Мистическое злобное существо. Семь легендарных морских чудовищ

Греческая культура известна большим количеством разнообразных рассказов и легенд. Мифические существа Древней Греции часто встречаются в художественной литературе и по сей день. Этот список включает морских чудовищ, полулюдей, летающих монстров, зверей.

Победа над Немейским львом стала первым подвигом Геракла

Водные существа

Упоминание водных монстров очень часто можно найти в древнегреческих легендах.

Морской змей

Образ морского чудовища есть почти в каждой культуре. Эти мифические существа описываются как огромных размеров монстры с острыми как бритва зубами, длинным туловищем и ярко-красными кровавыми глазами, пылающими в темноте. Древнегреческие мореплаватели описывали тело монстра, как покрытое плотными слоями чешуи, а его пасти выходил пар, способный вскипятить воду в море.

Лернейская гидра

Она обитала возле поселения Лерны, что неподалеку от знаменитого Аргоса. Чудовище имело змеиное тело и девять голов, каждая из которых была очень опасна. Стоило отрубить одну из голов, как на её месте тут же вырастало две новые. Греческие люди опасались гидру. Е ё дыхание отравляло и было смертельно опасно, даже когда монстр спал. В мифологии также упоминалось, что дыхание чудовища способно сжигать посевы и целые города.

Победа над стала вторым подвигом Геракла.

Сцилла и Харибда

Древнегреческие мифы гласили, что между Италией и Сицилией в узком морском проливе обитают двое чудовищ - Сцилла и Харибда. Монстры были настолько огромны, что в их брюхе помещалось несколько кораблей.

Сцилла обитала в пещере. Существо имело шесть голов и вдвое больше лап, а туловище было гигантского размера. Моряки утверждали, что слышали её чудовищный вой, который оглушал их. Каждая из голов ловила по одному человеку и проглатывала целиком.

О Харибде известно, что она была дочерью Посейдона. Зевс затаил на неё обиду и превратил прекрасную девушку в ужасного монстра со зверским аппетитом. Воду, которую извергала из себя Харибда, считали мертвой и ядовитой.

Полулюди

Очень часто встречаются в рассказах Древней Греции полулюди. Их образы используются в кинофильмах и книгах.

Кентавр

Полулюди с торсом мужчины и телом коня. Эти фантастические существа отличаются от других своим буйным характером и непредсказуемостью. В некоторых мифах кентавры показаны как мудрые наставники, готовые помочь путникам, если они окажутся достойными. В других рассказах кентавры - враги, которые ненавидят людей и нападают на них. Самые известные - Хирон и Фол.

Сирены

Существа имеют лица и бюсты девушек, а также крылья и лапы птиц. Пользуясь своей обворожительной красотой и прекрасным голосом, они заманивали путников и мореплавателей в логово пением, после чего убивали и съедали их. Жертвами становились мужчины, последовавшие за их зовом.

Одним из самых популярных древнегреческих существ является . Его изображали как сильного мужчину с головой быка. Это чудовище было спрятано на острове Крит в лабиринте, куда ежегодно отправляли 7 человек на съедение монстру. Люди не могли выбраться из хитрого лабиринта с множеством ходов. Они либо погибали от голода и жажды, либо их съедал Минотавр.

Чудовище смог победить Тесей ударами меча и кулаков, а с помощью волшебной нити Ариадны он выбрался из лабиринта.

Минотавр — человек с головой быка

Сатиры

Изображаются как покрытые шерстью бородатые люди с ногами козы и рогами на голове. Сатиры - лесные демоны, отвечают за плодородие. Эти существа не задумываются о человеческих правилах, больше относят себя к животным. Сатиры преследуют нимф, очень влюбчивые и наглые существа.

Мантикора

Древнегреческие мифические существа с головой человека, львиным телом и хвостом скорпиона называются . Яд их смертелен, находится на хвосте, которым они жалят своих жертв. Монстры изображались как хищники, охотящиеся на людей, поэтому в Древней Греции очень остерегались встречи с мантикорой.

Этот монстр способен убить любое животное, кроме льва. В некоторых мифах упоминается, что мантикора способна шипеть, словно змея. Звук привлекает людей, которых она тут же атакует и поедает.

Три дочери Форкиса и Кето - Эвриала, Сфено и , самая известная из трех. Эти мифические греческие существа имели:

  • прочную и блестящую чешую, которая покрывала всё тело, она была настолько крепкой, что прорубить её мог лишь меч Гермеса;
  • когтистые руки, которыми каждая из Горгон разрывала своих жертв;
  • вместо волос - ядовитые змеи, издавающие угрожающее шипение;
  • острые и прочные клыки;
  • злобное и страшное лицо с горящими глазами, взгляд на Горгону обращал любое живое существо в камень.

Горгон считали одними из самых опасных чудовищ мифологии Древней Греции из-за кровожадности и яростного взгляда, который мог убивать даже после того, как сама Горгона умирала.

Три Горгоны — Эвриала, Сфено и Медуза

Летающие существа

Очень многие монстры из мифов Древней Греции имели крылья, однако не все были способны летать как птицы.

Грифон

Монстры с львиным телом и орлиной головой. имеют пару белых или золотых крыльев, которые они используют в бою и во время полета. В легендах эти существа могут выступать как положительными героями, объединяющими мудрость множества поколений, так и чудовищами со звериной силой. Грифоны изображены на критских фресках, а их образ до сих пор используется в фильмах и сериалах.

