Ресурсный метод когда вступает в силу. Переход на ресурсный метод ценообразования в строительстве тернист, но неизбежен

Правительством РФ в 2016 году запущена «Реформа ценообразования в строительстве». Регламентируется она двумя основными законами:

  • Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"»
  • Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Само название «Реформа» уже говорит само за себя: реформа – это всегда достаточно глобальные преобразования и изменения в какой-либо сфере. В данном случае - в сфере сметного ценообразования. И хотя на сегодняшний день масштабные изменения еще не вступили в силу, сметчики работают «по-старому» - как правило, составляют сметы базисно-индексным методом. Но тем не менее вряд ли можно встретить сметчика, который ничего не слышал о грядущей реформе. Понятно, что у реформы есть и сторонники, и противники. В сети интернет и в тематических печатных изданиях периодически обсуждается данный вопрос, эксперты сметного и строительного сообщества высказывают свои, часто противоречивые, мнения. Читая такие статьи, рядовой сметчик, мягко говоря, приходит в замешательство. Ведь становится ясно, что даже «рулевые реформы» не полностью представляет, когда и как реформа заработает. Об этом свидетельствует и неоднократное «сдвигание» сроков. Но то, что реформа состоится, уже ни у кого не вызывает сомнений. И хоть есть крылатая фраза: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!», но в то же время нужно понимать, что мы живем в современном мире, где все меняется. И сметное дело тоже не может стоять на месте. Давайте рассмотрим, что же представляет из себя «Реформа ценообразования».

    Ключевыми особенностями реформы является: переход на ресурсную модель определения сметной стоимости, а также появление Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

    Переход на ресурсный метод отражен в новых методических документах. С переходом на ресурсный метод составления смет будет отменен основной норматив по сметному делу МДС 81-35.2004 “Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации”. На данный момент выпущен проект новой «Методики», в п. 3.1.6. которой сказано «Сметные расчеты, включаемые в сметную документацию, разрабатываются ресурсным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.», а в п.3.4.19 сказано «Сметная цена материального ресурса принимается на основании информации, размещенной во ФГИС

    В завершении статьи хочется привести цитату из интервью экс-министра строительства Михаила Меня. Вот как он отзывается о вводе ФГИС ЦС:

    «Ресурсный метод, к которому мы создадим предпосылки, создав эту государственно-информационную систему, оценивает и ежеквартально мониторит стоимость всех строительных ресурсов. Это и строительные материалы, это и заработная плата в отрасли, услуги машиномеханизмов и плюс логистика. С сентября эта схема заработает. Ей смогут пользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет в открытом доступе в интернете. Это действительно полезная вещь для всех, и она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное .».

    Получается, что стремились уйти от «приблизительности» в расчетах базисно-индексным методом, но и в ресурсном методе ценообразование «все равно будет приблизительное».

    Интервью было дано в июне 2017г и тогда анонсировался срок, когда система заработает – сентябрь 2017г. Но, как мы видим, система пока не заработала. Ранее было выпущено Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Постановление устанавливало, что сметные цены строительных ресурсов, определенные по результатам мониторинга, должны быть размещены в ФГИС ЦС 15 декабря 2017г. Позже вышло Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. N 514 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452” В данном Постановлении дата размещения цен строительных ресурсов значится "начиная с 2019 года"».

    Как будет складываться ситуация в дальнейшем – покажет время. Но ясно одно: теперь, чтобы быть в курсе всех нововведений, сметчики постоянно должны отслеживать актуальную информацию, следить за выходом новых Постановлений и нормативных документов. Понятно, что сметчикам понадобится повышать свою квалификацию, приобретать новые знания и практические навыки. Сметчики справятся, в этом сомнений нет, только для этого необходима четкая информация, четкие задокументированные методики составления смет «по-новому», отлаженная работа системы ФГИС ЦС. Если все это будет, то есть надежда, что «Реформа» пойдет на пользу всем участникам строительной отрасли.

    Организаторами круглого стола выступили Российский союз строителей, Комитет по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций, АО «Центр методологи нормирования и стандартизации в строительстве», Союз проектировщиков России, Национальное объединение участников строительной индустрии, Российский союз сельских строителей и Московский государственный строительный университет.

    В зале собрались более 100 заинтересованных слушателей, вел круглый стол вице-президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Герасимов.

