Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения россии. Механизм обеспечения уровня и качества жизни населения Регулирование уровня жизни населения

Транскрипт

1 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Еремина Елена Алексеевна, студентка 5 курса экономического факультета, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарѐва, г. Саранск В статье раскрыты основные механизмы государственного регулирования уровня жизни. Рассмотрены нормативно-правовые акты и федеральные целевые программы государственного регулирования уровня жизни на сегодняшний день. Дана рекомендация по улучшению государственного регулирования уровня жизни населения Российской Федерации. Ключевые слова: государственное регулирование уровня жизни населения, нормативно-правовая основа регулирования уровня жизни, программноцелевой метод, регулирование уровня жизни сельского населения. Для развитых стран, на современном этапе развития общества, наряду с материальным благополучием общества, огромную роль играет его духовное развитие и популяризация культурного наследия государства. Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей материальное и духовное состояние населения, является уровень жизни. Уровень жизни это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны. На современном этапе развития в научной литературе уровень жизни включает в себя три ключевых аспекта: а) благосостояние населения; б) накопление человеческого капитала; в) уровень человеческого развития. Основными механизмами регулирования уровня жизни населения в Российской Федерации являются нормативно-правовая основа государства и программно-целевой метод (рисунок 1). Нормативно-правовая основа регулирования уровня жизни в Российской Федерации базируется на нормах международного права и нормативноправовых актах РФ. Основными законодательными актами, принятыми на международном уровне являются: Конвенции Международной организации труда (МОТ) и Концепции Организации Объединенных Наций. В Российской Федерации достаточно широкая нормативно-правовая база, регулирующая уровень жизни населения. Главным законом страны является Конституция Российской Федерации и в ней также урегулированы вопросы уровня жизни населения. Статья 7 данного документа гласит: «Российская

2 Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В статье 44 говорится о свободе творчества, преподавания, охране интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Государственное регулирование уровня жизни населения в Российской Федерации Программно-целевой метод Нормативно-правовая основа Федеральные целевые программы Целевые программы субъектов РФ Нормы международного права Нормативно правовые акты РФ Рисунок 1 Механизмы государственного регулирования уровня жизни населения Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года 134-ФЗ устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам страны государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ. Закон определяет понятия потребительской корзины и прожиточного минимума. Согласно закону потребительская корзина это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. 2 марта 1992 г. принят Указ Президента России 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации». Немаловажное значение имеет Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Главной целью данного нормативно-правового акта является повышение уровня жизни населения путем стабилизации производства, возобновления экономического роста в каждом из регионов России и создания научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения ставит перед собой задачи создания прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственной поддержки малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту

3 задачу. Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий, в числе которых минимальная заработная плата, минимальный размер пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Главными целями региональной политики в области доходов являются: обеспечение максимально выгодные экономические, правовые и организационные условия для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России; стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех административно-территориальных единицах региона. Все эти нормативные акты периодически претерпевают изменения, приспосабливаясь к новой экономической политике государства, но, несмотря на это, некоторые из них требуют постоянного пересмотра и существенных доработок. Для регулирования уровня жизни населения, как отмечалось выше, немаловажное значение имеют различные программы социальноэкономического развития принимаемые на определенный период на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. На сегодняшний день в нашей стране реализуется огромный перечень федеральных целевых программ, направленных на повышение уровня жизни населения. Федеральная целевая программа «Культура России (годы)» нацелена на обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; информатизация отрасли; выявление и охрана и культурного наследия народов России, а также популяризация национальных особенностей; создание позитивного культурного образа страны в мировом сообществе. Одними из наиболее важных ожидаемых результатов реализации программы являются увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием; увеличение доли субъектов РФ, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия. Огромную роль в повышение уровня жизни населения играют программы: «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в годах»; «Чистая вода на годы»; проект программы «Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на годы и на период до 2020 года»; федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»; федеральная целевая программа «Развитие образования на годы»; программа «Развития внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (годы)»; государственная программа «Развитие системы здравоохранения», вступившая в силу 1 сентября 2013 года . На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы образования и здравоохранения, так как они являются первоосновой всех осталь-

4 ных проблем, и наиболее важным является их устранение. Так целями программы развития образования на годы являются обеспечение высокого уровня российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и экономикой страны и перспективными задачами развития российского общества; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Целью программы развития здравоохранения является обеспечить высокий уровень медицинского обслуживания всех видов, обеспечение лечебных учреждений высокотехнологичной аппаратурой. Особое внимание уделяется государственному регулированию уровня жизни сельского населения, так как проблема дифференциации уровня жизни городского и сельского населения в Российской Федерации является актуальной уже на протяжение десятка лет. Уровень жизни городского населения значительно выше уровня жизни сельского в связи с медицинской доступностью, с более высоким уровнем образования и более развитой инфраструктурой. В нашей стране механизмом регулирования уровня жизни сельского населения является программно-целевой метод. Рассмотрим перечень реализуемых программ. а) Главными целями программы «Социальное развитие села до 2013 года являются: 1) повышение уровня и качества жизни сельского населения по принципу развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; 2) создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3) создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, увеличение количества рабочих мест в сельской местности и обеспечение его привлекательности; 4) повышение комфортности и престижности проживания в сельской местности. б) Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на годы и на период до 2013 года» направлена на: 1) сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; 2) создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культурнотехнических, агролесо- мелиоративных, водохозяйственных и организационных

