаткой, Татьяна Хамова дала зеленый свет транзитному поезду. Между тем машинист локомотива не услышал команды на прицепление, и ничем не зафиксированный состав покатился с горки вниз, прямо на транзитник. Столкновение, взрыв...

Следствие длилось почти четыре года. Хамову обвинили в нарушении инструкций, прокуратура требовала шесть лет тюрьмы. Но из-за реконструкции путей на Сортировке дорасследование пришлось прекратить. За недоказанностью злого умысла в действиях подсудимой дело закрыли.

ВЕРСИЯ №2. ТРАГЕДИЯ ГЛАЗАМИ "СТРЕЛОЧНИЦЫ"
Дежурство Татьяны Хамовой в ночь с 3 на 4 октября 1988 года подходило к концу, до завершения смены оставалось три часа. Около пяти утра по транзитному пути мимо Сортировки должен был пройти товарняк. На основном же пути ждал очереди на расформирование состав с взрывчаткой.

В то время на железной дороге действовали инструкции, малейшее нарушение которых грозило руководству МПС строгим выговором по партийной линии. Поскольку даже один выговор легко мог испортить карьеру, от рядовых железнодорожников требовалось неукоснительное выполнение инструкций. Караул, если состав без уважительной причины задерживался хоть на пять минут!

И Татьяна Хамова решила: пропущу транзитный, не тормозя его, - сэкономлю пять минут. Скомандовала машинисту локомотива "прицепиться к составу с разрядным грузом", чтобы тот не скатился с горки навстречу другим поездам. И дала зеленый свет транзитному товарняку. Но машинист команду не выполнил, и взрывчатка медленно покатилась с горки прямо на транзитник...

В ту ночь на Сортировке имела место цепь роковых совпадений. Был на исходе девятый час работы дежурной, а внимание ее небезгранично, к тому же приходилось давать до 10 команд в минуту! Путь расформирования располагался на горке, откуда состав легко мог скатиться в любую сторону. Транзитный путь, по которому поезда буквально летели, пересекался с другими линиями. И еще эти инструкции!

Взрывчатка вообще была неправильно упакована: кто-то загрузил тротил и гексаген не в специальные бочки - смертоносный груз просто сложили в обычные мешки и скидали друг на друга! Наконец, именно в ту ночь на Сортировке проходил эксперимент: вместо "башмаков", которыми фиксируют колеса, вагоны с взрывчаткой от движения удерживало только новое автоматическое устройство закрепления составов, которое в нужный момент, конечно, отказало...

Даже спустя 12 лет после той октябрьской ночи Татьяна Хамова уверена: без этих случайностей крушения не было бы. И даже не подозревает, что вовсе не ее рука выдернула смертоносную чеку...

ВЕРСИЯ №3. НОВЫЙ ПОВОРОТ В ДЕЛЕ
Директор "Уральского сыскного агентства" Владимир Матюшенко 12 лет назад был старшим следователем следственного отдела управления транспортной милиции. Двое суток после трагедии он работал в составе следственной группы и уверен, что установил точную причину взрыва.

Вот картина происшествия глазами Матюшенко. Два состава движутся параллельно. В месте смыкания путей они легонько сталкиваются, вагоны заваливаются, наклоняя опору и обрывая контактные провода. Но взрыв происходит только спустя две минуты. Почему?

Если на железной дороге в проводах прерывается напряжение (сразу тронулись с места несколько составов, поезд пошел в гору), то автоматика сама подключит напряжение через несколько секунд. Но если есть обрыв проводов или короткое замыкание, автомат отключается полностью, чтобы не было взрыва или пожара. Так было и в ту ночь: умная автоматика мгновенно определила обрыв проводов. За доли секунды контакты разомкнулись, и провода упали на крышу вагона уже обесточенными - подходи, руби топором и сдавай в лом.

По инструкции, после отключения автомата оперативному дежурному разрешено "однократное ручное включение участка сети". И если бы в инструкции было указано, что это возможно только после проверки (на путях все в порядке, опоры не упали, обрыва проводов нет), то и взрыва бы не было. Тем не менее, когда на станции собрались растаскивать столкнувшиеся вагоны, дежурная до предела утопила кнопку подачи тока - и в этот момент все взорвалось.

Вот какие доводы частный сыщик Матюшенко приводит в пользу своей версии:

В момент крушения многие жители Сортировки проснулись, подошли к окнам посмотреть, что случилось. И через несколько секунд грянул взрыв, стекла повылетали. Вот почему у многих были именно осколочные ранения глаз! Кроме того, если бы авария и взрыв случились одновременно, во время движения поезда, то вагоны по инерции укатились бы в воронку, образовавшуюся от взрыва. Но вагоны аккуратно стояли у края воронки - значит, все случилось, когда составы уже стояли.

И главное. Столкновения товарняков при скорости 5 км/час (скорость идущего человека) для ТАКОГО взрыва недостаточно. Единственный фактор, который в ту ночь мог вызвать детонацию бризантной взрывчатки, это мощный высоковольтный разряд.

Кстати, материалами судебного следствия после всех заседаний причина детонации взрывчатки официально так и не установлена. Лишь единицы из тех, кто имел доступ к следственным материалам, заметили: в качестве причины взрыва названо несовершенство инструкций министерства обороны по перевозке взрывоопасных грузов. И почти никто не задумался - как какая-то бумажка могла стать причиной катастрофы?

ВЕРСИЯ №4. КТО НАЖАЛ КНОПКУ
Ольга Родненко - оперативная дежурная, в ночь взрыва нажавшая на кнопку подачи тока, и сегодня работает на станции:

В ту ночь я дежурила на тяговой подстанции. Под утро сработала аварийная сигнализация: все замигало, зазвенело. Как требует инструкция, я сообщила об этом энергодиспетчеру и получила от него приказ на ручное подключение тока.

