Молитва святой агафии. Страдание святой мученицы Агафии

(Агафия или Агафья ) – христианская мученица III столетия, принявшая мученическую кончину 5 февраля 251 г., в ходе гонений при императоре Деции. Место ее жизни и свидетельства – город Катания на Сицилии.
Имя Агаты включено в чин Мессы Римского и Амвросианского обрядов, что доказывает древность ее почитания и его распространенность в христианском мире. Имя мученицы также упомянуто в «Мартирологе» св. Иеронима (середина V века), ей посвящен гимн, приписываемый Папе Дамасию. В начале VI века Папа Симмах построил в пригороде Рима посвященный ей храм. Тогда же было составлено ее Житие, которое, однако, до нас не дошло, но послужило источником трех более поздних Житий, которые воспроизводят одну и ту же сюжетную канву, но различаются между собой второстепенными деталями.

Жизнеописание св. Агаты воспроизводит типичную для девы-мученицы первых веков христианства историю. Происходя из богатого и знатного рода, она также отличалась красотой и поэтому многие сватались к ней. Среди них был и префект Сицилии Квициан. Однако уверовавшая во Христа и принявшая Крещение Агата была тверда в своем решении всецело посвятить себя Богу и сохранить девственность, а потому отвечала всем отказом.

Когда в 250 г. император Деций издал эдикт о преследовании христиан, префект Квициан попытался склонить Агату к сожительству, в противном случае угрожая ей страшными мучениями. Но Агата отвергла его домогательства, моля при этом Господа Иисуса прийти к ней на помощь и укрепить ее в борьбе. Квициан отправил Агату в дом некой Афродисии, известной распущенностью нравов, где святая провела 30 дней, но не уступила в борьбе, так что в конце концов Афродисия заявила римскому чиновнику, что не в силах сломить ее волю.
Тогда Квициан инициировал против Агаты судебный процесс. «Как же ты, будучи патрицианкой, унизилась до того, что стала христианкой?» — спросил он. «Истинное благородство, — отвечала святая, — приобретается исповеданием Иисуса Христа, Которого называют Рабом». На требование принести жертву языческим богам она заметила: «Удивительно, что ты, разумный человек, предлагаешь мне такое. Ты и сам стыдишься своих богов и, тем не менее, велишь мне поклоняться им».

Взбешенный Квициан приказал подвергнуть Агату бичеванию, прижигать ее тело раскаленным железом и резать его ножами, а когда святая стойко перенесла эти пытки, велел отрезать ей груди. Истекающую кровью девушку бросили в темницу, где ей явился святой апостол Петр в сопровождении несшего факел ангела и исцелил ее раны. При этом тюремную камеру озарил свет небесный, так что испуганная стража бежала, оставив двери открытыми. Но Агата не воспользовалась возможностью бежать. «Не дай мне Бог потерять такой уже близкий венец и подвергнуть стражников наказанию, которого им тогда не избегнуть», — сказала она.
Наутро Квициан потребовал снова привести к нему девушку и опять предложил ей принести жертвы языческим богам. «Как же неразумен твой приказ, — ответила Агата, — отречься от Того, Кто исцелил нанесенные мне тобой раны!»
Тогда префект приказал сжечь ее на медленном огне, но когда Агату бросили на угли, началось землетрясение, и уже сам народ стал требовать прекратить ее мучить. Палачи затушили огонь, однако Агата, не выдержав страданий, уже скончалась. По преданию ей было тогда 16 лет, а последними ее словами были слова молитвы: «Господи, хранивший меня с самого детства. Ты очистил мое сердце от любви к этому миру и помог претерпеть множество испытаний. Прими же теперь дух мой!»

