Кто из султанов убил 19 братьев. Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Закон Фатиха (или закон братоубийства ) - позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха . Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном , убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem ) - предотвращения войн и смут.

Существование этого закона признавалось не всеми; распространена точка зрения, что Мехмед не мог легализовать убийство невиновных. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Турецкие учёные доказали, что это не так.

Оценка легитимности такого положения (соответствия нормам шариата), а также влияния этого закона на историю Османской империи неоднозначна. Высказывалось ошибочное мнение, что законы шариата не могут одобрить убийство невиновного.

Учёные, положительно оценивающие роль закона, указывали, что в случае применения закона необходима была ещё фетва высокопоставленного муфтия (то есть целесообразность его применения каждый раз обсуждалась) и что страна избежала множества братоубийственных войн за наследство. Они акцентируют внимание на том, что этот закон позволил сохранить целостность империи, в отличие от прочих тюркских государств, каждое из которых оказалось раздроблено между всеми членами правящей династии. Учёные, оценивающие роль закона отрицательно, полагают, что закон спровоцировал войны и бунты сыновей султанов ещё при жизни отцов.

Закон братоубийства

Формулировка

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī ) Канун-наме Мехмеда II . Формулировки закона в разных рукописях имеют незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Арифом-беем в 1912 году :

И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов . Пусть они действуют в соответствии с этим.

Оригинальный текст (осм.)

و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اوله لر

Оригинальный текст (тур.)

Ve her kimseye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar.

Тексты

Два совпадающих по тексту списка Канун-наме находятся в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547) . Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была переведена Йозефом Хаммером на немецкий с пропусками и опубликована в 1815 году под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» . Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). В переводе на русский язык эта рукопись публиковалась в 1990 году . До обнаружения второго тома незавершённой хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā"i («Времена основания») эти две рукописи из Венской библиотеки оставались единственными известными списками Канун-наме. Коджа Хуссейн, служивший реис уль-киттабом (секретарём) дивана , использовал записи и тексты, хранившиеся в османских архивах . Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus , размеры листа 18 × 28,5 см, 25 строк на страницу) была куплена из частной коллекции в 1862 году Санкт-Петербурга и попала в Ленинградское отделение Академии наук СССР , где она и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году в серии « » .

Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом бин Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и ), в трёх разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477-1481) .

Престолонаследие

Длительное время после образования Османского государства в правящей династии отсутствовала передача власти от одного правителя к последующему напрямую, не существовало чётких правил, позволявших определить наследника. На востоке, в частности в странах дар аль-ислама , как наследие кочевых времён сохранялась система , при которой все члены семьи мужского пола, происходившие от основателя династии по мужской линии, имели равные права (Ekber-i-Nesebi ) . Султан не назначал преемника; считалось, что правитель не вправе определить заранее, кто из всех претендентов и наследников получит власть , поскольку власть переходила к тому, «кому [по словам Дуки] помогала судьба» . Назначение наследника трактовалось как вмешательство в божественное предопределение - «Султана называет Всевышний» . Сулейман писал своему мятежному сыну Баязиду: «Будущее надо было оставить Господу, потому что царствами распоряжаются не человеческие желания, а Божья воля. Если он решит отдать государство после меня тебе, то ни одна живая душа не в силах будет ему помешать» . На практике трон занимал тот из претендентов, чья кандидатура получала поддержку знати и улемов . В османских источниках сохранились указания на то, что брат Эртогрула , Дюндар-бей, тоже претендовал на лидерство и титул вождя, но племя предпочло ему Османа .

В этой системе все сыновья султана теоретически имели равные права на престол. Не имело значения, кто был старше, а кто младше, был это сын от жены или наложницы. С самого раннего времени, следуя традициям народов Центральной Азии , правители направляли всех родственников по мужской линии управлять различными областями. При этом сыновья правящего султана обретали опыт управления государством и армией под руководством лалы . С появлением таких административных единиц, как санджак , сыновья султана получали пост санджакбеев . Помимо административного, до середины XVI века османские принцы получали и военный опыт, принимая участие в битвах, командуя войсками. Последними были сыновья Сулеймана: в кампании на Дунае в 1537 году участвовали Мехмед и Селим , в осаде Буды в 1541 году участвовали Селим и Баязид, в Нахичеванской кампании 1553 года участвовали Селим и Джихангир, Мустафа тоже принимал участие в этой кампании и был казнён .

Когда султан умирал, новым султаном становился тот, кто раньше успевал прибыть в столицу после смерти отца и принять присягу от чиновников, улемов и войск. Эта практика способствовала тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики, сумевшие выстроить хорошие отношения с элитой государства и получить её поддержку . Все сыновья султана старались получить назначение в более близкий к столице санджак. Бунты шехзаде Ахмета и шехзаде Селима , сыновей Баязида II , и шехзаде Баязида , сына Сулеймана , были связаны с нежеланием ехать в более удалённый город. Но ещё более, чем близость к столице, были важны силы, стоявшие за тем или иным сыном султана. Например, после смерти Мехмеда II обоим его сыновьям (Джему и Баязиду) были посланы письма с сообщением об этом. Как написал Анджолелло , служивший Мехмеду: «Все дело было в том, кто прибудет в столицу первым»; «И захватит казну», - уточнял Спандунес . Санджак Джема был ближе; кроме того, существовало мнение, что Мехмед более благоволил к нему, и к тому же его поддерживал великий визирь . Однако партия Баязида была сильнее. Занимая ключевые посты (бейлербей Румелии, санджакбей в Анталии), сторонники Баязида перехватили гонцов, ехавших к Джему, блокировали все пути, и Джем не смог прибыть в Стамбул .

