Что такое нефтедоллары? какую роль они играли в экономике страны. Реален ли крах нефтедолларовой системы

Ценообразование на мировом рынке нефти играют важную роль в экономике многих государств. Россия – яркий пример тому.
1. Именно нефтедоллары определяют количество денег в российской экономике.Благодаря нефтедолларам пополняется и бюджет страны.
2. За счет притока нефтедолларов растет благосостояние страны. Это способствует росту уровня жизни населения в целом.
3. Вследствие рассмотренных выше причин растет престиж страны на мировой арене. Таким образом, Россия получает возможность «вступить» на равных в мировую экономику.
4. Благодаря притоку денег от экспорта нефти появляется возможность развивать различные отрасли экономики.
5. Повышается ВВП страны. Традиционно динамику потребления нефти меряют относительно динамики реального объема ВВП. В ряде публичных дискуссий, а также в печати вполне заслуженно много внимания уделяют проблеме связи бюджета и мировых цен на нефть.
6. Повышаются доходы экономических агентов. Указанная зависимость темпов роста российской экономики от мировых цен на нефть реализуется в определенных количественных оценках формирования доходов российских экономических агентов. Расчеты показывают, что при снижении среднегодовой цены за баррель нефти марки «Urals» на 1 доллар российская экономика теряет в целом приблизительно 1,6 млрд. долларов в год (включая 0,85 млрд. долларов потери бюджета и 0,75 млрд. долларов потери предприятий).
7. Увеличиваются инвестиции, в частности в топливную и транспортную отрасль.Россия традиционно недополучает инвестиции. Стоит подчеркнуть, что именно они являются едва ли не единственным механизмом устойчивого экономического роста. Уровень иностранного инвестирования в нашу экономику не соответствует экономическим успехам России - к слову сказать, очень значительным. Это связано, прежде всего, с остаточным эффектом холодной войны: «Россия - страшное место, русская мафия, произвол чиновников» и прочее. Все эти слоганы до сих пор успешно продаются на западе. В итоге Польша, которая проигрывает России по всем параметрам (включая криминал и коррупцию), имеет в разы большие объемы инвестиционных средств.
Таким образом, каждый месяц стабильности повышает наше место в международных инвестиционных рейтингах, добавляет стране иностранных инвестиций и «продвигает» ее на Запад...
Вместе с тем, анализ инвестиционных процессов особенно важен при рассмотрении общей связи российской экономики с конъюнктурой мировых рынков нефти, поскольку инвестиции составляют один из главных элементов механизма этой связи. Учитывая, что физический объем экспорта нефти может меняться весьма незначительно, решающее значение для формирования доходов топливной отрасли имеют колебания цен. В условиях роста цен и соответствующего расширения доходов наблюдается увеличение инвестиций. В первую очередь, это касается непосредственно топливной отрасли и транспорта, доля которых составляет почти половину инвестиций в основной капитал в России. Это неизбежно порождает инвестиционный спрос и, соответственно, рост производства, приток инвестиций в машиностроение и другие отрасли. В итоге инвестиции в топливную промышленность выступают в роли локомотива для промышленности и экономики в целом. Кроме того, увеличение доходов нефтяных компаний ведет непосредственно к расширению инвестиций в других отраслях - в результате экспансии «нефтяного» капитала в эти отрасли. Таким образом, увеличение дохода нефтяных компаний вследствие роста мировых цен на нефть создает условия для роста российской экономики в целом - прежде всего, через механизм инвестиций.
8. Увеличиваются валютные поступления от экспорта. Происходит прирост золотовалютных резервов и стерилизация избыточной ликвидности.
Отмечу, что это лишь одна сторона медали...

англ. petrodollars доходы

стран - экспортеров нефти от экспорта энергоресурсов. Н. - основные доходы стран - членов ОПЕК (организации стран-экспортеров нефти).

