Испытание насосов пожарных автомобилей. Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине "пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение"

После полного окончания всех монтажных работ, установки необходимых контрольно-измерительных приборов, автоматики, систем смазки, устройства вентиляции и пола верхнего покрытия, приступают к пробному пуску и испытаниям насосного агрегата.

Перед пуском делают ревизию затяжки крепежных болтов, резьбовых соединений и сальников. Проверяют смазку в системе и сжатым воздухом удаляют грязевые отложения и пыль. В картер, муфты и редуктор заливают чистое свежее масло. Вручную прокручивают муфту, контролируя при этом плавность вращения и отсутствие рывков. Если агрегат предназначен для подачи горячих веществ, то необходимо перед пуском паром с температурой не ниже 40°C от перекачиваемой жидкости, прогреть насос. Задвижкой, находящейся на напорном трубопроводе регулируют производительность и напор жидкости агрегата. Первый пуск насоса необходимо проводить при малой нагрузке.

Последовательность операций по пуску центробежных насосов, следующая:

  • Закрывают все имеющиеся задвижки и краны на всех трубопроводах и КИП, кроме задвижки на всасывающем трубопроводе, которая может быть максимально прикрыта на 80%;
  • Открывают краны к охладителю, сальникам и подшипникам для подачи на них смазывающего вещества;
  • Открывают выпускной кран для воздуха. Заполняют насос и всасывающий трубопровод рабочей жидкостью;
  • Закрывают выпускной кран для воздуха. При наличии байпаса, открывают его;
  • Запускают двигатель и открывают краны манометров;

ВНИМАНИЕ! Запрещено запускать насосы с отключённой системой охлаждения и не заполненные рабочей жидкостью. Запрещается работа насоса более 2-3 минут с перекрытой задвижкой напорного трубопровода.

  • При достижении необходимой частоты вращения вала и номинального давления на напорном трубопроводе, открывают задвижку напорного трубопровода. Открывать надо постепенно, для того чтобы было минимальным прохождение жидкости тем самым избежать перегрева двигателя и насоса. Если имеется байпас, то его перекрывают;
  • Контролируя по КИПам равномерный рост нагрузки на двигатель, открывают задвижку на напорном трубопроводе до рабочего значения.

ВНИМАНИЕ! При возникновении перегрузки необходимо немедленно выключить агрегат, выявить и устранить причины неисправности.

  • Для остановки медленно перекрывают задвижку на всасывающем трубопроводе, потом на напорном и выключают электродвигатель.

В процессе работы надо контролировать показания КИП. Сопротивление в подающем трубопроводе, вследствие не до конца открытой задвижки или засорения, может привести к повышению давления.

Равномерное колебание стрелок КИП, кроме вольтметра, свидетельствует о нормальной работе. В случае подсоса воздуха в системе, наблюдаются резкие скачки стрелок приборов. В данном случае необходимо проверить герметичность соединений.

Неисправности в насосе, как правило, влекут за собой увеличение силы тока потребляемой двигателем.

В случае возникновения стуков и перегрева насоса необходимо остановить агрегат, выявить и устранить неисправности.

При пробном пуске испытании надо контролировать:

  • Шумы и стуки;
  • Протечки рабочей жидкости;
  • Протечки охлаждающей жидкости и смазки;
  • Смазку и температуру подшипников;
  • Температура масла должна быть не более 60°C;
  • Температура трущихся деталей и подшипников должна быть не более 65°C.

Испытание считается успешно завершенным, если насосный агрегат бесперебойно и устойчиво проработал 2 часа. Далее проводят промышленные испытания в течение 4 часов при полной рабочей нагрузке.

Определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик

Проверка работоспособности газоструйного вакуумаппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя

Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть все задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 – 570 мм. рт. ст.).

При нормально работающей эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опрессовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опрессовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2… 0,3 МПа.

Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.

Проверка технического состояния ПН забором и подачей воды из водоема

Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса.

Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра.

Показания приборов, переведенные в м, вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются.

Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями.

Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения.