    С приветственным словом от четырех крупнейших общественных организаций строительной отрасли - Союза проектировщиков России, Союза сельских строителей, комитета по строительству ТПП РФ - выступил президент СПР Виктор Новоселов. Он подчеркнул, что тема реформы ценообразования в строительстве - одна из важнейших для российской экономики, а проектировщики - заинтересованные потребители этой новой системы.

    Обновленная система ценообразования необходима для доказывания стоимости проекта при проведении экспертизы, а также для заключения о правильности сметной стоимости строительства. Кроме того, стоимость - это одна из составляющих системы информационного моделирования зданий, и если она посчитана неверно, может быть загублен весь проект. Однако в нынешнем виде реформа системы ценообразования и ее главная составляющая - ФГИС ЦС - не выдерживают никакой критики. Минстрою России и Главгосэкспертизе нужно еще работать и работать, в том числе, с привлечением профессионального сообщества, чтобы эта система стала необходимым и эффективным инструментом формирования сметной стоимости строительства.

    ФГИС ЦС - может, сначала на регионах потренироваться?
    Президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Лощенко остановился на главных проблемах при переходе к ресурсному методу ценообразования в строительстве. Он уверен, что поскольку правительство России отсрочило внедрение ресурсного метода до 2019 года, это время нужно использовать для интенсивной работы над системой и устранять все узкие места. По его мнению, необходимо обеспечить нормативную базу этой реформы, а также разработать с привлечением всех заинтересованных сторон «дорожную карту», где подробно расписать все этапы перехода с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования.

    Сейчас же информационная система ФГИС ЦС вызывает очень много вопросов профсообщества - от сметчиков до производителей стройматериалов, и оно вправе ожидать от Главгосэкспертизы учета всех пожеланий, в том числе, и от смежных отраслей. Сама по себе система очень громоздкая, только основных наименований стройматериалов она будет содержать более 60 тысяч, при этом информация должна будет постоянно меняться, и нет никакой гарантии, что структуры, обслуживающие эту систему, будут успевать отследить изменения.

    Поэтому есть предложение создать сначала региональные информационные системы ценообразования, которые достоверно учтут продукцию, производимую в регионе, а также привозные стройматериалы, а затем интегрировать все эти системы в одну федеральную. Это особенно важно для тех регионов, где производство своих стройматериалов весьма небольшое, а большинство приходится завозить, причем издалека. Как в этой ситуации можно посчитать усредненную стоимость перевозки?

    Кроме того, ФГИС ЦС не предусматривает индексации зарплат работников с учетом инфляции, а это делает невозможным, исходя из расценок, привлечь на стройку квалифицированных специалистов. Какое уж тут качество строительства?

    И еще один момент, который, по мнению А.Лощенко, способен серьезно повлиять на достоверность расчетов сметной стоимости здания: сейчас нигде не рассчитывается жизненный цикл здания, что гораздо важнее, нежели просто расчет стоимости проектирования и строительства. Потому что в том же многоэтажном доме с монолитным каркасом, который простоит 100 лет, навесные фасады, исходя из нормативов на теплоизоляционные материалы, нужно будет поменять 6-7 раз, лифты - 4 раза, трубы - 4-5 раз. Но такие ремонтные работы нигде не учитываются и в стоимость здания не закладываются. А это, в свою очередь, провоцирует проектировщика и строителя использовать дешевые материалы, потому что никто из них не будет отвечать за дальнейшую жизнь объекта.

    Что делать, если делать по закону?
    Ведущий специалист АО «ЦНС» Светлана Моргун подробно остановилась на изменениях в нормативно-правовом регулировании ценообразования и сметного нормирования при переходе на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства. Основа функционирования системы ценообразования в строительстве - Градостроительный кодекс, Закон об инвестиционной деятельности, а также постановления правительства Российской Федерации и нормативные акты Минстроя России. При введении ресурсного метода необходимо взаимодействие нескольких министерств и ведомств, что и было прописано в постановлениях правительства в 2016 году: к формированию ФГИС ЦС и мониторингу цен строительных ресурсов подключались Минсвязи России, ФСБ и еще ряд ведомств. Введение ФГИС ЦС заставляет бизнес показать стоимость своих услуг, но далеко не всегда его представители готовы это делать. В целом же для расчета стоимости, например, грузоперевозок в системе присутствуют десятки показателей, и поэтому нет понимания, как оформить расчет этой стоимости.