5 мероприятий с использованием современных достижений науки и техники, на сохранение плодородия почв. в) «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы» в качестве главных целей содержит: 1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и мировом рынках на основе инновационного развития АПК; 2) обеспечение финансовой устойчивости и поддержка товаропроизводителей АПК; 3) воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; 4) устойчивое развитие сельских территорий . В настоящее время рассматривается проект программы «Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на годы и на период до 2020 года». Таким образом, государственное регулирование уровня жизни населения в Российской Федерации осуществляется в основном с помощью нормативноправового регулирования и программно-целевого метода. На наш взгляд, для органов власти одной из основных мер улучшения государственного регулирования уровня жизни населения должен стать пересмотр величины государственных минимальных социальных стандартов. Анализирую опыт зарубежных стран, можно отметить, что в развитых странах прожиточный минимум призван обеспечить «достойный уровень жизни» в соответствии со сложившимися стандартами потребления, в отечественной практике данное понятие отражает лишь уровень доходов, обеспечивающий минимально необходимый уровень удовлетворения физиологических потребностей, духовные потребности в данный уровень вообще не включены. При длительности такого подхода при том, что значительная часть населения не в состоянии обеспечить себя другими доходами, в стране и регионах может возникнуть высокий уровень социальной напряженности, а как следствие политическая и экономическая нестабильность, именно поэтому целесообразно уделять этой проблеме пристальное внимание. Для нашей страны было бы целесообразно использовать опыт зарубежных развитых стран. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. М. : ЭКСМО, К С. 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] : ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ. РЕЖИМ ДОСТУПА: ЗАГЛ. С ЭКРАНА STATE REGULATION OF LIVING STANDARDS Yeryomina Y. A., 5 th year student, Department of Economics, Ogarev Mordovia State University,

6 Saransk The article reveals the underlying mechanisms of state regulation of the standard of living. We consider regulations and federal programs of government regulation of living for today. The recommendation to improve state regulation of the standard of living of the Russian Federation. Keywords: government regulation of the standard of living of the population, the legal framework governing the standard of living, program-target method, the regulation of the level of living of the rural population.


Представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 311.313 Денежные доходы и расходы населения как показатели уровня жизни населения на территории Еврейской автономной области Желтов Сергей Алексеевич студент Иванов Сергей Вадимович студент Аннотация

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ТРИБУНА ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ 2015 10 (электронный научный журнал) http://vseup.ru) Крыласова Е.В., студентка ЭКб-14-1 ЗабГУ Капитонова Н. В., доцент кафедры АУФиК ЗабГУ, УРОВЕНЬ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вносит Губернатор области ПРОЕКТ ЗАКОН ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон определяет основные направления

Потенциал может быть не востребован и утрачен. Поэтому, на наш взгляд, представляется целесообразным формировать банк данных таких студентов не только на уровне региона, но и на республиканском уровне,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН О развитии сельского хозяйства на территории Владимирской области Принят Законодательным Собранием области 12 апреля 2011 года Статья 1. Предмет регулирования

УДК 338.1 Шалаева Татьяна Александровна, студентка экономического факультета специальности «Экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск, [email protected] НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Белоцицко К.С., Ноженко Т.В. ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им.п.а. Столыпина» Омск, Россия THE ROLE OF LAND MANAGEMENT

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Проект «Разработка системы стандартного мониторинга региональных финансов» Семинар «Управление региональными финансами:опыт и перспективы» Москва, 16-17 17 ноября

Проект вносится депутатской фракцией ЛДПР Тюменской областной Думы ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О минимальном потребительском бюджете в Тюменской области Настоящим Законом устанавливается назначение минимального

Тест по дисциплине «Социальная политика» 1 1. Какие определения подходят понятию «социальная политика»? а) Система мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ Т.Н. Добродомова, Е.Ю. Долженко Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.белгород, Россия [email protected],

УДК 330 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Павлова А.С., Никушина А.Н., Сарафанов А.Д., Анастасова А.С. Южный федеральный университет E-mail: [email protected]

УДК 35 Габдрахманова А.А. студентка магистратуры 2 курс, факультет «Государственное и муниципальное управление» ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»

УДК 338.434 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Н. Н. Семенова, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета ГОУВПО «Мордовский государственный

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, 4, С. 823 829 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 316.35

Изменение приоритетов господдержки российского агропродовольственного сектора в свете курса на импортозамещение 2015 7 ключевых направлений по борьбе с кризисом (2,3 трлн. руб.) Поддержка импортозамещения

УДК 332.11 Моисеенко Е.В., доцент кафедры «Организации и управления в аграрной сфере» Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ Россия, г. Полесск Тихонова А.А., магистрант Тихонов Е.А., магистрант Калининградский

Хорошилова Виктория Андреевна cтудентка Гудакова Людмила Владимировна Доцент, преподаватель ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Краснодарский край. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Тема 6 Социальная политика Государственная политика в социальной сфере, ее сущность и принципы Классификация социальной политики Основные направления социальной политики Задачи социальной политики Инструменты

УДК 330:346.1:351.71(470+571) НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РФ Хансвярова Анджелла Рафиковна, студентка 4 курса экономического

О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума по Владимирской области в е 2012 года Во исполнение постановления Губернатора Владимирской области от 29 января 2013г. 70 "Об

«Развития сельских территорий основа благополучия гражданского общества и роста ВВП России». Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Уваркина

Министерство образования Нижегородской области Государственное профессиональное образовательное учреждение «Заволжский автомоторный техникум» Исследовательская работа по статистике «Влияние инфляции на

УДК 336.74(470+571) ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ Афанасьева Т. А., Евстифейкина А. А., студентки 4 курса экономического факультета, Мордовский государственный университет имени Н.

