Как ссср расплатился золотом за ленд-лиз. Ленд-лиз

Решил собрать в один пост имеющиеся у меня сведенья по поводу урегулирования долга по ленд-лизу между США и СССР/Россией.


Период до начала первого протокола по ленд-лизу (с 22 июня по 30 сентября 1941 года) я описывал тут: . Могу слегка дополнить написанное по ссылке. Судя по всему, 10 миллионный займ от министерства финансов США был сделан в качестве аванса, который потом СССР должен был оплатить золотом (был ли тот выплачен я не знаю). 50-и миллионый займ от Корпорации военного снабжения был также выдан авансом, в счет будущих поставок определенных ресурсов со стороны СССР. Если я правильно понимаю, перечисленные в документе (Внешняя торговля Союза ССР за период с 22-VI-1941 г. по 31-XII-1945 г.) поставки по соглашению от 12/9/41 в размере 57 миллионов долларов являются поставками в счет этого займа. Документ кстати очень подробный и любопытный, рекомендую интересующимся. Важное уточнение -- ничего из советских поставок не шло в счет обратного ленд-лиза, см. мой с соответствующей статистикой на тему.

Вскоре после вступления СССР в войну, "президент Соединенных Штатов Америки решил, в развитие Акта Конгресса от 11 марта 1941 года, что оборона Союза Советских Социалистических Республик против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки ". Согласно договору, переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов); в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

Первый протокол ленд-лиза начался 1 октября 1941 года, продленный четвертый протокол окончился 2 сентября 1945 года. По американской оценке (из заключительного отчета о советском ленд-лизе), в рамках договора о ленд-лизе СССР было поставлено различных товаров примерно на 10.2 миллиарда долларов; также, в рамках поставок было оказано различных услуг на 700 миллионов долларов (доставка и хранение грузов, ремонт советских судов, и т.п.). Согласно советским цифрам из документа выше, по ленд-лизу было получено различных товаров на 9.2 миллиарда долларов, также товаров на 0.3 миллиарда было потеряно в пути.

Какое-то время после падения Японии в СССР всё еще шли поставки товаров заказанных в рамках ленд-лиза. Так, уже в 1946 году на одном только ГАЗе было собрано более тысячи ленд-лизовских автомобилей (см. О выпуске грузовиков по ленд-лизу на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова). Для урегулирования проблемы поставок СССР и США заключили в октябре 1945 года договор "Agreement with the U. S. S. R. on the Disposition of Lend-Lease Supplies" (его текст имеется в XXI отчете Конгрессу о Ленд-лизе). Согласно этому договору, за послевоенные поставки товаров заказанных в рамках договора по ленд-лизу (в основном индустриального оборудования) СССР должен был выплатить США 222 миллионов долларов, плюс годовой процент в размере 2.375%. Согласно договору, СССР должен был начать выплачивать этот долг в 1954 году, и полностью расплатиться к 1975 году. По состоянию на конец 1961 года СССР выплатил 79 миллионов долларов, пропустил выплаты на 42 миллиона долларов, и с учетом процента по кредиту все еще был должен 211 миллионов. К сожалению, после 1961 отчеты Конгрессу по ленд-лизу более не публиковались, и я не знаю, продолжались ли эти выплаты дальше, и сколько было выплачено до заключения договора о ленд-лизе в 1972 году (см. ниже).

Переговоры об урегулирование долгов по самому ленд-лизу начались в первые послевоенные годы. Американские специалисты оценили стоимость оставшегося в СССР после войны ленд-лизовского имущества которое было пригодно в гражданских целях: с учетом амортизации и утерь получилась цифра в 2.6 миллиардов долларов. Советские специалисты "Внешторга" пришли к схожему мнению: "Остатки ленд-лизовских товаров, оказавшиеся не использованными в СССР на 2 сентября 1945 г., оцениваются нами в 2855 млн долл., в том числе предметы гражданских поставок — на сумму 1279 млн долл., и предметы военных поставок — на сумму 1576 млн долларов " (отсюда , там вообще вся статья небезинтересная, рекомендую).

