Какие бывают технологии в детском саду. Использование новых образовательных технологий в доу

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования результат.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Структура
педагогической технологии:

    концептуальная основа (научная база)

    процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно- воспитательного процесса, результаты).


Технология
это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают:
* конкретность и четкость цели и задач;
* наличие этапов:

Первичной диагностики;
- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.


Существует несколько подходов к классификации технологий:

- технологии воспитания и обучения
- системно - деятельностный подход.

Наиболее полная классификация принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам.
В целом, наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития.
Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии, используемые в работе с детьми:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2.
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.

3. Метод проектов.

4. Развитие исследовательских умений.
В воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагогможет использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности:
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2. Второй шаг
это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно- речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта
– целеполагание .
Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели гипотеза
это и есть цель проекта ).
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем
как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом
его практическая часть.
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что- то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно- практической деятельности.
IV этап работы над проектом (заключительный) является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:
* итоговые игры- занятия,
* игры- викторины,
* тематические развлечения,
* оформление альбомов,
* фотовыставок,
* мини- музеев,
* творческих газет.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико- ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

5.
Технология проблемного обучения в детском саду.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично- поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод )
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы
доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
6. ТРИЗ в ДОУ (теория решения изобретательских задач)
Проблема всех педагогов согласно ФГОС
воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Целью использования ТРИЗ
технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников
это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий ключ к творческому мышлению.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап
это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта:
- что- то в нем хорошо, а что- то плохо,
- что
– то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести
вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи перенести в решете воду в виде льда.
Следующий этап по программе ТРИЗ
это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр
поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

7. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

8.
Игровая технология.
Это технология имитационного моделирования.
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:
Для развития игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал, целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2- 3 месяца.
Этапы педагогической технологии:
1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой «смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.
3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Педагогическая технология организации сюжетно- ролевых игр:
Тематика сюжетно- ролевых игр связана с социальной действительностью.
Этапы технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап:
Организация сюжетно- ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно- игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно- ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

9.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».
Примерная структура:
Вводная часть:
создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например, что произойдёт, если на планете не будет воды?)
Основная часть:
новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.
Заключительная часть:
детям предлагается любая практическая работа.
Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
Методика подготовки и проведение:
- выбор областей
- учёт программных требований;
- базовое направление;
- выявление основных принципов построения системы занятия;
- продумывание развивающих задач;
- использование разнообразных видов деятельности;
- учет особенностей формирования и развития различных видов мышления;
- использование большего количества атрибутов и наглядного материала;
- использование методов и приёмов продуктивного характера;
- учет личностно- ориентированного подхода.
Более целесообразна интеграция областей «Познавательное и физическое развитие»; «Познавательное и художественно- эстетическое развитие»; «Социально- коммуникативное и речевое развитие»

Литература:
«Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко.
«Инновационная деятельность в ДОУ» К.Ю. Белая.
«200 ответов на вопросы заведующей детским садом» К.Ю. Белая.
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.
«Воспитание здорового ребёнка» М.Д. Маханёва.
«Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина.
«Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе» И.В. Чупахина, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова.

Образовательные технологии и

педагогические технологии

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

Технология и методика

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Основные существенные отличия

технологий обучения от методики обучения:

Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;

Методика не обещает педагогу гарантированных результатов,

технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; - технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой; методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели;

Технология отвечает на вопрос: «Как учить? »,

методика - на вопросы: «Чему учить? », «Зачем учить? » и «Как учить? » в рамках конкретной учебной дисциплины;- технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.

… образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков, а на развитие и воспитание детей…

Цель деятельности взрослых в условиях ДОУ - построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать

формированию его активности в познании окружающей действительности,

раскрытию его неповторимой индивидуальности.

Партнерское взаимодействие.

В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:

Компонент педагогической системы,

способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.

(Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.)

Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость).

Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели; критериальной оценки результатов) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога.

Педагогические технологии помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.

(Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3).

термин «педагогические технологии» …

Система способов, приемов, шагов,

последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий,

обеспечивающих гарантированный результат.

(Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.)

