Мать Сыра Земля – славянская Богиня Земли. Мать — Сыра Земля и другие самые любопытные культы и ритуалы у славян Ярило и мать сыра земля главная мысль

Которую ласково зовут Земля-Матушка, - славянская Богиня Земли, Плодородия и всего, что связано с явной, земной жизнью. Её относят к Богам мира Яви, ведь всё, что окружает нас, так или иначе связано с Матушкой-Землей, выращено благодаря её усилиям. Славянская Богиня Земли обладает большой силой, потому к ней обращаются былинные богатыри, отправляясь на подвиги.

Мать Сыра Земля почитаема всюду. Чаще к этой Богине обращались женщины, связывая плодородие земли с возможностью рождения здоровых детей. Наряды замужних женщин всегда содержали вышивку с земными мотивами – такой оберег должен был принести женщине рождение здоровых детей. Мужчины чаще обращались к Матери Сырой Земле с просьбами о щедром урожае, а, значит, и достатке.

Мать Сыра Земля была создана Родом в начале времен. Славянские легенды рассказывают, что сперва Род создал Корову Земун и Козу Седунь. Их молоко превратилось в Мировой Океан. Тогда Род-Творец создал Алатырь-камень, лежащий посреди Мирового Океана и принялся сбивать молоко Коровы Земун и Козы Седунь. Так получился кусочек масла, из которого была сотворена Богиня Мать Сыра Земля. Из её тела появилась вся плодородная земля, которая есть в мире Яви, потому славяне с уважением относятся ко всему живому, что окружает их.

Славяне считают, что у Матери Сырой Земли есть сын Микула Селянинович. В своей суме он носит «всю тягу земную», потому другим богатырям не по силам её поднять.

Легенды и мифы о Богине Матери Сырой Земле

Славянские мифы рассказывают, что не всегда люди распахивали землю и выращивали хлеб. Долгое время люди не обрабатывали землю, боясь причинить боль Матери Сырой Земле. Ведь вся земля в мире – тело Богини Земли. Когда же Бог Весеннего Солнца Ярило принес из заморских стран первые зерна и дал другим Богам попробовать хлеб, Боги решили научить людей растить рожь да пшеницу и делать хлеб.

Распахать первую борозду на земле Боги попросили Микулу Селяниновича, сына Матери Сырой Земли. Богатырь сперва отказывался причинять боль своей матери. Но Богиня Мать Сыра Земля сама попросила сына согласиться с предложением других Богов, так она заботилась о том, чтобы у людей во время долгой зимы было пропитание. С тех пор в день, когда чествуют Бога Ярило, вспоминают и Матушку-Землю, и зовут этот день праздником первой борозды.

Оберег – символ Богини Матери Сырой Земли

Оберег Матери Сырой Земли называют Поле или распаханное поле . Этот знак изображают в виде ромба, разбитого по центру косым крестом. Иногда и просто ромбовидные узоры относят к Матери Сырой Земле. Когда изображают оплодотворенную землю, в которой уже лежит зерно, в середине ромба ставят точку.

Оберег Матери Сырой Земли помогает девушкам обрести привлекательность и встретить суженого , женщинам помогает родить здоровых детей , мужчинам приносит успехи в труде и достаток .

Атрибуты Богини Матери Сырой Земли

Геральдика, предметы – колосья, цветы и плоды.

Треба (подношение) – каша, мед.

Мать Сыра Земля в северной традиции гадания и магии

Изображение Матери Сырой Земли присутствует в наборе славянских Рез Рода. Номер Резы Богини Земли – 13.

Когда в раскладе появляется Реза Матери Сырой земли, значит, у спрашивающего наступает период, связанный с земной, явной жизнью. Сейчас дела могут продвигаться небыстро, подобно тому, как не сразу посеянное зерно становится спелым колосом. Нужно запастись терпением, но и не лениться при этом. В вопросах о здоровье Реза Матери Сырой Земли может означать рождение ребенка, а в иных вопросах «рождение» новых планов, идей.

