Трактовка зла и порока в различных этичексих системах. Любовь и этика

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Омрк 9 -10 урок

Сотворение человека. Русская икона 16 век.

Согласно библейскому рассказу мир, сотворенный Богом был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны, но самым совершенным и прекрасным творением Бога был человек.

Первых людей звали Адам и Ева. Они были безгрешны и жили в раю. И могли бы остаться там навсегда. Но враг Божий, сатана, из зависти подучил Еву и Адама нарушить Божью заповедь.

По наущению дьявола Адам и Ева тайком вкусили запретного плода. Непослушание человека Богу – это зло, грех. А первое нарушение заповеди стали называть грехопадением.

Совершив первый и самый страшный грех – грех непослушания – Адам и Ева были изгнаны из рая. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек лишился бессмертия.

Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

Иисус Христос и пророк Мухаммад учили своих последователей быть милосердными к окружающим и строгими в отношении себя. Прочтите фрагмент из Евангелия от Матфея и одного из хадисов. Иисус Христос учил своих учеников проявлять милосердие к грешникам: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Евангелие от Матфея, 7 глава, стихи 1 - 2 .) В одном из хадисов (преданий о пророке Мухаммаде) читаем: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям». (Цит. по: Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 2. - М.: Аванта +, 2005. С. 459.)

Покаяние и спасение в религиях мира. В иудаизме спасение понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, следование его заповедям. Эти заповеди Бог даровал человечеству во время заключения завета (договора) на горе Синай

В христианстве главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия, и раскаяние. Покаяние и изменение – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.

В исламе спасение достигается через исполнение заповедей, переданных Аллахом через Мухаммада. Мусульмане верят, что Аллах не только справедливо воздаёт людям за их поступки, наказывая грешников и награждая праведников, но и проявляет милосердие к раскаявшимся в своих грехах людям. Об этом говорит предание о пророке Мухаммаде: Посланник Бога сказал: «Аллах Всемогущий сказал: "О сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и просить у Меня, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе и ты попросишь прощения у Меня, Я прощу тебя. О сын Адама, если ты придёшь ко Мне с грехами, равными земной тверди, и предстанешь предо Мной… Я дам тебе прощение …"».

В священном буддийском тексте « Дхаммапада » собраны высказывания Будды Шакьямуни. Вот что он говорил о добре и зле: «Если даже человек сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нём свои намерения. Накопление зла - горестно. Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нём свои намерения. Накопление добра - радостно». (« Дхаммапада ». Перевод В.Н. Топорова.)

В буддизме нет представления о Боге и грехе. Зло для буддистов – это страдание, которое сопровождает человека всю жизнь. Чтобы освободиться от страдания, нужно отказаться от суетного мира и желаний. Только так можно достичь состояния непреходящего покоя и умиротворения – нирваны.

Проверь себя Грехопадение в Библии – это Проступок, совершенный любопытной женщиной по имени Пандора Проступок блудного сына, о котором рассказал Иисус своим ученикам Нарушение заповеди Бога первыми людьми- Адамом и Евой

С точки зрения буддистов, спасение заключается: В освобождении от страданий В очищении от грехов В оправдании на страшном суде

Для христиан главное условие спасения – Знание Библии наизусть Вера в ангелов Вера в Иисуса Христа

В иудаизме, христианстве и исламе человек, совершивший грех, - Может раскаяться и искупить грех Погибнет, так как грех искупить нельзя Заработает плохую карму

Выберите правильный ответ Евангельская притча о блудном сыне учит, что: Бог не прощает грешника Грех остаётся безнаказанным Раскаяние восстанавливает связь человека с богом

Иисус Христос, согласно христианскому учению Спаситель Один из пророков апостол

Согласно учению ислама, в судный день Аллаха Всех людей ждёт наказание Люди будут судить друг друга Людей ждет воздаяние за добрые и злые дела

Согласно Библии человек стал смертным: По случайному стечению обстоятельств Из-за излишней суровости Бога Из-за греха


Добро и зло

Эти понятия очень часто представляют собой некие стандарты, по которым мы оцениваем поступки и мотив поведения людей и других сознательных существ - духовных существ (ангелов, бесов). Понятие «добро» выражает положительную оценку, понятие «зло» - отрицательную. Мы говорим: «Этот поступок добр», имея и виду, что он правильный, положительный. Мы также говорим: «Этот поступок зол» и имеем при этом в виду, что он неправильный, предосудительный, отрицательный.