Что понимать под результатом деятельности ДОУ?

Результат педагогической деятельности - это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом (Е. А. Ничепорюк).

Если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка.

Образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность -

потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей, функционально связанных между собой.

Классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.

Педагогические технологии - школьного звена, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников)

В каждой комплексной программе (которая реализуется в дошкольном учреждении) заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.

УСЛОВИЕ: педагогическая технология должна быть адекватна педагогической системе ДОУ.

Без этого условия цели педагогической системы ДОУ и образовательная программа не могут быть реализованы.

Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.

здоровьесберегающие педагогические технологии,

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Технология исследовательской деятельности,

Технология проектной деятельности,

Технологии «Портфолио дошкольника» и

«Портфолио педагога»,

Информационно-коммуникативные технологии.

Прикреплённые файлы:

tehnologi-v-dou_ilq3r.ppt | 48 Кб | Скачан: 543

www.maam.ru

Отчет воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии: личностно-ориентированную, технологию уровневой дифференциации, игровую и нетрадиционные техники рисования с детьми. Они позволяют реализовать поставленные образовательные цели при помощи совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения. Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая, нетрадиционные техники рисования - органично встраиваются в воспитательно-образовательный процесс и используются мною в организации организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Применяю в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а именно, планирую занятия, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии уровневой дифференциации делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Игровые технологии оказывают мне большую помощь в организации образовательной деятельности. В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

Игровые ситуации. Во время образовательной деятельности и в режимные моменты применяю игрушки, персонажи пальчикового и кукольного театра, которые помогают решить поставленные задачи: научить зайчика умываться, помочь куколке найти друга, поросятам построить домик и т. д.

Сюрпризные моменты. Во время образовательной деятельности использую волшебный мешочек, одушевляю используемые предметы-заместители. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.

Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты (возможность спать в режимные моменты, играть с ней в течение дня, позволяет детям более легко адаптироваться к условиям ДОУ.

Художественное творчество - особенный вид деятельности. Современные технологии не могут заменить творчество воспитанников. Организую изо деятельность в группе с использованием нетрадиционных техник рисования. Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей, а нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

При длительном рисовании, лепке провожу с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковые гимнастики. Мои воспитанники с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях по рисованию, лепке использую классическую и современную мелодичную спокойную музыку. Применение музыкального сопровождения поднимает настроение детей, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом. Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование мною элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т. д., все это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.

Считаю, что изобразительная деятельность должна занимать не второстепенное, а своё, почётное место среди других образовательных деятельностей.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

www.maam.ru

Проект «Использование педагогических технологий в ДОО в рамках ФГОС»

«Использование педагогических технологий, обеспечивающие развитие творческой активности детей

в процессе образовательной

деятельности в ДОУ в рамках ФГОС»

Ватутина Н. Б., старший воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район.

Актуальность

В ходе модернизации системы дошкольного образования появилась необходимость определить готовность педагогов к переходу на новые образовательные стандарты.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспитателя. В настоящее время отмечается, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Проблема

Несоответствие ФГТ и ФГОС к портрету выпускника ДОО:

ФГТ: оцениваются результаты знания детей по образовательным областям и интегративные качества

ФГОС: проводится оценка целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Гипотеза

Применение современных технологий значительно повысит качество

формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Систематизировать знания педагогов о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, ознакомить с передовыми педагогическими технологиями в области дошкольного образования, повысить профессиональный уровень педагогов.

1. Изучить уровень владения воспитателями знаний о педагогических технологиях.

2. Разработать цикл педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

3. Внедрить в образовательный процесс ДОУ современные педагогические технологии.

4. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности воспитателей по использованию педагогических технологий.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный.

1.1. Анализ состояния готовности педагогов к внедрению инновационных технологий:

Анкетирование педагогов;

Анализ и подбор методической литературы;

Изучение опыта работы;

Определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения педагогических технологий в практику.

2 этап внедренческий

2. Реализация программы внедрения педагогических технологий.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий.

3.1. Оценка эффективности реализации проекта.

3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в практику

3.3. Определение путей совершенствования методической работы по использованию педагогических технологий.