Практика посылать шехзаде в санджаки прекратилась в конце XVI века. Из сыновей султана Селима II (1566-1574) в Манису поехал только его старший сын, будущий султан Мурад III (1574-1595), в свою очередь Мурад III тоже послал туда только своего старшего сына, будущего султана Мехмеда III (1595-1603). Мехмед III был последним султаном, прошедшим «школу» управления в санджаке. В течение последующего полувека старшие сыновья султанов носили титул санджакбеев Манисы, проживая в Стамбуле .

Со смертью Мехмеда в декабре 1603 года султаном стал его третий сын, тринадцатилетний Ахмед I , поскольку двух первых сыновей Мехмеда III уже не было в живых . Поскольку Ахмед ещё не был обрезан и не имел наложниц, у него не было сыновей. Это создавало проблему с наследованием, и поэтому брат Ахмеда, Мустафа , был оставлен в живых - вопреки традиции . После появления сыновей Ахмед дважды собирался казнить Мустафу, но оба раза по различным причинам отложил казнь. Кроме того, не убивать Мустафу Ахмеда уговаривала Кёсем-султан , имевшая на это свои причины . Когда Ахмед умер 22 ноября 1617 года в возрасте 27 лет, он оставил семь сыновей и брата. Старшим сыном Ахмеда был Осман , родившийся в 1604 году. Улемы , визири и лидеры янычар приняли решение возвести на трон Мустафу . Это был первый случай, когда султаном стал не сын, а брат предыдущего султана. С этого времени при воцарении султаны не казнили братьев, а запирали их в кафесе под постоянной охраной. И, хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить .

В 1876 году была принята Конституция Османской империи, которая закрепила де-юре существующий уже столетия де-факто сеньоратный принцип (ekberiyyet) наследования престола (наследование старшим в роду) :

Применение

Случаи убийства близких родственников во время борьбы за власть (или вследствие её) в династии османов, как и в любой династии, происходили с первых же дней: Осман поспособствовал смерти своего дяди, Дюндар-бея, не простив ему того, что Дюндар претендовал на роль вождя . И, конечно, казня соперника в борьбе за престол, зачастую казнили и всех его сыновей, независимо от возраста. До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев (и их сыновей): бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооружённой борьбе. Из этого ряда выпадает только смерть Якуба , который, по легендам, был убит по приказу брата, Баязида , на Косовом поле после смерти Мурада I . Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев (8 и 7 лет), велев их ослепить абсолютно без их вины . Его сын, Мехмед II, пошёл дальше. Сразу после джулюса (вступления во власть) вдовы Мурада пришли поздравить Мехмеда с воцарением. Одна из них, Хатидже Халиме-хатун , представительница династии Джандарогуллары , недавно родила сына, Кючюк Ахмеда. Пока женщина беседовала с Мехмедом, по его приказу Али-бей Эвреносоглу , сын Эвренос-бея , утопил младенца . Дука придавал особое значение этому сыну, называя его «порфиророждённым » (рождённым после того, как его отец стал султаном). В Византийской империи такие дети имели приоритет в наследовании престола. Кроме того, в отличие от Мехмеда, матерью которого была рабыня, Ахмед был рождён от династического союза. Всё это делало трёхмесячного младенца опасным соперником и заставило Мехмеда избавиться от него . Убийство (казнь) при воцарении невиновного брата-младенца только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» .

Трудно подсчитать жертвы этого закона. Нельзя сказать, что после принятия этого закона он применялся часто. Однако, возможно, что некоторые из мятежей принцев происходили вследствие боязни быть убитым при воцарении брата. В таком случае можно было бы считать жертвами закона Фатиха шехзаде Мехмеда , шехзаде Коркута , шехзаде Ахмета , шехзаде Мустафу и шехзаде Баязида , однако во всех этих случаях казнённые принцы сами давали повод обвинить себя тем или иным способом: либо бунтовали, либо участвовали в заговоре, либо подозревались в нелояльных действиях, то есть казнили их уже как бунтовщиков .

Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука . Хоронили убитых таким образом сыновей султана с почётом, обычно рядом с умершим отцом. Баязид II и Селим I не применяли при воцарении закон Фатиха, поскольку отношения с братьями выясняли с оружием в руках , Сулеймана I пережил только один сын, Селим II, поэтому в чистом виде закон Фатиха применялся начиная с воцарения Мурада III в 1574 году и до смерти Мурада IV в 1640 году:

«...султан Мурат <...> со слезами на глазах, послал немых, поручив им задушить братьев и собственными руками передал их старшему девять платков» .

В дальнейшем закон Фатиха более не применялся. Посчитано, что на протяжении всей истории Османской империи было казнено 60 принцев. Из них 16 были казнены за мятежи и 7 за попытки мятежа. Все прочие - 37 - из соображений общей пользы .

На гроб клали тюрбан. Чаще всего невинных казнённых принцев хоронили рядом с отцом.
Тюрбан на гробе казнённого принца, Хюнер-наме Тюрбе Селима II Тюрбе Мурада III Тюрбе Ахмеда I

Оценка

Роль братоубийства и закона Фатиха оценивается по-разному. Согласно одной точке зрения, братоубийство избавило Османскую империю от гражданских войн после смерти султанов и помогло сохранить целостность империи - в отличие от существовавших до неё турецких государств .

Существует точка зрения, что закон Фатиха - это выдумка. То, что до XX века была известна лишь одна копия Канун-наме, содержавшая закон Фатиха, и эта копия находилась в Вене, давало повод говорить, что кодекс является западной фальшивкой. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры . Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме был создан Фатихом, однако до наших дней дошли копии времён правления сына Фатиха (Баязида II), содержащие позднейшие включения и правки.