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕФТЕДОЛЛАРЫ

значительные средства, полученные нефтедобывающими странами в связи с быстрым ростом цен на нефть в середине и в конце 70-х гг. и используемые на международном рынке ссудных капиталов. В результате борьбы нефтедобывающих стран против англо-американских нефтяных корпораций им удалось повысить свою долю в доходах от нефти, увеличить степень собственного контроля над нефтедобычей и добиться резкого повышения мировых цен на нефть. В результате с середине 70-х гг. доходы нефтедобывающих стран достигли огромных масштабов. Например, в 1980 г. внешние доходы стран, входящих в Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК), превысили 300 млрд. долл. Многие страны ОПЕК использовали эти доходы на нужды подъема национальной экономики. Однако отсталость экономической и социальной структуры некоторых из них препятствует использованию этих средств в национальном хозяйстве. Значительная часть доходов от нефти в арабских странах досталась феодальной верхушке. Образовавшиеся таким образом огромные свободные денежные средства стали вкладываться их владельцами преимущественно в банки западных стран. На долю таких арабских стран, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, приходилось около 3/4 объема вывезенных за рубеж (рециклированных) средств из стран ОПЕК. Только за 1974-1975 гг. вклады нефтедобывающих стран в финансовые учреждения США и Западной Европы (не считая государственных займов промышленно развитым и развивающимся странам и взносов в международные организации) составили свыше 60 млрд. долл. Вторая волна массового рециклирования Н. в экономику развитых стран связана с новым скачком вверх цен на нефть и относится к 1979-1981 гг. К концу 1983 г. общий объем зарубежных нефтедолларовых вложений стран ОПЕК превысил 380 млрд. долл. Значительная часть Н. поступила в США (23% на конец 1983 г.), ФРГ (5,7%), Великобританию (3,4%). Ряд промышленно развитых стран получили от стран ОПЕК крупные кредиты (Великобритания, ФРГ, Франция, Япония). Некоторая часть Н. вложена в межгосударственные организации - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др. Н. стали важнейшим источником средств на западноевропейском рынке капиталов. Приток больших масс Н. способствовал росту инфляционных тенденций в Западной Европе. Н. поступали на западноевропейские рынки капитала почти исключительно в виде краткосрочных вложений, что усиливало неустойчивость международной финансовой системы. Стихийные перемещения значительных сумм краткосрочных вкладов нефтедобывающих стран из одной страны в другую в погоне за более высокой процентной ставкой неоднократно приводили к резкому ухудшению состояния платежных балансов некоторых западноевропейских стран, разорению многих, даже крупных коммерческих банков. Вместе с тем Н. превратились в дополнительный источник финансирования экономики промышленно развитых стран. В дальнейшем Н. стали все в большей мере сосредоточиваться в банках самих нефтедобывающих стран, которые стали проводить самостоятельные операции по кредитованию промышленных, коммерческих и финансовых компаний различных стран, в том числе стран - импортеров нефти. Доходы от зарубежных вложений стали играть заметную роль во внешних поступлениях нефтедобывающих стран. Так, в 80-е гг. княжества Персидского залива получали от своих зарубежных вложений доходы, составляющие около 1/4 их поступлений от экспорта. Рынок Н. превратился в арену острой конкурентной борьбы между банками промышленно развитых стран, которые первоначально диктовали свои условия использования этих средств, и банками Нефтедобывающих стран, в частности банками Бахрейна, Кувейта, Аммана, Каира и др., которые стремятся занять место равноправных партнеров в международных валютно-кредитных отношениях. Резкое падение цен на нефть, начиная с 1986 г., привело к существенному сокращению валютных поступлений нефтедобывающих стран. Некоторые из них были вынуждены использовать свои зарубежные активы для поддержания платежных балансов и завершения финансирования объектов, строящихся в их странах, что привело к сокращению объема Н., обращающихся на мировых рынках ссудного капитала.

