Ромул и рем краткое содержание. Этот бог был отцом основателей рима ромула и рема

Как и любой другой древний город, Рим таит в себе множество историй, связанных с его основанием. Родословную прародителей Рима ведут от древнего небожителя - Марса. Легенды об основании Рима утверждают, что именно влиянием бога войны объясняется неизменная воинственность римлян, стремление покорять другие народы и создавать империи.

Немного истории

Легенда о похищении сабинянок

По велению Ромула, новый город принимал в ряды своих жителей всех желающих. Возникновение Рима привело в его стены беглых рабов, разорившихся крестьян, авантюристов и изгнанников. Новый город испытывал острый дефицит женщин. Чтобы решить эту проблему, правитель Рима организовал праздник в честь урожая. В разгар праздника латиняне похитили жительниц соседнего племени - прекрасных сабинянок.

Это событие едва не закончилось войной, но похищенные женщины сумели примирить латинян и сабинян. Римляне и сабиняне заключи мир, и в течение шести лет Римом правили два царя - Ромул от латинян и Тит Таций от племени сабинян. После смерти Тация Ромул остается единовластным правителем и первым царем Рима пожизненно.

Вознесение Ромула

Легенда об основании Рима кратко говорит о смерти основателя этого города. В ней упоминается, что Ромул исчез при заседании сената. Наступившее солнечное затмение заставило народ разбежаться, оставив своего царя. Позднее патрициев обвиняли в смерти царя, но общенародное мнение свелось к тому, что Ромул был вознесен на небо. Римляне считали Ромула своим патроном-хранителем в виде бога Квирина. Алтарь патрона-хранителя Рима находился на Квиринальском холме.

Семь царей Рима

Царский период начался в 6 веке до н. э. и продолжался целое столетие. Отличительной его чертой было отсутствие преемственности и четкого порядка престолонаследия у римлян. Коротко о каждом из царей можно сказать следующее.

Краткие характеристики царей

Ромул отличался божественным происхождением. Считается основателем Рима. Создал Сенат. Разделил древний город на три части.

Второй правитель Рима - был выбран народом за талант, организаторские способности и умение проводить реформы. К его заслугам относят образование союза мастеров и ремесленников, введение нового календаря, в котором было 365 дней, упорядочивание религиозных культов, в частности запрет на человеческие жертвоприношения.

Тулл Гостилий в первой половине своей жизни был богатым землевладельцем. Став царем, обнаружил воинственные черты своего характера и стал вести многочисленные войны с соседями. В результате его правления площадь Римского государства была существенно расширена.

Анк Марций был внуком Тулла. Из-за своего тихого нрава чуть не лишился трона. Вынужден был постоянно отбивать атаки воинственных соседей, присоединил к владениям Рима несколько городов этрусков.

Тарквиний Древний - единственный царь Рима из племени этрусков. Владелец огромного состояния, он получил престол Рима. Взял в жены дочь предыдущего царя. Провел ряд войн с этрусками и латинами. Вел работы по преобразованию Рима. Именно при нем в городе стали функционировать водопровод и канализация, появились каменные мостовые, стали возводиться первые каменные частные дома.

Сервий Туллий был рабом, но получил хорошее образование. Получил трон благодаря жене Тарквиния. Провел ряд реформ в армии, разделил Рим по территориальному принципу, возвел массу Дал гражданские права плебеям, даровал свободу рабам. Пользовался всеобщей любовью.

Тарквиний Гордый - последний, седьмой царь Рима. Пришел к власти с помощью государственного переворота, злодейски убив Сервия. Существенно урезал права низших классов, отняв у плебса все дарованные ранее свободы. В итоге был изгнан вместе с сыновьями из Рима. Закончил свою жизнь в 510 г. при попытке вернуть себе власть.

Так закончилась первая, царская эпоха в жизни Вечного города.

Ромул, лат. - сын бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, сооснователь Ри­ма и первый римский царь.

По отцу Ромул был прямым потомком одно­го из самых могучих богов, по матери - потомком Аскания или Юла, сына пред­водителя троянских поселенцев в Италии - Энея. После падения Трои роду Энея было предназначено править всем троянс­ким народом и (в расширительном истол­ковании этого пророчества) даже всем ми­ром. К тому же Асканий-Юл тоже мог похвастать божественным происхождени­ем: его отец Эней был сыном богини Вене­ры (Афродиты), а прадед Дардан - даже сыном верховного бога Зевса. Таким об­разом, Ромул обладал всеми генеалогическими предпосылками, чтобы стать одной из главных фигур римских мифов и преданий.

Однако, несмотря на столь высокое про­исхождение, Ромул вырос не в царском дворце, а среди пастухов. А мог и вообще не выра­сти, так как двоюродный дедушка Амулий хотел утопить и Ромула, и его брата-близнеца Рема сразу после их рождения. Но боги не допустили смерти невинных младенцев по очень серьезной причине: если Риму было суждено править миром, то, естественно, его нужно было сначала основать, а для этого обязательно нужно было оставить в живых будущих основателей Рима.