УДК 330.59 Васильева А. В. студент 1 курс, Экономический факультет Чувашский Государственный Университет им. И.Н. Ульянова Россия, г.чебоксары АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В статье

Лещева Валентина Игоревна студентка Колмыкова Марина Александровна канд. социол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Оренбургская область СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ЯРУНИН А. В. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Аннотация. Статья посвящена анализу правовой политики Удмуртской Республики

ТЕМА 9. Демографическая политика в современном мире Ключевые слова: демографическая политика, механизмы демографической политики, геодемографическая ситуация, региональная дифференциация. В структуре социальной

Павлова Жанна Лукинична соискатель кафедры менеджмента, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики [email protected] целевые программы и развитие апк калининградской области

УДК 338.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Economic aspects of quality of life of rural population In modern russia Когтеева А.Н., кандидат экономических наук

Кохужева Саида Нурбиевна ст. преподаватель кафедры финансов и кредита, филиал Московской открытой социальной академии, г. Майкоп [email protected] программно-целевое управление социальноэкономическим

УДК 69.057 Сафенков Е.В. Студент магистратуры 2 курса ИСА ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Россия г. Москва Захарченко О.В. Студент магистратуры

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕУРТУЙСКОГО СЕЛЬСОВЕТА АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ ГЛАВА ВЕРХНЕУРТУЙСКОГО СЕЛЬСОВЕТА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 8 апреля 2013 а с. Верхний Уртуй 11 -р Об утверждении плана мероприятий

Приложение к постановлению главы администрации от 27.05.2016 г. 424-п ПОЛОЖЕНИЕ об отделе экономического анализа и прогнозирования, развития потребительского рынка и предпринимательства администрации Александровского

Владимиров И.А Баркина А.Е. Васильева А.Ю. ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК Аннотация: Государственная поддержка предпринимателей

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ О согласованном уровне жизни населения Республики Коми и контроле за его обеспечением Принят Государственным Советом Республики Коми 4 декабря 1998 года Целью настоящего Закона является

УДК 314 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Богачева Н. Ю., магистрант первого года обучения по направлению «социальная работа» ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», [email protected]

УДК Лизина О. М., кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.

Такмакова Елена Валерьевна Takmakova Elena Valerevna ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Orel state university Доцент / Docent E-Mail: [email protected] 08.00.05 «Экономика и управление

УДК 311:330.59(470.345) СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Скворцова М. А. к.э.н., ст. преподаватель кафедры статистики ГОУ ВПО «Мордовский государственный

Рабочий документ 9 29 ноября 2013 г. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАТИСТИКОВ Семинар " «Перспективы измерения бедности»" 2-4 декабря 2013 года,

Лекция 9. Организационные основы регулирования муниципальной экономики 1. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования 2. Структура и функции управления социально-экономическим

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) Б1.В.ОД.10 Экономические основы социальной работы Примерные зачетные тестовые задания 1. Экономика социальной

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, 4, С. 632 636 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 338.2

УДК 005.52:378.3 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Логинкин Д. Н., аспирант кафедры экономического анализа и учета экономического факультета, Мордовский государственный

Приложение к постановлению Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 4 июля 2017 года ГС 1162-V ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ОСЕННЮЮ СЕССИЮ

УДК 332.142 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА 2012 О.М. Пыркова* Ключевые слова: социальные стандарты, государственные минимальные социальные стандарты, социальные

БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН ЧАСТЬ 2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2017-2019 ГОДЫ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 2 тыс. чел. Численность постоянного

УДК 354 МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗРЕЗЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Г. Лебеденко, Тверской государственный

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА Гатилова Е. В., Седашкина Т. И. (рук.) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский

Страница 30 из 30


Основные направления и механизмы регулирования уровня жизни

Уровень жизни населения регулируется с помощью государственных минимальных социаль­ных стандартов, оплаты труда, социального развития и др.

Государственные минимальные социальные стандарты. Такие стандарты направлены на реа­лизацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. Построение системы государст­венных минимальных стандартов – важнейшее направление усиления управления социальными процессами.

Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финанси­рования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

ГМСС – это социальные стандарты федерального уровня. В субъектах РФ и муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, повышаю­щие ГМСС.

Основные цели разработки ГМСС:

Обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;

Укрепление единого социального пространства Федерации и относительное выравнивание уровней социального развития на территории ее субъектов;

Нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;

Совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития;

Концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной поли­тики.

С помощью ГМСС можно постоянно отслеживать ситуацию в области благосостояния той или иной группы населения в различных регионах страны, а также усилить контроль государства за выполнением социальных обязательств перед гражданами соответствующими учреждениями, так как необеспечение определенного уровня гарантий вызывает социально опасные ситуации.

Существующая модель федеративных отношений не позволяет проводить политику, обеспе­чивающую равные условия и стимулы для развития всем регионам и социальную стабильность в обществе.

ГМСС применяется для определения следующих показателей:

Минимальных доходов (минимальной оплаты труда и т.п.) и минимального прожиточного минимума;

Минимальных размеров социальных пособий и выплат;

Номенклатуры, перечней и наборов бесплатных и частично платных услуг, оказываемых насе­лению за счет финансирования из бюджетной системы РФ;

Норм обеспечения населения социальными услугами и др.

Задачи и механизмы регулирования оплаты труда. В процессе рыночных преобразований госу­дарство утратило прямое воздействие на сферу трудовых отношений, уровень зарплаты, доходы населения. Отказ от административных методов управления не привел к формированию новых механизмов, в частности социального партнерства. Так, коллективные договоры не заключаются почти на 30% крупных предприятий. В стране нет принятой во многих рыночных странах индек­сации оплаты труда с учетом инфляционного роста цен. Работодатели начисляют зарплату, не соответствующую реальным трудовым затратам, что приводит к снижению цены рабочей силы. В России рабочая сила – самый дешевый товар.

Чтобы минимизировать бюджетные расходы, удерживается крайне низкий уровень тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок в организациях, находящихся на бюджетном финансировании.

