Общая характеристика развития психологии в 17 веке. Развитие психологии в новое время

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания.

Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Рене Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Р. Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Г. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».

4. XVIII век: зарождение эмпирической психологии

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Христианом Вольфом (1679-1754) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии английского философа Джона Локка (1632-1704). Душу человека Д. Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. Душа является «чистой доской», письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение, в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством ассоциаций, что приводит к образованию, например, предрассудков или страхов. Эти построения Локка нашли свое продолжение в интроспективной и ассоциативной психологии. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.



Основателем ассоциативной психологии считается Давид Гартли (1705-1757). По Д. Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Основываясь на физике И. Ньютона, трактовал процессы восприятия как действие вибраций внешнего эфира на органы чувств и мозг, которые также начинают вибрировать. В ослабленном виде вибрации в нервной системе могут продолжаться и тогда, когда внешние уже прекратились. Собственно же психические процессы являются отображением мозговых «вибраций». Тем самым Д. Гартли давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы. Построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу - одновременными и последовательными ассоциациями, образуя все более и более сложные уровни. При этом формирование общих понятий происходит также на основе ассоциаций, когда отпадают все случайные ассоциации, а существенные группируются вокруг целого посредством слова. Считал действующими силами психического развития удовольствие и страдание.

Последующее развитие ассоцианизма связано с именами Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Герберта Спенсера (1820-1903).

5. XIX век: психология становится самостоятельной наукой

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить «простейшие элементы» сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни (например, закон «творческого синтеза»). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название «физиологической». Но исследование высших психические процессов (например, речи, мышления, воли), по его мнению, должно осуществляться при помощи другого, а именно культурно-исторического метода, основанного, прежде всего на анализе мифов, обрядов, религиозных представлений, языка, что нашло отражение в его 10-томном труде «Психология народов» (Volkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Sitte. 1900 - 1920). В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. На уровне сознания действует особая причинность, основанная на апперцепции.

Последователь Вундта Эдвард Титченер (1867-1927) , американский психолог, был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией - наблюдением субъекта за актами собственного сознания. Проводил экспериментальные исследования ощущений, внимания, памяти. Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция, в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах ощущений.

Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху просвещения (XVIII век)

С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия все больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение принципов Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650 гг.). Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов".

Позднее Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение легкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется "Страсти души". В нем ученый не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвел" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошел поворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга сущности (субстанции) , Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желез внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).

Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Освободив тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия) ; принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад", т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В своем последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - он объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы - телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его мнению, причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и описать. Декарт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два - протяженность и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нем поставлена задача объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716) , открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом) , но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - не осознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц ввел в оборот понятие бессознательной психики.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. По его мнению они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

При завершении этого раздела психологии необходимо упомянуть имя английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, расширялось и крепло новое движение - Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нем повсеместно воцарятся добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как образец и идеал точного знания, как торжество разума.

В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путем ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребенка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.

Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций (1715-1771гг.) , П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделенного психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории. В завершающий период эпохи Просвещения представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение, согласно которому мышление - это функция мозга.

При этом он исходил из наблюдений кровавого опыта революции, руководители которой поручили ему выяснить осознание осужденным, которому отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание - это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили почву для движения научной мысли в следующем столетии.

Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744гг.) в трактате "Основания новой науки об общей природе вещей" (1725г.) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Д.Вико, возникают в ходе истории общества. В частности, появление абстрактного мышления он связывал с развитием торговли и политической жизни. С именем Д.Вико связано представление о надындивидуальной духовной силе, свойственной народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории.

В России духовная атмосфера эпохи Просвещения обусловила философско-психологические воззрения А.Н.Радищева (1749-1802гг.). А.Н.Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни ("Путешествие из Петербурга в Москву") , за что был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь.

Итак, в эпоху Просвещения возникли два направления в разработке проблем психологического познания: трактовка психики как функции высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души; учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/

И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия все больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение принципов Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650 гг.). Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов".

Позднее Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение легкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется "Страсти души". В нем ученый не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвел" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошел поворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга сущности (субстанции) , Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желез внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).

Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Освободив тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия) ; принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад", т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В своем последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - он объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы - телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его мнению, причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и описать. Декарт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два - протяженность и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нем поставлена задача объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716) , открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом) , но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - не осознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц ввел в оборот понятие бессознательной психики.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. По его мнению они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

При завершении этого раздела психологии необходимо упомянуть имя английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, расширялось и крепло новое движение - Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нем повсеместно воцарятся добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как образец и идеал точного знания, как торжество разума.