Подробнее о значении Резы Богини Земли в гадании в статье «Реза Рода Мать Сыра Земля »

Праздники, где чествуют Богиню Земли

Богиню Земли вспоминают во время всех праздников, связанных с плодородием. Особенно можно выявить такие дни:

23 апреля – праздник первой борозды, Ярилин День. Это мужской праздник, когда мы вспоминаем славянский миф о том, как Ярило принес людям хлеб и научил обрабатывать землю. По легенде, именно в этот день была сделана первая борозда, и сейчас мужчины именно 23 апреля проводят в трудах на земле.

9 мая – этот день славяне называют днем рождения Матери Сырой Земли. В отличие от праздника первой борозды, в этот день запрещалось работать на земле.

1.СКАЗ. "Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже,мертва была:ни света,ни тепла, ни звуков,никакого движения.Решил Ярила взглянуть сквозь кромешную тьму,пригожа ли Мать Сыра Земля.Его пламенный взор пронзил мрак,покрывавший спящую землю,и засияло солнце,полились жаркие волны Ярилова света.Мать Сыра Земля начала пробуждаться ото сна и упиваться в лучах света,от которого в ее недрах стала зарождаться жизнь. Возлюбила Мать Сыра Земля Ярилу,от его жарких поцелуев покрылась лесами,полями, реками,озерами,злаками и цветами с деревьями.Появились звери и птицы,в морях и реках рыбы.Все ожило на земле.Мать Сыра Земля продолжала пить светлые лучи и породила человека.Когда вышел человек из земных недр,Ярила ударил его по голове золотой вожжой - ярой молнией.От удара у человека зародился ум,стал он отличаться от зверей.Мать Сыра Земля радовалась: Яриловой любви нет конца,но через какое-то время начало холодать,дни стали короче.Затуманилась она с горя и начала плакать, и пролились слезы Матери Сыра Земли дождями.- Не печалься, Мать Сыра Земля,- стал просить Ярила,- Покину я тебя ненадолго,а то сгоришь от моих поцелуев.А пока спи под снежными покровами до моего возвращения.Придет время - пришлю я тебе вестницу,весну - красну,после чего сам вернусь.Сказал так Ярила и ушел,а Мать Сыра Земля покрылась снегами и уснула до прихода весны."(стат."Версия славян о происхождении мира",Альтер Карбон,2018)

ВОЛХА: Красив сказ,ай как красив!..Да только вот жаль:персонажи насквозь киевские,созданные не раннее 0-10 вв.н.э.Но чудится мне и того позже: "неоязыческие".Это не значит,что СЕГОДНЯ ничего уж нельзя и понасочинять-то!
Можно и нужно...Но приглядись,читатель,к самому сказу,пора.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - вообще-то "сырой"(имеющей грунтовые воды)называлась ПАШНЯ, т.е.сел/хозугодья.ЗЕМЛЯ - просто МАТЬ Земля,в древности она - богиня Рода/Мормара из пантеона Рода ОРа/Гипербореи.Ещё киевляне называли её РОЖЕНИЦЕЙ(родительница, аналог Рода).КОГО это нынче так они называют? А МАКОШЬ,т.е.абсолютно ДРУГУЮ "богиню",которая существует(создана волхвами)только в пантеоне Сварога Киевщины.

ЯРИЛО так киевляне называли солнцебога Киевской Руси,придавая ему статус ДРЕВНЕГО бога ОРа/Гипербореи...Но "бог" явно "переименован" из настоящего древнего бога пантеона Рода АРа,т.к.НЕТ буквы "Я" в праязыке(см.ниже перевод);речь идёт о том же времени,что и Макошь.

Суть сказа: ЛЮБОВЬ небесного бога и богини Земли - калька с мифов Др.Греции о Зевсе и Гере/Гее.Так что сочинён миф вовсе не на основе ДРЕВНИХ АРОВ - предков "всех русов"...Целеполагание: отвлечь какой-то ИНОЙ сказ о сотворении Мира.

