Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения. Заполняющий свет в фотографии

Ранее мы говорили о том, что ваша камера использует скорость затвора и диафрагму для контроля количества света, попадающего на сенсор. Тем не менее, эти параметры являются лишь частью уравнения, в другой его части находится фактическое освещение. Свет может поступать от солнца, вспышки камеры, лампы или потолочных светильников. Направление, яркость и цвет освещения могут иметь огромное влияние на внешний вид ваших фотографий.

На любом фото свет должен падать на объект определенным образом, создавая блики (светлые области) и тени (темные области). Блики и тени создают контраст, который помогает сделать фото интереснее, но может и добавить проблем в некоторых ситуациях. Например, снимая портрет, вы, вероятно, не хотите, чтобы лицо человека оказалось в тени или было перегружено резким светом. Обычно вам нужен баланс между светом и тенью, чтобы черты вашего объекта были хорошо видны.

На фото внизу на лице человека есть и свет, и тень, но все выглядит натурально.

С другой стороны, если вы хотите получить более драматичные фото, то можете пожелать наличие большего контраста. На фото внизу фотограф использовал большую область тени, что сделало само фото более художественным.

Фотографирование на улице

Если вы делаете фотографии на улице в дневные часы, то основным источником света будет солнце. В зависимости от времени дня и погоды солнце может придавать вашим фотографиям совершенно разный вид. Безусловно, удачный момент для съемок может случиться в любое время дня, так что вы не сможете ждать нужного освещения. Если вы знаете, как свет влияет на ваши фотографии, то сможете внести нужные коррективы в настройки и получить прекрасные результаты.

Как правило, вы должны избегать наличия солнца позади объекта, так как это может привести к тому, что объект окажется слишком темным, а фон – слишком светлым. Постарайтесь найти такое положение, чтобы солнце было в стороне под некоторым углом и давало как небольшие тени, так и блики.

Многие фотографы говорят, что их фото получаются самыми лучшими, если они сняты перед закатом или сразу после восхода солнца. Это время обычно называют «золотой час». Когда солнце находится низко, оно дает длинные мягкие тени. А они могут добавить фотографиям контраст и, в то же время, мягкий и приятный вид. Кроме того, солнечный свет имеет золотой цвет, что добавляет тепло фотографиям.

На фото внизу на лице человека есть и блики и тени, но они не очень резкие.

Около полудня солнце находится максимально высоко, и свет падает на объект сверху. Это приводит к появлению темных теней и светлых бликов, которые делают фотографии довольно жесткими и резкими. Если вы фотографируете людей, то их глаза могут оказаться полностью в тени. Иногда таких теней можно избежать, включив вспышку фотоаппарата, хотя это сработает только, если фотографируемый объект находится близко. Вы также можете попросить человека как-то иначе повернуть лицо, чтобы уменьшить тень.

На фото внизу видны яркие светлые блики на лбу героини фото, а ее глаза и рот значительно затенены.

Наиболее мягкий свет солнце дает сразу, когда скрывается за горизонтом или, когда небо покрыто облаками. Благодаря такому мягкому свету, ваша камера сможет зафиксировать очень мелкие детали, обычно скрытые тенью. Это прекрасное время для съемок цветов и других красочных объектов.

На фото внизу свет на лице мальчика очень мягкий, умеренный, нет резких теней и бликов.

Фотографирование в помещении

Для фотографий в помещении источниками света могут быть лампы, потолочные светильники, свет из окон и вспышка камеры. Это дает вам определенную гибкость, так как вы можете отодвинуть светильник, включить или выключить его, тем самым регулируя направление и яркость света.

Как правило, чем больше в помещении света, тем лучше получаются фотографии. Тем не менее, вы не должны забывать о качестве света: некоторые светильники дают более сбалансированное освещение, по сравнению с другими.

Вам может показаться, что для всех фотографий в помещении нужна вспышка. Однако снимки, сделанные со вспышкой, часто получаются резкими и несбалансированными из-за очень темных теней и ярких бликов. Поэтому иногда стоит выключить вспышку и поэкспериментировать с остальным светом. Вы всегда сможете включить вспышку, если с ней фото получались лучше.

На фото внизу видно, что снимок слева сделан со вспышкой, так как присутствует резкая тень за объектом. Правый снимок выполнен без вспышки, его вид более натуральный, естественный.

В профессиональной студийной фотографии обычно используется основной свет (его часто называют ключевой свет), который располагается в стороне, но все же перед объектом съемок. Также может быть еще один источник света, называемый узконаправленный или выравнивающий свет, располагающийся с другой стороны от основного. Он помогает смягчить тени. Иногда фотографы прибегают и к еще дополнительным источникам света, но такое освещение может стоит очень больших денег.