Спустя год после кончины Агаты проснулся сицилийский вулкан Этна, но благодаря молитве христианской общины Катании к этой святой лава не дошла до города. Узнав об этом чуде, многие местные язычники обратились ко Христу, и с тех пор св. Агату стали почитать как небесную защитницу от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий. Ее покровительству вверяли свои дома и имущество, считалось, что нахождение в доме изображения св. Агаты предохраняет жилище от огня.
Также сложилась традиция освящать в день памяти св. Агаты (5 февраля – день ее мученической смерти) хлеб, соль и воду. Освященные таким образом хлеб и соль бросают в огонь, чтобы спасти свои жилища от огненной стихии, их дают в пищу домашним животным, чтобы обезопасить их от болезней. «Хлеб святой Агаты» берут с собой в дальние путешествия, женщины обращаются к св. Агате при болях в груди и некоторых других болезнях, а также в период кормления грудью. Святая Агата – покровительница пожарных и рыцарей Мальтийского ордена. Поскольку согласно одному из преданий св. Агата во время гонений скрывалась какое-то время на острове Мальта, ее имя носят местные катакомбы, а орден Святой Агаты – это государственная награда Мальтийской республики.

Во имя Святой Агаты освящен кафедральный собор в городе Катания (Сицилия), в котором почивают ее мощи. Ежегодно в день памяти святой их возят по улицам города в золотом реликварии, установленном на специальную повозку.
Иконографическая традиция изображает святую с пальмовой ветвью (символ одержанной победы) или слоновой костью (символ твердости и чистоты) в руках, с факелами и клещами (орудия пыток, которым она подверглась), часто – на фоне горящего дома или извергающегося вулкана Этна. Изображают также отрезанные груди святой, лежащие на блюде.

Сия му-че-ни-ца по-чи-та-ет-ся в на-шем про-стом на-ро-де за-ступ-ни-цею от вре-да ог-нен-но-го. Она жи-ла в Си-ци-лии при без-бож-ном го-ни-те-ле хри-сти-ан Де-кии и про-ис-хо-ди-ла от знат-ных ро-ди-те-лей, вос-пи-тав-ших ее в ис-тин-ном бла-го-че-стии. На-сту-пи-ло го-не-ние Де-кия. Св. Ага-фия ста-ла го-то-вить-ся к му-че-ни-че-ской кон-чине. Пра-ви-тель об-ла-сти Квин-ти-ан, увле-чен-ный кра-со-тою юной хри-сти-ан-ки, ре-шил от-влечь ее от хри-сти-ан-ской ве-ры и с этой це-лью по-ме-стил ее в дом од-ной языч-ни-цы-вдо-вы, про-во-див-шей бес-пут-ную жизнь. Од-на-ко жизнь в язы-че-ском до-ме, сре-ди ве-се-лья и рос-ко-ши не рас-по-ло-жи-ла к се-бе св. Ага-фию. Не по-мог-ли так-же и уве-ще-ва-ния язы-че-ской вдо-вы. Ви-дя это, пра-ви-тель за-ду-мал при-бег-нуть к бо-лее ре-ши-тель-ным ме-рам. Он стал до-пра-ши-вать Ага-фию, по-че-му она не кла-ня-ет-ся идо-лам. Свя-тая от-вет-ство-ва-ла:

Ва-ши идо-лы не бо-ги, а бес-чув-ствен-ные чур-ба-ны, и са-ми вы ра-бы этих чур-ба-нов.

Раз-дра-жен-ный Квин-ти-ан под-верг св. Ага-фию же-сто-ким му-че-ни-ям и за-тем за-клю-чил в тем-ни-цу. Ви-дя, од-на-ко, ее непре-клон-ность, он ве-лел рвать кле-ща-ми ее грудь.

Бес-чув-ствен-ный му-чи-тель! - вос-клик-ну-ла Ага-фия. - Ты не сты-дишь-ся отре-зы-вать у жен-щи-ны сос-цы, ко-то-ры-ми ты сам пи-тал-ся у сво-ей ма-те-ри...

