Общие сведения. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с онр Маршрут сопровождения ребенка с онр

В соответствие с новыми требованиями ФГОС необходима разработка индивидуальных маршрутов. Каждый для себя определяет, что положить в основу, я взяла специфику нарушения, на основе этого и были составленны данные маршруты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопед. заключение: ФФНР, стертая форма дизартрии.

МБДОУ № ___ на _______ учебный год.

Направления работы

Затруднен верхний подъем языка, ограничены движения органов артикуляции.

Нарушено произношение шипящих – губно-зубные, р/, /р׳/, /л/, /л׳/.

1период о.а. ) . я.

2 период

3 период

В семье двуязычие.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период

1 период . Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

1-2-3 периоды

Состояние словарного запаса. Словарный запас беден.

1 период

2 период

3 период

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

1 – 2 – 3 период

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после стимулирующей помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично, наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

Пересказ :

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ после наводящим вопросам, после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

2 период

3 период

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка: ____________________________

Логопед. заключение: ФФНР, дислалия.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение /ш/,/ж/ губно-зубные, /щ/, /ч/ уточнить.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата,

Постановка шипящих, автоматизация шипящих изолированно, в слогах

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков, автоматизация в словах, связной речи. Дифференциация шипящих.

3 период

Дифференциация шипящих-свистящих.

Понимание речи: Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период .

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Владеет навыками элементарного звукового анализа.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период .

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2,

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает - кто купает; кто купает - кто покупает; кого пасут - кого несут и т п.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука - правая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды .

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период .

Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования.Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.. Развивать умение строить разные типы предлож

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов,.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен.

Пересказ :

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Формирование связной речи.

1 период . Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная образовательная программа (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка: ____________________

Логопед. заключение: ОНР III ур., стертая форма дизартрии.

МБДОУ № ______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции неточные, выполняются не в полном объеме.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение /с/, /с׳/, /ц/, /ш/, /ж/, /ч/, /р/, /р׳/, /л/, /л׳/, дефект смягчения.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я.

Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь ограничено.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры..

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период. Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период. Дифференциация глаголов, сходных по звучанию.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6.

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука - левая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды . Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен, пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования.

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период . Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел - Валя пела, Валя мыл - Валя мыла) и т п.

Падежные притяжательные местоимения Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.Активизация использования простых форм предлогов.Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц - зайчата; сахар - сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи. Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Сюжетная серия:

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после миним.помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период . Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка _________________________

Логопед. заключение: ОНР II-III ур. cтертая форма дизартрии.

МБДОУ №______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение /с/, /з/, /ц/, /ш/, /щ/,/ж/,/р/, /р׳/, /л/, /ф/, /в/,/д/.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я,

Постановка переднеязычных, автоматизация изолированно, в слогах, словах. Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

2 период

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

1 -2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Состояние связной речи.Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составл..

Пересказ:

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка ________________________

Логопед. заключение: ОНР II ур. моторная алалия.

МБДОУ №_______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные, затруднена переключаемость. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение /с/, /с׳/,/з/, /з׳/, /ш/, /ж/, /ч/, /щ/, /р/, /р׳/, /л/, /л׳/.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я, дифференциация нос. – рот. дыхания.

Постановка, автоматизация свистящих изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь с трудом, в пределах ситуации.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Определять правильность смысла предложенных предложений. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются грубые нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период . Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений. Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность. Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.Развивать языковое чутье и чувство рифмы.Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.Формирование слоговой структуры слова: типы 3, 4.

Состояние мелкой моторики – развита недостаточно, ведущая рука-правая. Отмечается общая моторная неловкость.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. Коррекция общей моторной неловкасти.

1 -2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Развитие крупной моторики (на занятиях с физ.инструктором).

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик - лобик).

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не употребляет предлоги; падежи; имеются стойкие ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период . Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода. Падежные формы притяжательные, местоимения. Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).Обучать изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после помощи, доп.стимуляции.

Сюжетная серия:

Допущено искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично. Отмечаются случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составлен.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями. Пересказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.


