Разгром непобедимой армады 1588 презентация. «Непобедимая Армада»

Непобедимая армада была крупной военной флотилий, созданной в Испании. Она насчитывала порядка 130 кораблей. Флотилия была составлена в 1586-1588 гг. Рассмотрим далее, в каком году произошел разгром Непобедимой армады. Об этом далее в статье.

Цель

Прежде чем рассказать, почему и когда случился разгром Непобедимой армады, следует описать ситуацию, которая происходила в то время. Десятки лет английские приватиры топили и грабили испанские корабли. Это приносило стране колоссальные убытки. Так, за 1582-й Испания понесла потери на сумму более 1 900 000 дукатов. Еще одной причиной, по которой было принято решение о создании флотилии, стала поддержка восстания голландцев - королевой Англии. Филипп Второй - монарх Испании - посчитал своим долгом оказать помощь английским католикам, которые боролись против протестантов. В этой связи на кораблях флотилии присутствовало почти 180 духовных лиц. Более того, во время вербовки каждому матросу и солдату надлежало обязательно исповедаться и причаститься. Со своей стороны, восставшие англичане надеялись на победу. Они рассчитывали, что смогут разрушить испанскую монопольную торговлю с Новым светом, а также распространить в Европе протестантские идеи. Таким образом, у обеих сторон была своя заинтересованность в этом мероприятии.

План похода

Король Испании приказал флотилии подойти к Ла-Маншу. Там она должна была объединиться с 30-тысячной армией герцога Пармского. Войска располагались во Фландрии. Объединенными силами они должны были пройти через Ла-Манш к графству Эссекс. После этого предполагался марш на Лондон. Испанский король рассчитывал, что католики покинут Елизавету и присоединятся к нему. Однако этот план не был до конца продуман. В нем, в частности, не было учтено мелководье, которое не позволило кораблям приблизиться к берегу, чтобы взять на борт армию герцога. Кроме этого, испанцы не приняли во внимание мощь И, разумеется, Филипп не мог даже предполагать, что случится разгром Непобедимой армады.

Командование

Руководителем Армады был назначен Альваро де Базан. Он по праву считался лучшим испанским адмиралом. Именно он являлся инициатором и организатором флотилии. Как говорили потом современники, если бы он вел корабли, то вряд ли случился бы разгром Непобедимой армады. Год 1588-й, однако, стал для адмирала последним в жизни. Он скончался на 63-м году, перед выходом флотилии в море. Вместо него был назначен Алонсо Перес де Гусман. Он не был опытным мореплавателем, но отличался великолепными организаторскими способностями. Они позволили ему быстро найти общий язык с бывалыми капитанами. Благодаря их совместным усилиям был создан мощный флот, который был снабжен провизией и оснащен всем необходимым. Кроме этого, командный состав разработал систему сигналов, приказов и боевого порядка, единую для всего многонационального войска.

Особенности организации

В составе Армады было порядка 130 кораблей, 30.5 тыс. человек, 2 430 орудий. Основные силы разделили на шесть эскадр:

В Армаду также входили четыре неаполитанских галеаса и столько же португальских галер. Кроме этого, в составе флотилии было большое количество судов разведки, для посыльной службы и с припасами. Продовольственные запасы включали миллионы галет, 400 тыс. фунтов риса, 600 тыс. фунтов солонины и соленой рыбы, 40 тыс. галлонов масла, 14 тыс. бочек с вином, 6 тыс. мешков бобов, 300 тыс. фунтов сыра. Из боеприпасов на кораблях присутствовало 124 тыс. ядер, 500 тыс. пороховых зарядов.

Начало похода

Из лиссабонской гавани флотилия вышла 29-го мая 1588-го года. Однако в пути ее настиг шторм, который загнал корабли в Ла-Корунью - порт на северо-западе Испании. Там матросам пришлось провести ремонт судов и пополнить продовольственные запасы. Командующий флотилией был обеспокоен дефицитом провизии и болезнями своих моряков. В этой связи он откровенно написал Филиппу о том, что сомневается в успехе кампании. Однако монарх настоял на том, чтобы адмирал следовал заданному курсу и не отклонялся от плана. Спустя два месяца после стоянки в лиссабонской гавани флотилия добралась до Ла-Манша.

Несостоявшаяся встреча с герцогом Пармским

Адмирал флотилии четко следовал приказу Филиппа и направил корабли к берегу, чтобы принять войска. В ожидании ответа от герцога командующий Армады приказал встать на якоря у Кале. Это положение было очень уязвимым, что было на руку англичанам. Той же ночью они отправили к испанским кораблям 8 подожженных судов с взрывчаткой и горючими материалами. Большинство капитанов стали рубить канаты и лихорадочно пытались спастись. Впоследствии сильный ветер и мощное течение отнесли испанцев к северу. Вернуться обратно к герцогу Пармскому они не смогли. На следующий день состоялось решающее сражение.

Место и дата разгрома Непобедимой армады

Флотилия потерпела поражение от англо-голландских маневренных легких кораблей. Ими командовал Ч. Говард. В Ла-Манше произошло несколько боевых столкновений, которые завершило Гравелинское сражение. Итак, в каком году был разгром Непобедимой армады? Флотилия просуществовала недолго. Она была повержена в тот же год, в который начался поход - в 1588-м. Сражения в море продолжались две недели. Испанской флотилии не удалось перегруппироваться. Столкновения с вражескими кораблями проходили в крайне тяжелых условиях. Большие сложности создавал постоянно изменявшийся ветер. Основные стычки произошли у Портленд-Билл, Старт-Поинта, острова Уайт. В ходе сражений испанцы потеряли около 7 кораблей. Окончательный разгром Непобедимой армады состоялся при Кале. Отказавшись от дальнейшего вторжения, адмирал повел корабли к северу, через Атлантику, по западному побережью Ирландии. При этом вражеские суда следовали за ней на небольшом отдалении, двигаясь вдоль восточных берегов Англии.

Возвращение в Испанию

Оно было очень непростым. После сражений многие корабли были сильно повреждены и едва держались на плаву. Возле северо-западного побережья Ирландии флотилия попала в двухнедельный шторм. Многие корабли во время него разбились о скалы или пропали без вести. В конце концов, 23-го сентября первые суда после долгих скитаний достигли севера Испании. Вернуться домой удалось только 60-и кораблям. Людские потери оценивались от 1/3 до 3/4 от численности экипажей. Огромное количество людей умерли от ран и болезней, многие утонули. Даже те, кому удалось вернуться домой, практически умирали от голода, так как все запасы продовольствия были истощены. Один из кораблей сел на мель в Ларедо, потому что у матросов не было сил даже спустить паруса и встать на якорь.