Некоторые современные учёные считают, что казни принцев, которые ни чем не провинились, не бунтовали и не вели переписки с заговорщиками, были незаконны и нарушали правила шариата . Наказание невиновного человека для предотвращения возможного преступления в будущем противоречит закону в соответствии презумпцией невиновности . Но османское (шариатское) право в большинстве своих положений и не отрицало необходимость доказательства вины. Казнь невиновного человека признавалась законной (оправданной) лишь как «меньшее из возможных зол», и опиралась такая точка зрения на принцип маслаха . «Маслаха» означает приоритет общественной пользы над личной. Согласно Корану , фитна (хаос, восстание, бунт) хуже, чем убийство человека, и потому часть толкователей исламских законов считает, что они допускают убийство невиновного человека для общего блага . «Фитна хуже убийства», Коран 2:217 . При каждом таком акте требовалась «санкция»-фетва, при этом различные улемы, имеющие право истолковывать закон и выносить решение, могли иметь различное понимание ситуации и мнение. Например, османский султан Осман II хотел казнить своего брата перед отъездом к Хотину , чтобы избежать возможного мятежа . Сначала Осман обратился к шейх аль-исламу Ходжазаде Эсаду-эфенди , но тот отказал султану. Тогда Осман обратился к кадиаскеру Румелии Ташкопрюзаде Мехмеду-эфенди, тот рассудил иначе, чем шейх-аль-ислам, и санкционировал казнь шехзаде Мехмеда .

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура / АН СССР, Институт востоковедения; отв. ред. С. Ф. Орешкова. - М. : Наука , 1990. - ISBN 5-02-016943-9 .
  • Хюсейн. Беда’и" ул-века’и" (Удивительные события), Ч. 1, 2 / Издание текста, введение и общая редакция А. С. Тверитиновой. Аннотированное оглавление и указатели Ю. А. Петросяна. - М. , 1961. - Т. 29(XIV,1), 30(XIV,2). - 1122 с. - (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия).
  • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. - Москва: АСТ, 2017.
  • Kanunname-i Al-i Osman قانوننامهء آل عثمان .
  • Іналджик Г. Османська імперія: класична доба, 1300-1600 / пер. з англ. Олександр Галенко; Ін-т сходознавства ім. А. Кримського НАН України. - К. : Критика, 1998. - 286, с. - ISBN 966-02-0564-3 . (укр.)
  • Akgunduz A.; Ozturk S. Ottoman History - Misperceptions and Truths. - IUR Press, 2011. - 694 с. - ISBN 978-9090261-08-9 .
  • Alderson, Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty . - Oxford: Clarendon Press, 1956. - 186 p. (англ.)
  • Babinger F. Mehmed the Conqueror and His Time / Edited by William C. Hickman, translated from the German by Ralph Manheim. - Princeton University Press , 1992. - 549 p. - ISBN 978-0-691-01078-6 . (англ.)
  • Babinger F. Sawdji / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 2000. - Vol. IX. - С. 93. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 . (англ.)
  • Emecen F. Osman II : Islamansiklopedisi. - 2007. - № 33 . - P. 453-456. (тур.)
  • Emecen F. Selîm I : Islamansiklopedisi. - 2009. - Т. 36 . - P. 407-414. (тур.)
  • Eroğlu H. Şehzade-2. bölüm (madde 2 bölümden oluşmaktadır) : Islamansiklopedisi. - 2010. - Т. 38 . - P. 480-483. (тур.)
  • Fisher A. Musrafa / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 1993. - Vol. VII. - С. 710-713. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 .
  • Hammer-Purgstall J. F. Des Osmanischen Reichs Staatsverfassung und Staatsverwaltung, dargestellt aus den Quellen seiner Grundgesetze . - 1815. - 532 с.

1. Склонялся ли Фатих к христианству?

После завоевания Стамбула Фатих позволил остаться христианам, жившим тут, и прилагал усилия для возвращения покинувших город. Много Византийских греков, независимо от того, обратились они в ислам или нет, были приняты на государственную службу Османской Империи. Фатих вступает в полемику о христианстве с Патриархом Геннадием II Схоларием (в миру — Георгий) в монастыре Богородицы Паммакаристы (мечеть Фетхие) и желает, чтобы эта полемика была задокументирована. Эти события породили на Западе некие кривотолки, и выдвигалось мнение, что Фатих склонялся к христианству.

Мехмед II Завоеватель (Фатих) вручает Геннадию II патриаршие грамоты

Папа Пий II лично написал письмо Фатиху (в 1461-1464 годах), приглашая его перейти в христианство и пройти обряд крещения парой капель святой воды. И письмо, и ответ на него были отпечатаны в Тревизо ещё при жизни Фатиха в 1475 году. Однако, что интересно, это письмо не было отправлено Фатиху. И конечно же, какой может быть ответ на «неотправленное письмо»! Папа, написавший письмо, от имени Фатиха выдумал на него ответ!

«Хорошее отношение» Фатиха к православным после завоевания Стамбула зиждется на его снисходительности и желании подсобить расколу христианского мира. Султан обладал очень широким кругозором, и именно это породило его интерес к христианству. Считается, что он испытывал интерес к этой религий, поскольку его мать был христианкой. Одна из жён Мурада II была дочерью короля Сербии Георгия Бранковича — Мара Деспина. Она вышла замуж за Мурада II в 1435 году, но веру не меняла и до конца своих дней оставалась христианкой. Слова Фатиха “Величайшая из христианок моя мать Деспина Хатун”, которые он сказал, передавая в распоряжение христиан земельный участок и монастырь “Маленькая Айя-София” в Салониках, объясняют лишь тем, что это была его родная мать. Однако, это ошибочная трактовка. Потому что родная мать Мехмеда Завоевателя — Хюма Хатун, которая умерла в 1449 году в Бурсе, то есть ещё до того, как сын взошёл на престол.

2. Настоящий ли “Закон Фатиха”?

