19 съезд кпк состоится. XIX съезд КПК: социализм с китайской спецификой вступает в новую эпоху

Кампания по выборам делегатов 19-го съезда КПК (18-24.10 2017) проводилась с ноября 2016 года в соответствии с принятым Политбюро ЦК КПК месяцем раньше специальным циркуляром. Во всех регионах КНР, кроме Тибета и Синьцзяна, выборы проходили при превышении числа кандидатов над числом выделенных для данного региона на съезд мест в среднем на 15%. В Тибете и Синьцзяне число кандидатов соответствовало числу выделенных мест.

Участие руководителей партии, включая генерального секретаря Си Цзиньпина, в выборной кампании должно было, согласно вышеуказанному документу, отвечать интересам проведения в жизнь требований всестороннего строгого управления партией и т.д. Члены действовавшего на тот момент Постоянного комитета Политбюро избирались на съезд в провинциях Шэньси, Юньнань, во Внутренней Монголии и других районах запада Китая.

Си Цзиньпина единогласно выбрали делегатом съезда на партконференции в пров. Гуйчжоу, которую до недавнего времени возглавлял Чэнь Минъэр (секретарь парткома города Чунцин; по итогам 19-го съезда стал членом Политбюро ЦК КПК).

Особое внимание уделялось кандидатам на должности в руководящих органах партии нового созыва. Со всеми кандидатами на посты членов Политбюро ЦК КПК встречался и беседовал лично Си Цзиньпин, в члены и кандидаты в члены ЦК КПК – начальник орготдела ЦК партии Чжао Лэцзи.

В центре внимания руководства КПК в период подготовки и проведения съезда были кадровые вопросы.

С начала текущего года были заменены первые руководители 12 министерств и ведомств системы Госсовета КНР, назначено, по меньшей мере, по одному новому заместителю в Центральную комиссию по проверке дисциплины и всех четырех отделов ЦК КПК. Из 31 административно-территориальной единицы провинциального уровня в 23 были заменены секретари парткомов и в 24 – губернаторы. Из 376 членов и кандидатов в члены ЦК КПК 18-го созыва 38 (порядка 10%) подверглись чистке.

За пять лет были сняты и, как правило, привлечены к ответственности за различные злоупотребления более 60 генералов, заменены командующие видами вооруженных сил. Незадолго до съезда сняты с занимаемых постов начальник Объединенного штаба и начальник Управления политической работы Центрального военного совета. Ликвидирована система двойного подчинения военизированной полиции Центральному военному совету и Госсовету КНР, теперь эти войска подчиняются только ЦВС, то есть лично Си Цзиньпину. 90% из 300 делегатов съезда от армии участвовали в съезде КПК впервые.

На самом съезде, несмотря на разного рода проекты реорганизации высших органов партии, информация о которых сливалась в предшествовавший съезду период в гонконгскую печать, их структура сохранилась. Осталась прежней численность Политбюро ЦК КПК (25 чел.) и его Постоянного комитета (7 чел., из которых 5 – новые). Число секретарей Секретариата ЦК КПК увеличено с 5 до 7 (6 – новые). С 11 до 7 человек сокращена численность Центрального военного совета КПК.

В ЦК КПК 19-го созыва избрано 204 члена, из которых 126 человек – впервые. Избраны также 172 кандидата в члены ЦК КПК и 133 члена Центральной комиссии по проверке дисциплины. В Политбюро ЦК КПК 15 человек вошли в этот партийный орган впервые, из них 11 работали, учились с Си Цзиньпином либо являются его земляками. Из 10 оставшихся в Политбюро на второй срок 7 – члены его Постоянного комитета, а также заместитель председателя Центрального военного совета Сюй Цилян, начальник отдела единого фронта ЦК КПК Сунь Чуньлань и секретарь парткома пров. Гуандун Ху Чуньхуа.

Основным документом съезда является доклад о работе ЦК КПК 18-го созыва, с которым выступил Си Цзиньпин. Он сохраняет определенную преемственность с аналогичным документом предыдущего съезда и содержит политические установки руководства КПК по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики, идеологии, культуры, партстроительства и т.п.

В докладе, в частности, сказано, что за последние пять лет ВВП КНР увеличился с 54 трлн до 80 трлн юаней, по его размерам Китай «стабильно занимает второе место в мире». Период до 2020 года определен как «время периода победы в строительстве общества всестороннего среднего достатка».

Время с 2020 до 2050 года, – заявил Си Цзиньпин, – можно подразделить на два этапа. На первом, с 2020 по 2035 гг. на базе построенного общества всестороннего среднего достатка нужно будет в основном осуществить социалистическую модернизацию. Второй этап – с 2035 года до середины столетия, во время которого необходимо на основе всесторонней модернизации превратить Китай в «богатую, мощную, демократическую, цивилизованную, гармоничную, прекрасную социалистическую модернизированную державу». Среди немногих известных на сегодняшний день ее параметров – руководящая роль КПК, наличие «первоклассных по мировым меркам вооруженных сил», большой ВВП и нахождение Китая «в центре мировой арены».

К 2050 году Китай, как сказал генеральный секретарь ЦК КПК, по комплексной государственной мощи и международному влиянию должен стать «ведущим» государством мира.