В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка

на _____-_____ уч. год

Ф.И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: ______________________ .

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________)); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

мария васильева
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОНР

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на 201_ – 201_учебный год

Фамилия, имя ребенка : ___

.Дата рождения :___

Выписка из заключения ПМПК : ОНР III уровень речевого развития

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования :

Результаты логопедического обследования (на основе данных речевой карты рекомендованной Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной)

Цель психолого-педагогическое сопровождения : обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Задачи :

1) Охрана и укрепление физического, психического здоровья ребенка , в том числе его эмоционального благополучия.

2) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

3) Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4) Работа по приобщению детей к традициям семьи, общества, государства в процессе осуществления инновационной проектной деятельности (практический этап – апробация модели духовно-нравственного воспитания детей в образовательном пространстве ДОУ ).

5) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья.

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ :

Коррекционно-образовательные технологии , программы : Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Логопедическая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» – М., «Просвещение» , 2009г.»; С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Здоровьесберегающие инновационныетехнологии : педагогические технологии содействия развитию детей среднего и старшего возраста «Двенадцать месяцев» , песочный планшет, методика ЮНЕСКО «Дизартрия. НЕТ» , дыхательная гимнастика Стрельниковой

Формы контроля и учета достижений ребенка :

Мониторинг на начало и конец года (педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель) ;

Открытые занятия для родителей.

Ф. И. О. педагогов, заполняющих ИОМ :

Педагог-психолог ___

Учитель-логопед ___

Музыкальный руководитель ___

Старший воспитатель ___

Воспитатели ___

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

п/п Направление коррекционно-развивающей работы

Задачи коррекционно-развивающей работы

Физическое развитие

1 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат

Учить находить предметы перед собой, справа, слева от себя Логоритмика, подвижные игры с текстом «Заинька» , «Совушка» и др.

Физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька» , «Совушка» и др.

Ориентировка в пространстве. Понятия : верх, низ, спереди, сзади.

Ходьба и бег в колонну по одному сохраняя равнение, интервал, направление движения;

Выполнение ОРУ по показу взрослого;

Участие в п\и направленных на развитие ориентировки в пространстве «Море волнуется» , «Мяч вдогонку» , «Зайцы в норках» , «Самолёты» и т. п.

–выполнение упражнений на фито мячах, на балансировочных досках.

2 Развитие произвольной моторики пальцев рук

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук Массаж, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу » , «Рисование по точкам» , «Лабиринты»

Упражнения, способствующие развитию синхронности между речью и движениями. Игровые упражнения : «Что растет на нашей грядке» , «Чайник» , «Теремок» , «Цветок» и т. д.

Пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором;

Физкультминутки с речевым текстом,

подвижные игры с текстом «Заинька» , «Совушка» и др.

Работа с песочным планшетом и «интерактивной» доской;

Работа с пазлами Батяевой.

Двигательная импровизация

Игры с движением «Кот и мыши» , «Зайцы и лиса»

Музыкально-ритмические движения

Пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Выполнение ОРУ с предметами (с мячами разного размера, с массажным мячом, обручем, шнуром, гимнастической палкой и др., выполнение ОД с предметами (отбивание и ловля мяча, прокатывание и ловля мяча в парах, вращение обруча на полу, ползание и лазание).

Речевое развитие

3 Развитие моторики речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика : «Жил-был веселый язычок» ; чистоговорки по мнемотаблицам, дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Логопедические минутки .

Выполнение упражнений на дыхание со звуковым произношением «Самолёт» , «Гуси» , «Дровосек» , «Мотор» .

4 Устранение дефектного звукопроизношения

Автоматизация звуков : [С], [З], [Ц]

Комплекс логопедической гимнастики (упражнения для автоматизации звуков С, З, Ц)

Чистоговорки на указанные звуки.

Формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ, контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах

Релаксационное упражнение на устранение гипотонуса артикуляционных мышц : «Подарок под елкой» , «Дудочка» .