В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путем ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребенка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.

Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций (1715-1771гг.) , П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделенного психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории. В завершающий период эпохи Просвещения представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение, согласно которому мышление - это функция мозга.

При этом он исходил из наблюдений кровавого опыта революции, руководители которой поручили ему выяснить осознание осужденным, которому отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание - это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили почву для движения научной мысли в следующем столетии.

Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Шариат основывается на Коране и Сунне, на сборниках мусульманского права, своды и кодексы которых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 веках на Ближнем и Среднем Востоке. Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими российского подданства, способствовало укреплению шариатских судов во второй половинœе 16 века и первой половинœе 18 века. В последующий период в связи с установлением контроля местных административных органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных наследственных дел и религиозных проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соответственно и апелляционным органом стало ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запрещалось применять положения Шариата͵ которые противоречили законам российского государства. Οʜᴎ касались в основном системы телœесных наказаний за нарушение мусульманской марали и нравственности, а также запрета ранних браков.

Круг дел решаемых духовным собранием и шариатскими судами: об увозе дочерей (умыкании), калым, невыполнение супружеской обязанности, раздел имущества, проступки мулл и других духовных лиц вообще, о жестоком обращении с женой, об уходе жены, о прелюбодеянии, избиении имамов, выход замуж за иноверца и т.д.

К соблюдению положений Шариата мусульманским населœением центральные и местные власти относились не последовательно. В случае если в первой половинœе 19 века гражданские и военные власти неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Шариата͵ то со второй половины 19 века-начала 20 века правительственная политика, направленная против растущего влияния ислама носила декларативный характер.
Размещено на реф.рф
Планируемые мероприятия – передача семейно-брачных и имущественных дел в ведение гражданских судов, ограничение строительства мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни крайних мусульманских выступлений не были осуществлены. Декреты Советской власти, принятые после Октябрьской революции 1917 года, ликвидировали шариатские суды.

Развитие психологии в XVII-XVIII веках

План лекции:

1. Психология нового времени (XVII век).

2. Психология в Эпоху Просвещения (XVIII век).

3. Зарождение и развитие ассоциативной психологии (конец XVIII века – начало XIX века).

XVII век принято называть ʼʼНовым Временемʼʼ, так как именно в данный исторический период происходил особенно интенсивный рост промышленности (машинного производства) и градостроительства , а также приток новых технологий и колониальных товаров , результате чего произошло расширение потребностей в рабочей силе и сырье. Шли колониальные войны , активно развивалась морская торговля , связанная с тем, что в массовом сознании утвердился культ движения, путешествий и миграций, и были изобретены книгопечатание (И. Гуттенберг), порох и компас .

Также в данный период истории произошел взлет интеллектуальной активности , (всплеск научных открытий), в т.ч. было разработано новое понимание государственно-правовых проблем, а в народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека и национальной независимости.

В Новое Время происходило ʼʼраскрепощениеʼʼ культуры , в первую очередь утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. В противовес официальной католической церкви отмечается рост протестантского движения и распространяется вольнодумие – то есть, народ начинает сознательно относиться к религии. В данный же период наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее .

В XVII веке произошло изменение предмета психологии : если ранее им была душа , то в Новое Время им стало сознание (уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать всœе свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью).

Представления Нового Времени о мире и душе:

Название: Дуализм Материализм Идеализм
Основные понятия: Разделяются две независимые субстанции – душа (обладает мышлением) и тело (обладает протяженностью). Душа и сознание – тождественные понятия . Отрицается наличие бессознательных процессов. Природа считается единой субстанцией, имеющей основные свойства : душу и тело, обладающие мышлением и протяженностью. Мышление – главное свойство души, равнозначной сознанию. Отрицается наличие бессознательных процессов. Первооснова мира – монада , обладающая свойством восприятия и стремления. В душе выделяются перцепции (бессознательное) и апперцепции (сознательное). Содержание души шире, чем содержание сознания.
Представители: Рэне Декарт Томас Гобс Бенедикт Спиноза Вильгельм Лейбниц

Представления Нового Времени о познании:

ü Сенсуализм (Джон Локк и Томас Гобс ). Данное направление уравнивает разум и ощущения. Познание считается единым процессом восхождения от частных знаний к общим понятиям , а данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, и всœе понятия связаны с обучением , а ощущения пассивны. Выделяются первичные и вторичные качества . Происходит признание невозможности полной познаваемости мира .