Значение

Большие потери принес Испании разгром Непобедимой армады. Дата, когда произошло это событие, навсегда останется в истории страны как одно из самых трагичных. Тем не менее, поражение не привело к незамедлительному падению испанского могущества в море. 90-е годы 16-го столетия в целом характеризуются достаточно успешными кампаниями. Так, попытка англичан вторгнуться в испанскую акваторию своей Армадой закончилась сокрушительным поражением. Битва произошла в 1589-м. Спустя 2 года испанские корабли разбили англичан в Атлантическом океане в нескольких сражениях. Все эти победы, однако, не смогли компенсировать тех потерь, которые принес стране разгром Непобедимой армады. Испания извлекла крайне важный урок для себя из этого неудачного похода. Впоследствии страна отказалась от неповоротливых и тяжелых судов в пользу более легких кораблей, оснащенных дальнобойным оружием.

Заключение

Разгром Непобедимой армады (1588 г.) похоронил всякую надежду на восстановление католицизма в Англии. О вовлечении этой страны в той либо другой степени во внешнеполитическую деятельность Испании также не могло быть и речи. Это, собственно, означало, что позиции Филиппа в Нидерландах резко ухудшатся. Что касается Англии, то для нее поражение испанской флотилии стало первым шагом к завоеванию господства на море. Для протестантов это событие положило конец экспансии империи Габсбургов и повсеместному распространению католицизма. В их глазах это было проявление Божьей воли. Многие люди, жившие в то время в протестантской Европе, считали, что только Небесное вмешательство помогло справиться с флотилией, которую, как сказал один из современников, ветру было тяжело нести, а океан стонал под ее тяжестью.

В них отличились «пираты Елизаветы», самый известный из которых - Фрэнсис Дрейк . Сражения длились 2 недели. Армада не сумела перегруппироваться и ушла к северу, отказавшись от вторжения, причём английский флот следовал за ней на некотором отдалении, идя вдоль восточного побережья Англии. Возвращение в Испанию было трудным: Армада пошла через северную Атлантику , вдоль западного побережья Ирландии . В результате сильных штормов многие суда были выброшены на северное и западное побережье этого острова. В ходе экспедиции было потеряно более 60 кораблей (причём только 7 из них - боевые потери) .

Цель похода Армады

На протяжении десятков лет английские флибустьеры грабили и топили испанские суда. Кроме того, королева Англии Елизавета I поддержала восстание голландцев против испанского владычества . Испанский монарх Филипп II считал своим долгом помочь английским католикам в их борьбе с протестантами . Поэтому на палубах Непобедимой армады было собрано почти 180 священников и духовников. Даже во время вербовки каждый солдат и матрос должен был исповедаться перед священником и причаститься . Религиозные настроения испанского короля и его подданных отражены в словах выдающегося иезуита Педро де Рибаденейры:

«Нас поведет сам Господь Бог, чьё дело и святейшую веру мы защищаем, а с таким Капитаном нам нечего бояться».

Англичане со своей стороны тоже питали надежду на решающую победу, которая открыла бы Англии путь для свободного пользования морем, сломала монополию Испании на торговлю с Новым светом , а также способствовала бы распространению протестантской мысли в Европе .

План похода

Испанский король отдал приказ Армаде подойти к проливу Ла-Манш и объединиться с герцогом Пармским и его 30-тысячной армией, расположенной в голландской провинции Фландрии , которой в то время владела Испания. Эти объединённые силы должны были пересечь Ла-Манш , высадиться в графстве Эссекс , после чего маршем пойти на Лондон . Филипп II рассчитывал на то, что английские католики оставят свою королеву-протестантку и перейдут на его сторону. План испанцев, однако, не был до конца продуман и не учитывал двух важнейших обстоятельств: мощь английского флота и мелководье, не позволившее кораблям подойти к берегу и взять на борт войска герцога Пармcкого.

Возглавить Армаду должен был Альваро де Базан , маркиз Санта-Крус, по праву считавшийся лучшим адмиралом Испаниии. Он был автором идеи и первым ее организатором. По мнению современников, если бы он действительно вел флот, исход кампании мог быть иным. Однако в феврале 1588 года 62-летний дон Альваро умер, и вместо него Филипп назначил Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медина-Сидония. Хотя герцог не был искушён в мореходном деле, зато был умелым организатором, сумевшим быстро найти подход к опытным капитанам. Совместными усилиями они создали мощный флот, снабдили его провизией и оснастили всем необходимым. Они тщательно разработали систему сигналов, команд и боевого порядка, объединившую многонациональное войско.

Организация

В состав флота входили около 130 судов, 2 430 орудий, 30 500 человек, из них 18 973 солдата, 8 050 матросов, 2 088 рабов-гребцов, 1 389 офицеров, дворян, священников и врачей. Главные силы флота были разделены на 6 эскадр: «Португалия» (Алонсо Перес де Гусман, герцог Медина-Сидония), «Кастилия» (Диего Флорес де Вальдес), «Бискайя» (Хуан Мартинес де Рекальдо), «Гипускоа» (Мигель де Окендо), «Андалусия» (Педро де Вальдес), «Левант» (Мартин де Бертендона). Армада также включала: 4 неаполитанских галеаса - 635 человек, 50 орудий (Хуго де Монкада), 4 португальских галеры - 320 человек, 20 орудий, множество лёгких судов для разведки и посыльной службы (Антонио де Мендоса) и судов с припасами (Хуан Гомес де Медина).

Запасы продовольствия включали в себя миллионы галет , 600 000 фунтов солёной рыбы и солонины, 400 000 фунтов риса, 300 000 фунтов сыра, 40 000 галлонов оливкового масла, 14 000 бочек вина, 6 000 мешков бобов. Боеприпасы: 500 000 зарядов пороха, 124 000 ядер.

Начало похода

Портрет Алонсо Переса де Гусман, 7-го герцога Медина-Сидония работы неизвестного художника (XVI век)

29 мая 1588 года Армада вышла из лиссабонской гавани. Но шторм загнал её в порт Ла-Корунья , расположенный на северо-западе Испании. Там испанцам пришлось ремонтировать корабли и пополнять запасы провизии. Обеспокоенный недостатком продовольствия и болезнями среди моряков, герцог Медина-Сидония откровенно написал королю, что сомневается в успехе всего предприятия. Но Филипп настаивал, чтобы его адмирал твёрдо придерживался плана. И вот, только через два месяца после выхода из лиссабонской гавани, огромный и неповоротливый флот наконец добрался до Ла-Манша.

Сражения в Ла-Манше

Сражение Непобедимой армады с английским флотом. Картина работы неизвестного художника английской школы (XVI век)

Когда испанский флот приблизился к юго-западному побережью английского графства Плимут, его уже поджидали английские военные корабли. У сторон было одинаковое количество кораблей, отличавшихся по конструкции. Испанский флот состоял из высокобортных судов, с множеством пушек малой дальнобойности. С массивными башнями на носу и корме, они напоминали плавучие крепости, хорошо приспособленные к абордажному бою . Корабли англичан были ниже, но манёвреннее. Кроме того, они были оснащены бо́льшим количеством дальнобойных пушек. Англичане рассчитывали на то, что не будут близко подходить к противнику и уничтожат его на расстоянии.

