Классный час к чему приводит вседозволенность. Буденновская межпоселенческая центральная библиотека

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ; МОЛОДЁЖЬ; ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ; СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ; СВОБОДА СЛОВА И ДЕЙСТВИЙ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; БУДУЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ; INTERNET; YOUTH; USER; SOCIAL NETWORKS; FREEDOM OF SPEECH AND ACTION; RESPONSIBILITY; FUTURE GENERATIONS.

Аннотация: 21-й век – век информационных технологий. В настоящее время Интернет всё больше пользуется спросом у людей, особенно у молодого поколения. Молодёжь является активным пользователем различных социальных сетей. В данной статье речь пойдет о свободе слова и действий молодых людей в социальных сетях, а также об ответственности за свои слова и поступки. Здесь же прослеживается тонкая грань между жизнью и социальными сетями. Имеется в виду, что то, чем мы занимаемся в Интернете, и то, что мы кому-то отправляем в сообщениях, имеет значение и оставляет какой-то след не только в виртуальном мире, но и в жизни. Всё зависит от будущего поколения, и это факт.

С 2000 года по 2018 год время, которое люди проводят в интернете, увеличилось с 9,4 до 23,6 часа, то есть примерно до суток в неделю, эти данные сообщаются в докладе Анненбергской школы медиаисследований. Согласно исследованиям, к примеру, опросу, проводимому Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), молодёжь проводит в интернете и преимущественно в социальных сетях 3 часа и более ежедневно. Некоторые люди думают, что так мы тратим время впустую, но я понимаю для чего это нам. В социальных сетях люди прямолинейны. Можно просто выйти из своего аккаунта и заблокировать то, что не нравится.

Человек находится в бегстве от своих проблем и попадает в так называемую «паутину» — социальные сети, где он может обо всём этом забыть и придумать себе новую жизнь с новым именем, а также «убежать» от каких-то своих комплексов. Он создаёт совершенно новую личность, «придумывая» себе качества, которых у него, скорее всего, в реальной жизни и не существует. В Интернете люди, особенно это популярно среди подростков и молодёжи, могут представляться самодостаточными и ни в чем не нуждающимися людьми. Но стоит ли их осуждать за это?

В Конституции РФ говорится, что у всех есть равные права, что люди рождаются свободными и остаются такими же, свободными «сидеть» в социальных сетях по несколько часов, свободными общаться с кем угодно, когда угодно и сколько угодно, свободными жить так, как им хочется, но, естественно не нарушая закон. В статье 23 Конституции говорится о том, что у человека есть право на неприкосновенность жизни, на личную, семейную тайну, а также на защиту своей чести. Под данным определением понимается также тайна переписки, телефонных разговоров и СМС-сообщений. Ограничить данное право людей может только решение суда.

Современное общество постоянно развивается. Интернет с каждым новым пользователем набирает всё больше и больше оборотов и занимает неотъемлемую часть жизни людей. Кто-то, возможно, задумывался о том, как приятно было бы иметь в жизни функцию социальных сетей «ВКонтакте» или «Facebook», чтобы заблокировать того, кто нам не нравится. Но в жизни всё не так. Хотя, на самом деле, настоящая жизнь тоже давно уже изменилась. Если мы спросим человека старше 30, о том, что он делал, когда был молодым, то мы услышим увлекательные истории о незабываемых поездках, знакомствах, прогулках, и естественно ни слова о компьютере и Интернете. Сразу начинаешь представлять будущее, которое нас ждёт, и задумываться о том, что же мы расскажем нашим детям и внукам о своей молодости. Как «не вылезали» из таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter» и других? Как бесконечно смотрели ролики на «Rutube» или «Youtube»? Скорее всего, такие рассказы не порадуют наше подрастающее поколение. Поэтому не стоит забывать, что мы, конечно, вольны использовать Интернет и социальные сети в своих целях, спокойно «блуждать» по разным сайтам, свободно высказывать своё мнение, но мы не должны забывать и о возложенной на наши плечи ответственности. Ответственность заключается в том, что мы – будущее поколение, которое должно использовать всемирную «паутину» Интернет во благо, а не против ценностей и мнений других людей.