Предупреждения о необходимости работать в условиях снижения темпов экономического роста в докладе Си Цзиньпина заменены тезисом о том, что количественный рост экономики перешел в качественный. Было заявлено также о приверженности КПК продолжению реформ. Однако, отмечает газета «Нью-Йорк таймс», «его понимание реформы вряд ли будет слишком похоже на прежние элементы либерализации, которые запускали в 1980-1990-е годы Дэн и другие высшие руководители. Тогда партия постепенно обращалась к рыночным силам и откровенному капитализму, отказываясь при этом от своей власти над многими секторами экономики. Версия реформ Си Цзиньпина указывает в противоположном направлении: направлении активизации и всестороннего укрепления партийного контроля». Действительно, как заявил Си Цзиньпин в докладе на съезде, «партия, правительство, вооруженные силы, народ, система образования, восток, запад, юг, север, центр, – партия руководит всем». Эта фраза включена и в Устав КПК.

В докладе Си Цзиньпина было объявлено о «вхождении китайского самобытного социализма в новую эпоху». В этой связи современные китайские ученые-теоретики выделяют в истории Китая после 1949 года три этапа. На первом, связанном с именем Мао Цзэдуна, страна «встала во весь рост», на втором, связанном с именем Дэн Сяопина, – разбогатела, на третьем, связанном с именем Си Цзиньпина, – «стала сильной» и «пошла навстречу великому возрождению китайской нации».

Данная тема была продолжена в докладе о внесении изменений в Устав КПК. Главный смысл этого документа заключается во включении «идей Си Цзиньпина о самобытном китайском социализме новой эпохи» в число «руководящих идей» КПК. Они объявлены в документах съезда «новейшим достижением в китаизации марксизма», «квинтэссенцией коллективной мудрости партии и народа».

Кроме того, Устав КПК подвергся доработке с включением в него практически всех появившихся после 18-го съезда КПК (2012 г.) политических установок и концепций. Например, в него вписаны «две столетние цели» и «великая цель возрождения китайской нации», добавлено понятие «культура самобытного китайского социализма».

Далее, в Устав КПК включены положения о решающей роли рынка в распределении ресурсов, о структурной реформе предложения, о строительстве системы законности самобытного китайского социализма, развитии системы консультативной демократии , об укреплении «мягкой» силы Китая и пр. Выделены также положения об «абсолютном» руководстве вооруженными силами со стороны Компартии Китая и необходимости проведения в жизнь «идей Си Цзиньпина о сильной армии». В Уставе КПК подчеркнуты важность борьбы с коррупцией и «строгого управления партией».

Согласно уставным положениям, главным социальным противоречием современного Китая является «противоречие между с каждым днем растущей потребностью народа в прекрасной жизни и несбалансированным, неполным развитием».

Один из разделов доклада Си Цзиньпина посвящен вопросам военного строительства и строительства вооруженных сил. В частности, поставлена задача к 2035 году «в основном осуществить модернизацию обороны государства и вооруженных сил» и к середине текущего столетия – «полностью превратить народную армию в первоклассные по мировым меркам вооруженные силы», «конкретно и надлежащим образом вести подготовку к военной борьбе на всех стратегических направлениях».

Внешнеполитический раздел документа сохраняет преемственность с аналогичным разделом доклада, делавшегося на предыдущем съезде. В нем, однако, отсутствует использованная пятью годами ранее формула об «отношениях нового типа между великими державами», то есть между КНР и США. Вместо неё появилась другая: «Продвигать координацию и сотрудничество между великими державами, создавать рамки отношений между великими державами, основанных на общей стабильности и сбалансированном развитии».

В настоящее время в Китае в соответствии с принятым ЦК КПК Постановлением начата широкая кампания по изучению и пропаганде материалов 19-го съезда КПК, в адрес которого поступили тысячи поздравительных телеграмм и писем.

В них, по словам заведующего Отделом международных связей ЦК КПК Сун Тао, дается высокая оценка внутренней и внешней политике Китая, подчеркивается «возрастающая с каждым днем роль» Компартии Китая в жизни мирового сообщества.

Имеется в виду усиление роли Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК).

Завершающийся 24 октября в Пекине XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК) стал одним из самих закрытых форумов в новейшей партийной истории Поднебесной - в том числе по причине остроты решавшихся на нем кадровых вопросов в контексте проводимой партийным генсеком и председателем КНР Си Цзиньпином широкомасштабной борьбы с коррупцией. В докладе самого Си Цзиньпина антикоррупционная составляющая партийной политики была сформулирована следующим образом: «Мы будем выводить на чистую воду тигров, смахивать мух и охотиться на лис», - что подразумевает борьбу со злоупотреблениями на всех уровнях партийных и государственных структур. Как следствие данной борьбы, а также общего процесса омоложения руководящих органов Компартии Китая («рубежным» возрастом с точки зрения сохранения членства в ЦК КПК являются 70 лет), состав ЦК КПК обновился на нынешнем съезде более чем наполовину. Серьезные изменения претерпел также состав политбюро ЦК и его постоянного комитета.

Существенные коррективы внес Си Цзиньпин и в содержание так называемых 14 принципов «социализма с китайской спецификой», - относящихся еще к временам Дэн Сяопина . Ключевыми среди них председатель КНР в своем докладе предложил сделать, помимо борьбы с коррупцией и решением экологических проблем, также укрепление международного влияния страны. Согласно обнародованному им графику, к 2035 году Китай должен «подняться до уровня стран-лидеров инновационного типа», а к 2050 году - превратиться «в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную» державу. К этому же году Народно-освободительная армия Китая должна стать «силой мирового класса», - подчеркнул в своем продолжавшемся непривычно долго (3 часа 23 минуты) докладе на съезде Си Цзиньпин.

