Танк ТГ (Танк Гротте) Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое «Большевик» пытался родить «мышь»


Этот танк был разработан приглашенными в СССР в марте 1930 г. немецкими специалистами во главе с Э. Гротте. В серийное производство ТГ пущен не был, так в конструкцию этой боевой машины входило множество сложных агрегатов, к выпуску которых советская промышленность не была готова. В 1931 г. на заводе «Большевик» в Ленинграде был изготовлен единственный экземпляр танка Гротте, конструкция которого к тому же существенно отличалась от изначального проекта.



Средний танк Гротте (танк ТГ)

Нужно отметить, что конструкция ТГ содержала в себе ряд принципиально новых идей, намного опередивших свое время. Некоторые из этих идей были воплощены позднее в конструкциях других моделей танков.
По внешнему виду танк Гротте больше похож на боевые машины 40-х гг., чем на танки 30-х гг. ТГ относился к среднему типу танков. Корпус ТГ был полностью сварным, что для того периода развития боевой техники казалось новшеством. Корпус в носовой части был скошен, бронелисты устанавливались наклонно. Подбашенная коробка имела обтекаемую форму, а две установленные одна над другой башни были способны обеспечивать круговой обстрел из двух пушек калибра 76 и 37 мм.



Наблюдение за полем боя механик-водитель вел через три окна со смотровыми щелями, а командир пользовался установленным на крыше малой башни стробоскопом. В конструкции коробки передач, которая имела по четыре скорости назад и вперед, применялись шестерни с шевронным защемлением. Особый механизм реверса позволял танку двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Ходовая часть танка была наполовину прикрыта бронеэкранами. Имелось по пять больших опорных катков на борт с индивидуальной подвеской, оснащенных пневматическими амортизаторами.

Гусеница была изготовлена из штампованных деталей и обладала большим сопротивлением на разрыв. Опорные катки имели тормоза для экстренной остановки на случай обрыва гусеницы. У ТГ были высокая огневая мощь, хорошая защищенность и подвижность, а также плавность хода и удобное размещение экипажа.
Однако при изготовлении единственной модели ТГ большой подбашенный погон подвергся деформации, вследствие чего нижняя вращающаяся башня стала неподвижной. В ходе сборки боевой машины компактный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л. с., разработанный Гротте, был заменен более надежным тяжелым авиационным двигателем М-6.



В конце июня 1931г. прошли первые испытания ТГ, в результате которых были выявлены как достоинства, так и многочисленные недостатки данной модели. Хотя танк Гротте был способен развивать внушительную скорость, обладал значительной маневренностью и проходимостью, надежность этой боевой машины оказалась не очень высокой. В уплотнениях пневматических сервоприводов управления была использована резина низкого качества, вследствие чего сервоприводы часто выходили из строя. Гусеницы оказались недостаточно эффективными на вязких грунтах, боевое отделение было тесным, а в обслуживании ходовой части выявились непредвиденные сложности.
Однако следует отметить, что хотя танк Гротте не был пущен в серийное производство и принят на вооружение, в ходе работы над единственной моделью этой боевой машины был накоплен опыт, который советские инженеры использовали при разработке многобашенных танков Т-28, Т-35 и некоторых др.


Разработчик: КБ под руководством Э.Гротэ
Год начала работ: 1930
Год выпуска первого прототипа: лето 1931
Танк ТГ на вооружение не принимался по причине высокой стоимости и технологической сложности конструкции.

В ходе принятия Системы авто-трактороного и броневооружения отдельным пунктом оговаривался вопрос о тяжелых танках.Рассказывает Создание этих машин силами собственных КБ откладывалось на некоторое время в виду недостатка опыта советских конструкторов. Чтобы дело продвигалось быстрее было принято решение перенять зарубежный опыт, в частности – немецкий.

Выбор в сторону Германии был сделан не случайно. В середине 1920-х гг. советское правительство находилось в весьма напряженных отношениях со странами бывшей Антанты (Великобритания, США, Франция), которые в годы Первой Мировой войны добились наибольших успехов в танкостроении и считались “законодателями мод” в этой сфере. Совсем иначе обстояло дело с Германией – некогда жестокий противник сам оказался в незавидном положении и был активно готов сотрудничать с Советской Россией.