Говоря о свободе и ответственности, сначала следует обратиться к Конституции нашей страны. Если мы верим в ценности, представленные в ней, и согласны с тем, что у всех людей должна быть свобода и равные права, то мы не должны безустанно навязывать свои ценности другим. Мы не должны закрываться перед незнакомыми людьми, которые, как мы думаем, угрожают каким-то образом нашим ценностям. Напротив, мы должны открыться перед ними. Мы живём в обществе, так как мы нужны друг другу. Людям нужны люди. Конечно, мы можем уставать от общения, в особенности с теми людьми, с которыми не согласны в чём-то, с теми, кто думает по-другому, ни как мы. Но в обществе с равными правами мы должны постараться слушать и понимать друг друга. Может быть, будет легче услышать и понять, когда мы будем думать о том, чем же мы похожи, а не о том, чем же мы отличаемся, и говорить о том, в чём мы согласны, а ни в чём не согласны. Может быть, видя в людях только плохое, это они нам и покажут.

У нас есть право тратить 3 часа в день на социальные сети, потому что люди до нас боролись за нашу свободу. За нами стоит выбор, по каким ценностям жить в дальнейшем. Мне кажется, свобода и равные права для всех людей должны стать поединком, в который мы, молодёжь, готовы вступить. На самом деле, если не мы родившиеся в демократической стране мира, если не мы будем верить в лучшее в людях, если не мы будем терпеливыми и открытыми, если не мы будем бороться за справедливость, то кто тогда?

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
  2. Добрынина Е. Россияне стали Интернет зависимыми.// Российская газета. – 2013.
  3. Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243 (дата обращения: 07.06.2018).
  4. Нургалымова М.С. Проблемы молодёжи. Свобода и ответственность в современном мире // Материалы региональной заочной студенческой научно-практической конференции. – 2015.

Классный час «Свобода и ответственность».

Дата проведения: II четверть

Класс: 9, 10, 11

Классный руководитель: Алексахина Ирина Викторовна

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",

то я не достаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".

(Владимир Борисов)

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

Цель:

Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.

Ход занятия:

Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода - это:

  1. отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  2. сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  3. способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  4. реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  5. не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  6. степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  7. наличие прав и их гарантированность;
  8. один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Примеры из высказываний:

« Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода - это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».

«Если каждый будет думать, что свобода - это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».

«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы - одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Таблица

Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно - возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Вопросы для обсуждения:

  1. За что мы ценим свободу?
  2. Может ли человек быть абсолютно свободен?
  3. В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
  4. Что ограничивает это стремление?

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности .

Учитель . Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности - это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

  1. «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
  2. «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
  3. «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
  4. «Ответственный человек - это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка : три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка : фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка : завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

  1. Ты кто?
  2. А ты что, не видишь? Я Свобода.
  3. Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
  4. «Какая-какая» - обижается Свобода . - Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
  5. Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

  1. Ну в общем так, - наконец говорит она .
  2. Понятно, - ехидничает собеседница .
  3. Нет, ты слушай, - Свобода машет руками, - Во-первых, я осознанная необходимость.
  4. Знаем, читали, - собеседница зевает .
  5. Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
  6. Подерутся.
  7. Нет, не подерутся, - у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» - Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например... Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
  8. Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
  9. А ты-то кто такая умная?
  10. Я? - гордо , - Я Ответственность.
  11. И чё?
  12. Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
  13. Ммм... - Свобода напряженно мыслит , - Наверно...
  14. Ты не мычи, ты головой подумай, - Ответственность откровенно развлекается . - Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
  15. Слу-ушай! - радуется Свобода . - Да это же закон природы!
  16. Угу.
  17. Это же здорово!
  18. Угу.
  19. Это же...
  20. Да ясно, ясно... Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
  21. Ответственность, я тебя обожаю!
  22. Скажи проще: ты без меня не можешь, - Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
  23. Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!

ПРАВОВАЯ БЕСЕДА
«Есть ли границы у свободы?»
Цель. Помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу»
1. Приветствие.
2. Проверка того, как дети слышат учителя.
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу от
порабощения, от любого вида угнетения.
Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым.
Кажется, что взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!
Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания».
Что бы вы стали делать?
Каким человеком вы бы себя почувствовали?
Вопреки всем правилам поведения вы учинили бы полный хаос?
Вы почувствовали бы себя свободными, почти взрослыми?
А что значит быть взрослым? (не зависеть ни от кого?, или наоборот – стать
полностью ответственным за свои поступки, за жизнь и благополучие близких вам
людям?).
5. Есть разные мнения, что такое свобода.
Я приведу лишь некоторые из них.
Свобода – это возможность делать все, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого­то.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это вседозволенность.
Свобода – это возможность выбора.
Какое мнение вы поддерживаете?
6. Давайте порассуждаем.
Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что
полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий
и поступков, то всегда имеются пределы.
Что же ограничивает нашу свободу?
Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается
на кончике твоего носа».
Как вы это понимаете?
Если я начну размахивать руками дальше твоего носа, то я уже нарушу твое право
на личную неприкосновенность, я начну тебя бить. Я совершу правонарушение и
соответственно понесу за это ответственность.
Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же
свободу другому человеку.

