Пример пропаганды в российских сми. Пропаганда в эфире

Пропаганда в условиях информационной войны – вещь далеко не безобидная. По словам медиаэксперта, руководителя мониторинговой группы ОО «БАЖ», Алеся Антипенко, пропаганда опирается на определенные идеологические посылы, продвижением которых с целью манипуляции общественным мнением и контролем поведения людей занимаются СМИ.

Задача пропаганды -- обеспечить реальное доминирование одной или нескольких социальных групп людей над всем обществом. Это осуществление власти символическими способами с использованием неэтичных, а иногда и весьма отвратительных техник и средств.

сайт попросила Алеся Антипенко назвать наиболее существенные техники и средства пропаганды. Для лучшего усвоения мы сопроводили все пункты примерами. Зная эти 14 признаков человек может отличить полезную информацию от пропаганды.

1. Искажение информации и создание правдоподобной, но фальшивой картины мира с использованием лжи, фальсификаций и подмены понятий.

ПРИМЕР. Небезызвестный случай за который телеканал «Беларусь 24» на два месяца поплатился вещанием на территории Украины – выпуск в эфир передачи Евгения Новикова «Права человека Взгляд в мир» от 1 октября 2014. «Это цена той войны против собственного народа, которую лидеры Майдана развязали забыв про экономику», «Какое же название можно дать действиям Киева, после которых обнаружены уже десятки массовых захоронений мирных граждан, казненных Нацгвардией или Правым сектором (что одно и то же)? И казненных только за то, что они желали говорить на своей земле Донбаса, на Донбасе, на русском языке» , - вещал из телеэкранов телеведущий.

Через две неделиУкраина приняла решение о запрете трансляции белорусского телеканала "Беларусь 24". «Результаты мониторинга Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания свидетельствуют о наличии в передаче "Права человека. Взгляд в мир" на канале "Беларусь 24" антиукраинской пропаганды и искажения информации о политических событиях в Украине», - писал TUT.BY. Менее, чем через две недели телеканал снял передачу с эфира и 18 декабря вещание в соседней стране возобновили.

2. Подкрепление.

Это прием, который основывается на обращении к авторитетам, религии, истории и другим источникам с целью подтвердить пропагандистские посылы. Сюда же относятся ссылки на несуществующие зарубежные издания и сайты, высказывания, «демонстрация» свидетелей, использование итогов «социологических опросов». Или онлайн-опросов зрителей и слушателей с заранее определенными результатами.

ПРИМЕР. Один из самых влиятельных журналов Европы, немецкий Der Spiegel в октябре 2014 года опубликовал «Пропаганда Кремля: немецкие агенты Путина» (написано на немецком, но Google Translate в помощь). В материале рассказывается о том, как прокремлевские российские СМИ ссылаются на несуществующих немецких экспертов. «В Германии Лоренц Хаг - мужчина фантом» , - заключает Шпигель.

Другой пример, касающийся опросов. В конце уходящего года «Наша Ніва» еще раз опубликовала репортаж с записи ток-шоу «Дело принципа» для телеканала ОНТ. Прекрасное начало: «Во время записи 99% тех зрителей, чьи руки я видел, к пультам не прикасались. Тем временем, их мнение на экране изменялось в едином патриотическом ритме».

3. Представление событий в черно-белом свете.

ПРИМЕР. Просто вспомним старый анекдот. "Выпуск новостей. Диктор зачитывает: «В США убивают негров, в Амстердаме устраивают гей-парады, в Японии землятресения, в Украине проходит марш бандерофашистов… А в Беларуси хорошая погода»".

4. Умолчание фактов, которые разрушают пропагандистские посылы, а также избирательная подача информации.

ПРИМЕР. Историю о сбитом 17 июля 2014 года над ДНР Боинге 777 слышали многие. И многие слышали о том, что украинская и пророссийская стороны обвиняют друг друга в этой трагедии. 20 июля американский сайт examiner.com публикует «ТОП 10 примеров российской лжи о сбитом Боинге». В сети можно найти множество переводов этого материала с соответствующими ссылками. Этот пример интересен умалчиванием фактов, которые ранее были опубликованы в тех же СМИ, или игнорированием «ненужной» информации.

5. Отвлечение и переключение внимания с реальных и актуальных проблем на неважные и неактуальные.

ПРИМЕР. В мае 2011 года, в разгар валютного кризиса, мало кто не обсуждал еще и тему некой таинственной «чупакабры». О страшилке также говорили и до, и после этого. Часто появление этой и других громких тем совпадает с негативными тенденциями в жизни общества. Как гласит шутка, «каждый раз, когда в Беларуси неуправляемо растет доллар, появляется чупакабра» .

6. Дискредитация и «опускание» оппонентов, лишение голоса людей, которые имеют критическое мнение.

ПРИМЕР. Помните наделавший немало шума выпуск программы "Права человека. Взгляд в мир" «Американские дети едят крыс на ужин»? На самом деле, этот шедевр белорусской пропаганды можно применить почти ко всем пунктам нашего обзора. Здесь тебе и драматизация (один тон повествования и музыкальное сопровождение чего стоят), и обращение к ложному авторитету (будто бы пишут в интернете, а под видом интернет-страницы демонстрируется документ Word), и использование чувства гордости за экономическую систему страны (смотрим видео с 3 минуты), и абсурдизация, и дискредитация…

7. Использование предрассудков и стереотипов, примитивизация ситуаций и абсурдизация того, что есть объектом пропагандистской атаки.

ПРИМЕР. Если учитывать, что российская пропаганда создает стереотип "украинцы=фашисты", то этот выпуск в Вестях Недели на телеканале ""Россия 1"" - яркий пример примитивизации и абсурдизации. Вообще, программы Киселева об Украине – как и в белорусском примере выше – универсальны. Ими можно смело иллюстрировать почти все признаки пропаганды, упомянутые в данном материале.

Сам Дмитрий Киселев уже стал интернет-мемом. Сотни демотиваторов, комиксов и мемов о пропаганде Киселева можно найти в сети по запросу «Дмитрий Киселев демотиваторы». Словом «киселевщина» в сети называют грубые и неэтичные приемы пропаганды, а выражение «Совпадение? Не думаю» стало крылатым.

8. Специфическая лексика, использование штампов, языка ненависти, вешание ярлыков, игнорирование принципов журналистской этики.

ПРИМЕР. Транслируемый после событий 19 декабря 2010 года фильм «Плошча. Железом по стеклу» лихо оперирует словами «новая власть … на штурм», «возглавляемая экс-кандидатами … звон стекла», «радикальная организация», «бунт», «погром» и «гранатометы Муха, автоматы Калашникова, пистолеты, боеприпасы» в контексте событий того вечера. А также создатели фильма достаточно активно используют записи телефонных разговоров кандидатов в президенты и других «главных героев» своего фильма. Несмотря на то, что в стране действует конституционное право на на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство.

