Александр сизов дал интервью. Выживший в авиакатастрофе бортинженер рассказал, как погибла хоккейная команда беларуси "локомотив" Выживший александр сизов сейчас

Сегодня стало известно, что происходило в последние трагические минуты перед катастрофой самолета Як-42, в которой 7 сентября погибла хоккейная команда "Локомотив" и экипаж. Свидетельства единственного человека, чудом оставшегося в живых, Александра Сизова. Инженер по эксплуатации лайнера дал первое интервью. Он находится в Институте скорой помощи имени Склифосовского. Сейчас его состояние стабильное, он благополучно перенес операции.

И сегодня Александр Сизов ответил на вопросы съемочной группы Первого канала. По его словам, еще во время разбега стало ясно: всё идет не по плану.

"Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем, немного времени прошло, я понял, что по грунту идём. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся", - вспоминает Александр Сизов.

Даже спустя месяц он с трудом рассказывает об этой трагедии. Он многое помнит, поэтому так тяжело говорить.

В НИИ Склифосовского Александра Сизова перевезли сразу же после крушения самолета. Здесь его лечили и здесь же его в буквальном смысле вернули к жизни. С единственным выжившим до сих пор работают психологи.

Еще немного, и его отпустят домой. Правда, передвигается он пока только на костылях. Но главное - что самое сложное и опасное уже позади.

О многочисленных операциях, ожогах и травмах напоминают повязки на голове и руках. Но самая тяжелая рана, говорит Александр, на сердце.

"Спасло чудо какое-то, а пережить это тяжелое время помогла любовь жены и семья", - говорит Александр.

Александру Сизову - 52. Всю свою жизнь он посвятил авиации. Только он не бортинженер, как говорили многие, а инженер по эксплуатации. То есть занимается обслуживанием лайнера на земле, но не имеет отношения к управлению самолетом в воздухе. Именно поэтому Сизов сидел не в кабине пилотов, а в салоне, со всеми пассажирами - на последнем ряду справа.

Александр говорит, что в момент крушения самолета не был пристегнут. "В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана. В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал - ни пожара, ни самолета – ничего", - вспоминает Александр Сизов.

Первые мгновения после крушения он помнит плохо. Как раненный Александр Сизов пытался вытащить из огня своего коллегу, рассказали полицейские. В тот момент Александр и получил сильнейшие ожоги левой руки. И члены экипажа, и пассажиры хорошо знали друг друга. Вместе они летали давно. И даже второй пилот, которого считали новичком, в команде проработал 6 месяцев.

"Экипаж только на этом самолете летал, и я только на этом самолете работал все последние годы", - рассказывает Александр. Он вспоминает, что в коллективе были хорошие добрые отношения. На вопрос, была ли в коллективе конкуренция, отвечает: "Да нет, не было никакой конкуренции. Какая конкуренция между хорошими друзьями?"

Причины авиакатастрофы устанавливают эксперты Межгосударственного авиационного комитета. В понедельник на аэродроме в Жуковском начались летные эксперименты.Задача опытных испытателей на Як-42 повторить все действия экипажа рухнувшего самолета: один пилот будет разгонять лайнер, другой тормозить. В самый последний момент оба испытателя должны остановить самолет и не дать ему оторваться от земли. Именно торможение в момент взлета - одна из основных версий причины авиакатастрофы в Ярославле.

Уже установлено: самолет приступил к разгону с начала взлетно-посадочной полосы, это три километра, затем еще 400 метров проехал по грунту. После взлета он задел мачту радиомаяка. Это случилось уже после того как Як-42 начал заваливаться на бок и падать, и не было причиной крушения, как считали некоторые. По словам Александра Сизова нажат тормоз при разгоне или нет он так и не понял.

Всё это Александр Сизов уже рассказал следователям и специалистам МАК. Их первыми пустили в палату после того, как врачи убедились, что жизнь пациента вне опасности. Сотрудники НИИ Склифософского сотворили своё медицинское чудо. Его привезли с травмой головы, переломами, ожогами, в состояние сильнейшего шока.

"Самое сложное - вывести его из шока, снять у него интоксикацию. Позже мы сделали пластику кожи глубоких ожогов. Кожа с первого раза прижилась, слава Богу", - рассказывает директор Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В.Склифосовского Анзор Хубутия. Он отметил, что Александр Сизов - сильный человек, которому морально было тяжело все время, и поначалу он неохотно общался с людьми, но сейчас потихонечку восстанавливается.