ВЫВОДЫ Волхи: Сказ основательно переработан "волхвами" - "неоязыческий"(современный).На то указывает его стиль повествования,миропредставление вообще.

2.МАТЬ ЗЕМЛЯ/МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ. "Славян.богиню называют: Мокушь,Мокошь,Макошь, Мокешь.Мокушь - единств.богиня-женщина среди богов муж.пола на языч.капище князя Владимира – будущего крестителя Руси.По мнению ученых,имя произошло от греч. "mokos"; прядение.Фасмер: "мокушь" напоминает по звучанию глагол "мокнуть" - Мокушь являлась богиней урожая,он зачастую зависит именно от дождя.Также вода всегда олицетворяла собой материнство,Мокушь заведовала им.Если слово "макошь"("мокушь")разбить на 2 части, то значение каждой укажет на их общее значение: древнейшее слово "ма" ; мать и "кош" ; жребий/судьба.Отсюда Мокушь является "матерью судьбы",т.е.она вправе решать,что именно человека ожидает в тот или иной период времени.Однако словом "кош" называли также и корзину для зерна,амбар и даже телегу для сена,т.е.вещи,связанные с сел/хозяйством.Мокушь,как правило, изображали в образе женщины ср.лет с длинными руками.В них она держала веретено или рог изобилия.Иногда на голове Мокуши красовались кичка – головной убор с рогами.На вышивках и в скульптуре Мокушь могла изображаться в виде высокой фигуры с большой головой(иногда коровьей),стоящей между 2 силуэтов рожениц в облике лосих.По фольклорным источникам Мокушь могла обернуться страшной горбуньей на гусиных лапах или лохматой кикиморой.Иногда она и вовсе становилась невидимой, помогая хозяйке по дому.Любимым животным Мокуши была кошка.Служили Мокуше пауки: пряли и ткали.Статуэтки Мокуши(кумиры)изготавливали только из "женских" древесных пород – осины или липы.Мокушь являлась покровительницей дом.хозяйства,женского рукоделия – прядения и ткачества.Она заведовала женским плодородием,урожаем,домом и достатком в нем.Жены,матери,хозяйки просили помощи и защиты у Мокуши.Ее называ-ли "бабьей заступницей".Однако главенствующую роль Мокушь играла в людских жизнях,являясь старшей из богинь,прядущих судьбу.Нитями она связывала каждого человека с его добрыми и злыми поступками.Так рождалось своеобразное кружево человеч.жизни.В зависимости от того, сколько в кружеве зла или добра,Мокушь решала его судьбу.В работе богине помогали ее сестры Доля и Недоля,Среча и Несреча.Каждая из них в какой-то момент дотрагиваясь до нитей или части материи, делали человека в тот или иной период его жизни счастливым или несчастным,бедным или богатым,удачливым или неудачником.Мокушь знала все как о настоящей жизни человека,так и о его прошлых и будущих перевоплощениях.Также Мокушь была богиней магии и волшебства.Гадания и колдовство совершались только под ее руководством. Она же стояла на пороге между миром живых и миром мертвых.В качестве жертвы для Мокуши женщины бросали в колодцы пряжу,нитки или кудель;обряд назывался"мокриды". Излюбленным днем Мокуши считалась пятница.В этот день недели нельзя было прясть, ткать или шить.Иначе богиня могла рассердиться и запутать пряжу или помешать дошить рубаху,а порой и явиться с исколотыми иглой руками."(стат."Мокушь:какой была главная богиня славян",Кириллица,2018)