Реализация плана:

«Педагогический мониторинг»

Анкета педагога

Тест «Оценка реализации потребностей педагога в развитии»

Изучение и оценка профессиональной информированности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности; готовности к инновационным процессам

«Методическая культура педагога»

Семинары:- «Педагогическая компетенция и компетентность» - «Технология проектирования» -«Современные педтехнологии. Здоровьесберегающие технологии»

Обмен опытом «Проектная деятельность», «Игровые технологии»

-«ТРИЗ-технология» «Технология исследовательской деятельности»

-«Технология Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми»

«Информационно- компьютерные технологии».

Совершенствование профессионализма педагогов, повышение квалификации, развитие инновационного стиля мышления.

«Творческое саморазвитие»

Создание потребности в постоянном росте, стремление внедрять передовой опыт в практику.

Критерии оценки результата

Критерии Показатели

1. Знание программы и технологий

1) создание педагогом педагогических технологий

2) создание администрацией образовательного учреждения образовательной программы

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС

3. Решение проблемы выбора технологий, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

1) Все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах по формированию технологической компетентности; определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

2) повышение уровня сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

После реализации данного проекта предполагается, что у педагогов сформируется интерес к современным технологиям и повысится их педагогическое мастерство.

www.maam.ru

Все формы организации процесса обучения делятся на:

*общие

*конкретные .

Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.

Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Обучение - это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь - газеты, журналы и т. д., когда люди не видят и не слышат друг друга) .

Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации работы. Ребёнок выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты) , и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например, ребенок, совместно с педагогом прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения) , со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек) .

Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной.

Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди) .

Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием) :

Ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения) ;

Осмысленность процесса познания;

Все обучают каждого и каждый всех;

При коллективных учебных занятиях (КУЗ) , где знания - хорошие, умения - уверенные, навыки – надежные;

Обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка;

Активизируются межличностные отношения (ребёнок - ребёнок) , которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний ;

Ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах. Если по какому-то заданию никто не справился с решением, педагог должен дать консультацию.

Отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий видна из следующей карточки. Против каждой фамилии в соответствующей графе ставится точка, означающая, что ребёнок может консультировать по тому или иному заданию.

После окончания работы в паре на месте точки ставится +. Каждый ребёнок выполняет все задания, работая с разными партнерами. Сначала организуется несколько групп по 5-7 учащихся, и они работают по своему набору заданий в карточках. Через некоторое время в каждой группе появляются дети, освоившие соответствующую часть теории и справившиеся со всеми задачами.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
  • разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
  • наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в разноуровневой группе, классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ребенка. Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

Наличие сменных пар учащихся;

Взаимоконтроль;

Взаимоуправление

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:

  • распределение предстоящей работы между участниками,
  • процесс выполнения задания детьми,

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.

8. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

9.Игровая технология.

Это технология имитационного моделирования.

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:

Для развития игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал, целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2-3 месяца.

Этапы пед. технологии:

1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.

3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:

Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.

Этапы технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях) . Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») .

Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

10. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

Проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».

Примерная структура:

Вводная часть:

создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например, что произойдёт, если на планете не будет воды?)

Основная часть:

новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.

Заключительная часть:

детям предлагается любая практическая работа.

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

Методика подготовки и проведение:

Подробней detsadd.narod.ru

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков.

С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».

Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач) , ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Материал с сайта www.deti-club.ru

Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность– технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость –возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность –современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость –возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит изтрех частей:

  • Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть– совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно:если некая система претендует на рольтехнологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) .

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольникамизадачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие

Подробней на сайте nsportal.ru

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация) .

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  1. 5. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2) , где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни) , помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу.

Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения) .

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Современные технологии в ДОУ

Существует ряд функций портфолио:

uдиагности-ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени) ,

u содержательная (раскрывает весь спектр выполняе-мых работ) ,

u рейтинговая (показывает диапазон умений и на-выков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит-ся...», «Обожаю, когда...») , в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче-ские данные (в художественно-графическом исполнении) : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы-вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви-жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки) .

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра-моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы) .

