Фантастический мир в рассказе шекли запах мысли. Шекли «Запах мысли» анализ

Почтальон Кливи попадает на планету З-М-22 и живет там несколько дней. На планете живут необычные звери, которые улавливают запах мысли. Кливи пытается разгадать этот принцип, чтобы управлять животными. У него это кое-как получается. Но природа все равно выходит победительницей.

Чему учит рассказ

Рассказ учит, что не все в мире подвластно разуму.

Лерой Кливи – водитель почтолета-243. Он вез почтовый груз на космическом корабле. Корабль был неисправен. Лерой Кливи успел долететь до кислородной планеты З-М-22. После чего корабль взорвался. Очнувшись, Кливи увидел белку с зеленым мехом без глаз и ушей. На эту белку напал такой же волк, и съел ее. Кливи опять потерял сознание.

Вечером он очнулся и увидел перед собой зеленовато-черную пантеру. Он начал думать о ней и та стала приближаться к нему, когда Кливи не думал о пантере, она не спешила к нему. Это животное тоже было без глаз и ушей. Потом Кливи придумал, что он пантера-самка. Перед ним оказался самец. Он помурлыкал перед Кливи и убежал. Кливи догадался, что животные приходят на запах мысли. И каждое существо испускает свой запах.

Кливи подумал, как бы так спрятаться и дождаться спасателей, пока его не окружили волки. Тут же перед ним появились волки и пантера. Они стали нападать на Кливи и окружили его. Один волк набросился на Кливи, и он вообразил себя извивающейся змеей. Но тело выдало Кливи, он от страха бросился от волков наутек. Он вообразил себя птицей и будто бы взлетел в небо и начал кружиться над зверями. Хищники запрыгали вверх, пытаясь поймать Кливи. А он пятился назад, чтобы уйти от них. Прошел еще один день. Спасатели не прилетали.

Если будут слишком долго мешкать, пантера... - подумал Кливи, и пантера появилась возле него.- Уж лучше иметь дело с волками...- подумал Кливи. Возле него появились волки. Тогда Кливи вообразил себя кустом, чем привел в растерянность зверей.

Скоро на куст сел дятел и начал клевать Кливи в шею, он схватил птицу и швырнул ее в пантеру. Тут Кливи подумал, что теперь он труп. Звери убежали от Кливи-трупа. Прилетел стервятник. Тогда Кливи пожелал иметь хотябы факел, чтобы отпугнуть его. И он точно факел, начал распылять огонь повсюду. Начался пожар. Но вдруг Кливи окатило водой. Пошел сильный дождь и потушил огонь. Он очнулся уже на спасательном корабле. Перед ним стоял Почтмейстер.

Ты был на волосок от гибели, - сказал он. - Ты стоял в центре самого свирепого степного пожара. Постой... А как получилось, что на тебе нет ожогов?

Картинка или рисунок Шекли Роберт - Запах мысли

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Беляев Голова профессора Доуэля

    Ученый, профессор Керн принимает на работу Мари Лоран. Она поражена мрачностью обстановки кабинета Керна, но еще больше поражается она, когда узнает, что должна будет ухаживать за оживленной головой профессора Доуэля, который недавно умер

  • Краткое содержание Солженицын Архипелаг ГУЛАГ

    Книга Солженицына «Архипелаг Гулаг» повествует о нелегкой судьбе арестантов эпохи репрессий, большинство из которых попали на зону без вины. Он рассказывает о жизни трудовых лагерей изнутри, ведь ему и самому пришлось провести там долгих 11 лет.

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

  • Краткое содержание Верн Вокруг света за 80 дней

    Популярный приключенческий роман Жюля Верна написан в 1872 году и сразу же снискал большую известность в литературном мире.

  • Краткое содержание Тургенев Месяц в деревне

    В маленькой деревне происходит событие: появляется новый репетитор. Его появление нарушает складывавшийся годами быт имения Ислаевых. С первых дней новый учитель заинтересовал ребят, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру

Шекли Роберт

Запах мысли

Роберт Шекли

Запах мысли

По-настоящему неполадки у Лероя Кливи начались, когда он вел иочтолет-243 по неосвоенному звездному скоплению Пророкоугольника. Лероя и прежде-то удручали обычные трудности межзвездного почтальона: старый корабль, изъязвленные трубы, невыверенные астронавигационные приборы. Но теперь, считывая показания курса, он заметил, что в корабле становится невыносимо жарко.