Легенда о рождении и спасении Ромула и Рема - одна из самых известных в античном мире. Двенадцатым преемником Аскания-Юла, основателя города Альба-Лонги, был царь Прок, у которого было два сына: старший Нумитор и младший Амулий. По­сле смерти Прока на его трон по праву взошел Нумитор, но вскоре Амулий лишил его власти и изгнал, убил всех его сыновей, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой (жрицей богини Весты), а весталки, как из­вестно, должны были давать обеты девст­венности. Обеты обетами, но Рея Сильвия не устояла перед богом войны Марсом и родила от него близнецов: Ромула и Ре­ма. Узнав об этом, Амулий велел бросить Рею Сильвию в реку Тибр. Та же судьба ждала и ее детей. Слуги положили младен­цев в корзину и отнесли к Тибру. Но река вышла из берегов, поэтому они просто по­ставили корзину на воду и, вернувшись, сказали Амулию, что его приказ выполнен. Однако Рея Сильвия не погибла: речной бог Тиберин не дал ей утонуть и взял ее себе в жены. Не погибли и ее сыновья, так как вода вскоре спала и корзина очутилась на суше.

Плач голодных младенцев привлек к ним внимание волчицы, которая пришла к Тиб­ру напиться воды, и она унесла их в свое логово на холме Палатин. Там она поила их своим молоком, согревала теплом свое­го тела, а дятел, священная птица бога Марса, приносил им мясную пищу. Однаж­ды пастух стад Амулия, Фаустул, увидел волчицу с двумя мальчиками. Дождавшись ухода волчицы, он отнес мальчиков к себе домой и дал им имена Ромул и Рема. Фаустул и его жена Акка Ларенция, у которых было двенадцать сыновей, вырастили Ромула и Рема в статных, крепких юношей, привычных к суровой пастушеской жизни и умевших постоять за себя. Но однажды во время стычки с пастухами бывшего царя Нумитора, пасшими скот на соседнем холме Авентин, Ромул и Рем были побеждены и приведены к Нумитору. Нумитор признал в них своих внуков и без большого труда уговорил их отомстить Амулию. Собрав большой от­ряд своих друзей с Палатина, Ромул и Рем ворвались в Альба-Лонгу, убили Амулия и вернули власть Нумитору.

Узнав о своем царском происхождении, Ромул и Рем захотели стать царями, но в то же время они не собирались лишать деда вла­сти или ждать его смерти. Поэтому решили заложить на холме Палатин новый город, еще больший, чем Альба-Лонга. Однако между ними сразу же разгорелся спор о том, чье имя получит будущий город. Наконец было принято решение положить­ся на волю богов, которая, как принято было считать, особенно надежно угадыва­ется по полетам птиц. Ромул остался на Пала­тине, чтобы наблюдать за небом, а Рем отправился на Авентин с той же целью. Едва придя на место, он тут же увидел в небе шесть коршунов, сообщил об этом прорицателям и потребовал, чтобы его объявили победителем. Однако не успели прорицатели объявить свое решение, как Ромул увидел двенадцать коршунов. Так как усло­вия не были точно оговорены, спор возоб­новился с новой силой: Рем ссылался на то, что первым получил знамение, Ромул - на вдвое большее число птиц. Спор между братьями и их приверженцами перешел в ссору, ссора - в драку, в которой был убит Рем. Согласно другой версии, более распространенной, Рем погиб позже, когда вздумал в насмешку перепрыгнуть через городскую стену, возведенную Ромулом. В ответ разгневанный Ромул убил его со словами, кото­рые должны были стать проклятием для всех будущих врагов Рима: «Так да погиб­нет каждый, кто перепрыгнет через мои стены!» Так или иначе, но город получил имя Рим (Рома) в честь Ромула, который и стал первым его царем.

Первыми жителями города стали бы­вшие друзья Ромула, вместе с которыми он пас скот на Палатине, затем к ним стеклось множество молодых людей из ближайших и более отдаленных поселений Альбы и Латия (в основном это были беглецы, как свободные, так и рабы). Поскольку без жен­щин Рим мог стать только крепостью, но никак не городом, Ромул разослал по окре­стным городам послов с просьбой разре­шить жителям Рима подыскать себе невест в этих городах. Получив повсюду отказ, Ромул прибегнул к хитрости. Он устроил празд­ничные игры в честь бога хлебных запасов Конса (консуалии) и пригласил на них всю округу. На праздник явилось множество гостей, особенно соседних сабинян со сво­ими женами и дочерями. По данному знаку римские юноши бросились к сабинским де­вушкам и похитили их, после чего в сроч­ном порядке сыграли свадьбы (сам Ромул же­нился на сабинянке Герсилии) и позаботи­лись о том, чтобы Рим не остался без пото­мства.

