Эмоциональный стресс или спусковой механизм для изменений. Распространённые причины психоэмоциональных перегрузок

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс. Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.


Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  1. Положительный – эутстресс . Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  2. Негативный – дистресс . Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.

Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

Эмоциональный стресс у подростков

Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов . Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

Факторы, вызывающие стресс


Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.

Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

Причины и признаки

Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.


Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.


Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

  • Тревога без видимых причин;
  • Внутреннее напряжение;
  • Повышенная раздражительность;
  • Агрессивность;
  • Неадекватное восприятие неприятных ситуаций ;
  • Подавленность, тоска, угнетённость;
  • Капризность;
  • Невозможность управления собой, своими действиями и эмоциями;
  • Снижение памяти и внимания;
  • Апатия, отсутствие радости и удовольствия от любимых дел;
  • Постоянная усталость;
  • Снижение работоспособности;
  • Нарушения сна;
  • Неудовлетворённость;
  • Изменение аппетита;
  • Нарушение в поведении и восприятии мира.

Зачастую для снижения воздействия негативных факторов человек прибегает к неправильным способам лечения – алкоголю и наркотикам , пытаясь уйти от проблем, меняет поведение, совершает необдуманные действия.

Лечение: приемы снятия эмоционального стресса

На человека постоянно воздействует сразу ряд стрессоров, имеющих способность накапливаться. В этом заключается основная опасность . Если вовремя не предпринять меры по защите, можно остаться наедине с проблемами. Переживания, загнанные внутрь, разрушают собственное Я человека, связи его с окружающими.


Существуют различные приёмы снятия эмоционального стресса, наибольшую эффективность показывают следующие методики:

Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать , хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

760руб.