Пегас

Он был порожден самой Медузой Горгоной после смерти. По одной версии - из её крови, а другие мифы рассказывают, что выпрыгнул из тела мертвой Медузы. Это существо изображается крылатым конем, спутником Беллерофонта.

Конь верно служил Зевсу, доставляя на Олимп молнии, изготовленные Гефестом.

Феникс

Символизирует цикличность всегда сущего, бессмертие. способна возрождаться из собственного пепла, чтобы начать новый цикл жизни до того момента, пока ей снова не придет время умирать. В мифах часто указывалось, что Феникс - единственный в своем роде.

Птица имеет внушительные размеры и ярко-оранжевое или красное оперение. В некоторых версиях её тело издает свечение.

Звери

Греческая мифология насчитывает огромное количество животных. Часто это гибриды нескольких существ.

Цербер

Цербер охраняет вход в Мир мертвых, верно служит своему хозяину Аиду. Страж открывает проход в Подземное царство всем желающим и приветствует радостным вилянием хвоста, но не выпускает никого.

Победа над адским псом стала одним из подвигов Геракла, но после этого страж вновь был возвращен на свое место.

Описывается как чудовище с тремя головами:

  • львинной (на шее);
  • козлинной (на спине);
  • змеинной (на хвосте).

Монстр мог изрыгать из своей пасти пламя, которое уничтожало посевы и целые поселения.

Образ символизирует огнедышащий вулкан, подножья которого кишат змеями, возле жерла - логово львов, а рядом располагаются козьи пастбища.

Химера — существо с тремя головами

Огромнейших размеров лев с чудовищно прочной шкурой, повредить которую не мог ни один меч.

Победа над Немейским чудовищем стала первым подвигом Геракла. Из-за твёрдой шкуры сын Зевса не смог убить его стрелами или лезвием, лишь после долгой борьбы животное было задушено. Чтобы снять с монстра шкуру, Геракл использовал клыки льва.

Греция внесла огромный вклад в культуру всего мира, многие образы были использованы в культурах других стран, например, в римской. Мифические существа Греции наделены настолько огромной силой, что они способны противостоять даже полубогам.

С древних веков люди верили, что существуют морские мифические существа, которые населяют глубины морей и океанов. Все сверхъестественные события наши предки пытались объяснить волей богов, которые заведовали морской пучиной. У древних греков властителем подводного мира был Посейдон, у язычников морской царь, у древних римлян - Нептун. Исчезновение рыбаков, кораблекрушения, мутации рыб и животных - все это порождало мифы и легенды. Океан исследован на 3%, поэтому опровергнуть теорию о существовании чудовищ еще никто не смог.

Мифы язычников

Поскольку много славян населяли равнины и не были мореплавателями, их мифы не обладали достаточными знаниями о чудовищах. К тем мифическим существам, которые живут под водой, можно причислить:

  • русалок;
  • чудо-юдо, водяного;
  • омутника;
  • озерниц;
  • кикимору.

Это нечистая сила, которая вредила людям. Да и история возникновения таких существ была не очень лицеприятная, нежели у других народов. В русалок превращались утопленные девицы или задушенные матерями дети.

В чем-то эти существа женского пола напоминали сирен, которые завлекали моряков своим невероятно красивым голосом. Славянские фольклорные персонажи очень хорошо охарактеризованы художниками, поэтами, писателями, кинематографами, актерами и режиссерами.

Мифы народов мира

Народы, которые с самого начала своей истории занимались мореплаванием, имели более развитую картину о мифических морских существах.

  1. Кракен, или морское чудовище, стал предметом легенд норвежских моряков еще в XII веке. Датский епископ Эрик Понтоппидан описывал, что монстр достигал в ширину 1,5 миль. Первые зарисовки спрута возникли намного позже - в XVIII веке, когда французский натуралист Пьер Денис де Монфор, наткнулся на гигантского монстра. Это и был гигантский спрут, который терроризировал берег Норвегии.
  2. Умибодзу - дьявол из морских глубин японского фольклора. Изображен, как змеевидное существо с гуманоидной головой.
  3. В месопотамской мифологии Тиамат является физическим воплощением моря. Как бог соленой воды, Тиамат вступил в половой контакт с Абзу, богиней свежей воды, тем самым породив на свет других богов. Его изображают в виде дракона или морской гидры.
  4. Ермунганд - чудовище северной мифологии, был поселен в океан Одином и вырос там до таких размеров, что мог опоясать Землю.
  5. Ику-Турсо - чудовище финской мифологии. Имел вид морского чудовища с головой быка, оленя или моржа. По другой версии, Ику-Турсо - это бог войны. Тем самым объясняется название финской субмарины Второй мировой войны в честь морского зверя.
  6. Калупалик (инуитское название) не обладает такими внушительными размерами, как другие морские обитатели, но наделен жуткой внешностью. Неряшливые длинные волосы, позеленевшая кожа и уродливое тело с крючковатыми пальцами рисует нам картину ведьмака из моря. Согласно мифологии, Калупалик был призван ловить непослушных детей и прятать в амаути. Он затягивал детей в свои владения, где они навечно пропадали.
  7. Гидра обладала 9 змеиными головами, это огромнейшее морское существо.
  8. Харибда - греческое чудовище, первые упоминания о которой были в «Одиссее» Гомера и баснях Эзопа. Греки верили, что это чудовище ломало греческие корабли, когда они пересекали Мессинский пролив. В поздней мифологии Харибда стала дочкой Посейдона и Геи и враждовала с Зевсом. Запечатлена как чудовище с многочисленными зубами и глазами, маленькими отростками на коже. Ее существование могло объясняться водоворотом в море.
  9. Левиафан - морское существо, упоминания о котором есть в Книге Иова, Танах, христианских и иудейских учениях. Упоминания в книгах о Левиафане разные и отличаются в зависимости от региона, но одно общее описание прослеживается - змеевидное чудовище, которое правило в морях. До XVII века слово «левиафан» было нарицательным для больших морских обитателей. Это физическое воплощение адовых уст.
  10. Cцилла терроризировала моряков на другой половине Мессинского пролива. Убитая Гераклом, Сцилла была описана Гомером, как чудовище в высоту на 12 миль и с 6 головами, огромным количеством зубов. Классическое описание было менее ужасающим: полуженщина-полузмея, с рыбьим хвостом и опоясывающими головами собак. Перед тем как обратиться в уродину, Сцилла была великолепной нимфой, которую обожал бог Главк, но ревнивая ведьма Серсея превратила ее в чудовище.