За время проведения рыночных преобразований в общем кризисе свое место занял кризис трудовой мотивации и его отрицательные последствия, повлиявшие на социальную активность чело­века, на все социальные сферы жизни общества и на социально-экономическое развитие в целом. Прежние ориентиры разрушены, а новая созидательная мотивация не создана.

Главная цель совершенствования оплаты труда в сегодняшних условиях России – определение размера зарплаты на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности; восстановление воспроизводственной, стиму­лирующей и социальной функций зарплаты. Достичь этой цели невозможно без создания макроэко­номических условий, стимулирующих рост производства и повышение его эффективности на основе сочетания государственного и рыночного регулирования.

Ближайшие цели и задачи по регулированию оплаты труда таковы:

Обеспечение соответствия уровня минимальной зарплаты реально исчисленному прожиточному минимуму; законодательно установленный минимум зарплаты для наемных работников предприятий всех форм собственности;

Усиление государственных гарантий оплаты труда, способствующее введению социального стандарта, – минимальной почасовой оплаты;

Регулирование дифференциации в оплате труда с целью предотвращения резкого разрыва в оплатах труда по отраслям, учет сложности и качества труда; с этой целью необходимо устанавливать верхний предел дифференциации;

Регулирование ценообразования на товары первой необходимости и государственное регули­рование антиинфляционных мероприятий (укрепление курса рубля и т.п.);

Индексация доходов населения – повышение реального содержания основных доходов насе­ления в связи с ростом цен; в настоящее время наиболее регулярно индексация проводится в отно­шении пенсий, редко по заработной плате бюджетных организаций, вообще не проводится на предприятиях небюджетной сферы;

Сокращение безработицы, повышение занятости, создание рабочих мест, государственная поддержка малого бизнеса.

В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий возможности непосредст­венного государственного регулирования зарплаты ограничены.

К основным мерам по ее регулированию относятся:

Социальное партнерство. Вопрос о том, когда и насколько повышать зарплату наемным работ­никам в тех или иных предприятиях или отраслях, решается на переговорах между профсоюзами и работодателями с участием государства. Результаты договоренности фиксируются в соглашениях или коллективных договорах и являются обязательными для работодателей.

В нашей стране происходит еще становление такой системы. Во многих отраслях и регионах объединения работодателей не имеют должных полномочий при заключении отраслевых или региональных соглашений. Социальное партнерство поэтому не выступает в полноценной роли регулятора социально-трудовых отношений:

Совершенствование налогового законодательства. Уменьшение налоговой нагрузки на пред­приятия позволит улучшить объемы производства и реализации продукции, следовательно, повысить уровень зарплаты;

Оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне, безусловное выпол­нение минимальных обязательств по основным законодательным гарантиям – минимальным госу­дарственным социальным стандартам, минимальным фиксированным доходам;

Более четкое разграничение прав и ответственности в социальной сфере между Центром и субъектами Федерации;

Адресность социальной защиты, социальных льгот гражданам со стороны государства;

Предоставление льгот (скидок, субсидий), распространяемых на определенные группы насе­ления, – бесплатные лекарства, бесплатный и льготный проезд на транспорте, жилищные субсидии и т.п. В условиях финансовой необеспеченности они должны переводиться в форму адресных суб­сидий;

Обязательное социальное страхование. В развитых странах рыночной экономики этот способ социальной защиты широко развивается. Обязательное страхование распространяется на работаю­щих. В нем участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. Главная его задача – поддер­жание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотрен­ным законом.



Индекс материала
Курс: Основы государственного регулирования экономики. Налоговая, финансовая и социальная политика
Дидактический план
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сущность понятий «смешанная экономика», «государственное регулирование», «дерегулирование»
Задачи государственных органов по регулированию экономики
Основные функции государства в экономике
Объекты и субъекты государственного регулирования
Оценка эффективности государственного регулирования
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Формы и инструменты государственного регулирования
Методы государственного регулирования
Балансовый метод и его изменения в экономике
Методы прогнозирования экономического развития
Антимонопольное регулирование

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ Богатенкова Елена Юрьевна,

ассистент кафедры «Экономика, организация и управление на предприятиях»

Балаковский институт техники, технологии и управления (филиал) Саратовский государственный технический университет им. Ю.А.Гагарина,

г. Балаково, Россия bogat-elena@mail. т

Статья посвящена рассмотрению процесса регулирования качества жизни, как важнейшей задачи современного этапа развития российского общества. Автором изучены и обобщены результаты социологических опросов и научных исследований, проводимых различными научными центрами. Материал содержит собственный взгляд автора на достижение желаемого состояния качества жизни населения в современных условиях. На основе выявленных проблем намечены новые формы взаимодействия субъектов регулирования качества жизни.

Ключевые слова: качество жизни населения; процесс регулирования;

социальное развитие общества; индекс качества жизни; социальные проблемы; социальные проекты и программы; социальная ответственность.

MANAGEMENT OF THE POPULATION LIFE QUALITY: PROBLEMS AND APPROACHES

Elena Bogatenkova, assistant to chair «Economy, organisation and management at the enterprises»

Balakovsky institute of technics, of technology and managements (branch) the Saratov state technical university, Balakovo, Russia

bogat-elena@mail. ru

Article devoted to the management of the population life quality, as the most important task of development Russian society on modern stage. The author studied and summarized the results of sociological surveys and research conducted by the various research centers. The material contains the author"s own view to the achievement of the desired state of the population life quality in modern conditions. On the basis of the identified problems new forms of interaction of actors regulating the life quality are proposed.

Keywords: the population life quality; process management; social development society; life quality index; social problems; social projects and programs; social responsibility.