Само собой, сабиняне не смирились с по­хищением своих девушек, и их царь Тит Таций объявил Ромулу войну. Однако во время массового медового месяца жены были привлекательнее для римлян, чем воинские подвиги, и они укрылись под защиту горо­дских стен. Воспользовавшись предатель­ством Тарпеи, сабиняне про­никли в римский Акрополь, и Ромулу и его со­ратникам пришлось бежать из города. Ког­да на другой день он попытался отбить его, сабинянки бросились в гущу сражения и примирили своих отцов и братьев со сво­ими мужьями. После заключения мира ри­мляне и сабиняне объединились в один на­род. Ромул и Тит Таций стали совместно пра­вить государством из Рима, ставшего его центром; после смерти Тация Ромул снова стал править единолично. Он дал Риму законы и могучие укрепления, войску - организа­цию, населению - землю и этим заложил фундамент будущего величия и славы римского государства.

О смерти Ромула сохранились две версии, одну из них смело можно назвать аристократи­ческой, другую - плебейской. Согласно первой, Ромул был заживо вознесен на небо в огненной колеснице Марса во время тра­диционного смотра войск у Капрейских бо­лот (на Марсовом поле у Тибра) 17 фев­раля; год неизвестен. Согласно второй вер­сии, Ромула убили патриции за то, что он пытал­ся ограничить их власть, и римляне тор­жественно похоронили его на Форуме. Обе версии единодушны в том, что после смер­ти Ромул стал богом и принял имя Квирина. Под этим именем Ромул охранял город, кото­рый он основал, и населявший его народ - до тех пор, пока римляне не перестали почитать Ромула как своего бога.

Согласно римской исторической тради­ции, которая охватывает, конечно же, и ле­генды, и предания, Ромул заложил Рим где-то в середине 8 в. до н. э.; в 1 в. до н. э. римляне приняли расчеты ученого-энциклопедиста М. Т. Варрона, согласно которым Рим был заложен 21 апреля третьего года шестой олимпиады. Исходя из этого, ис­торик Дионисий Эксигий вычислил в 6 в. н. э., что Рим был основан в 753 г. до н. э.

После Ромула в Риме сменилось шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Суперб (Гордый), ко­торого в 510 г. до н. э. римский народ низложил и изгнал из Рима. Многие со­временные исследователи считают этих ца­рей историческими личностями, хотя их об­разы и окутаны дымкой мифов. Однако в целом история римских царей (и ранней Республики) остается легендарной, а Ромул - мифической личностью. Любопытно, что именем Ромула история античного Рима не только начинается, но и заканчивается. По­следний римский император сочетал в своем имени имя первого легендарного римского царя и первого исторического римского императора. Звали его Ромул Августул (т. е. дословно - «Ромул Императорчик, или Императришка» - так его прозвали за несамостоятельность и короткий срок пра­вления). Его лишил власти предводитель восставших германских наемников из пле­мени скиров Одоакр в 476 г. н. э. Этот год падения Западной Римской империи фор­мально считается водоразделом древних веков и средневековья.

Что касается основания Рима Ромулом и Ремом, то, по-видимому, Рим вообще не был «ос­нован». Скорее всего, он возник в резуль­тате слияния латинских поселений, жители которых со временем подчинили себе са­бинские и другие поселения на территории нынешнего Рима. Судя по археологическим находкам, древнейшее поселение на земле Рима можно датировать примерно 10 в. до н. э. Следы его были найдены на холме Палатин - это согласуется с данными ми­фологии и римской традиции. Имя «Рим» (на латыни и на италийском - «Рома»), очевидно, этрусского происхождения, а из него, наверное, выведено имя Ромул.

Предания об основании Рима обрабаты­вали в древние века Квинт Энний в «Ан­налах» (3-2 вв. до н. э.), Тит Ливий в «Истории» (1 в. до н. э.), Овидий в «Ме­таморфозах» и «Фастах», у греков - Полибий, Дионисий Галикарнасский и Плу­тарх.

Широко известна бронзовая скульптур­ная группа «Капитолийская волчица»: ста­туя самой волчицы - этрусская работа начала 5 в. до н. э., а в 15 в. Поллайоло выполнил фигурки Ромула и Рема, дополнившие эту скульптуру. «Ромул и Рем с волчицей и па­стухами» изображены на рельефном алтаре 125 г. н. э., найденном и хранящемся в Остии. Из живописных изображений нуж­но отметить цикл фресок «Основание Ри­ма» д’Арпииа (начало 15 в.), картины «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса (1607-1608), «Ромул после победы над Акроном» Энгра (1812). Похищение сабинянок и последовавшие за этим события - тема картин «Похищение сабинянок» и «Примирение римлян с саби­нянами» Рубенса (1632-1640), «Похищение сабинянок» Пуссена (1635), большого поло­тна «Сабинянки, останавливающие сраже­ние между римлянами и сабинянами» Да­вида (1799), «Похищение сабинянок» Пи­кассо (1962, Национальная галерея в Пра­ге); из статуй назовем «Похищение саби­нянки» Джамболоньи (1559).