5 Автоматизация звуков

Автоматизация звука [З] в слогах Словесные игры : «Эхо» , «Запомни, повтори» ; дидактические упражнения (д/у) : «Ступеньки» , «Ромашка» , «Повтори для Зайки» ; Автоматизация в словах – словесные игры : «Запомни, повтори» , «Повторялка» ,; д/и : «Звуковые домики» , «Улитка» , «Ромашка» , «Муравейник» , «Живые слова»

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры : «Повтори-ка» , «Запоминай и повторяй» , разучивание стихов : «Зайка» , «Зима» .

В спонтанной речи – в подвижных играх : «Заинька» , «Что ты делаешь?» ; игры в парах : «Угадай на ощупь» , .

Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!» , «Выбегала девица …» , «Метелица» ).

«Скажи наоборот» , «Эхо» , «Отгадай слово» ; д/и «Лото» , «Где чей дом?» , «Улитка» .

6 Дифференциация звуков

Дифференциация звуков [С] - [З], [С] - [Ц] Упражнения на дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках : д/и «Собери бусы» , «Звуковые домики» , «Звуковые часы» », «Ромашка» , «Рассели картинки в дом» , «Логопедическое лото» ;

Игровые упражнения «Кто внимательнее»

Игры на развитие слухового внимания : «Угадай на чем играю» , «Звенящие колокольчики, ищи» , «Позы» , «Сколько нас» .

7 Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения Словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино» , «Цепочка слов» и др. ;

«Четвертый лишний» , «Поезд» , «Составь слово» .

8 Развитие связной речи Закрепление умения составлять простые предложения на основе вопросов, демонстрации действий, по картине, по моделям Упражнения «Беседа по картинке» , «Отгадай загадку» .

Работа с куклами Бибабо, участие в инсценировках

9 Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением Словесные игры «Я начну, а ты продолжи» , «Живые предложения» , «Один – два» , «Один – много» , «Много – один» , «Назови ласково» ; д/и «Из чего мы сделаны?» , «Где чей дом, «Где чей хвост» , «Разложи картинки» .

Д. и «Чей? Чья? Чьё?» , «Чьи уши? Чьи хвосты?» , «Кто что делает?» , «Придумай слово» , «Какое слово получится»

10 Развитие психологической базы речи Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале : словесные игры «Запомни, повтори» , «Что лишнее?» ,»Кем был?», и др. ; д/и «Четвертый лишний» , «Признаки» , «Путаница» , «Подбери пару» ; к/и «Зайка в школе» . Словесные игры «Запомни, повтори» , «Что лишнее?» ; д/и «Четвертый лишний» , «Признаки» , «Путаница» , «Подбери пару» .

Игры «Будь внимателен!» , упражнения «Найди отличия» , «Выполни по образцу »

Игры «Повтори за мной» , «Тень» , «Повторяй-ка!» , упражнения «Осознание визуального материала» , «Осознание словесного материала» , «Разноцветная лесенка»

Игры «Лишнее слово» , «Поиск общего» , «Угадай загадки» , «Ищем клад» , «Говори наоборот»

Познавательное развитие

11 Ознакомление с окружающим

Ознакомление с природой;

Ознакомление с жизнью и трудом людей

Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе; называть и узнавать по признакам времена года; расширять, уточнять и систематизировать представления о предметах ближайшего окружения.

Знать свои имя, фамилию. Свой возраст, адрес, имена иотчества родителей, воспитателей. Познакомить с понятием «семья» , знать о занятиях членов своей семьи.

Расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода

Тематические картинки; Календарь погоды; картинный материал; гербарий.

Наблюдения на прогулке; экскурсия в осенний лес.

Картинный материал; сюжетные картинки по теме «Моя семья» , опорные схемы для составления описательного рассказа.

Предметы посуды, домашней утвари. Предметы одежды, обуви; головные уборы

12 Элементарные математические представления Формировать мыслительные операции;

Сравнивать две группы предметов;

Ориентироваться на листе бумаги.

Математический набор цифр, раздаточный материал (матрешки, грибочки, елочки) . Цифровой веер.

Игрушки из дерева : «Пирамидки-счет» . Фланелеграф с цифрами, счетным материалом.

