Линейный корабль «Тирпиц. Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц Тирпиц водоизмещение

Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно . Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

Операция Sizilien

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

Обломки «Тирпица»

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция , снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg ).

Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ . Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте , Хэмпшир .

Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp ), 15 января - 25 февраля
  • капитан цур зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля - 24 февраля
  • капитан цур зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer ), 24 февраля - 1 мая
  • капитан цур зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge ), 1 мая - 4 ноября
  • капитан цур зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber ), 4 ноября - 12 ноября (убит в бою)
  • С «Тирпицом» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа английских разведчиков выполняют задание, основой которого явно послужила реальная операция. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию - минирование котлов и уничтожение электронных блоков системы РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.

Примечания

Литература

  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. - Мн .: Харвест, 2003. - 640 с. - (Военно-историческая библиотека). - ISBN 985-13-1707-1
  • Дэвид Вудворд «Тирпиц». Боевые действия линкора в 1942-1944 годах = Dawid Woodward THE TIRPITZ and the Battle for the North Atlantic. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2005. - 255 с. - ISBN 5-9524-1636-5
  • Ткачёв A.В. Охота на Тирпица. М.: Андреевский флаг, 1993.

См. также

  • Линкор «Бисмарк» - первый корабль типа «Бисмарк».

В этот день, 12 ноября 1944 года, во время Второй Мировой войны английская авиация в Заполярье потопила самый крупный фашистский линейный корабль “Тирпиц»

Этот линейный корабль с полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) имел восемь 380-мм и дюжину 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. «Король океанов» нес на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196», экипаж – 2340 человек.

В июне 1936 года на верфях Гамбурга и Вильгельмсхафена заложили «Бисмарк” и «Тирпиц” - крупнейшие боевые корабли из когдалибо строившихся в Германии. Хотя официально было заявлено, что водоизмещение новых линкоров составляло 35 тыс.т, в действительности это значение превышалось чуть ли не в полтора раза!

Конструктивно «Бисмарк” во многом повторял «Шарнхорст”, принципиально отличаясь прежде всего артиллерией главного калибра. 380мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800кг снаряды с начальной скоростью в 820 м/с. Правда, за счет снижения максимального угла возвышения до 30° дальность стрельбы по сравнению с 11дюймовкой уменьшилась до 35,5 км. Впрочем, и это значение считалось избыточным, так как вести бой на таких дистанциях тогда казалось невозможным.

Бронирование отличалось от «Шарнхорста” в основном увеличением высоты главного пояса и утолщением верхнего пояса до 145 мм. Палубная броня, как и ширина противоторпедной защиты, остались прежними. Примерно то же можно сказать и об энергетической установке (12 котлов Вагнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата). Относительный вес брони несколько уменьшился (до 40% от водоизмещения), но это нельзя назвать недостатком, поскольку соотношение между защитой и вооружением стало более сбалансированным.

Но даже такие гиганты, как «Бисмарк” и «Тирпиц”, не смогли удовлетворить растущим амбициям фюрера.

Дело в том, что зимой 1938 — 39 годов Редер представил Гитлеру два плана строительства флота: согласно первому строить надлежало подводные лодки и броненосцы, чьи действия должны будут поставить на колени торговлю противника; согласно второму варианту создавался не очень значительный, но обладающий исключительно большой ударной силой флот, который мог и уничтожать торговлю врага и силы его военного флота.

Гитлер утвердил второй вариант плана, заявив, что до 1946 года флот для достижения его политических целей не понадобится.

Согласно утвержденного плана идея Редера ударами по торговле заставить флот противника рассредоточиться, а затем уничтожить его части превосходящими силами стала обретать черты теоретической разработки. Концептуально эта идея повторяет планы Флота открытого моря накануне и в годы Первой мировой войны. Тогда она себя не оправдала.

Вернемся, однако, к проектированию и строительству тяжелых артиллерийских кораблей, призванных выполнить принятый план «Z”.