Фатих Султан Мехмед Хан глазами миниатюриста Левни (из Kebir Musavver Silsilename)

Первый свод законов Османской Империи был написан во времена Фатиха. Но существуют мнения, что этот кодекс не был написан во времена Фатиха, что важные его части были добавлены позже и полный текст закона не принадлежит перу Фатиха. Утверждается, что, поскольку некоторые характеристики государственного строя появились только спустя какое-то время, закон не был написан в эпоху Фатиха. Полагающие, что Фатих не мог написать закон о братоубийстве, утверждают, будто этот закон составили представители Западного мира. В доказательство этим версиям демонстрируется единственный экземпляр Закона, хранящийся в Венском Архиве. Однако в процессе исследований в Османской истории были найдены и другие экземпляры. Изыскания таких историков-османистов, как Халиль Иналджик или Абдулькадир Озджан, подтверждают, что утверждения выше безосновательны, и текст Закона, за исключением небольшой части, принадлежит Фатиху. А текст, который доступен нам в наши дни, включает ещё и дополнения, сделанные сыном и преемником Фатиха Баезидом II.

3. В какую страну был последний поход Фатиха?

В свои последние годы Фатих отправил две армии — одну на завоевание Родоса, вторую – на взятие Италии. Вторая потерпела поражение, а первая взяла крепость Отранто, чем открыла путь для завоевания Италии. В этих условиях Фатих в марте 1481 года отправляется в новый поход, но умирает в Хюнкяр Чайыры в Гебзе. Поскольку цель армии осталась загадкой, вопрос “Куда направлялся Фатих?” стал предметом споров, полагали, что армия шла или на Родос, или в Италию. Однако нахождение военных сил в Анатолии отчётливо свидетельствует о том, что Италия целью не была.

Проблема, возникшая перед смертью Фатиха, изменила приоритеты Османского государства. Между Османской Империей и государством Мемлюков сложились натянутые отношения из-за того, что Фатих для удобства паломников в Мекку желал отремонтировать акведуки по маршруту для хаджа. Но мемлюки не позволили этого, посчитав это попранием их пгосподства на данных землях. Главной причиной столкновений был вопрос, к какому государству будут относится земли Дулькадирского царства, лежащего поблизости Мараша и Эльбистана. По этой причине Фатих перед смертью направлял свои войска на Мемлюкское царство. Но окончательную точку в этом вопросе поставит внук Фатиха – Султан Явуз Селим.

4. Смерть Фатиха была по ествественным причинам или его отравили?

Известный астроном Али Кушчу на приёме у Фатиха Султана Мехмеда

Фатих умер в Гебзе в месте под названием Хюнкяр Чайыры в мае 1481 года, когда отправлялся в очередной поход. Эта смерть послужила причиной дискуссий как в академических кругах, так и среди историков-аматоров. Раньше было распространено мнение, что причиной его смерти являлась подагра. Симптомами этой болезни являются боли в пальцах, пятках и суставах. Но немецкий историк Франц Бабингер в одной из своих статей, опираясь на отрывок из “Истории Ашикпашазаде” и документ, хранящийся в Венецианском архиве, пришёл к выводу, что Султан был отравлен. Другие авторы, утверждающие, что Фатиха отравили, ссылались на эту статью Бабингера. Существует две версии относительно личности отравителя. Первая: наместник в Амасье Шехзаде Баезид отравил отца руками главного лекаря иранца Аджем Ляри, узнав о поползновениях Великого Визиря Карамани Мехмеда Паши в пользу его младшего брата Джем Султана. Вторая: Якуп Паша (Маэстро Лакоппо), бывший главный лекарь, перешедший в ислам еврей. Он служил Фатиху более 30 лет, заслужил его доверие и занимал важные должности в чине Визиря. Венецианцы, которые совершили на Фатиха более десятка неудавшихся покушений, перекупили Якупа Пашу и с его помощь отравили Султана.

В турецких источниках, помимо стихотворных строк в “Истории Ашикпашазаде”, больше нигде нет даже намёка на отравление больного Фатиха, который смог добраться до Хюнкяр Чайыры только на карете. Нет подобного упоминания и в арабских или итальянских источниках того времени.

Стихотворных строки, из которых некоторые историки делают вывод об отравлении Фатиха, следующие:

Кто же вручил Хану этот врачебный сироп,
Что испил его вдоволь Хан.

Шербет этот измотал Хану душу,
Всё его тело терзала боль.

И молвил он: «Зачем же вы так со мной, врачеватели,
Нутро моё залито кровью»

Не помог лечебный настой,
Вред лишь принёс.

Лекари навредили Султану,
И это чистая правда, ничего не попишешь.

Хоть в этих стоках и проскальзывает намёк на то, что Падишаху дали подозрительное лекарство, более вероятной версией кажутся жалобы Фатиха на испытываемые мучения из-за не приносящего облегчения лечения.

Когда Фатих слёг от подагры, которой страдали практически все Османские Султаны, к лечению приступил главный врачеватель Ляри, однако справиться с недугом он не смог, поэтому обязанность лечения Падишаха была передана бывшему главному врачевателю Якупу Паше. Якуп Паша не одобрил лекарство, используемое Ляри, поэтому приступить к лечению отказался. Однако, когда другие врачеватели остались бессильны перед болезнью, он поил Султана болеутоляющим снадобьем, которым они пользовались, стараясь лишь унять резкие боли. Но лекарство не подействовало, и Фатих после непродолжительной комы умер после полудня в четверг 31 мая 1481 года.

5. Действительно ли во время взятия Стамбула Фатих приказал тащить галеры по суше?

Самая яркая сцена при взятии Стамбула — это перетаскивание кораблей по суше и спуск их на воду в Золотом Роге. Считается, что Османы, которые проиграли в морском сражении 20 апреля, ночью 22 апреля перетащили по суше около 70 кораблей из Топхане или Бешикташа и спустили их к Касымпаша. Но, насколько бы блестящими они ни выглядели, случились ли в действительности эти окутанные легендой события? На самом ли деле галеры перетащили по суше, чтобы спустить на воды Золотого Рога?

