Примерный индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения воспитанника доу. Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОНР - III уровня Логопедический индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольника

Согласована

_____________/____________/

родителем (законным представителем) воспитанника

Утвержден:

_____________

заведующим МАДОУ №

Приказ ___-ОД

ФИО ребенка

2018 – 2019 учебный год

Срок реализации 1 год

2018 г.

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Индивидуальный образовательный маршрут – это проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.

Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Индивидуальный образовательный маршрут спроектирован на основании:

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования;

    Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

    Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.

1.1.1.Цели и задачи реализации ИОМ.

Целью ИОМ является построение системы работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию ИОМ.

В основе реализации ИОМ лежат следующие принципы:

    принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;

    принцип признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;

    принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка;

    принцип интеграции усилий специалистов;

    принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

    принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

    принцип постепенности подачи учебного материала.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации ИОМ характеристики.

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения:

Группа:

Дата поступления в ДОУ:

Ф.И.О. родителей:

мама –

папа –

Ф.И.О. педагогов:

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

F …..

Общее недоразвитие речи (II I ). Дизартрия.

Ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ» )

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Максимальная индивидуализация и конкретизация направлений и задач деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Освоение ребенком примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

Освоение ребенком Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищевой.

Краткая характеристика

Интеллект ребенка соответствует условно-возрастной норме.

Основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования детского сада по основным областям усваивает.

У …. сформированы элементарные представления о предметах и явлениях окружающего мира, но причинно-следственные связи в этих явлениях он выявить не может. У девочки преобладает наглядно-образное мышление.

Внимание не устойчивое, девочка подвижная, активная, быстро реагирует на окружающие события, любознательная. Преобладает зрительная память.

У ребенка имеются нарушения в звукопроизношении свистящих звуков «Ц», шипящих «Ч», «Щ» и сонорных звуков «Л», «Р» (горловой). Наблюдается процесс смягчения свистящих звуков «С», «З». При увеличении речевой нагрузки речь ребенка становится смазанной, нечеткой.

Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена, допускает ошибки при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками.

Слоговую структуру слов выдерживает, трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных.

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.

Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой и интересами ребенка. Испытывает трудности при подборе обобщающих понятий, синонимов и антонимов, однокоренных слов.

Допускает ошибки при образовании множественного числа существительного и изменении их по падежам. Испытывает трудности в образовании прилагательных от существительных, существительных от прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласовании прилагательных с существительными в роде числе и падеже, согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных. Имеются неточности в употреблении сложных предлогов.

Навык самоконтроля за своей речью сформирован не достаточно.

Вовремя ННОД старается вести себя спокойно, сдержанно, слушать объяснения педагога, Замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может отказаться от выполнения задания.

. дружелюбна, открыта, охотно играет со сверстниками, подчиняется правилам игры, в игровой деятельности активна. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

Девочка всегда опрятная, следит за своим внешним видом. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере.

Родители активно сотрудничают с педагогами и специалистами.

1.2. Планируемые результаты реализации ИОМ.

Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе

Критерии оценивания:

3

выполняет

с помощью педагога

не выполняет

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

Воспитание положительных личностных качеств

Совместная работа специалистов в этом направлении

Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Коррекционно-развивающие задачи

Развитие и коррекция нарушения речи

Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

Развитие познавательной активности ребенка

Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Методическое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная программа.

Н.В.Нищева. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (ОО Речевое развитие, ОО Познавательное развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие)

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи составлена на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н.В. (ОО Речевое развитие, ОО Познавательное развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие).

Специалист

Направления коррекционно-развивающей работы

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.)

Показатели достижений

Формы оценки результатов работы

2 сформировано

1 в стадии формирования

0 не сформирован

Учитель-логопед

1.Развитие словаря.

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

Развитие просодической стороны речи;

Коррекция произносительной стороны речи;

Работа над слоговой структурой слова и звуконаполняемостью слов;

Совершенствование фонематического восприятия;

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Развитие связной речи.

5. Формирование коммуникативных навыков.

6. Обучение элементам грамоты.

1. Коррекция произносительной стороны речи: постановка и автоматизация звуков «Ц», «Ч», «Щ»,«Л», «Р,Рь»;

2. Дифференциация в речи «С-Ц», «Ч-Щ»,«Л-Р».

