Предметы похожие на цифру 0. Метод ассоциаций по форме
Цели:
1. Сформировать представление о числе 0,
способность к его записи, изображению на
числовом отрезке, сравнению, сложению и
вычитанию с 0.
2. Тренировать навыки счета в пределах 9,
мыслительные операции, речь, творческие
способности.
1. Оргмомент.
Напоминаю вам простые правила поведения:
- вести себя спокойно, но не отсиживаться;
- не выкрикивать (громко – это не значит красиво) ;
- быть думающими (для этого у вас есть голова на
плечах) ; - быть терпеливыми, дать возможность высказаться
своим товарищам; - задания выслушивать до конца.
2. Актуализация.
Есть такая страна – Математика. Где она
находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды
оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам
не замечая, каждый день бываешь там в гостях и
встречаешься с её жителями. Потому что эта страна
– волшебная! Она – везде!
Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – Математика!
Математика приглашает в своё царство всех, кто
настойчив, кто часто говорит почему?, кто не
боится цифр и вычислений и чей девиз “Хочу всё
знать!”. Сколько надо приложить ума, воли,
терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!
Числа очень любят прятаться. Видишь доска
висит? Она здесь одна. Здесь прячется число
“один”!
А вот рядом два ученика. Здесь спряталось число
“два”.
Вот как ловко числа прячутся: все эти предметы
ты видишь, а сами числа – нет! Прямо невидимки
какие-то.
Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним
“приклеили” волшебные значки – цифры. Вот
сейчас мы сделаем их видимыми.
Задание1 “Угадай и покажи о какой цифре идет
речь? ” (У каждого ребенка набор цифр о 1 до 9)
Никак не может наклониться
Прямая цифра __________ (единица)
Отличите вы едва
Лебедя от цифры _________ (два)
Две половинки круга
Около друг друга (три)
Спинка стула смотрит вниз,
Ножки кверху поднялись.
Но беспорядка нет в квартире,
Знают все – это ___________ (четыре)
Есть, друзья, такая птица:
Если сяду на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (пятёрка)
Бабушка вязала, кошка играла,
Была шерсть, получилось ___________ (шесть)
Коль нет косы, совет наш всем:
Траву косите цифрой ___________ (семь)
Вас подтвердить, ребята, просим,
Что снеговик похож на __________ (восемь)
Эта цифра непростая:
Не то головастик, не то запятая (девять) .
3адание 2.
– Назови эти числа. Что за ряд получился?
(натуральный)
– Назови число, которое стоит за числом 8, 2.
– На сколько каждое последующее число больше
предыдущего?
– Назови число, которое стоит перед числом 5, 7.
– Насколько каждое предыдущее число меньше
последующего?
– Какое число стоит между числами 7 и 9?
– Что брльше -8 или 9? Почему?
– На сколько9 больше 8?
– Придумайте числовые выражения, значения
которых были бы равны 9.
Задание 3.
Посмотрите внимательно на парту. Где вы еще
видите натуральный ряд чисел? (на линейке)
– Тогда предлагаю поиграть в игру “День-ночь”.
Цепочка: 9-7+3+2-6+2+5+1. (9)
3. Создание проблемной ситуации.
Ответьте, сколько яблок уменя в пакете? (3)
Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)
– Сколько точек на кости домино? (пусто-пусто)
– Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни
одного). –
Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни
одного”?
Вставь в окошко числа, чтобы выражения были
равными
– Какое число нужно вставить? Какой цифрой
обозначим?
4. Определение темы урока.
– Определите тему урока.
5. Открытие новых знаний
а) Введение числа и цифры 0.
1) Работа по учебнику.
С. 30учебника. . сколько было листиков на дереве?
сколько осталось? Что случилось?
Физминутка “Мы листики осенние. . ”
– Какой точке числового отрезка соответствует
количество листьев на ветке?
– Какой цифрой обозначим эту точку? 0
2) Игра “Моя вообразилия”
– На что похожа цифра 0
Но как его ни назовем.
Он называется нулем!
3) Запись числа 0.
4) Свойства 0
– Прочитай выражение. Как его
проиллюстрировали? (3+0 – к трем треугольникам в
первом мешке прибавили пустой мешок.)