Именно международный аспект в перспективной политике Китая представляет особый интерес в контексте нынешнего партийного форума, учитывая несомненно нарастающую геополитическую активность Китая в регионе и в мире в целом . В докладе Си Цзиньпина было обоснованно отмечено, что «мягкая сила» и международное влияние Китая значительно возросли», а «международное положение страны вышло на небывалый уровень». «Настало время нам выйти на авансцену мира и начать делать больший вклад в историю человечества», - подчеркнул председатель КНР.

Следует учитывать, что традиционно съезды КПК не принимают программных документов и заявлений, касающихся внешнеполитических вопросов, и принципиальные выводы о характере изменений можно сделать на основе изменений кадрового состава, а также иерархии тезисов из отчетного доклада самого генерального секретаря.

С этой точки зрения ключевой представляется именно широкая кадровая ротация, осуществленная на XIX съезде КПК, которая объективно усиливает вес самого Си Цзиньпина, а также более молодого поколения «технократов». Это обстоятельство уже дало определенные основания для прогнозов в духе того, что Китай «движется от модели коллективного управления к сосредоточению власти в одних руках». (vedomosti.ru)

Подобная ситуация, в свою очередь, позволяет ожидать дальнейшее возрастание активности Китая на международной арене как в военно-политической, так и финансово-экономической сферах, - являющихся предметом особого интереса лично для Си Цзиньпина.

Экономическая составляющая китайской экспансии - которая особенно тревожит президента США Дональда Трампа - напрямую традиционно была связана с эффективным использованием Пекином социо-демографических факторов, в первую очередь, дешевой рабочей силы . Это позволяет стране все последние годы сохранять устойчивые темпы экономического роста. Валовой внутренний продукт страны вырос в третьем квартале текущего года на 6,8% в годовом выражении. Это немного ниже, чем в предыдущем квартале, но по-прежнему превышает целевые показатели, установленные правительством на текущий год. За первые три квартала 2017-го года рост ВВП Китая в годовом исчислении составил 6,9%, в том время как заявленный правительством годовой прогноз предусматривал рост на 6,5%. Кроме того, впервые с 2010 года китайская экономика может продемонстрировать превышение годовых темпов роста по сравнению с предыдущим годом (в 2016 году рост составил 6,7%).

В своем выступлении на открытии съезда 18 октября Си Цзиньпин подчеркнул, что за первые пять лет его нахождения у власти (он получил посты генсека КПК и председателя КНР на предыдущем партийном съезде в 2012 году) ВВП Китая вырос на 26 трлн. юаней, что составляет 3,9 трлн долларов. Кроме того, по словам китайского лидера, «удалось удовлетворить базовые потребности более 1 млрд. граждан страны».

Однако именно в социально-экономической сфере в ближайшее время могут произойти изменения в том, что касается функционирования самой национальной модели . Си Цзиньпин в своем отчетном докладе на съезде призвал к реализации «китайской мечты об омоложении нации», а также к ускоренному переходу на принципы «инновационной экономики». И то, и другое способно как придать новый импульс развитию Китая и его активности в мире, так и привести к возможному росту внутренней нестабильности и усилению внутриполитических противоречий, в том числе в руководстве страны.

В данном контексте следует учитывать накопившийся в Китае багаж негативных факторов и показателей . В частности, председатель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань видит серьезную опасность в слишком высоких темпах накопления долгов компаний и домохозяйств. По его словам, правительство страны не должно позволять себе «излишнего оптимизма», поскольку чрезмерное увеличение долговой нагрузки в экономике способно привести к стремительному обвалу рынков. Долги только местных органов власти в рамках активного ипотечного кредитования и растущих затрат на инфраструктуру достигают примерно 6,3 трлн. долларов, что составляет около 51% ВВП.

С тем, что растущее инвестирование заемных средств увеличивает долгосрочные экономические риски, согласны и международные эксперты. «Последние данные рисуют обнадеживающую картину экономики, которая при поверхностном взгляде несется вперед на всех парах. Однако внутри продолжают накапливаться потенциальные проблемы финансового рынка, хотя пока они и незаметны», - считает, к примеру, профессор экономики Университета Корнелла и бывший руководитель китайского отдела МВФ Эсвар Прасад. (vedomosti.ru)

Симптоматично, что, дав развернутую оценку экономическим достижениям Китая за последние годы, председатель КНР в своем докладе не озвучил новые конкретные цифровые ориентиры, в том числе традиционные для подобных форумов цели по размерам национальной экономики и уровню ВВП на душу населения, что можно интерпретировать как допущение возможности их снижения . «Обе недомолвки, по-видимому, призваны дать властям больше возможностей для маневра ради решения многочисленных структурных проблем», - свидетельствует эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Кристофер Джонсон. (vedomosti.ru)

Заявленная Си Цзиньпином необходимость внесения изменений в экономический курс Китая напрямую связана с намерением Пекина проводить более активную внешнюю политику. И здесь следует особо отметить следующие ключевые направления.

Первое направление - военное . Укрепление армии, и, прежде, всего, национальных военно-морских сил приобретает особое значение в свете основных пунктов политики Пекина в регионе (взаимоотношения с Тайванем и территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях). К военно-морскому измерению китайской внешней политики относится и открытие в текущем году первой за пределами Поднебесной полноценной военной базы в Джибути. Территориальные противоречия Китая и Индии в районе Тибета также напрямую завязаны на проблемы укрепления китайской Народно-освободительной армии.