Выполнение расчёта на 1-2; - Участие в п\и «Постройся по 1,2,3» , «Чьё звено быстрее соберётся» .

Выполнение перестроений звеньями, в колонну по два, по три.

13 Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия Учить различать и правильно называть цвета : красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.

Узнавать и правильно называть геометрические фигуры.

Указывать размер предметов : Больше-меньше.

Учить определять простейшие причины;

Учить относить наименования 3-4 предметов к обобщающим словам;

Учить составлять группы предметов на основании одного признака. Набор цветных форм (фигур, прищепок)

«Математический набор» , Пособие «Знакомимся с геометрией в детском саду»

Дидактическое пособие «Большой-маленький»

Наблюдение на прогулке, экскурсии

Предметные картинки по лексическим темам

Дидактическое пособие «Заплатки» , «Ассоциации» .

Социально-личностное развитие

«Похвалилки» , «За что меня любит мама» , релаксационные упражнения «Порхание бабочки» , «Дождь в лесу» , «Водопад» .

Привлечение к участию в игровых заданиях : «Ёжик» , «Росток» , «Солдатик» , «Слушай танцуй»

15 Формирование адекватной самооценка Формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции, расширение представлений о себе Упражнения «Какой я есть» , «Каким бы я хотел быть» , «Волшебники» , «История про Серую кошку» , «Диалог цветов» , «Двойной автопортрет»

16 Снижение уровня агрессивность Формирование эмоционального осознания своего поведения, обучение навыкам саморегуляции, воспитывать доброжелательное отношение к миру Игры «Цветик-семицветик» , «Разыгрывание ситуаций» , «Мой хороший попугай» , упражнения «Кулачок» , «Лепим сказку»

-Участие в играх сотрудничества : «Мяч по кругу» , «Какой? Какая? Какие?» , «Ловкие ребята» , «Летает, не летает» , «Вызов по имени» , «Озорные гномы» , «Река, ручейки, озеро, камни» , «Поменялись мы» , «Гонка мячей» , «Мяч капитану» .

«Флажок» , упражнения «Штанга» , «Сосулька» , «Шалтай-Болтай» , «Насос и мяч» , «Конкурс лентяев»

Работа с песочным планшетом

Использование кукол Бибабо, драматизация

Режиссерские игры

Оформление уголка уединения

Дыхательные упражнения : «Корабль и ветер» , «Дудочка» , «Воздушный шарик»

Подбор музыкальных произведений для релаксации

Участие в п\и : «Совушка» , «1-2-3-стоп!» , «Слушай танцуй» , «Море волнуется раз…» , «Если нравится тебе, то делай так» , «У кого мячик?»

18 Чтение художественной литературы Развитие интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров. Знакомство с прозаическими произведениями К. И. Чуковского, В. Сутеева, Е. Пермяка

Второй период обучений (декабрь, январь, февраль)

Физическое развитие

1 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу » , «Рисование по точкам» , «Лабиринты»

Пальчиковая гимнастика с текстом, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам

Ходьба в колонну по одному сохраняя равнение и интервал; Бег с сохранением направления при изменении направления; Выполнение перестроений

из одной колонны в две, три.

Выполнение заданий во время ходьбы и бега на сигнал «Сделай фигуру» .

2 Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу » , «Рисование по точкам» , «Лабиринты»

Пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

Пальчиковая гимнастика с текстом, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Выполнение ОРУ с мелкими предметами : теннисный мяч, шнурок, массажный мяч.

Участие в п\и с передачей предметов : «Мяч вдогонку» , «Хитрый мяч» . Выполнение заданий на удержание своей массы тела : лазание по гимнастической стенке, ползание по ограниченной опоре, вис на перекладине, канате.

Речевое развитие

3 Развитие моторики речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы Артикуляционная гимнастика : «Улыбочка» , «Бублик» , «Иголочка» , «Качель» , «Чьи зубы чище?» , «Чашечка» , «Маляр» , «Лошадка» , «Индюшата» ; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений) .