Ко-гда по-том Ага-фию бро-си-ли в тем-ни-цу, то ей явил-ся апо-стол Петр и ис-це-лил ее ра-ны. Необы-чай-ный свет при этом оза-рил тем-ни-цу; во-и-ны, ис-пу-ган-ные этим, раз-бе-жа-лись. Свя-тая Ага-фия, од-на-ко, этим не вос-поль-зо-ва-лась, по-кор-но ожи-дая му-че-ни-че-ско-го вен-ца.

На пя-тый день ее по-зва-ли опять к му-чи-те-лю. Ко-гда же она сно-ва ис-по-ве-да-ла Хри-ста, то му-чи-тель ве-лел на-сы-пать на зем-ле го-ря-чих уг-лей и рас-ка-лен-ных че-ре-пиц и за-тем на их гру-ду бро-сить на-гую Ага-фию. Вдруг раз-да-лись уда-ры зем-ле-тря-се-ния. Ис-пу-ган-ный этим, а так-же воз-му-ще-ни-ем граж-дан, пра-ви-тель от-пра-вил Ага-фию опять в тем-ни-цу, где свя-тая и скон-ча-лась, пла-мен-но по-мо-лив-шись Бо-гу и воз-бла-го-да-рив Его за ту си-лу и тер-пе-ние, с ка-кою она пе-ре-но-си-ла му-че-ния.

На ее гроб-ни-це впо-след-ствии бы-ла по-стро-е-на цер-ковь ста-ра-ни-я-ми ее по-чи-та-те-лей-хри-сти-ан.

Гнев Бо-жий ско-ро по-ра-зил нече-сти-во-го му-чи-те-ля Квин-ти-а-на. Ко-гда он от-пра-вил-ся на ро-ди-ну св. Ага-фии, в г. Па-лер-мо, чтобы взять се-бе ее иму-ще-ство, то при од-ной пе-ре-пра-ве он упал в во-ду и уто-нул. Од-на-жды на о. Си-ци-лии на-ча-лось из-вер-же-ние вул-ка-на Эт-ны. Жи-те-ли ост-ро-ва взя-ли одеж-ду с гроб-ни-цы св. Ага-фии и дер-жа-ли ее про-тив ог-ня; из-вер-же-ние пре-кра-ти-лось. Это и по-слу-жи-ло ос-но-ва-ни-ем для ве-ры в по-мощь св. Ага-фии про-тив бед-ствий от ог-ня.

Жизнь этой му-че-ни-цы на-уча-ет нас тер-пе-ли-во пе-ре-но-сить все стра-да-ния и невзго-ды жиз-ни, не па-дать ду-хом, не уны-вать, а на-де-ять-ся на по-мощь Бо-жию; она на-уча-ет нас ве-ро-вать, что стра-да-ния по-сы-ла-ют-ся Бо-гом для на-ше-го же спа-се-ния.

См. так-же: "" в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Святая Агафия (Агата) православная и католическая икона

Святая Агафия, она же Агафья и она же Агата, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых мучениц. Погибла в Катании на острове Сецилия 5 (18) февраля 251 года .
Святая Агафия почитается с глубокой древности. Ещё Папа Римский Симмах в начале 6 века в пригороде Рима освятил храм в честь святой Агафии. Сегодня в Риме две Церкви носят имя святой Агаты.

Согласно истории, Агафия родилась в богатой сицилийской семье в городе Палермо. Она отвергла домогательства городского префекта, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агафию отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агафию сожгли на костре.
На Западе Агафию называют Агата.


Католическая и православная иконы Агаты(Агафии)


Святая Агата является покровительница города Катании и всей Сицилии, а так же государства Мальта . День памяти в католической и православной церквях — 5 и 18 февраля. В православии почитается под именем Агафия . В католических храмах в этот день освящают хлеб, соль и воду , которые, по поверью, защищают жилища от огня. Кроме того, считается, что хлеб, освящённый в этот день в храме, имеет способность экзорцизма (изгнания дьявола из человека) .