ВОЛХА: МОКУШЬ - МОКША - "МО"(материнский мир,родина)+"К"+"ША"(буквы "Ш"нет в праязыке,взаимозамена "Ш-С"; СА - "С перворождёнными").МОКША - "К родине перво-рождённых"(оры,жители ОРа),т.е.к ОРу/Гиперборее.Отсюда было великое желание сделать Мокшу одной из изначальных пантеона Рода/Мормара,но подвёл "не праязык".
К тому же "КОШТЫ" - кошельки(в виде сумки на завязке,мешочка)для денег.Неслучайно Макошь объявлена богиней-матерью Доли и Недоли,судьбы и т.п.Для КНЯЗЯ в самый раз богиня для накопления его княжьего БОГАТСТВА.Вот почему Макошь - единственная "женщина-богиня"в пантеоне Володимера Киевского(не факт,что иных не знали).
Остальное про Макошь опубликовала как образчик УТИЛИТАРНОГО простонародного "подхода"к собств.богам.Сравни,читатель,с христ.богами по масштабу и сути отношения.В этом и цель Храма Христа:превратить миросозидание в мелких божков.

МНЕНИЯ читателей с Майл Ру: 1)."МакОш" изначально является вовсе не славянским персонажем,не богиней.Весь Пантеон кн.Владимира заимствован из нашего древнего тюркоязычия,идущего ещё из времён анимистич.воззрения на Природу,когда Силы Природы уважались как бесплотные духи.Двукорневое слово принадлежит агглютина-тивной грамматике,-здесь "Мак",-хвала,слава,- "Ош",-горсть.В целом Макош,-Славная горсть и является предтечей римской богини Фортуны с её рогом изобилия.Немного из тюрк.языка: "колоош",-1)пригоршня,2)озеро с высоко поднятыми берегами,-русифицировано "ковш","колоша"(Галоши)."-Алла.

ВОЛХА: Полностью соглашусь.

ВОЛХА: Вот тебе,бабка,и Юрьев день! Более сказать нечего: внутренние дела и представления соврем."продвинутых" ХРИСТИАН меня не касаются.Но ВЫВОД можно сделать один: христиане объявляют Макошь САТАНОЙ!..Мда.

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ. "Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому ее и уподобляли женщине.Следы обожествления отразились в древнейших погребальных ритуалах.Во время археологич.раскопок находили скелеты в позе новорожденного.Вероятно,похороны осмыслялись как возвращение умершего в материнское лоно.Отголоски обряда видны и в обычае одевать чистое белье при ощущении близкой опасности или смерти.В традиции земля наделялась женским началом,плодоносящая земля соотносилась с беременной женщиной.С укреплением православия на Руси в народном сознании культ Матери Земли стал соотноситься с почитанием Богородицы."(стат."Мать Сыра Земля",Пантеон Слав.Богов)

ВОЛХА: Людей ХОРОНИЛИ(прятали трупы)в землю только по одной причине: выродок или изгой.Надежда: Мать Земля возродит его в новом теле и он исправится.Так же хоронили и трупы врагов.Похороны обычного ара из аров(ария): кродение на кроде - погребальном костре(своеобразная кремация).С остальным в тексте - не спорю,не ко мне.
МАТЬ-ЗЕМЛЯ. "Мать Сыра Земля всегда выступала ядром русской идеологии.Материя в соврем.философском понимании соответствует древнейшему мировоззренч.понятию Мать Земля.В прошлом она означала начало всего сущего.Дети земли,любите матерь свою!Кто не любит землю,не чувствует ее материнства,тот - раб и изгой,жалкий бунтовщик против матери,исчадие небытия.Мать Земля!Из тебя произрастают хлебный злак и виноградная лоза,коих плод в святейшем таинстве становится Телом и Кровью Христо-выми,и к тебе возвращается эта святая плоть!"(Дёмин В.Н.,"Тайны русского народа")

ВОЛХА: Мировоззрение Дёмина - насквозь христианское,судя по тексту.Но он прав:МАТЕРИЯ материального мира(тела в природе)есть "произведение"в том числе и стихии "земля".Остальное - на совести автора.

