Фрахтовые операции во внешней торговле: Учебное пособие для вузов. Фрахтовые операции во внешней торговле Основы внешнеэкономических знаний

ISBN: 5898050124

Раскрывает содержание фрахтовых операций во внешней торговле. Большое внимание уделяется особенностям заключения договоров фрахтования судов применительно к конкретным формам организации судоходства.
Дается характеристика мирового фрахтового рынка. Приводятся особенности фрахтового рынка для трампового и линейного тоннажа. Анализируются особенности некоторых, наиболее распространенных чартеров. Книга дает практические советы и рекомендации по технике фрахтовой работы. Содержит глоссарий, где приводится русско-английское соответствие и толкование основных фрахтовых терминов.

Для студентов и преподавателей транспортных вузов, морских и речных колледжей, плавсостава морских и река-море транспортных судов, коммерческих работников пароходств и судоходных компаний, судовладельцев, работников транспортно-экспедиторских фирм, фрахтовых брокеров, стивидоров, а также всех участников внешнеэкономической деятельности. Обо всём этом и не только в книге Фрахтовые операции во внешней торговле: Учебное пособие для вузов (В. Г. Забелин)

Раскрывает содержание фрахтовых операций во внешней торговле. Большое внимание уделяется особенностям заключения договоров фрахтования судов применительно к конкретным формам организации судоходства.
Дается характеристика мирового фрахтового рынка. Приводятся особенности фрахтового рынка для трампового и линейного тоннажа. Анализируются особенности некоторых, наиболее распространенных . Книга дает практические советы и рекомендации по технике . Содержит глоссарий, где приводится русско-английское соответствие и толкование основных фрахтовых терминов.
Для студентов и преподавателей транспортных вузов, морских и речных колледжей, плавсостава морских и река-море транспортных судов, коммерческих работников пароходств и судоходных компаний, судовладельцев, работников транспортно-экспедиторских фирм, фрахтовых брокеров, а также всех участников внешнеэкономической деятельности.