Начинается со слов «В чера вечером минчане получили СМС от горисполкома с просьбой убрать снег у машин и во дворе. Но еще накануне работа у многих домов кипела. Люди вышли по собственной инициативе. Да, они знают: государство без помощи не оставит» .

13. Создание в информационной сфере доминантного положения тем медиа, которые осуществляют пропаганду.

Монополизация СМИ. Явная или скрытая цензура. Самоцензура журналистов.

ПРИМЕР. Вспоминается адаптированная «Цензура или смерть», опубликованная несколько недель назад на наших страницах. В оригинальном материале Washington Post из цикла, посвященного опасным моментам журналистской деятельности, речь о влиянии на журналистику мексиканских наркокартелей. «Вы можете или поддаться, или умереть, а умирать никто не хочет. Поэтому мы защищаемся с помощью самоцензуры», - признается редактор мексиканской газеты El Ma?ana .

14. Маргинализация альтернативных медиа через ограничение их распространения, подписки, экономическую дискриминацию, преследование независимых журналистов и ограничение доступа к информации.

ПРИМЕР. Хорошим примером может послужить независимая «Газета Слонимская» с которой с 2006 года «Белпочта» и «Белсоюзпечать» отказываются заключать договоры на распространение, обосновывая, мол, это «нецелесообразно». Медиакритика в свое время сделала два о том, как газета все же доходит до читателя.

«Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут использованы», – Джон Д. Маркс (автор книги «ЦРУ и культ разведки»).

Пропаганда – распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Здесь собрано 67 методов.

Слово «пропаганда» произошло от латинского названия организации, в которую входили кардиналы Римско – католической церкви,- «Congregatio de Propaganda Fide» («Конгрегация для пропаганды веры»). Эту конгрегацию - сокращенно ее называли «Пропаганда» - учредил папа Григорий XV в 1622 году для руководства миссионерской деятельностью. С 1790 года термин «пропаганда» стал использоваться в светской жизни. В середине 19 века после применения методов пропаганды в политике термин приобрел негативную окраску.

Методы пропаганды

Анонимный авторитет – одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили…», «Доктора рекомендуют…», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…». Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей.

Апелляция к большинству – «все вокруг считают так, следовательно, это верно». Также сюда относятся апелляция к авторитету: «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?» и апелляция к традиции: «Так считается с древнейших времен, потому это верно».

Апелляция к предрассудкам – апеллирование к предрассудкам массовой аудитории используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм – опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.

Атака любовью – технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием так плотно, что у него нет возможности встретиться со своим прежним кругом общения. Может выражаться в виде постоянных собраний, разных других видах деятельности, которые полностью занимают досуг неофита, не давая ему возможности вернуться на прежние позиции.

Афоризмы – прекращение обсуждения путем использования слишком упрощенных фраз и аргументов (например, «у войны нет альтернативы»).

Блестящий фантик – таким термином исследователи пропаганды называют слова, положительно описывающие объект, но ничего не говорящие по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости).

Будничный рассказ – используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе.

Верность – цель техники убедить поддержать нужную точку зрения, чтобы не выглядеть в глазах общества предателями и трусами.

Восславление героев – цель этой техники в том, чтобы показать нейтрально настроенным людям силу духа, храбрость и справедливость действий «борцов за свободу». Более того, часто такая техника предполагает, что противники также начнут сомневаться в справедливости своих убеждений, а сторонники убедятся в правильности своих действий и преисполнятся гордости.

Дезинформация – введение в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации, чтобы подтолкнуть аудиторию к действиям, нужным манипулятору.

Демонизация врага – превращение представителя другой нации, этнической группы или сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и т.д., используя ложные или непроверенные обвинения. Представление оппонента в заведомо невыгодном свете, преувеличение или фальсификация недостатков/проступков, противопоставление его и целевой аудитории.

Держи вора – цель метода состоит в том, чтобы смешаться с преследователями, если вас обвиняют в чем-то, нужно обойти противника и начать самому же каяться.

Добрые слова – слова, которые вызывают у зрителя позитивные эмоции по отношению к описываемому объекту. Например, мир, счастье, безопасность, свобода, правда, стабильность, «молодой перспективный лидер» и т.п.

Забалтывание – метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Еще метод забалтывания нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.

Игра с масштабом – изменение реального масштаба событий для преуменьшения или преувеличения его важности. Виды: гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении (кровавая бойня, а на самом деле двое пострадавших), литота – намеренное преуменьшение (мелкие нарушения на выборах), гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях, градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости (безжалостная, жестокая, кровавая).

Избирательная правда – техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду, но лишь ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное. Особенность этого метода в том, чтобы выбрать лишь нужные манипулятору факты и смешать их с тем, что хочет/ожидает услышать зритель. В этом случае, у аудитории не возникает ощущения, что они подверглись пропаганде.

Когнитивный диссонанс – когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки. Примером использования когнитивного диссонанса в качестве манипулятивной техники может служить ситуация, когда известно, что большая часть населения не поддерживают определенного кандидата на выборах, но очень доверяют какому-то общественному лидеру. Достаточно этому лидеру высказаться «за» кандидата, как многие люди поменяют свое отношение к кандидату, так как негативное отношение больше не будет вписываться в их картину мира.

Козел отпущения – перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему.

Контроль вербальных обозначений – примером служат такие обтекаемые фразы как «ковровые/точечные бомбометания», «зачистка территории» и т.п., которые убирают из сознания смертоносный характер. Частые случаи контроля вербальных обозначений – дисфемизм и эвфемизм. Дисфемизм – грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо. Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной нагрузке слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Например, использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т. п.

Контроль над обстановкой – попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления. Таким образом, носители популярных идей получают от него социальное одобрение, остальные же выставляются в самом невыгодном свете.

Культ личности – создание идеализированного героического образа в сознании аудитории, порой путем лжи и подлога. Объект культа личности представляется все умеющим, со всем справляющимся героем. Пиар культа личности может проводится в любой сфере, объект будет представлен и преуспевающим бизнесменом, и примерным семьянином, и ответственным членом гражданского общества.