На сегодняшний день ученые и политики в дискуссиях о путях дальнейшего развития человечества выдвигают главной ценностью жизнь человека, причем в новом веке трансформация представлений и взглядов по этому вопросу выражается в акценте на качество жизни.

Необходимость регулирования качества жизни населения обусловлена тем, что на место экономических критериев развития общества пришли критерии

качества. От глубины и последовательности решений в этом процессе зависит перспектива развития цивилизации, общества и каждого человека в отдельности.

Качество жизни населения играет основополагающую роль в процессе социального развития общества. Каждое общество само формирует для себя это понятие.

Так, результаты исследований Института качества жизни (г. Екатеринбург) показали, что ключевыми темами, которые проявились при обсуждении с населением проблемы качества жизни стали: стремление к роскоши; наличие привилегий; желание иметь выбор, а не шанс; универсальность возможностей; общедоступность целей; наличие социальной ответственности у членов общества и другое.

Институт Гэллапа, основываясь на исследованиях, проводимых более чем в 150 странах, выделил 5 элементов качества жизни :

Профессиональное благополучие,

Социальное благополучие,

Финансовое благополучие,

Физическое благополучие,

Благополучие в сфере проживания.

Качество жизни - это, несомненно, субъективное удовлетворение жизнью. Желания и нужды разных людей могут не совпадать. Благополучие индивидуума может противоречить интересам группы, но для этого существует общество, чтобы перенаправить интересы в сторону учёта и поиска примирительных решений. Таким образом, качество жизни населения, складывается из качества жизни отдельных граждан. При этом удовлетворение жизнью определяется объективным положение человека в социуме, а также ценностными ориентациями самого общества.

Определение элементов качества жизни населения необходимо, но недостаточно для исследования проблемы качества жизни. Важным аспектом является вопрос регулирования качества жизни. Процесс регулирования качества жизни предполагает выполнение таких последовательных действий как:

Сбор и оценка данных текущего состояния;

Определение (формирование) желаемого состояния;

Планирование действий для достижений желаемого состояния;

Реализация мероприятий с целью достижения желаемого состояния;

Мониторинг отклонений от желаемого состояния.

Кто является субъектом регулирования качества жизни и осуществляет все эти действия? Государство изначально по своей сути ответственно перед своими гражданами в вопросе обеспечения и поддержания качества жизни. Фатхутдинов Р.А. утверждает, что качество жизни является показателем, характеризующим качество работы государственных органов управления всех уровней . Это утверждение верно отчасти. Ведь человек сам интуитивно решает свои проблемы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей, а значит он делает определенный вклад в достижение желаемого качественного состояния своей жизни и жизни близких.

В период произошедших в обществе изменений, таких как перераспределение собственности, переход к рыночным отношениям, государство свою социальную ответственность частично утратило. И теперь оно находится в поисках того, на чьи плечи можно переложить хотя бы часть социальных обязанностей. Таким субъектом видится бизнес-сообщество.

Социальная роль бизнеса возрастает в связи с тем, что растёт понимание в выгодности иметь в качестве работников или покупателей людей более образованных и живущих в лучших условиях, нежели бедных и невежественных.

Поэтому современному бизнесу отводиться «справедливая» доля ответственности за социальное улучшение жизни и развитие человека.

Достижение желаемого состояния качества жизни населения (К) возможно за счет: усилий самого человека (H - human), усилий власти (G - government) и усилий бизнеса (B - business). Эту зависимость можно выразить функцией, характеризующей так называемый холистический подход в решении проблемы повышения качества жизни населения:

К = f (H, G, B)

Рассмотрим данную модель подробнее. Усилия самого человека в регулировании качества жизни зависят от интереса к жизни. Гундарев И. утверждает, что удовлетворенность жизнью зависит от экономических условий лишь на 40%, а на 60% - от психологических факторов. Научные исследования показали, что главные причины депопуляции лежат в духовной сфере: депрессия и потеря смысла жизни, озлобленность из-за несправедливых итогов "реформ" и безнаказанности зла, моральная деградация от всевластия денег, культа насилия и разврата. Как добиться изменения? Только обучением, просвещением и культурным воспитанием - других вариантов нет.

На сегодняшний день основной ресурс - знание и информация. Современная человеческая деятельность подразумевает раскрытие творческого потенциала. Обеспечить высокое качества жизни человек может благодаря саморазвитию, переработке информации, созданию новых знаний, творчеству.

Усилия власти (государства) заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшение здоровья, создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, усиление социальной защиты уязвимых групп населения. Все эти вопросы находят отражение в социальной политике, бюджетной политике и налоговой политике.

Действия государства, связанные, в том числе и с реализацией приоритетных национальных проектов, направлены не столько на повышение качества жизни, сколько на поднятие уровня жизни россиян. Но уровень жизни и качество жизни -это не одно и тоже. Первое понятие определяет доступность благ цивилизации для человека. Качество жизни является интегральной категорией с более объемным содержанием, чем уровень жизни. Поэтому государственные органы должны встать на ответственные позиции политиков и госчиновников, которым предоставлены ресурсы и полномочия влиять на жизнь людей, и подумать, как начать системно решать поставленную задачу.

Социальная ответственность власти должна проявляется:

В заботе о пополнении казны, разумном бюджетном планировании;

В защите окружающей среды;

В создании условий для повышения качества жизни самими гражданами (условия для заработка, доступность образования и медицинской помощи);

В увеличении выплат социально незащищенным слоям населения;

В активизации бизнеса к социальной ответственности и формировании партнерских отношений с бизнес-сообществом.