Даже если мы не знаем, почему ток прекратился, все равно должны попытаться подключить автомат, питающий десятки путей. Иначе ситуация грозит срывом перевозок, выговорами, увольнениями. Да и некогда на таких огромных станциях что-то проверять. Бывает, электровоз сломался или провод провис, а я в это время получаю от диспетчера команду "включай" - только потому, что есть такая инструкция...

Заметим, что подстанция находилась в 2,5 километра от места крушения поездов: дежурная не могла видеть, что происходит в парке расформирования, а должна

была только автоматически выполнять приказы. Кстати, диспетчерская располагалась столь же далеко от парка, так что, согласно инструкции, приказ на подключение тока отдал человек, который фактически не владел ситуацией.

Получив приказ, Ольга Анатольевна надавила на кнопку - кнопку тут же выбило. Раздался взрыв... Потом Ольга долго лечилась у психотерапевта, а на работе даже появляться не могла: словно стопор включался. Долго снились допросы, следственные эксперименты. И только недавно женщина снова вернулась туда, откуда ее выгнал взрыв.

Родненко искренне жалеет Татьяну Хамову, но столь же искренне убеждена она и в том, что сама не виновата в трагедии:

Не будь крушения, не пришлось бы жать на кнопку. Дежурная должна была моментально предупредить всех о столкновении - тогда мы просто не стали бы подключать ток.

А Хамова, как оказалось, вообще не имеет понятия о существовании оперативной дежурной Ольги Родненко! Я спросила Татьяну Георгиевну: "Если бы Вы узнали раньше, что не только ваша ошибка привела к трагедии? Что виной тому еще и злосчастная кнопка?". Она ответила:

Мое имя навсегда связано с той ночью, и никому не важно, виновата я или нет. Дело шито белыми нитками - столько свидетелей спрятано, столько людей, виновных

куда больше меня, ушло от ответственности! А сегодня меня беспокоит только оставшееся здоровье: не хотелось бы и его потерять, как 12 лет назад потеряла работу...

Поезд министерских инструкций прокатил не только по судьбам Татьяны Хамовой и Ольги Родненко - он легко раздавил сотни других судеб. Многие женщины из тех, кто тогда остался без крова и ночь просидел на бетонных перекрытиях, никогда не смогут иметь детей. Кому-то даже лучшие пластические хирурги не в состоянии вернуть глаза и отретушировать увечья.

Но самое страшное в том, что сегодня на Сортировке действуют все те же инструкции, что и 12 лет назад...

ЧЕЛОВЕКА, который спас город, УВОЛИЛИ

Бывший следователь Владимир Матюшенко рассказал о пожарном, 12 лет назад уберегшем Свердловск от катастрофы.

Неподалеку от парка прибытия станции Свердловск-Сортировочный стояли три огромных (по 2 тысячи тонн) резервуара с соляркой. Если бы горящая солярка накрыла волной станцию, на которой стояло 50 составов с опасными грузами, - мы бы гробы стругать замучились.

Буквально за месяц до катастрофы пожарный, имя которого неизвестно (может, он отыщется после этой публикации), заставил начальника станции, обострив отношения с ним до предела, сделать вокруг резервуаров земляной вал. Этот вал и сдержал солярку, чем уберег город от пожара. Обволока, говорят, стоила пожарному карьеры - его уволили.


За спиной следователя Владимира Матюшенко догорают 6 тысяч тонн дизельного топлива


Для восстановительных работ на место крушения вызваны солдаты стройбата

4 октября исполнилось 27 лет со дня техногенной катастрофы в Свердловске (ныне Екатеринбурге). Ночью 4 октября 1988 года на станции «Свердловск - Сортировочный» произошел взрыв железнодорожного состава, перевозившего тротил и гексоген. С последствиями страшного взрыва вас познакомит данный пост.

Глубокой ночью 4 октября 1988 Свердловск проснулся от мощного взрыва. Во многих домах города выбило стёкла.

Взорвался поезд, перевозящий 46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена. На станции «Свердловск-Сортировочный» состав покатился под уклон и врезался в состав с углем. Сдетонировал склад горюче-смазочных материалов неподалеку.

Воронка на месте взрыва оказалась диаметром 40 метров, глубиной 8 метров.

В результате взрыва погибло четыре человека, пострадали 500.

Многие жители микрорайона Сортировка остались без крова: взрывом снесло крыши, разрушило дома.

В центре города был виден черный дым.

Горожане обсуждали версии случившегося.

На место взрыва стянули железнодорожные войска, которые принялись экстренно восстанавливать полотно. Железнодорожное сообщение удалось восстановить уже через 4 часа после взрыва. На полное восстановление сортировочного узла ушли три дня.

Взрыв разрушил множество деревянных жилых домов. На их месте власти позднее построили новые современные жилые дома.

Василий Голощапов: «[Сразу после хлопка] каких-либо видимых свидетельств взрыва увидеть не удалось, лишь ближе к рассвету небо в западной части города заволокло чёрным дымом. Свидетели находившиеся вблизи эпицентра, утверждали потом, что наблюдали "гриб" над землёй - последствие взрыва. Радио не работало».

Василий Голощапов: «В 10 утра мы уже ехали через центр города, отчётливо запомнились выбитые взрывной волной витрины в "Центральном гастрономе", магазине "Океан", здании театра "Музыкальной комедии"».

