Понятие и виды профсоюзов. Путеводитель по кадровым вопросам Виды профсоюзных организаций

Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Выделяют разные типы профессиональных союзов:

- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.

Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.


Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).

Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

2. Право профсоюзов на содействие занятости.

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

5. Право профсоюзов на информацию.

5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.


7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

9. Другие права профсоюзов.

9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

  • Теоретические основы социально-трудовых отношений
    • Природа трудовых отношений и источники трудового конфликта в ведущих теориях социально-трудовых отношений
    • Понятие, сущность и структура социально-трудовых отношений
    • Состав и кратная характеристика основных субъектов социально-трудовых отношений
    • Основные экономические интересы работника
    • Важнейшие экономические интересы работодателей
    • Причины и источники противоречий интересов основных субъектов социально-трудовых отношений
  • Теоретические основы регулирования социально-трудовых отношений в организации
    • Понятие, цели, объект и предметы регулирования социально-трудовых отношений
    • Методы, формы и способы регулирования социально-трудовых отношений
    • Типы социально-трудовых отношений
    • Представители интересов работников: понятие и виды
  • История развития профсоюзного движения
    • Становление и развитие профсоюзных организаций
    • Сущность и причины кризиса профсоюзов
    • История и особенности функционирования российских профсоюзных организаций
  • Теоретические основы функционирования профсоюзов
    • Влияние профсоюзов на экономику с точки зрения ведущих экономических теорий
    • Профсоюз: понятие, сущность, характеристика
    • Цели деятельности и интересы профсоюзных организаций
    • Функции профсоюзов
  • Виды, структура и принципы взаимодействия профсоюзных организаций
    • Классификация профсоюзных организаций и принципы их объединения
    • Особенности структуры российских профсоюзов
    • Направления совершенствования структуры российских профсоюзов и принципов их взаимодействия
  • Организация внутрифирменного управления в профсоюзах
    • Этапы создания и регистрация профсоюзной организации
    • Устав профсоюза
    • Органы управления профсоюзов и их компетенция
    • Органы внутреннего контроля профсоюзных организаций: цели и принцип деятельности
  • Профсоюзы и социальное партнерство
    • Уровни и модели социального партнерства
    • Российская модель социального партнерства
    • Понятие и порядок заключения коллективного договора
  • Методы реализации профсоюзами защитной функции
    • Способы и порядок урегулирования коллективных трудовых споров
    • Классификация протестных акций и действий
    • Становление нормативно-правовой базы, регулирующей коллективные трудовые споры
    • Правовые основы организации и проведения забастовок в России
    • Организационные аспекты проведения протестных акций
  • Реализация регулирующей функции как приоритетное направление деятельности профсоюзных организаций
    • Механизм реализации регулирующей функции
    • Цели, способы и формы осуществления профсоюзами информационно- консультативной деятельности
    • Методические основы проведения экспертизы социально-трудовых отношений
  • Особенности функционирования зарубежных профсоюзов
    • Особенности организации и осуществления деятельности в германских профсоюзах
    • Особенности функционирования английских профсоюзов
    • Роль японских профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в организации

Классификация профсоюзных организаций и принципы их объединения

Деятельность профсоюзов всегда зависит от происходящих в стране социально-экономических и политических процессов, при этом сами они оказывают значительное влияние на указанные процессы и их направленность. Аналогичная взаимообусловленность прослеживается и во внутрипрофсоюзной деятельности. С одной стороны, формирование внутренней структуры профсоюзов осуществляется исходя из внешних условий функционирования; приоритетность функций и задач предопределяет значимость тех или иных структурных элементов в общей структуре профсоюза, их полномочия и ответственность. С другой стороны, так как перестройка профсоюзной структуры представляет собой процесс длительный и сложный, то существующая структура в определенной степени сама диктует приоритетность реализации тех или иных функций, зачастую вступающих в противоречие с объективными условиями функционирования. Как следствие, изменения во внутренней структуре профсоюзов оказывают непосредственное влияние на все направления их деятельности.

Как уже указывалось, профсоюз - сложный социальный организм, который включает в себя субгруппы, звенья, уровни, элементы

В самом общем виде понятие «структура» (от лат. - строение, расположение, порядок) характеризуется исследователями как состав элементов системы, расположенных в определенном порядке с обозначением связей между ними. Существенным является то, что элементы, во-первых, имеют определенное месторасположение и предназначение, а во-вторых, находятся во взаимных связях, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Анализ структуры профсоюзов имеет свою специфику и затрагивает практически все аспекты функционирования этих организаций. На основе подходов исследователей можно выделить следующие основные вопросы, связанные с анализом структуры управления в профсоюзах:

  1. сама структура и принципы ее построения;
  2. функции и задачи элементов структуры;
  3. права, полномочия и обязательства;
  4. распоряжение финансами;
  5. кадровая политика;
  6. права и обязательства членов;
  7. прозрачность структуры.

В федеральном законе РФ «О профсоюзах» выделяются следующие виды организаций профсоюзов и их объединений:

  1. первичная профсоюзная организация;
  2. общероссийский профсоюз:
  3. межрегиональный профсоюз;
  4. территориальная организация профсоюза (объединение первичных организаций);
  5. территориальное объединение (объединение территориальных организаций);
  6. межрегиональное объединение;
  7. общероссийское объединение.

Первичная профсоюзная организация - это непосредственное объединение работников в рамках организации (предприятия, учреждения). Однако и такая организация при достаточно большой численности работников является многоуровневой.