Чудовища наших времен

В существование многих вымерших рыб, акул и моллюсков верят многие энтузиасты и зоологи. Это связано с тем, что есть неопровержимые доказательства о слое густого ила вместо дна Марианской впадины. Считают, что и дно озера Байкал покрыто густым илом, и под ним существует целая экосистема. Пока ученым не удалось проникнуть далее, а потому там могут быть новые виды животных или вымершие виды, когда-то населявшие морские глубины, к примеру, мегалодон.

Миру известны и почти существующие морские чудовища, к которым можно причислить Лохнесское чудовище.

За более чем 200-летнюю историю об этом монстре насчитывается 1081 случай наблюдения за существом. Идея о его существовании была разбита в пух и прах, но предприимчивые местные жители уже успели обзавестись капиталом благодаря только лишь музею Несси.

С развитием науки и техники, морские чудовища глубин описаны и детально изучены, а исчезновение моряков и кораблей были в большинстве случаев авариями. Многие чудовища навсегда вошли в историю, что отразилось в языке, как афоризм «между Сциллой и Харибдой», т. е. из двух зол выбирают меньшее. Наука движется вперед, и человечество обязательно узнает новые данные о якобы выдуманных морских существах.

Невероятные факты

Человечество с самого начала своей истории тянулось к легендам и мифам, многие из которых имели под собой вполне реальные основания . Героями этих мифов зачастую становились прообразы реально существовавших созданий.

В 1799-ом году английский зоолог Георг Шоу писал, что утконос выглядит так, как будто бы "клюв утки приделали к голове какого-нибудь четвероногого". Впрочем, утконос долгое время вводил ученых в ступор не только своей внешностью, но и другими странностями.

Натуралисты всего мира продолжительный период времени не могли определиться с тем, являлось ли данное создание млекопитающим. Откладывало ли оно яйца, или было живородящим? На самом деле, ученым понадобилось целых сто лет , чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, касаемо утконоса (который, кстати, оказался одним из немногих яйцекладущих млекопитающих).

Мифы Древней Греции

Сирены


Легендам о сиренах почти настолько же много лет, как и истории человеческого мореплавания. Одно из самых ранних упоминаний о сиренах связывают с той эпохой, когда появились и первые упоминания о единокровной сестре Александра Великого – Фессалонике.

Легенда гласит, что после того как Александр вернулся из своего наполненного опасностями путешествия , связанного с поисками источника вечной молодости, он омыл в живой воде волосы своей сестры.

После того как Александр скончался, его сестра (а некоторые источники утверждают, что и его любовница) решила утопить себя в море. Однако Фессалоника не смогла в нем утонуть. Зато она смогла превратиться в сирену.


Согласно легенде, она взывала к морякам с вопросом: "Жив ли Король Александр?" Если они отвечали, что, дескать, "он жив, здравствует, царствует и продолжает завоевывать мир " , тогда Фессалоника позволяла морским путешественникам спокойно проплыть мимо.

Если же несчастные осмеливались сообщить Фессалонике, что король мертв, она тут же оборачивалась ужасным монстром (быть может, тем самым Кракеном?), который хватал корабль и тащил его в морские глубины вместе со всей командой.

Единственное возможное объяснение того факта, что моряки регулярно сообщали о своих наблюдениях сирен (то есть о демонических существах с телом женины и хвостом рыбы), заключалось в том, что мужчины путали их с травоядными млекопитающими , живущими в морской воде (к, примеру, с дюгонями или морскими коровами).


Объяснение это выглядит довольно странно, так как те же морские коровы далеки от того, чтобы их можно было назвать хоть сколько привлекательными и соблазнительными существами на Земле. Как же могли моряки так жестоко ошибаться? Быть может, они слишком долго плавали без женщин…

Впрочем, возможно, причина заключалась в том, что ламантины (то есть морские коровы) имеют обыкновение высовывать свои головы из воды, покачивая ими таким образом, что это напоминает покачивающегося в воде человека . Если смотреть на них со спины, то их грубая кожа ниже головы может показаться ниспадающими с головы вниз волосами.