Содержание
Предисловие
Глава 1. Международная торговля и международные морские
перевозки грузов
Международная торговля: объемы, темпы роста
Товарная структура международной торговли. Ускоренный рост торговли готовыми изделиями, комплектующими и полуфабрикатами. Роль транснациональных корпораций
Сокращение доли сырья в международной торговле
Географическое распределение международной торговли.
Растущая роль Тихоокеанского региона
Международные перевозки грузов: объемы, темпы роста,
структура
Перевозки нефти и нефтепродуктов: объемы, география,
сезонность
Перевозки сжиженного газа
Сухие грузы: объемы, география
Перевозки угля Железная руда
Перевозки зерна
Минеральные удобрения и сырье
Сахар-сырец, лес и другие грузы
Россия в международной торговле и морских перевозках21
Глава 2. Морские суда
Морские суда и их размерения
Конструкция судна
Танкеры. Размерные группы
Балкеры. Размерные группы
Рудовозы, нефтебалкеры, ОБО
Лесовозы, коустеры
Универсальные суда. Рефрижераторы
Газовозы
Контейнеровозы
Глава 3. Мировой морской торговый флот и судоходство
Международная торговля и флот
Развитие мирового торгового флота в послевоенные годы
Структура мирового торгового флота
Распределение флота по флагам. Подставные
Судоходство и его виды: трамповое, линейное, торгово-промышленное
Правовое регулирование международного судоходства. Международное морское публичное право
Глава 4. Мировой фрахтовый рынок: структура и механизм
действия
Мировое судоходство и фрахтовый рынок. "Закрытые рынки" Фрахтовый рынок как саморегулирующаяся система. Предмет торговли на фрахтовом рынке. Технические условия и
особенности фрахтового рынка
Фрахтовый рынок как закрытая экономическая система. Границы системы. Количественная определенность спроса и предложения. Цена как важнейшая функция рынка; Функциональная структура фрахтового рынка. Основные подсистемы рынка. Каналы связи между подсистемами
Функциональная структура танкерного рынка
Географическая структура танкерного рынка. Географические секции
Функциональная структура рынка сухогрузного тоннажа
Географическая структура рынка сухогрузного тоннажа. Географические секции рынка Рынок рефрижераторного тоннажаРынок газовозного тоннажа
Фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа: механизм функционирования
Глава 5. Конъюнктура фрахтового рынка
Удельные издержки кругового рейса. Рыночная стоимость
как основа ставки фрахта
Факторы динамики фрахтового рынка
Оценка конъюнктуры фрахтового рынка Фрахтовые индексы
Индекс журнала Lloyd"s Ship Manager и другие
Прогнозирование конъюнктуры рынка
Глава 6. Аппарат фрахтового рынка трампового тоннажа
Технические и экономические условия формирования фрахтового рынка
Формирование мирового рынка. Мировое предложение тонтажа
Основные элементы аппарата фрахтового рынка
Профессиональные организации судовладельцев и грузовладельцев. Балтийский и международный морской сонет (БИМКО). Разработка стандартных форм чартеров... Исследовательские организации фрахтового рынка
Глава 7. Особенности фрахтового рынка линейного тоннажа
Постоянные и переменные издержки в линейном судоходстве
Дифференциация постоянных издержек. Принципы формирования линейных тарифов. Эластичность спроса
Тарифная политика линейных конференций
Зарождение и развитие линейного судоходства. Первые линейные конференции
Природа конференций и их задачи. Неценовая конкуренция. арушение условий конференциального соглашения. Аутсайдеры. Фрахтовые войны. Регулирующее значение конференций
Контейнерная революция. Плюсы и минусы контейнеризации. зменения материальной базы в связи с контейнеризациейФункциональная структура фрахтового рынка линейноготоннажа. Регулирование спроса и предложения. Советы грузоотправителей. Связь с мировым фрахтовым рынком
Мировой фрахтовый рынок в целом
Глава 8. Договоры фрахтования судов и перевозки грузов
Контракты купли-продажи в международной торговле. Базис поставки и транспортные условия контрактов. Фрахтование и букирование
Транспортная составляющая цены СИФ
Выбор базиса поставки
Транспортные условия контракта купли-продажи
Фрахтование
Основные права и обязанности сторон по договору морской
перевозки грузов J
Распределение расходов и рисков в совместном предприятии 1
Линейный коносамент. Комбинация трех функций...
Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные
права и обязанности сторон
.артерный коносамент
Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
Димайз-чартер и бербоут-чартер
Глава 9. Рейсовый чартер
Постоянные и переменные условия. Клеточная форм^ функциональные группы условий
Преамбула,
Описание судна. Название. Право субститута. Наццность. Класс
Мореходность судна
Тоннаж судна и другие технические характеристики
Местоположение судна
Время подачи судна под погрузку. Лейдейс. Канцлинг
Продление даты канцеллинга.Качественная характеристика груза
Количество груза. Полный груз. Грузовой марджин. Мертвый фрахт. Ответственность судовладельца за недогруз. Палубный груз
Безопасный порт,
Гарантии сторон по портам погрузки и выгрузки Наименование портов погрузки и выгрузки
кий опцион. Номинирование портов. Ротация
Стадия. Методы ее фиксации. Норма грузовых работч рабочие погожие дни. Исключенные периоды. Таймшит
Рабочий люк. Работающий люк
Использование грузовых средств судна
Грейферная оговорка
Стоимость грузовых работ. Гросс термз. ФИОС(Т). ФОБ с
укладкой. Фри дисчадж
Начало счета сталии. Нотисы о прибытии судна. Кал^ндар_ ные, рабочие и "чистые" дни в нотисах. Нотис о готоности
судна к погрузке (выгрузке). Льготное время
Демередж. Контрсталия. Сверхконтрсталия
Диспач. Диспач за все спасенное время. Диспач за Рабочее
спасенное время. Расчет сталии вкруговую
Счет времени в исключенные периоды. Оплата сверхурочных
Оплата фрахта. Возникновение права на фрахт
Аванс фрахта
Оплата фрахта за принятое или сданное количество груза
Скидка за невзвешивание груза. Оплата фрахта грузополучателем
Начисление суммы фрахта. Фрахтовые единицы. Ставка
фрахта. Фрахт люмпсум
Причальные сборы. Сборы за проход каналов. Налог на
Фрахт
Судовые агенты. Агенты судовладельца. Агенты фрахтователя
Брокерская комиссия. Адресная комиссия
Забастовка
Военная оговорка
Ледовая оговорка
Общая авария
Прекращение ответственности фрахтователя. Залоговое
Право
Арбитраж
Глава 10. Особенности некоторых партеров
Виды специализированных чартеров
Зерновые чартера. Подача нотисов о прибытии и готовности. Географические опционы. Ордерование. Грузовые опционы Чартера для перевозки сахара
Угольные чартера
Рдные чартера
Лесные чартера
Британская совместная ассоциация лесоторговцев и судовладельцев
Танкерные чартера
Таймчартер. Индивидуализация судна. Гарантии технических параметров
Распределение расходов и ответственности между сторонами по таймчартеру
Длительность таймчартера. Рейсовый таймчартер. Балластный бонус
Мореходность. Приемка и сдача судна из аренды
Грузовые и географические лимиты использования судна в
таймчартере
Арендная плата. Сроки оплаты. Методы фиксации
Права фрахтователей в отношении администрации судна Вывод судна из эксплуатации. Прекращение выплаты
аренды
Глава 11. Техника фрахтовых операций
Оценка рынка
Въ^оръвдъфръхгойой сдежй
формирование идеи ставки фрахта
Поручение на фрахтование Выход на рынок
Обмен офертамиУсловные оферты
Значение фрахтовой ставки
Зачение прочих условий сделки
Согласование количества груза
Согласование позиции судна
Методы фрахтования танкеров. Шкала "Уорядскейл"
фрахтование в условиях планового хозяйства
Работа фрахтового брокера
Специализация брокерской деятельности ".
Этика фрахтовой работы
Обязанности брокера. Профессиональная эрудиция
Средства связи
фрахтовый покер и его неписаные правила
Личные качества брокера
Глоссарий
Список литературы