В ходе обмена опытом в 1929 году советская сторона высказала заинтересованность пригласить к себе группу немецких инженеров. На эту просьбу откликнулся Эдвард Гротэ (Edward Grote) с небольшой группой специалистов, которые в марте 1930 года прибыли в Москву. Контроль за деятельностью этой группы осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ, начальник которого тов. Уюк в апреле 1930 года выдал Э. Гротте техническое задание на проектирование танка массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20 мм. Для нового танка, дабы “переплюнуть” образцы капиталистической конструкторской мысли, предусмотрели необычайно мощное вооружение – пушки калибра 76,2-мм и 37-мм и 10 (!) пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.) оставили на усмотрение конструктора.

Летом того же года на заводе “Большевик” в Ленинграде было сформировано КБ АВО-5, в состав которого вошли не только немецкие, но и советские инженеры. Проектирование, за которым пристально наблюдали представители РВС и правительства СССР, велись в обстановке глубокой секретности. В процессе разработки класс танка изменили с “тяжелого” на “средний”.

Пользуясь открытой поддержкой высшего руководства Гротэ развернулся в полную силу, собираясь создать самую современную боевую машину. В конструкции танка, проходившего по документам под названием ТГ (в советской литературе — Танк Гротте , в ряде западных источников встречается индекс Т-22 ), было применено несколько новинок, ставших стандартными только на 10 лет позднее.

Согласно новым веяниям в танкостроении Гротэ решил сделать танк на колесно-гусеничном ходу. Шасси имело на один борт по 5 сдвоенных обрезиненных катков, четырех поддерживающих катков среднего и двух малого диаметра. Независимая подвеска на спиральных пружинах, допускавшая вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220 мм, вместе с полупневматическими шинами типа «Эластик» обеспечивали танку чрезвычайно мягкий ход. Гусеница оригинальной конструкции, изготовленная из штампованных деталей, имела большое сопротивление на разрыв. Каждый из 10 опорных катков снабжался тормозами, использовать которые надлежало при обрыве гусеницы. Мелкозвенчатая гусеница имела оригинальную конструкцию: траки шириной 490 мм крепились торцами к звеньям цепей Галля. Благодаря такой конструкции и использованию штампованных деталей, гусеница имела высокое сопротивление на разрыв.

Корпус танка имел сварную конструкцию с оригинальной компоновкой, частично напоминавшей американские образцы гусеничных боевых машин. В передней части корпуса находилось отделение управление, где размещалось место механика-водителя и органы управления. В вертикальном лобовом бронелисте клиновидной формы были смонтированы три прибора наблюдения с пулестойкими стеклами. В крыше отделения управления были вырезаны два овальных люка для посадки-высадки экипажа.

Среднюю часть танка целиком занимало боевое отделение. По первоначальному проекту ТГ должен был оснащаться двумя башнями. В основной башне, располагавшейся на первом ярусе, была предусмотрена установка 76,2-мм пушки А-19 (ПС-19) конструкции Сячинтова и трех 6,5-мм Федорова или 7,62-мм пулеметов Дегтярева в бортовых шаровых установках. Пушка размещалась на цапфах в лобовом листе подбашенной рубки танка. Благодаря полуавтоматическому заряжанию, скорострельность пушки составляла 10-12 выстрелов в минуту, что в сочетании с высокой начальной скоростью снаряда, равной 588 м/с, делало её поистине грозным оружием. Во время испытаний орудие показало себя неплохо, однако при ведении непрерывной стрельбы предусмотренная в проекте полуавтоматика часто отказывала, что приводило к необходимости ручного разряжания. Кроме того, чтобы уменьшить длину отката, был разработан оригинальный дульный тормоз. Также изменили форму накатника, который теперь стал гидравлическим, а поршневой затвор уступил место клиновому. Углы горизонтального наведения составили от -10° до +10°, вертикального – от -8° до +12°.

Верхний ярус занимала куполообразная башня с 37-мм пушкой ПС-1 также конструкции Сячинтова, углы вертикального наведения которой (от -12° до +30°) позволяли вести стрельбу по воздушным целям. Начальная скорость снаряда 707 м\с обеспечивала неплохую брнепробиваемость, что делало ПС-1 более чем опасным противником для всех танков того времени. Дополнительно, в бортах корпуса, имели места для установки ещё двух пулеметов винтовочного калибра.

Полный боезапас состоял из 50 выстрелов к 76,2-мм пушке, 80 выстрелов к 37-мм пушке и 2309 патронов к пулеметам. Иногда встречается цифра в 172 выстрела для обоих орудий и 7000 патронов, но скорее всего это проектные данные.