Введение

Психоэмоциональный стресс

Фрагмент работы для ознакомления

Социально-психологический блок. Любой человек, хочет он того или нет, испытывает на себе влияние своего социального окружения и, шире, социальной и предметной среды. При стрессе меняется отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей, особенно при действии физических, физиологических стрессоров, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен стрессом (6, с. 183).
В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.
Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».
Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности (22, с. 92).
Г. Н. Кассиль, М. Н. Русалов, Л. А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.
Ю. Л. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. К. И. Погодаев, учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции (30, с. 42).
Как считает В. Л. Вальдман с соавторами, в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;
в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.
Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным (30, с. 44).
Г.Г. Аракелов считает, что механизмы стресса и эмоций различны, но в сознании человека стресс и эмоции актуализируются одновременно. Причем сила последующей стрессовой реакции осознается и оценивается по выраженности эмоции, тогда как первоначальное проявление стрессовой реакции проявляется на неосознаваемом уровне. Возникновение соответствующих эмоций после оценки опасности нужно для последующего сознательного управления и выбора тактики поведения (25, с. 135).
В деятельности человека-оператора основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмоционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность работы. Состояние эмоциональной (психической) напряженности как раз и определяется по возникновению помех этой деятельности, появлению ошибок, отказов и т. д. В период развития непосредственной психологической реакции на экстремальное воздействие возникает больше всего аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбуждение играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности. Нарушается сложный процесс анализа и плана формирования деятельности, выбора наиболее оптимальной ее стратегии.
Глава 3. Влияние психоэмоционального стресса на заболевания
В психологических исследованиях различным комплексам эмоционального реагирования сопоставляется склонность к формированию той или иной психосоматической патологии. У человека наиболее частым сверхсильным стресс-раздражителем, ведущим к развитию кортико-висцеральных нарушений, является психическая травма, причиняемая в одних случаях остро, однократно, часто внезапно, и в других случаях – хронически, многократно, часто исподволь, почти незаметно, но глубоко затрагивая психическую сферу и, как правило, протекая на фоне эмоционального аккомпанемента, усиливающего воздействие травмирующего фактора. Частым следствием воздействия психической травмы являются психосоматические заболевания.
О роли неотреагированных эмоций в формировании соматических расстройств писал, в частности, Г.ФЛанг в 1932 г.: «Печаль, не выплаканная слезами, заставляет плакать другие органы». Общей и основной причиной гипертонической болезни, а также язвенной болезни, тоже относящейся к кате­гории психосоматических расстройств, является повышенная нервно-психическая травматизация и чрезмерное психоэмоциональное напряжение, – считал, опираясь на опыт Великой Отечественной войны, особенно на Метериалы, собранные в период 900-дневной блокады Ленинграда, видный отечественный терапевт М.В.Черноруцкий. (12, с. 383)
В 92% случаев тяжелые психические травмы и длительное нервное перенапряжение отметила Т.С.Истаманова в анамнезе больных неврастенией, сопровождавшейся функциональ­ными расстройствами внутренних органов. Учащение случаев язвенной болезни и ее атипичное течение в годы Второй Мировой войны наблюдалось практически во всех воевавших странах. При воздушных бомбардировках немецкой авиацией Лондона, Ливерпуля и Ковентри английские врачи отметили в этих городах резкое увеличение числа перфораций желудка у больных, страдавших язвенной болезнью. На материале медицинского обследования 109 тыс. человек З.М.Волынским обнаружилось, что гипертоническая болезнь в два раза чаще встречалась у фронтовиков и в три раза чаще у лиц, переживших ленинградскую блокаду и другие ужасы войны, чем у тех, кто находился в военное время в тылу.
Каждая эмоция характеризуется прежде всего внутриличностным состоянием субъекта – переживанием. Переживание – импрессивная сторона эмоции. Экспрессивной стороной эмоции являются характерные объективные изменения жизнедеятельности организма, проявляющиеся электрофизиологическими, биохимическими, вегетососудистыми и моторными эффектами. Как физиологический феномен эмоция является результатом деятельности целостного мозга, как психологический – специфическим выражением активности личности. Изначально возникая как физиологическое явление и не переставая быть таковой на уровне сложных личностных взаимоотношений, эмоция выступает как переживание, т.е. как психическое явление – в виде своеобразной формы отражения отношения человека к значимым для него объектам и событиям. Иначе говоря, психическое и физиологическое выступают в эмоциях как две стороны единой нервной Деятельности. Как указывает ПХ.Шингаров, в эмоциях есть субъективное, но нет идеального: внешний мир отражается не в виде образов, созданных на основе временных связей, а в виде переживаний субъективных состояний. (12, с. 384)
Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу находят определенную связь Между качеством (модальностью) эмоционального переживания и спецификой изменений, происходящих в физиологических системах организма человека. В частности, они считают, что «эмоции могут сопровождаться симпатической настройкой одних органов и систем и парасимпатической – других. При негодовании и возмущении в сосудистой системе преобладают симпатические влияния, тогда как в желудочно-кишечном тракте – парасимпатические». В состоянии гнева увеличивается экскреция катехоламинов, в особенности норадреналина. При переживании страха на фоне повышения уровня катехоламинов наблюдается преимущественное увеличение адреналина. Шведская исследовательница М.Франкенхойзер называет адреналин «гормоном кролика», в отличие от норадреналина – «гормона льва».
Эмоциогенное активирование вегетативных систем в нормальных условиях является приспособительной реакцией организма и не ведет к патологии внутренних органов. Эмоциональные состояния, считают Ю.М.Губачев, Б.В.Иовлев, Б.Д.Карвасарский, «становятся факторами патогенеза соматических заболеваний либо при наличии резко измененных структур органов-мишеней, адаптивные возможности которых резко снижены, либо при условии чрезвычайной силы и длительности таких состояний». Это положение опирается, в частности, на результаты исследований К.М.Быкова и И.Т.Курцына, в которых было показано, что при ослаблении какой-либо физиологической системы (органа) она и вовлекается в патологический процесс, независимо от конкретного психологического содержания конфликта.
Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора, а также от вида организма, у которого она возникает. Эта реакция универсальна и направлена на защиту человека или животного и на сохранение целостности его организма. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора включает три стадии, объединенные понятием «общий адаптационный синдром». (28, с. 141)
На первой стадии – тревоги – в организме происходят такие изменения, как напряжение мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.
На второй стадии – резистентности – организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость (резистентность) организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.
Третья стадия – истощения, возникающая при воздействии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.
Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию.
Дезадаптация – это состояние нарушенного гомеостаза (динамического равновесия организма и внешней среды), наступающее в случае, если защитные механизмы истощились, а действие стрессогенного фактора не было полностью нейтрализовано. (28, с. 158)
Стрессогенным фактором называется любое воздействие, идущее из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.
Существует два пути возникновения стресса: психологический и физиологический. Если стрессогенный фактор не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса, то такой стресс расценивается как физиологический, или системный.
Если же стрессогенный фактор преломляется в большей или меньшей степени через сознание человека, то возникающие при этом изменения считаются психологическим стрессом. Воздействие приобретает стрессогенный характер, если оно оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию. Большое значение имеет понимание ятрогенного стресса, возникающего вследствие получения от медицинских работников сведений, способных вызвать у пациента чувство тревоги. Одной из причин возникновения психологического стресса у человека является невозможность реализовать ту или иную значимую для него потребность, вызванную, например, болезнью. Психологические причины стрессов получили название психические травмы (психотравмы). В настоящее время понятие психологического стресса нередко приравнивают к понятию фрустрации.
Фрустрация (от лат: frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) представляет собой психическое состояние краха и подавленности, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, которые вызваны переживанием неудачи. Трудности, возникающие на пути к достижению цели или решению задач, воспринимаются как непреодолимые. Ситуацию, в которой возникает такое психическое состояние, именуют фрустрирующей. (1, с. 232)
Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями:
наличием актуальной потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
блокированием возможности ее реализации, наличием сопротивления (препятствия – фрустратора).
Виды препятствий.
1. Пассивное внешнее сопротивление – наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве.
2. Активное внешнее сопротивление – запреты и угрозы со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают.
3. Пассивное внутреннее сопротивление – осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить задуманное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения.
4. Активное внутреннее сопротивление – угрызения совести (2, с. 11).
Основными субъективными психологическими проявлениями стрессового состояния являются тревога и страх, т.е. ощущение неопределенной угрозы, опасности. Оно связано с тем, что человек не может точно определить характер угрозы из-за отсутствия или недостатка информации о раздражителе, неправильной ее логической переработки или сочетания того и другого. Легкая степень тревоги иногда оказывает положительное влияние на интеллектуальную и физическую деятельность человека. Примерами тому служат улучшение способности вспомнить необходимый материал на экзамене при легком волнении; повышение спортивных показателей при умеренном предстартовом напряжении и др. По мере нарастания тревоги продуктивная деятельность падает. Но во всех случаях тревога – это сигнал неблагополучия, который побуждает человека предпринимать те или другие действия, помогающие ему избавиться от этого чувства. Страх возникает тогда, когда человек не находит в данный момент выхода из угрожающего ему положения, но выделяет в качестве его причины какой-то определенный фактор (явление, объект), который на самом деле может и не быть истинной предпосылкой стресса. Страх, как и тревога, имеет защитное значение, он побуждает человека к действию в целях самосохранения. Однако при избыточной выраженности страх может вести к дезорганизации поведения.
Стресс и уровень холестерина в крови. Повышенный уровень холестерина приводит к развитию атеросклеротических бляшек на стенках кровеносных сосудов, что вызывает нарушение кровотока (обычно его ухудшение). Следствием этого может быть возникновение инсультов и инфарктов. Принято считать, что причин повышенного содержания холестерина в крови может быть несколько. В настоящее время показано, что одной из важных причин повышения уровня холестерина является повышенный уровень стресса. Так, у бухгалтеров отмечался резко повышенный уровень холестерина тогда, когда им надо было выполнить большой объем работы в сжатые сроки – подготовить сводный отчет или сводки для налоговых органов. Тестирование студентов-медиков непосредственно перед и после выпускных экзаменов показывает, что у 20 из 21 обследованного студента уровень холе-s стерина в сыворотке крови перед экзаменами, т. е. в стрессовой ситуации, повышен. (18, с. 339)
Артериальная гипертензия. Это повышенное и приносящее вред давление крови на стенки артерий. Причин повышенного давления тоже может быть несколько. Но не вызывает сомнения то, что действие стрессоров приводит к повышению давления.
Эмоциогенные стрессоры рассматриваются как один из главных факторов в этиологии гипертензии. Поэтому образовательные программы для гипертоников предусматривают обучение методам управления уровнем стресса.
Инсульт и ишемическая болезнь сердца. Инсульт возникает в результате блокады кровотока или разрыва кровеносного сосуда в головном мозге, что вызывает недостаток кислорода и гибель нервных клеток. Результатом инсульта может быть паралич, нарушение речи, ухудшение моторных функций или смерть. Считается, что инсульт связан с высоким артериальным давлением, действием стрессоров и некоторых других причин. (18, с. 340)
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) и ее связь с повышенным уровнем стресса объясняются повышенной активизацией стрессовых механизмов под влиянием стрессоров: учащение ритма сердца, повышение артериального давления, задержка жидкости в организме. Типичная жертва сердечного приступа – переутомленный, сильно загруженный работой бизнесмен с избыточной массой тела, сигаретой в зубах, снимающий напряжение с помощью спиртного. Был идентифицирован стиль поведения типа А, который наиболее часто встречается у людей, перенесших инфаркт. Обычно это люди агрессивные, тщеславные, нетерпеливые, враждебные, зависимые от оценки своей работы, занимающиеся одновременно несколькими делами сразу.