Крупные месторождения нефти и газа в Западной Сибири были открыты и разведаны в 1950–1960 гг. Еще в 1946 г. Сталин говорил о том, что для коммунизма достаточно добывать 60 млн. т. нефти в год. Но уже во второй половине 1960-х добыча нефти в СССР превысила 100 млн. т.
Далее, в 1970-х, темпы росли прежде всего за счет Самотлора и ряда других уникальных месторождений. Были открыты также богатейшие запасы газа – Уренгой, Ямбург.
Появилась реальная возможность покрыть потребности в валюте для оплаты импорта продовольствия, а также оборудования и технологий за счет вывоза энергоносителей, произвести структурные изменения в топливно-энергетическом балансе и повысить за счет этого эффективность всей экономики, откладывая реформы.
К тому же сложилась исключительно благоприятная конъюнктура на мировых рынках. В 1973 г. произошел первый мировой энергетический кризис, в ходе которого цены на нефть поднялись в 3–5 раз. Решающую роль в этом сыграли решения ОПЕК. Западные страны вынуждены были перестраивать экономику, переходить на энергосберегающие технологии.
Второй мировой энергетический кризис в 1979 г. снова привел к скачкообразному росту цен на энергоносители – в 1,7 раза. К этому времени (1980 г.) СССР уже добывал более 600 млн. т нефти, из которых 119 млн. т экспортировал; газа – более 500 млрд. куб. м, из которых экспортировал 53,2 млрд.
В 1970–1980 гг. физический объем экспорта нефти вырос на 62%, а стоимость – в 3,7 раза. Максимум был достигнут в 1983 г. – 91,1 млрд. долл.
Для справки: наивысшая цена нефти была достигнута в 1982 г. – 248,2 долл. за 1 т, или около 40 долл. за баррель, в 9,2 раза выше цены 1973 г. (24,1 долл. за 1 т). Выручка от экспорта нефти в этот год составила 28,5 млрд. долл. В 1996 г. при цене 135,5 долл. за 1 т (21,5 долл. за баррель) экспорт дал 14,28 млрд. долл. В 1998 г. цена упала до 8 долл. за баррель, в 5 раз меньше цены 1982 г.
Мировая цена на газ в 1982 г. была равна 141,15 долл. за 1 куб. м, максимального значения она достигла в 1987 г. – 194,5 долл./куб. м. В эти годы экспорт газа дал 8,3 и 16,4 млрд. долл. соответственно.
В развитии нефтегазовой промышленности важную роль играли гигантские компенсационные сделки типа "газ – трубы": западные страны давали кредиты, на которые приобретались трубы, нефтяное и газовое оборудование, а оплата производилась поставками нефти и газа. Правда, ТЭК сам требовал огромных инвестиций, эффективность которых быстро падала. В 1985 г. они вдвое превысили объем 1975 г., а добыча стала снижаться.
За 1965–1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд. долл.
Как отмечает Е. Гайдар*, нефтяные деньги были использованы для выведения душевого ВВП и уровня жизни за тот предел, который может устойчиво поддерживаться при социализме. В итоге и неизбежный кризис, когда он наступил, оказался особенно болезненным.
* Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. С. 163.

Когда в 1986 г. конъюнктура изменилась и прежняя политика уже стала невозможна, выяснилось, что эти деньги потрачены неизвестно на что, точнее, на импорт продовольствия, ширпотреб, гонку вооружений (строительство Красноярской РЛС и т.п.).
Была возможность вовремя начать структурную перестройку советской экономики, приступить к устранению ее основных деформаций, и тогда к середине 1980-х гг. можно было иметь народное хозяйство, подготовленное к неизбежным переменам, которые вследствие этого были бы намного менее болезненны. Это видно на примере Венгрии, Чехословакии, отчасти Польши, где ко времени рыночных реформ экономика оказалась существенно более сбалансированной и подготовленной.
В дискуссиях вокруг реформ у нас зачастую выдвигался тезис (Ю.В. Яременко): сначала надо было перестраивать структуру экономики, а затем либерализовать цены, приватизировать и т.д. В нем есть известная логика. Однако если ее придерживаться, то делать это надо было с начала 1960-х, когда и ресурсы были. Время было упущено, ресурсы безвозвратно растрачены. Даже Кувейт оказался умнее, создав на доходы от нефти Фонд будущих поколений. У нас будущим поколениям "кремлевские старцы" оставили гору неразрешимых проблем и горечь новых тяжелых испытаний.
Впрочем, структурную перестройку и тогда, на нефтяные деньги, тоже нельзя было осуществить без реформ. Без рынка, без открытой экономики не было обратной связи, сигналов, позволяющих определить, что и как перестраивать.
Таким образом, нефтедоллары, несомненно, оттянули кризис, но и сделали его более болезненным: падать пришлось с большей высоты. Однако критическая точка приближалась.
Правление Брежнева едва ли не главной своей заслугой считало достижение стратегического паритета с США в военной области. Но когда с начала 1980-х гг. в США стали разрабатывать оружие "звездных войн", политическому руководству от военных и ВПК стали поступать сигналы, что новый виток гонки вооружений СССР не выдержит. Уже они, т.е. силы, которые высасывали соки из экономики, стали обращать внимание на ее слабость. Даже им стало ясно, что основные военно-стратегические проблемы лежат не в самой военно-промышленной сфере, а в том базисе, на котором она строится. Теперь и они присоединились к требованиям реформ.
К этому времени западные страны уже усвоили уроки энергетических кризисов 1970-х гг. и перевели свою экономику на энергосберегающие технологии. Мы время упустили. Конъюнктура на мировых рынках стала меняться, в 1986 г. резко упали валютные поступления от экспорта энергоносителей. При- шлось сокращать импорт (табл. 3.4).