2. Развитие фонематического слуха, восприятия;

3. Аанализ и синтез букв, звуков;

4. Обогащение словарного запаса;

5. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

6. Развитие связной речи

Индивидуальные, подгрупповые:

1. Коррекция звукопроизношения

2. Развитие общей моторики, дыхания

3. Постановка и автоматизация звуков

4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи и речевого общения.

Высокий уровень

(Н.В.Нищева)

Ребенок с легкостью идет на контакт, выполняет предложенные задания без помощи взрослого, практически не допуская при этом ошибок, а

если и допускает, то может исправить их сам. Пассивный и активный сло-

варь практически соответствует возрастной норме. В речи простые распространенные предложения.

Познавательное развитие

1. Сенсорное развитие.

2. Развитие психических функций.

3. Ознакомление с окружающей действительностью.

Индивидуально через дидактические игры и упражнения.

Увеличение объема внимания: увеличивается количество предметов, которые ребенок фиксирует в «поле восприятия» и запоминает их.

Улучшение избирательности внимания: ребенок легче фиксирует познавательную активность на заранее определенных свойствах предметов и явлений.

Улучшение способности распределения внимания, ребенок лучше сосредоточивается на нескольких предметах или действиях одновременно.

Увеличение объема памяти.

Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика)

1. Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса.

Логопедические пятиминутки;

Индивидуальные

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

Совершенствование конструктивного праксиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.

Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушение всех компонентов речи

ОО «Речевое развитие»

ОО «Познавательное развитие»,

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

Технологии логопедического обследования Н.В. Нищевой.

Игровые технологии Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР. (Нищева Н.В.)

Технологии развития артикуляционной моторики: - артикуляционная гимнастика .

Технологии развития фонематического слуха.

Технологии коррекции звукопроизношения (методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции слоговой структуры слова (Н.В.Нищева, Т. А. Ткаченко, Агранович З. )

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. (Н.В.Нищева)

Технологии развития связной речи. (Н.В.Нищева)

Технология по подготовке детей к обучению грамоте. (Нищева Н.В., Кузнецова Е.В., Ткаченко Т.А.)

Информационно-коммуникативные технологии (мультимедийные презентации, программа Power Point )

Здоровьесберегающие технологии.

Технология «Метод проектов в логопедии».

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий

Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук

Развитие тонких и точных движений пальцев рук

Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом

Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами

Нарушения речевой памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники, расширение объема памяти на слова и фразы

Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем, игры по типу «Меморин» с психологом

Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом

Нарушение пространственного восприятия

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Ориентировка в пространстве на листе бумаги

Рисование в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) с учетом размещения предметов в пространстве и отображении их на листе бумаги

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания

Упражнения на развитие произвольного внимания

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная, групповая.

Работа в общем режиме.

Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Специалисты

Содержание образования

Планируемый результат

Воспитатели

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Музыкальный руководитель

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие; исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно

Инструктор по ФИЗО

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами; выполнять ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног; умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку; умеет перестраиваться в 3 – 4 колонны, в 2 – 3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении; умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель, отбивать и ловить мяч;

Учитель-логопед

Предполагает овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко- слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

    1. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута

Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса для детей с ОНР в условиях детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Группа здоровья - I

Группа физических занятий – основная

Медикаментозное лечение

Противопоказания

Запрещены кувырки через голову и упражнения на пресс с подъемом рук за голову

Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

Взаимодействие специалистов ОУ

Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Создание «безбарьерной» среды

Освещенность

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Создание коррекционно-развивающей среды.

Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки).

Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия (з еркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала).

Специально структурированная информация

Н аборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков

Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики

Планы, схемы для составления рассказов

Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

Таблицы по лексическим темам

Специальные условия организации педагогического процесса

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась.

Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок

Дозировка работы с учетом требований СанПИНа.

Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

В начале занятия по ИЗО- деят-ти, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Специальная организацияция рабочего поля и рабочего места ребенка

Рабочая поверхность горизонтальная

Размер мебели в соответствии с ростом

Специальная организация рабочей позы ребенка

Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп деятельности

В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме

    1. Формы комплексного психолого-педагогического сопровождения

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Разнообразные

Воспитатели

Логопедическая помощь

3 раз в неделю

2 Индивидуально

1 Подгрупповое

Учитель-логопед –

Музыкальные занятия

3 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

Групповые

Инструктор по ФИЗО

    1. Объем учебной нагрузки

Учебный план непрерывной непосредственно образовательной деятельности по реализации ООП дошкольного образования на 2018-2019 уч. год

Условные обозначения

* ННОД по познавательному и социально коммуникативному развитию организуется с чередованием раз в десять недель

**ННОД по познавательному развитию организуется с чередованием раз в две недели

***ННОД по познавательному и социально коммуникативному развитию организуется с чередованием раз в пять недель

****ННОД по речевому, художественно-эстетическому развитию организуется с чередованием раз в две недели.

Продолжительность занятий

Расписание организации непрерывно непосредственной образовательной деятельности (занятий) на 2018 – 2019 учебный год в МАДОУ № 60 «Дюймовочка»

Подготовительная № 1

к школе группа / 30 мин.

Понедельник

9.00-9.30

Худ.-эстет. развитие

(аппликация/лепка)****

9.40-10.10

Познават. развитие

(позн-исслед/констр. деят.)**

10.10-10.50

Вторник

Познават. развитие (ФЭМП)

9.00-9.30

Познават. развитие

/социально-коммуникат. развитие***

9.40-10.10

Физическое развитие на улице

11.10-12.10

Среда

Речевое развитие (обучение грамоте/чтение худ.лит)

9.00-9.30

Худ.-эстет. развитие (музыка)

10.20-10.50

Худ.-эстет. развитие ЧФУ «Ритмика»

16.10-16.40

Четверг

Речевое развитие

9.00-9.30

9.40-10.10

16.00-16.30

Пятница

Познават. развитие (ФЭМП)

9.00-9.30

Худ.-эстет. развитие (рисование)

9.40-10.10

Физическое развитие в помещении

10.20-10.50

Примерное планирование образовательно-воспитательной

работы по пятидневной недели, вне ННОД

Базовый вид деятельности

Периодичность

Подготовительная к школе группа

Чтение художественной литературы

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

ежедневно

Игровая деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Циклограмма занятий (непрерывной непосредственно образовательной деятельности) с учителем-логопедом

на 2018-2019 учебный год

Дни недели/

Время работы

Подготовительная группа

Понедельник

08.30 – 12.30

8.30 – 10.00 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и т.д.).

9.35- 12.30

подгрупповая работа с детьми

Вторник

08.30 – 12.30

индивидуальные консультации для родителей

10.10 – 12.30

Среда

13.30 – 17.30

13.30 – 15.00 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и.т.д).

15.10 – 15.30

подгрупповая работа с детьми

17.05 – 17.30 индивидуальные консультации для родителей

Четверг

08.30 – 12.30

8.30 – 10.00 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и.т.д).

индивидуальные консультации для родителей

10.55 – 12.30

индивидуальная работа с детьми

Пятница

08.30 – 12.30

8.30 – 09.30 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и.т.д).

индивидуальные консультации для родителей

10.10 – 12.30

индивидуальная работа с детьми

Рабочее время (неделя) 20 часов

    1. Взаимодействие с родителями (законными представителями рамках реализации индивидуального образовательного маршрута.

Родитель (законный представитель) обязуются:

1. Добросовестно и своевременно выполнять рекомендации воспитателей, учителя-логопеда.

2. Соблюдать график посещения ребенком ДОУ, занятий на логопедическом пункте.

3. Своевременное информировать воспитателей об отсутствии (и его причинах) ребенка на занятии.

4. Проводить работу с ребенком в домашних условиях, согласно рекомендации воспитателей, учителя-логопеда.

5. Посещать групповые родительские собрания и консультации учителя-логопеда.

6. Обеспечить наличие необходимого материала для логопедической работы с ребенком к каждому занятию.

Составители:

Старший воспитатель________________

Учитель – логопед __________________

Воспитатель _______________________

Музыкальный руководитель _________________

Инструктор по ФК ___________________________

Индивидуальный образовательный маршрут моего ребенка _______________________________________________________________________

Ф.И. ребенка, дата рождения

мною прочитан и согласован

«____» ______________ 2018 г. __________________/_________________________/

дата подпись ФИО родителя (законного представителя)

Савченко Любовь Евгеньевна

Артемьева Галина Николаевна

МАДОУ «Детский сад Аленушка « №40

г.Великий Новгород

Методическая разработка

«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья-ОНР»

Аннотация: в данном методическом пособии разработан план написания индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, объясняется причина составления ИОМ, цели и задачи, описана содержательная часть ИОМ, рекомендации по работе с родителями. Оно предназначено для воспитателей, работающих с детьми с ОНР в ДОУ.