Кроме того, понятиями добра и зла мы обозначаем сами поступки, оцениваемые, соответственно, как добрые и злые. Именно это имел в виду «святой доктор» Федор Петрович Гааз (1780–1853), когда говорил: «Спешите делать добро». Именно об этом говорит наш Спаситель Иисус Христос словами: «По плодам их узнаете ИХ. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не Может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:16–18).

И истории человечества, начиная с древних времен, прослеживается два противоположных варианта понимания добра и зла. Первый вариант - материалистический. Он ориентирован на преходящие, временные «ценности» материального, вещественного мира и связывает понятия о добре и зле с узко, «приземленно» понимаемыми человеческими материальными потребностями и интересами. С такой точки зрения добро - это вещественное богатство, приобретения, здоровье, теми пая красота… А зло - это материальные лишения, нищета, болезнь, телесная неказистость… Именно об этой позиции говорит наш Спаситель в притче: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16–21).

Второй же вариант понимания добра и зла - религиозный. Религиозное понимание ориентировано на непреходящие, высшие ценности - на Бога и Его заповеди. Религиозные учения о зле, как правило, тесно связаны с теми или иными представлениями о дьяволе, о сатане, о злой темной силе, враждующей с Богом - тщетно враждующей, ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7).

Однако в рамках религиозных взглядов с древности и до настоящего времени существуют и такие представления, согласно которым злое начало («злой бог») борется с Добрым Началом (с «добрым Богом») как бы «на равных»…

Такова, например, манихейская доктрина, которая получила свое название по имени перса Мани, жившего в III в. Согласно этой доктрине, существуют два вечных начала - добро и зло. Они борются друг с другом в душе человека. Когда человек совершает злой поступок, то это - не что иное, как победа злого начала над добрым, а сам человек оказывается как бы ни при чем, Он, так сказать, представляет собой лишь «поле битвы». Таким образом, с человека снимается ответственность за его поступки.

Один из великих учителей христианства Августин Аврелий, живший в IV–V вв. по Р.Х., прежде чем стать осужденным христианином, долгое время был манихеем. Но в конце концов он отошел от этой доктрины, увидев ее ложность именно в том, что она снимает ответственность с человека. В этой связи он пишет, что, когда был манихеем, он «не считал себя грешником, и Ты, Всемомогущий Боже, - обращается он к Богу, - вопреки Твоему всемогуществу, являлся как бы побежденным по мне… Моей гордости нравилось слагать вину с себя на что-то другое», то есть на злое начало.

Единственную твердую религиозную опору в представлениях о добре и зле дает лишь христианское учение, основанное на вере в Бога и абсолютность Его заповедей. Если этой веры нет, то логически неизбежны безнравственность, мнение, что любые нравственные нормы «относительны», то есть то, что представляется добром или злом в одно время и одним людям, вполне Может и не быть таковым в другое время и для других модой. Подобная позиция называется релятивизмом в сфере нравственности, в области морали, в области учений о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Характерным примером нравственного релятивизма является марксистско-ленинское понимание нравственности, о котором Ленин сказал такие слова: «Для Коммуниста нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов». Такое понимание нравственности предполагает зыбкий, условный подход к явлениям, которые подлежат нравственной оценке. Поэтому марксисты-ленинцы считают, например, что если заниматься вооруженным грабежом нехорошо (является злом), то «экспроприировать экспроприаторов», то есть «грабить награбленное», особенно если требуются деньги на партийные нужды, - дело хорошее (добро)…

Христиане же считают Божьи заповеди, определяющие что есть добро, а что - зло, абсолютными, твердыми, безусловными. Библия говорит о Божьих заповедях, в частности, такими словами: «И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: … Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради» (Исх. 1,13–15). Эти и другие заповеди тверды и абсолютны.