Усилия бизнеса зависят от заинтересованности руководителей в эффективном использовании трудовых ресурсов. Грамотные руководители уже давно на опыте убедились, что в результате повышения заинтересованности в труде, оказания подлинной заботы о благополучии сотрудников, помощи в укреплении их семей, люди работают с большей отдачей.

Говоря о социальной роли бизнеса и его ответственности перед населением, не следует забывать об экономической стороне этого вопроса. От того, насколько эффективен бизнес и каков его вклад в экономику, зависит количество бедных и число богатых. Борьба с бедностью и создание новых рабочих мест - это первооснова социальной ответственности бизнеса.

Следует обратить внимание на то, что любая поддержка, любые усилия в регулировании качества жизни населения, как со стороны исполнительной власти, так и со стороны бизнеса должны быть адресными. Необходимо четко представлять, какой вклад может внести та или иная структура в процесс улучшения качества жизни и поддерживать только тех, кто предложит что-то конкретное. К сожалению, в настоящее время этого не делается.

Власть разрабатывает и реализует различные программы, несёт огромные затраты на содержание социальной инфраструктуры, однако наблюдается неудовлетворенность населения качеством жизни. Представим некоторые показатели по Саратовской области.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ Саратовская область по показателю «Индекс качества жизни» среди регионов России в 2006-2010 гг. относиться к региону среднего уровня жизни. Несмотря на значительный рост этого показателя за последние годы, значение индекса остается ниже, чем в целом по стране и среди ряда соседних областей (см. таб.).

Сравнительная характеристика индекса качества жизни

№ Название субъекта федерации Качество жизни Рейтинг

2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010

1. Российская Федерация 0,597 0,626 0,641 0,642 0,655 - - - - -

2. Тамбовская область 0,574 0,611 0,653 0,647 0,669 32 25 15 17 12

3. Самарская область 0,618 0,643 0,652 0,655 0,668 15 14 16 14 14

4. Воронежская область 0,600 0,611 0,625 0,620 0,637 19 24 25 29 22

5. Саратовская область 0,569 0,573 0,592 0,604 0,622 34 52 46 39 30

6. Пензенская область 0,539 0,574 0,601 0,622 0,615 54 50 42 27 38

7. Ульяновская область 0,544 0,578 0,584 0,598 0,609 52 47 52 41 44

8. Волгоградская область 0,575 0,586 0,581 0,599 0,606 30 36 60 40 47

Неудовлетворенность жизнью характеризуют результаты, полученные Независимым институтом социальных исследований г. Балаково Саратовской обл. в 2010-2011 гг. На вопрос, «Как изменилась жизнь людей в Саратовской области?», 55% респондентов ответили, что ничего не изменилось; 30% - считают, что стало жить хуже.

Эту ситуацию подтверждают итоги Интернет-голосования, организованного информационным агентством «Взгляд-инфо». В частности, только 9,7% проголосовавших удовлетворены качеством жизни в Саратовской области, тогда как остальные 90,3% его уровнем не довольны.

Также в ходе анализа социально-экономической ситуации в регионе за прошедший год были выявлены следующие социальные проблемы:

Сокращение численности населения трудоспособного возраста;

Высокий уровень заболеваний ВИЧ-инфекцией, болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований;

Высокий удельный вес реципиентов социального обеспечения в общей численности населения (40 процентов), что является следствием относительно низкого уровня жизни населения в области;

Значительная доля лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (4523 рублей) - 19,5 процента численности населения области;

Происходит замещение коренного населения области мигрантами, превышение миграционного прироста по международной миграции над миграционной убылью по межрегиональным потокам характеризует изменение половозрастного и этнического состава населения, что в перспективе может привести к нарастанию напряженности;

Недостаточное наличие и развитие социальных объектов (детских садов, больниц, спортивных школ, центров социальной защиты и поддержки населения).

Среди организационных проблем процесса регулирования качества жизни можно выделить такие, как:

Отсутствие системы, обеспечивающей привлечение общественных и деловых кругов к решению обозначенных социальных проблем;

Низкая экономическая и социальная эффективность государственного социального заказа, официальная статистика объема оказанных социальных услуг (а это 100% выполнение) далека от реальных цифр;

Отсутствие конкуренции в социальной сфере, особенно в таких направлениях как социальное обслуживание, дошкольное образование, физкультура и спорт, здравоохранение, коммунальное обслуживание.

Таким образом, в процессе регулирования качества жизни населения необходимо: во-первых, чётко обозначить субъектов регулирования, во-вторых, начать активно развивать рынок качественных социальных услуг. Главное, на что следует ориентироваться - это достижение качественного благополучия людей. Для этого:

1) требуется создать

Систему анализа проблем, ограничивающих развитие конкуренции;

Систему сертификатов на социальное обслуживание;

Базовые социальные стандарты одинаковые для всей территории страны;

Организацию, которая координировала бы деятельность организаций (в первую очередь коммерческих) оказывающих социальные услуги.

2) требуется обеспечить

Учет показателей социального благополучия населения страны;

Ориентацию всех экономических и управленческих учебных дисциплин в ВУЗах на изучение различных аспектов повышения качества жизни россиян;

3) требуется научить людей работать в некоммерческом секторе.

Следует также в социальной сфере активно использовать новые формы:

Передачи информации (например, электронную рассылку программ социальных мероприятий),

Взаимодействия субъектов регулирования качества жизни (например, сертификаты на получение социальной услуги).

При системе сертификатов человек сам выбирает, в какую организацию обратиться, а от чьих услуг отказаться. Соответственно, у организаций появляется прямой интерес, чтобы человек был доволен. Кроме того, в социальной сфере заложен серьезный потенциал для развития малого и среднего бизнеса. Ведь те услуги, которые сегодня оказываются госучреждениями, вполне могут оказываться и частным сектором.