Если вы не профессиональный фотограф, то, вероятно, не имеете источников света подобного типа. Тем не менее, если у вас есть лампы или солнечное окно, то вы можете выбрать положение объекта так, что получите нужное освещение и хорошие снимки. Ниже мы даем несколько полезных советов:

  • Избегайте наличия солнечного окна за объектом съемки. Это может сделать фон слишком светлым, а объект – темным. Попробуйте повернуть объект или камеру так, чтобы свет попадал на объект со стороны или под углом 45 градусов.
  • Попробуйте выключить верхний свет и воспользоваться несколькими лампами. Если у вас есть две лампы, поставьте их с разных сторон от объекта, сделав одну ключевым, а другую направленным светом. Помните, что ваша камера может менять настройки скорости затвора и диафрагмы, так что ваши фото не должны оказаться слишком темными.
  • Используйте штатив. Если освещение далеко от идеала, то штатив поможет избежать размытости.
  • Попробуйте включить режим Вечеринка/Помещение. Этот режим создан для съемок в условиях низкого освещения.
  • Если вам приходится пользоваться вспышкой, то отодвиньте объект как можно дальше от стены. Это поможет уменьшить тень позади объекта съемки.
  • Экспериментируйте . Самое замечательное в цифровых камерах то, что вы можете посмотреть фото сразу после съемки, поправить какие-то настройки и быстро все переснять.

Главный инструмент фотографа - не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача - получение изображения - решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки - света и тени.

Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.

Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
- задний (или прямой) - направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
- верхний - направлен на объект съемки сверху. нижний - направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой - направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
- боковой - направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой - направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
- контровой - направлен в сторону объектива камеры.

Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
- рисующий - основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
- заполняющий - с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
- контровой - направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
- контурный (или контражур) - разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
- фоновый - применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.

Качества света

- мягкий (или рассеянный) - не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

- жесткий (или направленный) - образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 - 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).

Искусственный свет

На улице есть только один источник света - солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила - стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре - простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе - они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча - почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает - бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение - ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо - не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор - кто важнее для искусства (фото 11).

Свет в композиции

Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится - если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты - мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).

От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, - вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же - умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

Освещение – это один из основных и решающих компонентов в удачной фотографии. Свет способен прорисовать определённые участки фото композиции и придать особого колорита. Правильное освещение придаёт объекту на фотографии резкость, хорошее очертание. Научиться видеть и запечатлевать фото в выгодном свете – это целое искусство. При помощи свете и тени выдающиеся фото художники способны прорисовывать целые картины.

Боковое свечение

Боковой свет – один из самых распространенных типов освещения, применяемых современными фотографами. Такой тип освещения придаёт объекту на фото дополнительный объем и глубину. Часто применяется в портретной фотосъёмке, может быть выгодным при съемке архитектуры.

Контровое свечение



Это очень популярный вид освещения в наше время. Контровой свет – это свет который расположен за моделью или любым другим объектом фотографии, свет исходящий со всех сторон из-за объекта фото. При помощи такого освещения легко прорисовываются силуэты, видны лучи света, исходящие из-за модели, туман, пыль. Все мельчайшие объекты в воздухе попавшие в луч света приобретают четкое очертание.

Рассеянное свечение



Это мягкий свет, который формируется естественным образом в пасмурную погоду, ровный свет без бликов и жестких теней. При рассеянном освещении хорошо фотографировать портретные снимки, лицо модели выходит равномерно освещенным, исключаются провалы в цветах. Также мягкое свечение подходит для , фото на природе.

Жесткое свечение



Такой тип свечения формируется в естественных условиях при ярком свете солнца. Жесткий свет характеризуется с жесткими тенями, возможны пересветы. С таким типом света, особое внимание следует уделить настройке аппаратуры, в частности, следить за экспозицией. Большинство фотографов стараются избегать жесткого свечения, так как могут возникнуть большие провалы в цветах.

Точечное свечение



Довольно распространенное освещение в использовании современных фотографов. Такой тип освещения придаёт фотографии особой драматургии и глубины изображенной картины. Весь акцент направлен на объект преломления света. При точечном освещении формируется глубокий контраст между основной картиной и освещенным объектом. Такой приём широко распространён, в случаях, когда необходимо выделить определённый объект из всей картины.
Существует огромное количество различных типов освещения, они могут встречаться по отдельности, или комбинировано. Можно искусственно формировать разные типы освещения. В искусстве фотографии нет определенных правил освещения, вы можете в полной мере придаваться творчеству и сформировать свой стиль в освещении. Знание типов освещения поможет определить при каком освещении ваш снимок примет наиболее выгодный вид. В зависимости от желаемого эффекта, применяйте необходимый вид свечения, и ваши снимки приобретут неотразимый, желаемый стиль.

Источники света по своему происхождению бывают естественные и искусственные. Искусственные источники света в фотосъёмке используются двух видов: постоянный и импульсный свет. Каждый вид света имеет свои преимущества и недостатки. Выбирать источник света необходимо в зависимости от требуемого результата и исходя из творческого замысла. Необходимо сделать романтичную фотографию бифштекса по-провансальски в лучах тёплого заката? Тогда непременно нужно ехать на юг Франции и делать всё в естественной, романтичной, расслабленной обстановке. А если нужно показать жёсткие, решительные, резкие блики на бокале виски тридцатилетней выдержки, то без дорогого импульсного студийного света не обойтись.