Наиболее разветвленную структуру имели первичные профсоюзные организации в СССР, в составе которых выделялись следующие обязательные элементы:

  1. органы управления и контроля первичной организации (профсоюзное собрание, ревизионная комиссия, профсоюзный комитет, президиум);
  2. цеховые профсоюзные организации со своими органами управления и контроля (общепрофсоюзное собрание цеха, ревизионная комиссия, цеховой комитет);
  3. в состав цеховых комитетов входили профгруппы, также имеющие свои органы управления и контроля (общее собрание профгруппы, ревизионная комиссия, профгруппорг);
  4. в каждой первичной профсоюзной организации создавалось порядка 10 различных комиссий (по организационной и производственно-массовой работе, зарплате и нормированию труда, социальному страхованию, по охране труда и культурно-массовой работе, содействию семье и школе, работе среди молодежи и женщин, контролю за общепитом и жилищному обеспечению и др.).

Кроме того, первичные профсоюзные организации не обязательно объединяют работников одного предприятия. Объединение наемных работников здесь может осуществляться по профессиональному, производственному или территориальному принципу, т.е. первичная профсоюзная организация может существовать вне предприятия. В этом случае в организации профсоюз представляют профсоюзные представители (цеховые старосты, шоп-стюарды, фабрично-заводские старосты и т.д.) либо организуются профсоюзные секции.

Следующим уровнем является территориальная профсоюзная организация, которая представляет собой, как правило, объединение первичных профсоюзных организаций по территориальному, профессионально-территориальному или территориально-отраслевому принципу. Она может формироваться как по территориальному, так и по профессиональному признаку, быть также общенационального или международного уровня.

Территориальные профсоюзные организации объединяются в территориальные объединения профсоюзных организаций, формируемых соответственно по территориальному принципу. Однако и в этом случае существуют исключения. Зачастую в территориальное объединение входят первичные профсоюзные организации крупнейших компаний, занимающих, как правило, монопольное положение на рынке и приравниваемых к отраслевым. Кроме того, непосредственно в территориальное объединение могут входить первичные организации, если на данной территории не сформировано соответствующей отраслевой территориальной организации профсоюзов.

Территориальные объединения профсоюзов являются структурной организацией профсоюза и подчиняются непосредственно национальному профсоюзу.

Профсоюз в большинстве случаев представляет собой уже объединение территориальных организации профсоюзов. В зависимости от количества и состава последних он может быть: межрегиональным, отраслевым, общенациональным и т.д.

Следующий уровень - национальные объединения профсоюзов, объединение в которые осуществляется по следующим принципам: ассоциативный, унитарный, федеративный, конфедеративный.

Кроме того, могут создаваться территориальные объединения организаций профсоюзов, формирующиеся по территориальному признаку (областное, городское и пр.).

  1. Ассоциативный принцип профсоюзы представляют собой некую ассоциацию, не вполне определенное множество самостоятельных, добровольно сложившихся союзов, между которыми отсутствуют устойчивые формальные связи, единый центр, деятельность не координируется вообще или очень слабо. Основой являются не столько организационные, сколько солидарные связи (такой тип характерен для ранней формы развития профсоюзов).
  2. Унитарный принцип предполагает жесткое вертикальное строение по типу партии или бюрократических организаций. Наличие единого центра, подчиненность уровней, обязательность исполнения решений вышестоящих органов, отчетность и контроль (Германия - 1933 г., СССР).
  3. Федеративный принцип: означает добровольность объединения в федерацию, отсутствие жесткой вертикали власти и подчинения, самостоятельность действий различных звеньев, добровольное делегирование части функций специально избранным органам
  4. Конфедеративный принцип: объединение составных элементов (организаций) на условиях еще большей самостоятельности и независимости одного союза от другого, периферии от центра.

Существенных различий между двумя последними типами практически нет, часто в федерацию входит конфедерация.

Общая классификация возможных принципов объединения членов профсоюза и их организаций, построенная авторами на основе проведенного исследования, представлена на рисунке. Фактическая структура каждого профсоюза зависит от большого количества факторов, в том числе от территории государства, отрасли производства к которой принадлежит профсоюз, и пр.


Классификация принципов объединения профсоюзных организаций

Профсоюзы должны обладать способностью к активному и организованному сопротивлению, а это невозможно без жесткой структуры. Кроме того, как любая организация, чтобы действовать успешно, профсоюз должен иметь хорошую организацию и эффективное управление. Профсоюзы должны обеспечить своим членам известную полноту прав, демократический характер принятия решений, справедливое и честное распределение и получение профсоюзных льгот.

Профсоюз может быть построен на основе всеохватывающего принципа. В этом случае перечисленные принципы построения не являются принципиальными. Силой таких профсоюзов является их неконтролируемость, неуязвимость и высокая выживаемость.

Сравнительная характеристика принципов организации профсоюзов представлена в таблице.

Взаимодействие профсоюзов как с субъектами социально- трудовых отношений, так и между профсоюзными организациями регулируется с помощью положений, приказов, уставов и других локальных нормативных актов, утверждаемых руководящими профсоюзными органами. Для организации эффективного управления все элементы должны работать на достижение единой цели, выполнение общих задач, однако в результате неизбежно распределение функций и задач между структурными элементами (организациями профсоюзов). Важно помнить, что все входящие в состав профсоюза организации, как правило, представляют собой независимые организации с собственными ресурсами, отчисляющие только часть средств вышестоящим. Источником прав любой профсоюзной организации и всех ее подструктур являются законодательные акты, соглашения различного уровня, коллективные договора и пр. Распределение финансовых ресурсов в профсоюзных организациях осуществляется в соответствии с утвержденными на собраниях и конференциях уставами. От задач, стоящих перед той или иной структурой, зависит ее кадровый состав, политика управления персоналом и пр.