При любом конфликте с Королевским флотом решающими факторами становились дальность, скорость и вооружение кораблей. В течение 1937 года, когда начались проектные работы над этими кораблями, германский Морской штаб выработал требования к ним:

стандартное водоизмещение более 50.000 тонн
вооружение: 8 406мм. орудий в четырех башнях, 16 150мм.орудий в спаренных башнях, 105мм. орудия в новых «зенитных» башнях (специальные закрытые установки), 37мм. зенитные автоматы, включая две «специальные зенитные», 4 гидросамолета, 6 533мм. торпедных труб
скорость 30 узлов
дальность плавания 16.000 миль на 19узловой скорости
защита: Броневая цитадель, выдерживающая попадание 406мм. снарядов с нормальных боевых дистанций, ПТЗ должна выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ.

Из-за дополнительных требований Гитлера, возрастающих размеров и появляющегося боевого опыта проект «Н” прошел пять различных стадий. В рамках нашего исследования мы коснемся только первой стадии – проекта Н39.
18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, Гитлер дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора («Н” и «М”) должны были заложить на верфи «Бломм унд Фосс” в Гамбурге, два («J” и «N”) – на верфи концерна «Дечимаг” в Бремене, один («L”) – на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний («К”) – на верфи «Дойче веерке” в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора «Н”, затем 1 сентября – «J” и 15 сентября – «К”, но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно, что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей Гитлер указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте.

Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy по крайней мере до 1945 года, Гитлер заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1948 года. Без всякой консультации с Редером, Гитлер 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

Вернемся непосредственно к линкорам типа «Н”.

На начальном этапе проектные работы осложнились меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. Гитлер хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406мм. орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380 и 283мм. орудия для кораблей типов «Бисмарк” и «Шарнхорст”. После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380мм. орудий и запасные части к ним следовало поставить в СССР. В результате несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта «Н” на калибре 406мм., который и оставили на переделанном проекте 1940 года.

Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива рассчитывался на 1000часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

Хотя проект «Н” имел большее водоизмещение чем «Бисмарк” и «Тирпиц”, германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военноморского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом всякие предложения усилить среднюю артиллерию по сравнению с типами «Бисмарк” и «Шарнхорст” отвергались по причине недостатка места вокруг надстройки, что не позволяло дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложно было найти и пространство в корпусе для дополнительных погребов боезапаса, так как чисто дизельная силовая установка требовала больше места, чем паротурбинная той же мощности. Более того, требование иметь четыре гидросамолета означало, что много пространства будут занимать авиаангары и оборудование для взлетнопосадочных операций. Изза невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Наличие двух труб и большого числа шлюпок не позволяло применить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на типе «Бисмарк”. Пришлось все это оборудование расположить между второй трубой и башней «С”. Если бы германские конструкторы применили трехорудийные башни главного калибра, у них было бы больше возможностей для размещения авиаоборудования и дополнительных башен 150мм. орудий.

Весной 1939 года проект приобрел характеристики, представленные в таблице. Требования по ширине и осадке заставили ограничить полное водоизмещение 63.596 т.

Проектные характеристики линкора – весна 1939 года:
Водоизмещение полное 65.592 тонн
Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке 37,00 м.
Осадка при полной нагрузке 11,02 м.
Вооружение: 8 орудий 406 мм. /50кал. (4 2орудийных башни), 12 орудий 150 мм. /55кал. (6 2орудийных башен), 16 орудий 105 мм. /65кал. (8 спаренных спец. «зенитные” полностью закрытые установки), 16 орудий 37мм. /83кал. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами), 32 зенитных 20мм. Автомата, 6 533мм. подводных торпедных аппарата, 4 гидросамолета «Arado196”.
Скорость 34 узла
Мощность на валах в нормальном режиме 147.950 влс
Запас топлива 9.839 тонн
Дальность плавания 16.000 миль на 19 узлах
Защита: 150 мм. – верхний пояс, 300 мм. – главный (нижний) пояс, 100 мм. – нижняя броневая палуба, 50 мм. – верхняя палуба.