30 июля Армада была в виду английских берегов, и посты наблюдения оповестили английское командование. Первое столкновение произошло днем 31 июля на меридиане Плимута . Лорд-адмирал послал свой личный пинас к центру испанского флота, сделать вызов испанскому флагману. «Флагманом» оказался La Rata Santa Maria Encoronada , галеон Алонсо де Левиа. Тем не менее, первый выстрел был сделан, и Медина Сидония на San Martin поднял адмиральский штандарт, во избежание дальнейших ошибок.

Учитывая бо́льшую манёвренность и артиллерийскую мощь английского флота, испанский адмирал для лучшей защиты расположил свой флот полумесяцем, поставив по краям самые сильные военные корабли с дальнобойной артиллерией. Кроме того, ближе к противнику он выставил «авангард» (фактически арьергард) из самых лучших кораблей под командованием Рекальде, которому отвел роль «пожарной команды». С какой бы стороны ни подошёл противник, этот отряд мог развернуться и отразить атаку. От остального флота требовалось держать строй и не терять взаимной поддержки.

Пользуясь преимуществом в маневре, англичане с самого начала вышли Армаде на ветер . С этой выгодной позиции они могли атаковать или уклоняться по желанию. При преобладавших западных ветрах это означало, что они преследовали Армаду по мере ее движения Ла-Маншем, беспокоя ее атаками. Однако разорвать оборонительный порядок испанцев долго не удавалось.

На всём протяжении Ла-Манша оба флота вели перестрелку и провели несколько небольших сражений. За Плимутом последовали стычки при Старт-пойнт (1 августа), Портленд-билл (2 августа) и острове Уайт (3−4 августа). Занятая испанцами оборонительная позиция оправдала себя: англичанам с помощью дальнобойного оружия так и не удалось потопить ни одного испанского корабля. Однако сильно поврежденный Nuestra Señora del Rosario выпал из строя и 1 августа был захвачен Дрейком. Подобным же образом, испанцы покинули обездвиженный San Salvador , и к вечеру 2 августа его захватила эскадра Хокинса . Английские капитаны решили во что бы то ни стало нарушить боевой порядок врага и приблизиться к нему на расстояние выстрела. Это им удалось только 7 августа при Кале.

Медина-Сидония не уклонялся от приказов командования и направил Армаду навстречу герцогу Пармскому и его войскам. Ожидая ответа от герцога Пармского, Медина-Сидония приказал флоту встать на якорь у Кале , возле побережья Франции. Воспользовавшись уязвимым положением стоявших на якоре испанских кораблей, англичане ночью направили к Армаде восемь брандеров - подожжённых судов с горючими материалами и взрывчаткой. Большинство испанских капитанов рубили якоря и лихорадочно пытались уйти от опасности. Затем мощный ветер и сильное течение понесли их на север. Вернуться к месту рандеву с герцогом Пармой они уже не могли.

Следующим днём на рассвете состоялся решающий бой . Англичане с близкого расстояния обстреливали испанские корабли. По крайней мере три были уничтожены, и многие корабли получили повреждения. Поскольку у испанцев не хватало боеприпасов, они оказались беспомощными перед лицом противника.

Из-за сильного шторма англичане приостановили свою атаку. Утром следующего дня Армада, у которой истощались боеприпасы, снова выстроилась в виде полумесяца и приготовилась к сражению. Не успели англичане открыть огонь, как сильный ветер и морское течение понесли испанские корабли на песчаные берега голландской провинции Зеландия . Казалось, катастрофа неизбежна. Однако ветер изменил направление и погнал Армаду на север, подальше от опасных берегов. Обратный путь в Кале преграждал английский флот, а ветры продолжали нести побитые испанские корабли на север. Герцогу Медина-Сидония ничего не оставалось, как прекратить кампанию, чтобы спасти побольше кораблей и людей. Он решил вернуться в Испанию кружным путём, обогнув Шотландию и Ирландию.

Штормы и крушения

Возвращение домой Армады также было непростым. Продовольствие кончалось, бочки протекали, воды не хватало. В ходе боёв с англичанами многие корабли получили серьёзные повреждения и еле держались на плаву. У северо-западных берегов Ирландии флот попал в сильный двухнедельный шторм, во время которого многие суда пропали без вести или разбились о скалы.

В итоге, 23 сентября первые корабли Армады после долгих мытарств достигли Сантандера на севере Испании. Домой вернулось всего лишь около 60 (из 130) кораблей; потери в людях оценивались от 1/3 до 3/4 численности экипажей. Тысячи человек утонули. Многие скончались от ран и болезней по пути домой. Даже для тех, кто всё-таки смог вернуться на родную землю, испытания не закончились. В книге «Поражение Непобедимой армады» говорится, что, уже встав на якорь в испанском порту, «экипажи нескольких кораблей буквально умирали от голода из-за того, что у них совсем не было еды». В той же книге сказано, что в испанском порту Лоредо один корабль сел на мель, «поскольку у выживших матросов не было сил, чтобы спустить паруса и бросить якорь».

Значение

Испания понесла тяжёлые потери. Однако это не привело к немедленному крушению испанского морского могущества: в целом 90-е годы XVI века прошли под знаком успешной защиты Испанией, казалось бы, пошатнувшихся позиций. Попытка англичан организовать «симметричный ответ», отправив к берегам Испании собственную «Армаду» , завершилась сокрушительным поражением (1589), а через два года испанский флот нанёс английскому несколько поражений в Атлантическом океане, правда, не компенсировавших гибели Непобедимой армады. Испанцы извлекли урок из неудачи Армады, отказавшись от тяжёлых, неповоротливых кораблей в пользу более лёгких судов, оснащённых дальнобойными орудиями.

Тем не менее, неудача Армады похоронила надежды на реставрацию католицизма в Англии и вовлечение последней в той или иной форме в орбиту внешней политики Испанской империи, что означало также ухудшение позиций испанцев в Нидерландах. Для Англии поражение Армады стало первым шагом на пути к будущему статусу «владычицы морей». В глазах протестантов это событие, положившее предел экспансии католической империи Габсбургов, было проявлением воли Божьей (

Летом 1588 года в Европе назревала война. Бедная далекая страна навлекла на себя гнев величайшей империи мира, и орудие возмездия было уже в пути. Испанская армада вышла в море, и целью этого величайшего флота всех времен и народов было вторжение в Англию. Мало кто верил, что армада может потерпеть поражение, однако ее разгром был полным и окончательным. До сегодняшнего дня историков волновал ответ на вопрос, спрятанный на морском дне - какое природное явление потопило испанскую армаду?

В Британии поражение испанской армады считается одной из величайших побед британского флота. Это была битва Давида и Голиафа и англичане победили несмотря ни на что. Мощные испанские галеоны потерпели поражение от рук искусных английских моряков, а испанский флот был вынужден покинуть берега Англии из-за смены погоды. Так говорят легенды, но какова правда.