Литература

1. Копнов В.А. Холистический подход к улучшению качества жизни.

[Электронный ресурс] // Официальный сайт Института качества жизни г. Екатеринбург. - Режим доступа статьи: www.URL:http://www.mstitut-

kachestva.ru/html/sm.php

2. Том Рат, Джим Хартер. Пять элементов благополучия: Инструменты повышения качества жизни. [Электронный ресурс]// Официальный сайт Института Гэллапа. - Режим доступа: www.URL:www.gallupinstitute.ru

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 347 с.

4. Гундарев И. А качество жизни в России - хуже некуда. // Трудовая Россия, №191. - Режим доступа статьи: www.URL: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?304

5. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Режим доступа: www.URL:http://www.minzdravsoc.ru/

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: www.URL:http://www.gks.ru/

Рецензент:

Суворова В.В., профессор, д.э.н., зав.кафедрой «ЭОУ» Балаковского института техники, технологии и управления

«Регулирование социального развития»

государственный регулирование экономика реформа

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы изучим понятие социальной политики государства, выявим основные проблемы социального развития страны и пути их решения, изучим понятия социальной защиты и социальных гарантий, качества жизни; исследуем пути повышения эффективности системы социального обеспечения.

Основные понятия и термины : социальная политика, социальные стандарты, социальные гарантии, уровень жизни населения.

Социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Социальная политика должна быть адекватной состоянию экономики, но игнорирование социальных проблем может привести к значительным экономическим потерям.

Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения его благосостояния, устранение негативных последствий рыночных процессов, обеспечение социальной справедливости и стабильности в стране.

Целью социальной политики государства является обеспечение стабильной жизнедеятельности общества, достижение социального согласия и социальной целостности, надлежащего уровня благосостояния людей.

Объекты социальной политики:

  • - рынок труда,
  • - трудовые отношения,
  • - доходы населения,
  • - потребители,
  • - социальная инфраструктура
  • - система социальной защиты.

Субъекты социальной политики - это органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение социальной политики государства, а также общественные организации, работодатели и рабочие.

Основные принципы социальной политики:

  • 1. Принцип социальной справедливости.
  • 2. Принцип социальной солидарности (при проявлении социальных затруднений общество действует как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным).
  • 3. Принцип социального партнерства (предполагает равноправие сторон при переговорах, равную для всех сторон обязательность исполнения договоренностей и ответственность за невыполнение).
  • 4. Принцип социальной компенсации (создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания).
  • 5. Принцип социальных гарантий (предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг).
  • 6. Принцип субсидиарности (оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов при финансировании мероприятий в сфере социальной политики).

Способом реализации государственной социальной политики являются:

  • - система социальной защиты
  • - социальные гарантии,
  • - социальные нормы и нормативы,
  • - социальные стандарты.

Социальная защита -- это система государственных мероприятий по обеспечению достойного материального и социального положения граждан.

Социальные гарантии - законодательно установленные минимальные размеры социальных выплат (зарплата, пособия, пенсии и т.д.), которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум - стоимостная величина набора продуктов достаточного для нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья, а также минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей человека.

Прожиточный минимум определяется на основе так называемой потребительской корзины.

Потребительская корзина - это стоимость стандартного набора товаров и услуг массового потребления среднего потребителя в конкретной стране за определенное время.

Социальные стандарты - законодательно установленные социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий.

Существуют социальный и рыночный подходы к реализации социальной политики.

Социальный подход исходит из того, что общество может гарантировать каждому гражданину доходы, не ниже границы малообеспеченности.

Рыночный подход исходит из того, что общество берет на себя обязательства только создать условия каждому члену общества для проявления им экономической активности и получения дохода. В развитых странах мира наиболее частое комбинируются оба этих подхода, что обеспечивает результативность социальной политики и достойный уровень жизни населения.

Средствами государственной социальной политики являются:

  • - нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение социальных гарантий и социальную защиту населения;
  • - разработка демографических и социальных прогнозов;
  • - формирование и реализация целевых программ социального раздела;
  • - бюджетная деятельность;
  • - государственное регулирование цен на товары и услуги и т.п.

Показателем результативности социальной политики является уровень жизни населения.

Уровень жизни населения -- это мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни.

Основными элементами уровня жизни являются:

  • - уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров);
  • - уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры;
  • - уровень обеспеченности жильем.

Понятие качество жизни конкретизирует категорию «уровень жизни». Сейчас используется комбинированный показатель - индекс качества жизни , который характеризует уровень образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни и т.д.

В систему государственного регулирования уровня жизни входят:

  • 1. Индексация денежных доходов . Индексации подлежат денежные доходы, которые не имеют одноразового характера (пенсии, стипендии, оплата труда и проч.);
  • 2. Компенсация . Она предусматривает возмещение подорожания отдельных видов товаров и услуг (хлеб, коммунальные услуги) и предусматривает выплату разницы в ценах гражданам или их отдельным группам.
  • 3. Субсидирование . Это вид денежной помощи населению для оплаты потребления отдельных видов товаров или услуг (жилищные субсидии).

Государственное регулирование уровня жизни предполагает создание и обеспечение функционирования социальной инфраструктуры - комплекса объектов, работа которых направлена на удовлетворение личностных потребностей граждан, обеспечение жизнедеятельности, интеллектуального и духовного развития человека.

Социальная защита населения

Цель социальной защиты - поддержание стабильности в обществе, а также предоставление возможности каждому члену общества независимо от его социального происхождения, национальности и вероисповедания свободно развиваться и реализовывать свои способности.

Социальная защита делится на активную и пассивную .

Пассивная состоит лишь в предоставлении социальной помощи человеку.