Список литературы

1.Агаджанян С.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
2.Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 2004. – 86 с.
3.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
4.Гринберг Д. Управление стрессом. СПБ.: Питер, 2002. – 496 с.
5.Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. – 560 с.
6.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. – 312 с.
7.Клиническая психология. Под редакцией Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
8.Куницына В.Н. , Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
9.Кэрри Л.К., Филипп Дж. Д. и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.
10.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Наука, 2004 - 312 с.
11.Лэйн Д. Как преодолеть стресс. СПб.: Норинт, 2004 – 176 с.
12.Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
13.Общая физиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2005. – 296с.
14.Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400 с.
15.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
16.Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоления. Под редакцией А.С. Батуева. СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
17.Психология и этика делового общения. Под редакцией Поваляева М.А. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
18.Психофизиология. Под редакцией Александрова Ю.И. СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
19.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
20.Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
21.Патологическая физиология. Под редакцией Зайко Н.Н., Быця Ю.Ф. М.: МЕДпресс-информ, 2006 – 640 с.
22.Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 2005. – 322 с.
23.Селье Г. Когда стресс не приносит горя. Неизвестные силы в нас. М.: РЭНАР, 1992. – 212 с.
24.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
25.Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоматическая медицина. МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.
26.Трошин В.Д. Стресс и стресогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
27.Фромм Э. Революция надежды. СПб.: Мысль, 2002. – 565 с.
28.Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Академия, 2005. – 320 с.
29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
30.Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. – 304 с

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.

Личность и ее развитие. Природа эмоций.

Стресс как фактор, влияющий на здоровье человека. Физиологические механизмы стресса. Классификация видов стресса: стресс, эустресс, дистресс, их значение для организма человека. Причины возникновения стресса и дистресса: конфликтные ситуации, информационные перегрузки, межличностные отношения. Эмоциональное неблагополучие (невроз).

Защита и пути преодоления стресса: стратегия «отступления», формирование новой доминанты, дыхательная гимнастика, физические упражнения, методы релаксации, психофизиологическая и идеомоторная тренировки.

6.1. Что такое стресс?

6.2. Основные положения Селье о стрессе.

6.3. Физиологические основы стресса.

6.4. Психологические основы стресса.

6.5. Классификация стрессоров.

6.6. Функциональные нарушения (болезни адаптации).

6.7. Способы борьбы со стрессом.

6.7.1. Релаксация.

6.7.2. Релаксационные упражнения.

6.7.3. Концентрация.

6.7.4. Ауторегуляция дыхания.

6.7.5. Первая помощь при остром стрессе.

Контрольные вопросы.

«В здоровом теле – здоровый дух», так говорили древние римляне, так говорит Система Здоровья. Правила здоровья, контрастные воздушные и водные ванны, правильное питание, создавая физическое здоровье, одновременно формируют могучую нервную силу и психическое здоровье.

Но существует и другой, не менее справедливый афоризм, принадлежащий мудрецам Востока: «В здоровом духе – здоровое тело». Укрепляя и совершенствуя свой дух, человек укрепляет и свое физическое здоровье. Взаимодействие тела и духа, совершенствует не только физическую, но и духовную энергию человека, делает его более гармоничным, здоровым, творческим.

Здоровая нервная система помогает человеку противостоять всем невзгодам и бурям, которым он подвергается в жизни.

6.1. Что такое стресс?

В переводе с английского стресс означает «напряжение, давление». Канадский ученый (медик, физиолог, психолог) Ганс Селье определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Биологическая функция стресса - адаптация. Эта реакция предназначена для защиты организма от различных воздействий: физических, психических. Стресс - это способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора.

Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, т. е. специфично, но кроме специфического эффекта требование дает неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции, т. е. адаптироваться к возникшей трудности. Из этого следует, что специфичные явления требуют неспецифичного ответа.

В настоящее время стресс является важной причиной смертности, так как он нарушает психосоматическое равновесие. Стресс предъявляет высокие требования к нашей психике, щадя при этом наше тело, «экономя» на нем. Это приводит к дисгармонии природного равновесия.

И все-таки стресса не следует избегать. Г. Силье отмечал «полная свобода от стресса означает смерть», уровень психологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю.

Организму неважно положительные переживания испытывает человек или отрицательные, стресс зависит только от интенсивности требования.

На рис. 6.1. изображено влияние стрессовой реакции на работоспособность человека.