Испания была самой могучей державой в эпоху Елизаветы. Во времена царствования короля Филиппа II страна обогатилась за счет южно-американских колоний, откуда она вывозила много серебра и золота.

король Филипп II, королева Елизавета

Англия уже давно раздражала короля Филиппа II. Нищее варварское государство полное пуритан-протестантов, как он говорил. Елизавета поощряла авантюристов подобных Френсису Дрейку, которые атаковали испанские корабли, перевозившие сокровища из колоний. Это была рискованная игра. В течение 20 лет королева провоцировала Испанию, и отношения двух стран переживали то взлеты то падения. Казнь Марии - королевы Шотландской католички стало последней каплей в испанской чаше терпения.

Недалеко от Мадрида в своем дворце Филипп уже давно готовился к вторжению к британским островам. Согласно его плану на Великобританию должны были обрушиться целых две армии. Одна из них должна была войти в Ла-Манш на кораблях армады, другая ожидала флот в испанских Нидерландах. После объединения обе армии должны были высадиться на Британских островах в районе Кента и выступить в сторону Лондона. Елизавета знала о планах Испании, но не могла им помешать. У Филиппа было две регулярных армии, у нее ни одной, а народное ополчение врятли могло оказать достойное сопротивление хорошо обученным испанским войскам. Единственной защитой страны были корабли королевского флота, но смогут ли они одержать победу - никто не знал.

В истории Англии эпоха Елизаветы ознаменовалась, как времена создания кораблей нового поколения. Это была настоящая революция в области кораблестроения. Изменения коснулись не только конструкции кораблей, но и всей . И все эти новейшие достижения получили свое отражение в кораблях, выступивших против армады.

британский парусный корабль нового поколения

Несомненно, конструкция английских парусных кораблей претерпела серьезные изменения. Суда нового поколения имели более обтекаемую форму, а также были более быстроходными. Помимо этого изменения претерпело и парусное вооружение, которое теперь выдерживало гораздо большие нагрузки, чем ранее. В результате новые суда нового поколения были гораздо более маневренными.

29 июля 1588 года наблюдая за армадой , входящей в пролив Ла-Манш англичане впервые осознали истинные размеры и мощь испанского вторжения. В то время на побережье зажигались все новые и новые сигнальные маяки. Англичане в Плимуте с волнением ожидали дальнейших действий, ведь ничего подобного не было с времен Римской империи. Однако в эпоху парусников обе стороны были во власти природы.

В день когда испанская армада вошла в пролив Ла-Манш казалось, что им сопутствует удача. На северо-западе сформировалась область высокого давления и ветер, перемещавшийся по часовой стрелке дул с запада. Казалось, что все благоприятствовало Испании. Армада была в открытом море, и попутный ветер наполнял паруса их галеонов.

испанская армада состояла из 160 с лишним кораблей

Английские корабли, стоявшие на якоре в Плимуте, оказались неподвижной мишенью. Это был драматический момент. Испанский флот численностью 160 с лишним кораблей приближался к берегам Британии, но сэр Фрэнсис Дрейк заявил, что он вполне успеет разобраться с врагом после того как закончит игру в шары. Но почему Дрейк бездействовал. Проанализировав карту приливов того июльского дня океанографы считают, что у него было выбора - из-за прилива, который начался около 09:00 он просто не мог вывести свои в Ла-Манш.

Английский флот был беззащитен, но испанцы не стали его атаковать. Командующий испанской армадой герцог Медина-Сидония получил приказ строго придерживаться плана, разработанного самим королем Испании.

Иначе говоря, он просто упустил возможность стереть британский флот в порошок. Этой возможностью не замедлили воспользоваться англичане, вышедшие в море с переменой течения. Расположившись по ветру, испанцы были уверены в своих силах, но вскоре они пришли в замешательство при виде маневренности английских судов, оказалось, что английские корабли способны на более крутой фордевинд. Вскоре они с ужасом обнаружили английский флот у себя за спиной. Неожиданно для испанцев англичане заняли все стратегические выгодные позиции.

испанский галеон того времени

Британские избегали центра, опасаясь оказаться запертыми между испанскими галеонами. Однако у них было тайное оружие, с помощью которого они могли затопить вражеский флот на расстоянии. Этим новым оружием была длинноствольная пушка, которую называли «куливрина», что в переводе означает змея. Англичане считали ее убийцей кораблей. Это орудие имело непривычно длинный и узкий ствол для своего калибра (около 14 см). Британцы полагали, что более длинный ствол орудия позволит им максимально использовать пороховой заряд как и более точно вести прицельный огонь. Дальность прямого выстрела составляла более 600 метров при нулевой вертикальной наводке. Но больше всего испанцы боялись меткости «куливрины». Даже король Филипп II предупредил своих командиров кораблей о том, что англичане будут стрелять низко, пытаясь повредить корпус испанских кораблей.


Однако за 6 дней морского сражения англичанам так и не удалось одолеть врага мощью своего оружия. Британским артиллеристам не хватало точности. К тому же их дальнобойные пушки съедали слишком много драгоценного пороха.

Однако под шквалом огня испанцам ничего не оставалось, как выйти в открытое море, ведь стоя на якоре, они были весьма уязвимы. К тому же погода стала меняться не в пользу испанской армады . Северо-западный ветер становился все сильнее и сильнее. Но не только ветер мешал испанским галеонам - и высокий прилив не давал кораблям выйти в открытое море. Вечером скорость течения прилива достигала 5 км/час. В результате испанские парусные корабли оказались прижатыми к берегу во власти ветра, прилива и англичан.

Также у англичан был план, ради которого они были готовы пожертвовать несколькими кораблями. Они загрузили на борт судов смолу и подожгли их, направив вместе с приливом в сторону испанской армады. В результате боевой строй разомкнулся, и испанские корабли превратились в легкие мишени. Впервые англичанам удалось приблизиться к врагу вплотную. Только после того как англичане открыли огонь с близкой дистанции испанские корабли начали нести серьезные повреждения и потери.


Оказавшиеся неэффективными на дальних дистанциях английские пушки превратились в грозное оружие при непосредственном столкновении с врагом. Пушечные ядра сметали все на своем пути. Щепки впивались в мягкие ткани, раня и калеча моряков и солдат. Оснастка и такелаж были приведены в полную негодность. С каждым мгновением положение испанцев становилось все хуже и хуже. Но даже при интенсивном обстреле англичане с трудом топили испанские корабли.

крах испанской армады

Испанцы были потрепаны, но не побеждены. Британские корабли находились в лучшем состоянии, но у них закончились боеприпасы. Это была ничья, так как ни одна из сторон не достигла желаемого результата. Но решающий удар нанесли не англичане, а... погода. Ветер, дующий с берега, грозил выбросить армаду на побережье Голландии, но внезапно он изменил направление и вынес армаду в море. У испанцев этому явлению было одно объяснение - божественное вмешательство. Благоприятствующий ветер позволил армаде уйти в Северное море. Оказавшись там, подгоняемые попутным ветром испанские корабли уже не могли вернуться назад. Испанцам пришлось пересмотреть свои планы. Теперь задача флота была благополучно прибыть в Испанию, обогнув Британские острова с севера. Но и на этом пути армаду поджидала опасность.