Ромул и Рем - главные герои опер Кавалли (1645) и Берка (1829).

Так называемая «гробница Ромула» в севе­ро-западной части Форума, обнаруженная при раскопках в 1899 г., удивительно близ­ка к ее описаниям у древних авторов, но в лучшем случае представляет собой толь­ко кенотаф (т. е. пустую, символическую могилу). Храм Ромула в юго-восточной части Форума, построенный в 4 в. н. э., назван так не в честь мифического основателя Рима, а в честь сына императора Максенция. А так называемая «хижина Ромула» (или «хижи­на Фаустула») на холме Палатин, которая была бы тесноватой для шестнадцати чело­век даже в эпоху основания Рима, - не более чем приманка для туристов, так же как и волчица, которую содержит на Капи­толии римский сенат в память о чудесном спасении Ромула и Рема.

Древние римляне, как впрочем, и все человечество, достигнув определенного уровня в своем культурном и нравственном развитии, невольно стали задумываться о своем прошлом. Но многие вопросы оставались без ответов. Пытаясь как-то объяснить неизвестное, люди делали предположения, где переплетался вымысел с достоверными событиями. Так стали появляться мифы и легенды.

Рим же, с его обширной историей, оставил нам в наследие множество тайн и легенд, связанных с его основанием и дальнейшем развитием. И как утверждает одна из легенд, основателями Рима были Ромул и Рем, являющимися детьми самого Марса - бога войны, особо почитаемого римлянами и считающих его родоначальником и хранителем своего родного города.

В честь этого события на Капитолийской площади в Капитолийском музее города Рима находится одна из самых известных скульптур мира - бронзовая волчица, кормящая двух младенцев. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н.э. этрусками - древним народом современной Италии. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира. И не было такого места в мире, где бы не чувствовалось влияние Рима, или, во всяком случае, где о нем не слышали и не знали.

На данный момент наше поколение знает гораздо больше, чем древние римляне об истории своего города. Способствовали этому археология и технический прогресс. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. По их, все-таки, предположениям первые поселения на территории современного Рима появились еще около 1000 лет до н.э. на Палатинском холме. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н.э. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим.

Но вернемся, все же, к легенде, являющейся одной из красивых и интересных в римской мифологии. Восстановим, так сказать, хронологию всех событий.


Эней и основание Альба-Лонги.


Для полноты картины, следует представить героя древнегреческой мифологии, сына Афродиты - богини любви, Энея. В ходе Троянской войны Троя была разрушена, поэтому Эней и уцелевшие жители города были вынуждены отправиться на поиски земель для основания нового города. В ходе долгих скитаний носило Энея и его спутников по морям и разным землям.

В Карфагене, куда забросила его насланная Герой (покровительница брака) буря, в Энея влюбляется основательница Карфагена - Дидона. Но влюбленным не суждено было быть вместе. Зевс - бог грома, неба и молний, повелел Энею покинуть Карфаген. Эней, не смея противиться велению бога, который правит всем миром, тайно уезжает из Карфагена. Обманутая Дидона, не в силах перенести утрату своего возлюбленного, так коварно предавшую ее, убивает себя.

Кстати, проклятья, посланные Дидоной вслед Энею, являются символом будущей вражды Рима и Карфагена.

Эней побывает в Сицилии, затем в городе Кумы, где получает судьбоносный совет прорицательницы Сивиллы - спуститься в царство мертвых. Последовав совету, Эней узнает о своем великом будущем и Римской империи.

В конце своего путешествия Эней и троянцы высадились на берег у устья реки Тибр. Так странники попали в царство Лаций, которым правил царь Латин (отсюда и название народа - латины). Он пообещал Энею руку своей дочери Лавинии. Эней, являющийся потомком Афродиты, легко смог очаровать девушку. Но препятствием их браку мешал царь рутулов Турн, которому также была обещана Лавиния. Состоялся поединок, в ходе которого Эней убил Турна и затем женился на Лавинии.

После смерти Энея, ставший правителем царства его сын Асканий (впоследствии принявший имя Юл), у подножия Альбанской горы основал город Альба-Лонга, в котором через много лет произойдут события, связанные с основателями Рима - Ромулом и Ремом.

Нумитор и Амулий. Борьба за власть.


Шли годы. Около 3-х веков прошло с момента прибытия троянцев в Лаций. Потомки Энея спокойно царствовали все это время, пока на престол не взошел четырнадцатый по счету царь Альба-Лонги Нумитор Сильвий, который получил власть после смерти отца на правах старшего сына. Амулий, младший брат Нумитора, был завистливым, коварным и жестоким человеком, мечтающий узурпировать власть в своих руках. Амулию удалось свергнуть Нумитора. Теперь вся власть принадлежала ему.