Он подавленно вздохнул, включил систему охлаждения и связался с Почтмейстером Базы. Разговор велся на критической дальности радиосвязи, и голос Почтмейстера еле доносился сквозь океан статических разрядов.

Опять неполадки, Кливи? - спросил Почтмейстер зловещим голосом человека, который сам составляет графики и свято в них верует.

Да как вам сказать, - иронически ответил Кливи. - Если не считать труб, приборов и проводки, все прекрасно, вот разве изоляция и охлаждение подкачали.

Действительно, позор, - сказал Почтмейстер, внезапно преисполняясь сочувствием. - Представляю, каково тебе там.

Кливи до отказа крутанул регулятор охлаждения, отер пот, заливающий глаза, и подумал, что Почтмейстеру только кажется, будто он знает, каково сейчас его подчиненному.

Я ли снова и снова не ходатайствую перед правительством о новых кораблях? - Почтмейстер невесело рассмеялся. Похоже, они считают, будто доставлять почту можно на любой корзине.

В данную минуту Кливи не интересовали заботы Почтмейстера. Охлаждающая установка работала на полную мощность, а корабль продолжал перегреваться.

Не отходите от приемника, - сказал Кливи. Он направился в хвостовую часть корабля, откуда как будто истекал жар, и обнаружил, что три резервуара заполнены не горючим, а пузырящимся раскаленным добела шлаком. Четвертый на глазах претерпевал такую же метаморфозу.

Мгновение Кливи тупо смотрел на резервуары, затем бросился к рации.

Горючего не осталось, - сообщил он. - По-моему, произошла каталитическая реакция. Говорил я вам, что нужны новые резервуары. Сяду на первой же кислородной планете, какая подвернется.

Он схватил Аварийный Справочник и пролистал раздел о скоплении Пророкоугольника. В этой группе звезд отсутствовали колонии, а дальнейшие подробности предлагалось искать по карте, на которую были нанесены кислородные миры. Чем они богаты, помимо кислорода, никому не ведомо. Кливи надеялся выяснить это, если только корабль в ближайшее время не рассыплется.

Попробую З-М-22, - проревел он сквозь нарастающие разряды.

Хорошенько присматривай за почтой, - протяжно прокричал в ответ Почтмейстер. - Я тотчас же высылаю корабль.

Кливи ответил, что он сделает с почтой - со всеми двадцатью фунтами почты. Однако к этому времени Почтмейстер уже прекратил прием.

Кливи удачно приземлился на З-М-22, исключительно удачно, если принять во внимание, что к раскаленным приборам невозможно было прикоснуться, размякшие от перегрева трубы скрутились узлом, а почтовая сумка на спине стесняла движения. Почтолет-243 вплыл в атмосферу, словно лебедь, но на высоте двадцати футов от поверхности отказался от борьбы и камнем рухнул вниз.

Кливи отчаянно силился не потерять остатки сознания. Борта корабля приобрели уже темно-красный оттенок, когда он вывалился из запасного люка; почтовая сумка по- прежнему была прочно пристегнута к его спине. Пошатываясь, с закрытыми глазами он пробежал сотню ярдов. Когда корабль взорвался, взрывная волна опрокинула Кливи. Он встал, сделал еще два шага и окончательно провалился в небытие.

Когда Кливи пришел в себя, он лежал на склоне маленького холмика, уткнувшись лицом в высокую траву. Он пребывал в непередаваемом состоянии шока. Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе. Все заботы, чувства, страхи остались с телом; разум был свободен.

Он огляделся и увидел, что мимо пробегает маленький зверек, величиной с белку, но с темно-зеленым мехом.

Когда зверек приблизился, Кливи заметил, что у него нет ни глаз, ни ушей.

Это его не удивило - напротив, показалось вполне уместным. На кой черт сдались белке глаза да уши? Пожалуй, лучше, что белка не видит несовершенства мира, не слышит криков боли. Появился другой зверь, величиной и формой тела напоминающий крупного волка, но тоже зеленого цвета. Параллельная эволюция? Она не меняет общего положения вещей, заключил Кливи. У этого зверя тоже не было ни глаз, ни ушей. Но в пасти сверкали два ряда мощных клыков.

Кливи наблюдал за животными с вялым интересом. Какое дело свободному разуму до волков и белок, пусть даже безглазых? Он заметил, что в пяти футах от волка белка замерла на месте. Волк медленно приближался. На расстоянии трех футов он, по-видимому, потерял след - вернее, запах. Он затряс головой и медленно описал возле белки круг. Потом снова двинулся по прямой, но уже в неверном направлении.

