Консультация для родителей детского сада. Удивительные деревья

  1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения
    (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
  2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».
  3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он
    вырос, и расскажи, что где растет.
    (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И
    т. д.)
    Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».

4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели.... У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы.... У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:

6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы - березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опорным словам.

8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.

Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает
взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это земная лаборатория – вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.

Лес – участок земли, где растет много деревьев.

Деревья многолетние растения с одеревеневшими стволами, ветви которых образуют кроны.

Твердую часть растений используют как материал для различных изделий.

Деревья бывают

лиственные : береза, клен, тополь, дуб, осина, липа .

х войные: е ль, сосна, пихта, лиственница, кедр .

плодовые: я блоня, груша, слива и т.д.

В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы. Для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни.

Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием. У дерева только один очень твердый стебель – ствол, от которого во все стороны отходят ветки. У куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие. У всех деревьев есть листья. Только разные. Так, у ели, сосны они похожи на иголочки. Такие листья называют хвоей , а деревья эти – хвойные.

Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на щит, руку с пальцами, круг, яйцо, ромб. Края пластинок украшены и зубчиками, и ресничками.

Деревья в разные времена года

Приметы

Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя

Если много желудей на дубе – к лютой зиме и будет много снегу перед Рождеством.

К октябрю березы оголяются.

Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.

Если зимой шумит лес – ожидай оттепели.

Стихи

Осинка.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветр у ,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо погреться

Бедной осинке.

Рябина.

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую ,

А она – как хина.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Сосны.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Ели.

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат. А внучата-елочки, Тонкие иголочки, - У лесных ворот Водят хоровод.

Загадки

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)



Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят,

Там и шумят.

(Береза)


Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок!

(Дуб)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Тексты для чтения.

Спор деревьев.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб и говорит:

Я вам всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастается, и молвила:

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

Погодите, - говорит, - похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешенькие, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

К.Ушинский

Польза дерева.

Дерево служит человеку всю жизнь. Бревна, доски идут на постройку жилищ. Дрова горят, дают тепло. Из дерева мастерят мебель, лодки, другие полезные вещи. Сини с полозьями из дерева, а также повозки везут нас по снегу. Из древесины варят бумагу. Из листьев и коры готовят лекарства.

Плодовые деревья дарят людям яблоки, груши, персики.

Деревья спасают нас от жары и непогоды. Зеленый наряд деревьев радует глаз.

К.Ушинский

Дидактические игры

«Составь предложение со словами».

Сосна……дерево. Ствол….. …….. ветви смотрят в небо. На них растут…… шишки.

Слова для справок : красивое, прямой, стройный, медно-желтый, кудрявые, иглистые, округлые, коричневые.

«Составь предложения и распространи их».

На опушке выросла (какая?) …сосна.

( Какая? высокая, стройная, красивая )

У нее (какой?) … ствол.

( Какой? длинный, прямой, голый .)

Только в верх растут (какие?) … ветки.

( Какие? густые, пушистые, иглистые .)

На (каких?) … ветках висят (какие?) … шишки.

( Какие? круглые, коричневые, не очень крупные .)

Иголки у сосны (какие?) … растут парами.

( Какие? длинные, острые, колючие. )

(Какой?)… запах (чей?) … хвои целебен (для кого?) … .

( Какой? свежий, ароматный, приятный .)

( Чей? сосновый .)

( Для кого ? Для людей, животных .)

Желаем удачи!

Консультация для родителей ДОУ это интересно "Удивительные деревья"

Все мы привыкли к виду окружающих нас деревьев и, проходя мимо, не сильно обращаем на них внимание. На территории нашей планеты произрастает неисчислимое множество удивительных деревьев, которые заинтересуют и детей и взрослых!

В Книге рекордов Гиннесса зарегистрировано дерево, обладающее званием самого опасного. Это дерево - манцинелла, центральноамериканское растение, любая часть которого ядовита и способна привести к смертельному исходу. Кора манцинеллы покрыта соком, который при попадании на кожу вызывает ожоги и волдыри, а при попадании в глаза приводит к потере зрения. Фрукты этого дерева называют «яблоками смерти», несмотря на сладкий вкус, есть их очень больно. Даже единственная попытка откусить от смертельного яблока может привести к появлению язв в ротовой полости, а проглотив кусочек фрукта, человек в скором времени умирает от сильного отравления. Даже сжечь манцинеллу нельзя без риска, дым от ее древесины разъедает слизистые оболочки. От него можно потерять зрение или даже задохнуться.

Дерево с цветным стволом, который изобилует всеми красками радуги, называется радужный эвкалипт, Этот яркий эвкалипт постоянно удивляет людей и ученых, поскольку его ствол настолько разноцветный, что можно подумать его специально кто-то разукрасил очень яркими разноцветными красками. Но это совершенно не так. Данный вид эвкалипта сам по себе является природно ярким. Среди самых насыщенных цветов, которые преобладают в этом виде эвкалипта, в основном голубой, оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый. А самое интересное это то, что ствол каждого дерева имеет свой уникальный узор, который никогда не повторяется. Это как отпечатки пальцев у людей. Радужный эвкалипты произрастают на острове Минданао на юге Филлипинского архипелага, в Южной Флориде и Гавайских островах. У молодых деревьев кора ярко-зеленого цвета, а по мере взросления дерева- кора начинает отходить узкими полосами-и открытые участки приобретают в дальнейшем различные оттенки.


