Хочешь быть первым будь всем слугой. Кто хочет быть первым, будь из всех последним

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 33-41.

9.33. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

9.34. Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

9.35. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

9.36. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

9.37. кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

9.38. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

9.39. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

9.40. Ибо кто не против вас, тот за вас.

9.41. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

(Мк. 9, 33-41)

Сопровождая своего Учителя в Капернаум, апостолы шли в некотором отдалении от Него и о чем-то спорили. Придя в Капернаум, Иисус Христос спросил апостолов: о чем дорогою вы рассуждали между собою? (Мк. 9, 33).

Они молчали, потому что им стыдно было признаться, что они спорили о первенстве: о том, кто из них больше. Апостолы никак не могли отрешиться от иудейских воззрений на Царство Мессии и потому, уподобляя его земным царствам, хотели узнать, кто из них и какое место займет в этом Царстве. Но Господь сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35).

Первым в Царстве Небесном может быть только тот, кто здесь, на земле, добровольно сделается последним, кто не будет угнетать ближних своих, не будет господствовать над ними, а сам будет служить им чем может; но они, очевидно, не поняли этих слов.

Видя это и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях между членами Царства Христова, Спаситель, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (Мк. 9, 37).

Кто отрешится от своего воображаемого величия, кто обратится от честолюбия и гордости к смиренномудрию и кротости и станет таким же малым, как дитя, тот и будет иметь больше значения в Царствии Небесном.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет эти слова так: «Всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому».

Слова Спасителя напомнили апостолу Иоанну увиденного учениками человека, который именем Христа изгонял бесов, но апостолы не только не приняли его во имя Христа, но даже запретили ему совершать добрые дела.

Как отмечает Борис Ильич Гладков, «в то время, время явной вражды к Спасителю со стороны руководителей еврейского народа, небезопасно было быть Его учеником и всюду открыто следовать за Ним; нужно было иметь достаточно мужества, чтобы преодолеть страх преследования со стороны врагов Иисуса. Поэтому кроме тех учеников, которые не боялись следовать за Иисусом, были у Него и так называемые тайные ученики, к числу которых принадлежал Иосиф Аримафейский».

Вероятно, одного из таких учеников, веровавшего во Христа, но не имевшего мужества открыто присоединиться к Его последователям, и встретили апостолы, когда он именем Господа изгонял бесов. Считая, что ученик Спасителя должен находиться при Нем и безбоязненно следовать за Ним, апостолы запретили ему продолжать свою деятельность.

Тем не менее Спаситель знает Своих, даже если они еще не наставлены в истине как должно, и, давая понять, что мы не имеем власти ограничивать действие благодати Божией, отвечает: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39).

И здесь, дорогие братья и сестры, важно понять, что речь идет о благоговейном отношении долготерпеливого и многомилостивого Спасителя, раскрывающего все возможности познания истины для человека и желающего спасения всем людям.

Обещая награду всем, кто делает какое-либо добро Его ученикам, Господь говорит: И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мк. 9, 41).

И действительно, каждое проявление доброты и любая оказанная помощь не останутся без награды, если эта помощь оказана людям, нуждающимся во Христе. И только благодаря такому служению освящается всякое добро. Будем же, дорогие братья и сестры, со смирением и любовью участвовать, по своим силам, в жизни каждого человека, просящего нашей помощи.

Помогай нам в этом Господь!

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 32 - 45.

32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34. и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.

41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

44. и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мк. 10, 32-45)

Находясь на пути в Иерусалим, Господь подозвал двенадцать учеников и снова поведал им о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении. Тогда приступили к Нему Иаков и Иоанн Зеведеевы. Вероятно, из всего сказанного им запомнился лишь титул Сына Человеческого, который, по их мнению, был связан со славой и триумфом. Думая о времени, когда Христос провозгласит себя Царем в Иерусалиме, и надеясь на собственную выгоду, они сказали: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10, 37). Места по правую и левую руку от царя обычно принадлежали высокопоставленным придворным, и, следовательно, были самыми почетными.

Борис Ильич Гладков поясняет: «Иаков и Иоанн вместе с Петром избраны были Иисусом из всех двенадцати Апостолов присутствовать при Его Преображении и при воскрешении Им дочери Иаира. Это избрание, это отличие от других, дало им повод думать, что они и в Царстве Мессии, в славе Его, займут лучшие места, будут первыми. Под влиянием этих дум они и обратились к Иисусу с просьбой возвысить их над другими в Царстве Его Славы».

Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило просить самоотречения и мученичества за Имя Христово. Поэтому Господь вопрошает: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38). Эти слова указывают именно на то, что приближение к Спасителю в Его Царстве заключается в уподоблении Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится, как о чаше, которую должны разделить со Христом Его последователи. Образ этот заимствован из обычая восточных царей посылать осужденным на смерть чашу с ядом. В словах о крещении выражена та же мысль: греческий глагол «баптизо» означает «погружать», а в данном контексте - «погруженный в переживания».

Зная, что со временем апостолы пострадают за Него, Христос пророчески сказал Иакову и Иоанну: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 39-40). И действительно, Иаков был обезглавлен внуком Ирода Великого Иродом Агриппой. Иоанн же, хотя и не погиб как мученик, но много пострадал за Христа.

Остальные ученики, узнав о просьбе братьев, были возмущены, скорее всего, тем, что их опередили. Поэтому Христос, призывая всех к смирению, говорит: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 43-44). Дело в том, что в обществе того времени почетным считалось править и руководить. Но у последователей Христа иные ценности и приоритеты. В Царствии Небесном главным является служение другим. И именно поэтому Сын Человеческий пришел послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45).

Наш же с вами спасительный подвиг, дорогие братья и сестры, выражается в смиренном и добродетельном служении ближним, потому что именно так мы служим Богу и собираем сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Спаситель увидел крепость веры и глубину покаяния хананеянки - и исцелил ее дочь. Так вознаграждается самая трудная для человека победа - победа над самим собой в смирении перед Всевышним, «нищета духа», к которой призывает верных Господь.

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

(Притчи 15:32,33)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Евангельский рассказ о встрече Спасителя с хананеянкой принадлежит к числу тех мест Священного Писания, которые вызывают у людей поверхностных и самолюбивых внутреннее неприятие. Как тяжко больной отталкивает ложку с горьким лекарством, так и тщеславный отворачивается от заключенного в этом повествовании урока спасительного страха Божия.

В края, где жили хананеяне, Господь наш Иисус Христос удалился, чтобы хоть немного отдохнуть и от козней фарисейских, и от постоянно теснившегося вокруг него народа, требующего чудес и исцелений. Но и до язычников дошла молва о величайшем Чудотворце, и они тоже стали прибегать к Сыну Человеческому с просьбами о помощи. Среди таких была и хананеянка, пришедшая молить Спасителя об исцелении своей бесноватой дочери.

Даже и из языческих народов того времени хананеяне выделялись особой дикостью нравов. Младенцев-первенцев своих они приносили в жертву гнусным идолам, тешили бесов разнузданными оргиями, проводили жизнь во всяческих непотребствах. Иудеи, отличавшиеся хотя бы внешним благочестием и благопристойностью, с отвращением смотрели на хананеян, не считали их за людей, называли их псами.

Хананеянка, взывавшая: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! (Мф. 15, 22), достойно преодолела искус, которому Сын Человеческий нередко подвергал искавших Его помощи: она со смирением переносила молчание Спасителя и не переставала просить. Но когда Иисус Христос наконец отверз уста, эта женщина услышала не весть об избавлении, а суровый отказ: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26).

Жестокие слова! Оскорбительные слова! Спаситель в глаза назвал эту женщину и всех ее соплеменников собаками. Что должна была делать после этого хананеянка? В негодовании удалиться? Ответить бранью на брань? Или позвать сородичей, чтобы они избили Пришельца и изгнали Его из страны?

Как часто мы с вами, дерзающие называть себя христианами, из-за гораздо меньших обид возгораемся гневом. И это всякий раз, когда нам кажется, что задето наше «достоинство», унижена наша «честь». Пусть сказанное о нас - чистая правда, но мы тут же замышляем месть обличителю, а иногда и осуществляем ее. Что и говорить о случаях, когда мы, по нашему мнению, «оскорблены незаслуженно». Нам и невдомек, что это Сам Господь устами обидчика нашего обличает или испытывает нас, и это против Самого Господа ополчаемся мы в безумной своей ярости!

Не так поступила хананеянка, услышав суровые слова Спасителя. Перед ее мысленным взором предстала прожитая ею жизнь во всей ее скверне, и она поняла, что сама затянула себя в омут безысходности, что это ее грехи отразились в безумных глазах и сумасшедшей ухмылке ее дочери, что прав Тот, кто сравнил ее с нечистым псом: она действительно недостойна помощи. И на обличение Господне хананеянка смиренно отвечала: так, Господи! (Мф. 15, 27).

