Презентация на тему леса. Живи, лес! (сохранение и восстановление северных лесов) Правозащитный экологический фонд «Биармия» Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Цель : систематизация и углубление представлений детей о лесе, в частности о деревьях: береза, сосна, ель.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и углубить знания детей о ели, сосне и березе, как представителях живой природы нашего края.
  • Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (ствол, ветви, листья).
  • Познакомить детей с новыми понятиями: сосновый бор, березовая роща, ельник, смешанный лес.

Развивающие:

  • Развивать мышление, память, любознательность детей;
  • Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Развивать игровую деятельность детей.

Воспитательные:

Практическая значимость: данная презентация позволяет включить ребенка в процесс познания и удержать его внимание. Анимированная сова, физминутка для глаз «оживляют» изучаемый материал, делают процесс познания более интересным и увлекательным. Презентация решает проблему нехватки наглядных пособий.

Место использования мультимедийного материала : презентация используется в непосредственно образовательной деятельности.

План-конспект НОД «Путешествие в лес»

Непосредственно образовательная деятельность проходит в форме экскурсии. Экскурсию в лес сопровождает педагог в роли экскурсовода и анимированная Сова. Исследуем деревья: березу, сосну, ель.

Цель : Систематизация и углубление представлений детей о лесе, в частности о деревьях: береза, сосна, ель.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (ствол, ветви, листья);
  • Закрепить и углубить знания детей о ели, сосне и березе, как представителях живой природы нашего края;
  • Познакомить детей с новыми понятиями: сосновый бор, березовая роща, ельник, смешанный лес.

Развивающие:

  • Развивать воображение, мышление, память, любознательность детей;
  • Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;
  • Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
  • Развивать игровую деятельность детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Повторить и закрепить знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пассажира;
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности.

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, физическая культура.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Формы работы с детьми: беседа, игра, обследование, постановка проблемного вопроса, рисование.

Организационная форма: подгрупповая.

Материал: ноутбук, проектор, презентация и музыкальные файлы (звуки леса, звук заводящего двигателя), электронная физминутка, ремни безопасности, веточки и плоды деревьев (береза, ель, сосна), раскраска и наклейки к ней.

Ход НОД

1 слайд. Сюрпризный момент - Приветствие совы

Входит воспитатель в роли экскурсовода.

Меня прислала к вам Сова, для того, что бы сопровождать вас в виртуальной экскурсии. А на чем же нам отправиться на экскурсию? (Варианты детей). Давайте возьмем стульчики и сконструируем наш автобус.

Рассаживаемся.

- Ребята, а вы знаете первое и самое главное правило пассажира?

Пристегиваемся.

Звучит звук мотора .

Ребята, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы предлагаю сделать гимнастику для глаз.

Слайд 2. Гимнастика для глаз.Сова говорит, экскурсовод показывает .

Звучат звуки леса.

Ребята что это? Что за звуки? Как вы думаете, где такие звуки можно услышать? (в лесу). Звуки нам говорят о том, что мы приехали в лес. Выходим, располагаемся, так как удобно детям. Ребята, мне кажется, что Сова хочет нам, что-то сказать.

Слайд 3 . Отгадываем загадку.

Слайд 4. Сова задает вопрос. Вводим понятие березовая роща

Беседуем о березе (отличительные признаки)

- Вроде ребята Сова нам еще хочет загадать загадку.

Слайд 5. Загадка о ели.

Слайд 6. Вопрос Совы.Вводим понятие ельник

Познавательно - исследовательская деятельность. Дети щупают веточки и семена дерева. Беседуем о ели.

- Ребята, а вы не устали? давайте встанем и выполним те действия, которые нам скажет Сова.

Слайд 7. Физминутка.

- Рассаживаемся по удобнее, Совушка нам еще одну загадку загадает.

Слайд 8. Загадка о сосне.

Слайд 9. Вводим понятие сосновый бор

Познавательно - исследовательская деятельность. Дети щупают веточки и семена дерева. Беседуем о сосне.

Слайд 10. Картинка смешанного леса.

Дети посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую нам показывает Сова, какие деревья на ней изображены? Скажите, а как называется этот лес?

Слайд 11. Сова вводит понятие смешанный лес

Как вы думаете, почему он так называется?

Слайд 12. Повторение новых понятий. Игра «Угадай лес».

Слайд 13. Прощание Совы.