Построение профсоюза на основе чисто профессионального принципа предполагает формирование первичных профсоюзных организаций вне конкретной организации. В этом случае реализации профсоюзных функций осуществляется, как правило, через таких представителей, как шоп-стюарды, консультанты и пр. Производственный принцип - означает формирование в рамках конкретной организации профкома и других органов управления и контроля многие из которых не являются освобожденными и осуществляют свою деятельность на общественных началах. Порядок назначения, избрания и выдвижения в органы управления профсоюзной организации четко регламентируется уставами, положениями и другими внутренними локальными актами. Контроль за деятельностью обеспечивается подотчетностью руководителей профсоюза перед членами в первичной организации, выборными представителями в организациях высших уровней, кроме того, на каждом уровне функционирования профсоюзной организации формируется ревизионная комиссия, порядок ее избрания, полномочия, функции и задачи регламентируются уставом и положением.

Уставы профсоюзов устанавливают права и обязательства членов, которые, как правило, связанны с уплатой членских взносов, поддержанием солидарности, исполнением решений, принятых высшими органами управления профсоюза.

История развития профсоюзного движения свидетельствует о том, что роль, значимость, приоритетность тех или иных элементов структуры периодически меняются, и соответственно задачи и функции профсоюзов распределяются между структурными организациями не пропорционально. Достоинства и недостатки выделения той или иной подструктуры в качестве наиболее приоритетного элемента, выявленные авторами в результате проведенного исследования, представлены в таблице.

Сравнительная характеристика достоинств и недостатков предоставления приоритетов структурным организациям профсоюзов разного уровня
Ведущая роль Достоинства Недостатки
Национальные (федеральные) профсоюзные организации

Позволяет улучшить положение всех членов путем приняли законов, действие которых распространяется на все население.

Решение ряда проблем возможно только на этом уровне.

Влиятельны, так как представляют большую массу членов;

Единственно возможны при взаимодействии с транснациональными корпорациями

Сложная система влечет рост затрат на проведение выборов, рассмотрение жалоб и пр.;

Многочисленность членов влечет множественность интересов, которые сложно согласовать между собой;

Ведут конкуренцию между собой за членов;

Нет непосредственного взаимодействия с первичными профсоюзными организациями и членами профсоюзов

Территориально-профессиональные, отраслевые профсоюзные организации

Могут регулировать социально-трудовые отношения в отрасли путем заключения трехсторонних территориально-отраслевых соглашений.

Аккумулируют информацию о социально-экономическом развитии отрасли, социально-экономическом положении работников, финансовом состоянии организаций отрасли.

Влиятельны, так как представляют большую массу членов.

Единственно возможны с точки зрения защиты и представления интересов работников малых и средних предприятий.

Взаимосвязаны с первичными профсоюзными организациями

Связь непосредственно с членами профсоюзов осуществляется через органы управления первичных профсоюзных организаций.

Взаимодействие осуществляют, как правило, не с работодателем, а с объединениями работодателей

Локальные профсоюзные организации

Легко создать,

Позволяют учесть специфические особенности условий труда в конкретной организации, финансово-экономическое положение организации

Ряд вопросов может быть реализован только на уровне организации.

Непосредственное взаимодействие как с членами профсоюза, так и с конкретным работодателем

Малочисленны, а значит, маловлиятельны и слабы, часто подпадают под власть администрации, и как следствие:

Велика вероятность соглашательства,

Свертывание забастовочной активности.

Дерадикализация профсоюзов;

Рост зависимости работника от предприятия;

Слабый учет интересов работников;

Локальные коллективные договора не позволяют решить такие задачи, как расширение занятости, удержание или снижение инфляции.

Слабый уровень межпрофсоюзной солидарности.

Договоренности зависят от экономического положения предприятия, следовательно, способствуют разрыву в социально-экономических условиях найма работников одной отрасли на разных предприятиях.

Сложности в реализации единой политики деятельности профсоюза

Отметим, что моделирование идеальной структуры даже в рамках одного профсоюза, представляющего интересы работников одной отрасли, не возможно. В рамках одной отрасли структура должна формироваться с учетом региональных особенностей.

Организационная структура не может быть постоянной, она должна меняться в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов, должна корректироваться в зависимости от изменения функций, их приоритетности, учитывающих влияние внешних факторов, в том числе развитие науки и техники, появление новых профессий, изменение квалификационного состава рабочей силы и пр., учитывать перспективы развития профсоюзного движения. При этом и изменение организационной структуры профсоюзов не может быть часто и глобально, т.е. одновременно всё и во всех отраслях. Любые организационные преобразования необходимо критически оценивать с точки зрения их влияния на эффективность деятельности профсоюзных организаций.

Права профсоюзной организации >>>

Гарантии работникам - членам профсоюза >>>

Руководитель профсоюзной организации, освобожденный от основной работы >>>

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ

1. Виды профсоюзных организаций >>>

3. Первичная профсоюзная организация >>>

3.1. Уведомление работодателя о создании профсоюза >>>

3.2. Государственная регистрация профсоюзной организации >>>

3.3. Перечисление членских взносов из заработной платы работников >>>

4. Правовые, технические инспекции труда профсоюзных организаций >>>

1. Виды профсоюзных организаций

В состав технической инспекции труда профсоюзов входят профсоюзные инспекторы труда. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ данные лица имеют право:

Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов и др.

Права профсоюзных инспекций труда также устанавливаются на уровне Положений общероссийских и межрегиональных объединений профсоюзов. Существует Положение о технической инспекции труда, утвержденное Постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6. Согласно п. 2.1 данного Положения технические инспекции труда подразделяются на техническую инспекцию труда ФНПР, техническую инспекцию труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций и техническую инспекцию труда территориальных объединений организаций профсоюзов. Каждая из них находится в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые самостоятельно принимают решение об организации ее работы, определяют структуру, штатную численность и должностные оклады работников, другие виды социально-бытового обеспечения, порядок приема на работу и увольнения, конкретизируют права и обязанности работников.