Из-за многочисленных изменений и различий во мнениях членов ОКМ проектные работы продвигались медленно и Гитлер стал проявлять нетерпение. Чтобы избежать дальнейших задержек, адмирал Редер счел необходимым назначить персонально ответственного за проект. Его приказом от 27 января 1939 года была создана

”Специальная группа новых конструкций” из 15 человек, возглавляемая адмиралом Вернером Фухсом. Так как все вопросы постройки кораблей требовалось согласовывать с верфью фирмы «Блом унд Фосс” в Гамбурге, адмирал Фухс снова перенес туда свой штаб. 15 июля 1939 года, после окончания проектных работ, завершения испытаний модели в опытовом бассейне Гамбурга и заготовки большей части необходимой для корпуса стали и брони, на этой верфи заложили киль линкора «Н”.

Помимо линкоров в предвоенные годы в Германии планировались к постройке и линейные крейсера. Наиболее проработанным был проект типа «О”.

Тактикотехнические характеристики линейного крейсера типа «О”:
Полное водоизмещение: 35700 тонн
Размерения: 248,15хЗ0х8,8 м.
Вооружение: 6 орудий 380/52, 6 орудий 150/48, 8 орудий 105/65, 8 орудий 37/83; 8 – 20 20мм автоматов, 12 533мм палубных ТА, 4 гидросамолета «Арадо196», 1 катапульта.
Бронирование, мм: верхний пояс 90, главный 190 (в носу 60); верхняя палуба 30, нижняя палуба: в средней части 60, у бортов 80(скосы); башни ГК (лоб/стены/тыл/крыша) 220/180/180/50, барбеты ГК 180 (корм. часть барбета «С” 80), башни СК (везде) 14; боевая рубка: (стены/крыша/пол) 200/80/30, колодец связи 80 мм.
Механизмы: 4 тонкотрубных котла высокого давления системы «Вагнер” (рабочее давление 55 атм., температура пара 460, 1 ТЗА системы «Браун Бовери” (одноступенчатый редуктор), 8 главных 24цилиндровых 2тактных дизелей MAN; мощность на валах 175136 л.с.,
Максимальная скорость 33,5 узла; дальность плавания 14000 миль на 19 узлах.

Линейные крейсера типа «О” имели мощный главный калибр, необычную энергетическую установку большой мощности, но слабое бронирование сделало их устаревшими еще до начала постройки. Почти полное отсутствие горизонтальной защиты в то время, когда увеличилась разрушительная мощь авиабомб и падающих под большим углом снарядов при стрельбе с дальних дистанций, делали эти корабли чрезмерно уязвимыми от огня тяжелых орудий и, без всякого сомнения, их нельзя было использовать в боевой линии. Неудачный выбор главных характеристик основывался на концепции, которая была бы к месту лет на 25 раньше. Повидимому, ответственность за решение построить такие линейные крейсера всецело лежит на Гитлере, который всегда тяготел к большим кораблям. Он видел в них грозного противника силам эскорта союзных конвоев в Европу. Но сами немцы считали крейсера «О”, «Р” и «Q” совершенно неудачными по концепции. В профессиональных кругах этот проект был известен под названием «Ohne Panzer Quatsch” – «безбронный нонсенс”. В то же время разделение на отсеки проектировалось более тщательно, чем на всех других германских кораблях. Дополнительное использование водовыталкивающего материала в пустых бортовых отсеках отчасти компенсировало слабость брони и ПТЗ и явилось позитивным шагом в германском военном кораблестроении.

Учитывая правильность решения использовать орудия крупного калибра, следует все же признать, что среднее и зенитное вооружение было явно недостаточным. Установка батарей универсальных орудий позволила бы значительно сэкономить вес и улучшить огневую мощь. Увы, германская промышленность так и не смогла освоить выпуск хорошего универсального орудия, отчего пострадал весь проект этих, и не только этих, кораблей.

Отсутствие в германском флоте авианосцев вытекало из неправильной оценки самолета как фактора войны на море. Вторая мировая война показала, что постройка любого крупного артиллерийского корабля в ущерб строительству авианосцев была ошибкой. Особенно это касалось таких, как тип «О”, морально устаревших кораблей, имевших большие размеры и высокую стоимость при слабых средствах ПВО. Напрашивается вывод, что крейсера типа «О” были бы очень быстро выведены из строя и в конце концов уничтожены авиацией.