«Практически не было ни одного целого оконного стекла в домах, стоявших на удалении до 3-х километров от эпицентра взрыва. Мусорные баки были переполнены битым стеклом, несколько дней люди выгребали стекло из квартир и подъездов».

«Ходили слухи, что части вагонов в момент взрыва разлетались в радиусе до нескольких километров. Свидетели утверждали, что в одном из дворов района Сортировка обнаружили разбитый вдребезги колесом от вагона теннисный стол. А в проём выбитого на 9 этаже одного из домов окна, влетела бесформенная масса мазута, якобы вылетевшая из эпицентра взрыва со склада ГСМ».

С форума 1723.Ru: «В 1988 году я жил на Пехотинцев, в 12-м доме. В ту ночь я лёг спать за 15 минут до взрыва - читал книгу интересную, благо дома был один и назавтра выходной. Проснулся я оттого, что наружная балконная дверь (она была не закрыта на шпингалет) стала биться о внутреннюю так, что стёкла посыпались! Сначала я подумал, что это воры полезли - мы жили на первом этаже, а потом услышал грохот и отсветы огня на противоположном доме, почувствовал, как дом вибрирует».

Здание ДК (на фото до взрыва) пострадало сильнее прочих, его так и не восстановили, снесли в 2011 году.

Воспоминания: «Во всём подъезде стоял туман из осыпавшейся штукатурки, весь двор засыпан битым стеклом и необычно светло во дворе для ночи - практически у всех, кто жил выше второго этажа, и у кого окна выходили во двор, были выбиты стёкла, у многих рамы выбило внутрь квартиры, все повключали свет и обалдевшие в шоке вставляли обратно рамы».

Виктор Хоркунов: «С треском распахнулась форточка в спальне, и куски стекла полетели по комнате. Рядом испуганная, спросонья, села жена. Первой мыслью было, что ВСЁ! Атомный взрыв, прошла первая ударная волна, сейчас, через секунду пойдёт вторая, основная, сметающая всё как карточные домики...».

«Весь Уралмаш, идущий на работу гудел от разговоров, мужики прошедшие армию или войну, знали подобное воздействие при взрывах высокого тротилового эквивалента, остальные строили предположения и пересказывали слухи».

«Я работал на ЗиКе и, добравшись до заводоуправления, обнаружил уже привычную картину - длинное здание управления и отдела кадров полностью без окон, стёкла кругом, на тротуарах, газонах, клумбах а в синем небе, со стороны завода УЗТМ, далеко за ним, над Сортировкой, стоит огромный, чёрный столб дыма, видный со всех концов города».

«Городу, как ни странно, повезло. На насосной станции ВиЗа были огромные запасы хлора, если бы взрыв разрушил ёмкости, ядовитый газ залил бы город мёртвым голубым туманом и последствия страшно даже представить...».

«Уже сколько лет прошло, но завеса тайны так и не раскрыта полностью. Конечно, «стрелочники» найдены, свалить на кого-то надо, правдоподобных версий много, но материалы спецслужб занятых на устранении до сих пор под секретом, фильмы, снятые местной киностудией на месте катастрофы, не демонстрируются, и странными кажутся рассказы о том, что некоторым за десять минут до взрыва звонили, предупреждая о катастрофе».

Михаил Бабин: «Я тогда жил на Технической. Стекла с рамами прилетели в комнату и разбились, входная дверь улетела в коридор, с неба летели куски вагонов, прямо под окнами упало сцепное устройство. Гриб - как в кино. Первая мысль – война».

Светлана Хмелевская: «Мы тоже думали - война. Все выскочили на улицу. Родители с документами, мы с сестрой с попугаем. Страшно было смотреть даже на соседей. Все около подъездов стояли. Боялись, что радиация».

Светлана Смирнова: «Я до сих пор помню ужас при виде "гриба"! Тогда жила в общежитии мединститута, взрывной волной выбило рамы. Сейчас все помню как в замедленной съёмке: открываю глаза, идёт какой-то гул, оконные рамы выворачивает, нас подбрасывает на кроватях».

Официальная версия произошедшего: «В нечетном парке прибытия станции Свердловск-Сортировочный в ночь с 3 на 4 октября 1988 года дежурила 35-летняя Татьяна Хамова. На общий путь прибыл грузовой состав, начиненный взрывоопасным грузом: в первых двух вагонах - тротил и гексаген. Около пяти утра к горке, на которой составы проходили расформирование, подошел транзитный поезд с углем».

«Не убедившись, что локомотив прочно удерживает от движения состав с взрывчаткой, Татьяна Хамова дала зеленый свет транзитному поезду. Между тем машинист локомотива не услышал команды на прицепление, и ничем не зафиксированный состав покатился с горки вниз, прямо на транзитник. Столкновение, взрыв».

Следствие длилось почти четыре года. Хамову обвинили в нарушении инструкций, прокуратура требовала шесть лет тюрьмы. Но из-за реконструкции путей на Сортировке дорасследование пришлось прекратить. За недоказанностью злого умысла в действиях подсудимой дело закрыли.

«Я тогда учился в 9-м классе. Жили мы на Пехотинцев (окнами как раз в сторону Старой Сортировки). Отчетливо помню: ночь. Мне, как обычно, снится что-то фантастическое; не то я на космодроме, не то вокруг война. Вдруг я осознаю, что уже не сплю; и то же самое - ПРОДОЛЖАЕТСЯ (у меня обычно довольно чуткий сон)! Открываю глаза из-за ярко-красной вспышки (видимо, сквозь веки свет проникает) и грохота».

«Почему-то в момент взрыва я не спал. Сначала вспышка, потом дом тряхнуло довольно сильно. Стекла только потрескались, да и то не все. Грибок мне родители не показали, зато небо за соседним домом было красноватого цвета».