Экскурсия подошла к концу, возвращаемся в детский сад. Ребята пока мы будем ехать обратно, я вам раздам подарок от Совы. Пойдемте в автобус.

Рассаживаются, звучит звук заводящегося мотора , экскурсовод раздает раскраски.

Ребята, а что вы увидели сегодня на виртуальной экскурсии?

Проблемный вопрос: Что было бы, если не было деревьев? Зачем нужно беречь природу?

А о чем бы вы хотели рассказать сегодня дома?

Ребята, ну вот мы и приехали, пора прощаться. Приглашаю вас выйти. Мне очень понравилось быть у вас экскурсоводом. На прощание вам от меня музыкально-танцевальный подарок. Смотрите на героев на экране и повторяйте за ними движения.

Интерактивная физминутка «Пришла Весна».

Приложение 1: Презентация.

Приложение 2: План-конспект.

Презентация по теме: Лес Презентация по теме: Лес Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы. . . Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой.

Лес — природный комплекс древесных, кустарниковых, травянистых и других растений, а также животных и микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Лес образует более или менее сомкнутый древостой. Лес оказывает большое влияние на почвообразование, климат, процессы влагооборота и др. Лес является одним из планетарных аккумуляторов живого вещества в биосфере. Лес активно взаимодействует с тропосферой и определяет уровень кислородного и углеродного обмена.

Лес — это урожай, источник пищи и сырья. Лес — незаменимое место отдыха и бескорыстный друг человека. И наша общая задача — беречь и приумножать его. Самый страшный враг леса — пожар, беспощадно уничтожающий все живое на своем пути.

Полумрак и зной стоят в бору, Смолы проступают сквозь кору. А войдешь в лесную даль и глушь — Муравьиным спиртом пахнет сушь. В чаще муравейники не спят, Шевелятся, движутся, шуршат. . . И спрятавшись в коврах зеленых, Цветов вдыхая аромат, Мильоны легких насекомых Неумолкаемо жужжат. И. С. Никитин.

Лес был и будет впредь наверняка Бесценным даром — меж собой мы судим. И главное — расти ему в веках Себе на радость и на радость людям.

Налибокская пуща природная достопримечательность Беларуси Недалеко от Минска, всего то в каких-то 90 км, есть удивительное по красоте место, которого в малой степени коснулась беспощадная деятельность человека, -Налибокская пуща — один из самых больших лесных массивов в Беларуси, по отдельным источникам, в современной Восточной Европе. Пересечённая множеством малых и средних водотоков, она не только играет важную роль в формировании гидрологического режима прилегающих территорий, но и придает им своеобразный ландшафт. Пронизанная многочисленными ручьями и реками, словно венами, пуща представляет собой уникальный природный комплекс, который стал домом для множества редких растений и животных. Именно. Налибокская пуща является генетическим резервуаром для речной форели и хариуса.

Налибокская пуща – это не заповедник и не национальный парк Беларуси. Но не смотря на это Налибокская флора остается необычайно разнообразной. В ней находится 820 только высших видов растений, по числу которых она является самой богатой флорой беларуских заповедников. Почти четвертая часть растений относится к лекарственным, многие из них занесли в Красную книгу: Арника горная, лунник оживающий. Налибокскую пущу принято официально называть Территорией, важной для птиц, так какздесь можно встретить 29 видов птиц, которые та же занесены в Красную книгу, в том числе важные в масштабах всей Беларуси популяции зимородка и малого подорлика

Налибокская пуща -район естественного размножения зубров, «городок» бобров. Самый большой лесной массив в Беларуси и, наверное, во всей Восточной Европе. Это целая «страна» - больше по площади, например, Ливана или Кувейта, да и по своеобразию природы и богатству мифов и исторических образов сильно отличающаяся от остальной Беларуси.