Боясь мести детей старшего брата, он убивает сына Нумитора, а его дочь, Рею Сильвию заставил стать весталкой - жрицей Весты (богиня, покровительница жертвенного огня и семейного очага). По законам того времени это обрекало Сильвию на 30-летнее безбрачие и невозможность иметь детей, которые могли бы претендовать на трон. Своего старшего брата Амулий не боялся. Тот был слишком слаб и дряхл, чтобы соперничать с Амулием, поэтому и остался жив.

Рождение Ромула и Рема.

Но все пошло не так, как предполагал Амулий. На четвертый год служения в священной роще к Сильвии явился Марс. Очарованный красотой девушки, бог войны овладел ею. Сильвия родила двух мальчиков-близнецов. Придя в ярость, Амулий приказал утопить младенцев в Тибре, а Сильвию посадить в темницу.

Раб, которому доверили убийство детей, положил их в корзину и пошел к реке. В это время разыгралась непогода. На Тибре полным ходом шло половодье. Ветер поднимал большущие волны, а вода все прибывала и прибывала. Раб побоялся заходить в воду и оставил корзинку у самой воды, думая, что уровень реки поднимется и корзинку с детьми унесет на середину реки, где они и утонут.

Спасение Ромула и Рема.


Воды реки действительно подняли корзину, и, о чудо, она зацепилась за куст, растущей на берегу, смоковницы. На плач малюток из леса прибежала волчица, которая накормила и обогрела близнецов. Молока волчицы братьям не хватало, и тогда на помощь пришли, а точнее прилетели, дятел и чибис, которые кормили малышей лесными ягодами. Все эти животные в дальнейшем стали священными для жителей Рима.

Затем близнецов нашел и забрал к себе домой царский пастух Фаустул. Его жена, Акка Ларенция, переживающая смерть своего ребенка, с радостью приняла малюток. Братьев назвали Ромулом и Ремом. И стали Фаустул с Ларенцией воспитывать близнецов как своих собственных детей.

Ромул и Рем возвращают власть своему деду.

Шло время. Близнецы подрастали. Братья помогали Фаустулу пасти стада, охотились, занимались гимнастикой и выросли красивыми, сильными и ловкими юношами. Иногда на стада нападали разбойники. И братьям приходилось сражаться не на жизнь, а на смерть. В этих схватках братья проявили себя как храбрые и отважные воины, за что и снискали всеобщее уважение и приобрели широкую известность.

Стада, которые пасли Фаустул, Рем и Ромул, являлись собственностью Амулия. У его старшего брата Нумитора, которого он оставил в живых, тоже были своя земля, свои стада и свои пастухи. Как-то раз между пастухами Амулия и Нумитора завязалась потасовка, в результате которой Рем попал в плен. Его доставили к Нумитору.

Рем заинтересовал бывшего правителя. Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Нумитор поинтересовался его происхождением, на что Рем поведал историю, которую он слышал от пастуха Фаустула. Сопоставив все факты, Нумитор догадался, что перед ним стоит один из его внуков, сын его дочери Реи Сильвии, которая к тому времени умерла. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. После этого братья твердо решили покарать Амулия. Вскоре они подняли восстание, в ходе которого ненавидящего всеми Амулия убили, а вся власть перешла к законному наследнику в лице Нумитора Сильвия, деда Ромула и Рема.

Основание Рима.

Через некоторое время Нумитор предложил братьям построить новый, свой город. Но где именно будет стоять город? Здесь мнения братьев разделились. Рем, по одним источникам, предлагал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, по другим - Аветинский холм. Ромул настаивал, чтобы местом основания города был непременно Палатинский холм.

Решили так: кто первый увидит знамение свыше, тот и определит место будущего города. Разошлись они по своим холмам и стали ждать. Вскоре Рем увидел шесть, кружащих над его холмом, коршунов, а Ромул - двенадцать, но все-таки чуть позже.

Кстати, позднее число двенадцать будут связывать с двенадцатью веками правления могущественной Римской империи.

Спор разгорелся с новой силой. Рем утверждал, что он первый увидел птиц. А Ромул настаивал, что увиденных им птиц было больше. Но все, пришедшие с братьями строить город, сочли доводы Ромула весомее. Теперь, когда спор был разрешен, следовало обозначить померии - границы будущего города. Считалось, что это сделает невозможным ни одному врагу никогда переступить границы города и войти в него.

Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Ведь Ромул, являясь основателем, теперь обязан отвечать за будущее города и мстить любому, кто будет поносить его детище и насмехаться над ним. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.

Город Ромул назвал в честь себя - Roma (Рим), город Ромула. Вот так был основан Древний Рим, а Ромул стал его первым рексом - так называли правителей Древнего Рима в, так называемый, царский период до основании Республики.


Похищение сабинянок.