Кормовая часть танка была отведена под моторно-трансмисионное отделение. Здесь должен был устанавливаться двигатель воздушного охлаждения разработки самого Гротэ. Силовая установка представляла собой 8-цилиндровый (два блока по 4 цилиндра, соединены картером) двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л.с. Особой оригинальностью отличались системы смазки и охлаждения. Смазка производилась отдельно для каждого цилиндра через сепараторы и имела специальные продувные камеры, устанавливаемые на роликовых подшипниках (а не в баббите, как во всех моторах того времени). Вкупе со сборным коленчатым валом, это должно было обеспечить очень низкий уровень шума двигателя (ниже легкового автомобиля) и его высокую надёжность.

Непосредственно вблизи двигателя размещалась шестиступенчатая КПП, состоявшая из двух редукторов с шестернями шевронного зацепления. Причем большой редуктор переключал 1, 2, 3-ю скорости, а малый — 4, 5 и 6-ю. Такое распределение скоростей приводило к тому, что при переходе с 3-й передачи на 4-ю приходилось останавливать танк. Но за то благодаря специальному механизму реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. В одном блоке с КПП размещались кулачковые муфты, выполнявшие роль бортовых фрикционов. Бортовые тормоза из-за недостаточных размеров силового отделения располагались внутри ведущих колес Пневматическая система привода управления бортовыми фрикционами и тормозами была изготовлена по патенту Гротэ.

Бронирование танка было достаточно мощным: лоб корпуса – 44 мм, борта 20-24 мм, корма – 13 мм, крыша – 9 мм, днище – 8 мм, главная башня – 30 мм. Вертикальный лобовой лист мог выдержать попадание снаряда полевого орудия калибром на выше 76-80 мм, не говоря уже про стандартные для британских и фрагцузских танков короткоствольные 37-мм пушки и пулеметы винтовочного калибра.

Особенностью ТГ было использование в качестве приборов наблюдения танковых стробоскопов. Для осуществления наводки пушек имелось два прицела, прикрытых купольными стробоскопами со щелями шириной 0,5 мм, вращающиеся навстречу друг другу моторчиками со скоростью 400-500 об/мин. Такими же стробоскопами, только несколько иной конфигурации, были оборудованы наблюдательная башенка командира на крыше малой башни и три окна механика-водителя в лобовом листе корпуса.

Экипаж танка состоял из 5 человек: механика-водитель, командир (он же был наводчиком 37-мм орудия), пулеметчик и двух башнеров (артиллеристов) обслуживавших 76-мм орудие.

Итак, начальный этап проектирования и передача рабочих чертежей на завод-изготовитель были проведены в кратчайшие сроки, но вслед за этим работы сильно замедлились. Постройку опытного образца танка ТГ начали летом 1930 года, и к 18 ноября, после посещения К.Е.Ворошиловым сборочного цеха, Сталину доложили следующее:

«Готовность танка на сегодня составляет 85%. Осталась незавершенной достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжелой болезни самого Э. Гротте, но наши инженеры предполагают, что 15-20 декабря опытный образец все-таки будет закончен…»

Однако, эти самые 15% преодолевались с большим трудом. В постановлении №2 от 9 февраля 1931 года был установлен скорректированный порядок постройки ТГ. Общее административное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), начальником КБ назначили К.К.Сиркена, зам.начальника КБ по производственной части – Н.В.Барыков, зам.начальника КБ по конструкторской части – военпред УММ на заводе А.Воробьев.
В апреле 1931 года, когда танк был практически готов к испытаниям, выяснилось, что двигатель Гротэ в ближайшее время получить не удастся. В итоге на танк вынужденно установили авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-6, задросселированный до мощности 250 л.с., что повлекло за собой перепроектирование МТО и удлинение корпуса до 7,5 м.

Неудача постигла Гротэ и с вооружением. Реализовать все преимущества размещения пушек и пулеметов в трёх ярусах не удалось в полной мере, поскольку при монтаже главной башни был сильно деформирован подбашенный погон. Пришлось сделать из башни неподвижную рубку, “намертво” приваренную к корпусу, но даже в этом случае огневая мощь ТГ оставалась на прежнем уровне.