В источниках, описывающих завоевание Стамбула, эти события детально не описываются. В особенности турецкие историки не дают достаточно сведений о перетаскивании кораблей по суше. Разнообразные исследователи, которые время от времени обращались к этой теме разные исторические периоды, утверждают, что события не могли развиваться так, как в сказаниях. Перебросить корабли по суше к Золотому Рогу за ночь не кажется возможным. Для того, чтобы это сделать, нужна была длительная подготовка. Определение маршрута, по которому будут двигаться корабли, подготовка участка, устранение препятствий и подготовка механизмов, которые будут помогать двигать галеры, — это всё требует не одного дня подготовки. Кроме того, места, на которые указывают как на точки, в которых корабли вытащили на сушу — Топхане и Бешикташ — неподходящие для этого. Потому что с лёгкостью просматриваются Византийцами. Встречаются и те, кто утверждает, что корабли вытаскивали на сушу у Румели Хисары. Но если учесть в этом случае длительность маршрута, который должны были преодолеть корабли, будет предельно ясно, что в условиях того времени это было невозможно.

Мехмед бин Мехмед, Эвлия Челеби и Мюнеджибаши, написавшие свои работы парой столетий позднее, после завоевания Стамбула, привносят иной взгляд на данные события: корабли были построены на Окмейдан и спущены на воду прямо отсюда. Такая трактовка событий выглядит более стройной по сравнению с теорией перетаскивания кораблей по суше.

6. Действительно ли Стамбул удалось взять лишь благодаря воротам, которые забыли запереть?

Портрет Фатиха Султана Мехмеда кисти Беллини

Многие западные историки и литераторы, начиная от Хаммера и заканчивая Стефаном Цвейгом, описывают последний этап взятия Стамбула таким образом: «Несколько турецких воинов, прогуливавшихся вдоль защитных стен Константинополя, заметили между Эдирнекапы и Эгрикапы оставленную открытой по чьей-то невообразимой забывчивости калитку, именуемую «Керкопорта». Они немедленно сообщили другим, и турки взяли Стамбул, зайдя в город через эту отворённую калитку. Таким образом, из-за небольшой случайности – открытой двери – изменился ход всей мировой истории.

Таким образом события описал только Византийский историк Дука, и это не подтверждается никакими иными источниками обозначенного периода. Если же наряду с турецкими источниками исследовать сочинения Франдзи и Барбаро, становится понятно, что последний этап завоевания происходил совершенно иначе.В упомянутых сочинения нет и речи об открытой двери. Осамнское войско, осаждавшее город, вошло в город недалеко от современного Топкапы. Этот район после взятия стал называться “Махалле пушечных развалин”.

7. Был ли первым вошедшим в Стамбул Улубатлы Хасан?

Считается, что первым, кто водрузил Османское знамя на Византийские крепостные стены, был Улубатлы Хасан. То, как он взбирался на стены и устанавливал там флаг описывается в исторических книгах как героический эпос. Источником для этого события послужил Византийский историк Франдзи, ставший непосредственным свидетелем падения Константинополя.

Франдзи описывает это событие так:
“И тогда янычар по имени Хасан (он родом из Улубата (окресности Бурсы), сам крепкого телосложения)” левой рукой держал щит над головой, в правой выхватил меч, наши в замешательстве отступили, а от запрыгнул на стену. За ним ринулось ещё с тридцаток других, желающих проявить такое же мужество.

Те из наших, кто ещё оставался на крепостных стенах, забрасывали его камнями. Но Хасану с одному ещё присущей силой удалось взобраться на стены и заставить наших бежать. Этот успех вдохновил и остальных, они тоже не упустили шанс взобраться на стены. Наши по причине малочисленности не смогли другим помешать взбираться на стены, силы врага были слишком велики. Несмотря на это наши атаковали взобравшихся и многих из них убили.

Во время этого сражения один из камней попал в Хасана и сбил его на землю. Увидев его на земле, наши со всех сторон стали забрасывать его камнями. Но он встал на колени и пытался отбиваться. Но от множества ран правая рука у него отнялась, а сам он весь был покрыт стрелами. Тогда погибло ещё множество людей…» («Город пал!», пер. Критон Динчмен, Стамбул, 1992, стр. 95-96).

Больше никаких сведений об Улубатлы Хасане в других источниках нет. О нём не упоминают ни турецкие источники, ни работы иностранных историков, присутствовавших при завоевании Стамбула. В турецких источниках есть множество легенд о том, кто вошёл первым в захваченный Стамбул. Например, Бихишти утверждает, что это был его отец – Карышдыран Сулейман-бей.

8. Был ли Стамбул разграблен после завоевания?

Согласно исламскому праву, всё добро, находящееся в захваченном городе, является добычей военных, поэтому город позволяется разграбить. После завоевания Стамбула это правило также претворили в жизнь.

Город грабили три дня, населения было взято в плен. Фатих не только позволил поселить в городе византийским грекам, которые выкупили себя из рабства, или вернулись оттуда, куда бежали, но также за собственные средства выкупил часть греков из рабства и даровал им свободу.

9. Получал ли Великий Визирь Чандарлы Халиль Паша взятки от Византийской Империи?

После взятия города Фатих приказал казнить Великого Визиря Чандарлы Халиля Пашу. Халиль Паша, который с самого начала был против осады Стамбула, был сторонником поддержания хороших отношений с Византией. Другие визири посчитали, что источником такой политики Чандары являются получаемые им от Византийском Империи взятки. Однако на самом деле, причиной его позиция была вероятность наступления на Осанов сил крестоносцев. Поэтому он желал продолжать мирную политику Мурада II. Кроме этого, он также осознавал, что, по причине его с Фатихом разногласий, завоевание Стамбула принесёт Фатиху неограниченную власть, но для него лично это будет конец. Именно поэтому он выступал против.И утверждения о взятках от Византии беспочвенны.