Вспыхнувшая война перечеркнула планы нацистов. Программы строительства надводных кораблей пришлось свернуть, и в сентябре 1939го Гитлер мог противопоставить 22 английским и французским линкорам и линейным крейсерам лишь 11дюймовые «Шарнхорст” и «Гнейзенау” («карманные линкоры” не в счет).

Таким образом, единственными полноценными линкорами в составе германских ВМС были два корабля типа «Бисмарк”. Следует отметить, что в морской исторической литературе «Бисмарк” и «Тирпиц” нередко именуют чуть ли самыми мощными линкорами в мире. Причин тому несколько. Во-первых, так заявляла пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В третьих, рейтинг «Бисмарка” сильно повысила, в общемто, случайная гибель «Худа”. Но в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и «Ришелье”, и «Литторио”, и «Саут Дакоте”, не говоря уже о «Ямато”. Слабыми местами «немцев” были капризная энергетика «неуниверсальность” 150мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства. Что же касается «Шарнхорста”, то он обычно подвергается критике, что опять — таки не совсем справедливо. Хотя он и обладал теми же недостатками, что и «Бисмарк” (к которым поначалу добавлялась неважная мореходность, заставившая перестроить носовую часть корпуса), но, благодаря меньшим размерам, в соответствии с критерием «стоимость эффективность” он заслуживает неплохой оценки. К тому же надо учитывать, что это был второй в мире (после «Дюнкерка”) осуществленный проект быстроходного линкора, по времени опередивший своих более мощных «братьев по классу”. А если бы «Шарнхорст” удалось перевооружить шестью 380мм орудиями, то он вообще мог бы считаться очень удачным линейным крейсером, превосходящим британский «Рипалс” почти по всем параметрам.

А теперь, на наш взгляд, необходимо определить, какими кораблями были немецкие тяжелые артиллерийские корабли. Совершенно четко прослеживается связь между проектами типов «Дойчланд” и «Гнейзенау”, которые были истребителями торговли, хотя и со специфическими чертами. «Шарнхорст” и «Гнейзенау” своими действиями доказали, что они являются рейдерами, непригодными к артиллерийскому бою с линейными кораблями противника. Хотя, можно сделать оговорки на счет тяжелых артиллерийских кораблей противников – с «Дюнкерком” немецкие линейные крейсера еще могли потягаться на равных.

Но, если «Гнейзенау” можно с большой долей уверенности назвать рейдером, то есть всетаки больше крейсером, чем линкором, с парой типа «Бисмарк” дело обстоит сложнее. Концепцию крейсерской войны никто не отменял, план, принятый Гитлером в начале 1939 года так же подразумевал помимо решительного боя с силами флота противника действия на коммуникациях. А если вспомнить, что ядро флота должно быть мощным, но небольшим, то становиться ясно, даже не глядя на ТТХ и историю боевого применения «Бисмарка” и «Тирпица”, кем были эти два последних линкора Третьего Рейха. У немцев в период между мировыми войнами линкоры превратились в очень большие крейсера, в рейдеры, в истребители торговли, способные вести бой на равных с любым противником.

Поэтому, возвращаясь к началу этого параграфа, нам кажется вполне уместным использование другого заглавия: «Постепенная эволюция немецкого рейдера», без уточнения классности этого корабля, потому как все они, единые по духу, различны по классификации – от тяжелого крейсера, до линейного корабля, включая класс линейных крейсеров (с определенной долей условности).

Линейный корабль «Тирпиц» - это второй линкор, который входил в состав военно-морских сил Третьего рейха. Это линкор типа «Бисмарк». Данный линкор не практически не принимал участия в боевых действиях, но его присутствие значительно угрожало конвоям в Норвегии для СССР да и ко всему он держал в железном кулаке достаточное количество сил флота Англии. Ленейный корабль «Тирпиц» длительное время пытались уничтожить, но успех пришел лишь в ноябре 1944 года, когда его атаковали сверхтяжелыми бомбами класса «Tallboy» с воздуха.