4 Устранение дефектного звукопроизношения Устранение смазанности речи в звуковом потоке Формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями, контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

5 Автоматизация звуков Автоматизация звука [Ц] в слогах (цва, ца, ац)

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах

В спонтанной речи

Аналогично провести автоматизацию звука [Р] в чистоговорках, стихах, в спонтанной речи

Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах со стечением согласных, предложениях, чистоговорках Словесные игры : «Эхо» , «Запомни, повтори» ; д/у : «Ступеньки» , «Повтори для Мишки» ;

Словесные игры : «Запомни, повтори» , «Повторялка» , «Подскажи словечко» ; д/и : «Звуковые домики» , «Улитка» , «Ромашка» , «Муравейник» , «Живые слова» ;

Словесные игры : «Повтори-ка» , «Запоминай и повторяй» , «Живые предложения» д/и : «Логический поезд» , разучивание стихов : «Тише, мыши…» , «Кошка в окошке…» , «Кукушонок» , «Плюшевый Мишка» .

В подвижных играх : «Раздувайся пузырь» , «Смешинка» , «Что ты делаешь?» ; игры в парах : «Угадай на ощупь» , «Послушай мое слово и нарисуй» , «Угадай по описанию» .

Стихи для разучивания – «Жук» , «Жужжит над …» , «Медвежонок»

Стихи для заучивания «Скакалочка» , «Заяц белый» , «Клава…» , «Мила в лодке…»

6 Дифференциация звуков Дифференциация звуков [С] - [Ш], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках Д/и «Собери бусы» , «Звуковые домики» , «Звуковые часы» », «Ромашка» , «Рассели картинки в дом» ,

Дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот» , «Эхо» , «Отгадай слово» ; «Где чей дом?» , «Улитка» .

7 Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения Словесные игры

«Звуковое домино» , «Найди свою картинку» , «Цепочка слов» и др. ; «Весёлая логоритмика» - развивалочки

Индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

8 Развитие связной речи Составление предложений :

Из слов в начальной форме с предлогами и без предлогов : из, в, под, за, перед, между;

Из живых слов;

С данными словосочетаниями;

По словесной инструкции.

2. Добавление в предложение пропущенных предлогов (с опорой на картинку или действие) .

3. Полные ответы на поставленные вопросы и для пересказа.

4. Рассказ из предложений, данных в иной последовательности.

5. Пересказ текста.

6. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. Упражнения «Беседа по картинке» , «Отгадай загадку»

9 Развитие и совершенствование лексико-грамматичес

кой стороны речи Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением Словесные игры «Я начну, а ты продолжи» , «Один – пять» , «Один – много» , «Мой, моя, моё, мои» ; д/и «Магазин» , «Посмотри какой цветочек!» «Найди четвертого» , «Профессии» .

10 Развитие психологической базы речи Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале Словесные игры «Запомни, повтори» , «Определи понятия» , «Узнай кто это» , и др. ; д/и «Четвертый лишний» , «Профессии» , «Цвет, форма, размер» ;

Игры «Слушай хлопки» , «Флажок» , «Пуговица» , «Запомни движения» , «В магазине зеркал» , «Эстафета слов» , «Назови отличие» , «Группировка слов» , «Составь рассказ» , «Дерево, лист, плод» , упражнения «Где чей домик?» , «Раскрась вторую половинку» , «Слушаем и рисуем» , «Разрезанные картинки»

Познавательное развитие

11 Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с жизнью и трудом людей Учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам;

Познакомить с дикими животными, их детенышами, учить различать их по размеру, повадкам, познакомить с местом обитания, чем питаются;

Знать 2-3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой , её назначение, правила безопасности;

Знать о военных профессиях, о родах войск; Тематические картинки с изображением птиц ; фонограммы с голосами птиц, чучело птицы

Картинный материал с изображением животных , различных мест обитания (животные средней полосы, жарких стран, севера) .

Опорная схема для составления описательного рассказа.

Предметные картинки, игрушки, предметы бытовой техники.

Тематические картинки

12 Сенсорное развитие.