Во время первого прихода к власти Фатиха (1555-1446) у него с Чандарлы Халиль Пашой возникло трение, Фатих из-за Халиля Паши был вынужден оставить трон отцу. Кроме того, окружавшие Фатиха визири-капыкулу по происхождению настраивали Султана против Халиля Паши. Фатих видел в Чандарлы угрозу своей власти, поэтому сразу же после взятия Стамбула он устранил его под предлогом взяток, получаемых от Византии.

10. Ознаменовало ли завоевание Стамбула начало новой исторической эпохи?

Практически все слышали клише, что завоевание Стамбула ознаменовало конец средневековья и начало Нового времени. На самом ли деле произошла смена эпох или это лишь условность для упрощения классификации?
Шок, в который повергло завоевание Стамбула весь христианский мир и вера в то, что сбежавшие в Европу после падения Константинополя Византийские учёные стали причиной Ренессанса, и является причиной, по которой Взятие Стамбула считают началом Нового времени. Падение Константинополя — важное события как для исламского, так и для христианского мира. Однако начало Ренессанса никак не связано с Византийскими учёными. В книгах по истории, написанных в 19 и 20 веках действительно писали, что Ренессанс случился благодаря Византийским учёным, сбежавшим в Европу. Но более поздние исследования доказали, что это не так.
Нет общепринятой даты, которую бы считали началом Новой Эры. На сегодня количество тех, кто, помимо турецких историков, считает началом Новой Эры завоевание Стамбула, ничтожно мало. Обычно началом Нового времени считается открытие Америки в 1492 году. Есть и те, кто такой датой считает изобретение книгопечатания в 1440 году.

© Эрхан Афйонджу, 2002

Османская империя, официально именуемая Великим Османским государством, просуществовала 623 года.

Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других. Именно по этой выгодной причине многие соседствующие страны союзничали с ними.

В русскоязычных источниках государство именовали Турецким или Турским, а в Европе его называли Портой.

История возникновения Османской империи

Великое Османское государство возникло в 1299 году и просуществовало до 1922 года. Первым султаном государства был Осман, в честь которого и была названа империя.

Войско османов регулярно пополнялось курдами, арабами, туркменами и иными нациями. Каждый мог прийти и стать участником османского войска, лишь произнеся исламскую формулу.

Земли, полученные в результате захвата, выделялись для сельского хозяйства. На таких участках располагался небольшой дом и сад. Хозяин этого участка, который носил название «тимар», обязан был являться к султану по первому же зову и выполнять его требования. Он должен был являться к нему на собственном коне и полностью вооруженным.

Всадники не платили никаких налогов, поскольку они расплачивались «своей кровью».

В связи с активным расширением границ, им необходимо было не только конное войско, но и пехота, потому они и создали таковую. Сын Османа Орхан также продолжил расширение территории. Благодаря ему османы оказались в Европе.

Там они брали на обучение у христианских народов маленьких мальчиков в возрасте около 7 лет, которых обучали, и те принимали ислам. Такие граждане, выросшие с детских лет в подобных условиях, были отличными воинами и их дух был непобедим.

Постепенно они сформировали собственный флот, куда входили воины разных национальностей, брали туда даже пиратов, которые охотно принимали ислам и вели активные сражения.

Как называлась столица Османской империи?

Император Мехмед II, захватив Константинополь, сделал его своей столицей и назвал Стамбулом.

Однако, не все сражения проходили гладко. В конце XVII века была череда неудач. Так, например, Российская Империя отобрала у османов Крым, а также побережье Черного моря, после чего государство стало терпеть все больше поражений.

В XIX веке страна начала быстро слабнуть, казна стала опустошаться, сельское хозяйство велось плохо и неактивно. При поражении во время Первой Мировой Войны было подписано перемирие, султан Мехмед V был упразднен и уехал на Мальту, а в последующем в Италию, где прожил до 1926 года. Империя распалась.

Территория империи и её столица

Территория очень активно расширялась, особенно в годы правления Османа и Орхана, его сына. Осман стал расширять границы после того, как пришел в Византию.

Территория Османской империи (для увеличения нажмите)

Изначально она располагалась на территории современной Турции. Далее османы добрались и до Европы, где расширили свои границы и захватили Константинополь, названный в последующем Стамбулом и ставший столицей их государства.

К территориям также присоединена была Сербия, а также многие другие страны. Присоединили османы и Грецию, некоторые острова, а также Албанию и Герцеговину. Данное государство было одним из могущественных долгие годы.

Расцвет Османской империи

Расцветом считается эпоха правления султана Сулеймана I. В этот период было совершено множество походов на Западные страны, благодаря которым границы Империи были существенно расширены.

В связи с активным положительным периодом правления, султан был прозван Сулейманом Великолепным. Он активно расширял границы не только в мусульманских странах, но и присоединяя страны Европы. У него были свои визири, которые обязаны были информировать султана о происходящем.

Сулейман I правил длительное время. Его идеей все годы правления была идея объединения земель, так же как и у его отца Селима. Также он планировал объединить народы Востока и Запада. Именно поэтому свою позицию он вел достаточно прямо и не сворачивал с поставленной цели.

Хотя активное расширение границ происходило и в 18 веке, когда были выиграны большинство сражений, однако, самым положительным периодом все таки считается эра правления Сулеймана I - 1520-1566 гг.

Правители Османской империи в хронологическом порядке

Правители Османской империи (для увеличения нажмите)

Династия османов правила длительное время. Среди списка правителей самыми выдающимися были Осман, который образовал Империю, его сын Орхан, а также Сулейман Великолепный, хотя каждый султан оставил свой след в истории Османского Государства.