Технические условия: Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Пожарный насос ПН-40УВ

1-корпус; 2-крышка; 3-вал; 4-рабочее колесо; 5,6-подшипники; 7-уплотнительный стакан; 8-червяк привода тахометра; 9-шестерня привода тахометра; 10,21-манжеты; 11-щуп; 12-муфта-фланец; 13,20-прокладки; 14-сливной краник; 15,28-шайбы; 16,26 -гайки; 17-шпонка; 18, 22-резиновые кольца; 19-уплотнительное кольцо; 23-болт; 24-проволока; 25-сливная пробка; 27-корпус привода тахометра; 29-кольцо; 30-шплинт; 31-шланг.

Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения

1. Насос не подает воду при пуске. Причина: Насос полностью или частично заполнен воздухом, необходимо повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.

2. Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля.

  • а) Во всасывающейся линии имеются неплотности, необходимо проверить всасывающую линию, устранить неплотности.
  • б) Всасывающая сетка засорена, для устранения очистить всасывающую сетку.
  • в) Недостаточно заглублена всасывающая сетка, опускаем всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм

3. При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление, причина в неисправном мановакуумметре. При этом разбирать и ремонтировать запрещается.

4. При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация.

  • а) Ослаблено крепление насоса, необходимо подтянуть болты крепления
  • б) Изношены шарикоподшипники насоса. Следует разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми.
  • в) Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены (шарикоподшипники). Заменить вал новым или отремонтированным
  • г) Разрушено рабочее колесо. При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.

5. При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает, так как засорены каналы рабочего колеса. Очистить каналы колеса.

6. Вал насоса не прокручивается.

7. Из дренажного отверстия течет струйкой вода, признак износа манжет. Заменить манжеты новыми.

8. В масляную ванну насоса попадает вода.

  • а) Засорено дренажное отверстие. Прочистить дренажное отверстие.
  • б) Износ манжет. Заменить манжеты новыми.

9. Из дренажного отверстия течет масло, это износ манжеты. Заменить манжету.

Наименование параметра Значение параметра для насосов
нормального давления высокого давления
, не менее 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120, 130, 140, 150, 160, 180, 200 20 4 2
Напор в номинальном режиме, м, не менее 100 200 400
Коэффициент полезного действия в номинальном режиме, не менее 0,6 0,6 0,4
Допускаемый кавитационный запас, м, не более 3,5 3,5 5,0
Максимальное давление на входе в насос, МПа, не менее 0,6 0,6
Максимальное давление на выходе из насоса, МПа 1,5 3,0 5,0
Номинальная геометрическая высота всасывания, м 3,5 3,5
Максимальная геометрическая высота всасывания, м 7,5 5,0
Примечание.

Неравенства даны в соответствии с официальным текстом документа.

Согласно карте смазки (см. рис. 3.22).

4. Следить за величиной утечки из дренажного отверстия, которая не должна иметь струйный характер (допускается течь не более отдельных капель).

5. В случае возникновения посторонних шумов или вибрации насоса проверить гайки, крепящие его к раме автомобиля. Если шумы или вибрации не пропали, необходимо остановить насос и при неработающем приводном двигателе проверить момент затяжки гайки крепления рабочего колеса к валу насоса, а также убедиться в отсутствии в полости насоса посторонних предметов. Наличие посторонних шумов в насосе может быть и следствием кавитационных явлений, вызванных работой насоса с большой геометрической высоты всасывания и больших подачах (при высоте всасывания 7 – 7,5 м производительность насоса не может быть больше 20 л/с). Кавитация может возникнуть и в случае, если размеры проходного сечения всасывающей линии от штатной цистерны и всасывающей задвижки недостаточны для данной подачи насоса. То же самое происходит при засорении всасывающей сетки или при сплющивании всасывающего рукава или отслоении его внутреннего покрытия. При появлении кавитации давление на выходе из насоса резко уменьшается, а величина разрежения на входе в насос увеличивается (более 0,08 МПа). Для выхода из кавитационного режима необходимо уменьшить подачу насоса, снизив частоту вращения его вала. Если кавитация вызвана дросселированием всасывающей магистрали (уменьшением площади её сечения), следует устранить местное сужение магистрали (открыть задвижку от цистерны, выправить или заменить всасывающий рукав и т.д.).

6. В случае необходимости временного прекращения подачи воды допускается не останавливать насос, а закрыть напорные задвижки и продолжать работать на малых оборотах.