    Кроме того, задачи, которые ставятся перед строительной отраслью, постоянно меняются и усложняются. Президент Путин в своем указе от 07 мая 2018 года № 204 дал установку строить 120 млн кв. м жилья в год и улучшать ежегодно жилищные условия для 5 млн семей. Без модернизации строительной отрасли сделать это невозможно, а сама эта модернизация должна быть направлена на развитие индустриального домостроения. Все эти новации также должны найти отражение в системе ценообразования в строительстве, поскольку указ президента предполагает большое количество новых технологий работ и, соответственно, новых сметных нормативов.

    Также необходимо как можно быстрее установить порядок вывода устаревших технологий и материалов из системы ценообразования и ввод в нее инновационных решений. Нужны нормативы на содержание и ликвидацию зданий и сооружений. При этом в России практически нет профессиональных нормировщиков - осталось 3-4 организации, которые могут реально создать необходимые сметные нормативы, поскольку эта профессия была уничтожена как класс. А в целом для успешного формирования и развития реформы ценообразования должна быть система мотивации и ответственности и для бизнеса, и для органов власти.

    Много вопросов и реплик вызвало выступление руководителя рабочей группы при Минстрое России по определению сметной стоимости материальных ресурсов, генерального директора аудиторской компании Ольги Гаращенко . Темой своего выступления она взяла один из узких моментов ФГИС ЦС - учет цены материалов от производителя.
    При Минстрой России созданы рабочие группы по различным направлениям, мнение профессионального сообщества услышали. Идут горячие дискуссии по поводу учета во ФГИС вознаграждения дилеров, прорабатываются различные варианты. Далеко не всегда завод, скажем, по производству сухих смесей, готов самостоятельно торговать своей продукцией, поэтому нужно подумать, как же внести во ФГИС ЦС цену от производителя, но с учетом услуг дилеров и торговых домов?

    Государство хочет реформу, и оно ее получит
    От имени Минстроя и государства на все вопросы отвечал начальник управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы России Андрей Савенков , который напомнил, что есть поручения президента и правительства России о переходе на ресурсный метод ценообразования, и их нужно исполнять. Более того, в 2016 году вице-премьер Дмитрий Козак подписал «дорожную карту», в которой было подробно прописано, как должна идти реформа ценообразования, в том числе, указаны все нормативные акты, которые должны быть разработаны и утверждены.
    Сейчас большинство законов и подзаконных актов уже действуют, с регионами, госкомпаниями и заинтересованными министерствами были подписаны «дорожные карты» по объединению усилий в создании сметных нормативов и ФГИС ЦС. Конечно, здесь необходима дискуссия, и она идет на площадке Главгосэкспертизы с рабочими группами, в которых участвуют представители профсообщества.

    Постепенно формируется нормативная база ценообразования в строительстве, введены основные понятия - сметные нормы, сметные нормативы, которые обязательны для бюджетных строек и строек компаний с госучастием. Кроме того, были актуализированы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) - в целом более 40 тысяч нормативов, причем добавлено много новых. Созданы классификаторы строительных ресурсов, утвержден план разработки 1200 сметных нормативов (часть будет разрабатываться за счет правительства Москвы, часть - за счет Главгосэкспертизы). Разработка новых сметных норм идет постоянно, очень многие из них разрабатываются на основе инициативы компаний и органов власти регионов.

    Что касается непосредственно ФГИС ЦС, к которой существует много нареканий, то эта информационная система - живой организм, который будет развиваться и модернизироваться, в ней будут появляться новые документы и нормативы, и они будут доступны всем. Именно поэтому, по мнению А.Савенкова, ГИС не должны быть региональными, система изначально должна быть глобальной. А для того, чтобы региональные власти могли контролировать своих производителей, вводятся личные кабинеты для регионов, которые становятся участниками мониторинга и отвечают за формирование системы в рамках своего региона.

    Кроме того, в ближайшее время будет создан реестр недобросовестных производителей стройматериалов, которые впоследствии будут исключаться из системы госзакупок.