– Что же получили в результате? (Эти же три
треугольника)
– Как будет записано выражение? (3+ 0=3)
– Подумайте и скажите: всегда ли при сложении
числа с нулем получается тоже самое число?
– Что значит эта запись: а+0=…(а-любое число; если
к любому числуприбавить 0 то получится то же
самое число=> а+0=а0
*Аналогично устанавливается и обосновывается
другие свойства: 0+а=а; а-0=а; а-а=0
Итог:
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Я поведу сейчас рассказ:
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Физкультминутка
6. Первичное закрепление
1. Решение примеров на основе использования
свойств 0.
– Реши и обоснуй результат (первый столбик
примеров решаем с комментированием, остальные –
самостоятельно с самопроверкой)
Послушайте стихотворение:
Цифра вроде буквы 0 –
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 – такой хорошенький,
Но незначит ничегошеньки!
– Ребята, вы тоже согласны с этими словами?
Вот это ноль иль ничего –
Послушай сказку про него:
Сказал весёлый, круглый Ноль
Соседке – Единице:
Ноль.
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
Единица.
Ты, Ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ноль.
Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.
Работа на клеточной основе.
Какая цифра стоит слева, справа, какое число
получилось?
2-я строчка: продолжи запись (10, 20, 30, 40, …. .)
7. Повторение.
1 Поиск неизвестного компонента
*№8, с. 31. Методом подбора.
Что известно в первом выражении? Что нужно
найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую
часть: 9-это 5 и 4, поэтому в пустое окошечко
записываем 4.)
*№ 7 Логическое задание №7, с. 31.
8. Итог.
– Что нового узнали?
– Какие свойства нуля узнали:
– Что показалось наиболее интересным?
*Задание “Спрячьте цифру 0”.
Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.
Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Пособие по Моро М.И.
Пособие по Петерсон Л.Г.
Число и цифра 0. Знакомство
Сегодня мы снова с вами в стране "Математики". Мы пойдём в гости к очень интересному и необычному жителю. И, как всегда, в этом нам помогут рыжий маленький Лисёнок и умный Гном из "Лесной школы".
А для начала попробуйте найти закономерность. Посмотрите внимательно и посчитайте: сколько мячей лежит на каждой полке? Как вы думаете, как можно записать, что на последней полке нет ни одного мяча?
В стране "Математика" есть житель, имя которому НОЛЬ. Это особое число, которое можно записать цифрой.
Наш НОЛЬ не значит ничего.
Но в математике нельзя и без него.
Без этой цифры нам не обойтись.
Писать его скорей учись.
Ну как, его уже ты написал
Знакомый и приветливый овал?
На что похож наш НОЛЬ? Попробуй угадай.
Нет проще ничего: НОЛЬ похож на букву "О".
На вкусную баранку.
На обруч, что крутит сестра спозаранку.
На НОЛЬ похожа полная луна.
На НОЛЬ похожа круглая Земля.
.Похожи на НОЛЬ круглые часы, что в комнате у бабушки висят.
На мячик, что любимец всех ребят.
И колобок из детской сказки, который убежал от всех, похож на НОЛЬ.
И солнце в вышине такое же круглое, как НОЛЬ.
Видите, ребята, какая это важная цифра!
На числовой линейке НОЛЬ всегда стоит впереди всех чисел.
Кому-то НОЛЬ покажется числом простым,
Ничего не значащим, пустым.
Но если слева мы к нему Цифру любую припишем,
То совсем другое число запишем.
Например: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100
Использование числа ноль в задачах
Умный Гном задал Лисёнку задачки, а тот так в них запутался, что не знает ответа. Давайте поможем ему справиться с задачами. Ну-ка, кто первый ответит?
Лисёнку дано было задание написать все числа по порядку. Посмотрите и скажите, какие числа пропустил Лисёнок?
На гумне клевали зёрнышки цыплята. Один убежал, двое спрятались, пятеро ушли в курятник. Посмотри на картинку и скажи, сколько осталось цыплят?
Собрала Маша в лукошко 5 лисичек, 5 опят и белый гриб. Присела она на пенёк, отдохнуть немножко. А с берёзы прыг да скок, белка рыжая спустилась, у лукошка очутилась, 3 грибочка утащила. А за нею еж, взяв себе на спинку трех лисичек и опят, убежал скорее в норку. Отдохнув, Маша глянула в лукошко и немного растерялась. Подскажи скорее ей, сколько же грибов осталось?