Слепой охотился на слепца, подумал Кливи, и эти слова показались ему глубокой извечной истиной. На его глазах белка задрожала вдруг мелкой дрожью: волк закружился на месте, внезапно прыгнул и сожрал белку в три глотка.

Какие у волков большие зубы, безразлично подумал Кливи. И в тот же миг безглазый волк круто повернулся в его сторону.

Теперь он съест меня, подумал Кливи. Его забавляло, что он окажется первым человеком, съеденным на этой планете.

Когда волк ощерился над самым его лицом, Кливи снова лишился чувств.

Очнулся он вечером. Уже протянулись длинные тени, солнце уходило за горизонт. Кливи сел и в виде опыта осторожно согнул руки и ноги. Все было цело.

Он привстал на одно колено, еще пошатываясь от слабости, но уже почти полностью отдавая себе отчет в том, что случилось. Он помнил катастрофу, но так, словно она происходила тысячу лет назад: корабль сгорел, он отошел поодаль и упал в обморок. Потом повстречался с волком и белкой.

Кливи неуверенно встал и огляделся по сторонам. Должно быть, последняя часть воспоминаний ему пригрезилась. Его бы давно уже не было в живых, окажись поблизости какой-нибудь волк.

Тут Кливи взглянул под ноги и увидел зеленый хвостик белки, а чуть поодаль - ее голову.

Он лихорадочно пытался собраться с мыслями. Значит, волк и в самом деле был, да к тому же голодный. Если Кливи хочет выжить до прихода спасателей, надо выяснить, что тут произошло и почему.

У животных не было ни глаз, ни ушей. Но тогда каким образом они выслеживали друг друга? По запаху? Если так, то почему волк искал белку столь неуверенно?

Послышалось негромкое рычание, и Кливи обернулся. Менее чем в пятидесяти футах появилось существо, похожее на пантеру - на зеленовато-коричневую пантеру без глаз и ушей.

Шекли Роберт

Запах мысли

Роберт Шекли

Запах мысли

По-настоящему неполадки у Лероя Кливи начались, когда он вел иочтолет-243 по неосвоенному звездному скоплению Пророкоугольника. Лероя и прежде-то удручали обычные трудности межзвездного почтальона: старый корабль, изъязвленные трубы, невыверенные астронавигационные приборы. Но теперь, считывая показания курса, он заметил, что в корабле становится невыносимо жарко.

Он подавленно вздохнул, включил систему охлаждения и связался с Почтмейстером Базы. Разговор велся на критической дальности радиосвязи, и голос Почтмейстера еле доносился сквозь океан статических разрядов.

Опять неполадки, Кливи? - спросил Почтмейстер зловещим голосом человека, который сам составляет графики и свято в них верует.

Да как вам сказать, - иронически ответил Кливи. - Если не считать труб, приборов и проводки, все прекрасно, вот разве изоляция и охлаждение подкачали.

Действительно, позор, - сказал Почтмейстер, внезапно преисполняясь сочувствием. - Представляю, каково тебе там.

Кливи до отказа крутанул регулятор охлаждения, отер пот, заливающий глаза, и подумал, что Почтмейстеру только кажется, будто он знает, каково сейчас его подчиненному.

Я ли снова и снова не ходатайствую перед правительством о новых кораблях? - Почтмейстер невесело рассмеялся. Похоже, они считают, будто доставлять почту можно на любой корзине.

В данную минуту Кливи не интересовали заботы Почтмейстера. Охлаждающая установка работала на полную мощность, а корабль продолжал перегреваться.

Не отходите от приемника, - сказал Кливи. Он направился в хвостовую часть корабля, откуда как будто истекал жар, и обнаружил, что три резервуара заполнены не горючим, а пузырящимся раскаленным добела шлаком. Четвертый на глазах претерпевал такую же метаморфозу.

Мгновение Кливи тупо смотрел на резервуары, затем бросился к рации.

Горючего не осталось, - сообщил он. - По-моему, произошла каталитическая реакция. Говорил я вам, что нужны новые резервуары. Сяду на первой же кислородной планете, какая подвернется.

Он схватил Аварийный Справочник и пролистал раздел о скоплении Пророкоугольника. В этой группе звезд отсутствовали колонии, а дальнейшие подробности предлагалось искать по карте, на которую были нанесены кислородные миры. Чем они богаты, помимо кислорода, никому не ведомо. Кливи надеялся выяснить это, если только корабль в ближайшее время не рассыплется.