С учетом вышеупомянутой цифры, первоначально США предложили оплатить 1.3 миллиарда.По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а пропорций при определении долга по ленд-лизу между США и Великобританией, так что СССР предложил отдать 170 миллионов. В ходе переговоров США два раза понизили планку сначала до 1 миллиарда, а в 1951 году и до 800 миллионов долларов; в то же время советское правительство увеличило свое предложение до 200, 240, и наконец до 300 миллионов долларов в том же 1951 году (стоит отметить, что у СССР в тот момент были трудности с валютой, и вся долларовая наличность Госбанка СССР не превышала 35 миллионов долларов). На этой стадии переговоры застопорились на следующие двадцать лет, приведя к законодательной заморозке торговли с СССР в США -- исключение сделали лишь для наиболее редких и ценных сибирских мехов. На любой товар, вывозимый в СССР, требовалась специальная лицензия, получить которую было практически невозможно. В справке Минвнешторга для ЦК КПСС говорилось: "Указанные мероприятия американских властей повлекли за собой резкое сокращение советско-американской торговли. В 1951-1956 гг. импорт из США практически отсутствовал, а экспорт не превышал 106 млн рублей ".

В 1972 году между двумя странами было заключено "Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединённых Штатов Америки о торговле". В рамках оного был наконец-то урегулирован и вопрос по ленд-лизу, см. Department of State Bulletin LXVII, p.603 . Вкратце, СССР обязывался выплатить 722 миллиона долларов. Оговаривалось три обязательных платежа: 12 миллионов 18/10/72, 24 миллиона 1/7/73, и 12 миллионов 1/7/75. Оставшиеся 674 миллиона должны были быть выплачены до июля 2001 года. С учетом инфляции (CPI) эти 722 миллиона составляли примерно 337 миллионов долларов образца 1946 года, т.е. не слишком больше той суммы, которую СССР предлагал выплатить в 1951 году. Любопытный момент -- в 1972 году СССР наверняка все еще был что-то должен за пост-ленд-лизовские поставки; любопытно, эта сумма вошла также в эти 772 миллиона, или нет?

К июлю 1973 года советской стороной было осуществлено три платежа на общую сумму 48 миллионов, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона -- Вэника). Слегка неясно, почему получилось 48, а не 36 миллионов (см. предыдущий параграф) -- видимо, кроме обязательных платежей был также совершен один в рамках оплаты 674 миллионов долларов.

В 1990 было заключено новое соглашение относительно оплаты остатка долга по ленд-лизу. Советская сторона взяла на себя обязательство выплатить 674 миллиона долларов до 2030 года -- на тот момент это уже составляло всего сто миллионов долларов образца 1946 года, т.е. чуть ли не вдвое меньше, чем правительство Сталина изначально предлагало к оплате:) В 1992-1994 годах Россия подписала со странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о "нулевом варианте", согласно которым Россия принимала на себя обслуживание всего государственного долга бывшего СССР (в том числе и долг за ленд-лиз), в обмен на отказ других республик от доли в активах СССР. Внятной статистики по выплатам этого долга я не нашел, но судя по тому что нынешний долг России перед странами Парижского клуба составляет 9.8 млн долларов (см. cтруктура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 года), практически весь долг за ленд-лиз Россией уже выплачен.

Общие выплаты, с учетом инфляции, составили около одного процента от стоимости советского ленд-лиза.

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.


В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.


Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год


После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза


С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.


Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей.
Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ... Окончательный срок погашения нашего долга – 2030 год .

Как это может быть?

Справедливости ради, отметим, что благополучная рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз кабалой , долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?

Оплачено кровью

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате». Платить нужно было лишь за то , что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами – получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой СССР отправлял в золото , платину , древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.

После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью» .

Китай платить не будет

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического обслуживания. Из и были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в , руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, ) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Чёрное море.

Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона , профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать «хорошей войной» , поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США
Д. АЧЕСОНА ПОСЛУ СССР В США А.С. ПАНЮШКИНУ
ПО ВОПРОСУ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАСЧЕТОВ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

Ваше Превосходительство,

Правительство Соединенных Штатов не требует оплаты за предметы «военного характера» (вооружение, боеприпасы и орудия войны, за исключением судов), которые могли оставаться в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны. Однако позиция Правительства Соединенных Штатов состоит в том, что условия любого урегулирования должны сохранять за Правительством Соединенных Штатов право, как это предусмотрено Статьей V Основного Соглашения по ленд-лизу, на возвращение Соединенным Штатам Советским Правительством таких предметов «военного характера» и должно содержать обязательство Советского Правительства, как это оговорено в Статье III Основного Соглашения по ленд-лизу, приобрести предварительное согласие Правительства Соедиенных Штатов, прежде чем передавать такие предметы третьей стороне. Позиция Правительства Соединенных Штатов в этом вопросе состоит в том, чтобы придерживаться урегулирований, уже достигнутых с другими странами - получателями ленд-лизовских товаров, имеющими Основные соглашения по ленд-лизу, аналогичные тому, которое заключено с Советским Правительством.

Правительство Соединенных Штатов также не требует оплаты за предметы «гражданского характера», которые были утрачены, разрушены или потреблены во время войны. Правительство Соединенных Штатов просит уплатить только за те предметы «гражданского типа», которые оставались в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, и предложило передать право на такие предметы при условии выплаты взаимно удовлетворительной суммы на условиях, согласованных между нашими двумя Правительствами. Эти предметы «гражданского типа» состоят из ленд-лизовских поставок, имеющих ценность мирного времени для советской экономики и остававшихся под контролем Советского Правительства на 2 сентября 1945 года либо полученных впоследствии Советским Правительством, за исключением судов, предметов «военного характера», о которых сказано выше, и некоторых ленд-лизовских предметов, право на владение которыми передано Советскому Правительству на основании Соглашений от 30 мая 1945 года и 15 октября 1945 года.

В целях обеспечения основы для определения справедливой ценности предметов «гражданского характера», остававшихся в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, Правительство Соединенных Штатов тщательно составило на основании своих собственных протоколов подробный предположительный инвентарный перечень таких предметов. Во время подготовки этого инвентарного перечня были сделаны самые щедрые скидки на военные потери. Стоимость этого инвентаря с учетом доставочных цен минус самые щедрые скидки на амортизацию составила общую сумму в 2 млрд 600 млн долларов. Правительство Соединенных Штатов, пытаясь установить взаимно удовлетворительную сумму, представляющую справедливую ценность этих предметов для советской экономики в мирное время, назвало вначале сумму в 1 млрд 300 млн долларов, подлежащую выплате тридцатью ежегодными взносами, начиная через пять лет после 1 июля 1946 года, с ежегодной процентной ставкой в 2%, подлежащей ежегодной выплате с 1 июля 1945 года. Впоследствии, прилагая дальнейшие усилия для ускорения доведения переговоров до взаимно удовлетворительного их завершения, Правительство Соединенных Штатов выразило готовность принять еще меньшую сумму, предложив сначала сумму в 1 млрд долларов, а позже - в 800 млн долларов. Более того, в интересах быстрого урегулирования Правительство Соединенных Штатов неоднократно выражало свою готовность на дальнейшее сокращение этой суммы при условии, что Советское Правительство, со своей стороны, увеличит свое нынешнее предложение до суммы, более близко отображающей ценность предметов для советской экономики мирного времени.

Советское Правительство заняло позицию, состоящую в том, что урегулирование ленд-лиза должно, во-первых, предусматривать вклад Советского Союза в дело победы над общим врагом и, во-вторых, должно соответствовать другим существующим урегулированиям по ленд-лизу. Советское правительство, однако, ссылается только на урегулирование с Правительством Великобритании.