В первое время основной проблемой, с которой пришлось столкнуться новоиспеченному правителю, была малочисленность населения города. С целью привлечения новых жителей и увеличения населения города, Ромул предоставил, примкнувшим к ним всем желающим, гражданство и права наравне с первыми, вместе с ним строивших Рим, переселенцами. Всех прибывших расселяли на землях Капитолийского холма. В город стали стекаться разорившиеся крестьяне, преступники всех мастей, беглые рабы, изгнанники и авантюристы.

Вот тут возникла новая проблема - отсутствие женского населения. Ведь соседские народы не хотели вступать в родственные связи с римлянами. Считалось постыдным связывать себя узами брака с разными проходимцами и бродягами, так быстро наводнившими Рим. Вот такая нехорошая слава была у города.

Поэтому Ромул пошел на хитрость. Спустя четыре месяца с момента основания города 21 августа, он решил организовать праздник в честь Конса (бог-хранитель, отвечающий за посев зерновых культур, запасы зерна и силоса) - Консуалии с разными играми и состязаниями. Всем соседям были разосланы приглашения на этот праздник, так что народу собралось немало.

В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам - ведь они пришли на праздник без оружия. Ромул тоже похитил одну из сабинянок - Герсилию, на которой впоследствии женился. Как утверждает легенда, именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения.


Война Рима с соседями.

События, произошедшие на празднике, сильно ухудшили, и без того не сильно дружеские, отношения Рима с соседними народами, которые пошли войной на Рим. Ромул со своим войском не только отбил все нападения, но и захватил города Ценин и Крустумерий. Слава его побед сопутствовала союзу с этрусками, которые заселили Эсквилинский холм. Так появились новые переселенцы, от чего войско Ромула стало только сильнее.

К тому времени соседские народы решили объединиться в борьбе против Рима. Основной силой были сабиняне, которые под предводительством Тита Тация пошли походом на Рим.

Вторгшись в римские земли, они осадили Рим. Но взять его никак не удавалось. Героические жители города самоотверженно защищались.

Существует легенда, что сабинянам удалось подкупить женщину по имени Тарпея, которая смогла тайно открыть ворота города и впустить сабинское войско. В награду предательницу ждало то, что носит каждый воин в левой руке. Но на левой руке были не только золотые кольца и браслеты, о которых мечтала Тарпея, но и тяжелые щиты. Так при входе в город каждый бросал ей браслет, а затем и щит. От таких «подарков» предательницу настигла кара и она погибла под тяжестью щитов.

Ромул и Таций заключают мир.

Завязалась битва. Но вдруг сражающиеся услышали плач и рыданья. Это похищенные сабинянки с детьми на руках выбежали на поле брани и стали умолять прекратить побоище. С одной стороны они обращались к братьям и отцам, а с другой к своим мужьям. Дрогнули сердца суровых воинов, опустили они оружие. Так был заключен мир между римлянами и сабинянами. Объединившись, два народа решили называться квиритами (копьеносными мужами), а правителями стали Ромул и Таций.

Шесть лет правил этот тандем. Много удачных походов совершили Ромул и Таций за это время. Последний их совместный поход был на альбанскую колонию Камерию, где в городе Лавиний Таций погиб. И Ромул стал единоличным правителем объединенных народов, а также первым царем Древнего Рима пожизненно.

Исчезновение Ромула.

Кончина или исчезновение Ромула окутана тайной. Возможно, его просто убили. Но по легенде Ромул сверхъестественным и невероятным образом исчез. Вот как описывает этот момент Плутарх (древнегреческий философ и биограф) в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий».

Считалось, что Ромул вознесся на небо 5 июля 717 года до н.э. После смерти римляне стали почитать Ромула как сабинского бога Квирина, который считался мирным образом Марса.

На этом легенда основания Древнего Рима заканчивается.

Наверняка многие читатели хотя бы раз в жизни слышали имена Ромул и Рем. Легенда об этих братьях возникла много столетий назад. Долгие века она передавалась из уст в уста, не претерпевая при этом изменений. Изначально мало кто сомневался в правдивости истории о том, что Ромул и Рем, являясь, по сути, круглыми сиротами, стали основателями одного из самых величественных полисов древности. Несомненно, возвести такой город и организовать его существование могли только сведущие в некоторых вопросах люди. Кто же занимался воспитанием сирот? Кто заложил в них такие качества, как смелость, самоотверженность и любовь к своему народу?

Начало истории: родители Ромула и Рема

Перед тем как рассказать, кем были воспитаны Ромул и Рем, стоит взглянуть в самое начало истории их появления на свет. Согласно легенде, матерью близнецов была Рея Сильвия, дочь свергнутого с престола царя Нумитора. Она в юном возрасте была отправлена в храм богини Весты, чтобы служить ей в роли жрицы. Красотой юной девы пленился Марс - бог войны. В результате их запретной связи были рождены знаменитые ныне герои.