ВЫВОДЫ Волхи: Макоша - Мать Земля...никогда не существовала в сев.ОРе/Гиперборее,т.к.там НИКОГДА не было ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ стихий.Пример: вода- "ВА" была стихией богов МОРМАРА и МОРМАРЫ(Рода и Роды)...в простонародье одной Мары богини.
Та за неё и "отвечала" своим функционалом.

"Персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре. Имя Ярилы,как и другие слова с корнем яр-,связано с представлением о весеннем плодородии."(энциклопедии) "Ярило - славян.бог весеннего солнца,юношеской силы, страсти,необузданной жажды жизни.Отличается чистотой,искренностью и неистовостью. Ярило пускал на землю солнечные лучи,которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы.Славяне представляли бога как живительную силу весеннего солнца, которое наполняет землю жизнью и радостью после долгой зимы,пробуждает от зимней спячки.Славянский Ярило считается покровителем людей с добрыми,чистыми,светлыми и сердечными мыслями.К нему обращались за помощью в зачатии детей.Отвечал он также за плодородие и считался воплощением ярости в самом возвышенном понимании.Ярило могли называть Ярила,Яровит и Руевит.Ярило представлялся молодым привлекательным юношей.Волосы светлые или рыжеватые,глаза – светло-голубые,ясные,за широкими могучими плечами развевался красный плащ.Восседал Ярило на огненном коне-солнце. Многих девушек влюбил в себя прекрасный юноша.Ярило - божество телесной любви мужчины и женщины.Этим объясняется,что куклу Ярилы часто мастерили с большим фаллосом,являющимся древнейшим символом плодородия."(стат."Боги-покровители древних славян",слав.сайт)

ВОЛХА: Что сказать о Яриле? - Да ничего,полная калька с греч.Зевса.Но вот о его происхождении - есть что сказать.

ЯРИЛА - "ЯР"(ИАР - "Хозяин Род перворождённых",т.к."Р" здесь - аббревиатура бога Род и есть)+"ИЛ"(ОЛ - Мир света Солнца,т.е.Мир Живых)+"А"(окончание).
ЯРИЛА - "Хозяин Род перворождённых Мира Живых".-Не праязык.

ЯР на Киевщине входил в имя основателя Киева(Кий по "Повести"Нестора)-КИЯРА.
КИЯР - "К хозяину ЯРу".Вот почему существовал титул "князя-Солнца" у князей на престоле Киева:Володимер - "Красное Солнышко" и т.п.Но ЯР - ИАР - АР("Родитель перворождённых"),т.е.бог Род/Мормар.АР - солнцебог полярного ОРа.

ВЫВОДЫ Волхи: Божок ЯРИЛА - выхолощенное "до минимума" представление о древнем солнцебоге АРе("Полярное Солнце ОРа").

ОБОБЩЕНИЕ по СТАТЬЕ: Сказ,как всегда,переработан РПЦ до неузнаваемости и призван представить собой ХРИСТ.Каптину Мира(ЕКМ).

Ярило и Мать Сыра Земля Предание русского народа

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?"
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярили - на света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась… Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных речах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…"
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки… И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу - Яриле, матери - Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое".
Любы были те речи матери сырой земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека… И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою… И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет… Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, Дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и недышащей…
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими - дождями дробными. Плачется Мать Сыра Земля: "О ветре ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино - красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог - лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?.."
Безмолвен Ярило.
"Не себя мне жаль, - плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, - скорбит сердце матери по милым по детушкам".
Говорит Ярило: "Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время - сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего прихода… Придет время, пошлю к тебе вестницу - Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
Плачется Мать Сыра Земля: "Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою… И наг он и слаб - сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света…"
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором дерева дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь - дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу".
И отошел от Земли бог Ярило… Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино - красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек, - у него был великий дар отца Ярилы, а с ним свет и тепло…

(П. Мельников-Печерский)