Линкор «Тирпиц» спустили на воду в апреле 1939 года. Назван он был в честь основоположника современного флота Германии - адмирала Альфреда фон Тирпица. Изначально «Тирпиц» планировалось использовать в качестве рейдера, который должен бы был нападать торговые суда и караваны противников на Севере Атлантического океана. Но, исходя из судьбы корабля «Бисмарк», Гитлеру пришлось разочароваться в возможностях флота над водой и потому корабль «Тирпиц» применялся достаточно редко.

В начале (январе) 1942 года корабль «Тирпиц» компандование отправило в воды Норвегии для ведения «охоты» на северные конвои в Россию и для проведения противодействия операции, организованной при использовании коммандос Британии на острове Вогсёй. В том же месте корабль Тирпиц и отсаивался практическу всю ВОВ. Но, как известно, простое присутствие корабля «Тирпиц» сковывало железной цепью большие морские силы флота Великобритании. Иными словами - флот Великой Британии учитывал возможную угрозу со стороны линкора и постоянно проводил операции по уничтожению данного линкора. Таких операций было проведено аж 14, а сам линкор «Тирпиц» провел всего лишь три наступательные операции. В итоге этих операций военный корабль «Тирпиц» был потоплен силами британского флота 12 ноября 1944 года в Тромсё при авианалете, в котором было использовано сверхтяжелые бомбы «Толлбой», весом в 5 тонн.

Когда война окончилась, обломки с корабля прямо на месте разломала и распродала компания из Норвегии. Практически весь корабль разрезали на части и вывезли. На месте затопления осталась лишь значительная часть носовой части корабля «Тирпиц».

В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.

1943 год. Командование британских королевских ВМС по-прежнему опасается ударов кригсмарине на севере – там, где проходят маршруты знаменитых арктических конвоев, доставляющих в СССР вооружение, военную технику, боеприпасы, продовольствие и многое другое. В конце августа в Лондоне узнают о подготовке немцами масштабной операции с участием линкоров, включая крупнейший из них – «Тирпиц».

Поврежден, но все еще опасен

«Тирпиц» почти не покидал базы оккупированной вермахтом Норвегии, поскольку Гитлер опасался за судьбу линкора после гибели однотипного с ним «Бисмарка». И тем не менее он представлял немалую потенциальную угрозу союзным арктическим конвоям, сковывал значительные силы британских ВМС.

Англичане старались не спускать глаз с «Тирпица». По договоренности с советским руководством на аэродром Ваенга-1, расположенный неподалеку от Мурманска – в 275 километрах за Полярным кругом, перелетело 543-е авиаразведывательное звено королевских ВВС – три «фотоспитфайера», которые пилотировали майор Робинсон, лейтенанты Диксон и Кенрайт. Летчики подчинялись непосредственно британской военной миссии в Полярном. Через нее они получали задания и на разведку в интересах Северного флота. С сентября по ноябрь 1943-го самолеты звена совершили 50 полетов над основными военно-морскими базами немцев в северной Норвегии.

Кстати, бдительные «компетентные органы» не раз докладывали командующему Северным флотом адмиралу Арсению Головко, что англичане ведут фотосъемку и советской территории. Но штаб СФ не шел на обострение отношений с союзниками.

Чтобы вывести «Тирпиц» из строя, британцы спланировали атаку сверхмалых подводных лодок. Операция прошла успешно. 22 сентября 1943 года корабль получил серьезные повреждения в результате применения мини-субмаринами подрывных зарядов. Бронированный гигант поставили на ремонт, завершившийся лишь к весне 1944-го.

В ноябре 1943 года самолеты британского авиазвена передали 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. Английские пилоты возвратились на родину. Однако лейтенанту Диксону спустя четыре месяца предстояло вновь прилететь в Ваенгу…

Упреждающие налеты

1944 год. Масштабное наступление Красной армии на Восточном фронте требовало новых поставок. Между тем высадка западных союзников в Нормандии предполагала использование огромного числа плавсредств, занятых перевозкой грузов в СССР. Решить эти задачи удалось бы только поэтапно: сначала перебросить в Мурманск и Архангельск максимальное количество всего необходимого советским войскам, а затем задействовать суда в десантной операции в Европе. При принятии этого решения учитывалось и увеличение летом на севере светлого времени суток.