И еще один миг прозрения, спасший хананеянку от отчаяния, был дарован ей. Эта женщина внезапно постигла, что перед ней не только Правосудный, но и Всепрощающий, и вновь взмолилась: Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27).

Истинно так! Лучше слышать спасительное обличение, чем губительную лесть. Лучше питаться крохами истины, чем пресыщаться ложью. Лучше быть псом Господним, чем царедворцем диавола.

Спаситель увидел крепость веры и глубину покаяния хананеянки - и исцелил ее дочь. Так вознаграждается самая трудная для человека победа - победа над самим собой в смирении перед Всевышним, «нищета духа», к которой призывает верных Господь.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит:

Кто просит от Господа малого, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. Об истине сего свидетельствует мытарь, просивший отпущения грехов и получивший оправдание. Разбойник также просил только, чтобы Господь помянул его во Царствии Своем, но он первый получил весь рай в наследие.

Вправду ли Иисус Христос считал только иудеев детьми, а всех остальных псами? Конечно, нет. По слову Священного Писания, Бог властен и из камней воздвигнуть детей Аврааму, происхождением от которого кичились иудеи. В Новом Завете есть еще одно упоминание о псах - в последней главе пророчества о судьбах человечества, Богодухновенного Откровения святого Апостола Иоанна Богослова. Псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22, 15) останутся вне Небесного Царства и будут ввергнуты в огненное озеро, когда наступит Судный день. Сын Божий, для Которого грядущее было открытой книгой, знал и то, что иудейские фарисеи и книжники со множеством соблазненных ими соплеменников окажутся среди таких «псов», и то, что несметный сонм праведников из некогда бывших языческих народов воссияет в Горнем Иерусалиме. Потому-то и заповедует Спаситель ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Однако Правда Божия по отношению к падшему роду человеческому - в том, что каждый стремящийся соделаться сыном Божиим должен сначала почувствовать себя псом пред очами Господними.

(Мк. 9, 35), - говорит Спаситель. Лучшие из лучших, чистейшие из чистых, мужи святые и праведные считали себя худшими из людей.

Всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ее Творцом, а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначение, свойственные нам по природе. Поистине и звери, и скоты - честнее меня, грешного. Поистине, я - ниже всего,

Так сетовал русский подвижник преподобный Нил Сорский.

Преподобный Арсений Великий , с юности окруженный всеобщим уважением, бывший в чести при дворе императора, в поисках вечного спасения бежал от всего этого к египетским пустынножителям. Один из них, духоносный авва Иоанн Колов, решил испытать новоприбывшего. Когда все сели за трапезу, авва Иоанн взял сухарь и швырнул его Арсению, словно псу. Что же сделал преподобный Арсений, многознающий ученый, в недавнем прошлом - блистательный царедворец? Он опустился на четвереньки, схватил сухарь зубами и стал грызть его. «Старец, подобный Ангелу Божию, видит, что я хуже пса, съем же я хлеб так, как едят псы» , - решил преподобный Арсений. «Из него будет искусный инок» , - сказал после этого авва Иоанн Колов.

Подобный случай был в житии подвижника-негра преподобного Моисея Мурина . Однажды братия, сговорившись, дружно начали поносить его, называя «немытым эфиопом». Преподобный Моисей смиренно удалился, сказав себе: «Чернокожий! Не будучи человеком, как смеешь ты появляться между людьми?»

Так думали о себе святые, духовное преуспеяние которых Господь открыл в видении одному из братий. Он увидел два великих корабля: в одном - авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия с ним, а в другом - авву Моисея, плывущего в обществе Ангелов, которые питали его медом.

В самоуничижении этих святых и праведных мужей не было и тени лицемерия. Они совершенно искренне считали себя «псами», недостойными звания человеческого.

Человек, стоящий рядом с муравьиной кучей, кажется себе великаном. Но если он начнет подниматься на горную вершину, с каждым шагом ему будут открываться все более широкие горизонты, пока он наконец не увидит себя лишь маленьким муравьем в беспредельном мире. Таков же плод духовного восхождения.

Достигший духовных высот человек становится слепым к чужим грехам и зорким к собственным несовершенствам. В других людях святой подвижник прозревает лучезарный отблеск Божественного света, к которому так стремится его дух. На дне же собственной души человек духовный видит темные воды первородного греха, готовые в миг слабости вспениться и затопить его целиком, отторгнуть от Бога. Не жалким земным аршином мерит себя праведник, но Законом Божественным. Чем ближе он становится к Всесовершенному Господу, тем явственнее зрит человеческое свое ничтожество и немощь - и подобно нищему, протягивает к небесам руки, моля о ниспослании благодати Божией, без которой невозможно спасение.