Изначально турки-османы, спасаясь от монголов, частично перекочевали в сторону Запада, где были на службе у Джалал уд-Дина.

Далее часть оставшихся турков была направлена во владение падишаха султана Кей-Кубада I. Султан Баязид I, во время сражения под Анкарой, попал в плен, после чего умер. Тимур разделил Империю на части. После этого восстановлением ее занялся Мурад II.

В период правления Мехмеда Фатиха был принят закон Фатиха, который подразумевал убийство всех тех, кто мешает правлению, даже родных братьев. Закон просуществовал не слишком длительное время и поддерживался не всеми.

Султан Абдух Хабиб II был свергнут в 1909 году, после чего Османская Империя перестала быть монархическим государством. Когда Абдулла Хабиб II Мехмед V стал править, при его правлении Империя стала активно разваливаться.

Мехмед VI, правивший кратко до 1922 года, до момента конца Империи, покинул государство, которое окончательно распалось в XX веке, но предпосылки к этому были еще в 19 веке.

Последний султан Османской империи

Последним султаном был Мехмед VI, который был на престоле 36-м по счету . До его правления государство переживало существенный кризис, поэтому восстановить Империю было крайне трудно.

Османский султан Мехмед VI Вахидеддин (1861-1926)

Он стал правителем уже в возрасте 57 лет. После начала своего правления Мехмед VI распустил парламент, однако Первая Мировая Война сильно подорвала деятельность Империи и султану пришлось покинуть страну.

Султанши Османской империи — их роль в управлении государством

Женщины в Османской Империи не имели права править государством. Такое правило существовало во всех исламских государствах. Однако, существует период в истории государства, когда женщины активно участвовали в правлении.

Считается, что женский султанат появился в результате окончания периода походов. Также во многом образование женского султаната связано и с отменой закона «О престолонаследении».

Первой представительницей была Хюррем Султан. Она была женой Сулеймана I. Ее титулом был Хасеки Султан, что означает «Самая любимая жена». Она была очень образована, умела вести деловые переговоры и отвечать на различные послания.

Она была советником своего супруга. А поскольку он большую часть времени проводил в сражениях, то она брала на себя основные обязанности правления.

Падение Османской империи

В результате многочисленных провальных сражений в период правления Абдулла хабиб II Мехмед V, Османское государство стало активно разрушаться. Почему распалось государство — сложный вопрос.

Однако, можно сказать, что основным моментом в ее развале была именно Первая Мировая Война , которая и положила конец Великому Османскому государству.

Потомки османской империи в наше время

В новое время государство представлено лишь ее потомками, определенными на генеалогическом древе. Одним из них является Эртогрул Осман, который родился в 1912 году. Он мог бы стать следующим султаном своей империи, если бы она не распалась.

Эртогрул Осман стал последним внуком Абдул Хамида II. Он свободно говорит на нескольких языках, имеет хорошее образование.

Его семья переехала жить в Вену, когда ему было около 12 лет. Там он и получил образование. Эртогул женат второй раз. Первая жена скончалась, так и не подарив ему детей. Второй женой его стала Зайнеп Тарзи, которая является племянницей Амманулла, бывшего короля Афганистана.

Османское государство было одним из великих. Среди его правителей можно выделить несколько самых выдающихся, благодаря которым его границы существенно расширялись за достаточно короткий промежуток времени.

Однако, Первая Мировая Война, а также многие проигранные поражения нанесли серьезный урон данному империи, в результате чего она распалась.

В настоящее время историю государства можно посмотреть в фильме «Тайная организация Османской Империи», где в кратком содержании, но достаточно подробно описаны многие моменты из истории.

И напоследок, отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием «Женский султанат». Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдет в историю, как самый кровавый год применения закона Фатиха.

Согласно легенде: Роксолане не удалось добиться отмены закона, принятого Мехмедом II Фатихом в 1478 г. «О братоубийстве». Она боролось с этим законом всю свою жизнь. Однако в этом вопросе Сулейман Великолепный, несмотря на безграничную любовь к ней, оставался непреклонен. Сулейман в этом вопросе, одном из немногих, не согласился с Хюррем. В результате Роксолана не смогла осуществить все свои планы, во многом этому помешала еще и ранняя кончина Хюррем.

Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Этот запрет является единственным положительным моментом в данный исторический период. Сам по себе Женский Султанат для Османской империи стал великим злом, которое и разрушило Империю. Безусловно, положение сыновей Роксоланы было очень шатким, но ученые не обнаружили ни одного доказательства, что Хюррем Султан противилась данному закону и хотела добиться его запрета.

Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи

Многие исследователи не совсем грамотно поступают, когда связывают деятельность женщин данного периода по отмене «Закона Фатиха» с Хюррем Султан, которая якобы тоже боролось против этого закона. Что касается самого «Женского Султаната», то большинство историков считают этот период разрушительным для Империи и характеризуют его, как отрицательное явление. Зато писатель Данишменд Исмаил Хани так высказывается о Женском Султанате: «К стагнации (краху) Османской империи привели причины, которые проявились в дни её наибольшего расцвета.

Прежде всего, «стагнация» и «крах» не могут являться словами синонимами, поскольку обозначают разные явления в жизни государства. Между крахом и стагнацией в Османской империи прошло почти полтора столетия. Стагнация началась в империи после окончания периода Женского Султаната, когда территориально-экономическое развитие страны остановилось.

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало

Эти очевидные выводы Данишменд, естественно, не оспаривает, хотя ни один из них нельзя применить для характеристики Хюррем Султан. Времена правления Сулеймана I назвать крахом Империи просто невозможно, если действительно называть Женский Султанат следствием краха империи.