Добрая, добродетельная жизнь - это жизнь в соответствии с замыслом Бога о мире и человеке, жизнь в соответствии с Его заветами, жизнь, приближающая людей к Богу. Зло же - это все то, что удаляет нас от Бога, прежде всего - наши грехи.

Зло исходит не от Бога, а от сатанинских сил и от человека, употребляющего свободу своей воли во зло. А отнять свободу Бог у нас не может, поскольку она представляет собой Его высший дар своим творениям, наделенным разумом.

Уже упоминавшийся выше Августин Аврелий утверждал, что зло имеет всецело отрицательную природу, Зло - это всего лишь неполнота, несовершенство, недостаточность бытия, отрицание добра, а не какая-нибудь самостоятельная отрицательная сила во вселенной. Августин связывает понятие зла как отрицания добра, отклонение от него, извращение воли творений, связанной с произвольным отпадением сатанинских сил и человека от Бога, - с идеей нравственного беспорядка, нарушения божественной гармонии. Причем зло, в конечном счете, влечет за собой не только страдание того существа, по отношению к которому совершен злой поступок, но и возмездие тому существу, которое совершило злой поступок. Можно сказать, что возмездие, по замыслу Бога, «встроено» в механизм греха: грех содержит в себе самонаказание! Злой поступок, конечном счете, обязательно будет наказан: причиняющий страдания другим и сам будет страдать!

Философ Лейбниц, живший в XVIII в., пришел к выводу, что в мире существуют три вида зла, которые с необходимостью присущи миру, созданному Творцом.

Первый вид он назвал метафизическим злом. В данном случае под злом понимается подверженность тварей страданию, связанная с их конечностью в пространстве и времени, то есть с тем, что они занимают небольшие объемы пространства и живут недолго.

Второй вид зла Лейбниц назвал физическим злом. Мод ним он понимает страдание разумных существ, подвергающихся наказанию как воспитательному мероприятию.

И наконец, третий вид зла - зло в собственном смысле слова - Лейбниц назвал нравственным злом. Под ним он понимает грех, сознательное нарушение Божьих заповедей.

Очень часто атеисты, выражая сомнение в христианском объяснении зла, говорят: ладно, пусть часть происходящего в мире зла объяснима действиями людей и демонов, употребляющих Божий дар свободы их воли во зло. Возможно, бедствия, происходящие с людьми, Могут быть «списаны» на наследуемый людьми первородный грех - «отцы вкусили запретный плод, а у потомком оскомина…».

«Но как вы оправдаете, - обращаются атеисты к христианам, - землетрясения, тайфуны и тому подобные бедствия, в которых гибнут и получают увечья невинные животные? Последние, кстати сказать, не обладают свободой воли, не совершили „первородного греха“ - за что же они-то страдают?.. Огромное количество бедствий, происходящих с живыми существами, нельзя подвести ни под один из указанных Лейбницем видов зла, в том числе и под метафизическое зло: разнообразные животные, проживающие в определенной местности, достаточно страдают от своих немощей, связанных с их ограниченностью в пространстве и времени. За что же им посылаются дополнительные бессмысленные страдания и преждевременная, до исчерпания запаса их жизненных сил, гибель в результате, скажем, извержения находящегося поблизости от их местопребывания вулкана? За что?..»

На этот вопрос нужно ответить словами Бога, сказанными Им нашему первопредку Адаму после вкушения последним запретного плода. «…Проклята земля за тебя», - сказал Господь Адаму (Быт. 3:17). Эти слова указывают на то, что наш фундаментальный первородный грех (ибо все мы согрешили во Адаме) послужил началом катастрофической порчи вселенной. И не нужно удивляться, что в такой - пораженной нашим первородным грехом - вселенной возможны и случаются и тайфуны, и извержения вулканов, и многое другое, несущее увечья и гибель… «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22) по нашей вине!