Правда, импорт инвестиционных товаров сократился меньше, а по некоторым видам оборудования, а также по мясу и мясопродуктам наблюдался рост. Однако в целом картина выглядит достаточно убедительно: нефтяной Клондайк кончился как раз тогда, когда новое руководство дозрело до реформ. Пышки достались одним, а шишки – другим.

Ответ оставил Гость

Ценообразование на мировом рынке нефти играют важную роль в экономике многих государств. Россия – яркий пример тому.
1. Именно нефтедоллары определяют количество денег в российской экономике.
Благодаря нефтедолларам пополняется и бюджет страны.
2. За счет притока нефтедолларов растет благосостояние страны. Это способствует росту уровня жизни населения в целом.
3. Вследствие рассмотренных выше причин растет престиж страны на мировой арене. Т аким образом, Россия получает возможность «вступить» на равных в мировую экономику.
4. Благодаря притоку денег от экспорта нефти появляется возможность развивать различные отрасли экономики.
5. Повышается ВВП страны. Традиционно динамику потребления нефти меряют относительно динамики реального объема ВВП. В ряде публичных дискуссий, а также в печати вполне заслуженно много внимания уделяют проблеме связи бюджета и мировых цен на нефть.
6. Повышаются доходы экономических агентов. Указанная зависимость темпов роста российской экономики от мировых цен на нефть реализуется в определенных количественных оценках формирования доходов российских экономических агентов. Расчеты показывают, что при снижении среднегодовой цены за баррель нефти марки «Urals» на 1 доллар российская экономика теряет в целом приблизительно 1,6 млрд. долларов в год (включая 0,85 млрд. долларов потери бюджета и 0,75 млрд. долларов потери предприятий).
7. Увеличиваются инвестиции, в частности в топливную и транспортную отрасль.Россия традиционно недополучает инвестиции. Стоит подчеркнуть, что именно они являются едва ли не единственным механизмом устойчивого экономического роста. Уровень иностранного инвестирования в нашу экономику не соответствует экономическим успехам России - к слову сказать, очень значительным. Это связано, прежде всего, с остаточным эффектом холодной войны: «Россия - страшное место, русская мафия, произвол чиновников» и прочее. Все эти слоганы до сих пор успешно продаются на западе. В итоге Польша, которая проигрывает России по всем параметрам (включая криминал и коррупцию), имеет в разы большие объемы инвестиционных средств.
Таким образом, каждый месяц стабильности повышает наше место в международных инвестиционных рейтингах, добавляет стране иностранных инвестиций и «продвигает» ее на Запад...
Вместе с тем, анализ инвестиционных процессов особенно важен при рассмотрении общей связи российской экономики с конъюнктурой мировых рынков нефти, поскольку инвестиции составляют один из главных элементов механизма этой связи. Учитывая, что физический объем экспорта нефти может меняться весьма незначительно, решающее значение для формирования доходов топливной отрасли имеют колебания цен. В условиях роста цен и соответствующего расширения доходов наблюдается увеличение инвестиций. В первую очередь, это касается непосредственно топливной отрасли и транспорта, доля которых составляет почти половину инвестиций в основной капитал в России. Это неизбежно порождает инвестиционный спрос и, соответственно, рост производства, приток инвестиций в машиностроение и другие отрасли. В итоге инвестиции в топливную промышленность выступают в роли локомотива для промышленности и экономики в целом. Кроме того, увеличение доходов нефтяных компаний ведет непосредственно к расширению инвестиций в других отраслях - в результате экспансии «нефтяного» капитала в эти отрасли. Таким образом, увеличение дохода нефтяных компаний вследствие роста мировых цен на нефть создает условия для роста российской экономики в целом - прежде всего, через механизм инвестиций.
8. Увеличиваются валютные поступления от экспорта. Происходит прирост золотовалютных резервов и стерилизация избыточной ликвидности.
Отмечу, что это лишь одна сторона медали...