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни свете, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный. вечно радостный светлый Ярило: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?" И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её... Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами...
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкалась мелкие насекомые, мушки, да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - яркой молнией, и от той молнии ум у человека зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы,
попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал словами вещими, речью крылатою...И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших - заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери - опуская их в ложе её, т.е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарования огня человеку.
(Из романа П.И.Мельникова - Печёрского "В лесах")

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.07.2012. Народный миф о солнце.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Славянский мифологический персонаж, символ яркого солнечного света, связан с плодородием земли и началом расцвета природы. Праздник в честь него отмечался в начале или в конце весны. В этот день водили хороводы и закликали солнце.
* * *

Ночь рассеивается. На востоке, где земля сходится с небом, Золотой Петух пробуждает утреннюю Деву-Зарю, и она в злато-багряных одеждах расстилает по небу свою розовую фату. Рассвет-кудрявич для неё выводит запряжённую алыми конями ослепительную повозку. Дева-Заря выезжает перед восходом солнца, открывает небесные врата света и затворяет врата тьмы. Земля просыпается.
За Девой-Зарёй выезжает на светозарной колеснице, запряжённой белыми огнедышащими конями, Солнце и совершает свой обычный путь по небосводу. Чем ретивее погоняет Солнце своих коней, тем трусливее поджимают хвосты духи мрака и тьмы: приходит конец их времени.
Ночь – божество мрака, ждёт-выжидает своего часа, когда можно будет отворить небесные врата тьмы. Не дремлет её сестра – Дева Полуночная Заря. Плывёт на водоплавающих птицах по подземному океану, завершая дневной путь. Выждав положенное время, выводит тройку лихих чёрных коней. Как только открываются небесные врата тьмы, мчится она в чёрной повозке, выпускает на волю духов мрака и тьмы.
День и Ночь – раздорники. День – божество света, укрывает мир от враждебных чар, отгоняет всякое зло. Ночь – божество тьмы, покровительствует нечистой силе. Идёт между ними вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром.
Ночь говорит:
– Вечно ты, братец День, больше меня по земле гуляешь, а мне времени властвовать над миром совсем мало оставляешь.
День отвечает:
– Гляди, приходит время Осени, и ты всё больше времени землю не покидаешь, во тьме пребываешь. Не спеши, дай мне насладиться миром и покоем.
* * *
Осенница-царица едет по земле на золотой колеснице. А за ней вслед спешит Листогон, срывает с деревьев листья вон. Дорогу ими устилает, словно золотой парчой накрывает.
Подули холодные ветры, полили частые дожди…
Живёт среди топей и трясин на краю болота владычица лечебных трав и кореньев Мокоша. Умеет творить добро. К ней осенью спускается Солнце. У неё и проводит все долгие осенние и зимние ночи. Мокоша заботится об ослабевшем зимнем Солнышке, лечит его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становится сильным и могучим.
Ночь узнала, что Солнце ослабело и его лучи не в силах пробивать тёмные облака и согревать землю. Надумала она, как ей остаться вечной владычицей мира. Прошептала страшное заклятие и пробудила злого мрачного духа Несвета. Он взмыл в небо, окутал его покровом темноты, напустил на землю клубы мрака, похожие на тучи. Ночь сделалась длиннее, пришло её владычество на землю.
