Зиккурат в уре где находится. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов

Зиккурат Ура, который был посвящен богу луны Нанне, представлял собой трехступенчатую башню монолитной кладки из сырцового кирпича. До наших дней сохранилась величественная нижняя терраса. В 60-е годы XX века она была реставрирована. Первоначально же зиккурат вздымался тремя монументальными уступами, лаконичными по объемам и четкими по силуэту. На верхней из террас находился небольшой храм - «жилище божества».

Массив нижней террасы был окрашен в черное - битумом, вторую облицовывал обожженный красноватый кирпич, третья терраса была побелена, а стены храма, может быть,покрывал снаружи слой синего глазурованного кирпича. Очевидно, расцветка имела символическое значение. На первую террасу, по фасадной ее стороне, ведут три лестницы, встречающиеся на высоте 15 м, где имеется небольшая площадка. Две из них примыкают к боковой плоскости платформы. Мерный ритм ступеней третьей средней лестницы, перпендикулярной к телу зиккурата, продолжается затем в лестничных маршах на вторую и третью террасы, создавая зрительное ощущение бесконечного пути в небесную высоту. Эта устремленность ввысь подкреплена вертикалями лопаток, мерно распределенных по поверхности платформы, а также легким наклоном боковых плоскостей.

В плане зиккурат имеет форму прямоугольника, боковые и задняя стороны которого слегка изогнуты наружу для придания сооружению еще большей массивности. Прямоугольный план его находится в органической связи с архитектурой более ранних храмов на платформах. Однако величественный зиккурат в Уре выражает еще более определенно идею могущества богов и обожествленного царя. Не случайно архитектурная композиция зиккурата оставалась неизменной в культуре Двуречья и даже Ирана многих последующих веков: она воплощала основополагающее начало всех древневосточных деспотий.

65. Комплексы дворцов Саргона II и Ашурбанипала.

Типичнейшим примером ассирийской дворцовой архитектуры является дворец конца 8 в. до н.э. царя Саргона II (Шappу-кена). Его резиденция в городе Дур Шаррукене (современный Хорсабад). Дворец, как и весь этот город, был построен по четкому плану за пять лет. Между 712 и 705 гг. до н.э. Дворец выстроен на краю города, на искусственной террасе, в четырнадцать метров высотой, из кирпича-сырца, облицованного каменными глыбами. Часть дворца, асимметрично размещенного в городской цитадели, выступала за городскую оборонительную стену и также была защищена крепостными башнями, стоявшими на равных расстояниях друг от друга. В комплекс дворца, общая площадь которого была десять гектаров, входило около двухсот помещений - парадных, приемных, служебных, жилых, хозяйственных, распределенных по шумерской традиции вокруг открытых дворов. Помещения были узкими, длинными и высокими. Имелись в нем также три храма с одним зиккуратом из семи уступов. В качестве несущих опор служили деревянные колонны с каменными базами. Входы перекрывали арки, а внизу, по сторонам проходов, были помещены по две монументальные скульптурные фигуры «шеду» - изображения богов - охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями. Исполнены они в технике высокого рельефа, переходящего на передних частях фигур в круглую скульптуру. Построение и форма этих изваяний подчинены форме блока камня и системе кладки стены (на их спинах лежали блоки следующего ряда кладки входных арок).

Библиотека Ашшурбанипала - крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и вообще древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) Служила также государственным архивом. После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.












Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII-XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре - древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112-2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII-XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 ? 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, превышала 53 м. Во времена царя Набонида зиккурат был перестроен, вместо трех- он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом Вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в Уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.
http://vk.cc/4iS2PN

Если бы Вавилонская башня была бы не легендой, а сохранилась до наших дней, то она, вероятно, напоминала бы зиккурат в Уре. Это храмовое сооружение является самым ярким на сегодняшний день образцом древних башен-храмов, которые строили в долине Междуречья тысячи лет назад. И скорее всего, именно это сооружение, по мнению некоторых ученых-библеистов, и стало прообразом знаменитой библейской башни.