7. При работе насоса в зимний период эксплуатации включить систему обогрева насосного отделения при температуре воздуха ниже 0 0 С.

8. При подаче воздушно-механической пены перед подачей пенообразователя в пеносмеситель насоса установить минимальный перепад напора между напорной и всасывающей полостями насоса 60-70 м. вод. ст.(6-7 кгс/см 2 ) и увеличивать его в зависимости от длины и диаметра рукавных линий (для нормальной работы воздушно-пенных стволов). При этом, в случае забора воды в насос с подпором (от водопроводной сети), напор во всасывающем патрубке насоса должен быть не более 25 м вод. ст. (2,5 кгс/см 2 ).

9. По завершению подачи воздушно-механической пены и перекрытия подачи в насос пенообразователя необходимо произвести промывку пеносмесителя и насоса в следующей последовательности: не закрывая пробковый кран пеносмесителя установить стрелку дозатора на деление «5» и поработать насосом в течении 3…5 мин., засасывая пеносмесителем воду из вспомогательной ёмкости или цистерны пожарного автомобиля. В процессе промывки необходимо несколько раз повернуть рукоятку пробкового крана из положения «ОТКР» в положение «ЗАКР» и обратно, а также несколько раз провернуть маховичок дозатора. После чего закрыть пробковый кран пеносмесителя.

По окончанию работы насоса необходимо:

    Выключить насос, отсоединив его от привода.

    Открыть сливной краник, полностью слить воду, после чего закрыть краник и все задвижки насоса.

    Устранить дефекты, замеченные во время работы насоса.

С наступлением холодов сливной краник и напорные патрубки насоса необходимо держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверки его на герметичность.

С целью обеспечения постоянной технической готовности насоса предусматриваются следующие виды его технического обслуживания : ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2). Сроки проведения технического обслуживания насоса соответствуют срокам проведения технического обслуживания пожарного автомобиля.

ЕТО насоса включает следующие операции:

    Произвести внешний осмотр насоса на предмет его комплектности, чистоты, отсутствия повреждений и крепежа его коммуникаций.

    Открыть сливной краник и убедиться в отсутствии воды (водного раствора пенообразователя) в корпусе насоса.

    При не работающем насосе визуально убедится в отсутствие во входном патрубке и корпусе насоса посторонних предметов.

    Проверить работоспособность всех кранов и вентилей насоса, в том числе и пеносмесителя.

    Проверить наличие смазки в корпусе (масляной ванне) и колпачковой маслёнке насоса (см. рис. 3.22).

    Проверить исправность контрольно-измерительных приборов насоса – стрелки приборов должны находиться в нулевом положении.

    Проверить герметичность насоса по величине падения разряжения.

Для проведения проверки насоса на герметичность (сухой вакуум) необходимо закрыть все задвижки, вентили, всасывающий патрубок и сливной кран насоса. С помощью вакуумной системы создать в насосе разряжение и довести его до 0,074-0,078 МПа (0,73-0,76 кгс/см 2 ), ориентируясь на показания мановакууметра насоса. Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разряжения не превышает величины 0,013 МПа (0,13 кгс/см 2 ) за 2,5 мин. При превышении этой величины необходимо выявить причину неисправности (обнаружить места неплотностей) путём опрессовки насоса водой или воздухом. Чаще всего опрессовку производят путём подачи во всасывающий патрубок насоса воды от другого насоса под напором до 60 м.вод.ст. (6 кгс/см 2 ). Неплотности выявляются внешним осмотром по утечкам воды из насоса. При этом необходимо помнить, что качество уплотнения вала насоса (целостность уплотнительных манжет) проверяется не только по утечкам воды из дренажного отверстия в корпусе насоса, но и по состоянию смазки в масляной ванне насоса. Опрессовку насоса можно также производить на работающем насосе путём развития в нём напора 120-130 м. вод. ст. (12-13 кгс/см 2 ) при закрытых напорных задвижках. Опрессовка воздухом производится от внешнего источника воздуха, созданием давления в насосе 0,2–0,3 МПа. Во время опрессовки воздухом шланг от компрессора или другого источника давления целесообразно присоединить к сливному кранику насоса, предварительно открыв его, а неработающий насос покрыть мыльной пеной. Неплотности устраняются путём затяжки резьбовых соединений, заменой изношенных уплотнений, притиркой сопряжённых деталей (например, для сливного краника), герметизацией (с помощью ленты ФУМ) резьбы манометров, очисткой поверхностей прилегания клапанов вакуумного крана.