Еще одной причиной мог являться тот факт, что первые мореплаватели, долгое время проводившие в море, нередко страдали галлюцинациями. Вполне возможно, что, находясь на расстоянии, при одном лишь свете луны, они могли спутать ламантин с женщинами. Кстати, в честь мифических сирен был назван отряд животных, в который вошли ламантины и дюгони.

Вампиры


Взгляд современного человека на вампиров сформировался во многом благодаря известному (можно сказать – культовому) произведению ирландского писателя Брэма Стокера "Дракула" , который был опубликован впервые в далеком 1897-ом году.

С тех самых пор внешний облик "среднестатистического" вампира практически не менялся – это были чужестранец с бледной истонченной кожей, говорящий с невыносимым акцентом (судя по всему, румынским), спящий в дневное время в гробу. К тому же, он был более или менее бессмертен.

Хорошо известно, что прообразом главного вампира Брэма Стокера стал настоящий исторический персонаж – Влад III Цепеш, князь Валахии. Вполне возможно также, что Стокер вдохновлялся многочисленными слухами и суевериями относительно самой смерти и погребения. Эти слухи были вызваны невежеством людей, не особо разбиравшихся тогда в процессах разложения человеческого тела.


После смерти кожа человека усыхает таким образом, что зубы и ногти выглядят на ее фоне более рельефными и выдающимися. Возникает ощущение, что они выросли. Кроме того, распадаются внутренние органы, различные жидкости покидают организм человека через рот и нос, оставляя темные подтеки. Эти подтеки люди зачастую интерпретировали так, как будто бы мертвец пил кровь живых людей.

Помимо вышеперечисленного, были и другие подпитывающие суеверия признаки вампиризма, связанные, к примеру, с гробами. Дело в том, что иногда на внутренней поверхности крышки гробов, после эксгумации, обнаруживались царапины , которые воспринимались в качестве прямого указания на то, что мертвый перестал быть таковым и пытался восстать из гроба.


Такие случаи объясняются ужасающими ошибками, которые были обычными в те времена; иногда хоронили кажущегося мертвым человека, пребывавшим, на самом деле, в кратковременной коме, к примеру. Несчастный, очнувшись и обнаружив себя в кромешной мгле, конечно же, неистово царапал крышку гроба изнутри, пытаясь выбраться…

Считается также, что известный шотландский монах и философ, блаженный Иоанн Дунс Скот, погиб именно таким образом. Была проведена эксгумация, в результате которой обнаружилось, что его тело в гробу было выгнуто неестественным образом . Пальцы рука были изодраны, а повсюду была засохшая кровь. Очередной заживо погребенный пытался безуспешно выбраться…

Греческая мифология

Великаны


Великаны остаются неизменной частью фольклора на протяжении тысяч лет. В греческой мифологии мы сталкиваемся с целым племенем гигантов, которые были порождены на свет богиней Геей после того, как она была оплодотворена кровью, собранной во время оскопления Кроносом бога неба и ее супруга Урана.

В германо-скандинавской мифологии говорится о сотворении самого большого великана Аургельмира из капель воды, образовавшихся в момент соприкосновения земли льда и туманов (Нифльхейм) с землей жара и пламени (Муспелльсхейм).

Должно быть, он был по-настоящему большим! После того как Аургельмир был убит богами, появилась наша Земля. Из плоти великана образовалась твердыня, из крови – моря и океаны, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, а из мозга – облака. Даже его брови пригодились: они стали опоясывать заселенный людьми Мидгард (именно так викинги называли Землю).


Укрепившуюся веру в великанов можно частично объяснить явлением наследственного гигантизма (впрочем, далеко не во всех странах). Ученые уверены, что им удалось выделить ген, который приводит к семейному гигантизму . Согласно результатам различных исследований, люди, страдающие от гигантизма, часто болеют раком гипофиза, что и стимулирует неконтролируемый рост тела.

Рост библейского гиганта Голиафа, согласно преданиям, достигал 274-ех сантиметров. В современном мире нет четкого правила или определения, которое позволило бы однозначно сказать, что гигантом является человек такого-то роста. Причина этого заключается в том, что у разных народов – разный средний рост (разница может доходить до 30-ти и более сантиметров).


В результате одного из исследований, опубликованном в международном медицинском журнале Ulster Medical Journal, было выдвинуто предположение, что Голиаф (убитый, как известно, Давидом с помощью камня, запущенного пращой) , чье генеалогическое древо легко идентифицируется, пострадал от аутосомно-доминантного наследования заболеваний.

Дескать, камень, который использовал Давид, ударил Голиафа в лоб. И если Голиаф страдал от опухоли гипофиза, которая оказывала давление на его перекрест зрительных нервов, то это наверняка могло привести к расстройству зрения, что и не позволило великану разглядеть летевший в него камень.

Банши


В ирландском фольклоре банши (то есть женщина из Ши, если переводить с языка шотландских кельтов) - это красивая молодая женщина, фея, со струящимися белыми волосами и глазами, красными от непрерывных слез . Он плачет, предупреждая тем самым человека, который ее слышит, что в его семье вскорости кто-то умрет.

Ее плач с причитаниями воспринимается скорее как своеобразная помощь человеку, нежели чем угроза. Услышав завывания банши, человек понимает, что ему придется скоро попрощаться навек с кем-то из близких; а, благодаря банши, у него появляется для этого немного времени.