Второе направление - евразийское . С момента проведения предыдущего, XVIII, съезда КПК Пекин предпринял беспрецедентные усилия для продвижения собственных проектов, в том числе «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути», направленных на развитие торговых, транспортных и экономических коридоров Евразии. Кроме того, заявленный новой администрацией США выход из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (TPP) открыл перед Китаем уникальную возможность попытаться занять лидирующие позиции в интеграционных торгово-экономических (а на этой основе и политических) проектах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Трамп занял пост, пообещав покончить с торговым дисбалансом с Китаем. И это достойная цель. И каким был его первый шаг? Разорвать Транстихоокеанское партнерство - торговое соглашение, способное поставить США во главе торгового блока из 12 стран, построенного согласно интересам и ценностям США. Потенциально это могло устранить порядка 18 тысяч тарифов на американские товары и дать контроль над 40% мирового ВВП. И Китая не было в этом блоке. Это называется рычагом», - иронизирует в этой связи американская газета The New York Times. «Трамп разорвал Транстихоокеанское партнерство, чтобы «удовлетворить электорат», и теперь ему осталось только выпрашивать у Китая какие-то торговые крохи. А поскольку ему нужна помощь Китая в деле Северной Кореи, он еще меньше может влиять на торговые вопросы», - делает вывод издание. (nytimes.com)

Третье ключевое направление китайской политики - как раз северокорейская ядерная проблема . Здесь роль Китая является насколько важной, настолько и противоречивой, определяемой его статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН и одновременно ведущего торгово-экономического партнера Пхеньяна. США, Южная Корея и Япония неизменно требуют от Пекина значительного ужесточения давления на северокорейское руководство вплоть до введения полномасштабной экономической блокады. Однако подобные требования противоречат как подтвержденному в очередной раз Си Цзиньпином принципу «мягкой силы» во внешней политике, так и укреплению торгово-экономических позиций Китая в регионе и за его пределами. Очевидно, что провозглашенные на XIX съезде КПК внешнеполитические принципы и приоритеты пройдут первую проверку уже совсем скоро - во время запланированного посещения Пекина президентом США Дональдом Трампом в ходе его азиатского турне в начале ноября. (vedomosti.ru)

Амбициозные планы китайского партийно-государственного руководства, озвученные на нынешнем съезде КПК, объективно отвечают интересам России, так как создают основу для наращивания двустороннего сотрудничества . Это касается, в первую очередь, энергетической сферы, которая призвана обеспечивать энергоресурсами растущие производственные мощности Китая. Заключенный в начале сентября текущего года во время визита российской делегации во главе с президентом Владимиром Путиным в Пекин контракт между «Роснефтью» и китайской частная компания CEFC China Energy обеспечит резкий прирост российских поставок нефти в Китай уже до конца 2017-го года. «Мы в этом году поставим в Китай 40 млн тонн, - рассказал 19 октября главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. - А в следующем году добавим еще 10 млн тонн. И так будем поставлять ближайшие пять лет». (vedomosti.ru)

В результате на китайский рынок уже в текущем году будет приходиться 20% нефтедобычи «Роснефти» и 32% от ее экспорта. Одновременно, по свидетельству Игоря Сечина, «Роснефть» и CEFC готовят дополнительный «контракт о сотрудничестве», рассчитанный на более длительную перспективу. Ключевым партнером российской нефтяной компании является также Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). По итогам 2016 года Россия занимает первое место в структуре поставщиков нефти в Китай с показателем в 52,5 млн. тонн, опережая Саудовскую Аравию (51 млн. тонн) и традиционно ориентированные на китайский рынок Анголу и Ирак.

Еще одним перспективным энергетическим проектом в структуре сотрудничества России и Китая является сооружение магистрального газопровода «Сила Сибири», предусматривающего транспортировку газа Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай («восточный» маршрут). Соответствующее соглашение (Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту) в мае 2014 года подписали ПАО «Газпром» и CNPC. Он заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в Китай 38 млрд. кубометров газа в год, начиная с декабря 2019 года. (gazprom.ru)

Помимо чисто экономических факторов, реализация вышеуказанных проектов, а также наращивание российско-китайского сотрудничества в других областях - в том числе в формате «шелковых путей» - напрямую зависит от стабильности внутриполитической ситуации в самом Китае. И XIX съезд КПК данную стабильность, - по крайней мере, на ближайшие годы, - упрочил.

"90290"

24 октября в Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Делегаты съезда избрали новый состав Центрального комитета КПК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва, который прошёл сразу после закрытия съезда, сформирован новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК из семи человек во главе с генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином.

Съезд стал примечательным событием не только для Китая. Центральным пунктом оглашённой на съезде стратегии развития КНР является понятие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Признано, что «новая эпоха» наступит с 2020 года и будет длиться 30 лет - до 2050 года. Содержание «новой эпохи» КПК определяет как построение к 100-летию образования КНР (1949) полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры. По совокупной «национальной мощи и международному влиянию» КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров.

Этой цели намечено добиться в два этапа. Первый этап - с 2020 по 2035 год, когда планируется полностью завершить построение общества среднего достатка и в основном осуществить социалистическую модернизацию. КНР достигнет технологической независимости и сможет сама стать донором инновационных технологий мирового уровня. На этой основе планируется обеспечить значительный прирост доли населения со средним уровнем доходов, резко сократить разрыв в уровне развития города, села и регионов, обеспечить равный доступ к основным общественным услугам (всеобщее пенсионное обеспечение и медобслуживание), а также существенно сократить имущественное расслоение. Возрастёт в эти годы и китайская "мягкая сила".