Крупные долгосрочные контракты (сделки по фрахтованию тоннажа) на фрахтовом рынке заключаются, как правило, в результате прямых переговоров между судовладельцем и фрахтователем или международных торгов. Однако большинство сделок совершается через специальные посреднические фирмы, судовых брокеров.

По сфере деятельности различаются фрахтовые брокеры, букинг-агенты в линейном судоходстве и брокеры по купле-продаже судов.

Фрахтовые брокеры специализируются по видам флота – танкерные, балкерные, брокеры по фрахтованию судов под перевозку тяжеловесных грузов, брокеры, работающие на рынке рефрижераторного флота, лесных перевозок, твиндечных многоцелевых судов, судов смешанного и прибрежного плавания. Однако такое деление условно и отражает только основную специализацию данного брокера.

По отношению к принципалу-судовладельцу или фрахтователю различаются эксклюзивный брокер и рыночный брокер.

Эксклюзивный брокер имеет рамочное соглашение с принципалом, который по всем своим фрахтовкам обращается, в первую очередь, к этому брокеру, предоставляя ему на определенный срок эксклюзивное право на поиск партнера.

Принципал-фрахтователь требует от своего брокера, чтобы перевозки выполнялись по минимальным ставкам рынка, чтобы груз вывозился в соответствии со сроками, которые предусмотрены запродажным контрактом, чтобы у него не возникали экстрарасходы – за хранение груза в порту после истечения льготного периода, за экстрастраховку груза из-за использования судна в возрасте свыше 20-25 лет, в виде оплаты демереджа или мертвого фрахта судовладельцу. Эксклюзивный брокер должен давать своему принципалу прогноз фрахтового рынка, который тот учитывает при заключении торговых контрактов (фрахтователь) или при планировании ремонта судов и сдаче судов в тайм-чартер (судовладелец).

Рыночный брокер работает по разовым поручениям различных принципалов (судовладельцев и фрахтователей) либо по предложениям, полученным от других брокеров.

На практике нет строгой границы между двумя группами брокеров: эксклюзивный брокер, помимо фрахтовых ордеров своего принципала, выполняет отдельные поручения других клиентов или брокеров.

В каждой конкретной сделке обычно участвуют два брокера – со стороны фрахтователя и со стороны судовладельца. Крупные судовладельцы и промышленные компании (нефтяные, лесные, угольные) имеют в своем составе фрахтовые отделы, так называемые «house broker», и выходят на рынок самостоятельно, без посредников.

Брокер получает от принципала два вида поручений: на котировку рынка (индикация) и фрахтовый ордер. Котировка рынка обычно запрашивается за 3-5 недель вперед. Принципал-фрахтователь запрашивает котировку рынка относительно ставок и условий перевозки конкретного груза на конкретную страну или несколько стран перед подписанием торгового контракта или желая выбрать оптимальный вариант транспортировки.

Принципал-судовладелец запрашивает котировку с целью определить возможность и эффективность отфрахтования своего судна после завершения текущего рейса, тайм-чартера или ремонта.

Для подготовки ответа необходимо запросить судовладельца, какие грузы и на каких направлениях его могут интересовать, а также получить от него данные о судне (грузоподъемность, вместимость, число палуб, возраст).