В это же время, считая, что задача внедрения в серийное производство танков ТГ является приоритетной на 1931 год, руководство ОГПУ и НКВМ постоянно пытались форсировать работы по окончательной сборке первого опытного образца и проведения его всесторонних испытаний. Одновременно был выработан план постройки 50-75 образцов ТГ, а пока прототип танка не прошел полный испытательный цикл к серийному производству решили допустить танк Т-24 разработанный в КБ ХПЗ. После выпуска 80 Т-24 предприятия надлежало перевести на сборку ТГ и к 1932 году изготовить 2000 танков. Разумеется, эти планы одаказались слишком оптимистичными.

На испытания танк был передан лишь 27 июня 1931 года и оставался на полигоне до 1 октября. По большей части, ТГ оправдал ожидания заказчика в лице УММ РККА. Танк обладал хорошей подвижностью и проходимостью по местности, а находясь в цеху без гусениц, он свободно перекатывался с места на место усилием 2-3 человек. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря примененным шевронным шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма прочной и надежной. Использование пневматических приводов делало процесс управления машиной такой массы необычайно легким. Правда, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях.

Если не считать проблемы с главной башней, состав и количество вооружения полностью устроили военных. На опытном образце оно должно было состоять из двух 7,62-мм пулеметов ДТ в бортах корпуса (не устанвливались), трех 7,62-мм пулеметов Максим и одной 76,2-мм пушки в главной башне (рубке), а также одной 37-мм пушки в верхней башне.

Тем не менее, прототип ТГ обладал рядом недостатков, практически полностью перекрывших его преимущества. Прежде всего, отмечалась крайняя стесненность работы экипажа в главной башне, в связи с чем одновременная стрельба из 76-мм орудия и хотя бы одного рубочного пулемета становилась невозможной. Размещение в одном картере КПП и бортовых фрикционов затрудняло доступ к ним во время ремонта и вели к перегреву всего узла во время движения. Выявилась также неудовлетворительная работа бортовых тормозов и недостаточная эффективность гусеницы на мягких и вязких грунтах, поскольку высота гребней траков была очень мала. Но главное – стоимость одного ТГ составила 1,5 млн. рублей – сумма просто астрономическая.

И всё же, танк Гротэ оставил столь сильное впечатление на высший командный состав РККА и руководство УММ, что отказываться от идеи его серийного производства не спешили. Для оценки и тщательного изучения танка 4 октября 1931 года по распоряжению правительства была создана специальная комиссия, состоявшая из представителей УТМ и ВОАО. Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила:

Серийная постройка танков Гротэ не состоялась не только по приведенным выше причинам. В течении 1929-1930 гг. за рубежом побывала большая группа советских специалистов, во главе с начальном УММ РККА Халепским. Хотя в то время высшее руководство отдавало предпочтение именно ТГ, в Великобритании начальник КБ №3 ВАТО Н.Гинзбург получил информацию о среднем трехбашенном танке Vickers Medium Mk.III (A6) и в скором времени представил отчет о конструкции этой машины и её более полном соответствии Системе вооружений РККА. Британский танк, по мнению Гинзбурга, обладал более высокими боевыми качествами, был более технологичен в производстве и требовал намного меньше средств на постройку.

Учитывая эти факты от услуг Э.Гротэ в скором времени отказались, хотя в 1932 году немецкий конструктор представил проект сверхтанка ТГ-5, который так и остался на бумаге. В 1933 году Гротэ покинул Советский Союз и выехал в Германию.

Последующую работу над танком ТГ поручили новому КБ под руководством Н.В. Барыкова, но доводить эту чрезмерно дорогую и сложную машину советские инженеры не решились. Вместо этого, были разработаны проекты колесно-гусеничных танков серии ТА, а летом 1931 года была начала разработка советского аналога трехбашенного “викерса”, получившая впоследствии индекс Т-28. Место основного тяжелого танка в период с 1933 по 1939 гг. бессменно занимал пятибашенный Т-35.

