Церковь Ризоположения (Московский Кремль). Кремлевская ризоположенская церковь Северная стена церкви Ризоположения

Храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.

Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля. В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.

Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризоположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризоположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.

Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризоположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризоположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.

В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризоположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризоположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.

Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры. При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте. Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.

Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризоположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.

Александра Гурьянова

По преданию церковь построена на месте встречи в 1625 г. московским духовенством посольства персидского шаха Аббаса,
передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь
христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 гг. в стиле московского барокко.









В древности район Калужской заставы в Москве и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошеными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной.

В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея.
В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского.
Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское.

Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала.
Из 46 дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь.
Но сам храм был осквернен неприятелем.
Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы.
После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.


В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий.
В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 гг. был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»).
Рабочие и служащие новых предприятий, проживавшие неподалеку, стали ее прихожанами.
В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская).
http://mittatiana.livejournal.com/2034.html#cutid1

В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук). Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры (память 23 апреля / 6 мая) считалась приписной к храму Ризоположения.
http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1

К концу столетия здесь, и южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов:
Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне 1-я Градская больница).
Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — государственный деятель, дипломат полководец.


« » на Яндекс.Фотках

Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II, один из пяти братьев Орловых, активно участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, устранившего от Власти императора Петра III и проложившего путь к трону его супруге.
А. Г. Орлов командовал русской эскадрой в Средиземном море и за победы у Наварина и Чесмы (1774 г.) получил титул Чесменского.
В 1775 году он отошел от дел и поселился в Москве.

Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками.
Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле устроил первые в Москве конные бега.
Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1845 гг.).


« » на Яндекс.Фотках

Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств.
Анна Алексеевна часто совершала паломничества по святым местам, делала богатые пожертвования в монастыри, способствовала проповеди Православия среди чувашей-язычников, населявших принадлежавшие ей имения в Самарской губернии, строила храмы; вообще вела очень строгий, почти подвижнический образ жизни.
Своими добрыми делами графиня стремилась искупить грех отца — участника убийства императора Петра III.

Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах.
История этого строительства не совсем обычна.
Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины (память 24 ноября / 7 декабря).
Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года.
Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году.
Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена.
Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.
Полным ходом шли Петровские реформы.
Гигантскими усилиями целого народа на берегах реки Невы возводилась новая столица — Санкт-Петербург, и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство.
И все же, несмотря на все эти обстоятельства, на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево поле», москвичи строили храм.
Прихожанам «церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе» (так тогда именовался храм) одним осилить большую стройку не было возможности.
Поэтому храм возводили всем миром, собирая по всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала.
Среди тех, кого до сего дня поминают за богослужением в церкви Ризоположения как «создателей святого храма сего», были люди знатные и богатые, а также — бедные и совсем неимущие, почти нищие, пожертвовавшие последнее на храм Божий. Так, ни в особой «Сборной книги», заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая «на строение церковное дала рубль».
В «Сборную книгу» вписаны имена представителей царской фамилии — несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря.
Возможно, в память о том, что в создании Храма принимали участие царственные особы, крест над центральной главой церкви увенчан короной-венцом.




Но этому есть и другое объяснение.
Ведь именно центральная глава пятиглавия традиционно символизирует Спасителя, а четыре боковые — святых апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Обновленным встречает Ризоположенский храм — уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 году) со дня своего основания.
Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого.

Церковь Ризоположения - первый домовой храм Московских митрополитов и патриархов. Этот памятник архитектуры возведён на Кремля артелью псковских зодчих в 1484-1485 гг.

В храме сохранилось несколько уникальных богослужебных предметов. Перед иконостасом стоит несколько огромных деревянных подсвечников с узорным покрытием из цветного воска. В старину их называли «тощими свечами», то есть пустотелыми. Они имитируют массивные пудовые свечи, которые прежде возжигались перед иконами особо чтимых святых. Малые свечи устанавливаются на подсвечник с помощью особых наверший. «Тощие свечи» были подарены храму в 1649 г. патриархом Иосифом. Подсвечники украшены посеребрянными поддонами, опирающимися на фигурки львов. Второй замечательный предмет церковного интерьера - позолоченное серебряное паникадило работы мастера Д. Сверчкова. Эта необыкновенная церковная люстра датируется 1624 г.

Выставка деревянной скульптуры

В северной галерее церкви Ризоположения размещена небольшая выставка русской деревянной культовой скульптуры. Представленные в ней экспонаты привезены в Москву из разных уголков страны. Особую ценность имеет горельеф святого Георгия, датируемый концом XIV в. Ранее он размещался в Георгиевском приделе церкви, уничтоженном пожаром 1737 г. Здесь же размещены резные иконы св. Николы Можайского с мечом и градом из храма св. Николы Гостунского, Распятие с разбойниками из Чудова монастыря. Дополняют экспозицию и другие различные резные кресты, складни и иконы, созданные в XV-XIX вв.

Церковь Ризположения гармонично вписывается в ансамбль Соборной площади Московского Кремля. Знакомство с этим памятником архитектуры подарит яркие воспоминания и поможет расширить представления об истории российской архитектуры и живописи.


(рус. Церковь Ризоположения; англ. Church of the Deposition of the Robe )

Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы (Церковь Ризоположения) – один из православных храмов, расположенных на территории Московского Кремля. Эта церковь была возведена в 1484-1485 годах, на месте одноименной церкви, 1451 года постройки, артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа церковь.

До середины XVII века церковь служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году, при патриархе Никоне, церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Своды опираются на четыре, квадратных в плане, столба. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Стены, по вертикали, разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым, в соответствии со средневековыми канонами: в куполе – Христос Вседержитель, на сводах – евангельские сюжеты, на стенах – росписи, тематически связанные с посвящением храма. Из четырех рядов стенописи, два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий ее торжественный гимн – Великий Акафист.

Большую художественную ценность представляет иконостас церкви. Его заказчиком был патриарх Филарет – отец первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В 1627 году иконописцы написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. Большинство икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль.

«Тощие свечи» – так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Две «тощие свечи» из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом, в 1649 году.

Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризоположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России, из закрытых церквей. Выставка русской деревянной скульптуры, на северной галерее церкви, помогает преодолеть традиционное заблуждение, что скульптура не использовалась в убранстве русского православного храма. Наиболее ценный экспонат – горельефное изображение святого Георгия конца XIV - начала XV века, одна из древнейших русских деревянных скульптур.

Здание церкви сильно пострадало во время обстрела Кремля 1918 году. В 1990 году церковь стала одним из пяти открытых для посетителей храмов Кремля.

В церкви Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника – утреня, затем литургия.


Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1485 год
Святыни: иконостас
Координаты: 55°45"02.9"N 37°36"59.9"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Эта небольшая, одноглавая и очень красивая церковь – настоящее сокровище Соборной площади Московского Кремля . Она находится к западу от Успенского собора . По традиции, службы здесь проходят только один раз в год, на престольный праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне – 15 июля по новому стилю.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах - северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного. Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная. Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году. Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов , Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля , эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей .

Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже - подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом. А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал - белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары. Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.

Церковь Ризоположения на фоне Верхоспасского собора

Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве. Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!

Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность. Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.


Top