Лингвопропаганда – использование различных средств художественной выразительности речи и тропов в целях искажения информации и/или эмоционального воздействия на аудиторию. В лингвопропаганду входят: риторические вопросы, восклицания и обращения – выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия (Что делать? Американцам ли говорить о нормах права! Граждане,…), пафос – риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, удаление актора – используя пассивные конструкции, манипулятор умалчивает о субъекте действий (на них напали). Дуайт Булинджер (1973, стр 543-546), метафоры и эпитеты – Переносное значение слова, основанное на сходстве, окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования, оксюморон – сочетание противоположных по значению слов (миротворческая война).

Логическая ошибка – это ошибка, допущенная в логических рассуждениях. Всякий аргумент, который её содержит, нельзя считать верным, хотя и некоторым людям по разным причинам такие аргументы кажутся убедительными, чем с успехом пользуются их оппоненты, облегчая задачу аргументации собственной точки зрения.

Ложная дилемма (черно-белый мир) – представить две кардинально различных точки зрения, опустив промежуточные варианты – «либо с нами, либо против нас».

Ложь – преподнесение фактов в искаженном виде, предоставление сведений, не соответствующих реальности.

Навешивание ярлыков – эта техника используется для упрощения восприятия категорий. К примеру, достаточно создать в общественном сознании образ некого «радикала» с присущими ему характеристиками, чтобы дальше «топить» любого противника, называя его радикалом. Метод манипуляции помогать аудитории мыслить большими размытыми категориями, не пытаясь выделить особые характеристики объекта самому. Является, по сути, обобщением и разделением многообразия на малое количество четко описанных групп – «консерватор», «либерал», «оппозиционер».

Нарушения причинно-следственной связи – логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «серийный убийца с детства увлекался почтовыми марками, следовательно, филателия превращает людей в безжалостных убийц».

Насмешка и ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Сюда же можно отнести и сарказм – презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

Неизбежная победа – прием заключается в том, чтобы убедить аудиторию присоединиться к определенной тенденции, потому что ее победа неизбежна. Часто вместе с идеей неизбежности победы навязывается мысль, что все остальные уже давно так и поступили, тем самым манипулятор пытается играть на самооценке аудитории, которая не хочет оказаться в отстающих. Достигается за счет излишне позитивного преподнесения достигнутых результатов, а также за счет создания эффекта толпы.

Ненависть – мощное орудие манипулятора, так как злой и безжалостный враг никогда не получит сопереживания аудитории. Достаточно заставить ненавидеть противника и все одобрение получит манипулятор.

Неявное утверждение – эта техника используется, когда пропагандируемая идея может не вызвать доверия зрителей, если будет заявлена прямо. Вместо этого она либо несколько раз упоминается, либо на нее прозрачно намекают.

Обобщение – суть техники заключается в представлении частого суждения под видом общего, таким образом у аудитории создается впечатление, что это явление или суждение присуще всем без исключения.

Оправдание – отдельные люди или группы могут использовать подходящие по смыслу общие фразы, чтобы объяснить сомнительные действия или утверждения. Расплывчатые фразы часто используются для оправдания неких действий.

Отвлекающий маневр – использование в споре неважных данных или аргументов «для количества», чтобы потом обосновывать свою позицию не качеством аргументов, а их количеством.

Очернительство – для манипуляции общественным сознанием часто используется метод очернительства, подмены логических аргументов против идеи ее иррациональным восприятием. Играя на страхах и предубеждениях аудитории, манипулятор предлагает универсальный готовые рецепт восприятия неугодных ему идей с точки зрения их эмоциональной составляющей.

Перенос – также известен как ассоциация. Эта техника использует людей, предметы, символы и объекты и проецирует их на других, чтобы создать позитивный или негативный образ в глазах аудитории. Часто эта техника использует визуальные средства, эмблемы, символы (например, свастика на флаге России).

Переход на личности, апелляция к личности – «Вы глупы и некрасивы, поэтому ваш тезис неверен». Поиск обстоятельств, якобы заставляющих оппонента выдвигать данный тезис: «Вы говорите так, потому что хотите произвести впечатление на публику, поэтому ваш тезис неверен».

Повестка дня – никакая пропагандистская техника не будет успешна без постоянного повторения. Если одни и те же новости повторяются изо дня в день, скорее всего, это метод управления новостями или создания повестки дня. Люди, склонные доверять телевидению, считают, что в первую очередь их информируют о самых важных событиях, новости же неважные или носящие развлекательный характер отправляются в самый конец выпуска.

Повторение – этот метод заключается в повторении определенного символа или слогана для наилучшего запоминания его аудиторией. Повторение может быть в форме джингла и/или изображения, размещаемого почти повсеместно. Повторение также может использовать фразы, изображения и другой контент, действующий на подсознание. Краткое описание – Повторение – повсеместно размещенный джингл, слоган или изображение для фиксации определенного образа в подсознании аудитории.

Подмена тезиса/темы – логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом. (заявили сюжет об одном, а рассказывают о другом).

Подмена факта мнением – попытка манипулятора выдать свое мнение (часто спорное) за факт, то есть избежать таким образом возможных аргументов противника, также придать своей точке зрения дополнительную убедительность.

Полуправда – этот метод заключается в нескольких утверждениях, часть из которых обязательно является общеизвестной или легко проверяемой правдой. Вторая часть правды или искажается, или опускается. Примером полуправды является попытка власти убедить аудитории при очередном повышении цен на коммунальные услуги, что за свет, газ и воду платить необходимо по мировым расценкам - как платят в Америке или Европе. О том, что тогда и доходы населения нужно увеличить до европейского уровня, деликатно умалчивается.

Постоянное повторение – этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно, если она сформулирована в виде простого слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода медиа ограничена или подконтрольна государству.

Преувеличение деталей – цель техники преувеличить значение некоторых небольших недостатков, для того чтобы представить их как широкоформатный феномен.

Привычное условие – такая техника заключается в создании у аудитории бессознательной логичной связи между двумя объектами, путем многократного помещения двух объектов рядом. Неосознанно зритель затем сам будет проводить аналогию, увидев лишь один из объектов. Так работает, к примеру, стереотип «мигрант-преступник«. Каждый раз, когда преступление совершает выходец из Средней Азии, его национальная принадлежность много раз упоминается. После нескольких таких сюжетов, в сознании аудитории может сложиться впечатление, что любой мигрант – преступник.

Приказ – техника основывается на том, что аудитория не всегда хочет сама делать выбор, она предпочитает, чтобы ей продиктовали необходимые действия, таким образом, освободив ее от ответственности. Сама пропаганда может заключаться в простой фразе, приказе, сформулированном в обобщенном виде и представляющем собой универсальную рекомендацию.

Принцип контраста – показать лагерь противника как разобщеное сообщество демагогом и скандалистов, чтобы на их фоне похвалиться свой прекрасной организацией.