Судьба построенного танка ТГ неизвестна. После прекращения работ он был отправлен на хранение на полигон в Кубинке, а затем в ВАММ им. Сталина, где и находился вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вероятнее всего, во время войны танк пошёл в переплавку.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
ТГ образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 25000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7500
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2840
Клиренс, мм 340
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка А-19 в надстройке, одна 37-мм пушка ПС-1 в малой башне, три 7,62-мм пулемета Максим в надстройке и два 7,62-мм пулемета ДТ в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ 130 выстрелов и 2309 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 44 мм
главная башня (рубка) — 30 мм
малая башня — 30 мм
борт корпуса — 20-24 мм
корма корпуса — 24 мм
крыша башен — 10 мм
крыша корпуса — 9 мм
днище корпуса — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ М-6, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, воздушного охлаждения, мощностью 250-300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 6-скоростной КПП и двумя редукторами с шестернями шевронного зацепления
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных опорных катка, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
12 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 350 км (на колесах по шоссе)
120 км (на гусеницах по метсности)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 5,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

В марте 1930 г. для оказания технической помощи в Советский Союз были приглашены иностранные специалисты, в числе которых был немецкий инженер Эдвард Гротте. Под его руководством к осени 1931 г. на ленинградском заводе "Большевик" был разработан и изготовлен опытный средний танк ТГ. Но в серийное производство этот танк не пошёл. Работы над ТГ были прекращены, а от дальнейших услуг Э.Гротте решили отказаться.

Впрочем, ещё в марте 1931 г. Э. Гротте предложил УММ РККА два варианта 1000-тонного сверхтанка с установкой вооружения в трёх или шести башнях. В башнях устанавливались два 304-мм орудия, четыре 152 и 76-мм и две 45-мм пушки. Экипаж танка состоял из сорока человек. Броневая защита лобовой части корпуса и башни достигала 300 мм, бортов - 250 мм, крыши и днища - 60-100 мм. На машине предполагалось установить несколько двигателей суммарной мощностью 24000 л.с. (17630 кВт), которые должны были обеспечить скорость движения до 60 км/ч. Трансмиссия танка - гидромеханическая с электрической системой управления. В ходовой части предусматривалось применение гидравлической подвески и тройных гусениц. При рассмотрении эскизного проекта машины было признано, что конструкция танка будет чрезвычайно громоздкой и сложной для освоения в производстве.


Тактико-технические характеристики советского сверхтяжелого танка прорыва ТГ-5



___________________________________________________________________________________________________
Источник данных:

С.Федосеев "Танки с приставкой «сверх»" ("Вокруг света" 2006-01)
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.МинскАСТ.Москва. 1998 г.

Практически одновременно с работами по созданию танков Т-26 и Т-28 в Советском Союзе закипела работа над созданием тяжелого танка прорыва. Позднее эти работы закончились созданием самого настоящего монстра - танка Т-35. Однако до этого в СССР был воплощен в металле еще один танк, которому не посчастливилось пойти в серию. Речь идет о танке, который теперь известен как ТГ, или танк Гроте.

В 1930 году в СССР по приглашению Москвы прибыла группа инженеров из Германии, возглавлял эту группу Эдвард Гроте. Прибывшим инженерам было выдано задание по разработке боевой машины массой до 30 тонн. Планировалось, что создаваемый танк получит мощное пушечное вооружение - пушки калибра 76,2 и 37 мм. Также планировалось, что новый танк может получить дополнительное вооружение в виде 5 пулеметов.


Контроль за прибывшей в СССР группой немецких инженеров осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ. Именно начальник данного отдела и выдал в 1930 году задание для группы Гроте. Согласно выданному техзаданию, немецкие специалисты должны были создать танк с толщиной брони не менее 20 мм, обладающий скоростью хода 35-40 км/ч, вооруженный двумя орудиями. Вопросы установки и размещения вооружения, запас хода, расположение боекомплекта и другие вопросы были «отданы на откуп» конструкторам.

ОГПУ совместно с НКВМ выступили с предложением форсировать работы по выпуску и проведению испытаний танка ТГ, полагая, что эта задача является наиболее важной в области изготовления опытных танков на 1931 год. При этом в Советском Союзе вынашивались просто наполеоновские планы по развертыванию производства этих машин. Для освоения их выпуска уже в 1931 году в стране планировалось изготовить первую партию, состоявшую из 50-75 танков. При этом до окончания производства и испытаний опытных образцов ТГ в СССР планировали начать производство другого опытного танка - Т-24. Серийный выпуск танков Гроте планировалось развернуть на мощностях ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода) после выпуска 80 танков Т-24 и снятия его с производства. Танк Т-24 рассматривался лишь как временная мера. Всего же к 1932 году в СССР рассчитывали произвести 2000 танков ТГ.