Ключевые слова: ИОМ-индивидуальный образовательный маршрут;

коррекционная работа.

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка - одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально - психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия.

ВведениеФедеральногоГосударственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организационно-образовательном процессе дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ для ребенка с ОВЗ-ОНР) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления :

Организация движения (развитие общей и мелкой моторики) ;

Развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ;

Формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

Формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Мониторинг образовательного процесса - оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы, основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга : первые две недели сентября, а итогового - последние две недели мая.

В мониторинге используются следующие методы : наблюдение; беседа, проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание» ; диагностические игровые ситуации.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Индивидуальный план работы с ребенком составляется на основании полученных данных подробного изучения анамнеза с обязательным привлечением мамы, т. к. дома она должна общаться, играть с ребенком, продолжая процесс развития даже в простых, бытовых ситуациях. Этому она должна научиться, присутствуя на занятиях логопеда, если ребенок посещает консультативно-практическую группу. При сопротивлении мамы желательно приглашать ее на занятия в мягкой форме, постоянно подчеркивая успехи ее ребенка. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребенка, необходимо достоверно изучить возможности ребенка на данном временном отрезке, предлагая программный материал в тех порциях и таким способом, которые будут приниматься ребенком с речевой патологией без напряжения, с хорошей отдачей и положительной мотивацией. Для этого проводится подробная диагностика по всем параметрам психофизического, речевого, эмоционального развития ребенка. Данные, полученные в ходе сбора анамнеза, заносятся в речевую карту и карту психологического сопровождения.

Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

Определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

Выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

Создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

I этап - Подготовительный.

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап - Комплексной диагностики

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап - Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап - Промежуточная диагностика

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

VI этап - Коррекционно- развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

VII этап - Итоговая диагностика.

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. На всех этапах коррекционной работы развивать психологические процессы: внимание, мышление, память, самоконтроль усидчивость, достичь полного понимания обращенной речи и речи общения.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы: наше тело, овощи и фрукты, игрушки, семья, одежда.

Артикуляционная гимнастик а «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика «Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; образование относительных прилагательных; образование звукоподражательных глаголов; договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья); составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь : ответы на простые вопросы; составление фраз по сюжетной картинке; составление фраз по двум опорным картинкам; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы: Посуда; Новый год; Мебель;Дикие животные; Домашние животные и птицы.

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадки».

Дыхательная гимнастика «Шар лопнул», «Плачет малыш - А-А-А», « Мальчик играет - Э-Э-Э», «Согреем ручки», «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки».

Пальчиковая гимнастика «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления звучания игрушки.

Грамматический строй речи : образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построение конструкции: глагол + существительное с предлогом;построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с телятами).

Связная речь пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

III период (март, апрель, май)

Лексические темы : Птицы; Весна; Транспорт; Лес. Артикуляционная гимнастика «Сладкое варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк», «Качели».

Дыхательная гимнастика «Дует ветер», «Пароход гудит - У-У-У», «Футбол».

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Звуковая культура речи Модуляция голоса (высоко-низко).

Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных; согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол в прошедшем времени (Мама сделала. Дядя сделал. Дети сделали); построение фразы «Это...».

Связная речь: ответы на вопросы полным предложением; построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

Предполагаемые результаты речевого развития :

· пользоваться невербальными формами коммуникации;

  • · использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • · проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

· слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

  • · воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • · выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Работа с родителями.

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная. 2. Лекционно-просветительская. 3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников. 4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком. 5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). В связи с частыми пропусками ребенка может возникнуть необходимость в корректировке индивидуальной образовательной программы.

Заключение

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями маршрута мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Список литературы:

1. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М.: «Просвещение», 1996 г.

3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни», М.: «Гном и Д», 1996г.

5. Филичева Т.Б.,. Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 1991г.

6. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 2000г.

7. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно - методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2000г.

8. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Практическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001г

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №1

Цель:

Задача

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Нарушены несколько групп звуков

Допускает многочисленные ошибки в произношении слов.