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен-дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо-тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям , портфо-лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.

Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения) , фикси-руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По-любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас-сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из-вестных однофамильцах, персональная информация ре-бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.) .

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа-ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан-ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-бимые занятия, особенности совместного времяпрепро-вождения с членами семьи) .

Раздел 4 «Чем могу - помогу» содержит фотографии ребен-ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не-большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по-знавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени) ». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо-тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-циальные контакты, коммуникативная деятельность, само-стоятельное использование различных источников инфор-мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа-цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко-торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты) .

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт-фолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор-мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате-лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не-формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру-гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка») ; психолого-педагогиче-скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со-держание которой входят благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям - за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре-бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас-тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава-тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятель-ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди-телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-ские работы (рисунки, стихи, проекты) ; грамоты; иллю-страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре-бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж-дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,

Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое другое. Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.

Для чего нужны инновационные педагогические технологии?

К сожалению, традиционное образование не может обеспечить развитие будущего поколения в соответствии с новыми требованиями общества. Система обучения в нашей стране нуждается в кардинальных изменениях. Инновационные образовательные технологии помогут справиться с целым спектром педагогических проблем.

Традиционная система обучения предполагает пассивное усвоение уже имеющихся знаний. Единственным источником передачи информации является учитель. Педагог считается неоспоримым руководителем педагогического процесса во время урока. Таким образом, достаточно сложно развить способность детей самостоятельно мыслить.

Современные требования к будущему поколению подразумевают кардинально противоположный подход к ученику. На сегодняшний день у большинства детей школьного возраста имеется доступ к интернету как средству поиска и получения любой информации. Поэтому новые образовательные технологии меняют роль учителя в процессе передачи знаний. Педагог должен лишь незаметно направлять и помогать ученикам «добывать» самостоятельно знания, ставя определенные условия, задачи и критерии поиска.

Именно поэтому были введены образовательные технологии по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Они способны выполнить социальный заказ, поставленный обществом.

Что такое педагогические технологии?

Для того чтобы разобраться в педагогических инновациях, необходимо понять сущность термина «образовательные технологии». Обозначает данное понятие всесторонне направленный комплекс педагогических приемов, способов и методов ведения образовательной деятельности учителем для достижения поставленных целей.

На сегодняшний день существуют тысячи различных педагогических технологий, одни из которых уже эффективно применяются в образовательной практике, другие испытываются в экспериментальных учебных учреждениях. Регулярно регистрируются авторские новые образовательные технологии.

Педагогические технологии ФГОС

С целью глобального изменения всей системы были введены образовательные технологии по ФГОС. Сущность обозначенных в документе педагогических инноваций состоит не столько в самом процессе усвоения знаний, сколько в оценке полученного результата. Они направлены на развитие самостоятельного мышления и получения наглядного результата мыслительной деятельности. Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс как дошкольных, так и школьных учебных учреждений:

  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • метод проектов;
  • игра как способ познания;
  • исследовательская деятельность;
  • творческая деятельность в коллективе;
  • применение информационных технологий;
  • интеграционное обучение;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • система модульного образования.

Развивающее обучение

Основоположником развивающего обучения считают психолога Л. С. Выготского. Школы, в которых практикуют использование современных образовательных технологий развивающего направления, появились еще в 50-х годах. Их основателями стали Л. В. Занков и Д. Б. Эльконин. Принцип развивающего обучения состоит в том, чтобы, выбирая материал для урока, ориентироваться на так называемую зону ближайшего развития. Выготский поделил знания детей на 3 уровня:

  1. Информация, которую дети знают.
  2. Информация, которую не знают.
  3. Зона ближайшего развития - промежуточный участок между первым и вторым уровнями. На данном этапе учащиеся обладают достаточным количеством необходимых знаний для того, чтобы получить новые. В такой ситуации ребенку необходимо преодолеть поставленные трудности, опираясь на имеющиеся умения, чтобы самостоятельно познать неизведанное. Таким образом, развивающие образовательные технологии в ДОУ делают ребенка активным субъектом педагогической деятельности: ученик осознает необходимость знаний и получает наглядный результат своей деятельности.