У Пети было 3 фиолетовых квадратика и 5 жёлтых. Он взял краски и закрасил эти 8 квадратиков в зелёный цвет. Сколько осталось у Пети жёлтых и фиолетовых квадратиков?
Решение этой задачи запишем цифрами.
На день рождения у Веры было 9 гостей. Торт разрезали на 9 частей и раздали гостям. Сколько кусочков торта осталось на тарелке?
Если из числа вычесть тоже число, всегда получается НОЛЬ.
Сегодня на уроке вы познакомились с особым числом 0.
Запомните её и с нею подружитесь.
Она на пути к знаниям в стране "Математики" вам очень пригодится.
А сейчас звенит звонок, значит кончился урок.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз,
Цифра будет все такой же,
Правда ведь, скажи?
Цифра вроде буквы О -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
(С. Маршак)
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!
(Ф. Дагларджа)
Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик!
(Э. Александрова)
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Вот он, посмотрите на него - 0. Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». Прибавьте нуль к пяти - получится та же пятерка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения. Отнимите нуль от шести - получится опять-таки шесть. Казалось бы, что о нем говорить: нуль и нуль - пустышка. Недаром никчемного человека называют «нуль без палочки».
Значит, подумает кое-кто, нуль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
Если разобраться, то выйдет, что нуль - очень даже важная персона. Как написать 10, 100, 1 000 000, если его нет? Как написать 102 или 1905, если между цифрами не поместить волшебный кружок? Получится 12, 195, а вовсе не то, что надо. Мучение одно!
Вот так долгие века люди и мучились. Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышли именно 102, 1905, а не 12 и 195, приходилось их записывать на особой разграфленной доске - абаке. Там были клеточки отдельно для миллионов, отдельно для сотен и десятков тысяч, просто для тысяч, просто для сотен, десятков и, наконец, для единиц. Словом, абак был тогда чем-то вроде теперешних счетов только без косточек. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком. Так родился наш нуль. В память об абаке он так и остался похожим на кружок.
Считается, что так обозначать нуль впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился еще раньше, у вавилонян. Но везде он и обозначался и назывался кружком. На языке Древней Индии «кружок» - «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш нуль называться «сифр». Не правда ли, напоминает что-то? Правильно! «Сифр» - «цифра».
Так уж получилось, что арабским именем нуля - этого самого молодого из цифровой семьи - стали называть с тех пор всех его братьев и сестер. Все они теперь цифры: и 0 - цифра, и 5 - цифра, и 6 - цифра, и 9 - тоже цифра. А само слово «нуль» возникло позже (от латинского nullum - ничто).
Как ни странно, «ничто»-.самая важная цифра нашей счетной системы! Казалось бы, пустота, воздух - а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа - число тут же увеличивается в десять раз. От нуля можно ожидать всяких фокусов. Про него даже песенки поют в лабиринте чисел:
У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у нас говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним
Да глаз!
(О проказах нуля можно прочитать в книге Э. Александрова и В. Левшина «В лабиринте чисел».)
У этой цифры есть еще одно важное значение. Обычно мы думаем, что нуль стоит в начале ряда чисел и что любое число (один, два, три и т. д.) будет больше нуля. Взгляните, однако, на термометр. Здесь нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от него. Вверх идут цифры, обозначающие градусы тепла, вниз - градусы холода. Про числа, расположенные над нулем, мы говорим: «Выше нуля». А о числах под нулем: «Ниже нуля». Что значит «ниже»? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число меньше нуля? Оказывается, может. Такие числа называются отрицательными. Чтобы отличить их от положительных чисел; расположенных выше нуля, математики ставят перед ними знак минус. Например число -3 читаем как «минус три». И всем понятно, что это отрицательное число. Таким образом, нуль является как бы пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел: положительных и отрицательных. Теперь, Пожалуй, вы согласитесь, что нуль- важное изобретение древних математиков.
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Вот это ноль - иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!
(С. Маршак)
Нуль на месте на пустом
Ставят, как известно,
Только он при всем при том
Не пустое место.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он сводит мигом всех на нет,
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.