Второй этап (2035-2050 гг.) должен завершить социалистическую модернизацию Китая, превратив его, как говорится в партийных документах, в общество полной всеобщей зажиточности с преодолённым в основном имущественным расслоением населения и разрывом в уровне развития регионов.

На съезде были обобщены выявившиеся за прошедшую пятилетку проблемы нового этапа развития Китая. Они сформулированы как основное противоречие китайского общества: между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью, неполнотой развития. Имеются в виду два рода разрывов: экономический разрыв между богатыми приморскими и отстающими центральными и западными провинциями, а также разрыв в доходах между городом и деревней и, как следствие, не решённая в сельских районах проблема бедности.

Сейчас способом борьбы с бедностью в Китае является массовая выдача нуждающимся целевых микрокредитов на сумму менее 50 тыс. юаней сроком на три года без ипотеки, без поручительства, с базовой процентной ставкой. В целом уровень бедности в КНР сокращается. Так, в 2012-2016 гг. от бедности были избавлены 55 млн человек, а всего по состоянию на конец 2016 г. в Китае насчитывалось 43 млн. бедняков.

Опережающее развитие насыщенных портами приморских провинций было изначально определено в качестве макроэкономической стратегии китайских реформ. Однако сейчас разрыв в развитии регионов приобретает угрожающие формы, оборачиваясь безработицей в центре страны и едва сдерживаемой миграцией работников в перенаселённые восточные (прибрежные) провинции. Поэтому Си Цзиньпин и говорил в докладе на съезде о необходимости «создать новый, более эффективный механизм согласованного развития регионов». Потенциал восточных провинций будет в большей степени, чем раньше, перенаправляться с помощью государственных стимулирующих мер на ускорение экономического развития центральных и западных районов Китая.

Съезд подтвердил, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а экономический рост планируется обеспечить за счёт форсированного внедрения научно-технических инноваций. Китай все последние годы наращивает вложения в НИОКР, в 2016 году они составили 2,1% ВВП. По докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2017 год, КНР является единственной страной со средним уровнем дохода в мировом списке 25 самых инновационных экономик, занимая 22 место .

Наиболее общим условием экономического роста признано совершенствование системы социалистической рыночной экономики. Специально уточнено, что конкуренция должна идти на справедливой и упорядоченной основе.

Си Цзиньпин подтвердил, что на международной арене Китай будет продолжать политику открытости. Прозвучал также тезис о том, что международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов.

Китайский государственный капитализм стал основой быстрого, впечатляющего экономического роста, при этом капитализм и стимулы рынка, как явствует из документов КПК и выступлений руководителей компартии, являются лишь инструментами создания материальной базы социализма. Поэтому такое большое внимание от съезда к съезду уделяется в Китае экономической деятельности государства и обеспечению роста доходов населения. Ведь социализм нельзя построить в бедной стране.

Выполнение этих масштабных планов предъявляет повышенные требования к качеству партийно-государственного руководства. Отсюда состоявшееся на съезде официальное закрепление особой роли генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. При этом сам принцип коллективного руководства сохраняется, а гадания о наличии/отсутствии в Китае преемника Си Цзиньпина ни к чему не ведут, лишь заслоняя действительно важные стратегические решения, принятые в Пекине на XIX съезде КПК.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

В условиях беспрецедентного информационного вакуума открывается сегодня в Пекине XIX съезд Компартии Китая, на котором определится состав руководства страны на ближайшие пять лет. Последний год был ознаменован подковерной борьбой внутри китайской элиты, фракции которой стремились провести как можно больше «своих» людей на руководящие посты в партийных и государственных органах. Генеральный секретарь Си Цзиньпин консолидировал власть, чтобы стать вровень с отцами-основателями КНР и провести столь необходимые ей реформы. Результаты съезда покажут, накопил ли он достаточно политического капитала для окончательной победы над противниками и слома негласных правил, по которым страна жила последние 25 лет.


Политпроцесс эпохи перемен


Обычно список тех, кто войдет в управляющее страной Политбюро, известен за три-четыре месяца до съезда. Так было с начала 1990-х годов, когда в Китай потекли инвестиции и предсказуемость стала цениться выше секретности. Иностранных политиков и бизнесменов убеждали: вне зависимости от того, кто возглавит государство, заводы будут работать, иностранцы смогут вывести прибыль, а политических и социальных потрясений не предвидится. Определенность служила сигналом того, что двух взглядов на развитие общества нет: в Компартии существует консенсус. Конфуцианскую гармонию в элите обеспечивал процесс всеобщего накопления капитала, на фоне которого политические дрязги выглядели неуместными.

В этот раз традиция оказалась нарушена. Китайские, российские и американские эксперты в беседе с “Ъ” только разводили руками: кто по итогам XIX съезда встанет у руля государства, остается лишь гадать.

Рост уровня секретности может быть свидетельством усиления внутрипартийной дисциплины, над которым Си Цзиньпин работал последние пять лет. Впрочем, оно может говорить и о том, что по сравнению с временами Цзян Цземиня и Ху Цзиньтао сильно сократилось число людей, реально участвующих в принятии решений, а с ними - и количество «сливов» в прессу. Нынешний глава Китая уже серьезно изменил облик политической системы страны, и не исключено, что через неделю (когда закончится съезд), она изменится еще больше.