Проблемное обучение

Возникшая проблемная ситуация побуждает человека к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи. С опорой на данный факт была разработана такая педагогическая инновация, как проблемное обучение. Применение образовательных технологий такого типа подразумевает наличие проблемной ситуации, вопроса. Ученик, пытаясь ответить на поставленное задание, использует различные мыслительные процессы, занимается самостоятельным поиском информации, подбирает неординарные решения, использует исследовательскую деятельность и многое другое. Так, проблемное образование включает целый комплекс различных методов, которые применяются для решения поставленной задачи.

Проектный метод

Как было указано выше, задача современного образования - не просто дать знания ученикам, а научить детей применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Современные образовательные технологии в первую очередь стремятся реализовать именно такие педагогические цели.

Метод проектов - это целая упорядоченная система, которая предусматривает несколько этапов работы над определенным вопросом. Сущность технологии заключается в создании готового наглядного продукта - это обязательное правило такого метода. Ученик участвует в разработке плана действий, его воплощении и контроле выполнения. Но самое главное, ребенок видит конкретный результат своей деятельности, подтверждающий правильность выбранного решения и реализации идеи на практике. Образовательные технологии такого типа помогают ученикам проследить связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью. В результате этого приходит осознание необходимости обучения для жизни в обществе.

Этапы метода проекта:

  1. Четкое формулирование поставленной задачи. Также важно, чтобы проблема была социально значимой.
  2. Важным этапом является планирование, когда обсуждаются методы решения задачи и обозначается конкретный желаемый результат деятельности.
  3. Следующим этапом является исследовательская деятельность, когда участники проекта находят требуемую информацию, осмысливают ее, систематизируют.
  4. Практический этап предполагает внедрение полученных теоретических знаний в практической деятельности в результате создания конечного продукта.
  5. Презентация результата.

Важным условием проведения технологии является разработка на каждом этапе какого-либо наглядного результата. Так, при планировании можно оформить план действий на бумаге или в электронном виде. Получив теоретическую информацию, необходимо ее систематизировать, например, оформлением творческих папок.

Такие образовательные технологии в ДОУ классифицируют по видам деятельности:

  • исследовательские (например, социальный вопрос или лабораторные эксперименты по выбранной теме);
  • практические (разработка уголка природы в классе, создание образовательных пособий);
  • творческие (постановка мюзикла, организация спортивных соревнований или художественной выставки);
  • ролевые (импровизация судебного заседания, театрализованное воспроизведение исторических событий).

Кроме того, проекты могут быть проведены как на уровне класса, школы, так и организованы в рамках межшкольных, региональных и международных соревнований и выставок. Может различаться метод и по длительности проведения: от урочного часа до годовых крупных проектов.

Такие образовательные технологии в школе применяются все чаще, поскольку они способствуют познавательной деятельности и повышению мотивации учащихся.

Презентация результатов метода проектов

Отдельно следует рассмотреть вопрос о презентации готовых проектов. Это самый важный этап всей проектной деятельности участников. Презентация имеет наибольшее значение с точки зрения учебно-воспитательного процесса: ученики пытаются нести ответственность за результат своей деятельности, аргументировать свои мысли, отстаивать позицию, анализировать и принимать ошибки. Также немаловажную роль играет общение ребенка в коллективе, умение идти на компромисс.

Видов презентации проектов множество:


Ограничений в выборе формы презентации готового проекта нет - необходима фантазия, креативность и неординарность мышления для создания нового продукта как результата работы над проектом.

Обучение в игровой форме

Игра с самого рождения малыша является неотъемлемой частью его полноценного всестороннего развития. Но часто в учебных учреждениях забывают о важной роли игровой деятельности, тем самым нарушая естественное развитие ребенка. Как следствие, исчезает мотивация ученика к познанию, а иногда происходит и полноценное отторжение процесса образования. Особенно остро стоит вопрос о применении игровой технологии в образовательном процессе дошкольников и учеников начальных классов. Игровая деятельность способствует не только лучшему усвоению материала, но и мотивирует учеников к дальнейшим познавательным действиям. Не учитывая психолого-возрастных особенностей развития детей в рамках учебного времени, педагог не только способствует снижению интереса своих подопечных к обучению, но и нарушает стремление к мышлению и познанию, заложенных природой.