Провоцирование неодобрения – эта техника используется, чтобы убедить целевую аудиторию выступить против определенной идеи, путем сообщения ей того факта, что сторонниками этой идеи являются заранее неприятные им люди. Таким образом, люди не анализируют идеи, но анализируют ее потенциальных сторонников, которые вызывают у них негативную реакцию.

Путаница, намеренная неопределенность – намеренное использование общих фраз для того, чтобы аудитория сама могла придумать собственную интерпретацию. Слыша общие фразы, потенциальные слушатели не концентрируются на анализе идей, а домысливают сами слишком в том ключе, в котором бы хотели услышать эту информацию.

Размахивание флагом – попытка оправдать действия или суждения, основываясь на том, что в их основе лежал патриотизм и забота о благе нации. А так как любовь к своей стране является в массовом сознании добродетелью, то и действия воспринимаются в более положительном свете.

Свидетельство – использование цитат, призванных поддержать или опровергнуть данную программу, политику, действия и т.п. В данной технике важна репутация свидетельствующего лица, часто это ученый, эксперт, уважаемый в обществе человек. Свидетельство подтверждает истинность пропагандистского сообщения. Это делается для того, чтобы аудитория приняла пропагандируемое мнение и даже более того, решила, что оно – ее собственное.

Свой человек – техника заключается в том, что уровень доверия аудитории повысится, если говорить с ней «на ее языке». Манипулятор пытается показать, что он простой человек, такой же, как и все. На психологическом уровне, общность проблем и интересов способствует возникновению доверия. Например, рассказывая про ржавую воду, которая течет у него из крана. Или же он может использовать просторечные слова и обороты, чтобы казаться ближе к народу.

Сенсация – сегодня практически все новостные блоки в СМИ начинаются с т.н. «сенсационных сообщений»: серийных убийств, авиационных катастроф, террористических актов, скандалов из жизни политиков или шоу-звезд. На самом деле срочность сообщений почти всегда бывает ложной, искусственно созданной. Иногда сенсационность служит для отвлечения внимания. Обычно такая «сенсация» не стоит и выеденного яйца, – то слониха в зоопарке родила, то в туннеле автобус с грузовиком столкнулся, то подросток изнасиловал и убил свою бабушку. На следующий день об этом все забывают. Под прикрытием сенсации можно либо умолчать о важном событии, о котором публика знать не должна, либо прекратить скандал, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем больше никто не вспоминал.

Скептицизм – эту технику иcпользуют для того, чтобы поставить под сомнение суть обсуждения. Таким образом, убедить публику в том, что оно не заслуживает доверия или его надо проверить и доказать.

Слоганы – это короткие, меткие фразы, которые могут включать стереотипы и ярлыки. На практике слоганы в основном действуют как эмоциональные призывы.

Справедливое насилие – цель этой техники в том, чтобы убедить целевую аудиторию в том, что насилие – это единственно возможная и оправданная реакция на насильственные действия противников.

Стереотипы – эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение и т.п. Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное). В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

Сторонняя техника – аудитория с куда большей готовностью поверит в суждения, высказанные сторонним, независимым наблюдателем, нежели лицом заинтересованным. Поэтому часто для высказывания определенных мнений, дискредитирующих объект или же напротив, обеляющих его, используют заангажированных людей – ученых, журналистов и т.п.

Страх, неясность, сомнения – попытка воздействовать на убеждения аудитории, распространяя негативную или спорную/ложную информацию об оппоненте, чтобы подорвать его репутацию или вызвать к ему недоверие. Даже если потом следует опровержение этой информации, эта техника все равно хорошо воздействует на общественное сознание.

Счастливые люди – этот тип пропаганды имеет дело со знаменитостями или просто внешне привлекательными людьми. Он навязывает идею «веди себя, как они, и станешь, как они». В такой оболочке может преподноситься любая идея – от определенного бренда одежды до образа жизни, взглядов и убеждений.

Упрощенчество – подходящие по смыслу общие фразы использующиеся чтобы дать простые ответы на сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы.

Цинизм – вызывающе-пренебрежительное отношение к нормам морали и нравственности для достижения практического интереса.

Широта восприятия – если какая-то точка зрения является сложной для восприятия (или спорной, или радикальной), то достаточно найти оппонента с еще более экстремальной точкой зрения, чтобы на его фоне выглядеть разумно и умеренно. Может использоваться также в случае необходимости претворения в жизнь непопулярного решения – достаточно предложить решение, которое еще больше не понравится аудитории, чтобы первоначальное показалось ей вполне приемлемым.

Эйфория – использование события, которое вызывает у людей эйфорию или чувство счастья и единения. Эйфория может быть создана путем объявления праздника или народного гуляния, военного парада или патриотических сборов. Вызванное чувство счастья от самого мероприятия может распространяться на его организаторов или на события, в честь которых устроены торжества.

Цитаты без контекста – выборочно вырванные из контекста цитаты с измененным смыслом часто используются политиками для дискредитации оппонентов или оппозиционных точек зрения.

Эмоциональный резонанс – событие в прошлом, имеющее определённую устойчивую ассоциацию в коллективной памяти, используется, для того, чтобы вызвать такую же реакцию на события настоящего.

По материалам: insiderblogs.info

Также рекомендуем ознакомиться с видеороликом «Шесть приоритетов управления обществом» проекта Закон времени


Введение.
    Мы все подвержены в той или иной степени чужому влиянию. Это может быть мнение родителей, просмотренные нами новости или собственные рассуждения, когда мы, сами того не подозревая, приходим к выводам, к которым нас старательно подталкивали неизвестные доброжелатели. Тысячи очень неглупых людей ежедневно работают над тем, чтобы влиять на наше мнение – рекламисты, политологи, социологи.…Но цель всегда конкретна – убедить нас в необходимости купить тот или иной товар, избрать некоего кандидата, заставить нас поверить в то, что путь, которым идет государство правильный и правители наши мудры.
    Надо сказать, что представительская демократия, а именно в таком обществе мы живем, подразумевает в качестве методов воздействия на своих граждан обработку их сознания. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон, в частности, пишут: «Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие». Нынешняя пропаганда включает в себя искусное использование образов, лозунгов и символов, играет на наших предрассудках и эмоциях, а высшим пилотажем считается распространение какой-либо точки зрения таким образом, чтобы получатель этого обращения приходил к «добровольному» принятию продиктованной позиции, как если бы она была его собственной. А потому среди специалистов, занимающихся проблемой манипуляции сознанием, никогда не иссякнет страстный интерес к феномену нацистского государства, которое «всего лишь за двенадцать лет своего существования построило удивительно эффективную систему управления людьми, заслужило их бесконечную преданность и обратило эти факторы в реальные военные, политические и экономические успехи». 1
    Объект исследования: политическая пропаганда в российских СМИ.
    Предмет исследования: особенности модели и технологий пропаганды, её основные источники.
    Цель исследования: изучение политической пропаганды, выявление особенностей функционирования существующих методов, ёё видов, форм, технологий.
    Психологические предпосылки пропаганды существовали еще в первобытном обществе, собственно о политической пропаганде можно говорить со времени зарождения первых форм государственного устройства, а о современном виде этого явления - с возникновения массовых способов тиражирования информации, повышения сознательности масс и роста значения общественного мнения в политической жизни общества. Развитие этого феномена в России несколько запаздывало, а в ХХ-ом веке развивалось по модели тоталитарной пропаганды.