Александр Сизов уже готов к выписке и с нетерпением ждет этого дня. И даже знает, что будет делать, когда полностью поправиться.

"Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду", - говорит Александр Сизов.

Единственный выживший в катастрофе Як-42, произошедшей 7 сентября под Ярославлем, инженер по эксплуатации Александр Сизов дал первое интервью СМИ. По его словам, еще во время разбега самолета стало ясно, что все идет не по плану, передает "Интерфакс" .

"Перед вылетом самолет был в идеальном состоянии, подготовка осуществлялась в обычном режиме", - рассказал Сизов, который лично проводил осмотр самолета до взлета, в интервью Первому каналу . "Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем, немного времени прошло, я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся", - сказал бортинженер.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, точно сказать, был нажат тормоз при разгоне самолета, Сизов не может. "Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет", - пояснил он. Так бортинженер прокомментировал одну из основных версий следствия - о том, что самолету помешал взлететь один из пилотов, державший во время разгона ногу на педали тормоза. Слова Сизова подтверждают, что никакой "ошибки блондинки", когда пилот начинает разгон, забыв снять стояночный тормоз, не было - впрочем, это уже однозначно опровергли следователи по отсутствию характерных следов на взлетной полосе.

Видео

Александр Сизов повторил то, что раньше он говорил следователям: в момент крушения самолета он не был пристегнут, находился не в кабине пилотов, а в салоне, со всеми пассажирами - на последнем ряду справа

"В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана. В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал - ни пожара, ни самолета - ничего", - вспомнил Сизов. Как считает бортинженер, его спасло какое-то чудо, а пережить это тяжелое время помогла любовь жены и семья.

52-летний Александр Сизов продолжает оставаться в Институте скорой помощи имени Склифосовского. Он был госпитализирован после авиакатастрофы с черепно-мозговой травмой, глубокими ожогами 15% поверхности тела и ожогом дыхательных путей. Сейчас состояние пациента стабильное, он перенес несколько операций. Однако вставать с кровати пострадавшему пока не разрешают. Как сообщил газете "Комосольская правда" независимый хирург Александр Тепляшин, в ближайшее время Сизову предстоит пересадка кожи.

По словам бортинженера, он уже готов к выписке и с нетерпением ждет этого дня. "Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду", - добавил Сизов.

Напомним, на борту самолета Як-42, потерпевшего крушение 7 сентября в километре от ярославского аэропорта "Туношна" находились члены хоккейной команды "Локомотив", направлявшиеся на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека - 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжил только Александр Сизов.

По факту крушения Як-42 возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полета, повлекшее смерть двух и более лиц), которое расследует Главное следственное управлением СК РФ. Причины авиакатастрофы устанавливают эксперты Межгосударственного авиационного комитета.

В минувший понедельник на аэродроме в Жуковском начались летные эксперименты. Опытные испытатели на Як-42 собираются повторить все действия экипажа рухнувшего самолета: один пилот будет разгонять лайнер, другой тормозить. В самый последний момент оба испытателя должны остановить самолет и не дать ему оторваться от земли. Пока одной из основных версий причины авиакатастрофы является торможение в момент взлета.

Бортинженера с Як-42 допросили следователи. Его спас непристегнутый ремень

Следователи провели первый допрос бортинженера Александра Сизова - единственного выжившего в катастрофе Як-42под Ярославлем. "Допрос был непродолжительным", - сообщил "Интерфакс" официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Он воздержался от комментариев по поводу подробностей беседы.

"Накануне представители СКР получили разрешение на посещение 53-летнего Сизова от психолога, наблюдающего его в НИИ Склифосовского. Теперь следователи могут беседовать с пациентом каждый день, но не более часа", - рассказал Life News источник в медицинских кругах столицы.

Порталу удалось выяснить некоторые подробности первого допроса. "Александр Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Говорит, что отсоединил электричество и зашел в салон, а в кабину пилота он не поднимался, - сообщил источник Life News. - Сказал, что при взлете не заметил никаких сигналов о повреждениях или неисправностях".

Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнит лишь, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, которая пылала - загорелся разлившийся керосин.

Сизова спас непристегнутый ремень

Ранее с инженером по авиационному и радиоэлектронному оборудованию побеседовали представители технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В НИИ лично приезжал заместитель председателя МАК по расследованию авиационных происшествий, заслуженный пилот СССР Георгий Ячменев.