Не совсем понятно, когда впервые зародилась данная легенда. Существуют определенные упоминания про банши, датируемые XIV-ым веком . Если еще точнее, то 1350-ым годом, когда у деревни Торлоуг произошло масштабное столкновение между представителями ирландского и английского дворянских родов.


После этого о банши не забывали практически никогда, вплоть до середины XIX-го столетия. На самом деле, оплакивание покойника с причитаниями всегда было частью традиции ирландских женщин, выражающих таким образом горечь, боль и тяжесть утраты.

Представительницы слабого пола становились на краю могилы, и начинали вопить во весь голос, оплакивая свою потерю. Эта традиция постепенно сошла на нет в течение XIX-го столетия, потому что превратилась в своеобразный "аттракцион" для туристов , которые приезжали поглазеть на плакальщиц с "настоящих ирландских похорон".

Несложно, на самом деле, принять тот факт, что впечатлительные ирландцы, которые всегда были готовы поверить во что-то сверхъестественное, смешали в кучу своих причитающих от горя женщин и сказочных фей, чтобы в итоге получить красивую историю про банши, предупреждающих под окнами дома его хозяев о приближающемся горе…

Гидра


Согласно греческой мифологии, Гидра – это гигантских размеров змей с девятью (или более) головами, одна из которых и вовсе является бессмертной. Если Гидре отрубали одну голову, то вместо нее из свежей раны вырастали две новые головы (или три – в различных мифологических источниках можно найти разные данные).

Убийство Гидры входит в один из 12-ти славных подвигов великого Геракла. Чтобы победить это чудовищно опасное создание, Геракл заручился поддержкой своего племянника Иолая, который помогал герою тем, что прижигал отрубленные силачом головы.

Противостояние было тяжелым, но на стороне Геракла также были все звери. Битва продолжалась до тех пор, пока Геракл не отрубил Гидре все ее головы , кроме одной – бессмертной. Силач отрубил в итоге и ее, а затем закопал в землю у дороги, завалив сверху тяжелым валуном.


Миф о многоголовой гидре наверняка был навеян древним грекам самой матушкой-природой. С давних времен существуют многочисленные упоминания о змеях с несколькими головами (хотя про девять голов еще никто не упоминал!). На самом деле, случаи полицефалии (появления на свет с несколькими головами) среди рептилий встречаются гораздо чаще, чем среди любых других животных.

Более того: благодаря изучению сиамских близнецов, ученые сами научились создавать полицефалических животных. Известны эксперименты немецкого эмбриолога Ханса Шпемана , который в начале XX-го века скрепил вместе эмбрионы сламандры с помощью детского человеческого волоса. В итоге на свет появилось существо с двумя головами.

Мифические животные

Ужасные волки


В наши дни так называемые ужасные волки очень хорошо известны тем, кто смотрит сериал "Игра престолов". Ведь именно эти волки были подарены юным Старкам. На самом деле, ужасные волки – это не плод фантазии сценаристов и авторов знаменитого сериала.

Ужасные волки – это реально существовавшие на территории Северной Америки огромные волки, вымершие более десяти тысячелетий тому назад . Эти грозные твари были больше, но приземистее (из-за более коротких ног) современных волков.

На территории района битумных озер, называемой Ранчо Ла-Брея, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, было обнаружено около четырех тысяч окаменелых останков ужасных волков (помимо гораздо большего количества останков других животных).


Исследователи полагают, что они попадали в ловушку этих битумных ям, когда приходили туда, дабы поживиться останками других многочисленных животных , попавших в ловушку выходящего на поверхность подземного битума.

Ужасный волк имел огромный череп, однако мозг его был меньше, чем мозг современного волка. Возможно, если бы головной мозг этих свирепых созданий был чуточку больше, они бы осознавали, что останки различных зверей не случайно оказывались в этих смоляных ямах…

Если помните, в "Игре престолов" присутствовал волк-альбинос. На самом деле, неизвестно, были ли среди ужасных волков альбиносы, хотя среди популяции современных волков альбиносы – это далеко не редкость . Примечательно также, что ужасные волки были не такие проворные, как волки современные.

Василиск


Согласно известным греческим мифам и кинокартинам про Гарри Поттера (сами выбирайте, какой источник для вас является более авторитетным), василиск являлся змеем со смертельным взглядом и убийственным дыханием. Легенды утверждают, что василиск вылупился из яйца птицы ибис, которое было высижено змеей.

Предполагается, что василиск боялся лишь петушиного крика и ласку, которая обладала иммунитетом к его ядовитым укусам . Да, чуть не забыли про меч Гарри Поттера, которым он убил этого змея – его василиск тоже, как оказалось, боялся…

В греческой мифологии василиск был змеей нормального размера, однако к тому периоду, когда это создание оказалось в Хогвартсе (школе волшебников, где учился Гарри Поттера), оно неожиданно увеличилось до размеров мамонта (не говоря уже о длине). Было у этого создания и множество других перевоплощений за эти прошедшие столетия…


Вероятность того, что змея в реальности будет высиживать яйцо ибиса практически нулевая (не говоря уже о том, что ибис в принципе не в состоянии отложить яйцо со змеей внутри). Тем не менее, легенда о василиске имеет под собой вполне реальные основания . Исследователи убеждены, что прообразом мифического василиска является обычная египетская кобра.

Впрочем, египетская кобра не такая уж и обычная – это чрезвычайно опасное пресмыкающееся, которое постоянно шипит, да еще и ядом плюется на расстояние до двух с половиной метров. Причем, целится прямо промеж глаз своего потенциального противника или жертвы.

