Развитие речи. лексическая тема "ягоды"

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Лес. Ягоды»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять предложения; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов;

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями ягод, картинки с изображением ягод, тетради, цветные карандаши, мяч.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет названия грибов.

– Где растут грибы?

– А что еще в лесу растет?

– О чем мы сегодня будем говорить?

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
3. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес»

– Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Дети называют лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, земляника.

4. Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

5. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

6. «Чего не стало?»

– Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
7. Игра «Большой – маленький»

ягода- ягодка малина – малинка
земляника – земляничка черника – черничка

куст- кустик клюква – клюковка
лист- листочек птица- птичка
цветок- цветочек ветка- веточка

8. Игра «Один – много» (с мячом)
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья птица – птицы
Цветок – цветы ветка – ветки

9. Физкультминутка «Сбор ягод»

С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

10. Игра «Что приготовим?»
Из грибов – грибной суп.
Из малины – малиновое варенье.
Из черники – черничное варенье.
Из земляники – земляничное варенье.
Из клюквы – клюквенный морс.
Из брусники – брусничное варенье.

11. Игра «Что это?» (закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Малина, черника, земляника – это…(ягоды)
12. Игра «Придумай предложение о ягодах»

Ребята. Посмотрите на картинки. Каждый из вас выберет себе ягодку и придумает о ней предложение. Я помогу вам:

Мы собрали много клюквы.

В лесу растет много земляники.

На кустиках поспевает черника.

Мама сварила варенье из малины.

Папа привез из леса много брусники.

13. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "Ягоды. В данном конспекте представлены:

Цели и задачи занятия;

Организационные моменты;

Физкультминутки;

Рефлексия, обобщение материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ЯГОДЫ».

В конспекте предлагается материал для знакомства детей с садовыми и лесными ягодами.

Тема: «Ягоды»

Цели и задачи: Знакомство с названиями ягод, различие садовых и лесных ягод, значение ягод в жизни людей.

Описание непосредственно образовательной деятельности

  1. Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет удивительное приключение! Мы с вами отправимся на поиски очень вкусных, полезных и богатых витаминами продуктов. Эти продукты и будут темой нашего занятия. В нашу группу пока нас с вами не было, приходил волшебник и оставил для нас задания и подсказки, которые помогут нам в поисках. Давайте попробуем найти что - то интересное.

(Дети ищут в группе подсказки).

Находят в группе лист бумаги с изображением машины. Далее им нужно искать игрушечную машину и подсказку в ней. В кабине машины они находят другой листок, на котором написано слово с перевернутыми буквами - кухня. Им необходимо догадаться, как прочитать его. С помощью воспитателя они находят правильный выход из ситуации и подносят листок к зеркалу. Читают слово и идут искать на кухню (детская кухонная мебель в группе).

Воспитатель: Ребята, перед тем как мы с вами продолжим поиски давайте немножечко разомнемся.

  1. Физкультминутка.

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки…

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте)

Собираем землянику, (Наклоны вперед)

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

А вокруг полно малины –

Пройти мимо не смогли мы,

Собираем по кустам… (Повороты влево - вправо)

Здесь отличные места!

Снова мы идем по лесу, (Ходьба на месте)

А вокруг – так интересно !

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенек! (Потягивание, руки в стороны) .

  1. Воспитатель: А теперь можно и продолжить наш путь.

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю загадку. Отгадав ее, вы узнаете, что мы с вами искали.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками... (малина).

Дети: Малина.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами нашли малину. Это ягода, которая растет в лесу. А какие еще ягоды, которые растут в лесу, вы знаете?

Дети: Земляника, черника, ежевика, брусника, клюква и т.д.

Воспитатель: Правильно. А ягоды, которые растут в саду как называются?

Дети: Садовые ягоды.

Воспитатель: Молодцы! А какие садовые ягоды вы знаете?

Дети: Смородина, вишня, клубника, малина, крыжовник и т.д.

  1. Воспитатель: Я приготовила для вас интересную игру. И мне нужно поделить вас на две команды. (Делит детей на две команды).

На двух столах лежат картинки с ягодами и две корзинки. По команде воспитателя дети подходят к своему столу. Одна команда к одному, другая к другому и начинают сортировать ягоды. В одну корзинку они собирают лесные ягоды, в другую – садовые. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно с правились с заданием.

А скажите мне, пожалуйста, чем лесные ягоды отличаются от садовых, как вы думаете? (показать иллюстрации лесных и садовых ягод)

Если дети затрудняются с ответом рассказать им об отличиях.

Лесные ягоды мельче садовых; кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами.

  1. Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят ягоды для человека?

Дети: Их можно есть, они полезные, там много витаминов.

Воспитатель: Правильно. Ягоды - очень полезный продукт богатый витаминами и полезными веществами. А некоторые из них мы используем в качестве лекарства при простуде (малина).

  1. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

О чем мы с вами говорили?

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось?


Вера Алексеевна Гончарова
«Ягоды». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Программные задачи : Закреплять понятия «фрукты» , «ягоды » ; учить образовывать относительные прилагательные, существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; подбирать антонимы и синонимы.