Катакомбы, находящиеся на Мальте в Рабате — пригороде Мдины, называются катакомбами святой Агаты, так как, по местному преданию, святая некоторое время находилась на Мальте, скрываясь от преследователей.



Картина Себастьяно дель Пьомбо , мучения святой Агаты


В Республике Сан-Марино государственной наградой является Орден Святой Агаты.

Но конечно, самое почитаемое место святой Агаты на земле, это Юг Италии, город Катания в Сицилии.

Сицилия - административный регион Италии площадью 25 711 км² и населением 4 999 932 человек. Кроме того, это самый большой регион по площади среди регионов Италии . Вся его территория состоит из островов, причём 98 % приходится на остров Сицилия, который от материковой Италии отделён Мессинским проливом. На острове Сицилия расположен действующий вулкан Этна высотой примерно 3329 метров. Включает в себя одноимённый остров.


Флаг Катании

Катания . Город-порт на Восточном побережье острова Сицилия у подножья вулкана. Население — 294 756 человек . Катания была основана в 729 году до н. э. греческими колонистами.
Живописная и шумная, Катания - это город вулкана. Темная и закрытая Этна подобно строптивому божеству взирает на оживление, царящее на городских улицах, и служит красноречивым символом неотъемлемого качества жителей Катании: их трудолюбия. Это качество было отмечено еще Бартелем, немецким эрудитом, посетившим Сицилию в 1786 году. Он определил Катанию, как «город активных жителей, восстанавливающих руины и с мужеством глядящих в будущее». Именно это качество позволило городу многократно возрождаться из пепла.

Символом города является слон (наверху фото памятник слону) , а покровительницей святая Агафия. Почему слон, об этом узнаете ниже.

Многочисленные извержения вулкана Этно, землятрясения и эпидемия чумы иногда частично, а иногда и полностью разрушали город.
Вторая половина XVII века — трагический период в истории города: в 1669 году произошло сильное извержение вулкана Этна, большинство домов оказались погребены под слоем лавы и пепла. В 1693 году, когда Катания ещё не оправилась от первого удара, землетрясение уничтожило всё, что сохранилось или было построено . Однако жители не покинули город, снова и снова восстановили его из руин и пепла. В качестве основных материалов использовались чёрная лава и светлый известняк.
Именно здесь в Катании и находится храм (католический), святой Агаты .

Считается, что храм стоит на месте тюрьмы в которой перед мучениями томилась святая Агата . Здесь ей явился святой апостол Петр и исцелил ее раны. Эту церковь святой Агаты «в Темнице» очень любят жители Катании за особую благодать, присутствующую в этом храме. В этой же церкви хранится кусок лавы, с отпечатками ступней ног святой, иконы XV века с изображением Агафии. Здесь она и умерла после истязаний . Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в г. Катании, где тело святой покоится до сегодняшнего дня, правда в соборе, который находится рядом. В этом храме мощи Агаты находились до 1889 года .
Всегда, в день ее смерти, останки мученицы Агаты везут по улицам города в золотом реликварии, установленном на специальной повозке . Катания и близлежащие области считают св. Агату своей главной покровительницей.



Гробница с мощами Агаты весит 30 тонн, а потому по городу её дружно тащут 5.000 человек.

Уже стала традицией для всех верующих в этот день нести восковые свечи в дар святой Агате. Причем это не те свечи, что вы привыкли видеть в наших церквях. Свечи большущие… Часто они имеет длину и вес, соответствующий росту и весу дарителя.

Через год после смерти Агаты на г. Катани обрушился вулкан Этна. И только благодаря молитвам к св. Агате лава остановилась, не похоронив под собой весь город. Об этом чуде узнали многие язычники, благодаря чему многие из них обратились ко Христу. С этого момента популярность св. Агаты стала возрастать : люди приходили молится на ее могилу и отдавали под покровительство св. Агаты свои семьи, дома и имущество.
В раннем христианстве мощи её были вывезены в Константинополь (Стамбул), но пробыли там не долго, всего 86 лет и они были возвращены в в Катанию .