    Глава I. История возникновения пропаганды в СМИ и методы ее применения.

      Понятие «пропаганда» возникло и закрепилось в связи с деятельностью католической церкви: в 1622 г. была организована так называемая Конгрегация пропаганды веры, целью которой была миссионерская деятельность. Однако уже давно под пропагандой понимается любое целенаправленное воздействие на массы с целью формирования у них определенных убеждений и установок.
      Почетное место в истории становления современной пропаганды принадлежит средствам массовой информации. Если вести их родословную от станка Гутенберга, то, памятуя уже о том, какую роль он сыграл в ходе европейской Реформации, можно сказать, что вся история СМИ – это история пропагандистского воздействия. Однако наиболее отчетливым образом СМИ ориентировались на выполнение пропагандистских задач в моменты наивысшего напряжения политической системы – во время войны. При этом военно-государственная машина не просто использовала СМИ как временное средство: в ходе подгонки под цели военной пропаганды сами массмедиа претерпевали серьезные и необратимые изменения. Поэтому история современной военной пропаганды является одновременно историей самих СМИ.
      Возникновение той структуры массмедийного представления, которая нам известна сегодня и которая предполагает наличие более или менее независимых журналистов, освещающих военные события, относится, однако, к более позднему времени. Первая «война в прессе» возникает лишь во второй половине XIX в. и имеет непосредственное отношение к России. Речь идет о Крымской войне 1853–1856 гг. Именно в ходе этой войны армию союзников, воевавших с Россией, сопровождали английские и французские корреспонденты, подробно освещавшие в первую очередь осаду и взятие Севастополя. Наиболее известным из них был Вильям Говард Рассел, сотрудник лондонской Times, которого часто называют также первым военным корреспондентом. Критические репортажи Рассела вызвали яростные протесты военных, обвинивших его, в частности, в нарушении военной тайны в ходе освещения осады Севастополя. Описывая в своих сообщениях численность и местоположение войск осаждающих, он якобы сослужил хорошую службу Николаю I. В связи с этим в Англии разгорелась общественная дискуссия, в которой победили военные. В конце войны, 25 февраля 1856 г., была введена военная цензура. Это создало прецедентный случай, определивший логику отношений СМИ и военных структур на все последующее столетие. Остается добавить, что газета Times во время Крымской войны увеличила свой тираж почти на треть, что продемонстрировало вполне очевидный экономический смысл медиатизации военной темы. Этот экономический момент является одним из важнейших для понимания всей последующей истории взаимоотношений между СМИ и войной.
      Новый этап взаимоотношений между войной и медиа начинается вместе с Первой мировой. Именно здесь средства массовой информации превращаются в инструмент массовой пропаганды, которая стала неотъемлемым структурным элементом как этой, так и следующей мировой войны. В ходе последней огромные пропагандистские машины были созданы всеми основными воюющими сторонами. Совершенно особое положение применительно к теме пропаганды занимает в XX в. Советская Россия. Однако именно в силу того, что СМИ как инструмент пропаганды функционирует здесь в режиме военного времени практически без перерывов с начала Первой мировой войны и до эпохи «гласности», эта тема заслуживает отдельной статьи.
      Можно сказать, что опыт массовых войн XIX – первой половины XX в. продемонстрировал своеобразный «симбиоз войны и средств массовой информации» (Т. Доминиковский). Невозможно себе представить одно без другого. Средства массовой информации выполняли функцию массовой мобилизации населения, задавая для него такую степень переживания сопричастности происходящим на фронте событиям, которую иначе просто невозможно было бы достичь. Голос Юрия Левитана, например, до сих пор остается узнаваемым для большого числа граждан бывшего СССР. А без сопричастности, создаваемой СМИ, невозможно себе представить и ту степень массовости и напряжения, с которой велись эти войны. Данная тенденция достигла своего апогея во время Второй мировой войны, когда основные воюющие стороны превратили средства массовой информации в часть военно-мобилизационного механизма, организовав мощные пропагандистские машины, контролирующие характер медийного освещения военных действий. Массовые войны, со своей стороны, всякий раз давали новый качественный толчок техническому развитию медиа: без войн мы имели бы сейчас совершенно другие средства массовой информации. Те изменения в структуре и формах медийной репрезентации событий, которые являются следствием активного участия средств массовой информации в военных действиях начиная с XIX столетия, позволяют говорить о том, что информация в современном мире была подвергнута милитаризации, последовав в этом за промышленностью и наукой. 2
        1.1. Виды политической пропаганды.
      Сегодня спустя более десяти лет после краха прежней, тоталитарной, системы государственного устройства потребность в пропаганде не уменьшилась, а возросла. Телевидение - один из самых мощных пропагандистских инструментов. В свое время теоретик психологической войны и пропаганды П. Лайнбарджер мечтал о таком инструменте: "Пропагандистские кинофильмы очень редко проникают на территорию противника... Возможно, что задача соединения двух важнейших качеств этого средства пропаганды - увлекательность и транспортабельность будет решена с развитием телевидения". Предсказанию было суждено сбыться.
      Сегодня в России можно говорить, по крайней мере, о трех видах политической пропаганды: повседневная, кризисная и предвыборная.
      Повседневная пропаганда выражается в регулярных контактах представителей власти с телевидением. Узнаваемость образа, ставшая необходимым условием успешной деятельности и легитимности власти, диктует политикам определенные модели поведения. Они вынуждены уделять много внимания выступлениям на телевидении, всевозможным интервью, участию в реальных и специально организованных PR - мероприятиях. В зависимости от действующего лица в России можно выделить политические коммуникации президента, правительства, парламента, региональной власти. Однако после выборов 2000 года наметилась тенденция превалирования пропагандистской информации о президенте над информацией о других участниках игры.
      Важное место на телевизионном экране занимает пропаганда деятельности правительства. Тем не менее, эта информация также часто связана с личностью главы государства, как бы заслонена или подменена ею. Д. А. Медведев принимает активное участие в работе различных министерств и ведомств, сам занимается популяризацией правительственных программ. Падает интерес телевидения к нижней палате парламента. Сохраняются традиционные передачи, посвященные законодательному собранию, парламентарии по-прежнему часто приглашаются для участия в шоу, круглых столах и т.п. Но Государственная дума уже не может быть серьезной оппозицией Кремлю ни в жизни, ни на экране. При значительном снижении статуса Совета Федерации уменьшается доля информации о губернаторах и верхней палате парламента в телевизионных выпусках. Одновременно растет интерес к новому органу власти "Государственному совету", в котором ключевой фигурой также является президент.
      Кризисные коммуникации можно контролировать с помощью техники spin doctor, существующая как отдельное направление в рамках западных паблик рилейшнз. Бренда Брюс выделяет две ее возможные стратегии: подготовка общественного мнения перед событием и исправление освещения в случае, когда материалы прессы начинают принимать нежелательное направление. Метод "спин-доктор", рассчитан в основном на бизнес, но с успехом применяется в политике, особенно в России, где кризисные ситуации бывают часто. К кризисной пропаганде можно отнести освещение всех правительственных кризисов, а также прохождение в нижней палате парламента бюджета при Ельцине. Информационные войны также можно отнести к типу кризисных политических коммуникаций. Подобные кампании сопровождаются обнародованием большого количества компрометирующей информации, которая не обязательно соответствует действительности. Могут использоваться разные методы манипуляции, среди наиболее популярных - метод "забрасывания грязью". 3
      Для ведущих, которые специализируются на негативной, заказной информации по поводу какого-либо политика, бизнесмена, критики придумали неофициальное прозвище "телекиллер". Самый популярный из них - С. Доренко: на его счету война с олигархом Б. Березовским, политиками А.Чубайсом, Б.Немцовым, московским мэром Ю.Лужковым и экс-председателем правительства Е. Примаковым. Сегодня телевизионные информационные войны считаются одним из наиболее эффективных методов политической борьбы.
      Избирательные кампании остаются самым насыщенным политической пропагандой периодом на ТВ. Интенсифицируются все способы символической борьбы. Меняется общая направленность программ, агитационный характер приобретают многие развлекательные и публицистические передачи, появляются специальные предвыборные блоки.
    1.2. Методы пропаганды.
      Анонимный авторитет, излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он относится к т.н. «серой» пропаганде. Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Какие ученые? Какие доктора? Какой источник? Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью.
      Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
      «Будничный» или «обыденный» рассказ используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. В специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе. (Наступает психологический эффект привыкания). Данный прием применялся, в частности, во время государственного переворота в Чили (1973), когда было необходимо вызвать индифферентность населения к действиям пиночетовских спецслужб. На постсоветских просторах его активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий политической оппозиции, забастовок и т.д.
      Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки .
      Метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления.
      Во время выборов данный прием активно применяется в форме «информационного взрыва» или массированого «слива компромата». Цель - вызвать усталость и головную боль у людей, отбить у избирателей желание интересоваться тем, что за душой у того или иного кандидата.