Следует учитывать, что профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать (по предъявлении удостоверения установленного образца) любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза, с целью проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также с целью проверок выполнения условий коллективного договора, соглашения (п. 4.1 Положения о технической инспекции труда от 19.12.2005 N 7-6).

В качестве примера также можно привести Положение о правовой инспекции труда ФНПР. Согласно п. 2 данного документа основными задачами правовой инспекции труда ФНПР являются:

Проведение профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений;

Юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций, установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами;

Отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений и др.

2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов >>>

3. Право ведения коллективных переговоров >>>

4. Право на участие в коллективных трудовых спорах >>>

1. Право на представление интересов работников в трудовых отношениях

Наиболее существенной функцией профсоюза является защита интересов работников в трудовых отношениях. Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляет первичная профсоюзная организация. Следовательно, профсоюз является основным органом, с которым приходится взаимодействовать работодателю при решении организационных вопросов в сфере труда. Необходимо также учитывать, что первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия, в силу ч. 3 ст. 37 ТК РФ становится представителем всех его работников.

2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов

2. Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы >>>

3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы >>>

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов и не освобожденным от основной работы

3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы

1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора >>>

1.2. Внесение записи в трудовую книжку >>>

1.3. Оформление личной карточки >>>

2. Предоставление прежней работы >>>

3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации >>>

1. Избрание работника на выборную должность руководителя первичной профсоюзной организации

При избрании работника на должность руководителя профсоюзной организации работодатель расторгает с ним трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основанием для этого является протокол об избрании на данную должность и заявление работника о расторжении договора в связи с переходом на выборную должность.

После избрания на должность работодателем для такого работника выступает первичная профсоюзная организация. Следует учитывать, что если профсоюз не имеет статуса юридического лица, то работодателем для руководителя будет то объединение профсоюзов, членом которого является первичная профсоюзная организация.

Важно! Трудовой договор с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации заключается на срок его полномочий (ст. 59 ТК РФ). По окончании такого срока договор с руководителем профсоюза расторгается на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора).

1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора

3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет членских взносов либо финансирования вышестоящей профсоюзной организации. Частью 7 ст. 377 ТК РФ предусмотрено, что оплата также может осуществляться из средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Однако следует учитывать, что по отношению к руководителю первичной профсоюзной организации, освобожденному от основной работы, работодателем выступает сама профсоюзная организация, а не тот работодатель, у которого действует профсоюз.

В связи с этим на практике часто возникают вопросы об оплате труда такого руководителя, поскольку исходя из смысла ст. ст. 56 , 57 , 129 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику на основании заключенного трудового договора. В данном случае работодатель перечисляет денежные средства на счет первичной профсоюзной организации или того объединения профсоюзов, членом которого он является. Следует учитывать, что такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль организации (письмо УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 N 20-12/005978, письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-05-02-04/181).

УЧЕТ МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ

ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

2. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

3. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза >>>

3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора >>>

1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ);

Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

Разделение рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ);

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113 ТК РФ);

Установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ);

Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ); ТК РФ);

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждение перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);

Утверждение порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

Увеличение продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ);

Утверждение графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ);

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 7 ст. 325 ТК РФ);

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 5 ст. 326 ТК РФ).

Указанный перечень не является исчерпывающим. Коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа.

Следует отметить, что если, например, коллективным договором предусмотрен порядок установления системы оплаты труда, то в таком случае учитывать мнение профсоюзного органа в соответствии с требованиями ст. 372 ТК РФ не нужно, поскольку данный вопрос уже урегулирован коллективным договором.

Ситуация из практики. На предприятии действуют две первичные профсоюзные организации. У какого профсоюза работодатель должен запрашивать мотивированное мнение при принятии локального нормативного акта?

2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

После получения мотивированного мнения профсоюза по поводу документа, который ему направлялся, нужно сделать соответствующую отметку в самом документе. В локальном акте отметку лучше проставить в начале документа, в приказе (например, приказ о введении неполного рабочего времени в организации) - в конце документа после подписи руководителя организации.

Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то в течение трех рабочих дней он проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом (ч. 3 ст. 373 ТК РФ). Работодателю самому предлагать проводить такие консультации не нужно. Однако он обязан отреагировать на предложение профсоюза и явиться на соответствующие встречи.

Если работодатель и профсоюз не достигнут общего согласия, то работодатель вправе издать приказ об увольнении работника - члена профсоюза по истечении десяти дней с момента направления профсоюзу проекта приказа и копий документов. Однако такое увольнение может быть обжаловано профсоюзом в государственной инспекции труда. Соответственно, в случае признания увольнения незаконным инспекция вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Следует учитывать, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником - членом профсоюза по основаниям ч. 1 ст. 373 ТК РФ не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если работник после получения данного мнения заболел, ушел в отпуск или по другим уважительным причинам отсутствовал на рабочем месте, то месячный срок продлевается на соответствующее количество дней (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Отсутствие у работодателя документов, которые подтверждают участие профсоюзного органа в решении вопроса, связанного с увольнением работника - члена профсоюза по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является основанием для восстановления последнего на работе (см. Определение Московского областного суда от 18.03.2010 по делу N 33-3193/2010). В Определении Московского городского суда от 24.06.2010 по делу N 33-18438 указано на нарушение процедуры увольнения работника, который являлся членом профсоюза. Это нарушение со стороны работодателя наряду с другими повлияло на принятие судом решения о восстановлении работника на работе.

При принятии решения о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденным от основной работы, по основаниям п. п. 2 , 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодателю необходимо получить соответствующее согласие вышестоящего органа первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 374 ТК РФ). Для получения такого согласия нужно направить письмо с приложением проекта приказа о расторжении трудового договора и копий всех документов, обосновывающих принятие данного решения. Подробнее о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации см. п. 3 настоящего материала.