Любой источник света имеет свою цветовую температуру, измеряемую в Кельвинах (К). Для того, чтобы цвета на фотографии были переданы без искажения, необходима правильная установка баланса белого.

Чтобы наглядно показать разницу цветовой температуры различных источников света, фотографии были сделаны с одинаковым балансом белого, установленным для солнечного света:





Естественный источник света — это Солнце. Фотографировать при естественном освещении можно как на улице, так и в помещении, используя свет из окна. При съёмке с солнечным светом необходимо помнить, что его цветовая температура непостоянна. В зависимости от времени суток и облачности она меняется, что требует изменения баланса белого.

Преимущества:

  1. бесплатный;
  2. солнечный спектр непрерывен во всём видимом диапазоне, по сравнению с искусственными источниками света это обеспечивает наилучшую цветопередачу.

Недостатки:

  1. невозможность съёмки в тёмное время суток;
  2. могут возникнуть неудобства при построении сложных схем света;
  3. в зависимости от облачности и времени суток меняется яркость света, при недостатке яркости может потребоваться относительно длительная выдержка.

Постоянный свет

В качестве источников постоянного света чаще всего применяют галогенные лампы. Также используют обычные лампы накаливания, металлогалогенные и люминесцентные лампы, светодиодные панели.

Преимущества:

  1. умеренная цена;
  2. при постановке света сразу виден свето-теневой рисунок, что упрощает работу, особенно при обучении световым схемам.

Недостатки:

  1. высокое потребление электроэнергии;
  2. высокая теплоотдача, воздух в помещении и объекты съёмки быстро нагреваются;
  3. требуется длительная выдержка.

Импульсный свет

К источникам импульсного света относятся встроенные и накамерные вспышки, моноблоки, генераторные системы. В студийных источниках импульсного света кроме импульсной лампы установлена также лампа постоянного света (пилотный свет), которая позволяет предварительно оценить световой рисунок будущего кадра. В момент нажатия кнопки спуска затвора происходит вспышка импульсной лампы, лампа пилотного света при этом гаснет и вновь загорается при завершении вспышки.

Преимущества:

  1. энергопотребление значительно ниже, чем у источников постоянного света;
  2. низкая теплоотдача, не нагревают воздух, как лампы постоянного света;
  3. возможность «заморозить» движение за счёт короткого импульса (например, брызги, падающие капли);
  4. возможность создания сложных схем освещения.

Недостатки:

  1. высокая цена;
  2. при отсутствии пилотного света оценить световую схему можно только при помощи пробных кадров;
  3. требуется синхронизация с фотоаппаратом, это может создавать неудобства в случае съёмки несколькими фотоаппаратами.

Отдельно следует упомянуть о применении люминесцентных ламп в фотографии, особенно это касается более дешёвых ламп. При съёмке с такими лампами необходимо учитывать, что спектр их света не сплошной, а прерывистый. Такой свет хотя и выглядит белым, но «провалы» в спектре могут вносить значительные искажения в цветопередачу. Такие искажения невозможно исправить настройкой баланса белого.

Сравнивая фотографии, сделанные при естественном освещении и с люминесцентными лампами, можно увидеть значительные искажения цветов. Одинаковый серый цвет фона указывает на то, что баланс белого на обеих фотографиях соответствует освещению. То есть, искажения цветопередачи, зависящие от прерывистости спектра света, невозможно исправить точной установкой баланса белого.

При фотосъёмке можно использовать как один, так и сочетание двух или даже всех трёх типов источников света, если это необходимо. Однако, при этом следует учитывать, что цветовая температура у разных источников отличается, и это повлияет на качество цветопередачи. Такое сочетание разных источников можно использовать для чёрно-белой фотографии. В любом случае до начала съёмок необходимо решить, какого результата хочется добиться, какой характер должен быть у фотографии, какие эмоции и чувства должен передавать снимок, а только после этого следует подбирать источники света и схему освещения.

Известно, что любой удачный снимок можно разложить на несколько основных элементов. А именно: композицию, тему и свет. Последнее выступает главным компонентом в каждой фотографии. Как мы говорили об искусстве фотографии, снимок – это и есть свет.

Естественный свет и освещение в фотографии – это самый сложный, но вместе с тем, самый вдохновляющий вид освещения. Вам необходимо постоянно следить за солнцем - оно должно быть в центре внимания. Направление движения, количество и качество света, непрерывно меняющийся угол – все это нужно учитывать.

Виды освещения в фотографии

Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:

  1. рисующий;
  2. заполняющий;
  3. и контровой свет.

Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий све т создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света - его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.

Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.

Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.

Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.

Естественное освещение в фотографии

Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью. Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца.

  • Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
  • Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
  • Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
  • Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
  • Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
  • Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
  • Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.

Искусственное освещение в фотографии

Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).

Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.

К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы . Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.


Top