Зиккурат – самое величественное сооружение, оставшееся от древнего шумерского города-государства Ур, располагавшегося на землях нынешнего Ирака. Он был построен во время правления Третьей царской династии примерно за 2047 лет до н.э.

Сооружение представляет собой кирпичную башню-пирамиду, составленную из трех блоков-этажей, общей высотой около 30 метров, длиной 64 метра, а шириной 46. Наверх прежде вели три лестницы. В наши дни Саддам Хусейн, прежний правитель Ирака, затеял масштабную реконструкцию памятника, воссоздав монументальную лестницу и фасады здания, что вызвало неоднозначную реакцию в ученых кругах.

10.09.2018 Екатерина Вольнова 1042 просмотров


Ирак. Раскопки шумерского города Ур. Зиккурат. Фото: kiengl.com

Шумерская цивилизация подарила миру первую письменность и первые образцы литературного творчества. В древнем городе Ур, обнаруженном на территории современного Ирака, найдены странные и зловещие гробницы шумерских царей. Также археологи исследовали великолепный образчик древней архитектуры – загадочную башню зиккурат. Она сохранилась до наших дней, пережив несколько очень бурных тысячелетий.

Примерно 7,5 тыс. лет назад в плодородной долине, которая разместилась между Тигром и Евфратом, кочевые племена начали создавать поселения. Постепенно они сформировали развитую и могущественную цивилизацию, которую мы сегодня называем Месопотамией или Шумером. Шумеры создали письменность (клинопись) и первые литературные произведения. Они же возвели один из самых великих древних городов – Ур. Он, кстати, упоминается в Библии, в «Книге бытия» и «Ветхом завете». Согласно библейской трактовке, Ур построили предки Авраама, пожелавшие «возвести город и башню до небес».

На самом деле шумерских городов было много – в долине довольно долго существовало несколько независимых друг от друга городов-государств, в каждом из которых правил свой владыка. Шумерская цивилизация пережила немало периодов, когда центр политической власти перемещался из с одного города в другой – те или иные правители, набирая силу, начинали диктовать свою волю. До тех пор, пока им не смену не приходил более сильный и искушенный в борьбе за власть соперник. В общем, ничего нового - все так, как было всегда и практически везде. Однако при этом, какие бы политические ветра не дули, все шумерские города имели общую культурно-историческую взаимосвязь - единую письменность, схожие методы ведения торговли, одну и ту же религию. В каждом городе строился свой храм в виде многоступенчатой пирамиды, которая называлась зиккуратом.

Много десятилетий ученые-археологи бились над разгадкой тайн шумерской цивилизации. По крупицам они воссоздавали образ древнего Ура – одного из самых крупных городов Месопотамии.


Ирак. Зиккурат. Фото: wallscover.com


Безусловно, одними из самых значимых архитектурных творений того времени можно считать культовые архитектурные сооружения - зиккураты. В Уре, шумном и оживленном городе, улицы которого заполняли тысячи людей, зиккурат сохранился лучше, чем где бы то ни было. Городские постройки возводились преимущественно из грязевого кирпича. Из него же построили и огромный великолепный зиккурат, с вершины которого как на ладони открывался весь город.

В библейских сказаниях говорится о некой башне, хотя на самом деле зиккурат в Уре больше напоминает пирамиду. Но в отличие от египетских пирамид, стены этого сооружения не гладкие, у них и более пологий угол наклона. Также сооружение имеет три каскада ступенек, ведущих к террасам, где располагались здания различного предназначения – вот основное отличие зиккурата от пирамид. Археологи выяснили, что это, по всей видимости, был храмовый комплекс, в котором жрецы проводили свои ритуалы. Однако некоторые ученые считают, что зиккурат был не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и даже дворцом правителя. Но последнее утверждение весьма спорно: действительно, на некоторых террасах когда-то находились постройки, в которых, скорее всего, располагались святилище-храм и помещения, служившие, например, жрецам для наблюдений за звездами, жильем для священников и работников храма - но никак они не могли быть местом постоянного пребывания царственных особ.