3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора

После того как работодатель принял окончательное решение об увольнении работника - члена профсоюза, он должен издать соответствующий приказ (ст. 84.1 ТК РФ). Данный документ составляется по унифицированной форме N Т-8 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). В графе "Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа" работодатель должен указать реквизиты мотивированного мнения профсоюза.

См. образец заполнения приказа.

Подписано в печать

Проект создания нового профессионального объединения будет презентован в ближайший четверг в Москве. Его главным отличием от ФНПР Михаила Шмакова станет участие в профсоюзах владельцев предприятий, пишет во вторник "Независимая газета" .

Профессиональные союзы (профсоюзы) - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовую основу создания и деятельности профсоюзов составляют Конституция РФ (ст. 29), Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., а также нормы Трудового кодекса РФ.

Все профсоюзы пользуются равными правами . Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

1. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР)

Образована в 1990 году. Объединяет 41 общероссийский профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе договоров. На территории РФ действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 26 млн. членов профсоюзов (около 95% всех членов профсоюзов в стране).

В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, объединяющие работников непроизводственной сферы, трудящихся базовых отраслей, рабочих оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, действующих в сфере предпринимательства и малого бизнеса.

Высшим органом ФНПР является съезд.

2. Объединение профсоюзов СОЦПРОФ

Было создано в 1989 году. СОЦПРОФ включает в себя общероссийские, межрегиональные профсоюзы, состоящие из территориальных организаций, первичных профсоюзных организаций на предприятиях и их профсоюзных групп, региональные, территориальные профобъединения, а также профорганизации, не входящие в союзы СОЦПРОФ и непосредственно действующие в составе Объединения. Также в состав СОЦПРОФА входят Первичные профсоюзные организации Российского профсоюза студентов "Союз молодежи СОЦПРОФ".

Профсоюзное объединение СОЦПРОФ насчитывает около 1 миллион 570 тысяч
членов и действует в 72 субъектах Российской Федерации.

3. Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ)

Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ), образован 19 ноября 1991 г., является преемником созданного 5 сентября 1934 года Союза рабочих машиностроительной промышленности Профсоюза рабочих военно-металлической промышленности, в апреле 1953 года переименованного в Профсоюз рабочих (затем - работников) оборонной промышленности.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России, Международного объединения профсоюзов работников оборонных отраслей промышленности, Международной Федерации Металлистов и Международной Евроазиатской Федерации Профсоюзов Металлистов "Евразия".

4. Нефтегазстройпрофсоюз РФ

Образован в декабре 1990 г. Членами профсоюза являются работники нефтяной и газовой промышленности. Количество членов достигает 1 млн 400 тысяч человек. Региональные центры профсоюза действуют в 63 субъектах РФ.

Нефтегазстройпрофсоюз сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России, является членом международных федераций профсоюзов работников энергетической продукции (ICEM ), строителей (IFBWW ), Международной Конфедерации профсоюзов работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства нефтегазового комплекса.

5. Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР)
Горно-металлургический профсоюз России - общероссийская общественная организация, объединяющая на добровольных началах более 1 млн человек, занятых в отраслях черной и цветной металлургии. Образован 30 января 1991 года. Является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России и Международной федерации металлистов.

6. Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России)
В августе 1989 года в Ульяновске была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров. В 1990 году на московском съезде Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров преобразована в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров СССР. 1 ноября 1991 году в Москве была учреждена Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). После 8-го Съезда ФПАД России 17 октября 2003 года и регистрации Устава ФПАД России в Министерстве юстиции РФ, произошло переименование организации в Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России).

В состав ФПАД входят 135 первичных организаций, 15 территориальных организаций. Центры ФПАД действуют в 75 субъектах РФ.

ФПАД России входит в состав Общероссийского Объединения профсоюзов гражданской авиации, Общероссийского Объединения профсоюзов "Аэронавигация" и Общероссийского объединения "Федерация профсоюзов России", а также является членом Международной Федерации ассоциаций авиадиспетчеров (IFATCA ).

7. Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

Образован 15 августа 1990 года. Профсоюз объединяет работников государственных, муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций и организаций общественного обслуживания (банки, страховые кампании, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), учащихся ведомственных учебных заведений.

Количество членов превышает 1 млн человек.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Профсоюзосуществляет сотрудничество с Международной федерацией торговых, банковских, конторских и технических работников (ЮНИ).

8. Профсоюз работников народного образования и науки РФ

Был образован в 1990 году. Профсоюз объединяет 5,5 млн человек, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций.

Профсоюз является общественным некоммерческим объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

9. Общероссийский профсоюз военнослужащих

Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (ОПСВ) был образован 17 января 1992 году. Свою работу профсоюз строит на основе соглашений с руководством федеральных органов исполнительной власти, где законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно Уставу членом ОПСВ может быть любой гражданин из числа проходящих военную службу по контракту или уволенных с военной службы; состоящих на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, таможенных органах Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, судах и прокуратура и имеющих специальные звания (классные чины); а так же граждан, имеющих специальные звания (классные чины) и вышедших на пенсию; членов семей, указанных категорий граждан, достигших 14 лет, который признает Устав ОПСВ и уплачивает членские взносы.

В настоящее время ОПСВ является самой представительной общественной организацией военнослужащих в стране. Его региональные организации действуют в 80 субъектах Российской Федерации.

10. Профсоюз машиностроителей

В декабре 1991 года был образован Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей, 16 февраля 1995 года образован единый Профсоюз машиностроителей Российской Федерации . Профсоюз объединяет более 450 тысяч работников тяжелого, энергетического, химического, нефтяного, строительно-дорожного машиностроения, станкостроения, приборостроения, инструментальной промышленности, Госстандарта, пенсионеров, учащихся и др.