При ТО-1

    Выполнить полный объём работ ежедневного технического обслуживания насоса.

    Произвести частичную разборку насоса. Проверить надёжность крепления рабочего колеса к валу, отсутствие посторонних предметов в полости корпуса насоса, состояние переднего подшипника и червячной пары привода тахометра.

    Демонтировать пеносмеситель. Произвести его разборку, очистку, сборку и монтаж на насосе.

    Проверить затяжку крепёжных деталей насоса.

    Проверить техническое состояние насоса и пеносмесителя путём испытания по упрощённой методике (см. гл. 7.3).

    Восстановить при необходимости лакокрасочные покрытия насоса и арматуры

При ТО-2 пожарного насоса необходимо произвести следующие операции:

1. Выполнить полный объём работ ТО-1 пожарного насоса.

2. Произвести замену смазки в корпусе (масляной ванне) насоса согласно карте смазки (см. рис. 3.22 и табл. 3.3).

3. Осуществить метрологическую поверку контрольно-измерительных приборов насоса: манометра, мановакууметра и тахометра;

    Восстановить лакокрасочные покрытия насоса и арматуры.

Таблица 3.3

Карта смазки пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100)

№ позиции на

рис. 3.22

Наименование

смазочных материалов

Наименование

смазываемых

мест

Способ смазки

Периодичность смазки

Масло трансмиссионное

ТАп-15В.

ГОСТ 23652-79

или аналоги

Шарикоподшипник вала насоса

Проверить уровень масла и долить до верхней метки щупа.

Слить отработанное масло, промыть полость масляной ванны. Залить чистое масло до верхней метки щупа.

Через 20-30 часов работы насоса.

Через 100-120 часов работы насоса

Солидол Ж ГОСТ 1033-79

Уплотнительный стакан

Путём поворота крышки колпачковой маслёнки на 2-3 оборота произвести подпрессовку солидола Ж с целью повышения надежности работы манжет

Не реже, чем через 1 час работы

насоса

При частичной разборке насоса дополнительными точками смазки являются:

      уплотнения шпинделей задвижек и вентилей, а также сами шпиндели (смазка Солидол Ж и заменители (см. сноску 8));

      резьбовые соединения (кроме резьб манометров) на насосе и болты крепления насоса к раме (смазка графитная УСсА по ГОСТ 3333-** или её аналоги).

Для насоса ПН-40УВ.01, имеющего встроенный приводной шиберный вакуумный аппарат (см. рис. 3.15), дополнительной точкой смазки является бачок системы автоматической смазки шиберов (тип масла и периодичность заправки определяются согласно Руководству по эксплуатации насоса).

Наиболее вероятные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) и способы их устранения изложены в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Характерные неисправности насосного агрегата ПН-40УВ (НПЦ-40/100)

и способы их устранения

Наименование

отказа, его

внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Способ устранения

Насос не заполняется водой при

включенной и

исправной вакуумной системе

Негерметичность стыков клапанов с сёдлами вентилей, задвижек

Разобрать вентиль, задвижку, клапан и устранить причину неплотной посадки

Неплотности соединений трубопроводов водопенных коммуникаций;

Подтянуть соединения или заменить прокладки

Неплотности соединений трубопроводов дополнительной системы охлаждения; открыт кран продувки дополнительной системы охлаждения;

Подтянуть штуцера, заменить прокладки или поврежденный трубопровод; закрыть кран продувки дополнительной системы охлаждения

Неплотности в уплотнительном стакане насоса;

Подвернуть на несколько оборотов крышку колпачковой масленки или заменить уплотнительные манжеты

Неплотности соединений вакуумного клапана и насоса, стакана диффузора, пеносмесителя и насоса, пробкового крана пеносмесителя;

Подтянуть соединения, заменить прокладки

Неплотности в местах установки мановакууметра и манометра.