Из книги Мистицизм и логика автора Рассел Бертран

4. Добро и зло Согласно мистицизму, все зло иллюзорно; иногда это утверждается и в отношении добра; однако чаще говорится, что вся реальность есть добро. И то и другое мы можем найти у Гераклита. «Добро и зло суть одно», – говорит он. И еще: «У бога все прекрасно, хорошо и

Из книги Мысли и изречения автора Балашов Лев Евдокимович

Добро и зло Я не знаю другого признака величия, как доброта.Л.БетховенЗлой человек полагает, что все люди подобны ему.Грузинская мудростьСледуй за добрыми людьми, и сам станешь добрым. Испанская мудростьНи одно благое намерение не стоит разбитого сердца.Из кинофильмаЯ

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

54. ДОБРО Нет никого, кто творил бы добро, нет такого, нет ни единого.Библия - Псалмы, 14:3Кто умеет делать добро и не делает, тому это вменяется в грех.Библия - Послание Иакова, 4:17Тот, кто для всех хорош, для всех и плох.Алъ-Харизи - ТахкемониМы - народ богобоязненный, и не

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Добро и зло Я потратил большую часть своей жизни, пытаясь изменить людей и те общественные устои, которые казались мне неправильными. Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь отказаться от этого. Есть некоторые вещи, которые в основе своей неверны и требуют изменений.Суть такого

Из книги Мелхиседек. Книга 2. Человек автора Нюхтилин Виктор

Добро и зло Этика - это понятия о морали и нравственности. То, что нами обычно принято объединять знакомыми всем категориями Добра и зла. Не случайно эту сферу духа мы оставили напоследок. Нравственность, как явление истории, конечно же, имела бы право рассматриваться и

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

Добро и зло Эти понятия очень часто представляют собой некие стандарты, по которым мы оцениваем поступки и мотив поведения людей и других сознательных существ - духовных существ (ангелов, бесов). Понятие «добро» выражает положительную оценку, понятие «зло» -

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

Добро или зло Жил некогда человек по имени Азили. Был он простым ремесленником, но все же сумел скопить себе небольшую сумму денег. Нечестный торговец пообещал ему вложить сбережения в одно «очень выгодное дело». Теперь Азили ждал неплохую прибыль от сделки.- Что там с

Из книги Два образа веры. Сборник работ автора Бубер Мартин

Зло и добро Рассмотренные здесь образы добра и зла соответствуют, как я показал, определенным антропологически постигаемым событиям на жизненном пути человеческой личности; образы зла - двум различным стадиям этого пути, ветхозаветные - его ранней, иранские - более

Из книги Почему я не христианин (сборник) автора Рассел Бертран

4. Добро и зло Согласно мистицизму, все зло иллюзорно; иногда это утверждается и в отношении добра; однако чаще говорится, что вся реальность есть добро. И то и другое мы можем найти у Гераклита. «Добро и зло суть одно», - говорит он. И еще: «У бога все прекрасно, хорошо и

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

Добро В мире внешней природы, у растений, у животных нет ни добра, ни зла; нет также этого и в живом, неосмысленном теле человеческом. Грань эта, отделяющая добро от зла, начинается в душе человека его способностью сознавать и разуметь. В душе человека с юных лет идет

Из книги Вечная философия автора Хаксли Олдос

21 МАЯ (Добро) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.1 Украшай каждый проходящий день добрым делом.2 Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку. Ницше 3 Доброта – это наша

Из книги Что всё это значит? Очень краткое введение в философию автора Нагель Томас

11.ДОБРО И ЗЛО Желание есть первое исходное данное нашего сознания; мы рождаемся с симпатиями и антипатиями, желаниями и устремлениями. Сначала бессознательно, а потом осознанно, мы оцениваем: "Это – хорошо, а вот это – плохо". Чуть позже мы открываем для себя понятие долга.

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

7. Добро и зло Представьте себе, что вы работаете в библиотеке и проверяете состояние книг, возвращаемых читателями. К вам обращается ваш приятель с просьбой: закрыть глаза на то, что он тайком унесет редкий справочник, которым ему очень хочется обладать. Наверное, вы не

Из книги Юридическая этика: Учебник для вузов автора Кобликов Александр Семенович

Добро и зло Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Книга Иова, 10:4 Откровение дает не только надежду, но твердую уверенность в том, что телесная смерть не есть окончательная смерть и что даже гибель вселенной не есть окончательная гибель, что все

Из книги автора

§ 1. Добро и зло Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению

Cлайд 1

ЗЛО- понятие противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. ДОБРО – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Разные религии по – своему отвечали на вопросы: «Что такое добро и зло?»