«Как и многие, проснулся вдруг за секунду - две до взрыва. Родители - тоже проснулись. Бабахнуло раз, потом - другой, уже по - страшному. Через секунды три дом вместе с моим диваном так качнулись, что я чуть на пол не слетел. Посмотрели в окно - гриб. Ну, думаем, всё, амба... Однако так же, как и многие, впоследствии усомнились, что ядерная война началась - очень уж долго мы жили после взрыва».

«Минуты через две прибежала полуодетая соседка сверху с дочерью, доспать не дали. Оделся, пошел смотреть. Народу на улице было много, все шли в сторону горки (в начале Бардина, напротив автопарка), с нее открывался хороший вид на визовский пруд. Через некоторое время, как я туда дошел, в районе пожара начало что-то взрываться, и пожар стал гораздо сильнее».

«В то время я жил около кт Дружба в девятиэтажном панельном доме на девятом этаже. Проснулся от того, что дом качается и очень сильно. Выглянул в окно и в отражении стекол стоявшего напротив дома увидел отсветы зарева».

«В то время я был лейтенантом-первогодком. Вечером четвертого получил приказ - на двух уазиках с авиационными прожекторами в кузовах дуть на Сортировку и светить там всю ночь на работах по разбору завалов. Так продолжалось четыре ночи. Если кто помнит эти ночи, то вряд ли забыл лучи наших прожекторов. Мы их в кроны деревьев (вернее в то, что от них осталось) направляли, чтобы свет рассеянным был. Походил там везде, посмотрел на уже засыпанную воронку, на обломки бетонных свай рядом с эпицентром, на пеньки тополей, постепенно увеличивающихся в высоту по мере удаления от центра».

«Мой папа (царствие ему небесное) работал в том году начальником спецотдела в отделении Свердловской Дороги. Почему-то в ночь взрыва нам не могли дозвониться домой, поэтому когда папа в 7 утра увидел столб дыма, ему нехорошо сделалось. Он подумал, что его военные грузы взорвались, потом выяснил, что народно-хозяйственные. Папа месяц из эпицентра не выходил. Приедет домой переоденется, поспит и обратно».

«В окне абсолютно ядерный гриб, как в кино. Мама кинулась закрывать форточки, а я ей так спокойно говорю - если бы взрыв был ядерный, нас бы уже не было».

«На соседнем балконе увидели соседа, закуривающего, он нам: «Что, испугались, ребята?». А у самого руки трясутся, видно, что мужик сам сильно перепугался».

«А я работал в эту смену... Слышал взрывы, видел зарево, слушал первые впечатления мужиков, сбегавших домой проведать, как там... Некоторые жили в тех самых бараках на Миномётчиков… Видели людей в костюмах и противогазах и тот обломок колёсной пары на платформе станции Электродепо... Знал девочку, погибшую при этом взрыве».

Все нынче вспоминают трагические события черного октября 1993 г. А я вспомню другой октябрь, для меня и моих земляков не менее трагический - потому что жили мы тогда ещё в Советской стране и непонятно было, как такое вообще может случиться. И может, именно из подобных "случайностей", постепенно расшатывавших картину бытия наравне с Горбачёвыми и Яковлевыми, и сложился сначала 1991, потом 1993, а в итоге, собственно, и нынешний не очень-то радостный 2013й год?..

Bigler_Ru%20-%20Армейские%20Истории.htm (ссылка кривая, прямой нет)
Ночью на станции Свердловск-Сортировочный по причине раздолбайства путейцев покатился под уклон состав с двумя вагонами, в каковых ехали 46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена. и врезался в товарный поезд с углем. Оборвавшийся электропровод упал на вагоны (так в уголовном деле), и произошел мощнейший техногенный взрыв в истории России. Ударная волна шла 10 км, в том числе и по городу (в городе поменьше). В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 метров, глубиной 8 метров. На восстановление стекол в Свердловске работало 14-ть стекольных заводов СССР. В результате самого взрыва погибли 6-ть человек. Сколько впоследствии и вследствии этого померло - неизвестно. Сам проснулся оттого, что дом качнуло. Минут через 7-10 (субъективно со сна) туда проехали первые пожарные. Примерно через 15 минут появилось зарево. Очень ровное, как от разлитого металла. Утром 5 числа шел на работу. На ул. Свердлова (километра 4-5 от места взрыва) с тыльной стороны фронта ударной волны не было ни одного стекла. Возле каждой витрины стоял мент с противогазом на боку. http://www.1723.ru/photo/sortirovka-2.htm Стекольные заводы не доработав на нас резко переключились на Спитак.

http://www.1723.ru/photo/sortirovka.htm
http://www.1723.ru/photo/sortirovka-2.htm
Взрыв на Сортировке
Часть-1

Автор серии снимков Василий В. Голощапов
[email protected]

4-ого октября 1988 года рано утром на станции Свердловск-Сортировочный покатился под уклон состав
с двумя взрывоопасными вагонами (46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена), врезался в товарный поезд с углем;
оборвавшийся электропровод упал на взрывоопасные вагоны, и произошел мощнейший взрыв.
Ударная волна распространилась на 10-15 километров. В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 метров,
глубиной 8 метров. Автор этих снимков, в то время жил на ЖБИ (ул. Новгородцевой) и проснулся от взрыва,
также как и все жители Свердловска. В тот самый момент, каких-либо видимых свидетельств взрыва
увидеть не удалось, лишь ближе к рассвету небо в западной части города заволокло чёрным дымом.
Свидетели находившиеся вблизи эпицентра, утверждали потом, что наблюдали "гриб" над землёй - последствие взрыва.
Радио не работало.








http://www.1723.ru/read/dai/dai-33.htm
Взрыв на сортировке. Новая версия.
Елена Смирнова
Статья опубликована в газете "Подробности". №73 (556), 26 мая-1июня, 2000 год.