Полвека тому назад, 17 октября 1964 г., первые тонны советской нефти поступили в Польшу и ГДР по нефтепроводу «Дружба». В действие он был введен двумя днями раньше, а строился с декабря 1960 г. (Планировалось, что задвижку торжественно откроет Н. Хрущев, но за несколько дней до того его отправили в отставку). В конце 1960-х – начале 1970-х г. для Чехословакии и Венгрии дополнительно построили «Дружбу-2». С тех пор роль сырой нефти в отечественном экспорте только росла. Так, если в 1965 г. на ее долю приходилось около 15% доходов СССР, то к четвертому кварталу 2014 г. эта доля в экспортных доходах России превысила 30%. Однако вернемся в недавнее прошлое.

После известных событий в ГДР (1953 г.), в Венгрии и Польше (1956 г.) перед советским руководством встала задача более широкой и долгосрочной финансово-экономической «подпитки» этих и других стран-участниц Совета экономической взаимопомощи.

По мнению бывшего посла Венгрии в СССР (в 1970-х гг.) Дьюлы Рапаи, «Москва решила экономической политикой в регионе СЭВ всячески сглаживать социально-политические последствия событий в ГДР, Венгрии и Польше. Прежде всего, этим странам гарантировались поставки разнообразного сырья по очень низким ценам и закупки их готовой продукции в широком ассортименте по завышенным ценам». Вдобавок СССР согласился платить высокие проценты за предоставляемые ему «братские» кредиты, а сам зачастую кредитовал те же страны без процентов. Всё это, заметим, продолжалось вплоть до официального прекращения деятельности СЭВ в 1991 г.

В рамках именно сэвовской экономической политики создавался и работал нефтепровод «Дружба», поставлявший Восточной Европе нефть сперва из Татарстана (г. Альметьевск) с 1964 г., а затем - и из соседних Башкортостана, Оренбургской, Самарской областей. Инициатором таких отношений, в т.ч. проекта «Дружба», был Хрущев, которому послесталинские восточноевропейские лидеры на рубеже 1950-х - 1960-х всё чаще жаловались на нехватку сырья, финансовых ресурсов, на подспудные антисоветские настроения в обществе и т.д. Остроту этих проблем требовалось сглаживать всевозможными экономическими методами, в том числе нефтяными поставками.

Естественно, спрос практически на «дармовую» советскую нефть быстро увеличивался в упомянутых странах, поскольку им в условиях советской финансово-сырьевой подпитки не нужно было развивать собственную геологоразведку, экономить топливо, снижать энергозатраты в экономике и ЖКХ. Потому в 1968-1973 гг. была построена новая магистраль «Дружбы» и увеличена мощность «Дружбы-1».

И снова по политическим причинам в руководстве СССР не обращали внимания на то, что «братские социалистические страны» нередко перепродают советскую нефть и изготовленные из нее нефтепродукты на Запад.

По разным оценкам, на этот бизнес к середине 1980-х направлялось от 25 до 30% нефти, поступавшей из СССР. Кстати, многие эксперты, в том числе российские и западноевропейские, говорят, что аналогичные операции с российской нефтью небезуспешно проводит Белоруссия.