Флора Налибокской пущи богата и раз нообразна: здесь встречается свыше тысячи видов сосудистых и мохообразных растений. Практически с ранней весны и до поздней осени кружат они в пестром хороводе, сменяя друга. Еще до появления на деревьях первой листвы лесные проталины укрываются нежно-голубым ковром: зацветают перелески, чина весенняя, фиалки, а среди них ярко светятся звездчатки. В заболоченных западинах и сырых лесах растет черемша — медвежий лук. Широкие сочные зеленые листья его выстроились сплошными рядами, как на грядках. . По соседству в тех же экологических условиях растет колокольчик широколистный — редко встречающееся в нашей республике растение удивительной красоты. На высоком стебле глубоко в пазухах листьев синеют крупные цветки длиной 4 -6 см, напоминающие садовые формы. Этот вид колокольчика охраняется. Под пологом листвы цветение трав в пуще протекает уже не столь дружно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лес - легкие планеты Вырубка леса - экологическая проблема. Уже давно ученые говорят о пагубном воздействии технического прогресса на природу. Изменение климата, таяние льдов, снижение качества питьевой воды очень негативно отражаются на жизни людей. Экологи всего мира давно бьют тревогу по поводу загрязнения и уничтожения природы. Одной из важнейших экологических проблем является вырубка лесов. Проблемы леса видны особенно в цивилизованных государствах. Экологи считают, что обезлесение приводит ко многим негативным последствиям для Земли и человека.

3 слайд

Описание слайда:

Без лесов не будет и жизни на Земле, это нужно понять тем, от кого зависит их сохранение. Однако древесина уже давно стала товаром, который дорого стоит. И поэтому проблема уничтожения лесов решается с таким трудом. Возможно, люди просто не задумываются, что вся их жизнь зависит от этой экосистемы. Хотя издавна все почитали лес, придавая ему часто магические функции. Он был кормильцем и олицетворял животворящую силу природы. Его любили, к деревьям относились бережно, и они отвечали нашим предкам тем же.

4 слайд

Описание слайда:

Леса планеты Во всех странах, в каждом уголке мира производится массовая вырубка лесов. Проблемы леса в том, что с уничтожением деревьев погибают еще множество видов растений и животных. Нарушается экологическое равновесие в природе. Ведь лес - это не только деревья. Это слаженная экосистема, основанная на взаимодействии многих представителей флоры и фауны. Кроме деревьев, большое значение в ее существовании имеют кустарники, травянистые растения, лишайники, насекомые, животные и даже микроорганизмы.

5 слайд

Описание слайда:

Несмотря на массовую вырубку, до сих пор леса занимают около 30% территории суши. Это более 4 миллиардов гектаров земли. Больше половины из них - это тропические леса. Однако большое значение в экологии планеты играют также и северные, особенно хвойные массивы. Самые богатые зеленью страны в мире - это Финляндия и Канада. В России же находятся около 25% мировых запасов леса. Меньше всего осталось деревьев на территории Европы. Сейчас леса занимают только треть ее территории, хотя в древности она была полностью покрыта деревьями. А, например, в Англии их почти не осталось, всего 6% земли отдано под парки и лесопосадки

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Значение леса Он обеспечивает человечество кислородом. Неслучайно говорят, что лес - легкие планеты. И он не только вырабатывает кислород, но и частично поглощает химические загрязнения, очищая воздух. Мудро организованная экосистема накапливает углерод, важный для существования жизни на Земле. Это также помогает предотвратить парниковый эффект, который все сильнее угрожает природе. Лес защищает окружающую местность от сильных перепадов температур, ночных заморозков, что благоприятно сказывается на состоянии сельхозугодий. Ученые выяснили, что климат мягче там, где большая часть территории заросла деревьями.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Польза леса для посевов состоит еще и в том, что он защищает почву от вымывания, сноса ветром, оползней и селей. Территории, заросшие деревьями, предотвращают наступление песков. Лес огромную роль играет и в круговороте воды. Он не только фильтрует ее и сохраняет в почве, но и помогает весной во время паводков наполнять водой ручьи и реки, препятствуя заболачиванию местности. Лес помогает поддерживать уровень грунтовых вод и предотвращает наводнения. Всасывание корнями влаги из почвы и интенсивное испарение ее листьями помогает избежать засухи.

10 слайд

Описание слайда:

Какой ущерб наносит вырубка леса? Экологическая проблема исчезновения так называемых "легких" планеты уже волнует многих. Большинство людей считают, что это грозит уменьшением запасов кислорода. Это так, но это не главная проблема. Поразительны масштабы, которые приняла сейчас вырубка лесов. Фото со спутника бывших лесных массивов помогает представить наглядно ситуацию.

11 слайд

Описание слайда:

К чему же это может привести: разрушается экосистема леса, исчезают многие представители флоры и фауны; уменьшение количества древесины и разнообразия растений приводит к ухудшению качества жизни большинства людей; увеличивается количество диоксида углерода, что приводит к образованию парникового эффекта; деревья перестают защищать почвы (вымывание верхнего слоя приводит к образованию оврагов, а опускание уровня грунтовых вод является причиной появления пустынь); увеличивается влажность почв, из-за чего образуются болота; ученые считают, что исчезновение деревьев на склонах гор приводит к быстрому таянию ледников. По подсчету исследователей, вырубка леса приносит мировой экономике ущерб на сумму до 5 триллионов долларов в год.