Ноль без палочки - место пустое.
Помни правило это простое.
Ноль - Король, если палочка слева
Встанет рядышком как Королева.
(М. Пляцковский)
Скок да скок,
Скок да скок -
покатился колобок,
круглый да румяный,
прямо на поляну.
Нам колобок
Нарисовать,
Как ноль в тетради
Написать.
Да только ноль
Не колобок,
А просто он
Пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.
И звери съели колобок.
Вот что такое
Ноль - кружок.
(В. Бакалдин)
Я
На все махнув рукой,
Взял
Уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и
Не спросил!
(Б. Заходер)
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
СКАЗКА ПРО НУЛЬ
Жил на свете Нуль. Вначале он был маленьким- премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Цифры 1, 4, 7, худые и угловатые, завидовали Нулю. Такой он был круглый, внушительный.
Быть ему вожаком,- пророчили вокруг.
А Нуль важничал и раздувался как индюк.
Поставили как-то Нуль впереди двойки, тройки и пятерки, да еще запятой отделили от них, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина цифр уменьшилась вдруг в десять раз! Поставили Нуль впереди других цифр - то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержания никакого
Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощник. Надо что-то предпринять, Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.
С завистью поглядывал теперь Нуль на другие цифры: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым же удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными величинами.
Попробовал и Нуль подняться в квадрат, потом в куб, но ничего не получилось.
Бродил Нуль по белу свету, несчастный, обездоленный. Однажды увидел он цифры, выстроившиеся в ряд, друг за другом, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно, стал скромно позади всех! О чудо! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он удесятерил их величину.
СПОР ЦИФР
Однажды цифры поспорили с Нулем:
Ты хотя и число, но ровнехонько ничего не значишь1 Вот ученик возьмет цифру «два» и соответственно поставит два кубика, а возьмет «нуль» и ничего не поставит.
Правда, правда, ни-че-го,- сказала Пятерка.
Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка,- затараторили цифры.
Вы ничего не понимаете,- сказал Нуль. - Вот Единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай! А если я встану рядом с тобой справа, Пятерка, что ты будешь означать?
Нуль встал справа от цифры 5, и она стала пятью десятками, числом 50.
Нуль вставал справа от каждой цифры и просил называть образованное число.
Я увеличиваю каждое число в 10 раз, а вы меня ничевочкой назвали. А как вы запишете ответ, если меня не будет, в таких примерах: 5-5=… 7-7=…?
Но цифры все же затеяли спор:
Я больше всех значу,- заявила Девятка, - ведь я не Единица.
Единица засмеялась, встала слева к цифре «девять» и спросила:
Кто теперь больше: ты или я?
Подбежала цифра «семь» и встала на место Единицы. Получилось число 79.
Я семь десятков, семьдесят, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с Девяткой и все оказывались больше Девятки. Удивилась Девятка, смутилась.
А ведь все просто объясняется. Самое главное - это место цифр в числе. Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно, но когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа налево - десятки.
Цифры все поняли и с тех пор спорить перестали.
Мы с вами уже знакомы, пора познакомить своего малыша с цифрами. Цифровой ряд начинается с цифры 0 . Малыша следует сразу знакомить с числом и цифрой 0. Как это сделать? Начните со знакомства с понятием много и ни одного.
В детском саду занятия по математике начинаются с трех лет.
И так, как познакомить малыша с множеством? Как показано на рисунке, спросите у малыша:
Сколько мишек в прямоугольнике слева? (много)
А сколько мишек в прямоугольнике справа? (ни одного)
Поясните малышу, что когда нет ни одного, обозначают цифрой 0 . И покажите малышу цифру ноль. Спросите, на что похожа цифра?
Для закрепления цифры вы можете использовать дидактический материал по математике – это и художественное слово, и ребусы, и веселые задачки, и загадки.