Собирающийся раз в пять лет съезд Компартии Китая - верховный орган управления 89-миллионной партией и по факту - всей страной. Примерно 2,3 тыс. партийных делегатов утверждают состав Центрального комитета (ЦК), в который входят 200 членов и 176 кандидатов в члены, не имеющих права голоса, но имеющих шансы впоследствии стать полноправными членами. ЦК, в свою очередь, утверждает Политбюро (25 человек) и Постоянный комитет Политбюро (ПКПБ, семь человек), которые и принимают основные политические решения. По факту и состав ЦК, и состав будущего Политбюро определяется предыдущим составом Политбюро в ходе интенсивного торга между соперничающими группами интересов.

Как минимум с начала 1990-х годов действует негласное правило «шестьдесят семь - проходит, шестьдесят восемь - удалить». Члены Политбюро старше 67 лет на съезде должны уйти в отставку, чтобы освободить дорогу новому поколению и не допустить впадения системы в маразм. Установлены возрастные лимиты и для других органов власти. В соответствии с ними, по итогам XIX съезда состав ЦК должен обновиться более чем наполовину, Политбюро покинут 11 человек, а ПКПБ - пятеро, все, кроме Си Цзиньпина и премьер-министра Ли Кэцяна.

По заведенной архитектором китайских реформ Дэн Сяопином традиции, генеральный секретарь и премьер вступают в должность на съезде, год проведения которого оканчивается на двойку (1992, 2002, 2012, 2022), в то время как съезды, оканчивающиеся на семерку (1997, 2007, 2017, 2027), служат цели подведения промежуточных итогов правления. В ходе них в ПКПБ, как правило, вводятся будущие генсек и премьер-министр, которые отличаются от остальных его членов молодостью (им обычно около 50 лет, тогда как остальным членам ПКПБ 60–65 лет). Ими в 2022 году должны были стать протеже бывшего генсека Ху Цзиньтао Сунь Чжэнцай и Ху Чуньхуа, самые молодые члены нынешнего Политбюро.

Сотрясатель основ


О том, что вся эта стройная система, скорее всего, рухнет, начали говорить практически с самого начала правления Си Цзиньпина. Генсек сразу же проявил себя как куда более сильный и авторитарный лидер, чем два его предшественника. Начатая им антикоррупционная кампания обернулась беспрецедентной чисткой: в тюрьму по обвинению в коррупции были отправлены заместители руководителя контролирующего армию Центрального военного совета (ЦВС) Сюй Цайхоу и Го Босюн, видный партийный деятель Чжоу Юнкан и глава парткома Чунцина (крупнейший по площади город центрального подчинения в КНР) Бо Силай, считавшиеся прежде неприкасаемыми. Но настоящим шоком стало снятие в июле со своего поста и последующий арест нового главы парткома Чунцина Сунь Чжэнцая, которого считали одним из двух согласованных элитой будущих лидеров страны.

Затем появились слухи о том, что Си Цзиньпин может пренебречь возрастными ограничениями и сохранить на посту своего ближайшего соратника, главу Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД, главный антикоррупционный орган) Ван Цишаня, которому в 2017 году исполнилось 69. Последние пять лет он неутомимо боролся с политическими врагами генсека, и замену ему найти было бы непросто. В последний год высокопоставленные партийные чиновники в официальных китайских СМИ готовили почву для сохранения Ван Цишаня на посту, как бы невзначай роняя фразы, что «ограничения по возрасту - обычай, а не правило» и «с учетом развития современной медицины важны навыки человека, а не его возраст».

На фоне явных разногласий между первыми лицами в правящем тандеме многие эксперты начали говорить о том, что на съезде вполне может быть вынесен «вотум недоверия» премьер-министру Ли Кэцяну. Он принадлежит к противостоящей Си Цзиньпину группировке «комсомольцев», главой которой считается бывший генсек Ху Цзиньтао. Различия во взглядах между двумя лидерами из-за закрытости системы не всегда очевидны, но в целом генсек выступает сторонником куда более радикальных преобразований в экономике. С критикой действий Ли Кэцяна в 2015 и 2016 году выступал в официальных СМИ экономический советник Си Цзиньпина Лю Хэ, подписывавший свои статьи как «авторитетная персона». Он указывал на нерешительный и ошибочный характер действий премьера в ситуации с реформой госпредприятий и финансовым кризисом 2015 года.

Наконец, главной долгосрочной интригой съезда станет вопрос о сохранении полномочий самого Си Цзиньпина за рамками установленного десятилетнего срока. «Он не уйдет в 2022 году,- уверял “Ъ” профессор Токийского университета Акио Такахара.- Учитывая масштаб начатых им реформ и желание остаться в истории, он будет искать способы задержаться у власти и довести начатое до конца». Технически о намерении нарушить лимит в десять лет будет говорить отсутствие в новом составе ПКПБ двух молодых политиков-преемников. Впрочем, здесь возможны варианты. «К примеру, Си Цзиньпин может в 2022 году сохранить реальную власть, оставшись главой партии и ЦВС, а свой пост председателя КНР отдать кому-то другому,- сообщил “Ъ” научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН Иван Зуенко.- До 1992 года эти позиции были разделены и пост председателя КНР был не так важен».

Новая чжэцзянская армия


На съезде генсек, как и любой лидер до него, попытается провести в состав управляющих органов как можно больше своих людей. «Ему нужны не просто кадры на высоких позициях, а те, кто реально влияет на принятие политических решений. При этом формально они даже могут занимать не такие видные посты,- говорит “Ъ” глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев.- В частности, он, скорее всего, постарается укомплектовать своими кадрами руководство отделов ЦК КПК и назначить глав всех важнейших малых групп, где происходит реальная выработка курса».