В отношении первого принципа, выдвинутого Советским Правительством, Правительство Соединенных Штатов полагает, что оно полностью признало вклад Советского Союза в дело разгрома общего врага, полностью списав весь ленд-лизовский вклад Соединенных Штатов в военные усилия Советского Союза и прося уплаты только за те предметы «гражданского характера», которые оставались в Советском Союзе ко времени окончания войны. Следует заметить, что вся помощь по ленд-лизу, предоставленная Соединенными Штатами Советскому Союзу во время войны, составила приблизительно 10 млрд 800 млн долларов и представила собою обширный вклад мастерства, труда и ресурсов Соединенных Штатов в дело помощи народам Советского Союза в разгроме государств-агрессоров. Следует также заметить, что сумма компенсации, ныне предлагаемая Правительством Соединенных Штатов, составляет 800 млн долларов. Эти факты с очевидностью свидетельствуют о том, что Правительство Соединенных Штатов не просит оплаты за ленд-лизовскую помощь в военное время, составляющую сумму приблизительно в 10 млрд долл. Это означает, что Правительство Соединенных Штатов, со своей стороны, полностью признает общность интересов наших двух Правительств в достижении общей победы и полностью отдает должное той роли, которую играло Советское Правительство в этих условиях...

Вновь примите, Ваше Превосходительство, заверения в моем высочайшем к Вам уважении.

Дин АЧЕСОН

АВП РФ. Ф. 192. Оп. 18б. П. 177. Д. 1. Л. 125-131. Копия.

Режиссер: Олег Четвериков, Тарас Ващенко, Дмитрий Шкрадюк и др.

Ленд-лиз - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне: боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Можно долго спорить о вкладе Ленд-лиза в победу в Великой Отечественной. На западе склоны утверждать что без поставок, СССР не смог бы одержать победу в войне. В СССР старались не вспоминать о Ленд-лизе и приуменьшали его роль. Однако Маршал Георгий Жуков был уверен, что советская артиллерия обрела мобильность лишь благодаря «Студебеккерам». Но те же Студебеккеры не использовались в армии США - по причине их несоответствию требованиям военных... В истории Ленд-лиза много странностей.

Отличный документальный цикл посвященный Ленд-лизу. Увлекательный и интересный. Всего 8 серий по 40 минут каждая. Вы узнаете не только про то, как стартовали поставки техники, вооружения, боеприпасов и сырья, но и политические мотивы основных стран поставщиков - США и Великобритании. Как в США принимался закон о Ленд-лизе? Что поставляли, а что не захотели? Как в США появился милитаризм? И почему после такого тесного сотрудничества союзников ждала "Холодная война"?

1 серия. «Союз по расчету»

В начале Второй мировой войны почти все американцы были убеждены, что их стране следует строго соблюдать нейтралитет. Бои шли в далекой Европе, а на другом берегу Атлантики продолжалась беззаботная жизнь. Однако президент США Франклин Рузвельт понял, что политика невмешательства может привести к катастрофе, а пламя войны способно преодолеть даже такое препятствие, как Атлантический океан. Чтобы потушить пожар на чужой территории, политик предложил одолжить союзникам «садовый шланг», то есть поставить им вооружение, продовольствие и технику на выгодной основе.


2 серия. «Военная политэкономия»

В годы Второй Мировой войны европейская промышленность работала на пределе своих возможностей, но военная продукция не повышала благосостояние стран континента. А вот в США в этот период наблюдался бурный экономический рост. Объемы производства постоянно увеличивались, средняя зарплата с каждым месяцем становилась все больше, безработица сократилась практически до нуля. Многие американцы были убеждены: именно война помогла их стране преодолеть Великую Депрессию. И все благодаря правительственным заказам. Во втором фильме «Ленд-лиз» малоизвестные факты позволяют взглянуть на военные события в непривычном для многих ракурсе – экономическом.