Дидактический материал по математике. Цифра «0
Веселые стихи
Повернуть ее ты можешь,Головой поставить вниз,Цифра будет все такой же,
Правда, ведь, скажи? Цифра вроде буквы «О» – Это ноль иль нечего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. С. Маршак Ноль – как обруч. Захочу – По дороге покачу. Где здесь верх и где здесь низ? Бублик в воздухе повис. Если ноль – пустое место, Значит, бублик не из теста. |
В этой цифре нет угла –Оттого она кругла.До того она кругла –
Покатиться бы могла. Не похож он на пятак, Не похож на бублик, Круглый он, да не дурак, С дыркой, да не бублик! З. Александрова Можем говорить мы смело – У ноля большое дело: Только к цифрам он подходит, Сразу чудо происходит. Ноль встает за единицей – Число десять на странице! |
Веселые задачки
На ветке сидит 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьев осталось на ветке?
(Нисколько, все улетели.)
На дубе три ветки, на каждой ветке по 2 груши. Отгадай, сколько всего груш на дубе? (Нисколько.)
Семь прекрасных лебедей,Семь проверенных друзей
Тихо плавают в пруду И не помнят про еду. |
Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
Сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения.
Развить умение распознавания цифры в знаковой
среде.
Научить правильно писать цифру 0 и соотносить
количество предметов с цифрой.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного
действия – поиска цифры 0.
Создать возможность планирования совместно с
учителем своих действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника
контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать,
сопоставлять и обобщать.
Подвести под понятие цифры и числа 0.
Развивать умение работать с разными видами
информации.
Работать над использованием
знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего
мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия
ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
Работать над самооценкой и адекватным
пониманием причин успеха или неуспеха в учебной
деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным
ситуациям.
Способствовать проявлению познавательной
инициативы в оказании помощи соученикам.
Способствовать проявлению самостоятельности
в разных видах деятельности.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Чем мы занимаемся на уроках математики?
Чему вы уже научились?
Кто готов показать свои знания?
Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”
Как понимаете это высказывание?
2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
А начнем мы наш урок с математической разминки.
- счет от 2 до 9, от 8 до 4
- назовите число, которое следует за числом 7, 4.
- как получить последующее число?
- на сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
- как получить предыдущее число?
- на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- назовите соседей числа 5, 9.
- прочитайте по-разному:
7 + 3 = 10
9 – 4=5 - 5 яблок в корзине,
В вазе – 4.
У Саши одно.
Сколько всего? (5+4+1=10) - Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3) - Трое ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)
Ноль – это сколько предметов?
Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?
Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.
3. Постановка цели урока. Открытие нового.
Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .
Назовите тему урока. (Число ноль)
Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)
На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется.... нулем.
Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему дали название “нуль”, что означает “ничто”.
Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. (рисунок)
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.
Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.
Где в жизни мы встречаемся с числом 0?
Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)
Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10, 100, 500, 2000)
А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
Где место ноля на числовом отрезке?
Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?
0 – это натуральное число? Почему?
Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак “минус”
Физ. минутка. (“Солнце глянуло в кроватку.... ”)
Цель этапа: Смена вида деятельности
5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.
Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.
Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.
А для чего нам нужно уметь её писать?
ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.
Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.
6. Обобщение усвоенного.
Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Работа с учебником. Стр. 70
Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.
Ответили?(Да.)
Рассмотрите картинки ниже.
Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство? Какое равенство подходит к картинке?
Составьте рассказы по двум другим равенствам.
Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?
Как записать? Стало листочков больше или меньше?
Сравните 2 и 3. и т. д.
В ТЕТРАДИ:
3-1=2 2-1=1 1-1=0 2< 3 1 < 2 0 <1
Физ. минутка. Цель этапа: Смена вида деятельности
Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете показывать на пальчиках.
- Сколько пальцев на 1 руке?
- Сколько окон в классе?
- Сколько яблок на дубе?
- Сколько ног у человека? У змеи?
- Сколько дедушек учится в нашем классе?
- Сколько гостей к нам пришло на урок?
7. Самостоятельная работа.
Вас ждет ещё одно задание.
НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:
Давайте, проверим правильно ли он сделал. А проверять будете в парах.
Разложите карточки с цифрами в порядке увеличения. Что это значит?
Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.
Исправьте ошибки Незнайки.
Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого не было?
А теперь прочитайте эти числа в порядке уменьшения. Что это значит?
8. Рефлексия учебной деятельности.
ИТОГ: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Кому было трудно? Что?
А кому легко?
Кому интересно?
Кто расскажет дома об уроке?
Кто хочет получить домашнее задание? (раскрасить картинку с изображением 0)