Итак, с января по май 1944-го по северному маршруту отправляются крупнейшие за всю войну караваны (следующий конвой взял курс на Россию лишь в середине августа). Но британское адмиралтейство не без оснований опасалось, как бы они не оказались добычей кригсмарине, ведь ремонт «Тирпица» близился к концу. В Лондоне на сей раз решили попытаться уничтожить линкор ударом с воздуха.

В марте 1944-го для активизации наблюдения за «Тирпицем» в Ваенгу-1 опять перебросили звено разведывательных «Спитфайеров». Майор Фурнис, лейтенант Сирг и уже знакомый нам лейтенант Диксон регулярно снабжали английскую миссию и штаб Северного флота добытой информацией. А вскоре в ходе авианалета главный корабль германских ВМС был выведен из строя на четыре месяца.

На исходе мая британских летчиков отозвали домой, а их машины, как и в предыдущем случае, получил наш 118-й авиаполк.

В июле и августе 1944 года необычайно живучего бронированного монстра Третьего рейха атаковали английские самолеты с «плавающих аэродромов». Безуспешно. С учетом этих неудач в сентябре в Лондоне разработали новую, обстоятельно продуманную операцию с целью потопления «Тирпица». Она получила название «Параван» (Paravane).

Курс на Архангельск

План предусматривал следующее: британские тяжелые бомбардировщики «Ланкастер» перелетают на советские авиабазы, стартуют оттуда, направляются в Норвегию и сбрасывают на немецкий линкор сверхмощные бомбы «Толлбой» (Tallboy) конструкции британского инженера Барнса Уоллиса весом более пяти тонн. Удар с данного направления по замыслу англичан явился бы полной неожиданностью для противника.

Для участия в операции были отобраны лучшие подразделения королевских ВВС: 9-я эскадрилья подполковника Бэйзина, совершившая первые налеты на Берлин, и 617-я эскадрилья, летчиков которой за подрыв гидротехнических сооружений на Рейне назвали разрушителями дамб. Ими командовал подполковник Тейт, трижды удостоенный ордена «За боевые заслуги» – одной из высших наград Великобритании. Возглавлял авиасоединение полковник Макмаллен.

В экипажах не было ни одного пилота, летавшего над Германией менее 60 раз. Все летчики имели награды или особые поощрения. В Лондоне не сомневались: атака обречена на успех.

11 сентября 1944 года ровно в 21.00 с аэродрома Лузимаут поднялся в небо 41 самолет, взяв курс на Архангельск. Через десять часов представитель британской миссии на севере капитан Уокер уведомил командование Беломорской флотилии о перелете соединения «Ланкастеров».

Для расселения англичан к аэродрому Ягодник близ Архангельска подогнали старенький пароход «Иван Каляев». (Замечу в скобках: судно носило имя эсера-террориста, убившего в 1905 году великого князя Сергея Александровича – дядю императора Николая II. И… родственника британского королевского дома. Но о подобной «мелочи» в Москве не подумали. В Лондоне же на нее, похоже, решили не обращать внимания.) На берегу оборудовали две большие землянки на 50 человек. Но когда выяснилось, что вместо ожидаемых тридцати самолетов прибудут свыше сорока да еще и с пассажирами (всего 334 человека), в течение суток вырыли и обустроили еще пару землянок. В каждой установили радио, провели телефон. В распоряжение гостей с Туманного Альбиона выделили два катера для связи с городом и два одномоторных самолета.

12 сентября в 6.00 над Ягодником показался первый «Ланкастер» капитана Прайера. Не отвечая на приветствия после приземления, летчик бросился к радиостанции. Из-за плохой погоды, но главное – из-за несоответствия частот позывных советского радиомаяка и английских радиоприемников «Ланкастеры» шли на посадку вслепую, без корректировки. Вот почему из 41 самолета на Ягодник сел лишь 31 бомбардировщик, а 10 машин очутились в других местах. К счастью, никто из летчиков серьезно не пострадал, но все эти самолеты требовали мелкого ремонта.

Больше всех не повезло экипажу лейтенанта Кили, угодившему в болото возле деревни Талаги. Сюда пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел пилотов к реке, откуда их эвакуировал гидроплан. Четыре «Ланкастера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. На шести машинах повреждения устраняли на месте посадки.