12 слайд

Описание слайда:

Что же происходит после вырубки? На открытом пространстве создаются абсолютно другие условия. Поэтому вырастает новый лес только там, где территория вырубки не очень большая. Что же мешает молодым растениям окрепнуть: Изменяется уровень освещенности. Те растения подлеска, которые привыкли жить в тени, гибнут. Другой температурный режим. Без защиты деревьев происходит более резкое колебание температур, частые ночные заморозки. Это тоже приводит к гибели многих растений. Увеличение влажности почвы может привести к ее заболачиванию. А выдувание ветром влаги с листьев молодой поросли не дает им нормально развиваться. Отмирание корней и разложение лесной подстилки высвобождают много азотистых соединений, которые обогащают почву. Однако чувствуют себя на ней лучше те растения, которые нуждаются именно в таких минеральных веществах. Быстрее всего на вырубках вырастают малина или иван-чай, хорошо развивается поросль березы или ивы. Поэтому восстановление лиственных лесов идет быстро, если человек не вмешивается в этот процесс. А вот хвойные деревья после вырубки растут очень плохо, так как размножаются они семенами, для которых нет нормальных условий развития. Такие негативные последствия имеет вырубка лесов. Решение проблемы – какое оно?














Кустарники соснового леса: можжевельник Вечнозеленый кустарник или небольшое дерево. На одном растении можно видеть одновременно и совсем молодые шишкоягоды, и одно- двулетние зеленые, и зрелые черной окраски. Растет в подлеске хвойных, преимущественно сосновых, лесов как на сухой, так и на заболоченной почве. Древесина используется в токарном деле. Шишкоягоды используют в медицине, парфюмерии, кондитерской и ликероводочной промышленности.


Кустарники соснового леса: шиповник майский, или коричный Кустарник высотой до 2 м. Побеги покрыты шипами и многочисленными шипиками. Листья непарноперистые. Цветки розовые, душистые. "Плоды" обычно шаровидные или эллиптические, гладкие, мясистые, оранжевые или красные. Растет в лесах, на опушках и полянах; в долинах рек. Важнейшее витаминное растение – содержит много аскорбиновой кислоты. Плоды заготавливают для производства витаминных концентратов.




Кустарнички соснового леса на сухих почвах: брусника Вечнозеленый кустарничек высотой см, с ползучим стеблем. Листья овальные, кожистые, темно-зеленые. Бело-розовые цветки собраны в однобокую кисть. Плод – шаровидная темно- красная ягода диаметром около 7 мм. Растет в сосновых лесах, в заболоченных березняках и ельниках, на грядах среди сфагновых болот. Ягоды используют в пищу в свежем и переработанном виде. Пища для боровой дичи и медведей. Брусника – лекарственное растение.


Кустарнички соснового леса на сухих почвах: вереск Вечнозеленый кустарничек высотой см, с мелкими листьями. Цветки собраны в однобоких кистях. Чашечка 4- раздельная, как и венчик розовая, редко белая. Венчик колокольчатый, короче чашечки. Плод – коробочка. Цветет с июля по сентябрь, плодоносит в сентябре- октябре. Растет на песчаной почве в разреженных сосняках, на дюнах, гарях, а также на торфяниках. Медоносное растение.


Растения соснового леса на сухих почвах: толокнянка обыкновенная Стелющийся вечнозеленый кустарничек с побегами длиной до 1,3 м. Листья продолговато-яйцевидные, кожистые. Соцветие – верхушечная кисть из нескольких поникших бело- розовых цветков с кувшинчатым венчиком. Плод – ярко-красная ягодообразная костянка. Растет в светлых сосновых лесах на песчаной или щебнистой почве. Разрастается на гарях и вырубках. Лекарственное растение. Плоды – корм для боровой дичи.


Растения соснового леса на сухих почвах: плаун булавовидный Спорангии собраны в спороносных колосках. Растение сухих светлохвойных лесов, преимущественно сосновых. Споры плауна (товарное название «ликоподий») употребляли как детскую присыпку, а также при пролежнях и мокнущих экземах. Споры использовали при устройстве бенгальских огней и фейерверков, при фотографировании. Ликоподий применялся в металлургии для обсыпки форм, при фасонном литье.