    О многострадальном классификаторе замолвили слово…
    Директор НИИ стратегического планирования МГСУ Дмитрий Семернин рассказал о формировании и ведении классификатора строительных ресурсов. По его словам, ресурсный метод повысит достоверность определения цены.
    Классификатор строительных ресурсов - основа ФГИС ЦС, и по сути это каталог наименований ресурсов, который формируется приказами Минстроя России и служит исключительно целям ценообразования в строительстве.

    Классификатор разделяется на материалы, техническое оборудование и машины и механизмы. Классификатор связан с ГЭСНами, потому что в них указаны материалы, и аналогичные материалы в группе, которые не влияют на изменение технологии, могут быть использованы в одной ГЭСН - такова связь классификатора и сметных нормативов. Для использования материально-технического ресурса в смете, он должен появиться в двух местах - сначала в классификаторе, а потом в ГЭСН. Если этой связи нет, материал бессмысленно вставлять в классификатор.

    Без классификатора ресурсов не может быть мониторинга, потому что классификация не должна противоречить здравому смыслу и логике и должна быть удобна для пользователя.

    Последняя версия классификатора, созданная после многочисленных замечаний к первому варианту, содержит 108 тысяч позиций, из них 89 тысяч - это строительные материалы. Материалы классифицируются по составу и по назначению, например, тяжелые бетоны для гидротехнического строительства. С оборудованием тоже все непросто, потому что много зарубежного оборудования, и на него мало нормативно-технической документации. Что касается машин и механизмов - старая методика определения машино/часа в новой системе бессмысленна, потому что нужно внести больше 30 показателей в расчет, а вся стройка пользуется арендованной техникой.

    «Мы разрабатываем классификатор, стараясь описать жизнь, а не создавать сначала систему, а потом в нее подгонять рынок», - так определил суть своей работы Дмитрий Семернин.

    В ходе круглого стола также прозвучало выступление председателя комитета по техническому регулированию ТПП РФ Сергея Пугачева , в котором он напомнил, что в России до сих пор нет технического регламента о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций, поэтому множатся предложения о включении некоторых наименований стройматериалов в постановление правительства России об обязательной сертификации и декларировании соответствия. Сначала это был цемент, а теперь радиаторы, сухие смеси, теплоизоляция - все включается, а еще выстроилась целая очередь из тех, кто хочет туда попасть. Но это неправильный путь, и об этом в своем письме президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин написал премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там же он указал, что необходимо вернуться к разработке и принятию технического регламента о безопасности строительных материалов, для того, чтобы защитить российских производителей. А сейчас на рынке от 30 до 50% контрафактной продукции.

    Также С.Пугачев говорил о необходимости учета в классификаторе строительных ресурсов требований международных стандартов и договоров, о развитии института управления стоимостью жизненного цикла объекта, необходимости уточнения термина "устаревшие технологии" в приказе Минстроя № 710/пр и массовом использовании типовых технологических карт.

    Елена Шинкоренко

    Ценообразование в строительстве - механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования.

    Действующая система ценообразования в капитальном строительстве основана на концепции рыночного ценообразования. В состав государственной системы ценообразования в отрасли строительства входят: законодательная база, принципы взаимоотношений субъектов строительного рынка в рамках ценообразования, принципы ценообразования в строительстве, государственная система регулирования цен на строительную продукцию.

    Основные принципы ценообразования:

    1) Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат в процессе строительного производства в полном объеме и притом в объеме норм. инвесторы заказчики определяют объем капитальных вложений на строительство объекта.

    2) Цена на строительную продукцию формируется с экономической конъюнктурой региона в периоде предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т.е. в уровне текущих цен на ресурсы и тарифы.

    3) Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком и фиксируется в контракте (договоре).

    4) Цены в строительстве, осуществляемая с привлечением средств гос.бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируется на основании правил, рекомендованных системой ценообразования сметного нормирования, являющейся единой для участников строительного рынка независимо от форм собственности.

    Особенности ценообразования в строительстве

    1. Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.

    2. В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.

    3. На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций- На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии.

    4. Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.

    5. Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.

    6. Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.

    Сразу отметим, что ресурсные и базисные методы относятся только к определению прямых затрат на уровне локальных сметных расчетов. Косвенные затраты, а также прочие затраты определяются в любом случае в процентах к отдельным составляющим прямых затрат или дополнительным расчетом. Объектные и сводные сметные расчеты также в любом случае составляются суммированием составляющих по данным локальных смет.