Зиккурат в Уре строили так, чтобы он своей формой напоминал гору. Возвели его в священной части города, неподалеку от дворца короля Ур-Намму – одного из самых известных и могущественных царей шумерской цивилизации. Сегодня развалины зиккурата частично восстановлены. Сделали это, кстати, не так уж и давно - при Саддаме Хуссейне. И правильно поступили - по словам археологов, после раскопок был велик риск, что этот древний шумерский памятник окончательно разрушится. Размеры сооружения впечатляют и сегодня – можно только представить, как эффектно постройка выглядела когда-то. Площадь фундамента у основания составляет 63 на 43 метра - когда-то здание возвышалось над землей на высоту 30 метров.


Зиккурат до реставрации. Фото: sirius-star.ro


По нынешним меркам, если сравнивать зиккурат Ура с современным зданиями, сооружение кому-то может показаться не таким уж и высоким. Но это обманчивое впечатление, поскольку нужно учитывать, что зиккурат облицован небольшими кирпичиками – огромная армия рабочих потребовалась для того, чтобы построить эту махину. На самой верхней точке находилось убежище, где, как считалось, боги и общались с жрецами. Сюда же священники приносили им в дар пищу и вино. А самым главным из богов у шумеров считался бог Нанна, бог Луны – маленькие медные изображения луны археологи отыскивали повсюду при раскопках.

По большому счету зиккурат Ура – это вовсе и не здание, а цельный массив, так как здесь никогда не было внутренних помещений. На многих кирпичах, которыми облицован древний религиозный центр, высечены имена правителей – чаще упоминается имя царя Ур-Намму. Когда-то на этих кирпичах было начертано лишь его имя, но шло время, кирпичики изнашивались, их приходилось менять – вот и высекались новые имена шумерских правителей, живших в более поздние времена. На равнинах не было прочного камня – поэтому в строительстве использовались глиняные кирпичи. Сначала их просто сушили под солнцем, но под дождем и испепеляющими лучами солнца такой строительный материал долго не жил. Постепенно шумерские мастера стали применять в своей практике глиняные кирпичи, обожженные в печах, они оказались намного прочнее.


Город Ури Урук при шумерском царе Ур-Намму. Реконструкция. Фото: dainst.org


Про шумерского царя Ур-Намму сохранилось немало легенд. Известно, что это был один из самых могущественных правителей, власть которого распространялась на многие города древнего мира, а столицей империи являлся город Ури Урук. Царство властителя объединяло и земли, которые сегодня принадлежат Ирану. Административно империя Ур-Намму делилась на несколько десятков районов, каждым из которых управлял наместник Ур-Намму.
В первой четверти прошлого века британский археолог Леонард Вули сделал в Уре воистину великолепные открытия, которые позволили существенно расширить современные знания о шумерской культуре. Так, именно он отыскал царское захоронение, в котором обнаружил тонко обработанные золотые и серебряные ювелирные украшения, сосуды, выполненные из драгоценных металлов, прекрасно сохранившийся золотой шлем... Проанализировав свои находки, ученый рассказал современникам о довольно жуткой картине, сопровождавшей ритуальные похороны шумерских царей и цариц. Оказывается, когда умирал тот или иной правитель, то ритуал погребения предполагал массовые убийства слуг и приближенных особ. Предположительно, все эти люди добровольно принимали яд. В непосредственной близости с правителями располагались массовые захоронения самых близких им людей. Затем внутреннюю могилу замуровывали кирпичами, а вся погребальная процессия, в которую входили в том числе женщины и дети, шествовала наружу, где люди также принимали яд. Прочий люд империи несколько дней справлял тризну по усопшим.

Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII-XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии.

Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре - древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112-2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII-XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 x 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.


Top