3 серия. «Морские маршруты»

Главными маршрутами доставки грузов по программе Ленд-лиза из США в СССР и обратно стали Дальневосточный и Тихоокеанский пути. Однако арктические караваны шли в Мурманск и Архангельск и по Атлантике, через Англию и вдоль берегов Норвегии. Не случайно Гитлер назвал Норвегию «зоной судьбы», а германский ВМФ постоянно атаковал суда с грузами Ленд-Лиза. Налаженная система охраны конвоев не позволила прервать этот жизненно важный маршрут: за годы Великой Отечественной войны арктическими конвоями было перевезено более четырех миллионов тонн грузов. В два раза больше пришло в дальневосточные порты Советского Союза.


4 серия. «Альтернативные маршруты»

Многие эпизоды обеспечения Советского Союза по программе Ленд-лиза до сих пор освещались редко. Наряду с самыми известными - северными и тихоокеанскими маршрутами союзников - огромное значение имели Трансиранский коридор и авиаперегонная трасса Аляска-Сибирь (Алсиб). Уникальная эпопея перегона своим ходом тысяч американских бомбардировщиков и истребителей над арктическими льдами и тайгой не имела аналогов в истории. Фильм рассказывает о подвиге полярных лётчиков и водителей, гнавших грузовики через иранские пустыни, - о тех, чей вклад в Победу не менее значителен, чем у солдат, сражавшихся на передовой.


5 серия. «Поддержка с воздуха»

В 1942 году на вооружение советских ВВС поступил американский истребитель P-39 «Аэрокобра». У себя на родине этот самолет имел не самую лучшую репутацию, и армия США охотно отказалась от него в пользу союзников. Но опыт применения «Аэрокобры» на советско-германском фронте показал, что в умелых руках истребитель становится мощным оружием. По программе ленд-лиза в СССР поступали и другие британские и американские самолеты – истребители, бомбардировщики, даже амфибии. Некоторые из этих моделей советские летчики оценили по достоинству, некоторые получили оскорбительные прозвища вроде «англицкий утюг». Каким был вклад авиатехники союзников в победу в воздухе? Авторы фильма ищут аргументированный ответ на этот вопрос.


6 серия. «Броня Победы»

Уже в октябре 1941 года в порты СССР стали прибывать английские танки «Матильда». Их сразу отправляли на фронт: бронетанковые части нуждались в восполнении своих огромных потерь. Но возможности Великобритании были крайне ограничены. Советское правительство надеялось в первую очередь на США, где уже начал создаваться мощный танковый арсенал. Однако в самый сложный период войны вопреки обещаниям ни одна американская бронемашина в СССР не поступила. С чем были связаны задержки поставок? Почему американский танк «Ли» советские бойцы называли «братской могилой»? За что они любили и за что ругали знаменитый «Шерман»? Ответы на эти вопросы - в четвертой серии документального проекта «Ленд-лиз».


7 серия. «Сила движения»

В годы Второй Мировой войны огромное значение для успешного ведения боевых действий имел транспорт. Переброска войск, оперативное снабжение, быстрые темпы наступления – все это было невозможным без надежных грузовиков. В Красной Армии такие функции успешно выполнял американский «Студебеккер». Если бы не ленд-лиз, эта модель, скорее всего, не оставила бы следа в истории: военные США отказались принимать грузовик на вооружение. А вот сухогруз «Либерти», которым очень гордились американцы, наоборот проявил себя не с самой лучшей стороны. О достоинствах и недостатках ленд-лизовского транспорта - в пятой серии документального сериала «Ленд-лиз».



8 серия. «Воюют не только оружием»

В начале Великой Отечественной войны промышленная база СССР была практически разрушена, а самые плодородные земли - оккупированы. Поставки по ленд-лизу помогли восстановить производство и накормить армию. Американскую тушенку советские бойцы наделили ироничным прозвищем «Второй фронт», а ее вкус ветераны помнят до сих пор. Многим довелось носить шинели из импортного сукна с пуговицами от чикагских производителей. Помимо продовольствия в СССР по ленд-лизу поступали: дефицитный авиационный дюралюминий, канадский бездымный порох, и такие, казалось бы, мелочи, как пружины и болты.



Top