Развитие пространственного восприятия Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Уметь производить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу Геометрические фигуры, предметы

Дидактическое пособие «Заплатки» , тетрадь для развития ориентировки на листе бумаги «Рисунки по клеточкам»

13 Элементарные математические представления Формировать мыслительные операции;

Учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать соответствующим числительным;

Сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково

Предметные картинки

Счетный материал (матрешки, ёлочки) ;

Пособие : Тетрадь по формированию элементарных математических представлений.

Участие в п/и в которых используется счёт или необходимо подсчитать пойманных игроков, собранные предметы : «Ловкие пальцы» , «Круговая тренировка по цифрам» , «Хитрая лиса» и т. п.

Социально-личностное развитие

14 Снижение уровня тревожности Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и мышечного напряжения Игры «Скульптура» , «Зайки и слоники» , упражнение «Портрет любимого героя» , релаксационные упражнения «Цветок» , «Подснежник» , «Достань звезду

15 Формирование адекватной самооценки Формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции, расширение представлений о себе Упражнения «Волшебники» , «Я и другие» , «Пошли письмо» , «Зеркало» , «Передача чувств» , проигрывание ситуаций, в которых ребенок должен изобразить самого себя .

16 Снижение уровня агрессивность Формирование эмоционального осознания своего поведения, обучение навыкам самоорегуляции, воспитывать доброжелательное отношение к миру Игры «Разыгрывание ситуаций» , «Эмоции героев» , упражнения «Кулачок» , «Лепим сказку» , «Эмоциональный словарь» , совместные настольные игры и проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

Участие в играх сотрудничества, в которых нет проигравших, игры признательности и сопереживания : «День, ночь, огонь, вода» , «Замри» , «У кого мяч» и т. п.

17 Коррекция гиперактивного поведения Развитие внимания и произвольной регуляции поведения Игра «Стоп!» , упражнения «Штанга» , «Шалтай-Болтай» , «Насос и мяч» , «Качели» , «Медвежата в берлоге» .

Выполнение заданий на сигналы во время ходьбы и бега.

Художественно-эстетическое развитие

18 Ознакомление с художественной литературой Развитие интереса к художественному произведению, способности слушать литературные произведения различных жанров;

Оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа. Русские народные сказки; стихотворения :В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» ; «Кем быть?» ; А. Пушкин» Ветер, ветер, ты могуч…»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке» ;

Рассказы : Е. Пермяк «Первая рыбка» , «Для чего руки нужны» и т. д.

Третий период обучения (март, апрель, май)

Физическое развитие

1 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Увеличение объема, четкости, целенаправленности движений кистей и пальцев рук

Развитие зрительно-пространственной ориентировки (на листе бумаги) Логопедическая ритмика по лексическим темам периода

Выполнение ОРУ по показу и по объяснению инструктора. Участие в п\и направленных на развитие ориентировки в пространстве : «Ловишка под музыку» , «Лабиринт» , «Реки, ручейки, озёра, камни» и т. п. Выполнение поворотов «на право» , «на лево» , «кругом» стоя на месте, выполнение поворота кругом и вокруг себя в движении.

2 Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук Дидакт. игра «Пальчиковый тренажер»

Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу » , «Рисование по точкам» , «Лабиринты»

Обводка и штриховка предметов по лексическим темам периода, работа с песочным планшетом (рисование пальцами, ладонями, кистью)

Речевое развитие

3 Развитие моторики речевого аппарата Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк Пальчиковые игры, упражнения «Нарисуй по образцу » , «Рисование по точкам» , «Лабиринты»

Картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Индивидуальный маршрут

коррекции речевого развития

Фамилия, имя ребенка

___________________ __________________________________________

Год рождения

______________________________________________________________

Заключение ТПМПК

ОНР 3 уровня___________________________________________

Направления коррекционно-развивающей работы:

Развитие речевой моторики.

Развитие мелкой моторики.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие мотивации к речевому общению.

Обогащение активного и пассивного словаря.

Формирование навыка согласования слов.

Развитие связной речи.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.

Направления коррекционной работы

Развитие речевой моторики.