Рыцари Мальтийского ордена, а также пожарные считают св. Агату своей покровительницей. Во многих католических домах в Белоруссии висят ее образа для охранения жилища от различных бедствий . Часто можно слышать рассказы людей о том, что во время пожаров и других стихийных бедствий, верующие обходили с образом св. Агаты свои дома или даже целые населенные пункты. Многие люди берут с собой "хлеб св. Агаты" в дальние путешествия. Правда освещения в этот день хлеба, воды и соли чисто в католической традиции . А в Софийском соборе Киева есть старинная фреска святой Агафии.

Надо добавить, что мощи святой Агафии (Агаты) находятся вовсе не в храме её имени, а в главном Домском Кафедральном католическом соборе.

В этом соборе, кроме святой Агаты есть ещё 7 захоронений из которых пять, захоронения королей и королев Сицилии. Но главная святыня, это всё же мощи святой Агаты.
Вероятно, хранители реликвий очень дорожат их небесной покровительницей и боясь потерять ее, огорадили предел святой мученицы Агаты красивой решеткой. Но даже так можно припасть и помолиться святой мученице, чтобы заступила нас своим ходатайством от греховных метаний и бурь житейских. Как спасает святая Агафия от грозного вулкана, так бы и нас уберегла от нападений вражиих и греховной жизни . Кафедральный собор хранит реликвии святой Агафии: Бюст и ларец с мощами святой.


Всего вместе с Агатой, Сицилия дала христианской Церкви очень многих святых, речь может идти о 18 наиболее почитаемых святых, но это далеко не полное число, 6 из которых, это и святые почитаемые Православной Церковью , это Агата, Евпл, Иаков, Кирилл, Лев и Савин Катанские .

Интересно, что в Катании в честь святой мученицы Агаты названо 5 католических церквей из которых 2 приходских, 2 собора и 1 монастырь!!!

Вот ещё один собор святой Агаты виднеется на фото с правой стороны. А слева стоит фонтан со слоном, установленный в первой половине XVIII века после извержения Этны и землетрясения.В центре Соборной площади Ваккарини поставил древнеримскую скульптуру слона, который держит на спине египетский обелиск с земным шаром наверху. У слона есть не только мраморная попона и фонтан под ногами, но даже имя — Лиотру; по легенде, он принадлежал магу Гелиодору, который славился своим умением превращать людей в животных. Замешана тут магия или нет, но с тех пор как памятник стоит на своем месте и считается символом города, Катания при всех извержениях остается целой и невредимой.

Вот столько людей собирается 5 февраля в Катании у собора чтобы почтить день памяти святой Агаты.

С ранней зари улицы города наполняются людьми, которые готовятся к первой встрече со Святой Агатой. Верующие одеваются по древней традиции: белый длинный халат, перевязанный поясом, бархатный черный берет и белые перчатки; в руках у них белые платки в складку. Так были одеты жители города Катания в 1126 г., в то время, когда встречали останки Святой Агаты, которые вернулись из Константинополя. Со временем эта одежда приобрела символическое значение: белый халат воплощает литургическую одежду, веревка в качестве пояса — мучения, а берет — пепел, который кающиеся сыпали себе на голову.

Катания, это город, в котором Агафия (Агата) приняла смерть. Как уже говорилось, родилась она в Палермо, столици Сицилии. В Палермо тоже находится часть мощей святой, в виде руки и там праздник, принесение мощей празднуется 17 августа.


Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.
======================================

В Православной Церкви в этот день так же празднуется Сицилийская икона Богородицы

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Перед революцией икона находилась в России в Дивногорском Успенском женском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

Святая мученица Агафия пострадала в 251 году. Она происходила из благородной богатой христианской семьи г. Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии, правителем которого в то время был Кинтиан, поставленный злочестивым императором-гонителем Декием (249-251).
В то время император разослал по всем областям указание о преследовании христиан.
С горячей молитвой святая Агафия отправилась на суд. Когда она вышла из города, у нее развязалась сандалия. Поставив ногу на камень, чтобы завязать ее, святая оглянулась и увидела, что все провожающие покинули ее и вернулись домой. Заплакав, она обратилась к Богу: «Всемогущий Господи, ради моих соотечественников, не поверивших рабе Твоей, что хочет пострадать за Твое Святое Имя, покажи чудо на этом месте». И тотчас на том месте выросла дивная, но бесплодная маслина, которая своим бесплодием говорила о неверии палермцев.
По приказанию Кинтиана, прослышавшего о красоте и богатстве святой Агафий, она не была сразу предана суду. Ее поместили у одной богатой женщины-язычницы Афродисии, надеясь, что в обществе пяти ее дочерей, развлекаясь удовольствиями, нарядами и угощениями, святая Агафия откажется от Христа и принесет жертвы идолам, а Кинтиан склонит ее к своему преступному желанию и завладеет оставшимся после кончины ее родителей большим ее богатством. Однако эти надежды не оправдались. Тогда ее посадили в смрадную темницу. На утро, не добившись отречения святой Агафии от Христа, разгневанный мучитель велел повесить ее нагою на дереве и бить. Ее грудь рвали железными клещами, а затем отрезали сосцы.
Во время этой страшной пытки святая обратилась к мучителю со словами: «Безбожный и бесчеловечный мучитель, как можешь ты отрезать у женщины сосцы, ведь ты сам питался молоком своей матери, терзая мое тело, ты не можешь коснуться моей души, которая от юности посвящена Богу».
Святую Агафию бросили в темницу. В полночь ей явился святой апостол Петр, в виде старца, который нес в руках врачевания для нее. Впереди старца шел прекрасный юноша с горящей свечой. Святая подумала, что это врач. Апостол сказал, что пришел исцелить ее от ран, и предрек, что Кинтиан умрет страшной смертью и будет вечно мучиться.
Святая Агафия, не подозревая, что видит пред собой апостола Петра, преданная Жениху-Христу, отказалась обнажить свое тело перед врачом-мужчиной. Она сказала ему, что врачевание от рук человеческих никогда не касалось ее тела и, если угодно Господу, то Он ее исцелит Сам. Обрадованный твердой верой святой Агафии, апостол назвал свое имя и с улыбкой сказал, что он послан от Бога исцелить ее, и стал невидим.
Всю ту ночь необычайный Свет наполнял темницу, где находилась совершенно исцеленная мученица.
На пятый день святую Агафию снова привели к мучителю, и она по-прежнему оставалась непреклонной и не соглашалась принести жертвы идолам. Чудо исцеления мученицы не вразумило правителя, и по его приказанию она была подвергнута вновь страшным пыткам: ее положили на острые раскаленные черепицы, посыпанные горячими углями. В то время во всем городе началось землетрясение; разверзнувшаяся земля поглотила друзей Кинтиана, производивших пытку. По настоятельному требованию испуганных горожан Кинтиан приказал прекратить мучения святой Агафии и отвести ее в темницу, где она возблагодарила Господа за дарованное ей терпение в страданиях и просила принять ее душу с миром. Молитва святой Агафии тотчас была услышана, и мученица предала дух свой Богу.
Во время погребения святой мученицы явился прекрасный незнакомый юноша в сопровождении ста отроков. Он вложил в ее гроб каменную дощечку с надписью «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавление», и стал невидим- все поняли, что это был Ангел.
Мучитель Кинтиан вскоре получил возмездие. После кончины святой Агафии он дерзнул поехать в г. Панорм с целью овладеть ее богатством. Во время переправы через реку на пароме один из внезапно взбесившихся коней изгрыз зубами его лицо, а другой столкнул в воду, убив ногами. После этого ни один из царских правителей не дерзал причинять обиды родственникам святой Агафии. Над ее мощами была построена церковь. Написанные, во время погребения святой Агафии, Ангелом на дощечке слова-«...отечеству избавление» - подтвердились, когда через год после кончины мученицы по молитвам к ней христиан и язычников прекратилось страшное извержение вулкана на горе Этна, близ города Катаны, где почивают мощи этой святой. Это чудо произошло в пятый день февраля.