      Еще метод «забалтывания» нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.
      Обратная связь. Люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого ее сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий. Это установили многочисленные психологические эксперименты. Иллюзия участия в дискуссии по какой-либо актуальной проблеме приводит к большему изменению мнений и установок, нежели простое пассивное восприятие информации. Для того, чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия и комплекса «безучастности адресата», современными СМИ широко практикуются способы, так называемой, «обратной связи» в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др. Подобный «макияж» призван создать у массовой аудитории иллюзию участия в информационном процессе. Псевдосоциологические опросы (когда во время эфира зрители по телефону голосуют за тот или иной ответ) чаще всего являются лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, то есть разновидностью обычной пропагандистской манипуляции. Вопросы формулируются таким образом, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на ту или иную проблему. Они направляют ход наших размышлений в конкретном направлении. Блестящий пример манипуляции подобного рода был осуществлен одной московской радиостанцией в конце 1990-х, которая после многократного повторения сообщения о сложностях с бензином в Петербурге задала своим слушателям вопрос: «Нужно ли поставлять горючее в Югославию?» При этом не было никакого упоминания мнений профессиональных экспертов о причинах сложностей с горючим и информации о потере экспортных доходов России в случае срыва поставок в Югославию. В итоге 75% людей, позвонивших на станцию, дали отрицательный ответ.
      Отвлечение внимания. Для пропаганды, как и любого другого вида манипуляции, важной задачей является подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому, по мнению большинства специалистов, любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов. Под развлечением понимается любое средство, которое возбуждает интерес к сообщению и в то же время маскирует его истинный смысл, блокирует критичность восприятия.
      В 1960-е годы было обнаружено, что сообщения, направленные против какого-либо мнения или установки, оказываются более эффективными, если в момент их передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения (например, проигрывая популярную музыкальную мелодию). В этом случае затрудняется осмысление информации получателем и выработка им контрдоводов - основа сопротивления внушению. Исследования 60-х годов повысили эффективность манипуляции в прессе и на телевидении. Газеты стали применять «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой. Телевидение стало по новому компоновать видеоряд, точно подбирая отвлекающие внимание образы. Сегодня практически все новостные телепередачи представляют собой калейдоскопический набор привлекательных визуальных образов и информационных сообщений о никак не связанных между собой событиях. В этом есть своя логика. Так, И. Калинаускас считает, что когда разнообразной информации слишком много, человек оказывается не в состоянии ее осмысленно обработать. Поэтому приходится вписывать ее себе в сознание как единое целое, т.е. воспринимать ее некритично.
      Создание угрозы. Еще один прием «стратегического» характера, воздействующий на эмоции массовой аудитории. Его главная задача - любым способом заставить нас бояться. Деморализованные и запуганные люди делают или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Чаще всего технология следующая. Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (например, терроризма) многократно усиливается и доводится до абсурда. СМИ устраивают истерию по поводу очередной «глобальной угрозы», вызывая у людей массовый страх с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием - прежде всего, в политических целях. Прием создания угрозы широко используется и коммерческой рекламой. Сегодняшняя реклама очень успешно эксплуатирует наши страхи и психологические комплексы, которые сама же и создает.
      Ядовитый сэндвич. Этот пропагандистский прием активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды.
      Коммуникатор дает позитивное сообщение между негативным предисловием и негативным заключением. При наличии определенных способностей и опыта коммуникатора, положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории.
      Очень хороший прием, активно используемый теми СМИ, которые претендуют на «объективное освещение событий» и стремятся создать себе имидж в стиле «только факты, ничего кроме фактов». При таком структурировании событий объективность формально соблюдена, но эффект «ненужных» сообщений девальвирован. 4 Глава II. Модели политической пропаганды на ТВ.
      Многие специалисты по СМИ, в том числе и западные (Ж. Эллюль, Э. Пратканис, Г. Лаассуэл, М. Пикеринг, Ф. Вебстер и др.), отмечают необходимость пропаганды в любом обществе. Как вполне резонно замечает американский исследователь Дж. Мэррилл, все дело в трактовке термина: «Если мы определим это понятие как беспардонное широкомасштабное распространение лжи и заведомой дезинформации, тогда, вероятнее всего, СМИ не участвуют в этом процессе. Но если мы займем более реалистичную позицию и будем рассматривать пропаганду как намеренное продвижение определенных идей и действий, то тогда получится, что пресса полна пропагандистских материалов. 5
      XX столетие коммуникависты называют «веком пропаганды». Именно в это время массы получают возможность серьезного влияния на политический процесс, а элиты вступают в борьбу за контроль над их сознанием и поведением. Кроме того, появление новых средств массовой информации предоставляет им необходимые для этого возможности. В режимах диктаторского типа контроль осуществляется постоянно, путем интенсивной и открытой пропаганды, в демократических – борьба за массы обостряется преимущественно перед выборами, когда различные политические силы пытаются навязать избирателям своего кандидата и свою трактовку событий. Таким образом, несмотря на реальное существование пропаганды в любом обществе, следует разделять по меньшей мере две ее модели: плюралистической пропаганды (демократические общества) и монопропаганды (системы диктаторского типа).