Выдуманные истории и созданные фантастами вселенные славятся своими деталями. Расы мифических существ имеют свою историю, место, где они обитают, и уникальные традиции. Это самобытные культуры с точными обоснованиями и привычками, которые присущи только персонажам, созданным в рамках одной или нескольких историй.

Происхождение мифических созданий

Мифология является отдельным видом искусства. В ней до мельчайших подробностей описана жизнь персонажей: они существуют в рамках одной социальной группы. Народы кочуют, оседают на одном месте, воюют и создают свою историю. Происхождение и поведение их могут отличаться. В зависимости от разновидности легенды, они растут и развиваются. Мифологические расы существуют в одной или нескольких эпохах. Их уникальность связана с тем, что окружающий мир создан по их подобию. Могут взаимодействовать персонажи популярного жанра фэнтези с людьми. Их контакты порождают новые истории и создают мутантов.

Особенности жизнедеятельности народов учитываются в повествовании. Расы мифических созданий должны существовать, обеспечивать себе пропитание, обживаться и продолжать род. В совокупности все детали собираются в единый рассказ. Не все истории выдуманы ради литературного жанра.

Древние легенды основаны на человеческих страхах: люди боялись того, чего не понимали. А выдуманные монстры спасали от страха неизвестности. Ими объяснялись ужасы эпохи. Описание чудовищ передавалось от одного поколения к другому, так появились целые мифические расы.

Разделение волшебных существ на народы

Народы существуют отдельно от других созданий или взаимодействуют с другими социальными группами. Чем больше персонажей вовлечено, тем сильнее любовные линии, противостояния и вопросы неравенства. Различиями между этими группами объясняет поведение и мотивы главных героев или антагонистов.

Чем отличается отдельный персонаж от выдуманной сплоченной группы:

  • в группе персонажи должны взаимодействовать - на этом контакте выстраиваются особенности быта, моральные принципы и привычки;
  • отдельный персонаж не может соединять множество историй - его жизненный путь может быть интересным, но не перерастать во что-то более масштабное;
  • персонажи лучше раскрываются, когда у них есть поддержка или противоборствующая сторона;
  • с помощью описания народов легче объясняется история отдельных героев, их страдания и мотивы.

Список групп расширяется и в современном мире. В кинематографе и литературе старые герои получают новую жизнь: они проходят перерождение, получают навыки и лишаются старых умений, которые не вписываются в заданную историей эпоху. Самые популярные народы используются в фольклоре или в новых поговорках.

Оборотни

У этой расы много прозвищ. Созданий зовут вервольфами или волкодлаками. Известное поверье, когда в разные времена в поселениях недалеко от леса орудовали страшные чудовища. Они нападали на людей, поедали скот и вредили всем, кто попадался на их пути.

Отличительной чертой является их привязанность к лунному циклу. Только в ночи, когда на небе появляется полная луна, страшный зверь выходит на охоту.

Волкодлаки похожи на большую собаку или волка с огромной пастью. Они покрыты темной шерстью, а на их лапах заметны большие и острые когти. Во рту оборотней клыки, которыми монстры раздирают свою жертву. Их глаза красные, налитые злостью и ненавистью. Вервольфы очень жестоки. Они никого не щадят, и как только увидят жертву, ей пощады нет.

По поверьям лик зверя отражает истинную натуру человека. Днем и в обычные ночи, когда луна растет или убывает, оборотни прячутся среди людей. У них обычный, непринужденный вид. Сами волкодлаки не помнят всего, что с ними происходит после перевоплощения. Они знают о проклятье, но подробности убийств слышат от других людей.

Контролировать животную часть себя они не могут. Оборотни бывают как женщинами, так и мужчинами. Переходит проклятье по роду - ребенок обречен на постоянные перевоплощения. Первый опыт происходит в подростковом возрасте. Тогда юный оборотень становится более агрессивными: чем ближе полнолуние, тем сильнее внутренняя тревога.

Во главе клана стоят первые оборотни. Они почти бессмертные, и проживают не меньше 200 лет.

Магические перевертыши

Известные расы перевертышей умеют не только перевоплощаться, но и хорошо уживаться в роли других людей. С рождения у существ есть своя внешность, но чем старше становится ребенок, тем больше он пытается подражать окружающим. Постепенно он учится менять свою физическую оболочку и мышление. Перевертыши не изображают другую живую плоть, а играют образ до мельчайших деталей.

Что они делают:

  • трансформируются в любое создание из плоти и крови - в рассказах описываются перевертыши, способные перевоплощаться в магических созданий и обретать их силы;
  • меняют облики по мере необходимости - если они чуют опасность, изменения не приносят никакой боли и происходит за несколько часов;
  • для правдоподобности перевертыш может убить свою жертву и занять ее место.

Вычислить существо очень сложно. Он становится точной копией человека. Перенимает его привычки, характер и даже темперамент. Находиться в одной оболочке мифические создания могут годами: они уживаются в роль, в которой им безопасно. Живут перевертыши не больше 300 лет.

Хоббиты

Раса мифических коротышек известна благодаря невероятным историям. Своим рождением существа обязаны Джону Толкину, который описал предприимчивый народ в своих книгах «Властелин колец». Еще их называют полуросликами - их отличительная черта низкий рост и толстые ноги. Худыми хоббиты бывают редко. Чем они успешнее и богаче, тем толще их тело. У полуросликов кудрявые волосы и круглые лица.