Сизов рассказал, что "замечаний к работе авиационной техники в предыдущем полете, при подготовке к аварийному полету и по ходу аварийного полета не было, - говорится в официальном сообщении комитета. С его слов было уточнено фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник.

Сам борт-инженер, по его словам, находился в хвосте самолета и не знает, что происходило в кабине пилотов. В то же время он признался, что в момент столкновения лайнера с землей не был пристегнут. Именно поэтому техник смог выбраться из-под обломков, сообщает Life News.

На борту самолета Як-42, потерпевшего крушение 7 сентября в километре от ярославского аэропорта "Туношна" находились члены хоккейной команды "Локомотив", направлявшиеся на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека - 37 пассажиров и семь членов экипажа. Первоначально выжили два человека - Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Однако после доставки в Москву, несмотря на усилия врачей, спортсмен, получивший ожоги более 90% поверхности тела, скончался.

Александр Сизов дал первое интервью

Бортинженер Александр СИЗОВ, единственный выживший в катастрофе Як-42 в небе над «Ярославлем», до сих пор находится в НИИ им. Склифосовского. Вчера он дал первое интервью СМИ, в котором рассказал о том, что происходило на борту в момент взлёта самолёта.

По словам Сизова, еще во время разбега самолёта он понял, что все идёт не так как надо, не по плану. Бортинженер лично проводил осмотр Як-42 перед вылетом, и не нашёл никаких отклонений.

Перед вылетом самолет был в идеальном состоянии, подготовка осуществлялась в обычном режиме, - рассказал Сизов в интервью Первому каналу . - Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем, немного времени прошло, я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся.

Точно сказать, был нажат тормоз при разгоне самолета, Сизов не может. Бортинженер прокомментировал одну из основных версий следствия - о том, что самолету помешал взлететь один из пилотов, державший во время разгона ногу на педали тормоза.

Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет, - сказал он. Слова Сизова подтверждают, что никакой «ошибки блондинки», когда пилот начинает разгон, забыв снять стояночный тормоз, не было - впрочем, это уже однозначно опровергли следователи по отсутствию характерных следов на взлетной полосе.

В тот момент, когда самолёт начал падать, Александр находился не в кабине экипажа, а в салоне, вместе с остальными пассажирами. Он не был пристёгнут, и сидел на последнем ряду справа.


- В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана, - вспоминает он, - В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал - ни пожара, ни самолета – ничего.

Как считает бортинженер, его спасло какое-то чудо, а пережить это тяжелое время помогла любовь жены и семья. Сейчас он готовится к операции по пересадке кожи. Напомним, Сизов был госпитализирован после авиакатастрофы с черепно-мозговой травмой, глубокими ожогами 15% поверхности тела и ожогом дыхательных путей. Сейчас состояние пациента стабильное, он перенес несколько операций, но пока не встает с кровати. И уже думает, как будет жить дальше, после выписки из больницы.


- Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду, - говорит он.

Напомним, на борту разбившегося под «Ярославлем» самолёта Як-42 находились члены хоккейной команды "Локомотив", направлявшиеся на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека - 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжил только Александр Сизов.

Борттехник появился на процессе за день до назначенного времени и дал показания против версии следствия

Торможения во время разбега Як-42, разбившегося в сентябре 2011 года под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту, не было. Об этом во вторник в Ярославском районном суде рассказал единственный выживший в авиакатастрофе - борттехник Александр Сизов. Напомним, что следствие придерживается основной версии о том, что во время разбега при взлете второй пилот по ошибке жал на педаль тормоза.

Появления в суде Сизова ждали 11 февраля. Именно на этот день, по требованию родителей погибших хоккеистов, он был вызван в суд. Сам же потерпевший (а именно в таком статусе проходит борттехник) показываться на публике из-за повышенного внимания со стороны прессы, не горел желанием. Поэтому он приехал, когда его никто не ждал - за день до назначенного времени.

Итак, Сизов сообщил, что ничего особенного в рейсе (равно как и в поведении экипажа) он не заметил. Сначала самолет прилетел за хоккеистами в Ярославль. После посадки в аэропорту в Туношне он, как и следует, провел осмотр борта - замечаний никаких не было. Борттехник также отметил, что изначально рейс был запланирован на другую дату:

Должны были лететь 6 сентября, но руководство хоккейного клуба решило перенести на 7 число. Вероятно, чтобы не проводить лишний день в Минске.