Наблюдаются значительные нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры).

Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Дыхание поверхностное, вдох-выдох укорочен.

Подготовительный этап к постановке звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Фонематический слух неразвит: не выделяет звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова.

Не дифференцирует звуки. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза.

Словарный запас

Знает названия предметов, но не знает названия отдельных частей.

Нет в речи обобщающих понятий, слов-антонимов. Использование глаголов и прилагательных ограничено бытовым уровнем.

Путает названия частей тела, цветов, геометрических фигур.

Не соотносит количество предметов с числом

Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам.

Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.

Грамматический строй речи

Не владеет навыком образования слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения несформированы

Не согласовывает части речи.

Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости.

Согласование частей речи.в роде, числе

Связная речь

Не составляет (иногда не может повторить)предложение.

Не владеет навыком составления рассказа по картине

Не составляет рассказ по серии картин, рассказ-описание.

Пересказать текст не может

Коммуникативная функция речи неразвита (с трудом вступает в диалог, нет монолога, элементы речевого негативизма и т.п.)

Составление предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам)

Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание

Развитие коммуникативной функции речи, формирование положительного отношения к занятиям, желание речевого общения и т.д.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №2

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Нарушены 1-2 группы звуков. Поставленные логопедом звуки не введены в самостоятельную речь.

Допускает ошибки в произношении слов.

Наблюдаются нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры).

Недоразвитие артикуляционной и мелкой моторики. Дыхание неравномерное, вдох-выдох укорочен.

Закрепление в речи поставленных логопедом звуков. Подготовительный этап к постановке нарушенных звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Этап постановки нарушенных звуков.

Поэтапная автоматизация звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

Развитие мелкой моторики.

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Недоразвите фонематического слуха: допускает ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова.

Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования.

Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова;

дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Словарный запас

Знает и называет предметы, части предметов чаще употребляемых в быту

В речи есть обобщающие понятия (ограниченные 3-4 лексическим темам).С ошибками подбирает 4-5 слов-антонимов. Использует в речи частоупотребляемые глаголы и прилагательные бытовой тематики

Допускает ошибки при названии частей тела, цветов, геометрических фигур.

Употреблять притяжательные и относительные прилагательные.

Грамматический строй речи

Допускает много ошибок при образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования.

В речи использует 2-3 простых предлога.

Допускает ошибки в согласовании частей речи.

Образование слов уменьшительно-ласкательного значения.

Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости.

Связная речь

Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов).

Составляет рассказ с помощью наводящих вопросов.

Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ - частично(по образцу, по вопросам)

Коммуникативная функция речи в стадии формирования

Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание

Развитие коммуникативной функции речи, диалогической и монологической речи

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №3

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Все звуки поставлены, автоматизированны, самоконтроль в самостоятельной речи не до конца сформирован. Наблюдаются нарушения в слоговой структуре сложных слов.

Артикуляционная моторика в норме. Недоразвитие дыхания и мелкой моторики частично сохраняется.

Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов.Развитие мелкой моторики, дыхания. Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация)

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Допускает незначительные ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова, но сам исправляется

Незначительные ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования.

Закреплять умение: выделять звук на фоне слова;

дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Словарный запас

Знает и называет предметы, части предметов

В речи есть обобщающие понятия (не менее 6-7 лексическим темам. Подбирает 8-10 слов-антонимов. Использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения (с незначительными ошибками)

Назвает части тела, цвета и оттенки, геометрические фигуры.

С ошибками соотносит количество предметов с числом

Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам.

Употреблять притяжательные и относительные прилагательные.

Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.

Грамматический строй речи

Владеет суффиксальным способом образования слов. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования.

Согласование частей речи в роде, числе, падеже.

Связная речь

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №4

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Все звуки произносит хорошо. Слоговая структура слов в норме. Артикуляционная и мелкая моторика в норме.

Дыхание в норме.

Незначительное недоразвитие просодики (ритм, интонация, темп, ритм).

Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация)

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Фонематическое восприятие сформировано.

Навыки звукового анализа в стадии формирования (незначительные ошибки).

Словарный запас

Формируется в соответствии с возрастом: недостаточно прилагательных, местоимений, наречий. Пассивный словарный запас богаче активного.

Продолжать расширять, активизировать глагольный словарь по лексическим темам.