    Ресурсный метод представляет собой расчет стоимости ресурсов, необходимых для реализации проекта, в текущих или прогнозируемых ценах. Для этого нужно знать, с одной стороны, состав и количество необходимых ресурсов, а с другой - текущие сметные цены. При использовании метода из всего многообразия ресурсов в строительстве впрямую учитывают, как правило, три вида ресурсов - трудовые, технические и материальные, т.е.:

    • - затраты труда рабочих, выполняющих соответствующие строительные работы и обслуживающих машины (в человеко-ч);
    • - продолжительность использования строительных машин (в машино-ч); - расход материалов, изделий и конструкций (в кубических метрах,

    квадратных метрах, тоннах и др.).

    Источниками для определения расхода указанных ресурсов являются проектные данные (ведомости потребности в материалах и конструкциях, спецификации, технологические карты), документация для проведения ремонта (дефектные ведомости), нормативные материалы (ГСПБ-2001, ТСН-2001), производственные нормы расхода материалов. Особенностью ресурсного метода является возможность разрыва но времени между подсчетом количества ресурсов и определением их стоимости. На нервом этапе составляется ресурсная ведомость, в которой суммируются однородные ресурсы по всей стройке (объекту). На втором этапе подбираются текущие цены, и рассчитывается общая стоимость.

    Текущие сметные цены могут быть определены по данным региональных центров по ценообразованию в строительстве. При отсутствии сметных цен на материально-технические ресурсы они калькулируются на базе текущих отпускных цен поставщиков с учетом транспортных, заготовительно-складских и других расходов.

    Ресурсный метод является довольно точным, но очень трудоемким именно из-за необходимости самостоятельного определения текущих цен. Применение метода ограничено, как правило, областями строительства, в которых перечень материально-технических ресурсов невелик. Из-за сложностей подсчета цен на эксплуатацию машин в чистом виде при расчете сметной стоимости ресурсный метод применяется мало. Кроме того, трудно себе представить, чтобы ресурсный метод применялся к накладным расходам.

    Он, однако, часто необходим при составлении единичных калькуляций сметных цен на отдельные ресурсы или расценок на отдельные работы. В частности, строительно-монтажным организациям для оперативной оценки тендерных предложений полезно иметь калькуляции на основные виды работ, выполняемых ими. Кроме того, ресурсный метод является основным при подсчете стоимости технологического оборудования, не охваченного сметно-нормативными базами. За рубежом ресурсный метод применяется в основном подрядчиками при подготовке тендерных предложений, так как они постоянно отслеживают ценовой уровень применяемых ими ресурсов.

    Ресурсно-компенсационный метод разработан кафедрой экономики строительства и инвестиций Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. При этом прямые затраты определяются первоначально по базовым сметным ценам на ресурсы. Затем определяется компенсация, т.е. разница между фактически действующими ценами на основные виды ресурсов и ценами, учтенными в сметных расчетах. Наконец, компенсационная составляющая добавляется к сметной стоимости для получения начальной цены конкурсных торгов. Компенсационные методы рекомендуется применять при низкой инфляции, когда текущие цены не сильно отклоняются от базовых сметных цен.

    Несколько шире потенциальная область использования ресурсно- индексного метода. В МДС 81-35.2004 его содержание практически не раскрыто, указано лишь, что это - сочетание ресурсного метода с системой индексов на сметную стоимость ресурсов. Тогда использование ресурсноиндексного метода подразумевает применение следующих формул:

    где ЗПР, ЭМ, МР - составляющие прямых затрат (см. рис. 17.2); ТР, - трудозатраты на выполнение /-й работы, чел.-ч; С т{ - часовая оплата труда, принятая для данного вида работы, руб/чел.-ч; Г маш1 * - затраты машинного времени /-того вида машины, маш.-ч; Ц маш| - - сметная цена эксплуатации /-того вида машины, руб/маш.-ч; М; - расход /-го материала (изделия, конструкции) на единицу работ; Ц м; - сметная цена /-го материала (изделия, конструкции), руб., k Ti , k Mi - индексы изменения тарифов, сметных цен эксплуатации машин и сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

    Суммирование в формулах (18.2)-(18.4) и далее ведется по индексу /, который изменяется от единицы до количества учитываемых видов работ или ресурсов. Индексы изменения стоимости определяются по данным региональных центров по ценообразованию в строительстве или по статистическим данным.