Правда, в проекте «Дружба» была и другая цель, о которой вслух не говорили: устранить «непослушную» Румынию из сферы экспорта нефти в соседние с ней страны. Отношения СССР с Румынией стали ухудшаться, во-первых, после антисталинских решений ХХ съезда КПСС. А во-вторых, как утверждали румынские, китайские и албанские источники, Хрущев, Микоян и Андропов (тогда посол СССР в Венгрии) договаривались с Имре Надем и Яношем Кадаром о возможной передаче Будапешту части румынской Трансильвании, целиком входившей в состав Венгрии в 1940-1946 гг. (и раньше, до 1919 г.), при условии дальнейшего участия Венгрии в СЭВ и Варшавском Договоре.

Румыния, располагающая крупными запасами нефти, особенно в Трансильванском регионе, экспортировала ее в Германию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Польшу, Австрию в 1930-х – 1980-х гг. (экспортирует и сегодня).

Но важнее другое: покупателями румынской нефти в 1970-х - 1980-х были и Израиль, и садатовский Египет, даже полпотовская Кампучия, испытывавшие к СССР отнюдь не дружеские чувства.

После ввода в действие системы трубопроводов «Дружба» румынский, а также албанский экспорт нефти в Венгрию, Чехословакию, Польшу, Австрию и Югославию сильно сократился, хотя советской стороне не удалось полностью исключить нефть Румынии и Албании из системы поставок в Восточной Европе.

Что касается позиции Запада по этому проекту, то у него были планы поставлять нефть в Восточную Европу с Ближнего Востока или Северной Африки по трубопроводу через Грецию-Югославию (порт Салоники-Скопье-Ниш-Белград-Будапешт с дальнейшим ответвлением в Чехословакию). Но к концу 1960-х построили лишь участок Греция-Югославия, так как СССР смог обойти западное эмбарго на поставки в СССР высококачественных труб. Как известно, с ноября 1962 г. в рамках НАТО было введено эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра для нефте- и газопроводов. Однако на Челябинском трубопрокатном заводе был налажен выпуск таких труб на созданном очень быстро «Стане 1020», на первом изделии которого рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!».

«Трубные» санкции Запада задержали строительство «Дружбы» всего на полтора года. Но челябинские трубы не смогли конкурировать с трубами из ФРГ, которые оказались более качественными.

В ходе создания «Дружбы-2» это эмбарго было отменено (весной 1969-го) и, прежде всего, с такой перспективой, чтобы СССР надолго стал зависимым от подобной западной продукции. Во всяком случае до 70% трубопроводов для экспорта нефти теперь уже экс-СССР - это трубы, ввезённые из Западной Европы.

Таким образом, значение экспорта нефти во внешнеторговой, да и в общеэкономической, политике СССР только усиливалась. Чему способствовала также перекачка углеводородного сырья по ответвлениям «Дружбы» в ФРГ, Австрию, Югославию, Западный Берлин со второй половины 1960-х. Впоследствии «Дружба-1» и «Дружба-2» были состыкованы с нефтепроводной сетью стран Центральной и Западной Европы.

Дело в том, что Запад после арабского нефтяного эмбарго (1973-1974 гг.) согласился наращивать импорт нефти и газа из СССР, но в обмен на котировку советского нефтегазового сырья в основном в долларах США и западноевропейские трубы для советских экспортных трубопроводов.

Экономическая ситуация вынудила руководство СССР согласиться на такой, с позволения сказать, бартер. И когда к середине 1980-х в повестке дня «мировой закулисы» встал вопрос о развале Советского Союза, Запад вместе с некоторыми нефтегазовыми монархиями Аравийского полуострова быстро обвалил мировые цены на нефть, и особенно на советскую. Как утверждают многие авторитетные эксперты, именно этот фактор за считанные годы привел СССР, а также Румынию и неосталинистскую Албанию к экономическому краху.

И что имеем сегодня? Нефтяная «игла» стала для экономики нашей страны жизненно важной. Несмотря на многочисленные декларации о необходимости реиндустриализации России (включая нефтепереработку и нефтегазохимию), по сей день от мировых цен на нефть зависит валютный курс российского рубля. А экспорт нефти теперь уже в постсоветской России является главным критерием устойчивости и выживаемости экономики. Достаточно сказать, что практически все бюджетные расходы и доходы рассчитываются на основе прогнозных оценок минфина и/или минэкономразвития РФ относительно мировых цен на нефть, в том числе и российскую.

Алексей Балиев


Top