схема движения испанской армады

В действительности испанская армада под действием течения Гольфстрим, преграждающего путь на юг, теряла по 40 км в день. В течение 9 дней пути испанские капитаны посчитали, что могут спокойно поворачивать на юг к Испании. На самом деле испанская армада была намного восточнее, поэтому этот маневр оказался фатальным. Несмотря на отчаянные попытки избежать столкновения несколько кораблей оказались выброшенными на враждебное побережье - каменистые берега Ирландии. Неизвестно сколько кораблей было потеряно, но почти половина судов гордо отплывших от берегов Испании так и не вернулись домой.

ГИБЕЛЬ «НЕПОБЕДИМОЙ АРМАДЫ»

Огромный испанский флот, предназначенный для высадки многочисленного десанта в Англии, был наполовину уничтожен английскими кораблями и бурей. На море начиналась Британская эра.

Есть среди историков любители истории «альтернативной». «Что бы было, если…» – говорят они. Что бы было, если бы не было вулканического взрыва на острове Санторин, уничтожившего критскую цивилизацию? А что, если бы ученые Третьего рейха, работая над созданием атомной бомбы, не пошли по ложному пути? Или вот еще – если бы буря не разметала огромный испанский флот, уже готовый обрушиться на Англию! Как бы звучал английский гимн – «Правь, Британия, морями»?

Но дело было не только в шторме. Англия действительно была готова править.

XVI век – морской век. Европейцы вышли далеко за пределы своего континента, достигли Америки, обогнули Африку, начали раздел мира. Ведущая роль в колонизации в это время принадлежала Испании. Неумолимые конкистадоры уничтожали целые государства, испанские корабли владычествовали над океанами. Долгое время их главным соперником на море была Португалия, но в 1581 г. она покорилась своему северному соседу. Золото, пряности, ткани нескончаемым потоком прибывали на Пиренейский полуостров. Но, возможно, именно этот поток затормозил развитие страны. Самая большая держава мира оставалась исключительно аграрной, в стране продолжали действовать старые феодальные порядки, ведущей идеологией был ревностный, нетерпимый католицизм. Могущество Испании основывалось на войне, жестокой эксплуатации подчиненных стран – причем, кроме колоний, испанскому королю принадлежали и другие владения, например Нидерланды.

Во второй половине XVI в. все активнее заявляет о своих территориальных притязаниях и Англия. В отличие от Испании Англия быстро двигалась по пути технического, политического и социального прогресса. Купцы, владельцы мануфактур усиливали свое влияние, росли города. Английская церковь не подчинялась Риму, главой ее стал сам английский монарх.

Интересы двух держав в 80-х гг. XVI в. сталкивались в нескольких местах. Во-первых, испанский король, мрачный деспот Филипп II, претендовал на английский престол. Предшественница королевы Елизаветы Мария I была женой Филиппа. Во-вторых, испанский король желал возвращения Британии в лоно католицизма. К этому его подталкивал и папа Григорий XIII (ум. в 1585), и его преемник Сикст V. Да и английские католики-эмигранты уже неоднократно призывали Филиппа распространить Контрреформацию на Англию. Испанского короля приводило в ярость то, что Елизавета I вела жесткую политику в отношении английских католиков и была духовным главой протестантов по всей Европе. В-третьих, короля возмущала помощь, которую оказала Елизавета мятежным подданным Филиппа в Нидерландах. (События того времени в Нидерландах знакомы всем, кто читал «Легенду об Улленшпигеле».) Наконец, в-четвертых, англичане постоянно беспокоили испанские корабли. С разрешения и при поддержке Лондона в море выходили многочисленные пиратские суда, грабившие испанские транспорты, захватывавшие военные корабли, совершавшие набеги на побережье в Новом Свете. Одним из выдающихся каперов, отмеченных милостью английской короны, был Френсис Дрейк. Его кругосветное путешествие (между прочим, второе в истории после Магеллана) преследовало не в последнюю очередь грабительские цели. Именем пирата испанцы пугали своих детей, в их литературе он аллегорически изображался в виде дракона.

Таким образом, у обитателя Эскуриала были все основания для осуществления масштабной операции по ликвидации елизаветинского режима. К решительным действиям короля подтолкнули набеги на испанские корабли и поселения в Карибском море, совершенные Дрейком в 1585–1586 гг. Наконец, в феврале 1587 г. за участие в заговоре против Елизаветы была казнена Мария Стюарт, шотландская королева, также претендовавшая на английский престол (с 1567 г. в Шотландии правил ее сын-протестант Яков VI), и Филипп желал отомстить за ее смерть. Началась подготовка грандиозной военной экспедиции в Британию.

Чтобы обезопасить задуманную кампанию от помех со стороны Франции, Филипп постарался отвлечь правившего тогда Генриха III Валуа, оказав поддержку Гизам – его соперникам в борьбе за власть. При финансировании экспедиции Филипп рассчитывал на займы итальянских и немецких банкиров, обычные поступления в королевскую казну, а также на богатства, собранные в американских колониях. Он собрал со всех флотов (средиземноморского и атлантического, португальского, а также у союзников) более 130 больших и средних кораблей (общим водоизмещением более 59 000 тонн с 2630 орудиями на бортах) и 30 вспомогательных. Эскадра была названа испанцами «Непобедимой армадой». На кораблях размещалось 8000 матросов и 19 000 солдат, к которым должно было присоединиться 30-тысячное войско, сражавшееся в Нидерландах под командованием Александра Фарнезе, герцога Пармского. Организацией эскадры вначале занимался один из героев Лепанто опытный адмирал дон Альваро де Басан, маркиз Санта-Крус, но он не дожил до ее отплытия. На место Санта-Круса был назначен Алонсо Перес де Гусман, герцог Медина-Сидония, человек разумный, но мало знакомый с морским делом. (Понимая свою некомпетентность, он даже пытался дать самоотвод, но безуспешно.)

Англичане и голландцы были осведомлены о планах Филиппа еще с 1586 г. Чтобы не допустить соединения сухопутной армии Пармы с испанскими военно-морскими силами, главнокомандующий английским флотом лорд Говард, барон Эффингемский, отрядил небольшие эскадры под командой Винтера и Сеймура на патрулирование побережья вместе с голландцами.

В 1587 г. началась англо-испанская война. Она продолжалась десять лет.