П0 ВЕРСИИ, СКРЫВАЕМОЙ В ТЕЧЕНИЕ 12 ЛЕТ, ДЕТОНАТОРОМ ТРАГЕДИИ 1988 ГОДА СТАЛА НЕКСТАТИ НАЖАТАЯ КНОПКА ПОДАЧИ ТОКА...

Свердловский рассвет 4 октября 1988 года встряхнул страшный взрыв: на станции Свердловск-Сортировочный в воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой.

По всей Сортировке семечками осыпались балконы и перекрытия домов. Только по официальным данным погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое - уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая - осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

Следствие - быстро нашло "стрелочницу", которую и обвинило в халатности. До сих пор лишь посвященные знают: спусковой крючок взрыва нажала другая рука...

ВЕРСИЯ №1. ОФИЦИАЛЬНАЯ
В нечетном парке прибытия станции Свердловск-Сортировочный в ночь с 3 на 4 октября 1988 года дежурила 35-летняя Татьяна Хамова. На общий путь прибыл грузовой состав, начиненный взрывоопасным грузом: в первых двух вагонах - тротил и гексаген. Около пяти утра к горке, на которой составы проходили расформирование, подошел транзитный поезд с углем.

Не убедившись, что локомотив прочно удерживает от движения состав с взрывчаткой, Татьяна Хамова дала зеленый свет транзитному поезду. Между тем машинист локомотива не услышал команды на прицепление, и ничем не зафиксированный состав покатился с горки вниз, прямо на транзитник. Столкновение, взрыв...

Следствие длилось почти четыре года. Хамову обвинили в нарушении инструкций, прокуратура требовала шесть лет тюрьмы. Но из-за реконструкции путей на Сортировке дорасследование пришлось прекратить. За недоказанностью злого умысла в действиях подсудимой дело закрыли.

ВЕРСИЯ №2. ТРАГЕДИЯ ГЛАЗАМИ "СТРЕЛОЧНИЦЫ"
Дежурство Татьяны Хамовой в ночь с 3 на 4 октября 1988 года подходило к концу, до завершения смены оставалось три часа. Около пяти утра по транзитному пути мимо Сортировки должен был пройти товарняк. На основном же пути ждал очереди на расформирование состав с взрывчаткой.

В то время на железной дороге действовали инструкции, малейшее нарушение которых грозило руководству МПС строгим выговором по партийной линии. Поскольку даже один выговор легко мог испортить карьеру, от рядовых железнодорожников требовалось неукоснительное выполнение инструкций. Караул, если состав без уважительной причины задерживался хоть на пять минут!

И Татьяна Хамова решила: пропущу транзитный, не тормозя его, - сэкономлю пять минут. Скомандовала машинисту локомотива "прицепиться к составу с разрядным грузом", чтобы тот не скатился с горки навстречу другим поездам. И дала зеленый свет транзитному товарняку. Но машинист команду не выполнил, и взрывчатка медленно покатилась с горки прямо на транзитник...

В ту ночь на Сортировке имела место цепь роковых совпадений. Был на исходе девятый час работы дежурной, а внимание ее небезгранично, к тому же приходилось давать до 10 команд в минуту! Путь расформирования располагался на горке, откуда состав легко мог скатиться в любую сторону. Транзитный путь, по которому поезда буквально летели, пересекался с другими линиями. И еще эти инструкции!

Взрывчатка вообще была неправильно упакована: кто-то загрузил тротил и гексаген не в специальные бочки - смертоносный груз просто сложили в обычные мешки и скидали друг на друга! Наконец, именно в ту ночь на Сортировке проходил эксперимент: вместо "башмаков", которыми фиксируют колеса, вагоны с взрывчаткой от движения удерживало только новое автоматическое устройство закрепления составов, которое в нужный момент, конечно, отказало...

Даже спустя 12 лет после той октябрьской ночи Татьяна Хамова уверена: без этих случайностей крушения не было бы. И даже не подозревает, что вовсе не ее рука выдернула смертоносную чеку...

ВЕРСИЯ №3. НОВЫЙ ПОВОРОТ В ДЕЛЕ
Директор "Уральского сыскного агентства" Владимир Матюшенко 12 лет назад был старшим следователем следственного отдела управления транспортной милиции. Двое суток после трагедии он работал в составе следственной группы и уверен, что установил точную причину взрыва.

Вот картина происшествия глазами Матюшенко. Два состава движутся параллельно. В месте смыкания путей они легонько сталкиваются, вагоны заваливаются, наклоняя опору и обрывая контактные провода. Но взрыв происходит только спустя две минуты. Почему?

Если на железной дороге в проводах прерывается напряжение (сразу тронулись с места несколько составов, поезд пошел в гору), то автоматика сама подключит напряжение через несколько секунд. Но если есть обрыв проводов или короткое замыкание, автомат отключается полностью, чтобы не было взрыва или пожара. Так было и в ту ночь: умная автоматика мгновенно определила обрыв проводов. За доли секунды контакты разомкнулись, и провода упали на крышу вагона уже обесточенными - подходи, руби топором и сдавай в лом.

По инструкции, после отключения автомата оперативному дежурному разрешено "однократное ручное включение участка сети". И если бы в инструкции было указано, что это возможно только после проверки (на путях все в порядке, опоры не упали, обрыва проводов нет), то и взрыва бы не было. Тем не менее, когда на станции собрались растаскивать столкнувшиеся вагоны, дежурная до предела утопила кнопку подачи тока - и в этот момент все взорвалось.