Специально для разработки нового танка в Ленинграде на заводе «Большевик» было создано новое конструкторское бюро АВО-5, в которое были включены группа специалистов Гроте и ряд советских инженеров-конструкторов. При этом разработка нового советского танка велась в обстановке строжайшей секретности. За проведением работ по этому проекту, на который возлагались большие надежды, вели наблюдение представители РВС и правительства страны. К примеру, 17-18 ноября 1930 года завод «Большевик» лично посетил К. Е. Ворошилов, который впоследствии докладывал о нем лично Сталину. По его словам, готовность нового танка составляла 85%, оставалось закончить работы по достройке моторной группы, коробки скоростей и некоторых других узлов и агрегатов. Ворошилов докладывал Сталину о том, что образец танка прорыва собирается в специальной мастерской, в которой было занято порядка 130 человек рабочих и техников. При этом работы по строительству танка задерживались по причине тяжелой болезни Эдварда Гроте. Несмотря на это, советские инженеры рассчитывали сдать опытный образец машины уже к 15-20 декабря 1930 года. Однако танк в эти сроки достроить не удалось.

Главной причиной задержки работ по опытному образцу стала ненадежная работа специально созданного для этого танка двигателя конструкции самого Гроте. По этой причине в апреле 1931 года было решено отказаться от него и провести цикл испытаний, временно установив на танк ТГ авиационный двигатель М-6. Такое решение потребовало некоторой переработки конструкции танка, так как габариты авиационного М-6 превосходили габариты двигателя Гроте. В итоге опытный образец танка ТГ был готов только к началу июля 1931 года. К этому летнему месяцу машину более или менее удалось подвести к проведению испытаний.

Вооружение танка для 1931 года было просто выдающимся. Основным вооружением танка было орудие А-19 (ПС-19) калибра 76,2 мм, оно размещалось в главной башне. Орудие обладало полуавтоматической системой заряжания, благодаря такому решению скорострельность орудия доходила до 10-12 выстрелов в минуту. На тот момент это было самое мощное танковое орудие в мире. В полусферической малой башне, которая размещалась над главной башней, устанавливалось 37-мм орудие ПС-1. Эта пушка была в состоянии вести круговой обстрел. Помимо этого, в бортах корпуса танка на шаровых установках были установлены 2 пулемета ДТ, а также 3 пулемета «Максим», все калибра 7,62 мм, все пулеметы имели ограниченные углы наведения. Благодаря этому вооружение танка Гроте было трехуровневым. Такое решение должно было обеспечить эффективный массированный огонь во всех направлениях. В состав экипажа боевой машины должно было входить 5-6 танкистов.

Особенностями конструкции и компоновки новой советской боевой машины являлся удлиненный до 7,5 метра броневой корпус, высокая подбашенная коробка, смешенная к корме танка башня, экранирование ходовой части и высокий гусеничный обвод, наличие смотровой башенки, а также использование для управления агрегатами трансмиссии пневматических приводов. В танке ТГ воплотилось большое количество технических новинок, которые в те годы еще не использовались ни на одном серийном танке. Такими новинками были: полностью сварной бронекорпус, многоярусная система вооружения, использование подвески на спиральных пружинах.

То, что о ходе работ по проекту докладывалось лично Сталину, себя полностью оправдывало. Необходимо отметить, что получившийся танк этого стоил. Танк Гроте как минимум на 10 лет опережал подобные танки других государств, при этом он был готов уже в начале 1930-х годов. Боевая машина выгодно отличалась от всех советских и иностранных машин своего времени не только свои внешним видом, но и компоновкой, технологией изготовления. Несомненным новшеством, как уже говорилось выше, был полностью сварной корпус. Установленная на верхнем ярусе 37-мм пушка обладала также возможностью использования в качестве зенитки.

Расположенная в неподвижной главной башне 76,2-мм пушка конструкции самого Э. Гроте и П. Сячеватова обладала отличной баллистикой. Любопытно, что согласно проекту главная башня должна была быть вращающейся, но при ее производстве подбашенный погон, приваренный к корпусу танка, оказался деформирован, и нижняя главная башня превратилась в неподвижную рубку. В будущем при запуске танка в серийное производство данный дефект должны были устранить.

Боевая масса машины составляла 25 тонн. Танк выгодно отличался от предшественников наличием противоснарядного бронирования, лобовая броня корпуса была выполнена трехслойной. В особо опасных местах ее толщина доходила до 44 мм, при этом бронирование бортов танка доходило до 24 мм, а бронирование башни и рубки составляло 30 мм.