В современной педагогике существуют интересные разработки игровых технологий, в частности, стоит обратить внимание на работы А. Б. Плешаковой, О. А. Степановой и А. В. Финогенова.

На сегодняшний день представлен широкий выбор развивающих и дидактических игр. Существуют они как в натуральном виде, так и в электронном. Учителю несложно подобрать занимательные задания для малышей, используя современные технологии. Детям легко запоминаются игры, в которых вопросы и задания ставят любимые мультипликационные герои, ответы ребенка отмечаются музыкальным сопровождением, а результат наглядно выделен и аргументирован. Так, с помощью интерактивных игр дошкольники изучают цвета, цифры, и буквы, а школьники могут подобрать подходящее игровое задание буквально к каждому разделу образовательной программы. Кроме этого, такие современные образовательные технологии отличаются высокой эффективностью.

Метод исследования

Инновационные образовательные технологии, основанные на проведении исследований, напоминают метод проектов: имеется четкая поэтапная последовательность и самостоятельная деятельность участников работы под руководством наставника. Важной задачей учителя является заинтересовать учеников темой и заданием. Для этого следует подбирать актуальные для подрастающего поколения вопросы.

Особенностью проведения исследования является тот факт, что получить информацию по заданному вопросу необходимо из различных источников: книг, опросов, интернета, экспериментов и тому подобных. После получения материалов обязательно следует их зафиксировать в свободной форме. После чего вся информация систематизируется, анализируется, обобщается и получается единственный готовый результат в виде решения поставленной задачи. Таким образом ученики активизируют разные виды мыслительной деятельности, обучаются всесторонним умениям и навыкам.

Информационные технологии

Современные информационные образовательные технологии занимают отдельное место в образовательном процессе. Сегодня мало кого удивишь двухлетним малышом, смело использующим смартфон, планшет или ноутбук. Как же тогда можно обходиться без современных гаджетов в образовательном процессе? Обучение наших детей просто невозможно без внедрения информационных технологий. К сожалению, в большинстве учебных заведений финансирования не хватает даже на учебники, поэтому об обучении с помощью компьютеров и электронных гаджетов задумываются лишь в отдаленной перспективе. Следует отметить, что в европейских странах и Америке такие образовательные технологии в обучении используются в школах уже продолжительный период времени. Это принесло немало положительных результатов.

Современные информационные технологии позволят перейти образовательному процессу на совершенно новый уровень. С помощью данной педагогической инновации открываются невероятные до этого момента возможности получения знаний, например, ученики могут увидеть отдаленные уголки природы или послушать звуки редких животных, путешествовать по историческим событиям, наблюдать в видеоформате процесс работы машиностроительного завода или любоваться редкими культурными ценностями. И все это - не выходя из-за школьной парты! Такое увлекательное наглядное обучение не оставит равнодушным детей и принесет высокие показатели достижения поставленных педагогических целей. Кроме того, с помощью современных технологий намного практичнее контролировать знания и умения учеников, оценивать достижения.

Но даже при наличии необходимого электронного оснащения, немаловажным остается вопрос о подготовке учителя к проведению такого рода уроков. Использование образовательных технологий предполагает, что педагог полностью владеет необходимыми гаджетами и программами. Кроме того, сама структура урока кардинально отличается от традиционной и изменяется каждое занятие. Так, например, использовать современные гаджеты можно для проведения игрового задания, подачи нового материала, исследовательской работы, при проведении контроля знаний и так далее.

Дистанционное обучение

С появлением интернета дистанционно-образовательные технологии обрели совершенно новые формы. Отметим, что такой вид получения знаний имеет длинную историю. Еще в конце XVIII века, когда образовалась почтовая связь, было известно обучение в такой форме. Первым в мире учебным заведением такого типа образования является Открытый университет Великобритании, который был основан в 1969 году. В России в качестве экспериментального метода дистанционное обучение было введено в 1997 году.