ü Рационализм. В познании выделяются две ступени: первая дает знания о мире на базе логического обобщения данных ощущений (неполные знания), а вторая представляет собой интуитивное мышление (рациональная интуиция) и истинное познание мира . Общие понятия существуют в виде идей (Рэне Декарт ) или в виде их предпосылок (Вильгельм Лейбниц ), а общность законов мира идей и вещей – основа знаний (Бенедикт Спиноза ). Субъективность познания происходит из субъективности знаний, но это не противоречит их истинности (Вильгельм Лейбниц ).

Представления Нового Времени о свободе и регуляции поведения:

ü Эмоциональная регуляция (Бенедикт Спиноза ). Последователи этой точки зрения считают, что эмоции регулируют деятельность и поведение человека . Существуют различные виды эмоций, связанные с влиянием окружающего мира и человек от них зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе (познанной крайне важно сти).

ü Регуляция на базе рефлекса. Представители этого направления считают, что регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения , а душа лишь частично влияет на поведение за счёт активных страстей.

История психологии Нового Времени в лицах:

Френсис Бэкон (1561-1626 года). Английский философ и основоположник современного английского эмпиризма , начавший новую эпоху в истории психологии. Он считал, что крайне важно отказаться от изучения общих вопросов , касающихся природы души, исключить органические функции ее состава и перейти к опытному (эмпирическому) описанию процессов души . По его концепции выделяются два типа души:

ü Рациональная / божественная душа (обладает памятью, разумом, воображением, желаниями и волей).

ü Нерациональная / чувствующая душа (обладает способностью выбора, ощущениями и стремлением к благоприятным обстоятельствам, способна совершать произвольные движения).

Теория познания по Бэкону:

Работа органов чувств

(имеются идолы-ограничения)

Рациональная обработка чувственных данных

Типы ограничений-идолов эмпирического познания (если человечество сможет избавиться от них, то сможет отражать мир в своем сознании объективно, точно и конкретно):

1. ʼʼИдолы родаʼʼ (заложены в самой природе человека).

2. ʼʼИдолы пещерыʼʼ (индивидуальные заблуждения отдельного человека).

3. ʼʼИдолы площадиʼʼ (заблуждения, возникающие при взаимосвязи людей).

4. ʼʼИдолы театраʼʼ (всœелившиеся в души людей идеи различных догматов философии).

Значение психологических идей Ф. Бэкона для истории психологии:

1. Завершил этап развития психологии , где предметом являлась душа, и дал начало развитию нового этапа , где предметом стало сознание.

2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета : опыт и эксперимент.

3. Предложил единую науку о человеке , частью которой является психология (философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, а антропология – наука, объединяющая знания о человеке) и заложил принцип междисциплинарного подхода к наукам.

4. Способствовал разделœению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела , разделœение их предметы и задачи, что повлекло за собой разделœение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.

Рэне / Картезий Декарт .

Развитие психологии в XVII-XVIII веках - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие психологии в XVII-XVIII веках" 2017, 2018.

Психологические воззрения античности и средневековья

Первые философские учения о душе исходили из концепции анимизма («anima» лат. – душа, дух) - веры во всеобщую одухотворенность всего сущего. Душа понималась как некая независимая от тела сущность, способная управлять как живыми, так и неживыми предметами. Смерть человека связывали с тем, что душа покидает его тело. Постепенно накапливались знания о психике человека.

Древнегреческий философ Гераклит считал, что душа – это субстанция. Она может быть предметом интеллектуального анализа. Мозг является местом, где «живет» душа. Демокрит впервые высказал идею о детерминации души и космоса, считая, что нет беспричинных явлений в мире. Известный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) впервые ввел названия темпераментов, связывая их с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхоликов.

Сократ положил начало экспериментальной психологии, технику диалога, явился «пионером психотерапии».

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г.г. до н.э.), душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она является вместилищем вечных идей. Мир идей он рассматривал как смыслообразующий фактор познания. В идеи, в понятии Платон распознал умственную модель, устойчивый стандарт предметов. Душевные явления делятся на разум, мужество (воля) и вожделение (мотивация). Разум находится в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Их гармоничное единство придает целостность душевной жизни человека. Трактовка Платоном психики как идеальной сущности является выдающимся достижением древнегреческой философии.