Вот какие доводы частный сыщик Матюшенко приводит в пользу своей версии:

В момент крушения многие жители Сортировки проснулись, подошли к окнам посмотреть, что случилось. И через несколько секунд грянул взрыв, стекла повылетали. Вот почему у многих были именно осколочные ранения глаз! Кроме того, если бы авария и взрыв случились одновременно, во время движения поезда, то вагоны по инерции укатились бы в воронку, образовавшуюся от взрыва. Но вагоны аккуратно стояли у края воронки - значит, все случилось, когда составы уже стояли.

И главное. Столкновения товарняков при скорости 5 км/час (скорость идущего человека) для ТАКОГО взрыва недостаточно. Единственный фактор, который в ту ночь мог вызвать детонацию бризантной взрывчатки, это мощный высоковольтный разряд.

Кстати, материалами судебного следствия после всех заседаний причина детонации взрывчатки официально так и не установлена. Лишь единицы из тех, кто имел доступ к следственным материалам, заметили: в качестве причины взрыва названо несовершенство инструкций министерства обороны по перевозке взрывоопасных грузов. И почти никто не задумался - как какая-то бумажка могла стать причиной катастрофы?

ВЕРСИЯ №4. КТО НАЖАЛ КНОПКУ
Ольга Родненко - оперативная дежурная, в ночь взрыва нажавшая на кнопку подачи тока, и сегодня работает на станции:

В ту ночь я дежурила на тяговой подстанции. Под утро сработала аварийная сигнализация: все замигало, зазвенело. Как требует инструкция, я сообщила об этом энергодиспетчеру и получила от него приказ на ручное подключение тока.

Даже если мы не знаем, почему ток прекратился, все равно должны попытаться подключить автомат, питающий десятки путей. Иначе ситуация грозит срывом перевозок, выговорами, увольнениями. Да и некогда на таких огромных станциях что-то проверять. Бывает, электровоз сломался или провод провис, а я в это время получаю от диспетчера команду "включай" - только потому, что есть такая инструкция...

Заметим, что подстанция находилась в 2,5 километра от места крушения поездов: дежурная не могла видеть, что происходит в парке расформирования, а должна

была только автоматически выполнять приказы. Кстати, диспетчерская располагалась столь же далеко от парка, так что, согласно инструкции, приказ на подключение тока отдал человек, который фактически не владел ситуацией.

Получив приказ, Ольга Анатольевна надавила на кнопку - кнопку тут же выбило. Раздался взрыв... Потом Ольга долго лечилась у психотерапевта, а на работе даже появляться не могла: словно стопор включался. Долго снились допросы, следственные эксперименты. И только недавно женщина снова вернулась туда, откуда ее выгнал взрыв.

Родненко искренне жалеет Татьяну Хамову, но столь же искренне убеждена она и в том, что сама не виновата в трагедии:

Не будь крушения, не пришлось бы жать на кнопку. Дежурная должна была моментально предупредить всех о столкновении - тогда мы просто не стали бы подключать ток.

А Хамова, как оказалось, вообще не имеет понятия о существовании оперативной дежурной Ольги Родненко! Я спросила Татьяну Георгиевну: "Если бы Вы узнали раньше, что не только ваша ошибка привела к трагедии? Что виной тому еще и злосчастная кнопка?". Она ответила:

Мое имя навсегда связано с той ночью, и никому не важно, виновата я или нет. Дело шито белыми нитками - столько свидетелей спрятано, столько людей, виновных

куда больше меня, ушло от ответственности! А сегодня меня беспокоит только оставшееся здоровье: не хотелось бы и его потерять, как 12 лет назад потеряла работу...

Поезд министерских инструкций прокатил не только по судьбам Татьяны Хамовой и Ольги Родненко - он легко раздавил сотни других судеб. Многие женщины из тех, кто тогда остался без крова и ночь просидел на бетонных перекрытиях, никогда не смогут иметь детей. Кому-то даже лучшие пластические хирурги не в состоянии вернуть глаза и отретушировать увечья.

Но самое страшное в том, что сегодня на Сортировке действуют все те же инструкции, что и 12 лет назад...

ЧЕЛОВЕКА, который спас город, УВОЛИЛИ

Бывший следователь Владимир Матюшенко рассказал о пожарном, 12 лет назад уберегшем Свердловск от катастрофы.

Неподалеку от парка прибытия станции Свердловск-Сортировочный стояли три огромных (по 2 тысячи тонн) резервуара с соляркой. Если бы горящая солярка накрыла волной станцию, на которой стояло 50 составов с опасными грузами, - мы бы гробы стругать замучились.

Буквально за месяц до катастрофы пожарный, имя которого неизвестно (может, он отыщется после этой публикации), заставил начальника станции, обострив отношения с ним до предела, сделать вокруг резервуаров земляной вал. Этот вал и сдержал солярку, чем уберег город от пожара. Обволока, говорят, стоила пожарному карьеры - его уволили.






Взрыв на станции Свердловск-Сортировочный.
Холст, масло.
Хранится в областной пожарно-технической выставке. ул. Карла Либкнехта, 8 «А»

http://www.taganka-e.ru/news/drama.shtml
ДРАМА СТАРОЙ СОРТИРОВКИ

15 лет назад страшный взрыв на станции Свердловск-Сортировочный потряс Железнодорожный район. У каждого района, как и у человека, своя судьба. В ней тоже бывает свой печальный час. Эхо взрыва на станции Свердловск-Сортировочный 4 октября 1988 года потрясло всю страну. Драма на Урале стала одной из крупнейших техногенных катастроф XX столетия. В сознании людей, живущих здесь, время разделилось как бы надвое - до взрыва и после него. Тот октябрьский день и сегодня бередит память, словно незаживающая рана, хотя прошло 15 лет.