На влажных и богатых почвах встречается черника Низкий, высотой до 50 см, кустарничек с густо разветвленными, зелеными, гранеными ветвями. Листья очередные, эллиптические, пильчатые по краям. Цветки одиночные или по 2, расположены в пазухах верхних листьев. Плод – сочная шаровидная ягода диаметром до 1 см, черно- синяя. Растет во влажных хвойных лесах, и на моховых болотах. Важное пищевое и лекарственное растение. Используется для дубления и окраски кожи. Медоносное растение.


На влажных и богатых почвах встречается седмичник европейский Многолетнее травянистое растение высотой 6-20 см. Верхние довольно крупные ланцетные листья (их чаще всего 7, что и отражено в названии) сближены в мутовку в верхней части побега; из ее центра выходит одна или 2-4 цветоножки, несущие довольно крупные снежно-белые цветки. Чашелистиков, лепестков и тычинок обычно по 7. Венчик спайнолепестный. Плоды - многосемянные коробочки. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле. Типичное лесное растение хвойного леса.




На влажных и богатых почвах встречается также золотарник обыкновенный, или золотая розга Многолетнее травянистое растение высотой см. Листья продолговато- эллиптические. Корзинки мелкие, собраны в общие кистевидные или метельчатые соцветия. Цветки желтые, краевые ложноязычковые, срединные трубчатые. Плоды – семянки с буроватым хохолком. Цветет с мая до сентября, плоды созревают в июле- сентябре. Произрастает в лесах, на полянах, в оврагах, зарослях кустарников, на лугах, в придорожных насаждениях.


На влажных и богатых почвах встречается майник двулистный Многолетнее травянистое растение высотой см, с тонким ползучим ветвистым корневищем. Цветет в мае- июне, плоды созревают в августе. Размножается семенами и вегетативно: корневища, разрастаясь, дают начало новым растениям. Распространен в России в зоне хвойных и широколиственных лесов Европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке. Растет на достаточно рыхлой и умеренно влажной почве.


Типы сосняков Архангельской области Лишайниковые – 10,2 % – подлеска нет, почва покрыта лишайниками; Зеленомошные – 40, 6 % – почва покрыта зелёным мхом; Долгомошные – 14,2 % – преобладает кукушкин лён; Сфагновые – 25,5 % – господствует сфагнум; Травяно-болотные – 6, 7 % – имеют густой травяной покров.


Лес – важный объект хозяйственной деятельности человека Из древесины сегодня изготавливают 20 тысяч изделий. Существует и побочное использование северного леса, например, заготовка ягод. Черника даёт кг/га, брусника – кг/га. Собирают также грибы, лекарственные растения, продукты пчеловодства, смолу.




Деревянное зодчество – одно из наиболее важных составляющих древнерусской культуры. Дерево на Руси было материалом всеобъемлющим. Деревянными были корабли, крепости, избы, мосты, мельницы, часовни, вся крестьянская утварь. Очень часто использовалась сосна.












Литература 1. Гуленкова М. А., Красникова А. А. Летняя полевая практика по ботанике: Учеб. Пособие. – М.: Просвещение, Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э. В., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, Полянский И. И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под редакцией Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, Школьные туристические маршруты по Архангельской области. / сост. Манихин Г. И. – Архангельский ордена «Знак почёта» государственный педагогический институт имени М. В. Ломоносова, Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы / Под. Ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, Электронное издание «Биология 6-11 класс». Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

лес и человек Работу выполнила Хазиева Эльмира Ильсуровна Леса украшают землю... они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение. А. ЧЕХОВ

Лес – это наше богатство и источник жизни на земле. Он дарит нам тенистую прохладу, сказочную красоту трав и цветов, волшебный и разноголосый мир звуков, упоительный кристальной чистоты воздух, а также целительный урожай своих деревьев и кустарников, трав и цветов. Дары леса – это огромный питательный и витаминный вклад природы в пищевой рацион человека.