Котировка рынка (индикация) базируется на собственном опыте брокерской компании, информации, полученной ею от компаний-партнеров, а по крупным международным направлениям перевозок – из публикаций в специальных справочных изданиях и в Интернете – «Индикации крупных брокерских компаний».

Фрахтовый ордер – твердое поручение принципала брокеру заключить сделку по фрахтованию (отфрахтованию) судна на изложенных в ордере условиях. Для того чтобы брокер мог вести переговоры с партнером, фрахтовый ордер должен содержать ряд обязательных сведений.

- ордер фрахтователя : род груза, его транспортные характеристики, количество, маржин; является ли данная отправка разовой или частью долгосрочного контракта; порты погрузки и выгрузки; дата готовности груза к погрузке; нормы грузовых работ; идея ставки и условия оплаты фрахта; особые требования к судну (возраст, наличие грузовых средств и др.).

- ордер судовладельца : наименование судна, его технико-эксплуатационные характеристики, флаг и возраст судна (для судов старше 20 лет – срок действия документов Регистра), порт или район освобождения судна для предполагаемого рейса, дата освобождения судна, перечень нежелательных грузов и направлений перевозок (рейсы через Суэцкий канал, металлолом, уголь).

Получив фрахтовый ордер, брокер приступает к фрахтованию (отфрахтованию) судна. Эту работу условно можно разбить на три этапа: подготовка переговоров; проведение переговоров; оформление и контроль выполнения сделки.

Торговые компании среднего размера и слабо знакомые с фрахтовым рынком в своем фрахтовом ордере брокеру оговаривают только те условия чартера, которые вытекают из договора купли-продажи товара: род и количество груза, срок его готовности к отгрузке, порты погрузки-выгрузки, нормы грузовых работ.

В ответ на такое твердое предложение судовладелец в установленные сроки направляет фрахтователю развернутый каунтер, который содержит все коммерческие условия чартера: судовладелец, оператор, наименование, тип и технико-эксплуатационные характеристики судна; количество груза; порты погрузки (выгрузки); количество причалов в каждом порту, которое может использовать фрахтователь; требования к ним; нормы грузовых работ или продолжительность сталийного времени в портах погрузки и выгрузки; порядок учета сталийного времени; ставки демереджа и диспача и порядок их расчета; ставки фрахта и базисные условия по оплате грузовых работ и др.

Судовладелец (его брокер) также устанавливает срок ответа – к определенному часу указанной им даты, по Гринвичу или иному временному поясу. При срочных сделках, либо в целях давления на партнера, срок ответа может быть установлен в часах после получения предложения.

Обмен между фрахтователем и судовладельцем твердыми развернутыми предложениями завершает первый этап переговоров. В результате его партнеры четко заявили друг другу свои первоначальные позиции и определили расхождения между ними.

Следующий этап – «уторговывание» сделки, совместный поиск компромисса, удовлетворяющего обе стороны. Эти переговоры могут быть достаточно длительными и условно называются accept/except.

Если предложение судовладельца в принципе приемлемо для фрахтователя, он направляет ему ответ, который начинается словами: «фрахтователь принимает предложение судовладельца, исключая…». Замечания фрахтователя могут включать:

Требование уточнить или дополнить информацию, данную в предложении судовладельца.

Новую формулировку по тем условиям, которые неприемлемы для фрахтователя.

Новые условия, не предусмотренные в предложении судовладельца, которые фрахтователь считает необходимым ввести в договор.

Получив ответ фрахтователя, судовладелец может, в свою очередь, не принять часть его предложений и направить свои замечания, и такой цикл может повториться несколько раз. Предметом многократного обсуждения являются: ставка фрахта; форма указания в чартере количества груза, нормы грузовых работ и др. Каждое контрпредложение дается с указанием срока ответа, который на этой стадии, по мере уменьшения спорных позиций, постепенно сокращается с 3 часов до 1 часа или даже до 15-30 минут.

Каждая из сторон на любой стадии может отказаться от дальнейших переговоров. Однако брокерская этика требует заявить об этом партнеру и указать, какие из его условий являются неприемлемыми. В этом случае партнер может повторить свое предложение, заменив в нем соответствующую статью.

Последний этап переговорного процесса заключается в том, что фрахтователь или его брокер должны в минимальный срок составить и направить судовладельцу (его брокеру) полный fixture recapitulation (т.е. «зафиксировано без права изменений»), включив в него все условия, которые были согласованы в процессе переговоров.