1723
Изначально эта тема уже была на форуме. Но из-за перестановки сервера сообщения были утеряны.
Данные сообщения написаны после просмотра страницы http://www.1723.ru/photo/sortirovka.htm и http://www.1723.ru/photo/sortirovka-2.htm и были опубликованы на форуме сайта www.e1.ru. На нашем форуме эти воспоминания дублируются. И любой желающий может дополнить их своими воспоминаниями.

В 4 часа утра?

Автор: AJS
Я в районе автовокзала жил, так хорошо помню как стекло в форточке разбилось в моей комнате!!! Потом мы с отцом на балкон вышли и в стороне сортировки марево такое было и столб дыма и огня на гриб внешне похожее. Папик тогда помниться сказал: » Все сынок ядерная война вроде началась». А мне тогда пофиг на все было, я ж незнал, че это такое «ядрена война». А потом, когда вырос, думаю иногда, каково было отцу тогда... Я б наверно на его месте мочевой опорожнил бы, палюбому

Нет, когда положено. И наблюдать черную полосу это мне не помешало.

Автор: Tommy Bolin™™
Хе, я тож помню. Жили на Ю-З, на 10 этаже. Окна как раз в ту сторону. Как диван подомной подпрыгнул - помню. И ГРИБ помню. Мысля про ядрену войну естессно проскочила. Но тут же понял что я б так не любовался бы на такое дело, если б в натуре был ядреный взрыв... Видно было что недалеко. Кое-кто тогда из группы нашей где я учился - пострадали..... А сейчас я с дядькой работаю - у него орден есть за спасение в той напасти. Врач - реаниматолог. Классный мужик, зовут Сергей Геннадьевич.

Автор: Так
Я тогда учился в 9 классе. Жили мы на Пехотинцев (окнами как раз в сторону Старой Сортировки). Отчетливо помню: ночь. Мне, как обычно, снится что-то фантастическое; не то я на космодроме, не то вокруг война. Вдруг я осознаю, что уже не сплю; и то же самое - ПРОДОЛЖАЕТСЯ (у меня обычно довольно чуткий сон)! Открываю глаза из-за ярко-красной вспышки (видимо, сквозь веки свет проникает) и грохота. Вижу момент (как в кино при замедленном показе); окна (у нас они были в двух рамах) раскалываются на множество осколков и падают-падают-падают на все вещи, которые были рядом (хорошо, что до меня не долетело, а вот у брата прямо на одеяло приличный кусок грохнулся; «а если бы одеяла не было?»). Я окончательно просыпаюсь. А в окне на четверть тёмно-зведного неба - характерный светящийся «гриб» с тёмной «шляпкой» густого розового дыма...
Первая мысль: «Ну, блин, идиоты, всё-таки сбросили атомную бомбу». А следующая: «А как же я тогда ещё жив?» Тут проснулась уже вся семья; гул был слышен сильный, да и ещё, по-моему, один или два раза глухо бабахнуло. Все взбудоражены; «Что делать?», «Куда бежать?» и «Надо ли?» Мы быстро пришли ко мнению, что лучше никуда не бежать; это явно что-то серьёзное недалеко равнуло (по прямой от станции до нас - где-то 3-3,5 км) и осколки могут продолжать падать откуда угодно. Но явно - не атомный взрыв, и не химическое оружие, иначе.
Дальше уже первое впечталение прошло; страх улегся, мама успокоилась. Все стали собирать и выбрасывать осколки, правда ещё нервничая. Дома стало довольно холодно; дело было в начале октября; градусов пять ночью. Поэтому мы (благо рамы в общем, остались целыми) стали занавешивать окна старыми покрывалами, одеялами и укреплять сие досками («как в войну»). Помню, так мы прожили где-то с неделю, может, чуть меньше, пока во двор к нам не пришёл грузовик со стеклами - и всем, кому надо было, нарезали новые. Кстати, в нашем доме мало у кого стекла вылетели. Видимо, только у тех, кто, как и мы, всегда «до последнего момента» не затыкает (и заклеивает) окна на зиму. А поэтому они немного болтаются (это ж не качественные «Евроокна») в рамах; и могут сломаться не только от взрывной волны, но и при сильной грозе, когда бывают очень резкие порывы ветра...
В нашей школе (№4), так как окна были намного больше домашних, стекла вылетели почти во всех классах, обращенных к Сортировке, и в спортзале. Занятий не было то ли день, то ли два - не помню.
Ещё помню, что, как только потом еще до рассвета мы вышли посмотреть, что же случилось и где точно, везде верещали сирены сигнализации. Дело в том, что в магазинах, окнами обращенных к Сортировке, везде выбило стёкла. И, как потом выяснилось, многие магазины сильно пострадали из-за мародёров...
Мы с братом не стали идти на Сортировку; везде валялись битое стекло; от обуви быстро ничего бы не осталось...

Автор: V@siliy
Мда, всем баяца! Я жил через забор от станции, на ул. Сортировочной,1. Вот!!! И жив, здоров!!! Правда от дома остались только стены. Рам небыло, крыши небыло, коробка такая стоит...На соседней хрущёвке нашли колёсную пару от тепловоза., гаражи примялмсь к земле. Бараки стояли чудом, без стены, которая ближе к станции. Я учился во 2 классе, пошей в школу - школы нет почти. Радость неимоверная - уроков не будет. Отца контузило во время взрыва - он курил ночью. Потом был дождь из саляры - это помню. А во время взрыва - хлопок. Я думал чёто на кухне упало, и развернулся на другой бок и дальше дрыхнуть. Проснулся в пыли, стена качаеца. Встал. Отенц на полу лежит, из ушей кровь. Потом стена упала на мою кровать. Кароче жуть, нед ай бог камунить такое испытывать.....
Всем МИР!!!