Рис. 6.1. Соотношение стрессовой реакции и работоспособности.

Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни». Такой положительный стресс называют «эустрессом», а ослабляющий, чрезмерный стресс - «дистрессом».

По мере усиления стресса улучшается общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптимальный уровень стресса, зависит от врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов.

Механизм стрессовой реакции сформировался на ранней стадии человеческого развития как защитный механизм. За период эволюции этот механизм отшлифован до автоматизма и срабатывает мгновенно. Но в период его формирования перед человечеством стояли другие задачи (убежать от хищного зверя, убить животное, чтобы накормить семью и т. д.). В современном мире люди решают другие проблемы, но механизм стрессовой реакции остался тот же. Защитная реакция запускается, чтобы человек действовал, это команда - «нападай или убегай». Ее задача - быстрая мобилизация энергетических резервов, цель - выжить. Мы живем в цивилизованном мире, и мы не следуем этой команде, мы сдерживаем свои эмоции, а у них нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма.

Стресс - это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает. Виды:

    Полезные стрессы, или эустрессы - понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

    Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвамиинфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируявегетативную нервную системуи еёэндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Адаптационный синдром - совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на стрессоры - значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Адаптационный синдром - это процесс, закономерно протекающий в трех стадиях, которые носят название стадии развития стресса:

    Стадия “тревоги” (аларм-реакция, стадия мобилизации) - мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: 1) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения. 2) фаза “противошока”. При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

    Стадия резистентности (сопротивления). Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. “Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора”. Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо, если стрессор продолжает действовать еще дольше, сменяется последней стадией - истощения.

    Стадия истощения - утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования.

Стрессреализующие системы .

Механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются об­щими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или стресс-реакции).

Всовременной литературе механизмы, лежащие в ос­нове стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами.

Первый этап в стресс-реакции - активация симпати­ческого и парасимпатического звеньев автономной нерв­ной системы.

Физиологические изменения в организме, на­блюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

1)учащение сердцебиения;

2)усиление сердечных сокращений;

3)расширение сосудов сердца;

4)сужение брюшных артерий;

5)расширение зрачков;

6)расширение бронхиальных трубок;

7)увеличение силы скелетных мышц;

8)выработка глюкозы в печени;

9)увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

10)расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

11)ускорение обмена веществ.

Стресслимитирующие системы .

Впроцессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые пре­пятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побоч­ные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие си­стемы, или системы естественной профилактики стресса.

ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными.

Под влиянием фермен­тов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса.

Вре­зультате не происходит запуска стресс-реакции.

Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работос­пособность, увеличивают возможность выполнения дли­тельной мышечной работы, снижают чувство тревоги. Вцелом эти вещества снижают психогенные реакции че­ловека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоци­ональной реакции, запускающей стресс-реакцию.

Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию катехоламинов. Особенно это выражается в отношении чув­ствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижа­ют выраженность стресс-реакции.

Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образова­ние свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих свободнорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержа­щие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент супероксиддисмутаза.

Трофотропные механизмы. Активация парасимпати­ческой нервной системы во время стресс-реакции пред­ставляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.

Психоэмоциональный стресс — непростое состояние, которое может стать причиной опасных заболеваний: в некоторых случаях он провоцирует мозговой сосудистый приступ. Психоэмоциональный стресс можно преодолевать, главное — научиться это делать. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, можно попробовать множество различных приемов.

Неплохим вариантом станет смена обстановки.

В современной медицине есть немало способов, помогающих справиться с таким состоянием.

Можно прибегнуть к медитации, йоге, релаксации, избавиться от накопленной негативной энергии можно с помощью обычной валерьянки, хорошим успокаивающим средством является мята.

Пагубное воздействие стресса

Когда человек испытывает подобные состояния, у него выделяется определенное количество адреналина и норадреналина. В большом количестве эти гормоны вредны для организма. Они способствуют повышению давления, в результате своего воздействия адреналин и норадреналин могут повредить сосудистую стенку и стать причиной спазма сосудов. После стрессов могут развиться такие опасные недуги, как инфаркт и инсульт. При частом испытании негативных эмоций у человека может развиться гипертоническая болезнь, которая наносит существенный вред здоровью.