Подтянуть крепление, заменить прокладки

Исправный (по

результатам проверки на "сухой" вакуум) насос не заполняется водой при

включенной и исправной вакуумной системе

Высота всасывания превышает 7 метров

Уменьшить высоту всасывания.

Заменить рукав

Не герметичны всасывающие рукава (имеют проколы) или соединительная арматура (головки ГР-125)

Заменить рукава или прокладки в соединительной арматуре

Недостаточно погружена в воду всасывающая сетка

Погрузить всасывающую сетку в воду минимум на 300 мм

Открыт сливной кран

Закрыть сливной кран

Не плотно закрыты задвижки

Затянуть вентили задвижек

Засорена всасывающая сетка

Очистить сетку

Насос не подает воду при пуске

Насос не полностью заполнен водой перед пуском

Заполнить насос водой, выпустив весь воздух из внутренней полости насоса

Насос сначала

подает воду, затем его производительность

снижается до

нуля.

Появились неплотности во всасывающей линии.

Устранить неплотности или заменить всасывающие рукава

Расслоился всасывающий рукав

Заменить рукав

Засорилась всасывающая сетка

Очистить сетку

Уменьшилось заглубление всасывающей сетки

Заглубить сетку не менее, чем на 300 мм

Засорились каналы рабочего колеса.

Разобрать насос, очистить каналы.

Появились неплотности в уплотнительном стакане.

Произвести подпрессовку уплотнений; в случае течи из дренажного отверстия или наличия эмульсии в масляной ванне заменить манжеты

Сорвалась шпонка рабочего колеса на валу насоса

Установить новую шпонку

Мановакуумметр не показывает давление

(разряжение)

при исправном

насосе.

1. Неисправен мановакууметр.

1. Заменить мановакууметр.

2. Засорен или забит льдом канал мановакууметра.

2. Прочистить или отогреть канал мановакууметра.

При работе насоса наблюдается стук и вибрация.

Ослабло крепление насоса к раме.

Подтянуть болты крепления насоса

Ослабло крепление рабочего колеса на валу насоса

Подтянуть гайку крепления колеса

Износ шарикоподшипников вала насоса

Заменить подшипники

Износ шеек вала рабочего колеса насоса.

Заменить вал насоса

Дисбаланс рабочего колеса насоса из-за его механических повреждений

Заменить рабочее колесо

Попадание в насос посторонних предметов

Удалить посторонние предметы из внутренней полости насоса

Имеет место явление кавитации

Уменьшить высоту всасывания или расход воды

Ослаблено крепление карданного вала к муфте-фланцу насоса

Подтянуть болты крепления

Вал насоса не прокручивается

Заклинивание рабочего колеса посторонними предметами

Очистить внутреннюю полость насоса и каналы рабочего колеса

Примерзание рабочего колеса

Прогреть насосное отделение

Заклинивание вала рабочего колеса

Разобрать насос, проверить состояние подшипников, при необходимости заменить

Неисправен привод насоса

Проверить и восстановить исправность привода

Насос не создает

необходимый

напор.

Подсос воздуха

Выявить причину подсоса и устранить ее

Велика высота всасывания

Уменьшить высоту всасывания

Засорена всасывающая сетка

Очистить сетку

Частично засорены каналы рабочего колеса

Разобрать насос, очистить каналы

Повреждены лопатки рабочего колеса

Разобрать насос, заменить колесо

Большой износ уплотнительных колец

Разобрать насос, заменить кольца

При завертывании колпачка

масленки смазка

выжимается обратно.

Засорены смазочные каналы

Прочистить проволокой шланг и дренажное отверстие

В пеносмеситель не попадает пенообразователь

Засорен трубопровод от бака к пеносмесителю

Разобрать и прочистить трубопровод

Засорены отверстия дозатора

Разобрать дозатор, прочистить его отверстия

Деформирован дюритовый шланг на выходе пенобака

Восстановить дюрит, обеспечив штатное проходное сечение

Пенобак не сообщается с атмосферой

Прочистить дренажное отверстие в крышке пенобака

Из дренажного

отверстия

струйкой течет

вода

В уплотнительном стакане насоса недостаточно пластичной набивки.