Через 21 год сын Мурада III, Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже Валиде Сафие Султан

После Мехмеда III на престол взойдет Ахмед I, наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан. Ахмед I введет практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (переводится как клетка), что, однако не являлось отменой закона Фатиха.

Женский Султанат» или «Султанат женщин» напротив является вполне реальным историческим периодом в жизни Османской империи

Распространенная фраза «Украинкой начался, на украинке и закончился», прямо намекающая на Роксолану Хюррем, как первую представительницу этого периода, является явно неточной, ошибочной. Позднее, в начале 18-го в. на трон стали вступать наследники в достаточно зрелом возрасте. Поэтому уже к середине 18-го века Валиде не имели особой власти при дворе и не оказывали влияние на правящих султанов, в решение каких-либо вопросов страны они уже не вмешивались.

Кроме того, в период Женского Султаната Турхан Султан способствовала тому, что её сын Великим Визирем назначил Мехмеда Кепрюлю. Это послужило началом нового периода в истории османского государство, однако этот факт заслуживает отдельной статьи. Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии.

В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти

Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе.

Верной датой «Женского султаната» следует считать 1574 год, когда Нурбану стала Валиде Султан. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

ЗАКОН ФАТИХА И ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ. Часть 2. Исторические факты. Таким образом, наиболее правильным вариантом даты начала периода «Женского Султаната» является 1574 год, год получения титула «Валиде» Нурбану Султан, настоящей основательницы этой эпохи. И хотя Нурбану Султан начала управлять Султанским гаремом ещё 1566-ом году, современниками не отмечалось её особого влияния на решения её мужа, Султана Селима II, что подтверждало тот факт, что по-настоящему серьёзную власть Нурбану Султан приобрела только к началу правления своего сына, Султана Мурада III. В этом же году произошёл и первый серьёзный удар по Османской империи, который возвращает нас к первоначальной теме данного опровержения, а именно к применению «закона Фатиха», так как Мурад III, взошедший на престол после смерти отца, по наставлению матери, которую поддерживал Великий Визирь Мехмед Паша Соколлу (к тому времени уже полностью попавший под влияние Нурбану), отдал приказ о казни пятерых сводных братьев. До этого события закон не применялся уже 62 года. Позже, в ответе на вопрос о необходимости столь радикальных мер, Мурад III сослался именно на закон своего предка Мехмеда II «О престолонаследии», принятый в 1478-ом году. Спустя 21 год, уже его сын Султан Мехмед III снова применит этот закон, и снова по настоянию своей матери, следующей Валиде Сафие Султан, и после восшествия на престол казнит 19 собственных братьев. Таким образом, казнь 1595 года войдёт в историю как самый кровавый случай применения данного закона. После правления Мехмеда III, во времена Ахмеда I, (именно его наложницей была легендарная впоследствии Валиде Кёсем Султан), будет введена практика заточения братьев действующих Султанов в отдельный павильон дворца, так называемый «Кафес» («клетка»), что совершенно не означало отмену «закона Фатиха». К тому же сама Кёсем Султан к этому отношения не имеет, она прославилась намного позже и несколько иными делами. Кстати, именно с её образа взяты многие отрицательные черты, приписываемые Хасеки Хюррем Султан. Но в рамках данной статьи стоит отметить только то, что один из сыновей Кёсем, а именно Мурад IV, не оставивший детей после себя, в 1640-ом году (последний год его правления) перед своей смертью попробует снова (после 45-летнего перерыва) применить «закон Фатиха», отдав приказ убить собственного брата, будущего Султана Ибрагима I Сумасшедшего. Кесём, на тот момент имевшая уже огромное влияние, не позволит выполнить данный приказ, так как его выполнение означало бы мгновенное прекращение 341-летнего существования Османской династии. В целом же закон Фатиха так никогда и не был отменён официально и юридически действовал вплоть до прекращения существования Османской империи в конце первой четверти XX века. Последнее его применение относится к 1808 году, то есть спустя 121 год по окончании периода «Женского Султаната», (закончившегося в 1687 году через 4 года после смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан Султан). Тогда (в 1808-ом году) по приказу взошедшего на престол Султана Махмуда II будет убит его брат, бывший Султан Мустафа IV. Что же касается влияния эпохи женского Султаната на историю Османской империи, то нельзя не признать, что действия женщин этой эпохи косвенно подтолкнули империю к стагнации, и то по большей части за счёт Турхан Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683 года. Но не более того, то есть «главной причиной упадка Османской империи», не смотря на все старания Данишменда, «Женский Султанат» назвать никак нельзя. А популярная фраза: «С украинки начался, украинкой и закончился», намекающая на Хюррем как на основательницу данного периода, оказалась абсолютно несостоятельной. В дальнейшем, точнее к началу XVIII века, престол начали занимать наследники, которых, по сравнению с предшествующими султанами, к моменту получения трона очень трудно было назвать молодыми. А их матери к тому времени либо уже были мертвы, либо находились в весьма почтенном возрасте и не проявляли большой активности в делах государства, тем самым к середине XVIII века влияние и значимость Валиде очень сильно ослабли, и последние матриархальные элементы во всех мало-мальски серьёзных делах государства полностью исчезли. Если говорить о других события, берущих начало во время эпохи «Султаната женщин» и продолжавших своё действие после завершения данного периода, то здесь следует отметить только найденную альтернативу «закону Фатиха», а именно заточение в павильон «Кафес», которое, несмотря на всю свою гуманность, не принесло особой пользы, так как из-за прекращения назначений наследников губернаторами провинций, данная альтернатива лишь дала империи нескольких несостоятельных политиков и малодушных правителей. А также тот факт, что именно Турхан Султан посоветовала своему сыну назначить Мехмеда Кепрюлю Великим Визирем, что дало начало новой эпохи османского государства, но это уже совсем другая история.


Top