В профсоюз входит 46 территориальных и около 700 первичных профорганизаций.

11. Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП)

Был образован в марте 1992 года. Объединяет первичные профорганизации государственных унитарных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, акционерных обществ атомного комплекса страны.

Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Внутри профсоюза созданы две ассоциации: Ассоциация профсоюзных организаций атомных электростанций и Ассоциация профсоюзных организаций предприятий ядерно-оружейного комплекса.

РПРАЭП тесно сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России на основе двухстороннего договора. Также по договору РПРАЭП работает с Московской федерацией профсоюзов.

Входит в состав Международной организации энергетиков и горняков, Всемирный совет трудящихся ядерной промышленности и Международную ассоциацию трудящихся энергосектора "Право на энергию".

12. Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности (Росхимпрофсоюз)

Был образован в декабре 1990 года Объединяет работников, занятых в химических отраслях промышленности. Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Профсоюзные центры действуют в 35 субъектах РФ.

Росхимпрофсоюз сотрудничает с такими международными организациями как ICEM , МОТ, Фонд им. Эберта, Международный объединенный профсоюз химиков и др.

13. Всероссийский Электропрофсоюз

Общественное объединение "Всероссийский Электропрофсоюз" является общероссийским профессиональным некоммерческим союзом, действующей на территории большинства субъектов РФ. Он объединяет на добровольных началах граждан - членов профсоюза, работающих в организациях занятых производством, передачей и распределением электрической и тепловой энергии, производством электрических машин и электрооборудования, добычей и агломерацией торфа и иных организаций, связанных с ними деловыми и профессиональными интересами, любых организационно-правовых форм и форм собственности, неработающих пенсионеров этих организаций, а также преподавателей, студентов и учащихся профессиональных учебных заведений.

См. изменения за последний месяц

КонсультантПлюс,

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ

ПРОФСОЮЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Профсоюзная организация - представитель работников >>>

Права профсоюзной организации >>>

Гарантии работникам - членам профсоюза >>>

Руководитель профсоюзной организации, освобожденный от основной работы >>>

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ

1. Виды профсоюзных организаций >>>

2. Профсоюзный орган >>>

3. Первичная профсоюзная организация >>>

3.1. Уведомление работодателя о создании профсоюза >>>

3.2. Государственная регистрация профсоюзной организации >>>

Отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий , прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений и др.

Согласно п. 4 указанного Положения правовые инспекторы труда ФНПР имеют право:

Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений;

В установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФНПР;

Беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля;

Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролировать их выполнение;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Ситуация из практики. Обязан ли работодатель исполнить решение профсоюзного правового инспектора, если он не согласен с вынесенным предписанием?

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от N 10-ФЗ работодатели, иные должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Поскольку согласно ст. 25 ТК РФ работодатель и профсоюз как представитель работников являются сторонами социального партнерства, то они должны взаимодействовать друг с другом с целью выработки взаимоприемлемого решения. В случае если работодатель не согласен с решением профсоюзного правового инспектора, он должен направить ему в письменной форме свое обоснованное мнение. Также работодатель может провести консультации в рамках решения данного вопроса (ст. 27 ТК РФ). Необходимо учитывать, что согласно абз. 13 ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюз вправе обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, например в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Следовательно, профсоюз может инициировать административное и даже уголовное дело.

ПРАВА ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Право на представление интересов работников в трудовых отношениях >>>

2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов >>>

3. Право ведения коллективных переговоров >>>

4. Право на участие в коллективных трудовых спорах >>>

1. Право на представление интересов работников в трудовых отношениях

Наиболее существенной функцией профсоюза является защита интересов работников в трудовых отношениях. Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляет первичная профсоюзная организация. Следовательно, профсоюз является основным органом, с которым приходится взаимодействовать работодателю при решении организационных вопросов в сфере труда. Необходимо также учитывать, что первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия, в силу ч. 3 ст. 37 ТК РФ становится представителем всех его работников.

2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов

Согласно ст. 32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия для деятельности представителей работников, отвечающие требованиям трудового законодательства, коллективного договора, соглашения. На основании ст. 28 Федерального закона от N 10-ФЗ работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. В силу ч. 2 ст. 377 ТК РФ работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование профсоюзу как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Иные условия обеспечения деятельности профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

3. Право ведения коллективных переговоров

Профсоюзы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений (ст. 36 ТК РФ). Следует учитывать, что сторонами коллективного договора являются работники и работодатель. Профсоюз выступает только представителем работников. В соответствии со ст. 37 ТК РФ представлять интересы работников в коллективных переговорах может:

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников конкретного предприятия;

Единый представительный орган работников, созданный несколькими первичными профсоюзными организациями;

Первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников, если общее собрание поручило ей направить уведомление работодателю о начале коллективных переговоров;

Иной представитель (представительный орган), избранный тайным голосованием на общем собрании работников, если на предприятии не действуют никакие первичные профсоюзные организации либо ни одна из них не была определена в качестве представителя.

4. Право на участие в коллективных трудовых спорах

Профсоюзы обладают правом на участие в коллективных трудовых спорах (ст. 399 ТК РФ). Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия либо уполномоченная общим собранием работников, вправе выдвигать работодателю требования. Данные требования направляются работодателю и принимаются им к рассмотрению только при условии предварительного одобрения общим собранием работников организации. На этом же собрании работники могут выбрать представителей для защиты своих интересов в коллективном трудовом споре.