Народ очень привязан к местности, он чтит свою культуру и у него хорошо развита родовая связь. Дома хоббитов передаются от поколения к поколению. Рождается у полуросликов по 4-5 детей. По натуре они спокойные и слишком осторожные. Их никогда не тянет на приключения. Лучшее, что может случиться с хоббитом - это спокойная и размеренная жизнь. Основной род занятий - земледелие. У полуросликов получается вкусный сыр и различные соления.

Они очень запасливые: у каждого уважающего себя хоббита есть кладовка, забитая едой на всякий случай. Ловкостью или хитростью существа не наделены, но на них можно положиться в трудный момент. Если они дают обещание, то сделают все возможное, чтобы его сдержать.

Орки

Среди магических существ есть мутанты, которые пугают своим внешним видом. описываются в той же истории, что и хоббиты. Они являются порождением зла, чистой черной силой. Рождаются орки Средиземья не от матери, а появляются из подножья гор. Они появляются на свет взрослыми особями и готовы воевать. Эмоциональных привязанностей у мутантов нет. Они готовы убивать и всегда дерутся до смерти. Повелевает ордой Саурон - с их помощью он пытается подавить народы, которые ему противостоят.

Другой вид орков встречается в играх и современных фильмах. Это другая социальная группа. В отличие от своих сородичей, такие мутанты живут племенами - они заводят детей, строят семьи и подчиняются справедливому лидеру. Эти орки рождаются и воспитываются, поэтому отличаются индивидуальностью. Питаются племенные жители от магической силы. Она дает им мощь, способную сокрушить любого врага. Варвары нападают только по хорошо продуманному плану: ими никто не повелевает, они следуют за своим лидером.

Гномы

Перечень волшебных рас всегда включает Их еще называют карлы или подземный народ. Они отличаются большим трудолюбием и редко выбираются наружу: живут в шахтах и специально созданных подземных ходах под горами, добывают металл или алмазы. Они жадные, чем объясняется их трудолюбие.

Описание внешности гнома:

  • низкорослый;
  • с лишним весом;
  • сильный;
  • внешне похожий на человека.

Отличаются жители подземных ходов скверным характером. У гнома всегда есть борода - по этой черте его всегда можно отличить от карлика или другого создания. Своей волосатостью на лице карлы очень гордятся. По бороде можно определить статус и возраст гнома.

О женщинах народа ходят свои легенды. Они редко упоминаются, но их внешний вид почти всегда устрашающий. По поверьям, женщины подземного народа похожи на мужчин. Они волосатые, мужеподобные и грубые. По другим рассказам, женщины веселые и очень миролюбивые. Они прячутся, и даже при наступлении врага, защитой жилища занимаются только мужские особи.

Тролли

Для существ большого роста отведена особенная роль в мифологии - они служат для устрашения. Поэтому великаны, как еще называют троллей, живут в лесу и отдаленной местности. Страшные людоеды имеют массивное тело, и когда они идут по земле, грохот расходится на несколько километров. Умеют тролли выслеживать жертву. У них хорошее обоняние и большая физическая сила. Великаны любят свежее мясо с кровью. Люди в таком случае для них являются самой быстрой и вкусной добычей. Цвет кожи зеленый, а с годами он темнеет.

Умственными способностями существа не блещут. Но отличаются некоторой хитростью: при необходимости они могут обмануть врага или прикинуться мертвым. Великаны выживают за счет хороших физических данных.

Характер у них тяжелый: тролли могут разозлиться за несколько минут. Когда они в ярости, крушат все вокруг и никого не щадят.

Народ бывает диким или социализированным. Живут тролли в группе, в которой легче охотиться, или в одиночестве - такие создания менее опасны, они убивают только в крайних случаях.

Эльфы

Альвы, они же , славятся своим утонченным внешним видом. У них нет ни единого изъяна. Они чистые, как самая светлая энергия. У альвов есть свое царство. Они живут недалеко от леса или в самой его гуще. Прекрасные и благородные, они всегда ведут мирную жизнь. Ничто не может разозлить мистических существ. У них хорошие манеры и безупречный вкус. По поверьям, ни один человек не может сравниться с эльфом по красоте. Волосы альвов бывают только двух цветов - белые и черные. Глаза в большинстве случаев светлые, небесно-голубые.

Альвы обладают бледной кожей, которая никогда не загорает. Мужские особи женственны, отличаются утонченными чертами и нежной кожей. Издали отличить мужскую особь от женской нельзя. При необходимости альвы могут воевать, но делают это только в крайнем случае. Почти бессмертные существа не питают злобу, этим объясняется их мирная и размеренная жизнь.

Феи

Известные каждому ребенку обладают магическими способностями. Это маленькие создания, умеющие летать и колдовать. Иногда их называют или фейри. Они быстро передвигаются и могут оставаться незамеченными.

Феи живут в лесу или недалеко от гор. Они красивые, но очень вредные. Чем старше создание, тем более противное оно по характеру. Любят проказничать и делают много пакостей. Крылышки у фей разноцветные, а ночью они светятся.