Автор: Stylus
Было. Почему-то в момент взрыва я не спал. Сначала вспышка, потом дом тряхонуло довольно сильно. Стекла только потрескались, да и-то не все. Грибок мне родители не показали, за-то небо за соседним домом было красноватого цвета. Спать не хотелось, я встал, прилежно сделал уроки по немецкому(в 4 утра) и только после этого уснул. Утром естественно в школу (166 - для тех кто знает) не пошли, стекол там небыло вовсе. На асфальте валялись осколки и разбитые оконные термометры. Пошли на сортировку. Поглазели на воронку, слазили на остатки моста. Ещё интересная деталь. Много раз потом видел дерево в которое воткнулась какая-то прямоугольная железнодорожная чугуняка, как раз недалеко от того места. А жил на Пехоте тогда.

Вовулька

Тоже помню. Как и многие, проснулся вдруг за секунду - две до взрыва. Родители - тоже проснулись. Бабахнуло раз, потом - другой, уже по - страшному. Через секунды три дом вместе с моим диваном так качнулись, что я чуть на пол не слетел. Посмотрели в окно - гриб. Ну, думаем, всё, амба...
Однако так же, как и многие, впоследствии усомнились, что ядерная война началась - очень уж долго мы жили после взрыва.

Утром, по дороге в мою родную школу № 104, а также во время экскурсии по ул. Свердлова на переменах, наблюдали выбитые стекла в магазинах, частично разбитые и даже выдавленные (почему - то в сторону улицы) стеклопакеты второго этажа ТЮЗА...
И черное небо при ясном утре. И серые пол-неба при ясном дне.
Дома, на потолке в одной из комнат, образовалась трещина: панели потолочные разошлись. Но не сильно.
Дядька мой на ВИЗе жил, у него в квартире все стекла повыбивало...
Эх, молодость, молодость, сколько лет прошло, чёрт побери...

Да, зрелище было не для слабонервных

Я тогда жил на Бардина, окна были как раз в ту сторону. Сплю я крепко, и проснулся от толчка и грохота. Сел на диване (а он рядом с окном) и вижу гриб на фоне зарева. Тоже как и многие подумал - все, началось, амба... и лег досыпать
Минуты через две прибежала полуодетая соседка сверху с дочерью, доспать не дали. Оделся, пошел смотреть. Народу на улице было много, все шли в сторону горки (в начале Бардина, напротив автопарка), с нее открывался хороший вид на визовский пруд. Через некоторое время, как я туда дошел, в районе пожара начало что то взрываться и пожар стал гораздо сильнее - я так думаю что рванули как раз те емкости с соляркой.
С утра на работе провели перекличку - все ли в наличии. Не было моего шефа. Он жил в районе Пехотинцев, как потом оказалось у него вынесло окна и входную дверь. На заводе (НПО «Автоматики») почему то разбило несколько стеклянных дверей (стекло там - сантиметр толщиной). Вообще взрывная волна как то странно

Поскольку человека рассказавшего мне ЭТО уже нет в живых то осмелюсь опубликовать.
--------
Ему позвонили за 10 минут ДО того как произошел взрыв и предупредили что шарахнет.
Он спросил -- много ли будет жертв -- сказали что не много.
Второй звонок был от его зама -- через 10 минут после взрыва -- поехали!! -- он сказал что нечего там делать и спокойно спал до утра.

Я в этот день вторую смену самостоятельно работал - поездным диспетчером. Утром отец пришёл, говорит - ваша Сортировка взорвалась! Я не поверил, т.к. жили мы на Химмаше и у нас абсолютно ничего не слышно было, а окна комнаты отца выходили на пруд и дым видно было. Поехал в ночь на работу, думал отстранят - назначат более опытного диспетчера, но какой там! Все поезда пошли через Южный обход, а работал я в то время на Арамильском участке - ох и хлебнули мы лиха в то время!

жили мы тогда в Заречном. В 9-ти этажном панельном доме на девятом этаже. Выбило стекла, рамы и... даже межкомнатную дверь. моя кровать приподнялась и я с нее свалилась. Дома стало холодно. Как очухались стали забивать окна покрывалами. А через день привезли стекло (бесплатно)...

Мы жили тогда в Заречном. Окна выходили на железную дорогу, но дом был в глубине района.
Ни одного стекла не разбилось, только у сестры кравать чуть сдвинулась.
Вскочив увидел гриб. Потом мне никто не верил Грят небыло ничего, показалось.
Приходим в школу - а там окон нет и проемы заколачивают рубероидом.

Жил я тогда на улице Индустрии (Уралмаш) и был третьеклассником.
Слава Богу, окна у нас не повылетали (как в Сортировочном и Заречном районах). Но арно утром от чудовищного шума я проснулся. И решил, что случилась крупная автокатастрофа. Родители меня, конечно, успокаивали. Но мой детский (начальношкольный) разум был уверен, что камаз или белаз с каким-то бензовозом или экскаватором столкнулся. :-)))
В школе и секции тогда весь день только эту тему и обсуждали. На уровне "я слыхал", "вероятно", " а может быть"...
Однако, о том что реально произошло,я что-то более или менее внятное услышал от соседей по площадке и папы с мамой - только когда пришёл домой вечером (после секции плавания во Дворце водного спорта "Калининец").


Top