Ходовая часть танка Гроте применительно к каждому борту состояла из 5-ти катков большого диаметра, а также 4-х поддерживающих катков среднего диаметра и 2-х катков малого диаметра. Использование независимой подвески на спиральных пружинах допускало вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220 мм, а использование полупневматических шин типа «Эластик» обеспечивало боевой машине очень мягкий ход. В заводском цеху без гусениц многотонную машину могли спокойно перекатывать с места на место всего 2-3 человека.

Используемая на ТГ коробка передач обеспечивала 4 передачи вперед и 4 же передачи назад. Такая особенность КПП позволяла боевой машине двигаться вперед и назад с одинаковыми скоростями, что считалось преимуществом для быстрого вывода танка из зоны обстрела или вывода поврежденной машины с поля боя. В конструкции КПП были применены шестерни с шевронным зацеплением. Очень оригинальным образом был решен вопрос управления боевой машиной - вместо использования привычных рычагов на нем применялась рукоятка-регулятор авиационного типа. Повороты производились соответствующим отклонением этой ручки влево или вправо. Применение пневматических сервоприводов обеспечивало очень легкий процесс управления танком.

Гусеницы ТГ были оригинальной конструкции, они производились из штампованных деталей и обладали большим сопротивлением на разрыв. Любопытной особенностью было то, что все опорные катки имели тормоза, которые предназначались для экстренной остановке машины при обрыве гусеницы. По патенту Гроте были изготовлены пневматические приводы тормозов и управления. Надо ли говорить о том, что все эти решения взвинтили цену танка до небес.

Испытания нового советского танка проводились с июля по октябрь 1931 года. Испытания продемонстрировали как очевидные преимущества машины, так и ее недостатки. Применение авиационного двигателя М-6 мощностью 300 л.с. позволило машине показать на испытаниях скорость в 34 км/ч. При этом военные хвалили маневренность танка и плавность работы трансмиссии, легкость управления боевой машиной, сказывалось применение пневматических приводов. Одновременно с этим выяснилось, что узлы трансмиссии перегревались, а проходимость ТГ по мягким грунтам была неудовлетворительной. Также была выявлена низкая эффективность гусениц и тормозов на сыпучих и вязких поверхностях.

Орудия танка отличались хорошей кучностью стрельбы, 76-мм пушка была очень мощным орудием для своих лет и отличалась высокой начальной скоростью полета снаряда. Но испытания продемонстрировали, что из-за тесноты в боевом отделении вести огонь одновременно из обеих пушек и пулеметов просто невозможно. Помимо этого, танк отличался плохой ремонтопригодностью вне заводских условий. Даже при устранении всех недостатков танк Гроте был бы крайне сложен для запуска в серийное производство. Еще одним гвоздем в крышку гроба танка была его стоимость - один танк Гроте стоил 1,5 миллиона рублей (для сравнения: на эти деньги можно было построить 25 танков БТ-2). В итоге в октябре 1931 года проект был признан экспериментальным и полностью закрыт.

В итоге от услуг инженера Гроте было решено отказаться и заняться проектированием гораздо более дешевой машины на базе его танка. Работу над этим проектом поручили Н. Барыкову, который в 1932 году и создал знаменитый пятибашенный танк Т-35, который был очень сильно похож на очередного британца - танк «Индепендент», но с еще более сильным пушечным вооружением. Интересно, что сами английские военные смогли получить танк, который был похож на советский ТГ, лишь в 1940 году. Речь идет о танке А.22 «Черчилль», который был запущен в серийное производство в 1941 году под обозначением Мk.IV. Самые первые модели этого танка оснащались 40-мм пушкой в башне и 75-мм орудием в корпусе. Расположение пушки в корпусе танка оказалось очень низким, она обладала недостаточным углом обстрела, а находящийся рядом механик-водитель имел ограниченный обзор.

Если же говорить о судьбе единственного собранного танка ТГ, то она оказалась безрадостной. До наших дней этот танк не сохранился. После завершения работ по этому проекту танк был отправлен на хранение на полигон в подмосковной Кубинке, а потом и в ВАММ имени Сталина, где машина находилась вплоть до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, в годы войны этот уникальный танк был просто отправлен на переплавку.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/19/tanks
http://pro-tank.ru/sssr/59-t-28-and-tg?start=1
http://bronetehnika.narod.ru/tg/tg.html
http://tank.itishistory.ru/4_tank_31.php


Top