Активная подразумевает разработку мер по предотвращению ситуаций, которые угрожают благосостоянию, жизни и здоровью человека, а также стимулируют его активность в этом.

Основные элементы системы социальной защиты населения:

  • 1. Установление допустимых параметров жизни (размер прожиточного минимума, минимальной пенсии и социальной помощи).
  • 2. Защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан.
  • 3. Решение проблем безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров.
  • 4. Пенсионное обеспечение.
  • 5. Содержание детских домов, интернатов, домов престарелых и т.д.
  • 6. Социальные трансферты (помощь по безработице, одноразовые и ежемесячные выплаты на содержание детей до 3-х лет, жилищные субсидии и т.д.).
  • 7. Социальное обслуживание (предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан и т.д.).
  • 8. Медицинская помощь.
  • 9. Социальное страхование.

Социальное страхование - система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков.

Уровень жизни населения зависит от уровня доходов. Основным инструментом регулирования доходов населения является использование минимального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) определяет такой объем доходов, который делает возможным приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Исходной информацией для расчетов МПБ являются данные демографического прогноза, состав минимальной нормативной потребительской корзины, нормы потребления населением товаров (услуг), данные об уровне и динамике потребительских цен на товары (услуги).

Одним из индикаторов экономического развития страны и важнейшим показателем благосостояния населения являются реальные доходы населения. Различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы -- это фактически полученные деньги. Реальные доходы -- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные номинальные доходы.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

1. Патерналистская социальная модель.

Характеристики: всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению.

При всех положительных качествах эта система, обладая низкой экономической эффективностью, не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Методы проведения социальной политики разнообразны -- от административных, экономических до прямого насилия.

  • 2. Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы, высоким налоговым давление на предпринимательство и население, обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением в других странах.
  • 3. Модель «государства благосостояния» является рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может.
  • 4. Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства - базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности, действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется высокой степенью защищенности граждан.
  • 5. Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. Характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

К основным принципам российской социальной политики относятся :

  • 1. поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка;
  • 2. повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий,
  • 3. перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти;
  • 4. гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований;
  • 5. государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

Основными задачами социальной политики в переходном периоде являются:

  • *адресная поддержка социально незащищенных слоев населения;
  • *пенсионная реформа;
  • *обеспечение роста стоимости рабочей силы;
  • *ориентация стратегии экономического роста на создание новых рабочих мест;
  • * обеспечение доступности жилья для разных слоев населения;
  • * улучшение системы здравоохранения;
  • * активная демографическая политика;
  • * приумножение интеллектуального потенциала общества; создание равных возможностей в получении качественного образования;
  • * укрепление позиций среднего класса.

Показателем результативности социальной политики является уровень жизни населения. Уровень жизни населения - это мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни.

Основными элементами уровня жизни являются: уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспеченности жильем.

Для оценки уровня жизни населения используется система показателей, которые можно классифицировать на следующие группы:

1) социально-демографические показатели (количество население, его состав, динамика и структура по полу, возрасту и социальному положению; показатели миграция население и трудовых ресурсов);

2) обобщающие показатели (ВВП на душу населения, реальные доходы на душу населения, структура населения по уровню среднедушевого совокупного дохода и т.п.);

3) показатели уровня оплаты труда и доходов населения (средняя и минимальная заработная плата, средняя и минимальная пенсия, средняя денежная помощь и т.п.);

4) показатели уровня потребления населением товаров и услуг;

5) показатели, которые характеризуют состояние социальной сферы.

Для определения уровня жизни в разных странах эксперты используют понятие индекс человеческого развития (ИЧР). Этот показатель был предложен ООН в 1990 г. как показатель уровня цивилизованности страны.

Понятие качество жизни конкретизирует категорию «уровень жизни». Сейчас используется комбинированный показатель – индекс качества жизни, который характеризует уровень образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни и т.д.

Конкретными показателями качества жизни являются количество автомобилей, телефонов, квадратных метров жилья, больничных коек на душу или тыс. человек., уровень шума, количество травмированы и т.д.

Средствами государственной социальной политики является: нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение социальных гарантий и социальную защиту населения; разработка демографических и социальных прогнозов; формирование и реализация социального раздела ГПЭСР Украины, в котором определяются цели, приоритеты, задачи и мероприятия социальной политики; бюджетная деятельность; государственное регулирование цен на товары и услуги и т.п.

На государственном уровне функции регулирования уровня жизни и социальной защиты населения выполняют органы государственной власти и фонды государственного социального страхования.



В систему государственного регулирования уровня жизни входят:

1. Индексация денежных доходов. Индексации подлежат денежные доходы, которые не имеют одноразового характера (пенсии, стипендии, оплата труда и проч.);

2. Компенсация. Она предусматривает возмещение подорожания отдельных видов товаров и услуг (хлеб, коммунальные услуги) и предусматривает выплату разницы в ценах гражданам или их отдельным группам.

3. Субсидирование. Это вид денежной помощи населению для оплаты потребления отдельных видов товаров или услуг (жилищные субсидии).

Государственное регулирование уровня жизни предполагает создание и обеспечение функционирования социальной инфраструктуры - комплекса объектов, работа которых направлена на удовлетворение личностных потребностей граждан, обеспечение жизнедеятельности, интеллектуального и духовного развития человека.

В состав социальной инфраструктуры входят предприятия и организации социально-бытового и социально-духовного назначения.

Социально-бытовая инфраструктура - это объекты торговли, питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и частично обслуживающие население предприятия и организации производственной сферы.

Социально-духовная инфраструктура - это система учреждений образования, культуры, здравоохранения, массовой информации, физической культуры, спорта и т.д.

Социальная защита населения,


Top