Амулий, брат свергнутого с престола Нумитора, испугался, что мальчики будут претендовать на престол. На момент рождения близнецов он занимал трон и не хотел делиться своей властью ни с кем. Страх у Амулия вызывала и необычная энергетика, исходившая от младенцев. Именно поэтому царь решился на убийство братьев, которым даже не успели дать имена.

Младенцев положили в большую корзину и велели слуге опустить её в воды бурного Тибра. На тот момент река была неспокойна, волны бились о берег и грозили смыть каждого приблизившегося к ней. Слуга испугался и бросил корзину с младенцами на берегу. Именно в этот момент и начинается история, рассказывающая, как и кем были воспитаны Ромул и Рем.

Спасение братьев и волчица-мать

На голоса детей, безутешно плачущих в корзине, вышла волчица. Её детёныши недавно погибли, материнский инстинкт не успел угаснуть, а соски её были переполнены молоком. Волчица перенесла братьев в свою нору и стала заботиться о них. Многие до сих пор считают, что знают правильный ответ на вопрос, кем были воспитаны Ромул и Рем. Но это далеко не так. В волчьей норе братья провели совсем немного времени. Там их и нашёл царский слуга, пасший недалеко от берега реки свиней.

Родители - это те, кто воспитал

Фпустул (именно так звали свинопаса) забрал младенцев из логова волчицы. Вместе с женой они стали выхаживать мальчиков, как родных сыновей. Именно эта семейная пара и считается теми, кем были воспитаны Ромул и Рем. Долгое время братья думали, что это и есть их настоящие родители.

Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. Ромул был пленён, когда Рем узнал от пастуха, которого считал отцом, правду о своём происхождении. Он поспешил на помощь брату, заручившись поддержкой населения Лации, которое страдало от непомерной жестокости своего правителя. Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства.

В столице Лации близнецы остаться не пожелали. Они решили воздвигнуть новый город, известный сейчас как Рим, и выбрали для него место на Палатинском холме. Здесь нашёл свою смерть один из братьев - Ромул. Но это уже совсем другая история.

Адрес: Италия, Рим, Капитолийские музеи
Высота: 75 см
Датируется: V веком до н.э., по другим сведениям XI-XIII веком н. э.

Содержание:

Краткое описание

Статуя волчицы, вскармливающей своим молоком двух младенцев Ромула и Рема, пожалуй, на сегодняшний день самая известная в мире скульптура, история которой скрыта за плотной завесой тайны. Капитолийская волчица оставила после ее исследований различными учеными больше вопросов, нежели ответов на них.

В настоящий момент любой гость Рима может увидеть статую, отлитую из бронзы, в Капитолийском музее, который находится на знаменитой Капитолийской площади во дворце, носящем название Палаццо деи Консерватори. Высота волчицы 75 сантиметров и это говорит о том, что неизвестный скульптор выполнил ее практически в натуральную величину .

Ромул и Рем, как известно из преданий, стали основателями «вечного города». Именно они питаются молоком Капитолийской волчицы и являются детьми бога плодородия Марса. Бог Марс изначально даровал людям урожай и разгневавшись, уничтожал его. Лишь спустя века Марс стал считаться богом войны. Многим, кто не знаком с историей, наверняка будет интересно узнать, что первый весенний месяц март, назван в его честь. Весталка Рея Сильвия, принявшая под давлением брата, своего отца обет безбрачия, буквально четыре года спустя после церемонии, родила на свет двух близнецов. Амулий не желал мириться с появлением на свет еще одних наследников престола и приказал бросить в реку Ромула и Рема. Этих двух близнецов прибило к берегу, где их и вскормила Капитолийская волчица. Если углубляться более подробно в эту легенду, можно зайти в тупик, ведь версии о появлении на свет Ромула и Рема, впрочем, как и самой статуи Капитолийской волчицы, сильно расходятся.

История возникновения статуи Капитолийской волчицы

Уже говоря о времени, когда была создана волчица, вскармливающая двух близнецов, довольно сложно прийти к определенному выводу. Стиль самой статуи наталкивает ученых на мысль, что Капитолийская волчица была отлита из бронзы еще в V веке до нашей эры (дата спорна, по другим сведениям XI-XIII веке н. э.) этрусками . В античные времена статуя была перевезена в Рим и означала неразрывную связь древних римлян, этрусков и сабинов. Как уже говорилось выше, статуя, на которую ежедневно приходят посмотреть тысячи туристов, выставлена на Капитолийском холме, и практически любой гид будет уверять свою группу в том, что она находится в настоящий момент там же, где ее установили этруски.