В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла,

Говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

В опасном заблуждении находимся мы, когда считаем себя «не хуже прочих» - Господь будет судить каждого не по меркам человеческим, а мерою Божественной. И только по неизреченному милосердию Божиему можем мы спастись, если разглядим в себе псов, лежащих в грязи, ужаснемся этому и ступим на путь покаяния и исправления.

Никакой блудник или нечистый или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5, 5–6), - говорит святой Апостол Павел.

Те, кто не просвещен светом Христовым, часто упрекают христиан в том, что мы якобы запугиваем людей загробными муками. Они дерзают говорить даже о жестокости Бога, Которому мы поклоняемся, поскольку Он якобы обрекает человека на вечные страдания. Нет! Мы никого не запугиваем, но возвещаем дарованную нам истину о том, что ждет человека за порогом земной жизни: в истинности Божественного Откровения предстоит убедиться каждому, хочет он того или нет. И отнюдь не Всемилостивый Господь затворяет перед человеком Врата Царствия - сам грешник отторгает себя от вечного блаженства, сам себя делает добычей человекоубийцы-диавола.

Единственное, чего не может Всемогущий и Всеблагой Творец - это принять в Себя хоть малейшую частицу зла. Как пыль нельзя смешать с ртутью, как солому немыслимо сплавить с золотом - так же и неочищенная душа не может войти в Царство Чистоты. Любой грешник есть самоубийца, умерщвляющий собственную душу медленными ядами страстей и удовольствий.

Небесный Отец желает спасения каждому. В каждой судьбе есть множество случаев, когда Божественный Промысл призывал человека к обращению, - горе тому, кто так и не услышал призыва! Доброта Небесного Отца не имеет ничего общего с приторным прекраснодушием земных родителей, балующих своих чад. Господь для того и терпит этот лежащий во зле мир, для того и попускает в нем скорби и страдания, чтобы хотя бы ими вразумились заблудшие сыны и дочери человеческие. Временной, преходящей болью пытается Всемилостивый отвратить от любимых своих созданий вечную погибель.

Божественно прекрасен и страшен дар Господень - свобода воли.

Этот дар при посредстве зараженного грехом естества нашего неминуемо привел бы нас в объятия сатаны, если бы не спасительный страх Божий. На самом деле наша свобода - это выбор между двумя служениями: неизменным рабством греху и высочайшим званием раба Божия.

Сумасшедший, лишенный чувства страха, весело бежит к пропасти или с хохотом выбрасывается из окна многоэтажного здания. Несравнимо худшие безумцы - те, кто предается земным удовольствиям, забывая о часе смертном и грядущем воздаянии. Человек истинно разумный - тот, кто устрашился разверзшейся перед ним бездны погибели и начал осторожно взбираться по узкой горной тропинке, ведущей к спасению.

Слово «раб» колет тщеславный рассудок, дорожащий своей фальшивой свободой. Однако вернуться к Небесному Отцу, достигнуть всерадостного усыновления Господу может лишь тот, кто осознал себя рабом Божиим.

На горной крутизне человека может охватить страх двоякого рода: первый - это страх упасть и разбиться о скалы, второй - опасение отважного восходителя не достигнуть вершины. Так же на пути ко Господу душа испытывает страх рабский или духовный, бывает рабой ужаса перед муками преисподней или рабой любви.

Духоносный учитель Церкви святитель Василий Великий описывает, как человек принимает на себя звание раба, потом - наемника и, наконец, - сына Божия. Раб начинает трудиться на ниве Господней из страха перед наказанием. Постепенно, по мере умножения трудов он начинает надеяться на награду за них - и теперь уже подвизается как наемник, ради будущих радостей. Но сам труд во славу Божию сладостен, перед дарами Божественной благодати все земные наслаждения - прах. И вот, наемник начинает проникаться благодарностью и любовью к Дарителю, осознает себя не слугою, а сыном Божиим. Так рождается духовный страх - боязнь любящего сына огорчить Вселюбящего Отца. И такой человек сподобляется услышать желаннейшее: Ты уже не раб, но сын… и наследник Божий чрез Иисуса Христа (Гал. 4, 7).