В подземный мир пришла весть о победе тьмы над светом. Карачун – дух зимних бурь – узнал, что пришло его время властвовать на земле. Принялся готовиться к дикой охоте.
* * *
На земле в кромешной тьме раздался протяжный вой, гул и свист. Появился свирепый Карачун – подземный владыка, повелевающий морозами. Грозный и неумолимый, напускает он на землю холод и стужу. Призывает тёмные силы на дикую охоту:
– Медведи-шатуны, оборачивайтесь буранами, стаи белых волков – метелями, а вы, мои гончие псы, – позёмками и вьюгами! Эй, Зимобор, бери ледяной топор, выходи на двор! На земле мрак и тьма, пришла наша пора!
Проносится по небу вместе с зимней бурей сонм призраков и злых духов. Во главе их зловещий Карачун в сопровождении своих гончих псов. Несётся дикая охота с рёвом и воем над землёй. Опасна встреча с ней для путника, оказавшегося в дороге. Вьётся вокруг него снежный вихрь, заметает хлопьями снег, и пути ему нет, гибнет он от холода в дороге.
Идёт по следам дикой охоты Морозун, сковывает воду ледяными оковами, ставит снеговые заслоны на лесных тропах; бегает по полям, стучит по деревьям и пням. От его ударов трескаются брёвна в домах, лопается кора на деревьях. Сипят Ма́россы – позёмку и снеговую порошу надувают. Трудятся Снегосей и Снегогон на дорогах, наметают сугробы.
* * *
Свет месяца померк, вихри воют и гудят, деревья ломаются и с треском падают. В разрушительной буре несётся по воздуху Карачун – в сопровождении злобных духов. Продолжается дикая охота. Ветры гонят перед собой облака, они в виде невиданных чудовищ с рогами, хоботами и клыками, и нет им конца.
Помнит свирепый Карачун о своей мести людям. Вывел из ледяной горы, из чёрной дыры истукана из инея и льда. И говорит:
– Нет в твоём теле сердца, ты непобедим! Иди, убей всякого путника на дороге!
Показался на дороге ледяной истукан. Из его рта холод-стужа белым туманом по земле стелется, из ушей пороша во все стороны летит. Где он ступает ногой, там сугроб встаёт горой; где трясёт рукой, там покрывается всё ледяной корой. От его голоса земля дрожит, воздух гудит. Великан подходит к домам, кричит:
– Выходите ко мне, земные букашки! Я вас всех заморожу, в сосульку превращу, в лёд закую! У-ух, берегись…
Принялся ледяной истукан кричать так, что поднялся ветер и стал поднимать снежные вихри, ломать в лесу деревья. Чем больше истукан кричит, тем голос его становится тише. Начал он уставать, полился с него холодный пот. От крика совсем ледяной истукан лишился силы. На землю упал и рассыпался, одни ледяные осколки от него остались.
Дикая охота подошла к концу. К утру буря утихла, небо очистилось от туч, но на нём не появился блеск зари.
* * *
Во мраке и стуже лежит Мать-Сыра-Земля, словно мёртвая – ни света, ни тепла. Зима всем надоела, весь хлебушек подъела, скотинку голодом поморила и всё не уходила. Вышел народ из дворов, встал у ворот и Ярилу зовёт:
Разъярись, Ярило,
Свети во всю силу!
Разъярись покруче,
Разгони тучи!
Разъярись вовсю -
Развей мрак и тьму!
Ярило услышал песню в поднебесном золотом тереме. Взглянул сквозь тьму кромешную, пронизал мрак своим светлым пламенным взором, прорезал тьму, и там воссияло красное солнце. Полились через мрак жаркие волны лучезарного Ярилина света. Могучий враг Зимы тусклоокой – Ярило-молодец идёт, снежный саван по всей Руси рвёт. Мать-Сыра-Земля проснулась от сна. Пьёт золотые лучи живоносного света. Разукрасилась цветами, зелёными лугами, цветущими садами.

Летят птицы вереницей в родные края гнездиться. Возвращаются журавли и кричат: «Курлы-си, курлы-си – летим с юга по Руси!» За ними грачи. Им кричат: «Вы чьи, вы чьи?» Они отвечают: «Мы свои, мы свои, мы домой пришли!» Крестьяне с сохой-бороной в поле спешат. Дети в горелки играют, солнышко величают:
Солнышко-погодушко,
Выйди из-за облышка!
Не свети далеко,
Принеси нам тепло!
Прогони мороз,
Чтоб никто не мёрз!
Растопи ледок
На весь годок!
В Ярилин день праздник «Ярилки» на холме справляют.


Top