Cлайд 2

О происхождении добра и зла На Древнем Востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром. Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора. Тайно она открыла ларец, и разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне ларца. Крышка снова захлопнулась, и не вылетела Надежда. И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда.

Cлайд 3

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий; с новыми понятиями; проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религиях. Задачи: личностные - воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела; межпредметные - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; - развивать умение высказывать свою точку зрения; предметные - формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное; - познакомить учащихся с основными понятиями «греха», «раскаяния и воздаяния», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний. Основные понятия: добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздание.

Cлайд 4

Зло как снежный ком катилось И все больше становилось Тут добро, как будто солнце Глянуло в своё оконце. И от Зла не отвернулось А спокойно… улыбнулось. Знаете, что вдруг случилось - Зло исчезло… Растворилось. (Е.Королёва) – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?

Cлайд 5

Что такое добро и зло. Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий. Понятие греха. Раскаяние и воздаяние в религиях мира. ВЫ УЗНАЕТЕ:

Cлайд 6

Покаяние и спасение в религиях мира. Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога. Он ясно указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи. «Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - написано в Коране.

Cлайд 7

Покаяние и спасение в религиях мира. В буддизме нет представления о Боге и грехе. Зло для буддистов – это страдание, которое сопровождает человека всю жизнь. Чтобы освободиться от страдания, нужно отказаться от суетного мира и желаний. Только так можно достичь состояния непреходящего покоя и умиротворения – нирваны.

Cлайд 8

Согласно библейскому рассказу, мир, сотворённый Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны. Но самым прекрасным творением Бога был человек… Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится в библии

Cлайд 9

1. Написать сочинение на тему «Добро и зло в народных сказках». 2. Подобрать пословицы о добре и зле. Домашнее задание по выбору:

Cлайд 10

Словарик к уроку Воздаяние - то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций) Грехопадение – первое нарушение заповеди. Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить. Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.

Cлайд 11

Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне. У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушёл в далёкую страну, где жил в своё удовольствие. Но скоро деньги у него кончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». - Как вы понимаете эти слова отца? Возвращение блудного сына. Картина Рембрандта голландский художник 17 век

Cлайд 12

Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом «промах, погрешность, провинность»; а иудеи - словом «хэт» (непреднамеренный грех) - «промах». Грехопаде ние - общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях. Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ЗЛО- понятие противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. ДОБРО – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Разные религии по – своему отвечали на вопросы: «Что такое добро и зло?»

2 слайд

Описание слайда:

О происхождении добра и зла На Древнем Востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром. Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора. Тайно она открыла ларец, и разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне ларца. Крышка снова захлопнулась, и не вылетела Надежда. И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда.

3 слайд

Описание слайда:

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий; с новыми понятиями; проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религиях. Задачи: личностные - воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела; межпредметные - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; - развивать умение высказывать свою точку зрения; предметные - формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное; - познакомить учащихся с основными понятиями «греха», «раскаяния и воздаяния», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний. Основные понятия: добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздание.

4 слайд

Описание слайда:

Зло как снежный ком катилось И все больше становилось Тут добро, как будто солнце Глянуло в своё оконце. И от Зла не отвернулось А спокойно… улыбнулось. Знаете, что вдруг случилось - Зло исчезло… Растворилось. (Е.Королёва) – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?

5 слайд

Описание слайда:

Что такое добро и зло. Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий. Понятие греха. Раскаяние и воздаяние в религиях мира. ВЫ УЗНАЕТЕ:

6 слайд

Описание слайда:

Покаяние и спасение в религиях мира. Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога. Он ясно указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи. «Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - написано в Коране.