Человек, обретший духовный, сыновний страх Божий, делается истинно мужественным, свободным и великим. Он сын Всемогущего Бога - и кто еще устрашит его? По слову преподобного Симеона Нового Богослова , «кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что кажется невозможным. Он ходит среди них, как гигант среди обезьянок или лев среди псов и лисиц, уповая на Господа, поражая их словами премудрости, как жезлом железным».

Так крохи, падающие со стола Господня, о которых молила некогда смиренная хананеянка, оказываются большим сокровищем, чем власть надо всем миром, ибо делают человека истинно свободным - и от страха перед людьми и демонами, и от собственных страстей.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Мы призваны Спасителем нашим Иисусом Христом из мрака к свету, из человеческой немощи к духовному могуществу. Не сами по себе можем мы достигнуть такого состояния, но покаявшись и смирившись под крепкую руку Божию. Единственное, чего должны мы бояться, - это лишиться этой непобедимой защиты, отпасть от этой вселюбящей руки. Будем же всячески чуждаться зла в себе и вокруг себя, памятуя завет апостольский: Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5, 8). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

ПРОПОВЕДИ НА ВОСКРЕСНЫЕ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, о хананеянке

– Небесное Царство подобно хозяину, который рано утром вышел нанять людей на работу в своем винограднике. Он договорился с ними, что заплатит им по динарию за день работы, и послал их в свой виноградник. В третьем часу он опять вышел и увидел, что на площади еще стоят люди без работы. Он говорит им: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости». Те пошли. В шестом и в девятом часу он опять выходил и делал то же самое. Потом он вышел в одиннадцатом часу и вновь нашел стоящих людей. «Что вы тут стоите весь день без дела?» – спросил он их. «Никто нас не нанял», – ответили те. «Идите и вы работать в мой виноградник», – говорит им хозяин. Когда наступил вечер, хозяин сказал своему управляющему: «Позови всех работников и выдай им плату. Начни с тех, которые были наняты последними, и в конце рассчитайся с теми, кто нанят утром». Работники, которых наняли в одиннадцатом часу, пришли, и каждый из них получил по динарию. Когда подошла очередь работников, нанятых первыми, они ожидали, что получат больше, но каждый из них тоже получил по одному динарию. Когда с ними расплатились, они стали роптать на хозяина: «Те, кого ты нанял последними, работали всего один час, и ты заплатил им столько же, сколько и нам, а мы трудились в такую жару весь день!» Хозяин ответил одному из них: «Друг, я же не обманываю тебя. Разве ты не согласился работать за один динарий? Так возьми свою плату и иди. А я хочу заплатить тем, кого я нанял последними, столько же, сколько и тебе. Не вправе ли я распоряжаться своими деньгами так, как хочу? Или, может, моя щедрость вызывает в тебе зависть?» Так вот, последние будут первыми, и первые – последними.

Иисус в третий раз говорит о Своей смерти и воскресении

(Мк. 10:32-34; Лк. 18:31-33)

По дороге в Иерусалим Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им:

– Вот, мы восходим в Иерусалим, там Сына Человеческого выдадут первосвященникам и учителям Закона. Они приговорят Его к смерти и отдадут язычникам на глумление, бичевание и распятие. Но на третий день Он воскреснет.

Не господствуйте, но служите

(Мк. 10:35-45; Лк. 22:24-27)

Потом к Иисусу подошла мать сыновей Зеведея вместе с сыновьями. Кланяясь, она обратилась к Нему с просьбой.

– Что ты хочешь? – спросил Он ее.

Она сказала:

– Вели, чтобы оба мои сына сели один по правую, а другой по левую руку от Тебя в Твоем Царстве.

– Вы не знаете, о чем просите, – ответил Иисус. – Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?

– Можем, – ответили они.

Иисус сказал им:

– Пить из Моей чаши вы будете, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но кому сидеть по правую, а кому по левую руку от Меня, решаю не Я, эти места принадлежат тем, кому они назначены Моим Отцом.

Когда остальные десять учеников услышали это, они рассердились на братьев. Иисус же подозвал их и сказал:

– Вы знаете, что языческие правители господствуют над своими народами, и владеет людьми их знать. У вас пусть будет не так. Наоборот, кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вам слугой. Ведь и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.

Исцеление двух слепых

(Мк. 10:46-52; Лк. 18:35-43)

Когда Иисус и ученики покидали Иерихон, за ними следовало множество людей. У дороги сидели двое слепых, которые, услышав, что мимо идет Иисус, стали кричать:

Люди стали говорить им, чтобы они замолчали, но те кричали еще громче:

– Господи, Сын Давидов, сжалься над нами!