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мелкой моторики

Совершенствование статической организации движений;

Совершенствование динамической организации движений;

Совершенствование динамической и статической организации движений.

Коррекция звукопроизношения.

Постановка звуков Ш, Ж, С, З, Л, Р, Рь; Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия.

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ слов; составление слов из заданных звуков.

Развитие мотивации к речевому общению.

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением словарного запаса; формирование способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и месяцев; подбор прилагательных по лексическим темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Артикуляционная гимнастика

«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур.

Фонематические процессы

Дифференциация неречевых звуков;

Воспроизведение слоговых рядов;

Подбор слов на заданный звук;

Выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;

Формировать умения выделять слова из предложения;

Грамматический строй речи

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

Образование относительных прилагательных;

Составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.

Связная речь

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

Составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;

Пересказы с опорой на картинку;

Заучивание стихов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки - «Толстячок - худышка», «Сдуй снежинку»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять»,

Фонематические процессы

Формировать умения выделять слова из предложения;

Формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

Формировать умения различать слоги со сходными звуками;

Формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

Закреплять навык выделения первого звука в слове;

Закреплять навык определения последнего звука в слове;

Грамматический строй речи

Согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

Согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;

Составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.

Связная речь

Тветы на вопросы полным предложением

Закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

Обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы»

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».

Дыхательная гимнастика

«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок».

Фонематические процессы

Закреплять навык определения позиции звука в слове;

Закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;

Закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

Закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

Формировать умения выделять слова из предложения.

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных;

Согласование числительных с существительными;

Употребление существительных в косвенных падежах;

Согласование прилагательных с существительными;

Связная речь

Ответы на вопросы полным предложением;

Закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Список литературы:

Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. - М.: изд-во ГНОМ, 2013

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.

Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.

Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №1

Цель:

Задача

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Нарушены несколько групп звуков

Допускает многочисленные ошибки в произношении слов.

Наблюдаются значительные нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры).

Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Дыхание поверхностное, вдох-выдох укорочен.

Подготовительный этап к постановке звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Фонематический слух неразвит: не выделяет звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова.

Не дифференцирует звуки. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза.

Словарный запас

Знает названия предметов, но не знает названия отдельных частей.

Нет в речи обобщающих понятий, слов-антонимов. Использование глаголов и прилагательных ограничено бытовым уровнем.

Путает названия частей тела, цветов, геометрических фигур.

Не соотносит количество предметов с числом

Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам.

Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.

Грамматический строй речи

Не владеет навыком образования слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения несформированы

Не согласовывает части речи.

Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости.

Согласование частей речи.в роде, числе

Связная речь

Не составляет (иногда не может повторить)предложение.

Не владеет навыком составления рассказа по картине

Не составляет рассказ по серии картин, рассказ-описание.

Пересказать текст не может

Коммуникативная функция речи неразвита (с трудом вступает в диалог, нет монолога, элементы речевого негативизма и т.п.)

Составление предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам)

Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание

Развитие коммуникативной функции речи, формирование положительного отношения к занятиям, желание речевого общения и т.д.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №2

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Нарушены 1-2 группы звуков. Поставленные логопедом звуки не введены в самостоятельную речь.

Допускает ошибки в произношении слов.

Наблюдаются нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры).

Недоразвитие артикуляционной и мелкой моторики. Дыхание неравномерное, вдох-выдох укорочен.

Закрепление в речи поставленных логопедом звуков. Подготовительный этап к постановке нарушенных звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Этап постановки нарушенных звуков.

Поэтапная автоматизация звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

Развитие мелкой моторики.

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Недоразвите фонематического слуха: допускает ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова.

Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования.

Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова;

дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Словарный запас

Знает и называет предметы, части предметов чаще употребляемых в быту

В речи есть обобщающие понятия (ограниченные 3-4 лексическим темам).С ошибками подбирает 4-5 слов-антонимов. Использует в речи частоупотребляемые глаголы и прилагательные бытовой тематики

Допускает ошибки при названии частей тела, цветов, геометрических фигур.