Попробую З-М-22, - проревел он сквозь нарастающие разряды.

Хорошенько присматривай за почтой, - протяжно прокричал в ответ Почтмейстер. - Я тотчас же высылаю корабль.

Кливи ответил, что он сделает с почтой - со всеми двадцатью фунтами почты. Однако к этому времени Почтмейстер уже прекратил прием.

Кливи удачно приземлился на З-М-22, исключительно удачно, если принять во внимание, что к раскаленным приборам невозможно было прикоснуться, размякшие от перегрева трубы скрутились узлом, а почтовая сумка на спине стесняла движения. Почтолет-243 вплыл в атмосферу, словно лебедь, но на высоте двадцати футов от поверхности отказался от борьбы и камнем рухнул вниз.

Кливи отчаянно силился не потерять остатки сознания. Борта корабля приобрели уже темно-красный оттенок, когда он вывалился из запасного люка; почтовая сумка по- прежнему была прочно пристегнута к его спине. Пошатываясь, с закрытыми глазами он пробежал сотню ярдов. Когда корабль взорвался, взрывная волна опрокинула Кливи. Он встал, сделал еще два шага и окончательно провалился в небытие.

Когда Кливи пришел в себя, он лежал на склоне маленького холмика, уткнувшись лицом в высокую траву. Он пребывал в непередаваемом состоянии шока. Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе. Все заботы, чувства, страхи остались с телом; разум был свободен.

Он огляделся и увидел, что мимо пробегает маленький зверек, величиной с белку, но с темно-зеленым мехом.

Когда зверек приблизился, Кливи заметил, что у него нет ни глаз, ни ушей.

Это его не удивило - напротив, показалось вполне уместным. На кой черт сдались белке глаза да уши? Пожалуй, лучше, что белка не видит несовершенства мира, не слышит криков боли. Появился другой зверь, величиной и формой тела напоминающий крупного волка, но тоже зеленого цвета. Параллельная эволюция? Она не меняет общего положения вещей, заключил Кливи. У этого зверя тоже не было ни глаз, ни ушей. Но в пасти сверкали два ряда мощных клыков.

Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли». Фантастический мир в рассказе. Знакомство с обитателями планеты З-М-22. Умение человека находить выход из экстремальных ситуаций.
Цель: углубить знания о художественных особенностях научно- фантастического рассказа; учить анализу образов, в произведении; вести беседу с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости осознания ответственности за мысли и слова.
Оборудование: учебник, видеоролик «Притча о материальности мыслей».
Тип урока: урок применения полученных знаний.

Всё, что вы только можете вообразить - существует.
Джон Каннингэм Лилли
Воображение – единственное оружие в битве с реальностью.
Жюль де Голтье

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами ознакомимся с еще одним произведением жанра фантастики – рассказом Р. Шекли «Запах мысли», и вы сможете проявить свои режиссерские способности, фантазию и продемонстрировать готовность к работе, используя уже имеющиеся у вас знания и умения.
Эвристическая беседа.
  • Прочитайте эпиграфы к уроку. Как они связанны с рассказом Р. Шекли «Запах мысли»?
  • Предположите, почему рассказ имеет такое название. Представьте, вы не знакомы с произведением и ответьте, чем могут пахнуть мысли?

II. Проверка домашнего задания

Тест (проверка знания текста)
  1. Профессия главного героя Лероя Кливи? (Космонавт почтолёта-243).
  2. По какой причине у Кливи произошла вынужденная посадка? (Не было горючего).
  3. Чем так удивил Кливи первый увиденный им зверёк? (У него не было ни глаз, ни ушей).
  4. У животных, увиденных Кливи, был похожий окрас. Какая? (Шерсть зелено-бурого цвета).
  5. По какой причине Кливи упал в обморок в первый раз? (Увидел волка, который оскалил зубы).
  6. Какая способность помогла волку съесть белку? (Телепатия).
  7. Почему пантера-самка не набросилась на Кливи? (Он подумал о приятном, о детёныше, о логове).
  8. Как Кливи удалось уйти от волков? (Представил себя стервятником).
  9. Когда Кливи представил себя кустом, кому он произносит следующие слова: «Полегче! Не надо рубить сук, на котором сидишь»? (Дятлу).
  10. Чем, наконец, Кливи прогнал Пантеру? (Факелом).
  11. Какое бедствие пережил Кливи в конце своего путешествия, перед спасением? (Степной пожар).
  12. Что вызвало удивление спасателей? (У Кливи не смотря на пожар не было ожогов).