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ - ЧЛЕНАМ ПРОФСОЮЗА

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов и не освобожденным от основной работы >>>

2. Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы >>>

3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы >>>

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов и не освобожденным от основной работы

Согласно ч. 3 ст. 374 ТК РФ члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

2. Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, работодатель обязан предоставить после окончания срока их полномочий прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника в другой организации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от N 10-ФЗ). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (ч. 1 ст. 375 ТК РФ). Следует учитывать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации (ч. 3 ст. 375 ТК РФ).

3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы

Трудовым кодексом РФ предусмотрен особый порядок расторжения трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 374 ТК РФ при увольнении данных работников по основаниям п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель должен получить согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа. В настоящее время положение ч. 1 ст. 374 признано не действующим в части увольнения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от N О-П). Конституционный Суд РФ указал, что правовое регулирование, предусмотренное в ч. 1 ст. 374 ТК РФ, представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника; подобного рода ограничение не обусловлено необходимостью защиты прав и свобод. Следовательно, работодателю не нужно запрашивать согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций по инициативе работодателя по основаниям, установленным п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Аналогичные положения Федерального закона от N 10-ФЗ (п. п. 1 и 2 ст. 25), которые были признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, с 1 июля 2010 г. утратили силу (Федеральный закон от N 146-ФЗ). Тем не менее работодатель должен соблюдать процедуру учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии решения о расторжении трудового договора с указанными работниками в порядке, предусмотренном ст. 373 ТК РФ. Подробнее об этом см. п. 3 настоящего материала.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

ОСВОБОЖДЕННЫЙ ОТ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ

1. Избрание работника на выборную должность руководителя первичной профсоюзной организации >>>

1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора >>>

1.2. Внесение записи в трудовую книжку >>>

1.3. Оформление личной карточки >>>

2. Предоставление прежней работы >>>

3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации >>>

1. Избрание работника на выборную должность руководителя первичной профсоюзной организации

При избрании работника на должность руководителя профсоюзной организации работодатель расторгает с ним трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основанием для этого является протокол об избрании на данную должность и заявление работника о расторжении договора в связи с переходом на выборную должность.

После избрания на должность работодателем для такого работника выступает первичная профсоюзная организация. Следует учитывать, что если профсоюз не имеет статуса юридического лица, то работодателем для руководителя будет вышестоящая профсоюзная организация, обладающая статусом юридического лица.

Важно! Трудовой договор с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации заключается на срок его полномочий (ст. 59 ТК РФ). По окончании такого срока договор с руководителем профсоюза расторгается на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора).

1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора

Согласно ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ расторжение трудового договора оформляется приказом (унифицированная форма N Т-8). Поскольку инициатива увольнения в связи с избранием на должность должна исходить от самого работника, его заявление необходимо приложить к приказу. В графе "Основание" данного документа следует указать реквизиты протокола собрания членов профсоюза об избрании работника на выборную должность, а также реквизиты заявления.

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается поставить подпись, в приказе делается соответствующая запись (ст. 84.1 ТК РФ).

1.2. Внесение записи в трудовую книжку

Запись о прекращении трудового договора в связи с переходом на выборную должность вносится в трудовую книжку. Согласно п. 6.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от N 69, при внесении записи в трудовой книжке необходимо указать наименование организации, куда работник переходит. Трудовая книжка выдается работнику в день прекращения договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от N 225 "О трудовых книжках").

Запись о прекращении трудового договора заверяется подписью работника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого работника (п. 35 Постановления Правительства РФ от N 225 "О трудовых книжках").

См. образец заполнения трудовой книжки.

1.3. Оформление личной карточки

В личную карточку (унифицированная форма N Т-2) вносится запись о прекращении трудового договора в связи с переходом на выборную должность по основаниям п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При получении трудовой книжки работник должен расписаться в личной карточке (п. 41 Постановления Правительства РФ от N 225 "О трудовых книжках").

См. образец заполнения личной карточки.

2. Предоставление прежней работы

Согласно ч. 1 ст. 375 ТК РФ работодатель обязан предоставить освобожденному профсоюзному работнику прежнюю работу, а при ее отсутствии с письменного согласия последнего - другую равноценную работу (должность). Следовательно, работодатель должен заново принять такого работника на прежнюю работу после окончания срока его полномочий. Подробнее об отсутствии возможности предоставить работнику прежнюю работу см. п. 2 настоящего материала.

Прием на работу оформляется приказом (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Содержание данного документа должно соответствовать условиям трудового договора, заключенного с работником.

Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Прием на работу".

3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет членских взносов либо финансирования вышестоящей профсоюзной организации. Частью 7 ст. 377 ТК РФ предусмотрено, что оплата также может осуществляться из средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Однако следует учитывать, что по отношению к руководителю первичной профсоюзной организации, освобожденному от основной работы, работодателем выступает сама профсоюзная организация, а не тот работодатель, у которого действует профсоюз.

В связи с этим на практике часто возникают вопросы об оплате труда такого руководителя, поскольку исходя из смысла ст. ст. 56, 57, 129 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику на основании заключенного трудового договора. В данном случае работодатель перечисляет денежные средства на счет первичной профсоюзной организации или того объединения профсоюзов, членом которого он является. Следует учитывать, что такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль организации (письмо УФНС России по г. Москве от N / письмо Минфина России от N /181).

УЧЕТ МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ

ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

2. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

3. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза >>>

3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора >>>

1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Согласно ст. 371 ТК РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Трудовым кодексом РФ установлены следующие случаи, когда работодателю необходимо запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

Введение и отмена режима неполного рабочего времени (ч. 5 ст. 74 ТК РФ);

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ);

Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

Разделение рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ);

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113 ТК РФ);

Установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ);

Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ);

Утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

Введение и применение системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);

Принятие локальных нормативных актов , предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

Введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180 ТК РФ);

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждение перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);

Утверждение порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

Увеличение продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ);

Утверждение графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ);

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 7 ст. 325 ТК РФ);

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 5 ст. 326 ТК РФ).