Протеже Си Цзиньпина в Китае называют «новая чжэцзянская армия», так как большинство его выдвиженцев так или иначе столкнулись с ним в период его работы в провинции Чжэцзян. Среди них наиболее интересная фигура - нынешний глава парткома Чунцина Чэнь Миньэр. Он работал главой департамента пропаганды Чжэцзяна в период, когда провинцию возглавлял Си Цзиньпин. По возрасту Чэнь Миньэр вполне подходит на роль одного из двух лидеров следующего поколения руководителей. Это уже второе его назначение на роль главы парткома региона: до Чунцина он руководил провинцией Гуйчжоу и таким образом выполнил одно из негласных условий вхождения в ПКПБ: поработать руководителем как минимум одного богатого и одного бедного региона.

Среди других сторонников Си Цзиньпина, которые могут войти в ПКПБ и Политбюро, называют главу орготдела ЦК КПК Чжао Лэцзи, глав парткомов Шанхая и Пекина Хань Чжэна и Цай Ци, главу канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу, его экономического советника Лю Хэ и еще ряд лиц. У генсека хватит людей, чтобы занять ими все вакантные посты в высшем партийном органе власти, но может не хватить политического капитала. Из-за этого, как замечали многие опрошенные “Ъ” эксперты, он может пойти на сокращение постоянного комитета Политбюро с семи до пяти человек, что внутрипартийные правила вполне допускают. Это позволит Си Цзиньпину легче проводить в жизнь свои решения, но может вызвать недовольство внутри партии, которая за последние 30 лет привыкла к более демократичному принятию решений.

Наиболее консенсусной конфигурацией элиты на сегодняшний день видится введение в ПКПБ одновременно протеже генсека Чэнь Миньэра и партсекретаря провинции Гуандун Ху Чуньхуа, принадлежащего к противостоящей Си Цзиньпину фракции «комсомольцев». Это позволило бы сохранить внутриэлитное согласие и обеспечить преемственность власти в 2022 году.

Идея, брошенная в массы


На съезде генсек представит доклад, который подведет итоги прошедших пяти лет и определит ориентиры на следующие пять. Обычно он состоит приблизительно из 29 тыс. иероглифов и 13 разделов. Кратко важнейшие моменты доклада были очерчены в коммюнике, вышедшем 14 октября по завершении Седьмого пленума ЦК Компартии XVIII созыва. Согласно ему, изменения будут внесены в устав Компартии, по факту стоящий выше конституции КНР. Эти изменения «будут отражать последние достижения китаизации марксизма, новые концепции управления, новый опыт в укреплении лидерства партии».

Другими словами, в партийный устав будет добавлен вклад самого Си Цзиньпина, который в отличие от предшественников породил уже несколько концепций, претендующих на место в истории. Интрига здесь состоит в том, будут ли идеи генсека указаны в уставе безлично, как, например, «концепция научного развития» Ху Цзиньтао, или с упоминанием имени, как уже включенные в текст «идеи Мао Цзэдуна» и «теория Дэн Сяопина». Если выберут второй вариант, это будет означать, что нынешний лидер Китая встанет в один ряд с отцами-основателями страны и куда выше своих двух предшественников.

Китайская пресса загодя стала готовить почву для включения в устав «идей Си Цзиньпина». В июле о них опубликовало статью влиятельное коммунистическое издание «Исследования партстроительства», по мнению которого, концепция генсека помогает «еще больше локализовать марксизм в Китае и развить теорию социализма с китайскими характеристиками». Как отметил в беседе с “Ъ” старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Игорь Денисов, «скорее всего, в текст устава идеи генерального секретаря войдут как новая концепция государственного управления».

Впрочем, если устав и пополнится «идеями Си Цзиньпина», то это будет, скорее, свидетельствовать об авторитарном характере новой власти, а не о том, что нынешний генсек по масштабу личности стал вровень с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Хотя всю предсъездовую неделю агентство «Синьхуа» напоминало о достигнутых за прошедшее пятилетие успехах (среднегодовой рост экономики в 7,2%, рост располагаемых доходов домохозяйств с 7,3 тыс. юаней до 23,8 тыс. юаней, двукратное сокращение бедности), большинство из них стали результатом работы экономической машины, построенной предшественниками Си Цзиньпина. Он же всю прошедшую пятилетку в основном консолидировал власть, чтобы сломить инертную бюрократическую среду. Открытая XIX съездом эпоха покажет, использует ли он свои полномочия для преображения общества или укрепление власти все же было самоцелью.

Михаил Коростиков

К концу 2016 года общая численность членов Коммунистической партии Китая /КПК/ достигла 89 млн 447 тыс. человек, что на 688 тыс. человек или 0,8 процента больше по сравнению с показателем, зарегистрированным в конце 2015 года. Об этом свидетельствуют последние данные Отдела ЦК КПК по организационной работе.

По статистике, к концу 2016 года общее число низовых партийных организаций составило 4,518 млн при увеличении на 105 тыс. или 2,4 процента.

Темпы роста численности членов КПК продолжают замедляться, при этом качество новых членов партии повышается. В 2016 году темпы роста числа коммунистов в стране оказались на 0,3 процентного пункта ниже показателя предыдущего года.

Среди принятых в 2016 году в КПК 1,911 млн новых членов 953 тыс. человек работают на первых производственных линиях /49,9 проц./, 785 тыс. имеют высшее образование /41,1 проц./.