7. В истории человечества есть очень важный документ «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Этот документ был принят во Франции в 1789 г.

Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в
возможности делать все, что не приносит вреда другому».
Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь
те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же
самыми правами. Принципы эти могут быть определены только законом.
Юристы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Мы вчера с вами говорили о неразрывной связи понятий «права», «обязанности»,
«ответственность».
8. В обществе существуют
моральные нормы,
правила этикета и поведения,
здорового образа жизни.
А любое правило, общественная норма – это ограничение.
Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества
придумали эти ограничения?
Рассмотрим несколько примеров запретов и определим, чью свободу запреты
ограничивают, чьи права защищают.
1. Запрет курить в общественных местах.
2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.
3. Запрет купаться в неположенном месте.
4. Ограничение скорости движения автомобиля.
5. Запрет играть на проезжей части дороги.
Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от
поступков, наносящих кому­то вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов
общества.
9. В главном законе нашей страны – Конституции закреплены права и свободы
человека и гражданина. (Учитель раздает воздушные шарики, к ниточкам которых
привязаны листочки с названием свободы).
Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22).
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27).
Свобода совести, вероисповедания (статья 28).
Свобода мысли и слова (статья 29).
Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций (статья 31).
Свобода участвовать в управлении делами государства (статья 32).
Труд свободен.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
профессию (статья 37).
Свобода участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями
культуры (статья 44).
Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и
шарик, нуждается в бережном отношении.

Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не
должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.
10. Давайте еще раз вернемся к разным мнениям о том, что такое «свобода» и какое
из них вы поддерживаете.
Наиболее правильным я считаю определение «Свобода – это возможность
выбора».
Вся жизнь человека состоит из выборов – от младенчества и до последних дней:
­ делиться ли игрушкой в песочнице,
­ признаться ли в том, что именно ты сломал дверь в классе,
­ извиниться ли незаслуженно причиненную обиду,
­ с кем дружить,
­ заниматься спортом, или ходить в танцевальный кружок,
­ какой профессии обучаться,
­ где работать,
­ на ком жениться,
­ как воспитывать детей?
И от того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет ли он
хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным человеком, или
будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет всю жизнь уклоняться от
своих обязанностей заботиться о своей семье.
Государство предоставляет вам много прав, с помощью которых вы можете
построить свою успешную жизнь.
Но успешность ее зависит от ваших выборов.
Например, вы имеете право на образование
­ обязательно должны получить общее среднее образование,
­ имеете право получить полное среднее образование,
­ начальное профессиональное,
­ среднее профессиональное,
­ высшее профессиональное.
Но вы сами делаете свой выбор, как вам учиться и какие соответственно иметь
результаты. (Примеры разобрать).
Вы сами определяете, как строить свои отношения с окружающими и
соответственный будет результат.
Учитель, воспитатель объясняет вам, учит вас тому, что понадобится вам в жизни,
учит отношениям, которые помогут вам стать успешными. Если вы сделаете выбор и не
захотите принять добрые советы старших людей, вы собственными руками разрушите
свою жизнь.
От того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет
ли он хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным
человеком, или будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет
всю жизнь уклоняться от своих обязанностей заботиться о своей семье.
«Всякое существование – это сосуществование»
(древняя мудрость)

Мы все разные люди, с разными привычками, взглядами и т.п., и все же необходимо
учиться строить отношения, учиться договариваться между собой.
Не кулаками, не оскорблениями, а именно договариваться.
Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда
они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам живут.
Сегодня мы уже говорили с вами об этом.
Какие правила мы могли бы определить, например, для нашей группы?
Правила, которые коснулись бы различных сторон жизни в школе:
­ взаимоотношений между учащимися,
­ между учащимися и учителями, безопасности в классе и в школе.
­ поведения на перемене,
­ совместного проведения досуга и т. п.
Примерные правила для учащихся:
1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
2. Уважать права и считаться с интересами других людей.
3. Не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.
4. Заниматься в меру своих способностей.
5. Принимать активное участие в жизни коллектива.
6. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не
оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
8. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
9. Не опаздывать на урок.
10. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешение учителя или
воспитателя.
(Ведется обсуждение каждого правила и принимается голосованием).
Давайте вместе определим последствия нарушения принятых нами правил.
1. Нарушил правило – объясни причину.
2. Напоминание.
3. Порицание.
4. Извинение.
5. Возмещение ущерба.
6. Обсуждение поступка всей группой.
7. Обсуждение на Совете профилактики.
8. Встреча с директором.
Контроль за соблюдением правил.
Один раз в неделю собираться на Совет группы и обсуждать выполнение правил
каждым учащимся.