Указанный перечень не является исчерпывающим. Коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа.

Следует отметить, что если, например, коллективным договором предусмотрен порядок установления системы оплаты труда, то в таком случае учитывать мнение профсоюзного органа в соответствии с требованиями ст. 372 ТК РФ не нужно, поскольку данный вопрос уже урегулирован коллективным договором.

Ситуация из практики. На предприятии действуют две первичные профсоюзные организации. У какого профсоюза работодатель должен запрашивать мотивированное мнение при принятии локального нормативного акта?

Исходя из ст. 37 ТК РФ, данный вопрос можно решить следующим образом:

Две и более первичные профсоюзные организации могут создать единый представительный орган;

На общем собрании (конференции) работников может быть избрана первичная профсоюзная организация, которой будет поручено представлять интересы всех работников.

Следует также учитывать, что если в организации действует первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, то она становится представителем всех работников данного работодателя.

Необходимо помнить, что согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

2. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, работодатель при принятии решения должен соблюдать порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, который определен в ст. 372 ТК РФ.

Согласно ч. 1 данной статьи перед принятием решения работодатель направляет проект документа (приказа, распоряжения, локального нормативного акта и др.) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Профсоюзу отводится пять рабочих дней со дня получения проекта документа для направления работодателю мотивированного мнения.

Проект локального акта, приказа и документов, обосновывающих необходимость принятия решения, следует направлять с сопроводительным письмом, в котором нужно указать наименование документов, количество листов и экземпляров каждого документа.

Важно! Работодатель вправе не учитывать мнение профсоюза, если оно получено по истечении пяти рабочих дней со дня направления проекта документа.

Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации может выражать следующее:

Согласие с решением работодателя;

Несогласие с решением работодателя;

Предложение по совершенствованию проекта документа.

Важно! Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть обоснованным. То есть если профсоюз не согласен с решением работодателя, он должен письменно разъяснить, с чем конкретно он не согласен.

Если работодатель не согласен с мнением профсоюза, он обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК РФ). Поскольку данная обязанность лежит на работодателе, то он должен назначить профсоюзу время и место проведения консультации. Сделать это лучше всего путем направления выборному органу профсоюзной организации соответствующего письменного уведомления.

См. образец заполнения уведомления.

Если после проведения таких консультаций согласия по принимаемому решению не будет достигнуто, то разногласия оформляются протоколом.

После совершения всех указанных выше действий работодатель вправе принять локальный акт, издать приказ или другое распорядительное решение без согласия профсоюза. Однако при этом последний может обжаловать решение работодателя в соответствующей государственной инспекции труда или в суде (ч. 4 ст. 372 ТК РФ).

2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

После получения мотивированного мнения профсоюза по поводу документа, который ему направлялся, нужно сделать соответствующую отметку в самом документе. В локальном акте отметку лучше проставить в начале документа, в приказе (например, приказ о введении неполного рабочего времени в организации) - в конце документа после подписи руководителя организации.

См. образец заполнения локального акта с отметкой об учете мнения профсоюза.

См. образец заполнения приказа.

3. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза

При принятии решения об увольнении работников - членов профсоюза по основаниям п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ должна быть соблюдена процедура получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатель должен направить в профсоюз проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (ч. 1 ст. 373 ТК РФ). Данные документы следует направить с сопроводительным письмом, в котором нужно указать их наименование, количество листов и экземпляров каждого документа.

См. образец заполнения сопроводительного письма.

Профсоюз должен рассмотреть полученные документы в течение семи рабочих дней и направить работодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Важно! Мнение профсоюза, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то в течение трех рабочих дней он проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом (ч. 3 ст. 373 ТК РФ). Работодателю самому предлагать проводить такие консультации не нужно. Однако он обязан отреагировать на предложение профсоюза и явиться на соответствующие встречи.

Если работодатель и профсоюз не достигнут общего согласия, то работодатель вправе издать приказ об увольнении работника - члена профсоюза по истечении десяти дней с момента направления профсоюзу проекта приказа и копий документов. Однако такое увольнение может быть обжаловано профсоюзом в государственной инспекции труда. Соответственно, в случае признания увольнения незаконным инспекция вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Следует учитывать, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником - членом профсоюза по основаниям ч. 1 ст. 373 ТК РФ не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если работник после получения данного мнения заболел, ушел в отпуск или по другим уважительным причинам отсутствовал на рабочем месте, то месячный срок продлевается на соответствующее количество дней (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Отсутствие у работодателя документов, которые подтверждают участие профсоюзного органа в решении вопроса, связанного с увольнением работника - члена профсоюза по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является основанием для восстановления последнего на работе (см. Определение Московского областного суда от по делу N /2010). В Определении Московского городского суда от по делу N указано на нарушение процедуры увольнения работника, который являлся членом профсоюза. Это нарушение со стороны работодателя наряду с другими повлияло на принятие судом решения о восстановлении работника на работе.

При принятии решения о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденным от основной работы, по основаниям п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодателю необходимо получить соответствующее согласие вышестоящего органа первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 374 ТК РФ). Для получения такого согласия нужно направить письмо с приложением проекта приказа о расторжении трудового договора и копий всех документов, обосновывающих принятие данного решения. Подробнее о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации см. п. 3 настоящего материала.

3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора

После того как работодатель принял окончательное решение об увольнении работника - члена профсоюза, он должен издать соответствующий приказ (ст. 84.1 ТК РФ). Данный документ составляется по унифицированной форме N Т-8 (утв. Постановлением Госкомстата России от N 1). В графе "Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа" работодатель должен указать реквизиты мотивированного мнения профсоюза.

См. образец заполнения приказа.

Подписано в печать


Top