В наш стремительный век каждому человеку необходимо общение с природой. Каждый, кто хоть однажды был в лесу, испытал на себе его животворящую силу. Отдых в лесу, в тени дубрав, среди зелени трав и душистых цветов снимает усталость и доставляет огромную радость. Поэтому не удивительно, что с каждым годом растет поток людей, проводящих свой досуг в лесу, возле речек, на полянах, опушках леса, где обычно произрастают наиболее ценные плодовые и лекарственные растения. Отдыхающие в лесу без меры собирают грибы, плоды, ягоды и растения, рубят деревья и кустарники, ухудшают воздушный и водный режим, то есть наносят природе непоправимый ущерб.

Многие, собирая огромные охапки цветов, не задумываются над тем, что наносят вред природе, считая, что все самовоспроизведется. К сожалению это не так. Каждая поломанная ветка, сорванный с корнями цветок или гриб не восстанавливается, а заболевает и приводит часто к гибели всего растения.

Нередко по дороге в лес мы встречаем надпись: ”Лес – наше богатство, береги его”. Но мы не всегда задумываемся над этой фразой. Во все времена жизнь человека тесно была связана с лесом, в нем он находил убежище, пищу, строил жилище, лечебные растения возвращали ему жизнь. У природы он учился красоте и доброте.

С ростом численности людей особенно активно шло наступление на лес, его площади резко сокращались, состояние земли как источника богатства ухудшалось. Последствия вмешательства человека не прошли бесследно, они изменили не только отдельные регионы, но и обширные территории. Катастрофическое уничтожение лесов привело к изменению климата, ухудшению состава воздуха и воды, засолению почвы, падению ее плодородия, исчезновению сотен растений и животных.

На сегодня главной задачей охраны природы и в частности лесов является не потребительское отношение, а рациональное ее использование в сочетании с постоянным воспроизводством и преумножением. Лес – это не только древесина, это источник чистого воздуха и воды, а дары леса - кладовая пищевых продуктов и лекарственного сырья, источник здоровья.

Известно, что 1 гектар леса способен отфильтровать в год 50-70 тонн пыли в воздухе. Кроме того, растения в процессе фотосинтеза ежегодно поглощают около 600 млрд. тонн углекислого газа и выделяют в атмосферу около 400 млрд. тонн свободного кислорода. В процессе газообмена растений в воздух, почву и воду попадает ряд летучих фитогенных соединений, убивающих возбудителей различных заболеваний у человека и животных. Поэтому воздух и вода в лесу в несколько раз чище, чем в поле, и в сотни раз чище, чем в городе. В лесу в 1 куб. м. воздуха в 50-100 раз меньше бактерий, чем в городской среде, вот поэтому леса и называют легкими планеты.

Ежегодно 500 млн. автомашин планеты выбрасывают в воздух свыше 400 млн. тонн окиси углерода и около 100 млн. тонн разных углеводородов, поэтому становится очевидным, какую огромную работу производят наши леса по поддержанию чистоты воздушного бассейна планеты.

Лес – наше богатство. Леса создают удивительный микроклимат, благотворно влияют на моральный тонус человека, успокаивают нервную систему, улучшают общее самочувствие. Лес – это сложное образование взаимодействующих организмов: растений, животных и почвы с ее богатой микрофлорой и фауной. Без птиц лес погибнет, без насекомых исчезнут многие растения, без животных мы не получим мясо и пушнину, а также мед и лекарственное сырье. Здесь сосредоточен ценнейший генофонд пищевых и лекарственных растений.

В обогащении пищевого рациона человека немаловажную роль играют разнообразные дары леса – плоды, ягоды, орехи, грибы, травы, коренья, мед и другие. Пользоваться этими благами леса необходимо, так как лесные растения наиболее богаты витаминами, но пользоваться ими надо умело и в меру. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору и древесину, не вырывать с корнем грибы, цветы и растения.

Бывая в лесу, на лоне природы, мы всегда должны помнить, что наше право - пользоваться ее благами, а наша святая обязанность – охранять ее, то есть пользоваться рационально, чтобы природа дарила радость и счастье, чтобы списки растений и животных в “Красной книге” не увеличивались, а наоборот, уменьшались.

Чтобы лес приносил максимальную пользу необходимо, чтобы каждый посетитель леса не только использовал его дары, но и думал об их воспроизводстве, то есть соблюдал элементарные правила поведения в лесу. При пользовании богатств леса мы не должны своими действиями наносить непоправимый вред природе, а тем самым и себе.

Только бережное отношение к богатой кладовой нашего зеленого друга и рациональное использование пищевых продуктов леса, позволит сохранить природу и дары леса для грядущих поколений.

Будем же друзьями природы, а не врагами!



Top