Свобода – это отсутствие
стеснений, ограничений
Свобода – это
вседозволенность
Свобода – это
возможность
выбора

«Моя свобода
размахивать руками
заканчивается на
кончике твоего носа»
«Свобода состоит в
возможности делать
все, что не приносит
вреда другому».
(Декларация прав человека и гражданина)

«Разрешено все, что не
запрещено законом».
Запрет курить в
общественных местах
Запрет пропускать
школу без уважительной
причины
Запрет купаться в
неположенном месте

Ограничение скорости
движения автомобиля
Запрет играть на
проезжей части дороги
Право на
свободу и личную
неприкосновенность
(статья 22)
Свобода
передвижения,

выбора места
пребывания
и жительства
(статья 27)
Свобода
совести,
вероисповедания
(статья 28)
Свобода мысли
и слова (статья 29)
Свобода мирных

собраний, митингов,
демонстраций
(статья 31)
Свобода
участвовать
в управлении делами
государства
(статья 32)
Труд свободен.

Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Что значит – быть свободным? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Эти и другие вопросы, волнующие молодёжь, стали предметом дискуссии в ходе информационного часа, прошедшего в МОУ СОШ № 5 г. Буденновска в рамках работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для получения представления о мировоззрении детей, в начале мероприятия участникам была предложена анкета, целью которой было задание проанализировать понимание свободы современными подростками; выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время. На примерах литературы, библиотекарь Змиевская Н.К. рассказала молодым людям, что человек властен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. С неподдельным интересом присутствующие ознакомились с видеопрезентацией: «Свобода: ответственность или вседозволенность?». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор художественной литературы - Т. Драйзер «Американская трагедия», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Х. Конзалик «Человек-землетрясение». Представленные произведения помогут подросткам выработать собственное мнение о свободе и вседозволенности, о праве выбора своей мечты. Встреча прошла в непринуждённой, дружественной обстановке.