    В таком виде ресурсно-индексный метод не представляет интереса, так как при известных сметных ценах и индексах пересчета он практически сливается с базисноиндексным методом (см. ниже). Более полезно было бы трактовать ресурсно-индексный метод таким образом: к наиболее важным видам ресурсов применять ресурсный метод, а к остальным ресурсам и к косвенным затратам - базисно-индексный.

    Базисный метод расчета стоимости прямых затрат основан на использовании сметно-нормативных баз, содержащих сметные расценки на СМР, тарифы на оплату труда и сметные цены на материально-технические ресурсы. Как правило, при этом прямые затраты (113) определяются по готовым (так называемый «единичным») расценкам (ЕР), рассчитанным на единицу отдельных видов работ:

    где L, - объем выполнения /-й работы, в физических единицах; Р и - расценка на выполнение единицы данного вида работы, руб.

    В ряде случаев расценка включает не все необходимые материально- технические ресурсы, например, когда их вид или количество не могут быть точно определены при разработке расценок. Такие расценки называют «открытыми» в отличие от «закрытых» расценок, включающих все необходимые ресурсы. Для «открытых» расценок к стоимости, определенной по расценкам, добавляют стоимость дополнительных материальных ресурсов, т.е. используют формулу

    Кроме единичных расценок на различные виды работ могут использоваться укрупненные сметные нормы (УСЫ), составленные в базовых или текущих ценах на более крупный конструктивно-технологический элемент, часть здания и даже в целом на здание или сооружение. Сущность метода от этого не меняется.

    Базисный метод удобен в использовании при наличии развитой сметнонормативной базы, переиздаваемой по мере изменения уровня цен. Он менее точен, чем ресурсный, так как использование готовых расценок и цен неизбежно связано с усреднением реальной стоимости (из-за усреднения технологий строительства, расхода ресурсов и цен на них). Тем не менее при больших объемах строительства погрешности в определении отдельных позиций смет не отражаются решающим образом на рентабельности участников инвестиционного процесса.

    Базисный метод широко использовался в СССР в условиях планового ценообразования и связанной с ним низкой инфляции. Тарифы и цены на ресурсы пересматривались примерно раз в 15 лет. При этом создавался новый сметно-нормативный комплекс (см. гл. 19 учебника). В настоящее время метод вышел из практического употребления в России, но применяется при экспертизе и сравнительной оценке проектов. В то же время за рубежом часто используются справочники по сметной стоимости строительства, переиздающиеся ежегодно без применения индексации.

    Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в базисном уровне сметных цен, и дополнительных затрат, связанных с изменениями цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.). Метод применялся в начале 1990-х гг. в связи с не устоявшимся в то время механизмом индексации цен и неопределенностью прогнозирования макроэкономических показателей. Обычно компенсации предусматривались в договорах строительного подряда в виде разницы между фактическими и сметными ценами на материально-технические ресурсы. В настоящее время применяется иногда как дополнение к другим методам.

    Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базовом уровне. При этом формула (18.5) модифицируется следующим образом:

    где k Li и k Mi - индексы изменения расценок и сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

    На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов, дифференцированная по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровню укрупнения строительной продукции.

    Базисно-индексный метод при наличии регулярно издающихся индексов пересчета цен и расценок обладает теми же достоинствами и недостатками, что и базисный. Важным свойством базисно-индексного метода при бюджетном финансировании является доказуемость, т.е. возможность легко проверить расчеты при наличии той же самой базы и соответствующих индексов, особенно в условиях применения компьютерных программ. В настоящее время он является основным для большинства участников инвестиционного процесса, особенно при бюджетном финансировании. В то же время подрядчикам при составлении коммерческих предложений следует использовать его с осторожностью, так как ошибки усреднения условий строительства могут быть слишком велики для отдельной строительной организации.

    Выбор метода составления смет и сметных расчетов осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от экономических интересов компании, условий контракта и общей экономической ситуации. При наличии соответствующих индексов пересчета могут использоваться различные сметно-нормативные комплексы, особенности которых рассмотрены ниже.


Top