III. Работа над темой урока

1. Слово учителя.
– Роберт Шекли, американский писатель-фантаст, родился в Нью-Йорке в 1928 году. Он рано научился читать и с детства мечтал стать писателем. Уже первые фантастические рассказы, которые печатались в журналах, нравились читателям, и редакторы с нетерпением ждали новых. Рассказы Шекли выделяются неисчерпаемой фантазией, тонким юмором, неординарными фантастическими сюжетами. В 2005 году писатель побывал на Украине, чем порадовал многочисленных почитателей его творчества.
2. Работа с учебником.
– Прочитайте вдумчиво статью учебника, посвященную Р. Шекли. Составьте к тексту три вопроса. (Учащиеся задают вопросы друг другу. Право задать вопрос получает тот, кто ответил на предыдущий вопрос правильно).
3. Беседа.
  • Почему рассказ «Запах мысли» считается фантастическим? («Запах мысли» - фантастический рассказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя - из области вымысла, который, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые противостоят Лерою в рассказе, - существа фантастические).
  • Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?
  • Каким увидел Кливи мир невероятной планеты? Какое отличие от земных существ он заметил сразу, о каком догадался значительно позже? Почему?
  • Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: «Ему казалось, что разум его отделился от тела и, освобожденный, витает в воздухе»? (Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возможность живым существам планеты воспринимать окружающий мир).
  • Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?
  • Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?
  • Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?
Шекли - автор, который очень любит иронию. Заметили ли вы это пристрастие автора? Над кем и как он иронизирует? Найдите подтверждение в тексте.
4. Работа в группах. Создание фильма по мотивам произведения.
Ребята, мы сегодня на уроке много фантазируем. Представьте, что вам нужно снять фильм по рассказу Р. Шекли. Безусловно, в создании фильма принимает участие большая группа людей. Назовите профессии, необходимые для создания фильма (режиссер, сценарист, оператор, мастер света, звукооператор, костюмер и т.д.).
Для начала составим простой план, который послужит основой сценария (коллективное составление плана рассказа и запись на доске).

Примерный план.

  1. Аварийная ситуация.
  2. День первый. Знакомство с планетой З-М-22. Встреча с белкой и волком.
  3. Вечер первого дня. Пантера угрожает жизни Кливи.
  4. День второй. Волки и стервятники.
  5. День третий. Новая атака хищников.
  6. Огонь!
В соответствии с планом объединяем учащихся в 6 групп. В каждой группе ребята выбирают себе профессию и работают над своим фрагментом (сценарист прописывает сценарий, оператор выбирает ракурс и следит за кадром, осветитель подбирает свет, звукооператор озвучивает и т.д.). После того, как ребята подготовились, заслушиваются выступления каждой группы. Важно отметить, что буквального инсценирования не происходит, учащиеся только разрабатывают сценарий, совершенствуют умения абстрактно мыслить и фантазировать.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель демонстрирует видеоролик «Притча о материальности мыслей».
  • Какой вывод вы сделали, просмотрев видео? (Мысли материальны, нужно быть осторожным в желаниях, ведь вы притягиваете то, о чем вы мечтаете, думаете, чего боитесь.)
  • Чему вы сегодня научились?

V. Домашнее задание

  1. Написать эссе о том, какую способность вы хотели бы развить в себе.
  2. Нарисовать обложку к любому из прочитанных в течение года литературных произведений.

Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?

История посадки Лероя Кливи на планету З-М-22 описана очень драматич­но: горючее кончалось, помощи ждать бы­ло неоткуда. Приборы и даже обшивка корабля раскалились, и он рухнул на поч­ву. Кливи побежал. Герой чудом спасся от гибели и очутился на чужой планете ря­дом с останками своего корабля.

Каким увидел Кливи мир невероятной плане­ты? Какое отличие от земных существ он заметил сра­зу, о каком догадался значительно позже? Почему?

Мир неизвестной планеты на первый взгляд

представился Кливи обычным. “Он лежал на склоне маленького холмика, уткнувшись лицом в высокую траву”. Но вот мимо пробежала зеленая белка, без глаз и ушей. Потом - зеленый волк и то­же без глаз и ушей. Затем он увидел, как слепой волк расправился со слепой бел­кой. И только тут до его сознания дошло, что эти звери реальны. Зеленый волк по­дошел к нему, и он от страха потерял со­знание. Но только позже он понял, как эти слепые и глухие звери узнают об окру­жающем - он догадался, что их спасает телепатия.

Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: “Ему казалось, что разум его отделился от те­ла и,

освобожденный, витает в воздухе”?

Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возмож­ность живым существам планеты воспри­нимать окружающий мир. Именно это свойство и называется телепатией.

Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?

Наблюдение за жизнью планеты как бы со стороны оборвалось сразу же, как толь­ко Кливи понял, что его вот-вот съест зе­леный волк. Он потерял сознание, а когда пришел в себя, то понял, что волк оставил его в покое.

Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?

В первый день герой потерял сознание от страха, что его съест волк. Очнувшись вечером, он пытался вспомнить события, которые предшествовали его обмороку. Увидев останки белки, он понял, что уг­роза волка была реальностью. И вслед за этим он увидел пантеру. Его раз­мышления о том, что же помогает жить этим слепым и глухим существам, приве­ло его к выводу, что это свойство - теле­патия. Поняв это, он попробовал прове­рить свою версию. И сразу же убедился, что прав. Стоило ему подумать о пантере, как она рванулась к нему. Нужно было не думать о пантере, и это оказалось страшно трудно. И, перебрав множество живых существ и предметов, он сообразил, что может подумать о пантере-самке, так как перед ним был самец. И опять догадка бы­ла верна.

Ночью его спасал сон: мысль вы­ключалась. На другой день, блуждая по планете, он увидел над собой птицу, похо­жую на стервятника, затем встретился с четырьмя слепыми волками, которые напали на него. Однако мысль о пантере ослабила их натиск, но затем они возобно­вили свое наступление. Теперь они орга­низовали окружение. Кливи вообразил се­бя змеей и на время опять их отпугнул. Затем вообразил себя птицей, и его спасло лишь наступление ночи. Следующий день начался с воспоминания о своих вра­гах и, следовательно, с их появления. И пантера, и волки были готовы к бою.

Кливи пытался вообразить птицу, но по­вторение выдумок не приносило успеха. Тогда он решил стать кустом. И звери притихли. вдруг на него (он - куст!) уселась и стала его долбить маленькая птичка. Не выдержав, после пятнадцатого удара он швырнул ею в пантеру. Так и эта игра была проиграна. Волки и пантера вновь набросились на него. Он ощутил се­бя трупом, и они отступили. Тогда рядом опустился любящий падаль стервятник, но, когда он замахнулся на стервятника, на него набросились и пантера, и волки. И тогда он стал огнем. Все звери умча­лись прочь.

Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?

В этом рассказе телепатия - главная форма восприятия мира живущими на планете З-М-22 существами. Способность улавливать мысли на расстоянии - та­ково главное отличие телепатии.

В рассказе Шекли и сюжет, и герои даны в слегка иронической манере. Сама об­ласть творчества, которую мы называем научной фантастикой, предполагает неко­торую долю иронии по поводу изображае­мых героев и событий. И герои, и события точны лишь предположительно, а пред­положение очень часто может использо­вать иронию. И характер спасения героя после аварии его корабля, и противостоя­щие ему зеленые звери, и чудесное спасе­ние с планеты З-М-22 - все это и не скрывает улыбки автора. Доказывают это все эпизоды рассказа - от их начала до финала.

Докажите, что “Запах мысли” – фантастиче­ский рассказ.

“Запах мысли” - фантастический рас­сказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя - из области вымысла, кото­рый, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые проти­востоят Лерою в рассказе, - существа фантастические.

Глоссарий:

  • запах мысли краткое содержание
  • как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22
  • запах мысли
  • роберт шекли запах мысли краткое содержание
  • краткое содержание запах мысли

Другие работы по этой теме:

  1. Лерой Кливи вел свой почтовый звездолет № 243 по скоплению звезд Пророкоугольника и в какой-то момент заметил перегрев салона. Он сразу включил охлаждающую установку и...
  2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: “Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли”. Я не могу...
  3. Моя бабушка живет в деревне под Ростовом. Это тихий и очень красивый уголок, но самое замечательное здесь – березовая роща. Сколько удивительных фантазий возникает при...
  4. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда… Про меня забыли… А. П. Чехов Говоря о сквозных темах в литературе, хотелось бы выделить тему Угасания...
  5. Заметки, собранные под названием “Несвоевременные мыс­ли”, публиковались в газете “Новая жизнь” в 1917-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру фило­софско-публицистические...

Top