В 2016 году количество членов КПК с высшим образованием достигло 41,031 млн человек, составив 45,9 процента общего числа членов партии /на 1,6 процентного пункта выше показателя предыдущего года/. Число женщин-коммунистов составило 22,982 млн человек или 25,7 процента общей численности членов КПК, их доля выросла на 0,6 процентного пункта. Количество коммунистов - представителей нацменьшинств достигло 6,3 млн человек или 7 процентов общего показателя.

Партийный флаг Коммунистической партии Китая---красное полотнище с вышитым на нем изображением эолотого партийного герба.

Партийный герб Коммунистической партии Китая---изображение серпа и молота.

Партийный герб и партийный флаг Коммунистической партии Китая---символ и эмблема КПК. Партийные организации всех ступеней и каждый член партии обязаны оберегать достоинство партийного герба и флага. При изготовлении и использовании партийного герба и партийного флага полагается соблюдать соответствующие предписания.

Силы Компартии Китая коренятся в народе, поэтому "среди народных масс необходимо всячески развивать активность, инициативность и новаторство". Об этом заявил генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, выступая 1 июля 2017 года на юбилейном собрании, посвященном 95-летию КПК.

По его словам, КПК остается с народом, и в этом выражается фундаментальная политическая позиция КПК. Это также отличает марксистские политические партии от других политпартий.

КПК должна высоко ценить народ, служить народу и защищать его интересы, тем самым поддерживая "неисчерпаемый источник сил", заявил он.

Си Цзиньпин также подчеркнул необходимость повысить уровень благосостояния народа и выиграть борьбу с бедностью. Он также призвал к справедливому распределению плодов реформ и открытости среди всего народа.

Лидер КПК отметил, что партия намерена привлечь к своей работе большое количество людей, включая зарубежных специалистов и беспартийных деятелей.

Коммунистическая партия Китая /КПК/ 2 ноября 2016 года обнародовала два документа, которые будут определять политическую жизнь и контроль внутри партии.

Документы, которые были утверждены на 6-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва на прошлой неделе, включают в себя нормы политической жизни в партии в новой обстановке и положения о внутрипартийном контроле.

Появление этих документов вызвано потребностью усовершенствовать стратегию КПК о "четырех всесторонних концепциях", которая является стратегическим выбором на пути реформ и открытости, совершенствования строительства социалистической модернизации, а также отстаивания и развития социализма с китайской спецификой в новых условиях, сказал генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, выступая на совещании по документам.

Под "четырьмя всесторонними концепциями" подразумевается инициатива о "всестороннем построении среднезажиточного общества, всестороннем углублении реформ, всестороннем управлении государством в соответствии с принципом верховенства закона и всестороннем управлении партией со всей строгостью".

Документы родились из необходимости проводить комплексное и строгое управление партией с тем, чтобы решить заметные противоречия и проблемы внутри партии, заявил Си Цзиньпин.

Для участия в 19-м съезде Компартии Китая /КПК/, который откроется 18 октября в Пекине, в общей сложности было выбрано 2287 делегатов.

Выборы начались в ноябре 2016 года, после того как ЦК КПК объявил о квоте делегатов, критериях, которым должны соответствовать кандидаты, и процедуре избрания делегатов.

Согласно требованиям, кандидаты в делегаты съезда должны быть высоко квалифицированными в политических и идеологических вопросах, соблюдать безупречный стиль в работе и жизни, быть компетентными в обсуждении государственных дел и преуспевающими в своей работе.

Выборы делегатов съезда были конкурентными, более 15 процентов предварительных кандидатов отсеялись в процессе выборов.

Парткомы разных уровней поощряли членов низовых партийных организаций активно участвовать в выдвижении кандидатур. Для вовлечения в процесс как можно большего числа партийцев, помимо освещения в СМИ, проведения лекций и распространения листовок, были использованы такие средства, как видеообращения, рассылка текстовых сообщений, распространение информации в мессенджере WeChat и др.

Процессом были охвачены все низовые партийные организации, в нем приняли участие 99,2 процента членов партии, что на 1,2 процентного пункта больше, чем на выборах делегатов 18-го съезда КПК.

Избирательные единицы тщательно изучили данные кандидатов и выслушали мнения как их руководства, так и общественности.

Делегатов, избранных по всей стране во время местных партийных съездов, прошедших в этом году, после изучения их данных ждала еще одна проверка, по итогам которой уже были окончательно утверждены делегаты 19-го съезда КПК.

По сравнению с делегатами предыдущих съездов, в этом году в съезде примут участие больше работников первой линии производства, представителей национальных меньшинств и женщин.

В частности, делегатами съезда избран 771 рядовой работник - рабочие, фермеры, техники, на них приходится 33,7 процента от общего числа делегатов, что на 3,2 процентного пункта больше, чем на предыдущем съезде.

Эти делегаты представляют не только традиционные индустрии, такие как обрабатывающая промышленность, транспорт, металлургическая и угольная промышленность, но также финансовый сектор, интернет-предприятия и общественные организации.

Также на предстоящем съезде увеличится представительство женщин и национальных меньшинств, доля делегатов женского пола составит 24,1 процента, а делегатов от национальных меньшинств - 11,5 процента.

Средний возраст делегатов 19-го съезда КПК составляет 51,8 года, состав помолодел на 0,2 года по сравнению с предыдущим съездом, около 70,6 процента делегатов еще не достигли 55-летнего возраста.


Top