Звучит такое утверждение довольно странно, хотя бы потому, что не могли этруски самостоятельно зайти в Рим и установить статую там, где они бы этого пожелали. По мнению некоторых ученых здесь кроется ответ на один очень важный вопрос: кто же, если отбросить в сторону легенду, основал Рим? Этруски. Да-да, ставший в будущем «вечным» город, столицу величайшей Римской Империи, основали этруски. В подтверждение этой версии говорят находки многочисленных археологических экспедиций, которым удалось найти на Палатинском холме множество доказательств того, что на территории современного Рима жили этруски. При чем же тогда Капитолийская волчица, и что она собой символизирует? И каким образом в V веке до нашей эры удалось отлить цельную скульптуру из бронзы? Технологии, по которой можно изготовить, пусть и небольшую волчицу, на тот период не существовало. Если бы Капитолийская волчица была отлита из бронзы по частям, все вопросы отпали бы сами собой, однако это не так. Поэтому эта версия была опровергнута в 2006 году Анной Марией Карруба, которая занималась не только исследованием, но и реставрацией волчицы. Она доказала, что волчица не могла быть отлита раньше VIII века нашей (!) эры.

Капитолийская волчица: версии современных ученых

Как видно вопросов действительно больше, чем ответов на них. Опираясь на труды римских летописцев, можно точно утверждать лишь одно: статуя волчицы ранее стояла в Латеранском дворце. В месте, которое монах Бенедикт называет судилищем . Он упоминает в своих трудах о судах и казнях возле «матери Рима» - так он, видимо, называл Капитолийскую волчицу. Исследуя все документы, можно заметить, что в них говорится только о волчице, которая, к слову, мало чем напоминает агрессивное животное, она больше похожа на обычную собаку. Ни единого упоминания о Ромуле и Реме, которые сосут ее молоко.… Оказывается, два младенца были изготовлены уже в 15-м веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Известно даже имя скульптора, выполнившего совершенно в другом стиле близнецов: по документам, дошедшим до наших дней, его звали Антонио дель Поллайоло. Такая красивая легенда о Ромуле и Реме, чем дальше углубляешься в историю, рушится буквально на глазах. С этим уже не может поспорить ни один ученый, все результаты исследований близнецов говорят о том, что они были отлиты в 15-м веке и не столетием раньше. Скорее всего, именно тогда и была отлита Капитолийская волчица. Правда, словосочетание: «скорее всего» - так и останется главным в любом труде историка, археолога или скульптора.

Уже в конце ноября 2007 года был исследован грот, который был назван храмом волчицы. Археологам, увы, не удалось пробраться в него, но фото, сделанные камерой, закрепленной на специальном зонде, подтверждают, что именно в этом гроте преклонялись перед детьми Марса Ромулом и Ремом. Также там почитали и их кормилицу – злобную хищницу, сжалившуюся над несчастными близнецами.

Храм под названием «луперкале» - это овальный грот, стены которого украшены мрамором и уже частично разрушенной мозаикой. Сам храм, где древние римляне, жившие еще до нашей эры, поклонялись волчице и младенцам, основавшим Рим, был сделан в форме овала. Увы, ни одного слова от историков и археологов, почему именно этот храм был посвящен волчице, Ромулу и Рему не прозвучало. Главное, по мнению итальянского министра, в 2007 году было доказано, что миф имеет под собой твердую почву, а доводы Анны Марии Карруба не имеют ничего общего с действительностью. Еще бы, на легенда о Ромуле и Реме, рожденных от бога Марса – постулат, на который опирается вся история Рима. Разрушить ее, значит доказать, что великий Рим, который основали полубоги, не так уж и велик.

«Миф, наконец-то, не просто получил еще одно подтверждение, он стал реальностью», - сказал в своей пламенной речи министр Италии в ноябре 2007 года. Сразу после открытия храма луперкале некоторые языковеды попытались выдвинуть еще одну версию, которая не противоречила тому, что братья Ромул и Рем основали Рим. Просто они попытались доказать, что слово «лупа» можно трактовать не только, как волчицу, но и как распутную женщину, отдававшую свое тело для услады любому встречному. Выкормила Ромула и Рема Капитолийская волчица или гетера – уже не столь важно, главное, братья существовали и основали Рим .

В этом материале практически все внимание уделено истории, которую, увы, до сих пор, чтобы не говорил о ней министр Италии , большинство считает красивой и яркой легендой. А как же может быть иначе? Ведь доказать в каком году и кем именно была отлита Капитолийская волчица, наверное, уже вряд ли удастся.

Капитолийская волчица и младенцы

Все , согласно знаменитому высказыванию, ведут в Рим. Этот город ежегодно посещают миллионы туристов, большая часть из которых, несомненно, желает увидеть волчицу, вскармливающую своим молоком Ромула и Рема. Справедливости ради, стоит сказать, что эта скульптура – просто символ и не вызывает такой восторг у гостей столицы Италии, как Колизей , Большой цирк или Уста истины . Правда, посмотреть на скульптуру и испытать чувство, что ты соприкоснулся с чем-то неземным, древним и связывающим человечество с языческими богами, желают многие. Именно поэтому к скульптуре довольно часто выстраиваются большие очереди, хотя ее точные копии можно в деталях рассмотреть и в


Top