Добавить с помощью колпачковой масленки пластичную смазку

Изношены манжеты уплотнительного стакана

Заменить манжеты

В масленую

ванну насоса попадает вода

Засорено дренажное отверстие

Прочистить дренажное отверстие

Предельно изношены манжеты уплотнительного стакана

Заменить манжеты

Из дренажного

отверстия течет

трансмиссионное масло

Насос - это устройство, которое преобразует механическую энергию двигателя в энергию, что способствует перекачиванию жидкости, газов, а также жидкости с твердыми веществами. В машинах, что задействованы в тушении пожаров зачастую используют механические центробежные пожарные насосы , в них энергия жидкости (или сжиженного газа) переходит в энергию механическую.

Все насосы делят на три типа, в зависимости он того с помощью какой силы они перекачивают жидкость (газ, жидкости с твердыми телами):

  1. объемная сила;
  2. вязкость (жидкостное трение);
  3. плоское или двумерное давление (поверхностное).

Первые два типа в свою очередь объединяются в общую группу и относятся к динамическим насосам. А те, которые работают с помощью поверхностного давления относятся к объёмным насосам. Основная особенность насосов пожарных транспортных средств, что они приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания, это стоит учитывать при изготовлении подобных устройств.

Требования, которым должны соответствовать пожарные насосы .

  • Надежность. Так как в случае пожара от насосной установки зависят человеческие жизни.
  • Удобность. Насос можно было просто и удобно эксплуатировать.
  • Автоматизация. По возможности работа пожарного насоса автоматизирована.
  • Тишина. Уровень издаваемого шума, а также вибрации должен быть минимизирован.

Устройство пожарного насоса

Конструкция пожарного насоса состоит из основного массива устройства, рабочего колеса, вала, а также устройство оснащено приспособлениями для подвода жидкости и ее вывода. Рабочее колесо состоит из двух дисков, между дисками есть лопасти. Они выполнены с загибами в сторону противоположную к вращению рабочего колеса.

Начиная с 1983-го года колёса начали изготавливать с лопастями цилиндричной формы, это увеличило напор и подачу насосав до 30%. А также сохранило КПД. До этого 83-го г. лопасти имели двойственный изгиб, что сохраняло высокую кавитацию и минимизировала гидравлическое сопротивление. Но такие лопасти колес вызывали трудности в процессе их изготовления, поэтому от них отказались. Далее рассмотрим некоторые виды центробежных пожарных насосов .

ПН-40 (ПН-40УА)

Пожарный насос ПН-40УА начали выпускать в самом начале восьмидесятых годов как аналог насоса ПН-40У . Это качественный пожарный, унифицированный насос, который и получил хорошие оценки при применении его в деле. Корпус насоса ПН-40УА в отличие от ПН-40У разделили на две части, стало намного удобней его чинить. Также модель УА имеет масляную ванну, которая расположена сзади и снимается при необходимости.

В новом ПН-40УА внедрили инновационный метод фиксации колеса на две шпонки, а не на одну как было в ПН-40У . Из-за этого крепление стало надежней. Обновленный ПН-40УА предназначен для подавляющего большинства техники, что задействована в тушении пожаров, и становиться на шасси ГАЗ, УРАЛ и ЗИЛа.

Масло добавляют через специальное технологическое отверстие, которое плотно закрывается крышкой, вместимость ванны пол литра. Внизу масляной ванный есть отверстие для слива масла, тоже предусмотрено закрывающейся крышкой. Для того, чтобы слить воду необходимо просто повернуть кран, что находится внизу насоса. Рычаг крана удлинён для удобного его использования.

ПН-60

Внешне этот насос повторяет формы модели ПН-40 , и особо не выделяется новой конструкцией. Если насос необходимо привести в действие от открытого источника воды, то на всасывающую часть насоса одевается небольшой отрезок трубы с двумя выходами, что позволяет одеть рукава диаметром не больше12,5 сантиметра. Что бы слить воду необходимо открыть кран в нижней части насоса, который направлен четко вниз. А в модели ПН-40УА этот краник находится с боку.

ПН-110

Пожарный насос, работающий при нормальном давлении, имеет одну ступень и отводы в форме спиралей. В этой модели прослеживается сходство с насосом ПН-40 , а именно похожи основные рабочие детали. ПН-110 отличается размером всасывающие трубы, она составляет 20 сантиметров, а также диаметром напорный отрезков труб, что имеют 10 сантиметров.