Адреналин и норадреналин увеличивают тонус мышц, более того, они способствуют повышению уровня сахара в крови. Если у человека имеются какие-либо проблемы, связанные с деятельностью сердечно-сосудистой системы, или есть склонность к повышенному давлению, стресс окажет более сильное воздействие, нежели на здорового. Если у человека есть проблемы с сердцем, сосудистые спазмы, могут быть очень опасными. Данное психическое состояние может быть вызвано различными негативными факторами, например, житейскими трудностями, часто человек испытывает напряжение, находясь на рабочем месте. Каждому человеку нужно научиться справляться со стрессом.

В некоторых случаях у людей возникает , сопровождающийся повышенной усталостью: в данном случае появляется бессонница, мигрень. Стоит знать: частый стресс может существенно ослабить защитные свойства иммунной системы.

Такое состояние, как хронический стресс, представляет угрозу для здоровья: оно может стать причиной гипертензии, при которой происходит частое повышение давления. Хронический стресс негативно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и кровеносных сосудов. В данном случае имеется немалый риск появления склеротических бляшек (в особенности если уровень холестерина в крови повышен). Плохое настроение и подавленное состояние с легкостью могут перерасти в психоэмоциональный стресс. Данные состояния способны привести к нарушению работы органов и всех систем организма. Если человек при этом болен, организм будет тратить силы на борьбу со стрессом и отвлекаться на восстановление психических функций, таким образом, борьба с болезнью сведется к нулю.

Вернуться к оглавлению

Методы борьбы с тревожным состоянием

Чтобы облегчить симптомы стресса, психологи советуют вести дневник или проговаривать мысли на диктофон. Важно добиться того, чтобы человек смог объяснить, охарактеризовать, проанализировать собственное настроение. Уровень стресса можно снизить, записав мысли на бумагу: чтобы не уходить с головой в свои мысли, постарайтесь выговориться, выслушать ваши проблемы может дорогой вам человек. После этого ваше настроение изменится в лучшую сторону, вы наполовину освободитесь от тревожных мыслей. Существует много способов и обеспечить профилактику против этого психического недуга. Самым радикальным вариантом является уход от цивилизации.

Владельцы домашних животных утверждают, что именно последние помогают справляться со стрессом. Когда человек поглаживает собаку или кошку, его самочувствие в значительной степени улучшается. В результате исследований положительное влияние домашних животных было доказано. Если человек имеет дома любимца и часто гладит его, психика становится крепче, сам человек становится сдержаннее, более того, у него нормализуется давление. Домашние животные не просто дарят радость, они способны уменьшить гипертонические кризы. Чтобы избежать ежедневного стресса, нужно постараться изменить внешние обстоятельства, например, сменить место работы и даже место жительства. Не каждый решается на столь ответственные шаги, поэтому можно изменить отношение к конкретному раздражающему фактору.

Вернуться к оглавлению

Физические упражнения и разговоры по душам

Некоторые люди при испытании стрессовой нагрузки предпочитают молчать, другие стараются выговориться. Чтобы постепенно выйти из напряженного состояния, рекомендуется начать физические тренировки. Выполняя упражнения, вы сможете успокоиться и преодолеть умеренную депрессию, физические упражнения в значительной мере укрепляют сердечно-сосудистую систему, они нормализуют давление и снижают уровень холестерина. Регулярные тренировки помогают укрепить иммунную систему и всякий раз противостоять стрессу. После интенсивной получасовой тренировки настроение значительно улучшится: у человека на одну четверть снизится тревожное состояние, помимо этих особенностей, физические упражнения способствуют благоприятной умственной деятельности. Снять стресс также поможет пешая прогулка: рекомендуется идти полчаса быстрым шагом.

Как было сказано выше, преодолеть стресс помогает разговор и запись мыслей на бумаге. Постарайтесь найти человека, с которым сможете обсудить свои проблемы, он должен вас выслушать, понять, что вы чувствуете. Чтобы расслабиться и отвлечься от негативных мыслей, можно лечь на кровать с закрытыми глазами и вообразить, что вы отдыхаете на солнечном пляже, вдыхаете кристально чистый воздух. Постарайтесь придумать картину, которая будет подходящей именно для вас. Важно настроиться на позитивную волну, включив при этом собственное воображение. Подобные упражнения можно проделывать по 30 минут в день.

Во избежание стрессовых ситуаций можно прибегнуть к методике, которая называется прогрессивной релаксацией. Она необходима для того, чтобы человек понял разницу между тем, когда его мышцы находятся в спокойном, а когда в напряженном состоянии. На ощущениях такого контраста легко понять, когда вы чувствуете себя расслабленно. Необходимо осознать, что состояние расслабления может быть достигнуто практически всегда, когда вам того потребуется.


Top