В апреле первого года войны Френсис Дрейк совершил удивительный по своей дерзости налет на испанский порт Кадис, в гавани которого он уничтожил свыше 20 кораблей, а также портовое оборудование (в частности, емкости для пресной воды). В набеге участвовало лишь 4 (!) судна Дрейка: «Бонавентура», «Золотой лев», «Не бойся ничего» и «Радуга». Испанцы вынуждены были отложить отплытие эскадры. На обратном пути Дрейк не преминул напасть и на суда, стоявшие у берегов Португалии, откуда привез в Англию захваченный корабль, нагруженный пряностями из Индии (надо сказать, что один такой корабль в то время мог покрыть расходы на кругосветное плавание). Рейд Дрейка задержал отплытие испанского флота.

В том же году, для того чтобы подготовить базу на голландском побережье, войска Фарнезе осадили и 5 августа захватили порт Слейс, оборонявшийся английским гарнизоном. Во Фландрии строились небольшие плоскодонные суда, на которых предполагалось перебросить войска на корабли «Армады». Был прорыт канал из Сас-ван-Гент в Брюгге и углублен фарватер Иперле от Брюгге до Ньюпорта, чтобы подходящие к берегу суда не попадали под огонь голландского флота или пушек крепости Флиссинген. Из Испании, Италии, Германии и Бургундии перебрасывались войска и стекались добровольцы, желавшие принять участие в экспедиции против Англии.

Фарнезе видел, что имевшиеся в распоряжении испанцев гавани Дюнкерка, Ньюпорта и Слейса слишком мелки для того, чтобы в них могли войти суда «Армады». Он предлагал перед отправкой флота к побережью Англии захватить более глубоководный порт Флиссинген. Однако Филипп торопился как можно скорее утвердиться на Британских островах.

«Армада» вышла из Лиссабона 9 мая 1588 года. Кроме солдат, матросов и гребцов, на судах находилось 300 священников, готовых возродить католическое могущество на Британских островах. Шторм загнал шесть эскадр, составляющих «Армаду», в Ла-Корунью, откуда после ремонта корабли вновь вышли в море лишь 22 июля.

После долгих дебатов английский командующий Говард согласился с планом Дрейка вывести из гавани Плимута 54 лучших английских корабля и попытаться уничтожить испанский флот, прежде чем тот выйдет в море. Однако перемена ветра помешала этой операции, и 29 июля 1588 г. «Армада» показалась вблизи островов Силли у западной оконечности полуострова Корнуолл.

Первое столкновение произошло в виду Плимута 31 июля. Испанцы лишились здесь трех кораблей, а англичане не понесли почти никакого урона. 2 августа столкновения продолжились восточнее, в заливе Лайм близ мыса Портленд-Билл. На сей раз потерь кораблей не было, но оба флота израсходовали много боеприпасов. Если англичане могли пополнить боезапас, то испанцы, находившиеся вдали от родных берегов, такой возможности не имели.

Английские корабли превосходили суда противника в маневренности, ими командовали опытные адмиралы Дрейк, Говард, Хокинс, Фробишер. К англичанам на помощь пришли и голландские корабли, управляемые бывалыми мореходами. Отсутствие на английских судах массы солдат делало их уязвимыми при абордажном бое, но зато давало преимущество в легкости маневра.

В боях английский флот использовал и преимущество своей артиллерии, не подпуская испанцев ближе чем на расстояние пушечного выстрела и тем самым не давая им пойти на абордаж. У испанцев были в основном высокобортные суда, из-за чего снаряды испанцев пролетали мимо целей, тогда как низкие корабли англичан поражали испанские корабли в самые важные части корпуса – около ватерлинии. На каждый выстрел корабля «Армады» англичане отвечали тремя. Испанцы несли потери в кораблях и в личном составе.

Но «Армада» продолжила плавание на северо-восток, в глубь Ла-Манша. Испанский флот располагался полумесяцем: по краям находились самые сильные военные корабли, под их прикрытием в центре группировались медлительные торговые и грузовые суда. Английский флот вновь приблизился к испанскому глубокой ночью с 7 на 8 августа, когда «Армада» встала на якорь напротив Кале в Дуврском проливе. Лорд Говард направил восемь горящих брандеров прямо в центр испанского флота. Можно было попытаться шлюпками отвести брандеры в сторону, однако с флагманского судна был поднят сигнал «немедленно вставать под паруса». Многие из испанских судов имели время лишь на то, чтобы обрубить якорные канаты, после чего в панике и беспорядке ринулись прочь. Один большой испанский галеас сел на мель, многие суда получили значительные повреждения.

Не давая противнику возможности перегруппироваться, англичане наутро вновь атаковали испанцев. Во время восьмичасового сражения испанские корабли сносило на банки к северо-востоку от Кале, против Гравлина; казалось, что «Армада» вот-вот неминуемо сядет на мель, доставив легкую победу англичанам, однако северозападный ветер сменился юго-западным и вынес испанские корабли в воды Северного моря. Испанский флот двинулся на север; англичане преследовали его до залива Ферт-оф-Форт на восточном побережье Шотландии, где 12 августа шторм разъединил противников.

Испанцам пришлось оставить мысль о соединении с силами герцога Пармского, и они предприняли плавание вокруг Британских островов – обогнули с севера Шетландские острова, прошли вдоль западного побережья Ирландии, где надеялись получить подмогу от единоверцев, а затем возвратились в Испанию.

На обратном пути буря около Оркнейских островов раскидала во все стороны и так изрядно потрепанный флот. Много кораблей затонуло, разбилось о скалы, тысячи трупов были выброшены на берег. В испанский порт Сантандер на берегу Бискайского залива возвратилось всего 86 кораблей и менее половины матросов и солдат. Так бесславно закончился поход «Непобедимой Армады». Испанцы до сих пор считают, что «Армада» не была побеждена – ей помешала стихия. Однако буря нанесла наиболее ощутимый удар, когда испанский флот уже возвращался домой. Возвращался несолоно хлебавши.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Гибель «С-80» В январе 1961 года, вечером, ко мне зашел мой товарищ, старший лейтенант Анатолий Евдокимов, Мы вместе учились в Ленинграде, познакомились еще курсантами на танцах. Своих будущих жен нашли в педагогическом институте им. Герцена и, оказавшись оба в северном

Из книги Техника и вооружение 1998 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Победа над "Непобедимой" Испания в наши дни знаменита экспансивным нравом своих жителей, солнечными пляжами ривьеры, легкими золотистыми винами, экзотикой корриды и карнавалов… Сегодня трудно представить себе, что четыре столетия назад мир воспринимал эту прекрасную

Из книги Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов” автора Арбузов Владимир Васильевич

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Гибель «Хиё» Затем американские самолеты атаковали 2-ю дивизию авианосцев («Хиё», «Дзуньё», «Рюхо»), которую прикрывали 1 линкор, 1 тяжелый крейсер и 8 эсминцев. Несколько торпедоносцев бросились на «Хиё». Пилот одного из «Авенджеров» лейтенант Джордж Б. Браун перед вылетом

Из книги Су-25 «Грач» автора Иванов С. В.