      Между ними есть существенные различия, обусловленные способностями режимов, в рамках которых они формируются и работают. В системах диктаторского типа роль главного пропагандиста выполняет государство. Гражданское общество подавлено, интересы и желания частного человека в расчет не берутся. Пропаганда формирует унифицированное сознание, основанное на принятой в этом обществе идеологии. Коммуникация влияния и силовое регулирование со стороны государства – два основных инструмента поддержания в нем легитимности власти. Напротив, при демократии гражданское общество достаточно автономно по отношению к государству, поэтому существование пропаганды старательно скрывается. Чаще всего и само понятие «пропаганда» употребляется в негативном смысле. Предположение о внушении противоречит самой идее свободы выбора, неприкосновенности частной жизни и праву на получение информации. Кроме того демократический режим отчасти более устойчив и менее нуждается в массированной пропаганде. В идеале многопартийная политическая система и свободные выборы обеспечивают ему систему сдержек и противовесов: любое недовольство граждан страны будет направлено скорее против правящей партии, а не существующего строя в целом.
      Российская модель пропаганды.
    Очевидно, что после 1991 года на смену монопропаганде в России приходит плюралистическая модель. Это подтверждают следующие моменты:
    Во-первых, ликвидируются общественные институты, занимающиеся пропагандой, упраздняется Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), вместе с КПСС исчезает и ее отдел пропаганды;
    Во-вторых, меняются отношения власти и средств массовой информации. Государство лишается монопольного права на издания периодической печати, а затем на теле- и радиовещание;
    В-третьих, в большинстве случаев оно теряет и прямой контроль над СМИ. Сначала происходит приватизация газет, затем более сильных « манипуляторов сознанием» - радио и телевидения;
    В-четвертых, увеличивается количество участников политической деятельности и субъектов пропаганды. Многопартийная система и свободные выборы теоретически предполагают равные возможности пропаганды для всех кандидатов, даже оппозиционных действующему режиму;
    В-пятых, меняется цель пропаганды. В условиях свободной конкуренции политики используют ее для укрепления своей позиции и привлечения сторонников;
    В-шестых, по преимуществу используются приемы «мягкой пропаганды», которые позволяют пропагандистам скрыть манипуляционные действия от читателей и зрителей.
    Необходимо отметить, что принципы построения новой модели в основном были заимствованы у западных демократий. Однако стремительность перемен помешала российским журналистам, юристам, специалистам по рекламным коммуникациям и т.п. критически отнестись к опыту своих коллег. Вместе с ее положительными элементами были скопированы и многие отрицательные. В первую очередь следует отметить усиление влияния на политику СМИ частных владельцев, т.е. зависимость пропаганды не от государства, а от крупного бизнеса. Американский коммуникативист Г. Шиллер так описывает подобную ситуацию, сложившуюся в США: заправилы СМИ Америки «создают, обрабатывают, ловко оперируют распространением информации, которая определяет, в конечном счете, и наше поведение». 6
    Похожее происходит и в России. Информационную политику частного телевизионного канала начинают определять его владельцы, которые используют ТВ в своих интересах, особенно в предвыборный период.
    Одновременно манипуляционные возможности пропаганды увеличиваются за счет использования ТВ. Телевидение перемещает политическую борьбу в виртуальное пространство экрана: для окончательной победы на выборах более важным становится не реальный политический капитал, а искусное владение методами пропаганды. Этот тезис могут проиллюстрировать второе место на выборах в Госдуму-1999 «Единства» (блок был сформирован и завоевал популярность всего за три месяца) и победа в марте 2000 г. Бывшего президента В.В Путина (он был заявлен в большой политике только за полгода до голосования).
    Новое российское законодательство дало СМИ некоторые гарантии от вмешательства в информационную политику государства, но не обеспечило надлежащей защиты от владельцев. А именно позициями, по преимуществу определяется политика издания из канала. Кроме того, российское законодательство слабо регламентирует использование в предвыборной кампании такого мощного инструмента влияния, как телевидение. Юридически затраты на ТВ-рекламу должны укладывать в сумму, отведенную Центризбиркомом. В данном случае речь идет о явной, платной рекламе. Фактически же освещение деятельности того или иного кандидата зависит от скрытых финансовых возможностей политика и позиции ТВ-магната.
    Как уже сказано, и в техническом (средства связи, телевизионная техника), и технологическом плане (приемы пропаганды) Россия практически не отстает от западных демократий. Большинство методов коммуникации влияния были апробированы еще в советское время: «ложная документация», «эмоциональный подсказ», «забрасывание грязью», «мифотворчество» и т.п. Прием «забрасывание грязью» также был хорошо известен: для любого пропагандистского сообщения тщательно отбирались эпитеты и терминология.
    Однако, анализируя российскую модель пропаганды, нельзя забывать о многих ее национальных особенностях, которые до поры до времени могут просто находится в скрытом состоянии. В первую очередь это авторитарные тенденции, которые по мнению ряда ученых свойственны культуре нашей страны.
    Даже после потери прямого контроля нал ТВ, власть продолжает оказывать серьезное влияние на его информационную политику и относится к телевидению как к инструменту влияния. Оно продолжает контролировать процесс выдачи лицензий на вещание и может ими наказывать и благодарить. В то же время государство не стремится получить прямой контроль над телевизионными каналами только до тех пор, пока интересы медиамагнатов не противоречат его собственным.
    Авторитарные ценности сохраняются и в модели мира российских журналистов. Согласно социологическим исследованиям, будущий политический строй большинство определяет как «государство с элементами либерализма» (32,5% опрошенных журналистов), а 23% - как демократическое государство. Одновременно идеализированное представление о власти проявляет себя в отношении журналистов к официальной информации: «расследовать, перепроверять факты, связанные с заявлениями, утверждениями правительства» стоит у них только на 8-м месте. Если говорить о читателях и зрителях, у них тоже нет стремления перепроверять и контролировать избранную власть. Достаточно высок в России процент комфортного голосования, т.е. голосования за лидера.
    и т.д.................