Сегодня дистанционно-образовательные технологии стремительно расширяются и модернизируются за счет ряда преимуществ:

  • дистанционное обучение снижает затраты на образование как ученика, так и государства в целом;
  • житель любого уголка планеты может учиться в выбранном учебном заведении без необходимости затрат на проживание и переезд;
  • данный вид обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ученика, темп усвоения им знаний;
  • комфортные условия обучения на дому позволяют максимально настроиться на получение знаний;
  • существует возможность подбора индивидуального расписания и времени обучения.

Но можно отметить и недостатки:

  • возможны технические сбои и поломки;
  • ограниченный доступ к общению с преподавателем;
  • не выдается диплом государственного образца.

Кроме того, ученик лишен возможности общения в коллективе и других простых студенческих радостей. Стоит учесть также тот факт, что в нашей стране дистанционное образование развито недостаточно. Такую форму обучения чаще всего применяют либо для детей, которые не могут посещать учебное учреждение или переведены на экстернат, либо используют для прохождения повышения квалификации, переподготовки специалистов, а также изучения курсов иностранного языка на платной основе.

Как же применять такие образовательные технологии на уроках? Технологии обучения на расстоянии реализовываются следующими способами:

  1. Широко применяют систему массовых онлайн-курсов (МООКС) без ограничения по количеству слушателей.
  2. Занятия в чате, «Скайпе». Возможно проведение коллективных и индивидуальных уроков посредством онлайн-видеосвязи преподавателя и учеников.
  3. Занятия с помощью электронной почты. В таком случае преподаватель высылает ученику материал урока и задания к нему, которые необходимо выполнить и отослать на проверку в указанные сроки.

Классифицировать типы дистанционного обучения можно таким образом:

  • бесплатные, платные, премиум;
  • с ограничением по количеству участников и без ограничения;
  • без педагогического сопровождения и с помощью преподавателя;
  • доступные в определенное время и со свободным доступом.

Даже при наличии существенных недостатков дистанционное обучение является прогрессивной педагогической технологией. Все большее количество учебных учреждений предлагает абитуриентам такую форму обучения.

Выбирая образовательные технологии для внедрения в процесс обучения, педагогическим работникам необходимо уметь профессионально их применять на практике. Для этого следует регулярно проходить курсы переподготовки, следить за новинками современных информационных технологий и учиться быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современной жизни.

В педагогической практике по ФГОС относят к инструментам профессиональной педдеятельности. Они необходимы для исследования и детей, функционируя в формате системы способов и алгоритмов, и в виде реального процесса воспитания и образования детей.

Педтехнологии имеют схожую структуру:

  • научную базу (концептуальная часть);
  • содержание и цель обучения (содержательный этап);
  • средства, методы, формы и условия (процессуальный этап).

Современные технологии в ДОУ по ФГОС

Технологии в детском саду представляют собой целостный проект, который обоснован с научной точки зрения и имеет полноценную как теоретическую, так и практическую базу. Современные технологии в ДОУ по ФГОС затрагивают средства, методы, формы, цели и содержание, условиях их реализации. Они актуальны как для работы с детьми, так и применимо к педагогическим работникам или родителям дошкольников.

Каждый подобный проект реализуется в строгой последовательности его этапов, на каждом из которых он включает комплекс профессиональных действий воспитателей, благодаря чему педагоги могут предусмотреть итоговые и промежуточные и в процессе видоизменять ее. Помимо прочего технологии характеризуются:

  1. поэтапной реализацией (диагностика, выбор приемов и форм реализации);
  2. точностью целей и задач.

Специалисты отмечают, что обучающие технологии отходят на второй план, когда есть технологии развития. При этом ключевой характеристикой проекта является его востребованность и воспроизводимость. Основные технологии сконцентрированы вокруг обучения и воспитания, которое ориентировано на личность дошкольника. интересы, особенности личности и специфику развития детей в ходе построения педдеятельности.

Поскольку детские сады получили определенную свободу в выборе модели образовании и построении педагогического процесса, опираются они на новейшие педтехнологии. Воспитателям важно стимулировать интерес к учебе и познанию у дошколят, поскольку доминирующей концепцией становится принцип «Я учусь самостоятельно, а не меня учат».


Top