Употреблять притяжательные и относительные прилагательные.

Грамматический строй речи

Допускает много ошибок при образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования.

В речи использует 2-3 простых предлога.

Допускает ошибки в согласовании частей речи.

Образование слов уменьшительно-ласкательного значения.

Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости.

Связная речь

Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов).

Составляет рассказ с помощью наводящих вопросов.

Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ - частично(по образцу, по вопросам)

Коммуникативная функция речи в стадии формирования

Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание

Развитие коммуникативной функции речи, диалогической и монологической речи

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №3

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Все звуки поставлены, автоматизированны, самоконтроль в самостоятельной речи не до конца сформирован. Наблюдаются нарушения в слоговой структуре сложных слов.

Артикуляционная моторика в норме. Недоразвитие дыхания и мелкой моторики частично сохраняется.

Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов.Развитие мелкой моторики, дыхания. Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация)

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Допускает незначительные ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова, но сам исправляется

Незначительные ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования.

Закреплять умение: выделять звук на фоне слова;

дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Словарный запас

Знает и называет предметы, части предметов

В речи есть обобщающие понятия (не менее 6-7 лексическим темам. Подбирает 8-10 слов-антонимов. Использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения (с незначительными ошибками)

Назвает части тела, цвета и оттенки, геометрические фигуры.

С ошибками соотносит количество предметов с числом

Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам.

Употреблять притяжательные и относительные прилагательные.

Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.

Грамматический строй речи

Владеет суффиксальным способом образования слов. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования.

Согласование частей речи в роде, числе, падеже.

Связная речь

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №4

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Все звуки произносит хорошо. Слоговая структура слов в норме. Артикуляционная и мелкая моторика в норме.

Дыхание в норме.

Незначительное недоразвитие просодики (ритм, интонация, темп, ритм).

Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация)

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Фонематическое восприятие сформировано.

Навыки звукового анализа в стадии формирования (незначительные ошибки).

Словарный запас

Формируется в соответствии с возрастом: недостаточно прилагательных, местоимений, наречий. Пассивный словарный запас богаче активного.

Продолжать расширять, активизировать глагольный словарь по лексическим темам.

Употреблять в самостоятельной речи притяжательные и относительные прилагательные, наречия, местоимения

Грамматический строй речи

Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Но имеются ошибки в самостоятельной речи

В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками).

Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи.

Закреплять навыки: образования слов уменьшительно-ласкательного значения.;сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости.

Согласование частей речи в роде, числе, падеже.

Связная речь

Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании, употреблении предлогов).

Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью

Коммуникативная функция речи сформирована.

Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению

Развитие, диалогической и монологической речи

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №5

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Все звуки изолированно произносит хорошо, в потоке речи сохраняется смазанность, нечеткость, путает и взаимозаменяет оппозиционные звуки. Слоговая структура простых слов в норме, в словах сложной структуры встречаются ошибки. Артикуляционная и мелкая моторика в норме.

Дыхание неравномерное, сила воздушной струи слабая.

Недоразвитие просодической стороны речи.

Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов.

Развитие просодической стороны речи, дыхания (сила голоса, темп, ритм, интонация)

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Фонематическое восприятие в стадии формирования., встречаются ошибки в употреблении слов с оппозиционными звуками.

Навыки звукового анализа в стадии формирования

Развивать фонематический слух: выделять звук в составе слова; определять позицию звука в слове;

дифференцировать звуки;

Закреплять умение: выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Словарный запас

Формируется в соответствии с возрастом

Продолжать расширять, активизировать словарь по лексическим темам.

Закрепление в речи обобщающих слов (по лексическим темам)

Грамматический строй речи

Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Имеются незначительные ошибки в самостоятельной речи

В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками).

Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи.

Закреплять навыки словоизменения и словообразования слов; умение. согласовывать части речи в роде, числе, падеже.

Связная речь

Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании).

Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью

Коммуникативная функция речи сформирована.

Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению

Развитие, диалогической и монологической речи

МАРШРУТЫ

индивидуальной коррекционно-развивающей работы

для детей с нарушениями речевого развития


Top