Тропарь, глас 4:

          Агница Твоя, Иисусе, Агафия, / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою, / но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

(Минея февраль. –М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святая Агафия, одна из славнейших мучениц Запада, была родом из знатной и богатой семьи города Катании на Сицилии . С детства она стремилась возвысить свою редкую красоту с помощью самого ценного украшения – истинной веры и святых добродетелей, полностью посвятив себя Господу. Во время гонений Деция, в 251 году, она, всего лишь пятнадцати лет от роду, была схвачена по приказу префекта Квинтиана и предстала перед его судом. Соблазненный красотой и богатством Агафии, он захотел на ней жениться и, чтобы убедить девушку, препоручил ее женщине дурного поведения Афродисии. Та целый месяц заставляла ее уступить, но безрезультатно. Стоя на неколебимой скале веры, дева не соблазнялась никакими обещаниями мирских радостей и удовольствий.

Поскольку Афродисия признала свое поражение, уверяя, что проще изменить природу железа или камня, чем сломить решительность Агафии, префект вызвал христианку к себе и спросил о ее происхождении. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агафия, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой». Когда ее принуждали поклониться языческим богам, она посмеялась над ними. Поэтому Квинтиан приказал бить ее по лицу и бросить в темницу в ожидании дальнейших пыток.

На следующий день во время второго допроса на требование совершить языческое жертвоприношение, чтобы сохранить себе жизнь, святая ответила, что единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого. Ее растянули на дыбе и стали бичевать. В то время как ее тело раздирали раскаленными крюками и прижигали факелами раны, она восклицала: «Ниспосланные Тобой муки – для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями». Взбешенный тиран приказал отрезать ей сосцы и бросить в застенок без всякой помощи. Но среди ночи Агафии явился окруженный сиянием апостол Петр с ее Ангелом Хранителем и совершенно исцелил от всех ран.

Через четыре дня Квинтиан приказал вновь привести к нему Агафию и, ничуть не удивившись чудесному выздоровлению девы, приказал катать обнаженную мученицу по острым черепкам и горящим углям, раскиданным на земле. Вдруг землетрясение постигло всю область, и часть дворца разрушилась. Жители Катании в ужасе бросились в преторий и стали угрожать префекту, что сожгут его вместе с остатками дворца, если он не отпустит святую мученицу – виновницу возмездия Божия. Пытку остановили, и Агафию вновь отправили в темницу. Она помолилась Господу, давшему ей силы перенести мучения, и попросила увидеть славу Его Лика, а затем предала Ему душу.

Узнав об этом, жители города поспешили к тюрьме, неся миро и благовония, и устроили похороны. В тот момент, когда они клали тело мученицы Агафии в порфирную гробницу, появился Ангел Хранитель святой в виде прекрасного юноши в сопровождении сотни детей в белой одежде. Он положил на могилу мраморную плиту с надписью: «Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины». Затем он исчез.

А нечестивый Квинтиан решил завладеть богатствами Агафии, но по дороге кони сбросили его, и он исчез в водах реки. На следующий год в день смерти святой мученицы вулкан Этна начал извергаться, и поток лавы грозил превратить в пепел Катанию. Тогда и язычники бросились вместе с христианами к могиле мученицы. Взяв лежавшее на могиле покрывало, они заградились им, словно щитом, от огненной реки, которая тут же остановилась. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии горячо молятся как защитнице города Катании. Почитание ее широко распространено на Западе и на Востоке.


Top