#CМИ #вирус #пропаганда #соцсети

Развитие социальных медиа дает благодатную почву для использования их аудитории в качестве распространения пропагандистских идей. В настоящее время мы сталкиваемся с феноменом вирусного распространения пропаганды в социальных сетях, где пользователи выполняют одновременно функции адресата и распространителя.

Такой механизм коренным образом отличается от традиционной пропагандистской модели, в которой главную роль в распространении играли подконтрольные политическим элитам СМИ. В новой модели политические институты также формируют и распространяют через традиционные и социальные медиа пропагандистские идеи.

Однако в данном случае они являются только инициаторами и инструментами начального этапа ее распространения, которое затем приобретает вирусный характер (по аналогии с механизмами распространения вирусной рекламы). В процессе вирусного распространения идеи, сформулированные политическими институтами и запущенные СМИ, не сохраняются в своем изначальном виде, а трансформируются, приобретая новые качества и интерпретации. Они превращаются в конструкты, имеющие сложную рационально-эмоциональную структуру. Мы предлагаем называть их пропагандемами.

Пропагандемой может являться сюжет, набор связанных друг с другом представлений или система образов, которая восходит к определенной пропагандистской идее. Очень часто пропагандема тесно связана с неким прецедентным текстом (цитата из речи известного политика, формулировка, термин, лозунг, призыв, слоган и т. п.). Однако пропагандема не сводится к этому тексту, ее семантическое поле гораздо шире. Попадая в массовое сознание, она может изменять свое содержание.

Важное свойство пропагандемы - ее эмоционально-образная заряженность. Пропагандема не требует рационально-логического восприятия и не выдерживает анализа. Некие логические связи или их имитации в пропагандеме все же присутствуют, однако они только создают иллюзию логичности, правильности, способствуют прохождению внутренней цензуры индивида. Указанный механизм подразумевает некритичное восприятие пропагандем. Для того чтобы получить эмоциональный заряд, пропагандема должна отсылать субъекта к конфликту, содержать в себе имплицитную или эксплицитную агрессию.

Собственно, данный эмоциональный заряд и включает вирусный механизм распространения пропагандемы. При этом конкретная пропагандема может стать материалом или источником формирования новых пропагандем. Пропагандемы в процессе трансформации могут принимать неожиданные и даже нежелательные для запустивших их институтов характеристики. В любом случае они существуют самостоятельно, в отрыве от породивших их институтов.

Социальные медиа становятся благоприятной средой для распространения пропагандем в силу своих важных коммуникационных характеристик. В первую очередь этому способствуют технологические инструменты для распространения информации в социальных сетях: возможность объединения пользователей в сообщества, система репостов, «лайков» и т. д. Кроме того, играет важную роль и отсутствие внешней цензуры и давления на такие сообщества и отдельных пользователей: этот фактор как раз и позволяет пропагандеме свободно трансформироваться в зависимости от особенностей конкретной социальной группы.

Традиционные массмедиа, хотя и остаются первичными передатчиками пропагандем от политических институтов к аудитории, тем не менее, теряют свою ключевую роль в этом процессе, что приводит к снижению доверия аудитории к ним. Это происходит в связи с возникающим диссонансом между формируемой средствами массовой информации повесткой дня и информационными запросами и ожиданиями аудитории.

Традиционные медиа могут сталкиваться с некогда введенными в оборот пропагандемами на новом этапе, когда те существуют в массовом сознании уже самостоятельно, в отрыве от первоначальной пропагандистской цели.

В таком случае СМИ воспринимают данные пропагандемы как некие новые явления и вторично отражают их. Таким образом, представляется важным исследование следующих процессов и их субъектов: - процесс формирования пропагандем, их структура, эмоционально-образный и рациональный потенциалы, особенности распространения в сообществах социальных сетей, трансформация и отделение от идеологической цели, самостоятельное существование в массовом сознании; - функционально-коммуникационные особенности сообществ в социальных сетях, подверженных влиянию пропагандем, особенности коммуникационного поведения пользователей - участников данных сообществ; - роль и место традиционных СМИ в формировании и распространении пропагандем.

Роман Владимирович Жолудь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации. Духовное помыкание на примере манипуляции в годы перестройки: отбор событий реальности для сообщений, создание образа коллективного врага, наклеивание ярлыков, сенсационность.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Исследование образа деловой женщины в современных российских средствах массовой информации. Уровень интереса к женской теме на страницах печатных изданий. Степень освещенности политической, профессиональной, культурной, социальной деятельности женщин.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2009

    Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимосвязь СМИ и духовного мира человека. Степень негативного воздействия телевидения на детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    Особенности решения проблем пропаганды физической культуры и спорта. Анализ содержания и спортивных программ, передаваемых по различным каналам телевидения России. Просветительно-образовательная и информационно-пропагандистская направленность СМИ.

    статья , добавлен 14.06.2012

    Особенности современного информационного пространства в Российской Федерации. Компоненты влияния средств массовой информации на общественное сознание. Журналистское сравнение образов беженца в журнале "Русский репортер" и газете "Комсомольская правда".

    дипломная работа , добавлен 28.09.2017

    Цели и методы PR, кодирование и декодирование информации. Позиционирование продукции и повышение имиджа фирмы. Сущность понятия "контрреклама". Основы конструирования повестки дня в средствах массовой информации. "Кубанские новости" как тип издания.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2010

    Характеристика и сущность стереотипов, которые используются в молодёжных средствах массовой информации. Характеристика гендерных стереотипов. Сущность молодёжных средств массовой информации, их принципы на формирование определённых стереотипов у молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011


Top