7 слайд

Описание слайда:

Покаяние и спасение в религиях мира. В буддизме нет представления о Боге и грехе. Зло для буддистов – это страдание, которое сопровождает человека всю жизнь. Чтобы освободиться от страдания, нужно отказаться от суетного мира и желаний. Только так можно достичь состояния непреходящего покоя и умиротворения – нирваны.

8 слайд

Описание слайда:

Согласно библейскому рассказу, мир, сотворённый Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны. Но самым прекрасным творением Бога был человек… Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится в библии

9 слайд

Описание слайда:

1. Написать сочинение на тему «Добро и зло в народных сказках». 2. Подобрать пословицы о добре и зле. Домашнее задание по выбору:

10 слайд

Описание слайда:

Словарик к уроку Воздаяние - то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций) Грехопадение – первое нарушение заповеди. Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно. Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить. Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.

11 слайд

Описание слайда:

Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне. У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушёл в далёкую страну, где жил в своё удовольствие. Но скоро деньги у него кончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». - Как вы понимаете эти слова отца? Возвращение блудного сына. Картина Рембрандта голландский художник 17 век

12 слайд

Описание слайда:

Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом «промах, погрешность, провинность»; а иудеи - словом «хэт» (непреднамеренный грех) - «промах». Грехопаде́ние - общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях. Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

Слайд 1

Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Модуль «Основы мировых религиозных культур» Авторы учебника: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина. Подготовил учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 с. Юмагузино МР Кугарчинского района РБ Сайфуллина Фларида Амировна

Слайд 2

Слайд 3

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий; с новыми понятиями; проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религиях. Задачи: личностные - воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела; межпредметные - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; - развивать умение высказывать свою точку зрения; предметные - формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное; - познакомить учащихся с основными понятиями «греха», «раскаяния и воздаяния», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний. Основные понятия: добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздание.

Слайд 4

Зло как снежный ком катилось И все больше становилось Тут добро, как будто солнце Глянуло в своё оконце. И от Зла не отвернулось А спокойно… улыбнулось. Знаете, что вдруг случилось - Зло исчезло… Растворилось. (Е.Королёва)

– Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?

Слайд 5

Что такое добро и зло. Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий. Понятие греха. Раскаяние и воздаяние в религиях мира.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

Слайд 6

ЗЛО- понятие противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

ДОБРО – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Разные религии по – своему отвечали на вопросы: «Что такое добро и зло?»

Слайд 7

О происхождении добра и зла На Древнем Востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром. Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора.

Тайно она открыла ларец, и разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне ларца. Крышка снова захлопнулась, и не вылетела Надежда. И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда.

Слайд 8

Согласно библейскому рассказу, мир, сотворённый Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны. Но самым прекрасным творением Бога был человек…

Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится в библии

Слайд 9

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Совершив первый и самый страшный грех – грех непослушания – Адам и Ева были изгнаны из рая. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек лишился бессмертия.

Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением.

Слайд 10

Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите репродукции картин с изображением грехопадения Адама и Евы. (стр. 25, 26) Вопрос: -Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание, которое вкладывалось в понятие грехопадения составителями Библии? Ответ обоснуйте.

Слайд 11

Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне.

У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушёл в далёкую страну, где жил в своё удовольствие. Но скоро деньги у него кончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». - Как вы понимаете эти слова отца?

Возвращение блудного сына. Картина Рембрандта голландский художник 17 век

Слайд 12

Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом «промах, погрешность, провинность»; а иудеи - словом «хэт» (непреднамеренный грех) - «промах». Грехопаде́ние - общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях. Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

Слайд 13

Покаяние и спасение в религиях мира.

В христианстве главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия. Согласно христианскому учению, именно он, родившись на земле, восстановил связь между людьми и Богом, которая была разорвана грехопадением. Покаяние и изменение – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.

Слайд 14

В иудаизме спасение понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, следование его заповедям. При этом раскаяние – важнейшее средство для исправления совершённого греха как отдельного человека, так и всего народа.

Слайд 15

Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога. Он ясно указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи. «Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - написано в Коране.


Top