Спортсмены летели с привычным для них по объемам багажом:

Задний багажник заполнили черными сумками. В передний поставили металлические ящики и кофры с клюшками. Визуально груз не отличался от того, с которым «Локомотив» летает обычно. Груз был зафиксирован в багажниках.

Перед вылетом Сизов сел в конец самолета у иллюминатора и задремал. Что касается самого трагического момента в полете, то для Сизова он наступил внезапно:

В работе двигателей я не слышал ничего необычного, задремал и проснулся, когда кто-то громко сказал: «Почему не взлетает? Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолет движется. Через 5-7 секунд самолет съехал на грунт. Потом взлетел, но не плавно, а задрав нос, оторвался от земли, завалился на бок... Тогда у меня душа ушла в пятки... Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение и я потерял сознание...

При этом борттехник отметил, что никакого торможения во время разбега он не почувствовал. Кроме того, не было никаких странных или посторонних звуков. Спортсмены, когда уже было ясно, что самолет терпит крушение, не паниковали.

Всего Сизов провел у трибуны не более 30 минут. Когда он собрался уже уходить, кто-то из родителей 37 погибших хоккеистов деликатно спросил, можно ли будет пообщаться с Сизовым после заседания.

Можно. Я в Америку не улетал, - ответил борттехник.

Кстати, во вторник также стало известно, что экипаж разбившегося самолета поставили в план полетов, несмотря на то, что в это время летчики должны были находиться на курсах повышения квалификации. Они прошли всего четверть курса. Об этом журналистам сообщил гендиректор учебного центра в Быково Евгения Лобачева.

Напомним, что на скамье подсудимых - Вадим Тимофеев, отвечавший за летную работу в компании «Як Сервис». Он обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц. Эксперты пришли к выводу, что экипаж не был готов к полетам на Як-42. Ранее летчики пилотировали Як-40, где несколько другая система управления. Это могло стать причиной того, что при взлете один из летчиков непроизвольно жал на тормоз.

Александр Сизов , инженер по эксплуатации самолета Як-42, разбившегося под Ярославлем с хоккеистами «Локомотива» 7 сентября , смог дать первое интервью после серии перенесенных операций. Он – единственный живой свидетель катастрофы, поэтому его показания и свидетельства особенно ценны. Он подробно описывает последние минуты перед крушением. Самолет двигался по взлетной полосе, рассказал он, «немного времени прошло, я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся».

Напомним, катастрофа произошла в 1 км от аэропорта Туношна под Ярославлем. Самолет с хоккеистами «Локомотива» направлялся в Минск на матч. Погибли 44 из 45 человек, находившихся на борту. Сизов выжил.

В момент катастрофы, по его словам, он не был пристегнут, находился в последнем ряду салона, сидя вместе с хоккеистами: «В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана. В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал – ни пожара, ни самолета – ничего».

По словам инженера, машина до взлета была в идеальном состоянии, подготовка проходила в обычном режиме, причем Сизов сам лично осматривал самолет. В конце сентября МАК провел с ним беседу. Инженер Як-42 сообщил, что самолет был в нормальном состоянии. Точно так же у него не было замечаний по поводу состояния машины и в ходе предыдущего полета.

В настоящее время Сизов находится в Институте скорой помощи имени Склифосовского. Состояние стабильное, медики готовят его к выписке.

«Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду», – признался он.

По факту крушения Як-42 возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полета, повлекшее смерть двух и более лиц). Расследование ведет Главное следственное управление СК РФ. Причины авиакатастрофы устанавливают эксперты Межгосударственного авиационного комитета. Выяснили, что самолет не смог взлететь с взлетно-посадочной полосы, а оторвался от земли на удалении 400 метров за ее выходным торцом. Расшифровка черных ящиков лайнера показала, что во время взлета произошло замедление скорости самолета, что может объясняться появлением дополнительной силы торможения.

Версий на сегодняшний момент две – техническая неисправность самолета и ошибка экипажа. Александр Сизов сообщил, что не может точно сказать о том, был ли при разгоне задействован тормоз: «Я не понял, нажат тормоз при разгоне или нет. Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет».

МАК: торможение на взлете

В минувший понедельник, 10 октября, на аэродроме в Жуковском МАК провел натурные эксперименты, чтобы воспроизвести предаварийную ситуацию. Был выполнен штатный взлет с повторением действий экипажа в аварийном полете, но без создания дополнительной тормозящей силы. Удалось уточнить детали, однако МАК не спешит оглашать выводы.