Универсальное дерево Боабаб. Произрастает в Африке и Австралии.Цветы баобаба с приятным запахом мускуса распускаются вечером, опыление происходит ночью, а под утро они опадают. Плоды баобаба, напоминающие по форме толстые кабачки, висящие на длинных плодоножках, весьма вкусны, отличаются высоким содержанием витаминов и минеральных веществ, а по питательности могут быть приравнены к телятине. Снаружи они покрыты ворсистой кожурой. Местное население ценит их за приятный вкус, быстрое усвоение организмом и способность снимать усталость. Семена плода прожаривают, измельчают и используют для приготовления качественного заменителя кофе. Высушенная внутренняя часть плода способна долго тлеть, отгоняя кровососущих насекомых, а зола идет на изготовление масла для жарки, а также мыла. Листья дерева – кладезь полезных веществ. Из них варят супы, делают салаты и холодные закуски. Великолепный вкус молодой спаржи имеют побеги. Баобаб – дерево, цветочная пыльца которого является превосходной основой для изготовления клея. Из пористой коры и мягкой древесины изготавливают бумагу, грубую ткань.


Пушечное дерево растет в Южной Америке, Южной Индии и на островах карибского моря Ствол его покрыт большими, напоминающими пушечные ядра, плодами. На своем стволе дерево может одновременно иметь от двухсот до трехсот плодов диаметром 15–24 см. Плоды весят по несколько килограмм.
Когда созревшие фрукты падают на землю, они часто разрываются издавая звук, похожий на выстрел из пушки. Как и кокосовые орехи, плоды пушечного дерева очень крепкие и тяжелые, они могут причинить серьезную травму любому, кто по неосторожности будет проходить под деревом. Не удивительно, что на деревьях можно часто увидеть табличку с надписью «Берегитесь падающих пушечных ядер». Упав на землю, плод разрушается, выделяя при этом неприятный запах. Правда, некоторых животных он привлекает в качестве пищи.
Цветы Пушечного дерева благодаря приятному запаху часто используют в изготовлении парфюмерии. Из твердой оболочки зрелых плодов делают сувениры, посуду и другую домашнюю утварь.

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К.Г. Паустовский

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Я считаю, что именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, — писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка приро-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С.Есенина:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т.д)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом – это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарствен-ные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.

Консультация для родителей. Польза наблюдений за природой, в разное время года, вместе с ребенком. Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием.К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться всей семьей в лес или в парк, что бы ребенок смог увидеть своим любознательными глазами все те волшебные превращения, которая дарит нам природа. Прежде всего стоит поговорить о приметах того или иного времени года (сезона, месяца). Только постарайтесь, что бы общения не превращались в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность ­ пусть размышляет в поисках ответов и не беда если его догадки не всегда верны. Самые заметные наблюдения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать одно деревце, которое растет вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подойдет береза, так как дети лучше всех отличают ее от других деревьев. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите,изменились ли они с приходом зимы и лета. Объясните что хвоинки­ это те же листочки. Но маленьким иголочкам в отличие от больших листьев, солнечного света и воды нужно меньше, поэтому они не сбрасывают иголки и всегда зеленые. А чтобы эта беседа не оказалась затяжной и скучной для ребенка, поиграйте с ним в веселую игру: « Раз, два, три к (название любого дерева) беги. Так ребенок быстрей запомнит название деревьев и повысит эмоциональный фон. А потом будет здорово поменяться ролями,когда ведущим станет ваш малыш. Следующая, не менее важная и интересная тема детских наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о животных и птицах может заключаться в следующих вопросах: Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек или птица? Чем питаются? Пояснить, почему звери меняют окрас в разное время года? Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие не улетают или наоборот прилетают к нам?

В любом парке часто можно встретить белок, за которыми можно понаблюдать и даже покормить. Ребенок может рассказать из каких частей состоит этот забавный, маленький зверек. Обсудить его повадки и поведение.Ну и конечно же беседу опять же скрашиваем веселыми играми. «Назови три или пять животных.», « Изобрази какое ни­будь животное(например зайку, лису и т.д.)» Прогуляться с ребенком можно и к водоемам, увидеть своими глазами реки, озера, ручейки. Поговорить о том,что зимой вода замерзает и почему это происходит. Расскажите о растениях и жителях того или иного водоема. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу возле дна остается небольшая прослойка воды, которая не заледенела. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка. Но рыбам все равно хватает. Но а летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу. Ну и если ваш ребенок испытывает интерес к насекомым, червячкам, букашкам и т.д. и его интересует вопрос: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а куда же они деваются зимой? поясните своему юному натуралисту, куда же прячется или засыпает данная фауна. Если вы заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры и кого только не встретишь там:всевозможных жуков, гусениц, бабочек, мух и т.д. Если этот эксперимент вы проведете в зимний период времени, то эти жители не будут двигаться, так как будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит взять одно насекомое и отогреть его теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелиться. Так и весной: пригреет солнышко и все бабочки, мошки выползут из своих убежищ. Любой малыш знает, что лопатка невероятно нужная и полезная вещь, если например на улице зимой лежит снег, за счет нее можно будет понаблюдать за тем, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит,что там настоящая живая, зеленая травка. Наверное он очень удивится, но вы сумеете ему объяснить,что снег это теплое одеяльце для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют очень комфортно всю зиму до самой весны. Ну и завершить ваши наблюдения можно дома,прочтением книг, по вашей «пройденной теме». Много интересных историй вы сможете отыскать у В. Бианки, например: « Синичкин календарь», « Где раки зимуют», « По следам», и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы их тоже стоит посмотреть вместе со своим чадом. Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и конечно же желания. Желаю удачи.


Top