Постфиксинг – это особый комплекс операций, который выполняют брокеры после заключения сделки.

Брокер фрахтователя в полном соответствии с рекапом подготавливает чартер и аддендум к нему; подписывает два оригинала чартера у обоих партнеров. При наличии доверенности каждый из брокеров может подписать чартер от имени своего принципала. Подписи и печати сторон желательно иметь на каждой странице чартера и аддендума к нему. Иногда один из партнеров требует, чтобы чартер был скреплен сургучной печатью.

Брокер судовладельца по его поручению на соответствующих этапах рейса судна составляет инвойс на оплату фрахта, производит расчет и выставляет счет фрахтователю за демередж и мертвый фрахт, производит оценку эффективности рейса (расчет тайм-чартерного эквивалента).

Брокер – одна из ведущих профессий в морском бизнесе. Она требует глубоких и разносторонних знаний, высокого чувства ответственности, хороших деловых качеств, умения вести переговоры. Брокер должен знать особенности различных типов судов, транспортные характеристики грузов, условия обработки судов в портах; уметь вести переговоры кратко и четко, не затрачивая излишне ни своего времени, ни времени своего партнера.

Брокер должен быть максимально пунктуальным, контактным, вести переговоры в уважительно-дружеской форме, без давления на партнера. Всегда следует стараться ответить на вопросы партнера, дать ему необходимую справку. Обязательно знать каждого партнера по имени, помнить содержание предыдущих переговоров, не путать партнеров друг с другом.

Брокер должен знать все применяемые во фрахтовой переписке сокращения, свободно пользоваться ими, но без нарочитости, не изобретая новых аббревиатур.

«Золотые правила» брокера:

1. Действовать только в пределах полномочий, полученных от принципала. Никогда не давать и не принимать предложения без подтверждения принципала, если принципалом не даны полные полномочия для заключения сделки.

2. Всю полученную от партнера информацию письменно (факсом или телексом) направлять принципалу. Все указания принципала принимать от него также в письменной форме. Это имеет очень важное значение в случае возникновения в дальнейшем претензий со стороны принципала.

3. При отсутствии второго брокера, четко определить свой статус и строго его придерживаться.

4. Не бороться против рынка. Если конъюнктура в данный момент в пользу партнера, не пытаться навязывать ему свои условия договора.

5. Не давать твердое предложение более чем одному партнеру и не соглашаться на те условия, которые не сможешь выполнить. Это приведет с срыву сделки и потере репутации.

Брокер – не только посредник, но и консультант принципала. Особенно это относится к брокеру фрахтователя, так как многие торговые компании слабо знакомы с морской перевозкой грузов. Консультации брокера позволят фрахтователю более грамотно заключать торговые контракты и избежать экстрарасходов.

Судовладелец, как правило, достаточно хорошо разбирается во всех вопросах, связанных с морской перевозкой грузов, и обязанности его брокера состоят в информировании принципала о ситуации на рынке и в проведении переговоров по чартеру.

Издательство: РосКонсульт , 2000 г.
5-89805-012-4
Книгопечатная продукция
Объем: 256 стр.

Раскрывает содержание фрахтовых операций во внешней торговле. Большое внимание уделяется особенностям заключения договоров фрахтования судов применительно к конкретным формам организации судоходства.
Дается характеристика мирового фрахтового рынка. Приводятся особенности фрахтового рынка для трампового и линейного тоннажа. Анализируются особенности некоторых, наиболее распространенных чартеров. Книга дает практические советы и рекомендации по технике фрахтовой работы. Содержит глоссарий, где приводится русско-английское соответствие и толкование основных фрахтовых терминов.

Для студентов и преподавателей транспортных вузов, морских и речных колледжей, плавсостава морских и река-море транспортных судов, коммерческих работников пароходств и судоходных компаний, судовладельцев, работников транспортно-экспедиторских фирм, фрахтовых брокеров, стивидоров, а также всех участников внешнеэкономической деятельности.

Стратегии дейтрейдера в электронной торговле

Вы решили научиться наиболее популярному и сложному на сегодня методу торговли - компьютеризированному электронному дэйтрейдингу. Одним щелчком мыши этот рынок переходит в ваше распоряжение. Теперь вы находитесь на том же игровом поле, что и......

Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник

Словарь-справочник включает свыше 500 терминов, охватывающих весь спектр проблем внешнеэкономической деятельности в новых условиях самостоятельного выхода предприятий на внешний рынок: от терминов, раскрывающих азбучные понятия проблематики......


Top