В Непобедимой и Легендарной На вооружение ВВС и морской авиации Советского Союза поступило порядка 700 штурмовиков Су-25. Количественная оценка советских «Грачей» была занижена западными экспертами более чем в два раза - долгое время считалось, что на вооружении состояло

Из книги Броненосный крейсер "Баян"(1897-1904) автора Мельников Рафаил Михайлович

Из книги Прерванный полет «Эдельвейса» [Люфтваффе в наступлении на Кавказ, 1942 г.] автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Гибель «авианосцев» Весьма любопытна судьба двух каспийских теплоходов, также ставших жертвами люфтваффе. В 1934 году на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком были заложены три однотипных сухогруза грузоподъемностью 1650 тонн, предназначавшиеся для

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Кто повинен в гибели Армады? Во второй половине XVI века самым могущественным человеком на земле считался король Испании фанатичный католик Филипп II. Хозяин Иберийского полуострова господствовал в Нидерландах, над частью Италии и во всей Америке. Сын Карла V и Изабеллы

Из книги Трагедии Севастопольской крепости автора Широкорад Александр Борисович

Глава 2. ФИАСКО НЕПОБЕДИМОЙ АРМАДЫ В 1834 г. Николай I утвердил план строительства новых и реконструкции старых береговых батарей Севастополя. Работы были начаты уже 1 августа того же года.Для возведения укреплений было решено использовать не инкерманский камень, как это

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

1588 Об отношении Тамма см.: Фейнберг Е.Л. Эпоха и личность// Воспоминания о И.Е. Тамме. С.

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть IV. 1915-1945 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Гибель С 21 по 23 марта 1941 г. в южных водах Исландии “Худ”, линкоры “Куин Элизабет” и “Нельсон” осуществляли поиск германских линкоров “Шарпхорст” и “Гнейзеиау”, вышедших из своих баз с целью прорыва в Атлантику. Поиск окончился безрезультатно, так как германские

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Сражение при Гравелине (гибель «Непобедимой армады») 1588 год В конце XVI века резко обострились отношения Англии и Испании. Тому было много причин: и поддержка Англией нидерландских повстанцев, и пиратские подвиги Фрэнсиса Дрейка, и ненависть испанского короля-католика

Из книги Все переломные сражения парусного флота. От Великой Армады до Трафальгара автора Махов Сергей Петрович

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

1588 Медведева И.Н. Таврида. Л., 1956. С. 114,

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

1588 Бочарников И.В. Указ. соч. С. 102.

Есть среди историков любители истории «альтернативной». «Что бы было, если…» – говорят они. Что бы было, если бы не было вулканического взрыва на острове Санторин, уничтожившего критскую цивилизацию? А что, если бы ученые Третьего рейха, работая над созданием атомной бомбы, не пошли по ложному пути? Или вот еще – если бы буря не разметала огромный испанский флот, уже готовый обрушиться на Англию! Как бы звучал английский гимн – «Правь, Британия, морями»?

Но дело было не только в шторме. Англия действительно была готова править.

* * *

XVI век – морской век. Европейцы вышли далеко за пределы своего континента, достигли Америки, обогнули Африку, начали раздел мира. Ведущая роль в колонизации в это время принадлежала Испании. Неумолимые конкистадоры уничтожали целые государства, испанские корабли владычествовали над океанами. Долгое время их главным соперником на море была Португалия, но в 1581 г. она покорилась своему северному соседу. Золото, пряности, ткани нескончаемым потоком прибывали на Пиренейский полуостров. Но, возможно, именно этот поток затормозил развитие страны. Самая большая держава мира оставалась исключительно аграрной, в стране продолжали действовать старые феодальные порядки, ведущей идеологией был ревностный, нетерпимый католицизм. Могущество Испании основывалось на войне, жестокой эксплуатации подчиненных стран – причем, кроме колоний, испанскому королю принадлежали и другие владения, например Нидерланды.

Во второй половине XVI в. все активнее заявляет о своих территориальных притязаниях и Англия. В отличие от Испании Англия быстро двигалась по пути технического, политического и социального прогресса. Купцы, владельцы мануфактур усиливали свое влияние, росли города. Английская церковь не подчинялась Риму, главой ее стал сам английский монарх.

Интересы двух держав в 80-х гг. XVI в. сталкивались в нескольких местах. Во-первых, испанский король, мрачный деспот Филипп II, претендовал на английский престол. Предшественница королевы Елизаветы Мария I была женой Филиппа. Во-вторых, испанский король желал возвращения Британии в лоно католицизма. К этому его подталкивал и папа Григорий XIII (ум. в 1585), и его преемник Сикст V. Да и английские католики-эмигранты уже неоднократно призывали Филиппа распространить Контрреформацию на Англию. Испанского короля приводило в ярость то, что Елизавета I вела жесткую политику в отношении английских католиков и была духовным главой протестантов по всей Европе. В-третьих, короля возмущала помощь, которую оказала Елизавета мятежным подданным Филиппа в Нидерландах. (События того времени в Нидерландах знакомы всем, кто читал «Легенду об Улленшпигеле».) Наконец, в-четвертых, англичане постоянно беспокоили испанские корабли. С разрешения и при поддержке Лондона в море выходили многочисленные пиратские суда, грабившие испанские транспорты, захватывавшие военные корабли, совершавшие набеги на побережье в Новом Свете. Одним из выдающихся каперов, отмеченных милостью английской короны, был Френсис Дрейк. Его кругосветное путешествие (между прочим, второе в истории после Магеллана) преследовало не в последнюю очередь грабительские цели. Именем пирата испанцы пугали своих детей, в их литературе он аллегорически изображался в виде дракона.

Таким образом, у обитателя Эскуриала были все основания для осуществления масштабной операции по ликвидации елизаветинского режима. К решительным действиям короля подтолкнули набеги на испанские корабли и поселения в Карибском море, совершенные Дрейком в 1585–1586 гг. Наконец, в феврале 1587 г. за участие в заговоре против Елизаветы была казнена Мария Стюарт, шотландская королева, также претендовавшая на английский престол (с 1567 г. в Шотландии правил ее сын-протестант Яков VI), и Филипп желал отомстить за ее смерть. Началась подготовка грандиозной военной экспедиции в Британию.

* * *

Чтобы обезопасить задуманную кампанию от помех со стороны Франции, Филипп постарался отвлечь правившего тогда Генриха III Валуа, оказав поддержку Гизам – его соперникам в борьбе за власть. При финансировании экспедиции Филипп рассчитывал на займы итальянских и немецких банкиров, обычные поступления в королевскую казну, а также на богатства, собранные в американских колониях. Он собрал со всех флотов (средиземноморского и атлантического, португальского, а также у союзников) более 130 больших и средних кораблей (общим водоизмещением более 59 000 тонн с 2630 орудиями на бортах) и 30 вспомогательных. Эскадра была названа испанцами «Непобедимой армадой». На кораблях размещалось 8000 матросов и 19 000 солдат, к которым должно было присоединиться 30-тысячное войско, сражавшееся в Нидерландах под командованием Александра Фарнезе, герцога Пармского. Организацией эскадры вначале занимался один из героев Лепанто опытный адмирал дон Альваро де Басан, маркиз Санта-Крус, но он не дожил до ее отплытия. На место Санта-Круса был назначен Алонсо Перес де Гусман, герцог Медина-Сидония, человек разумный, но мало знакомый с морским делом. (Понимая свою некомпетентность, он даже пытался дать самоотвод, но безуспешно.)