Первая систематизация знаний о психике была осуществлена древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) в трактате «О душе». По Аристотелю, душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. «Душа движет живое существо решением и мыслью» (Аристотель. О душе. Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 384.). Аристотель впервые вывел функциональную зависимость души (психики) и тела (организма). Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим. Способности человека рассматриваются Аристотелем как система природных предрасположенностей, развившихся в практической деятельности. Им была дана первая классификация психических явлений. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженная с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление включает в себя понятия, суждения и умозаключения. Особой формой интеллекта является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. В учении Платона и Аристотеля психическое отделилось от телесного. Душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и стала рассматриваться как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов.

В средневековье происходит уход от научный воззрений. Душа является божественным, сверхъестественным началом, поэтому изучение душевной жизни человека подчинено богословию. Человеку доступна только внешняя часть души, которая обращена к внешнему миру. Таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Тем не менее, в христианстве были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственности. Так, в Ш-У вв. н. э. в работах Плотина (205-270 г.г.), Аврелия Августина (354-430 г.г.), раннехристианских философов и теологов предметом исследования стал внутренний мир человека, возможности самопознания, а также способность сознания (интенциональность), направленная на предмет. Данный вопрос был рассмотрен Фомой Аквинским (1226-1274 г.г.).

С У по Х1У веках в работах Боэция (480-524 г.г.), Дунса Скотта (1265-1308 г.г.) складываются представления о личности.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590 год).

Формирование психологических концепций в 17-18 веках

В 17 веке успехи в естествознании способствовали изменению мировоззрения человека и представлений учения о душе.

Вершиной учения о душе стала система взглядов Ф. Бэкона (1561-1626 г.г.). Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее способностей. Он обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. Формируются принципы научного познания, которые переносятся на изучение человека. Природа трактуется как механизм, действующий по физическим законам. Человек рассматривается как особый механизм, в котором нет места для мифической души. Бэкон в соответствии с традицией отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной общей для человека и животных. Важным является то, что в учении о душе он ввел новые составляющие – общество и орудия труда в процессах познания мира.

Представления о душе радикально изменилось после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, отделяющий душу и тело. Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам и соответствующей материальной конструкции человека. Декарт ввел понятие «рефлекс».

Рефлексы – это закономерные ответы тела на внешнее воздействие. Душа отдельная субстанция. Мышление – единственный атрибут души. Духовные чувства, в отличие от телесных движений, обусловлены сознанием. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально-обусловленные, отражательно-регуляционные, рефлекторные процессы. И хотя взгляды Декарта носили еще механистический характер (он приравнивал человека к простейшим автоматам), на основе его взглядов в психологии возникло важное понятие – ассоциации. Сложные психические явления стали объясняться связями – ассоциациями. Сознание для него есть непосредственное знание души о самой себе. Это стало базой для развития интроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. Introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) провозгласил, что сознание может быть познано, но только внутренним созерцанием, самонаблюдением. Таким образом, учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

· о доступности внутреннего мира через интроспекцию;

· о рефлексе как механизме поведения;

· о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию;

· о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Мыслители нового времени формировали материалистические представления о сущности психики. Так, голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.г.) в своем трактате «Этика», анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что и порядок, и связь вещей.

Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716 г.г.) различал в структуре психики два уровня – сознание и подсознание. Он полагал, то при отсутствии сознания происходит скрытая психическая деятельность в сфере подсознания. Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Английский философ Джон Локк (1632-1704 г.г.) считал, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов. Д.Локк выступил основоположником теории эмпиризма, утвердил в психологии принцип развития.

С именем Христиана Вольфа (1679-1754) связано появление нового направления в науке – эмпирической психологии. Он подчеркивал значимость изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение. Но в тот период эмпирическая психология не имела опытного характера исследования в современном понимании. Активность души (в метафорическом смысле это понятие сохранялось очень долго) Вольф связывал со способностями человека иметь представления.

Английский врач Дейвид Гартли (1705-1757 г.г.) отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которой совершаются все психические явления.

Д. Гартли впервые понял, что волевое действие ребенка – это его само-команда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Он определил три элемента нервно-мышечной системы (орган чувств – мозг - мышцы), предположив связь между рефлексом и ассоциацией. Исходными побуждениями человеческого поведения являются чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека.

В 18 веке возникает концепция историзма – жизнь людей соотносится с жизнью общества, а развитие общества осознается как закономерный исторический процесс. Впервые возникает идея влияния культурно-исторического процесса на формирование индивидуальной психики. Усиливается тенденция к категоризации и классификации психических явлений. Формируются исходные понятия физиологии и психологии – раздражения, возбуждения и чувствительности. В двигательных актах организма стали различаться периферия и центр.


Top