Оборудование : Муляжи фруктов и ягод ; картинки с фруктами и ягодами (яблоко, груша, слива, малина, крыжовник, смородина, клубника) .

Раздаточный материал : Две картинки (ягода , фрукт, разрезанные на 4 части.

Ход занятия:

Воспитатель : Отгадайте загадки, найдите картинки – отгадки и поставьте их на доску.

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это. (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. (груша)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной. (яблочки)

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. -

Сладок мягкий. (абрикос)

Воспитатель : - Что изображено на картинках?

Назовите одним словом. (фрукты) .

Где растут фрукты? (На дереве, в саду)

Какие ягоды бывают красного , черного цветов? (Смородина) .

Найдите картинку и поставьте на доску.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Что за крупная ягода красного цвета , круглой формы с «крапинками» , сладкая, растет на кустиках и на грядках? «Клубника»

Что за ягода растет в саду на кустах, на ветках которых – шипы. (Крыжовник) .

Что изображено на картинках?

Назовите одним словом. (Ягоды ) .

Клубника, малина, крыжовник, смородина – где растут? (В саду)

Значит, какие это ягоды ? (Садовые)

На чем растут ягоды ? (На кустах и кустиках)

Как используют фрукты и ягоды ? (Варят компот, варенье, делают пюре, сок, джем, сушат.

Что нужно делать с фруктами, прежде чем их использовать? (Мыть)

Дидактическая игра : «Какой, какое?»

Компот из клубники – какой? (Клубничный)

Варенье из яблок – какое? (Яблочное)

Сок из груши – какой? (Грушевый)

Пюре из малины – какое? (Малиновое) .

Дидактическая игра : «Один – много»

Слова : зеленое (красное) яблоко, спелая (желтая) груша, сладкая (душистая) малина, зеленый (кислый) крыжовник, синяя (крупная) слива, ароматная (красная) клубника.

Физкультминутка :

Будем мы варить компот, (левая ладошка «ковшиком» , указательным пальцем правой руки «мешают» )

Фруктов нужно много.

Вот : (загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим, мы компот. (варят и мешают)

Угостим честной народ.

Работа с раздаточным материалом.

Каждый ребенок описывает конверт с двумя картинками (фрукт, ягод , разрезанными на 4 части. Ребенок должен сложить картинки, сопровождая свои действия речью : «У меня яблоко и малина» .

Составление рассказа – сравнения по плану.

Дети составляют рассказ - сравнения фрукта и ягоды .

Что это? (Это слива и малина)

На чем растет? (малина растет на кустиках, а слива на дереве) .

Цвет. (Малина - ягода красного цвета , а слива – синего цвета) .

Как используют? (Малину и сливу едят сырыми, варят варенье, компот.)

Итог занятия :

Ребята, вам понравилось занятие ? Чему мы сегодня научились? (ответы детей) .

Разделы: Работа с дошкольниками

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать представление о растительном мире, о ягодах;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать умение называть характерные признаки ягод: цвет, фору, вкус;
  • Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида;
  • Закрепить знания детей о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дереве);
  • Учить детей образовывать относительные прилагательные;
  • Согласование прилагательного с существительным;
  • Учить детей поддерживать диалог.

Коррекционно-воспитательные:

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Ягоды», магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», «По малину в сад пойдём», натуральные объёкты – ягоды: калина, рябина, облепиха, натуральные соки из ягод: смородиновый (красная и чёрная смородина), игрушка медведь, одноразовые стаканчики.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Мишка. Сегодня утром мишка вышел собирать ягоды. Но мишка знает только ягоду малину, а ему бы хотелось приготовить угощение из разных ягод. Давайте поможем Мишке, расскажем ему какие бывают ягоды и где они растут.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором представлены разные ягоды. День рассматривают ягоды, обращают внимание на характерные особенности.

Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках.

Воспитатель демонстрирует с помощью мультимедийного оборудования слайды с изображением ягод.

– Как называется эта ягода?
– Какого цвета?
– Какой формы?
– На чём растёт?
– Где растёт?
– Какая на вкус?

По аналогичной схеме задаются вопросы о других ягодах (малина, смородина, клубника, земляника, клюква, черника, рябина, облепиха, калина, крыжовник).

Воспитатель: Теперь Мишка знает какие бывают ягоды, где они растут и и как выглядят.

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды и пригласим с собой Мишку.

Динамическая пауза «По малину в сад пойдём».

Воспитатель: Мы с вами вспомнили какие бывают ягоды, а давайте расскажем Мишке, что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

– Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т.д.
– Из клубники –
– Из земляники –
– Из черники –
– Из клюквы –
– Из облепихи –
– Из ежевики,
– Из рябины –
– Из смородины –
– Из крыжовника –

Дидактическая игра «Какой компот?»:

– Из малины какой компот? Из малины малиновый компот и т.д.
– Из клубники –
– Из земляники –
– Из черники –
– Из клюквы –
– Из облепихи –
– Из ежевики,
– Из рябины –
– Из смородины –
– Из крыжовника –

Воспитатель: Давайтеугостимся соками.