Иисус остановился и позвал их.

– Что вы хотите, чтобы Я сделал для вас? – спросил Он.

– Господи, хотим прозреть, – ответили те.

Иисусу стало их жаль, и Он прикоснулся к их глазам. Слепые сразу же обрели зрение и пошли за Ним.

20:3: То есть в девять часов.

20:22: В древнейших рукописях отсутствуют слова: «или креститься крещением, которым Я крещусь».

Вникните в эти слова Христовы, навсегда их запомните: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

В человеческой жизни так не бывает. Чтобы быть первым, не поступают так, как говорит Господь Иисус Христос; другим не служат; ищут, чтобы им служили. Господь говорил не о первенстве среди людей, первенстве земном. Он говорил о тех, кто хочет быть первым в глазах Божиих, но не в глазах человеческих. Им говорится, что они должны быть последними, а не первыми, должны всем служить. Это рассуждение не человеческое. Как видите, ставится требование совсем особенное, неведомое миру: быть последним, быть всем слугой - того называет Господь первым в очах Божиих.

Трудно ли это исполнить? Нет, несравненно легче, чем быть первым среди людей, чем стать первым в глазах человеческих. Чтобы стать первым в глазах человеческих, нужно добиться влияния, добиться власти, добиться богатства. Здесь ничего этого не требуется: будь всем слугой, тогда будешь первым в очах Божиих. Это совсем не трудно, только будь смирен духом и прост. Невозможно это для тех, которые полны гордости и превозношения.

Кто способен быть слугою всем, исполнить эту заповедь Христову? Только добрые, тихие, очень скромные люди, ничего не желающие от людей. Такие всем служат, никогда не добиваются первенства, а желают быть последними. Таких незаметных, тихих, бедных, иногда даже презираемых людей много-много среди христиан. Бывают такими простые старушки, бедные женщины, бедные старички. Они не помышляют о первенстве, не добиваются уважения и чести в глазах людских, а только тихо и незаметно делают свое великое дело, которое требует Господь Иисус Христос.

Есть много-много самых незначительных, самых малых людей, которые исполняют эту заповедь Христову. Никому не ведомые, никем не замечаемые, они творят это святое дело - служат всем, чем могут: каждого стараются обласкать, каждому услужить, каждому что-нибудь сделать нужное; стараются утешить хорошим, добрым словом. У них есть живая, постоянная потребность всем служить, ибо всех они любят, всех жалеют.

Эта любовь, эта жалость делают их исполнителями сей великой Христовой заповеди. Они даже не осознают, не замечают того, что творят; не придают никакого значения этим малым услугам. Не думают, что это может быть велико и свято в очах Божиих, не думают, что эту заповедь Христову исполняют; желают только быть последними, желают только всех обласкать, всем доброе слово сказать. Такие неведомые для людей являются первыми в очах Божиих.

Видите, как это велико. В Деяниях Апостольских есть прекрасное место: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед и ходом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: «Взгляни на нас». И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв его за правую руку, подмял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян. 3, 1-8).

Зачем же сказал апостол Петр: «Взгляни на нас»? Ему нужно было посмотреть в его глаза. Он был, конечно, прозорлив, ведал сердца человеческие и по глазам видел сердце человека. Ему нужно было увидеть, верует ли этот человек, способен ли получить чудесное исцеление. Тот пристально смотрит на апостола, надеясь что-либо получить. И вот Петр исцеляет его во имя Христово.

Эти слова запомните: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе». Не думайте, что благотворить можно только деньгами, серебром и золотом, что только богатые могут исполнять заповедь о милосердии, о подаянии. Святой апостол Петр научил нас, что, и не имея ничего ценного, можно дать чрезвычайно много. Каждый может дать людям чрезвычайно много, не имея денег, если в сердце имеет святую любовь, сострадание, жалость и милосердие. Можем пожалеть человека, чем-нибудь услужить ему, сделать одно из малых дел, о котором мы говорили. Можно добрым словом смягчить ожесточенное сердце ближнего своего, множеством са-мых простых дел помочь ему, позаботиться о нем, услужить ему.

Такого великого дара, какой получил несчастный калека от апостола Петра, нет у нас, но каждый из христиан может сказать доброе слово ближнему своему; каждый может услужить ближнему своему. Исполняйте эту святую заповедь, и будете первыми в глазах Божиих!

Сборник проповедей «Спешите идти за Христом»


Top