Эксперты в авиации между тем раскрыли прессе некоторые подробности. Так, выяснилось, что при попытке воспроизвести дополнительную тормозящую силу, возникшую во время разгона разбившегося лайнера, нос самолета в нужный момент не поднимается. Об этом СМИ рассказал летчик-испытатель ОАО «ОКБ им. Яковлева» Василий Севастьянов : «Некая тормозящая сила при положении штурвала на себя в 10 градусов не давала увеличить угол атаки, который должен составлять порядка 10-12 градусов для нормального взлета. После того как сила эта тормозящая убралась, ничто уже не препятствовало увеличению угла тангажа (тангаж – угловое движение летательного аппарата, при котором его продольная ось изменяет свое направление относительно горизонтальной плоскости. – Прим. „Эксперт Online”). А переразмеренное отклонение руля высоты и дополнительное отклонение стабилизатора привело к значительному увеличению угла атаки, что привело к сваливанию».

Ранее было установлено, что взлетная масса самолета была менее предельно допустимой для взлета, то есть перегруза не было. Перед взлетом экипаж дважды провел проверку всех каналов управления самолетом, включая канал руля высоты, руль высоты отклонялся штатно. Экипаж принял решение о взлете на номинальном режиме работы двигателей. Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 км/ч. Через 6 секунд был установлен взлетный режим работы двигателей. Далее темп роста скорости существенно замедлился. Это может объясняться появлением дополнительной силы торможения. Согласно крокам места авиационного происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров. Максимальная высота, которую смог набрать самолет, составила лишь 5-6 метров. Далее последовало интенсивное кренение машины влево и его столкновение с препятствиями и землей. Двигатели работали до момента столкновения с землей.

МАК практически сразу выдвинул версию торможения. Не исключено, что в ходе работ на месте катастрофы были найдены какие-то агрегаты и детали самолета, которые позволили сделать вывод о торможении: например, состояние тормозных механизмов колес шасси может свидетельствовать о том, что они подтормаживались. Но официальных сообщений МАК об этом не поступало.

Важно понять, что стало причиной торможения на взлете – техника или «человеческий фактор» . Если предположить, что причиной торможения стала техника – то есть отказ в тормозной системе, несанкционированное срабатывание колесных тормозов – то следует заметить, что тормозная сила в этом случае действовала бы с самого начала. Но, как сообщает МАК, торможение появилось не сразу, а с какого-то определенного момента, ближе к скорости отрыва. Как пояснил «Эксперту Online» аналитик в сфере авиации, пилот подтормаживает, когда самолет перед взлетом рулит по дорожке. Перед взлетом он выводит двигатель на взлетный режим, стоя на тормозах, отпускает тормоза – и машина разгоняется по взлетно-посадочной полосе. Теоретически возможен вариант, что тормоза заклинило, но этот фактор действовал бы с самого начала разгона и фиксировался бы приборами.

Что касается ошибки пилотирования как причины торможения на взлете, то на неофициальном уровне обсуждаются несколько версий . Поскольку окончательного заключения МАК нет, и пресса, и эксперты пытаются обнаружить в сообщениях комитета отрывочные сведения и составить полную картину. Так, по информации из открытых источников, практически сразу же после крушения в центры по подготовке пилотов было разослано распоряжение провести с экипажами дополнительные занятия по правильной посадке на рабочем месте (по креплению кресла пилотов, занятию пилотом правильной позы). Не исключено, что в комиссии, ведущей расследование причин аварии Як-42, предположили: один из летчиков неправильно подогнал кресло и непроизвольно во время взлета чуть-чуть наступал на тормозные педали, находящиеся рядом с теми основными педалями, которые используют пилоты во время руления и взлета. У самолета есть две педали, управляющие рулем направления, левая и правая. С ними соединено управление торможением колес. Торможение при управлении самолетом происходит примерно так же, как и в автомобиле, пояснили «Эксперту Online» специалисты.

Есть и другая версия проявления «человеческого фактора», опять же неофициальная: взлет происходил не совсем обычно – на номинале, и, возможно, были какие-то отклонения в работе (пока непонятные), не исключено, что среди экипажа не было единого мнения по поводу того, что делать дальше. Не исключено, что один летчик пытался взлететь, а другой – прервать полет.

Однако все эти версии – неофициальные. Как сообщили вчера российские СМИ со ссылкой на источники в МАК, не исключено, что предварительные выводы о причинах катастрофы будут получены до конца текущей недели.


Top