У фейри много общего с феями. Живут создания долго и не стареют. Они всегда молодые и находятся в полном расцвете сил. Вырастают до роста десятилетнего ребенка. Такие феи хитрые и очень сильные. У взрослых особей крылышек нет, но они появляются при необходимости. Любимый цвет созданий - зеленый. Фейри могут быть сильными чародеями: они отделяются от остальных жительниц леса. Они могут быть опасны, вредить человеку или врагу. Живут чародеи с крыльями в подземных чертогах, вдали ото всех.

Дриады

Духи являются . Они смотрят за тем, чтобы все создания жили в мире и не противостояли друг другу. По поверьям, они появились из земли: в этом плане у дриад самая чистая и божественная природа.

У них особенное сознание. Если верить легендам, в дриадах живет дух деревьев. Если лесу вредят, создания становятся опасными и злобными. Внешне они похожи на растения. Могут быть деревом или кустом, а при необходимости перемещаться по своим владениям. У существ толстая кора для защиты и зеленые ветки, которые увядают по мере того, как умирает духобаб. Окончательно погибнуть он не может. Дух перерождается и перевоплощается, как и все в природе.

Маленькие особи становятся людьми - они являются проводниками для того, кто потерялся или попал в беду. Появляются дети духобаб, чтобы донести до других народов определенную мысль. Они предупреждают или даже угрожают. По своей натуре защитники леса миролюбивые, но и они могут сражаться.

Ундины

Морские народы не менее популярны в мифологии. Они являются покровителями всех водоемов вокруг гор, лесов и поселений. Морской народ еще зовется русалками. Это полулюди-полурыбы. Они могут плавать, но при необходимости перемещаться на суше.

В одних поверьях русалки красивые и милые создания, они плавают по морскому дну и наслаждаются жизнью. По другим легендам, они коварные обольстительницы, заманивающие к себе незнакомцев. Они питаются их жизненными силами.

Если встретить такую под водой - спастись уже не удастся. Они очень быстрые, и если уволокут кого-то под воду, могут спрятать его на самом дне. Выходят русалки только по необходимости или когда им нужно питание. В других случаях они живут под водой и там строят себе жилище. Мужские особи морского мира редко бывают на поверхности. Они охраняют свои владения.

Ундины редко идут на контакт, они закрыты и замкнуты. Чем больше к ним проявляют внимания люди, тем дальше они прячутся. Не любят ундины жить группами: они выбирают одинокую жизнь на дне.

Вампиры

Один из самых популярных образов - - часто используется в современной художественной литературе. Красивые обольстители-кровопийцы могут жить столетиями и прятаться среди людей. По легендам, они мало чем отличаются от обычных женщин и мужчин. В прошлом они были людьми, укушенными другими вампирами. Сразу после укуса человек умирает и постепенно превращается в кровопийцу.

В чем особенность жизни ночных созданий:

  • по легендам они не переносят дневной свет - как только на кожу попадает луч солнца, они начинают гореть;
  • они кусают человека и могут выпить всю его кровь;
  • чтобы превратиться в это существо, нужно выпить кровь вампира или быть укушенным;
  • обычную еду вампиры не употребляют - от нее им становится очень плохо;
  • в разных источниках существа не переносят чеснок, святую воду, а убить их можно с помощью осинового кола.

Живут вампиры среди людей. Они днем спят, а ночью выходят на охоту. Клыки, с помощью которых они пьют кровь, не всегда видны. Обладают монстры привлекательной внешностью, чтобы заманивать новых жертв. Вампиры не стареют. Вечная молодость - их дар и одновременно проклятье. Убить существо можно колом или путем сожжения всего тела. Предварительно вампиру огрубают голову.

Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса существ, населяющих практически все, что окружало человека. Одних славяне считали добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Все известные существа хоть и являются представителями малочисленных видов, все же представлены не одной особью.

Мифологические создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так одни существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В славянской мифологии отсутствует какая либо классификация существ, зато довольно подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных существ или как выжить при встрече с представителями опасных для человека видов.

Всех существ из сказок и мифов описать невозможно, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. Вот некоторые из этих существ.

Алконост

Алконост - полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.

Анчутка

Анчутка - маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.
Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.
Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком. Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.
Анчутки боятся железа и соли, если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным и тогда он тот час же вас отпустит. Но совсем избавится от анчуток очень сложно, так если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.

Бабай

Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай - старик, дедушка.Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Баба-яга

Сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Считается образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного)
Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
По одной из версий, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Банник

Банник - дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.
Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники - обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.
Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.
Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа.

Берендеи

Берендеи - в славянской мифологии - люди оборачивающиеся медведями. Как правило это были довольно сильные колдуны, либо заколдованные ими люди. Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна.

Берегини

Берегини - в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси.
Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Водяной

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.
Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).
Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен - русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.
Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета

Волколак

Волколак - человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.
Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.
Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

Волот

Волоты - малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.
Внешне волот ни чем не отличается от человека, если не брать во внимание его гигантские размеры.

Горыныч

Еще один широко известный сказочный персонаж. Змей-Горыныч - общее название драконоподобных существ. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.

Гамаюн

Гамаюн - полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Гамаюн — посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов.
По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.

Домовой

Домовой - добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.
Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.
Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей.
Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Жар-птица

Жар-птица - птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц - фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

Злыдни

Злыдень - злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залазить на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ.

Индрик-зверь

Индрик- зверь - В русских легендах Индрик выступает как "всем зверям отец". Он может иметь и один, и два рога. В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки.

Кикимора

Кикимора - злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы - прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.
Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.


Top