Англичане и голландцы были осведомлены о планах Филиппа еще с 1586 г. Чтобы не допустить соединения сухопутной армии Пармы с испанскими военно-морскими силами, главнокомандующий английским флотом лорд Говард, барон Эффингемский, отрядил небольшие эскадры под командой Винтера и Сеймура на патрулирование побережья вместе с голландцами.

В 1587 г. началась англо-испанская война. Она продолжалась десять лет.

В апреле первого года войны Френсис Дрейк совершил удивительный по своей дерзости налет на испанский порт Кадис, в гавани которого он уничтожил свыше 20 кораблей, а также портовое оборудование (в частности, емкости для пресной воды). В набеге участвовало лишь 4 (!) судна Дрейка: «Бонавентура», «Золотой лев», «Не бойся ничего» и «Радуга». Испанцы вынуждены были отложить отплытие эскадры. На обратном пути Дрейк не преминул напасть и на суда, стоявшие у берегов Португалии, откуда привез в Англию захваченный корабль, нагруженный пряностями из Индии (надо сказать, что один такой корабль в то время мог покрыть расходы на кругосветное плавание). Рейд Дрейка задержал отплытие испанского флота.

В том же году, для того чтобы подготовить базу на голландском побережье, войска Фарнезе осадили и 5 августа захватили порт Слейс, оборонявшийся английским гарнизоном. Во Фландрии строились небольшие плоскодонные суда, на которых предполагалось перебросить войска на корабли «Армады». Был прорыт канал из Сас-ван-Гент в Брюгге и углублен фарватер Иперле от Брюгге до Ньюпорта, чтобы подходящие к берегу суда не попадали под огонь голландского флота или пушек крепости Флиссинген. Из Испании, Италии, Германии и Бургундии перебрасывались войска и стекались добровольцы, желавшие принять участие в экспедиции против Англии.

Фарнезе видел, что имевшиеся в распоряжении испанцев гавани Дюнкерка, Ньюпорта и Слейса слишком мелки для того, чтобы в них могли войти суда «Армады». Он предлагал перед отправкой флота к побережью Англии захватить более глубоководный порт Флиссинген. Однако Филипп торопился как можно скорее утвердиться на Британских островах.

«Армада» вышла из Лиссабона 9 мая 1588 года. Кроме солдат, матросов и гребцов, на судах находилось 300 священников, готовых возродить католическое могущество на Британских островах. Шторм загнал шесть эскадр, составляющих «Армаду», в Ла-Корунью, откуда после ремонта корабли вновь вышли в море лишь 22 июля.

После долгих дебатов английский командующий Говард согласился с планом Дрейка вывести из гавани Плимута 54 лучших английских корабля и попытаться уничтожить испанский флот, прежде чем тот выйдет в море. Однако перемена ветра помешала этой операции, и 29 июля 1588 г. «Армада» показалась вблизи островов Силли у западной оконечности полуострова Корнуолл.

* * *

Первое столкновение произошло в виду Плимута 31 июля. Испанцы лишились здесь трех кораблей, а англичане не понесли почти никакого урона. 2 августа столкновения продолжились восточнее, в заливе Лайм близ мыса Портленд-Билл. На сей раз потерь кораблей не было, но оба флота израсходовали много боеприпасов. Если англичане могли пополнить боезапас, то испанцы, находившиеся вдали от родных берегов, такой возможности не имели.

Английские корабли превосходили суда противника в маневренности, ими командовали опытные адмиралы Дрейк, Говард, Хокинс, Фробишер. К англичанам на помощь пришли и голландские корабли, управляемые бывалыми мореходами. Отсутствие на английских судах массы солдат делало их уязвимыми при абордажном бое, но зато давало преимущество в легкости маневра.

В боях английский флот использовал и преимущество своей артиллерии, не подпуская испанцев ближе чем на расстояние пушечного выстрела и тем самым не давая им пойти на абордаж. У испанцев были в основном высокобортные суда, из-за чего снаряды испанцев пролетали мимо целей, тогда как низкие корабли англичан поражали испанские корабли в самые важные части корпуса – около ватерлинии. На каждый выстрел корабля «Армады» англичане отвечали тремя. Испанцы несли потери в кораблях и в личном составе.

Но «Армада» продолжила плавание на северо-восток, в глубь Ла-Манша. Испанский флот располагался полумесяцем: по краям находились самые сильные военные корабли, под их прикрытием в центре группировались медлительные торговые и грузовые суда. Английский флот вновь приблизился к испанскому глубокой ночью с 7 на 8 августа, когда «Армада» встала на якорь напротив Кале в Дуврском проливе. Лорд Говард направил восемь горящих брандеров прямо в центр испанского флота. Можно было попытаться шлюпками отвести брандеры в сторону, однако с флагманского судна был поднят сигнал «немедленно вставать под паруса». Многие из испанских судов имели время лишь на то, чтобы обрубить якорные канаты, после чего в панике и беспорядке ринулись прочь. Один большой испанский галеас сел на мель, многие суда получили значительные повреждения.

Не давая противнику возможности перегруппироваться, англичане наутро вновь атаковали испанцев. Во время восьмичасового сражения испанские корабли сносило на банки к северо-востоку от Кале, против Гравлина; казалось, что «Армада» вот-вот неминуемо сядет на мель, доставив легкую победу англичанам, однако северозападный ветер сменился юго-западным и вынес испанские корабли в воды Северного моря. Испанский флот двинулся на север; англичане преследовали его до залива Ферт-оф-Форт на восточном побережье Шотландии, где 12 августа шторм разъединил противников.

Испанцам пришлось оставить мысль о соединении с силами герцога Пармского, и они предприняли плавание вокруг Британских островов – обогнули с севера Шетландские острова, прошли вдоль западного побережья Ирландии, где надеялись получить подмогу от единоверцев, а затем возвратились в Испанию.

На обратном пути буря около Оркнейских островов раскидала во все стороны и так изрядно потрепанный флот. Много кораблей затонуло, разбилось о скалы, тысячи трупов были выброшены на берег. В испанский порт Сантандер на берегу Бискайского залива возвратилось всего 86 кораблей и менее половины матросов и солдат. Так бесславно закончился поход «Непобедимой Армады». Испанцы до сих пор считают, что «Армада» не была побеждена – ей помешала стихия. Однако буря нанесла наиболее ощутимый удар, когда испанский флот уже возвращался домой. Возвращался несолоно хлебавши.


Top