Комбинированные насосы для пожарной техники.

К таким насосам относят те модели, что благодаря своим техническим характеристикам имеют возможность перекачивать жидкости под высоким и средним (нормальным) давлением. При Советском Союзе, по приказу Министерства внутренних дел продумали, изготовили и выпустили серию насосов ПНК-40/2 , что были самовсасывающими и комбинированными. Вихревая ступень всасывала и перекачивала воду, когда напор был высокий, а при нормальном давлении воды это делало рабочее колесо.

Основные принципы работы пожарных насосов

Все насосы, что используют в любой технике для пушения пожаров, обслуживают и эксплуатируют согласно инструкциям, паспортов, наставлений и специализированных на этом направлении документов. Плановое и не плановое техническое обслуживание тоже проходит согласно вышеупомянутых документов. При поступлении новых автомобилей, очень важно убедиться в целостности пломбировки на всех насосах. А также перед выведением пожарной техники в готовность, важно провести протестировать насосов в активной работе с открытых источников воды. При тестировании глубина погружения рукавов для забора воды должна становить не больше 150 см. От насосной установки проходят пара рукавов по 20 метров длинной и диаметром в 6,6 см. Вода перекачивается через пожарные стволы РС-70, что создают направленную сплошную струю, их диаметр 1,9см. При тестировании насоса напор воды не превышать 50м., а время более 10 часов.

Если испытания насоса проходит возле водоема, и забор воды идет с открытой местности, стволы и напор воды запрещается направлять в водоем. Мелкий пузырьки, что образуются от напора при попадании в насос замедлит его работу, как напора воды, так и ее подачи.

Если насос поддался ремонту он тоже требует тестирования в течении 5-ти часов, при капремонте насоса обкатка проходит 10 часов.

Проверка пожарного насоса

Подключить насос, что установлен на пожарном транспортном средстве к открытому источнику водного ресурса. Привести насос в действие и качать воду соблюдая условие, что задвижки полностью открыты. Используя показатели приборов для измерения давления выяснить уровень напора, что создает насос. Сделать сравнительную оценку полученного значения напора с нормативным значением, в условиях что скорость вращения вала была номинальной.

Согласно техническим характеристикам, уменьшение давления воды в насосе в отношении номинального значения не должно быть больше пятнадцати процентов.

Неполадки пожарных насосов, а также методы их ремонта

1. Насос не качает.

Причина: Возможно в насосе ест воздух, который заполнил пространство. Потребуется еще раз накачать воду использовав вакуумную систему.

2. Насос уменьшает подачу воды или совсем прекращает, при условии, что начинает подавать воду нормально.

  • нет плотности в линии что всасывает воду (проверить на наличие повреждений на линии и устранить);
  • загрязнение сетки что находится в конце линии (снять и качественно очистить сетку от грязи);
  • недостаточная глубина забора воду (опустить сетку на 60 см.).

3. Мановакууметр не работает при том, что насос рабочий (не разрешено заниматься его разбором и ремонтом)

4. В рабочем состоянии устройство выдает громкие звуки, а также заметно вибрирует:

  • незатянуты болты крепления (проверить и затянуть);
  • сильный износ сборочного узла (заменить подшипники);
  • вышли со строя шейки вала (по возможности отремонтировать или заменить на новое);
  • разваленное рабочее колесо (разобрать снять неисправное и заменить новым).

5. Насос не работает из-за загрязнения каналов. Необходимо хорошо прочистить каналы колеса.

6. Не крутиться вал, при условии исправности других деталей.

  • летом возможное загрязнения вала песком, мулом или пылью (разобрать и почистить);
  • зимой бывает, что рабочее колесо примерзает (разогреть горячей водой или потоком воздуха насос).

7. Износ манжет, если с дренажа сочится вода (по возможности отремонтировать ли заменить на новые).

8. Захлестывание воды в емкость для масла:

  • загрязнение отверстия для дренажа (проверить и прочистить);
  • заменить изношенные манжеты (разобрать и поменять).

9. Появляется масло из отверстия для дренажа (заменить изношенный манжет).

Статью прислал: NitroSam

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.Д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.


Top