Авторы проекта: Группа «Свободу нам, свободу!» Суть проблемы: (одинакового во все времена) Восприятие обществом желания подростков чувствовать себя взрослыми и хотеть поступать, как взрослые. Цель: - Совместно, родителям и детям, проанализировать понятие «свободы». Задачи: - Изучить материал по данной теме. - Понять, где начинается и где заканчивается наша свобода. - Выяснить, что позволительно, а что – нет свободной личности. -Узнать, что ограничивает свободу. Анкетирование для детей «Что для нас свобода?» Что такое свобода? Что значит для тебя свобода? Свобода-это ответственность или вседозволенность? свобода движение 31 27 свобода-действие свободавседозволенность 11 11 8 6 свобода-ценность свобода-жизнь в удовольствиее свобода отсутствие обязанностей и ответственности свободанезависимость от общества свободавседозволенность 4 свобода-действие 35 30 25 20 15 10 5 0 свобода движение Процентное значение Результаты анкетирования «Что такое «свобода»? свобода-независимость от общества свобода отсутствие обязанностей и ответственности свобода-жизнь в удовольствиее свобода-ценность Ответы Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Мы понимают свободу как независимость от общества и от родителей, как вседозволенность. Результаты анкетирования «Значение свободы для подростков» 4% 27% Решающее значение Не имеет значения 69% Затрудняюсь ответить Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе Результаты анкетирования «Свобода – ответственность или вседозволенность?» 20% Ответственность Вседозволенность 80% По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом, нам хочется быть свободными, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно. Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что мы стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же, подавляющее большинство подростков не понимают, что есть свобода и не считают её ценностью. ВЫВОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ По результатам данного опроса видно, что -мы считают свободу именно вседозволенностью; -не признаем её ответственности; -хотим быть свободными; -стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов; -не знаем, что есть свобода и не считаем её ценностью. Что такое свобода? Свобода - это наличие у человека возможности выбора. Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не свобода, а сам человек может ставить себе какие-то нравственные ограничения для выбора своих действий и поступков. Чем обусловлена свобода? - В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. что предполагает выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, свобода человек обусловлена последствиями, которые грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них. - Знанием меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления жизни человека, условиями, в которых свобода реализуется. Это пониманиеи осознание необходимости. - Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Свобода представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. - Свобода- это постоянный процесс, который никогда не остановится. Человек обладает большим опытом в познании законов природы и общества, приобретает новые знания по данным вопросам, но все равно неспособен по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда. Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе. Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию. Наша свобода! Где начинается и где заканчивается наша свобода? Что позволительно нам, а что нет? Кто дает или забирает эту свободу? Где начинается наша свобода? а) в нежелании быть детьми, а в потребности быть взрослыми, б) в жажде такого же, как у взрослых, права на независимость: - своих суждений; - поступков; - взглядов на жизнь. Где заканчивается наша свобода? - там начинается вседозволенность; - там, где переступаешь закон; - если твоя свобода несет зло. Зачем нам нужна свобода? Ответ: а) чтобы окончательно завершить строительство собственной личности, б) чтобы понять: - кто же мы такие; - что нам делать в этой жизни; - какую правду жизни выбрать, каким богам верить. Что нам нужно, чтобы стать свободными? Перестать быть маменькиным (или папенькиным) сынком или дочкой, заодно учеником или ученицей учителя, тренера, мастера. Перестать не в финансовом плане, а в личностном – как бы на время забыть о всех взрослых авторитетах, о взрослой морали, о той же взрослой правде, а все это выработать в самом себе, основываясь уже на авторитетах нашего поколения. Что позволительно нам, а что -нет? Неразделимы такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, а раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. К чему может привести жажда свобода? К проявлению так называемого подросткового кризиса, который у каждого из нас выражается поразному. Плохо, когда этот кризис принимает чрезвычайные проявления, уродливые формы или становится явно нездоровым. Что же делать взрослым, когда ребенку хочется свободы? Как проявлять свои родительские, учительские и прочие воспитательские права по отношению к подросткам, если эти права вообще остаются у взрослых? не ущемлять наши потребности в эмансипации и свободе не допустить хаоса и вседозволенности нельзя тормозить и препятствовать естественному процессу нашего взросления через желания эмансипации и жажду свободы. Развитие человека вспять не повернуть. Кто дает или забирает свободу? - - Во-первых, надежным регулятором в разрешении повседневных проблем, дозволений или запретов могут быть законы: Для родителей – об ответственности за воспитание своих детей. Для подростков – целый свод законов: Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, закон о комендантском часе для несовершеннолетних, законы о запрете продажи табачных и алкогольных изделий лицам, не достигшим 18 лет, и др. Эти законы обязаны соблюдать и взрослые, и мы подростки. Во-вторых, надежными семейными или школьными традициями, если они человечны и не ущемляют достоинство людей. В-третьих, нужно взрослым слушать свое, родительское или учительское сердце, понимая, что полезнее для нас: удовлетворить наше очередное, не очень приятное для нас желание, или отказать нам в этом. Родительская забота и наша свобода Нам нужна забота о нашей безопасности, забота о нашем здоровье, забота о нашем законопослушном поведении и успешной жизненной перспективе. И здесь мы согласны на разумное ограничение своих потребностей. Протестуя, тем не менее, мы остро нуждаемся в контроле над нами со стороны взрослых, в первую очередь, родителей. Родительский контроль над нашей свободой Если такой контроль отсутствует, наша эмансипация приобретает грубую и нелепую форму: мы начинаем вести разгульную жизнь, можем бросить учебу или стать юными бандитами, можем очень ожесточиться, в том числе и против своих близких или начать пить, принимать наркотики, можем вступить в беспорядочные половые связи или заняться проституцией. Но мы - все равно дети! И нас нужно, и притом срочно, спасать! И здесь без помощи специалистов (юристов, врачей и социальных работников) уже не обойтись. Но опять же, это только тогда, когда кризис «выходит из берегов». Нужны ли нам взрослые, чтобы чувствовать себя свободными? Для нас быть контролируемыми и опекаемыми Вами, при всем нашем свободном и эмансипированном сопротивлении – значит быть по-прежнему любимыми и желанными, ощущать надежность и стабильность в своей жизни! Спасибо за внимание!!!


Top