Операция «Параван»

Советские авиаторы получили возможность познакомиться с лучшими летчиками и бомбардировщиками Соединенного Королевства. «Ланкастеры» заслужили высокую оценку. Каждый, кто осматривал самолеты, составил для штаба авиации флота подробный отчет. Особое внимание обращалось на прицел и модернизированный астрограф, который автоматически вычислял координаты нахождения машины, отмечая их на самодвижущейся пленке и карте штурмана.

Не ускользнули от глаз наших специалистов и два локатора, а также лючок с правой стороны носовой кабины. Удалось выяснить, что он предназначен для выбрасывания фольги, нейтрализующей луч вражеского локатора. Одним словом, отечественные пилоты и инженеры открыли для себя много интересного.

Готовясь к операции, командиры британских эскадрилий совместно с советскими штабными офицерами занимались уточнением маршрута. Экипажи отдыхали.

15 сентября 1944 года в 4.37 утра самолет «Москито» капитана Уотсона вылетел на разведку погоды в районе цели. Над Каа-фиордом небо было чистым. Как только об этом узнали на Ягоднике, в воздух поднялись 28 «Ланкастеров». Среди пилотов царило приподнятое настроение.

В 10.00 самолеты легли на курс. На борту – 21 сверхмощный «Толлбой» и 72 двухсоткилограммовые бомбы. В 13.57 вышли на цель. Вражеские зенитки молчали. Неожиданно одна из машин, летевшая слева от флагманского «Ланкастера», выпала из строя и устремилась на «Тирпица». Общий порядок оказался нарушенным. Ведущий – подполковник Тейт вынужден был повести бомбардировщики на второй круг. Нанести удар внезапно не получилось. Противнику хватило двух минут, чтобы поставить дымовые завесы. На втором заходе бомбы сбрасывали как придется.

В 14.04 самолеты направились на аэродром Ягодник, где и приземлились через три часа. В Англию последовала только одна машина, на которой находились военные корреспонденты, следившие за ходом налета.

Позднее стало известно: в результате взрыва одной из бомб в обшивке линкора образовалась пробоина размером 10 на 14 метров, в которую хлынула вода. На основании агентурной информации, поступившей из Норвегии, а также фотографий авиаразведки специалисты определили: на восстановление «Тирпица» уйдет не менее девяти месяцев.

Таким образом, операция «Параван» успешно завершилась. «Короля океанов» вывели из строя. За высокую организацию обеспечения британских эскадрилий командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Юрий Пантелеев и еще два советских офицера были награждены английскими орденами.

Последний удар

Самолеты союзников покидали Архангельск группами. Пилоты королевских ВВС прощались с Россией с чувством исполненного долга. Остававшиеся экипажи коротали время на экскурсиях по городу, а вечерами – на танцах в аэродромном клубе и за просмотром советских фильмов. Кое-кто пытался ухаживать за русскими девушками, о чем незамедлительно узнавали особисты.

27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с англичанами, улетавшими последними. Шесть аварийных «Ланкастеров» безвозмездно передавались советской стороне. Два отремонтированных самолета послужили в ВВС Северного флота. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены. Позднее эти данные пригодились при создании стратегической авиации СССР.

Ну а какова же дальнейшая судьба «Тирпица»?

12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» все тех же 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.

В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.

Операции «Тирпица» [ | код ]

Операция Sportpalast [ | код ]

В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8 . PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии , а QP-8 - примерно в то же время из Мурманска . 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову . Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом, базировавшемся на авианосце HMS Victorious , и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии - адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax ) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung [ | код ]

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Тирпиц

«Тирпиц» (нем. Tirpitz) - второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» (норв. Den ensomme Nordens Dronning). Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

История применения

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало значительные силы Королевского флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и с моря «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжелых пятитонных бомб «Толлбой».