Употреблять в самостоятельной речи притяжательные и относительные прилагательные, наречия, местоимения

Грамматический строй речи

Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Но имеются ошибки в самостоятельной речи

В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками).

Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи.

Закреплять навыки: образования слов уменьшительно-ласкательного значения.;сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости.

Согласование частей речи в роде, числе, падеже.

Связная речь

Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании, употреблении предлогов).

Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью

Коммуникативная функция речи сформирована.

Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению

Развитие, диалогической и монологической речи

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №5

Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)

Задача : Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты

развития речи

Проблема

Решение проблемы

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Все звуки изолированно произносит хорошо, в потоке речи сохраняется смазанность, нечеткость, путает и взаимозаменяет оппозиционные звуки. Слоговая структура простых слов в норме, в словах сложной структуры встречаются ошибки. Артикуляционная и мелкая моторика в норме.

Дыхание неравномерное, сила воздушной струи слабая.

Недоразвитие просодической стороны речи.

Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов.

Развитие просодической стороны речи, дыхания (сила голоса, темп, ритм, интонация)

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Фонематическое восприятие в стадии формирования., встречаются ошибки в употреблении слов с оппозиционными звуками.

Навыки звукового анализа в стадии формирования

Развивать фонематический слух: выделять звук в составе слова; определять позицию звука в слове;

дифференцировать звуки;

Закреплять умение: выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Словарный запас

Формируется в соответствии с возрастом

Продолжать расширять, активизировать словарь по лексическим темам.

Закрепление в речи обобщающих слов (по лексическим темам)

Грамматический строй речи

Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Имеются незначительные ошибки в самостоятельной речи

В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками).

Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи.

Закреплять навыки словоизменения и словообразования слов; умение. согласовывать части речи в роде, числе, падеже.

Связная речь

Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании).

Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью

Коммуникативная функция речи сформирована.

Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению

Развитие, диалогической и монологической речи

МАРШРУТЫ

индивидуальной коррекционно-развивающей работы

для детей с нарушениями речевого развития

В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка

на _____-_____ уч. год

Ф.И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: ______________________ .

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________)); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы

с диагнозом

общее недоразвитие речи

Составила учитель-логопед ГБДОУ №112

Адмиралтейского района

Алфаидзе Виктория Харлампиевна.

Индивидуальная карта

Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович

Дата рождения 12.05.2011 г.р.

Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016

Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.

Медицинские сведения.

Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.

Психологическая характеристика

Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.

Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.

Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.

На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.

Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.

Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.

Педагогическая характеристика

Социально-коммуникативное развитие.

Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.

Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.

Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.

Умение попросить о помощи : способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.

Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.

Физическое развитие.

Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.

Уровень физической подготовки: средний.

Речевое развитие .

Артикуляционная моторика : нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.

Состояние просодической стороны речи: снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания.

Состояние звукопроизношения : полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.

Звукослоговая структура слов: затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.

Состояние фонематического восприятия . Недоразвитие фонематического восприятия.

Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов: различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Состояние экспрессивной речи: произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки. Диалогическая речь в основном развита.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии. Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений , наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного .

Состоянии грамматических процессов.

Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).

Словоизменение: значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Латерализация правосторонняя.

Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.

Познавательное развитие : средний уровень.

Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.

Художественно-эстетическое : не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть

Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.

Мотивация к различным видам деятельности : потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.

Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.

Особенности общения : без особенностей.

Взаимоотношения и место в коллективе.

Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.

Увлечения и интересы : мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.

План индивидуального сопровождения ребенка в

2016 /2017 учебном году

Медицинское

Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.

Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.

Занятия физкультурой в носках.

Психологическое

Развитие познавательной активности.

Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.

Развитие навыков общения.

Логопедическое

Артикуляционная моторика . Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.

Упражнения для губ, для щек, для языка.

Элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

Комплекс упражнений для развития силы голоса.

Игры на звукоподражание, игры- драматизации,

Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.

Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»

Звукослоговая структура слов. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Учить передавать ритмический рисунок слова.

Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»

Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.

Развитие фонематического восприятия .

Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.

Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»

Формирование экспрессивной речи. Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо» «Поиграем в Репку»

«Помоги Колобку» «Волшебные очки»

Формирование грамматических процессов.

Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игра «У кого похожая картинка?».

Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Игра «Измени слово».

закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Игра «С какого дерева упал листок?».

Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

«Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Педагогическое

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;


Top