(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят одноразовые стаканчики с разным соком.)

Воспитатель: А сейчас Мишка нас приглашает в лес собирать лесные ягоды.

Пальчиковая гимнастика, координация речи с движением

«По ягоды в лес пойдём».

Воспитатель: Мы побывали в лесу, собрали много ягод, а теперь поможем Мишке приготовить угощение со словом ягодный.

Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»:

Кисель – ягодный кисель;
Варенье –
Компот –
Джем –
Повидло –
Начинка –
Мармелад –
Мороженное –
Соки –

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте пригласим Мишку на нашу весёлую минутку:

Дидактическая игра «Исправь ошибки»:

Земляника растёт на дереве.
Малина растёт на грядке.
Смородина растёт на болоте.
Клубника растёт на кусте.
Клюква растёт на рябине и т.д.

Воспитатель: Ребята, Мишке пора возвращаться в лес. Давайте на память ему сделаем бусы из рябины.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса».)

Дети изготавливают бусы из ягод рябины с помощью тупой игры для вышивания и дарят бусы Мишке.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малыш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация»

для детей подготовительной к школе

Логопедической группы с ОНР

Тема «Грибы и ягоды»

Выполнила учитель-логопед

МБДОУ комбинированного вида детский сад «Малыш»

Силантьева Наталья Николаевна

г.Удомля

2013г.

Цели

Коррекционно- образовательные:

Закреплять и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания;

Обогащать активный словарь (гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, белый, ножка, шляпка, куст, ягода, клюква, брусника, малина, морошка, черника); формировать глагольный словарь (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)

Развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными) ;

Тренировать навык составления предложения с пространственными предлогами (в, на, из, под, из-под); учить выделять предлоги из словосочетаний и предложений; формировать навык правильного их употребления.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать активность, инициативность, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества; любви и бережного отношения к природе.

Материал: мяч, иллюстрации с изображением грибов и ягод, карточки с изображением схемы предлогов на, под, в, из. Разрезные картинки «грибы».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей на занятие, организует приветствие и предлагает отгадать загадки:

Под осинкой у тропинки У девчонки – тонконожки

Кто стоит среди травы? Ярко-красные серёжки.

Ножка есть, но нет ботинка. Под листочек загляни-ка,

Шляпка есть, нет головы Там краснеет ….

Л. Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы начнем с вами разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

Логопед рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов и ягод и предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем.

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

Л. Перед вами картинки с изображением грибов и ягод. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы и возьмите нужную картинку.

Зачем ты пойдешь в лес?

Какой гриб ты нашла?

Что у тебя в корзине?

Что ты принесла из леса?

Какую ягоду ты собрал?

Что висело на кустике?

Из чего ты приготовишь морс?

Какой гриб лучше посолить?

Из каких ягод ты любишь варенье?

Из каких грибов ты сваришь грибной суп?

Какой гриб ты не положишь в корзинку?

Л. Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки и мы можем перейти к следующей игре.

Игра с мячом « Что делают?» (обогащение речи детей глаголами)

Что можно делать с грибами и ягодами? (искать, собирать, перебирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)

Логопед приглашает детей сесть за столы. Когда вы отвечали на мои вопросы, вы использовали маленькие, но очень важные слова. Они помогают нам узнать, где находится предмет. Рассмотрите схемы и ответьте, где находится кружок, и догадайтесь, какие предлоги они обозначают.

на под в из

Придумайте предложения с этими предлогами. А помогут вам справиться с заданием схемы и картинки. (Подосиновик растет под осиной. Земляника зреет на солнце. Клюква растет на болоте. Мальчик принес из леса целую корзину грибов. и т.д.)

Л. Вы справились с этим трудным заданием. Давайте отдохнем.

Зрительное упражнение «По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа красная брусника, движения глазами влево - вправо

Слева спеет голубика

Ягоды все соберем сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

Отдохнем, домой пойдем. повторить 6-8 раз

Л. Я тоже приготовила для вас небольшой рассказ о ягодах и грибах. Послушайте, что у меня получилось.

Грибы и ягоды растут из леса. Подосиновики в осине, подберезовики на березе. Ягоды – черники и малина под кустиками. Соберу грибы из корзины, а ягоды под банку и принесу домой. Дома из клюквы сварю вкусный грибной суп, а из белых грибов освежающий, полезный морс.

Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой рассказ правильно.

Физкультминутка « За грибами»

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ау, Ау! Никто не отзывается.

Лишь эхо откликается.

Л. Богаты наши леса грибами и ягодами. Интересно, почему у грибов и ягод такие интересные названия?

Упражнение « Почему так называется?»

Как вы думаете, почему так назвали: подберезовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, белый, черника, земляника, голубика.

Л. Вы правильно объяснили, почему эти грибы и ягоды так назвали. А сейчас я предлагаю вам собрать изображения грибов из разрезных картинок.

Разрезные картинки « Грибы».

Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.



Top