Операции «Тирпица»

Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил лесовоз "Ижора", который отстал от QP-8. 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» для атаки конвоя PQ-17 (План Rösselsprung - «Ход конем»). Из-за задержек с разрешением начала операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. В этот же день линкор был атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, однако слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов послабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок его доклад интерпретировали как донесение о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и российской мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки «К-21», однако данные утверждения не имеют документальных подтверждений. Немецкие корабли избежали попаданий (и даже не отметили самого факта атаки); услышанные взрывы современными исследователями объясняются подрывом торпед при ударах о грунт либо отдаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых судами конвоя. Некоторые российские массовые издания до сих пор публикуют доводы в пользу версии о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц».

Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно. Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») - рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»

Англичане начали атаки на «Тирпиц» ещё во время постройки и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title

30-31 октября 1942. Попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» - (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан - Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фиорд Тронхайма (Trondheimsfjord). Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source

Сентябрь 1943 год: первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась.

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

К апрелю 1944 «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

«Тирпиц» по прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налета: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism

Операция Paravane (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция Obviate (англ. устранять) - но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню «С». В итоге Тирпиц затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы - линкоры и авианосцы - из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, - в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

Тирпиц - второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине

У Великобритании, а немецкие моряки получат лучший в мире флот. В результате были созданы сильнейшие для своего времени корабли «Бисмарк» и его "sistership" - линкор «Тирпиц». О судьбе последнего здесь и пойдет речь.

Концепция немецких линкоров

Пребывая в восторге от удачных рейдов немецких кораблей на обширные торговые коммуникации Англии во время первой мировой, немецкие адмиралы видели новый флот «рейдерским». Они полагали, что корабль, обладающий высокой скоростью движения, большим запасом хода и вооружением, способным противостоять целой эскадре противника, будет настоящим «ужасом» для торговых маршрутов врага. А флот таких кораблей сможет и вовсе блокировать морское сообщение противника. Исходя из такой концепции, конструировался линкор «Тирпиц», который, по сути, был "крейсером-переростком", но с вооружением от Восемь 380-миллиметровых орудий «Тирпица» были в состоянии отправлять 800-килограммовые снаряды за горизонт (35,5 км), а по скорости (30,8 узлов) и дальности плавания (в 9000 морских миль) он не имел себе равных среди кораблей подобного класса.

Сравнение с другими кораблями

Как уже говорилось, линкор «Тирпиц» был построен по концепции крейсера, и за его выдающееся ходовые и скоростные качества было заплачено броней и общей живучестью корабля. «Тирпица» и «Бисмарка» сейчас величают чуть ли не самыми мощными кораблями в истории человечества, а между тем многие из их современников превосходили «немцев» и по броне, и по вооружению, не говоря уже о таком необходимом качестве, как минная защита. «Ришелье», «Саут Дакота», итальянский «Литторио» и японский «Ямато» были линкорами явно более мощными. Славу немецким кораблям подарила фашистская пропаганда и оправдания английского флота, который потерял в бою с «Бисмарком» своего флагмана, а потом всю войну чуть ли не в полном составе гонялся за «Тирпицем». На изображении ниже можно увидеть линкор "Тирпиц" - фотография сделана на стоянке в Норвегии.

Боевая служба

Планам кригсмарине не суждено было сбыться. Попытка прорваться на коммуникации врага закончилась гибелью линкора «Бисмарк» и больше подобных попыток немцы не предпринимали. К тому же с уничтожением конвоев прекрасно справлялись подводные лодки и морская авиация. Линкор «Тирпиц» по большому счету участвовал лишь в одной, почти безрезультатной, боевой операции - походе к Шпицбергену в 1942 году. После этого его всю войну прятали в а английские флот, авиация и силы специального назначения пытались до него добраться. Для английского правительства уничтожение линкора стало идеей-фикс, Черчиль даже называл его «зверем». Одно его присутствие у берегов Норвегии дало повод англичанам отказаться от морских конвоев в Мурманск. Так что можно сказать, что линкор «Тирпиц» многое сделал - ничего не делая.

Гибель линкора

В ноябре 44-го года до линкора все же добрались англичане. 12 ноября, застав врасплох зенитную оборону, на корабль сбросили свои 4500-килограммовые бомбы 32 "Ланкастера". Четыре сверхтяжелые бомбы упали на его палубу, от их взрывов сдетонировал боезапас линкора, он перевернулся и затонул.


Top