Музей-усадьба полотняный завод.

Мемориальный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Полотняный Завод» был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Экспозиция музея располагается на втором парадном этаже трёхэтажного дома Гончаровых и насчитывает 13 залов. На первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем - детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.

Формирование усадебного комплекса происходило в первой половине XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове - прапрадеде Н.Н.Гончаровой-Пушкиной. Главная особенность этой усадьбы состояла в том, что она была сформирована на территории с промышленным комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался дворцеподобный дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, Конный двор, парки, оранжерея, пруды и другие объекты.

Панорама Полотняного Завода, усадьбы Гончаровых и Щепочкиных.
Начало XIX века (по реконструкции архитектора А.А. Кондратьева, 2000 г.).
Манаенков В.С. х., м.

Главный усадебный дом был построен в 30-х годах XVIII века. К сожалению, не сохранилось документов, из которых можно было бы узнать имя его архитектора, но существует предположение, что им мог быть великий Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 40-50-х гг. он был перекрашен в лазоревый цвет, а в 70-х гг. перестроен в стиле господствующего тогда в архитектуре классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка. К концу XVIII века это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX столетия приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. Усадьба Гончаровых была одной из наиболее крупных по размерам и наиболее богатых по убранству российских усадеб.

В 1918 г. главный дом усадьбы был национализирован, а предметы обстановки отправлены на хранение в Калужский губернский исторический (ныне краеведческий) музей. На протяжении нескольких десятилетий советской власти в доме находилась средняя школа, а также действовали курсы для повышения квалификации работников писчебумажной промышленности.

Трагической вехой в истории усадьбы Гончаровых стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В первый же день оккупации усадьба была практически полностью уничтожена пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов. Последующие десятилетия продолжали оказывать своё разрушительное воздействие.

Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора В.А. Жилиной - праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной). Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей.

Выставки:

  • Выставка картин Владимира Трубакова
  • Там, на неведомых дорожках…
  • Двуствольный дорожный английский карабин с откидным штыком 2-й половины XVIII века
  • Дела давно минувших дней

Полотняно-Заводская бумажная фабрика

Давным-давно мы побывали в местах, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина, - летом две недели провели в Михайловском, а в сентябре следующего года жили в Яропольце, усадьбе тещи Пушкина (матери Натальи Николаевны Гончаровой). Вот тогда и появилось устойчивое желание посетить ещё и Полотняный Завод в Калужской области. И только теперь это желание осуществилось! В общем, если вы любите, чтобы всё было восстановлено и ухожено, то пока надо воздержаться от посещения усадьбы, а если вам нравится заброшенность старинных усадеб и запущенные старые парки, то самое время.
Потому что в планах дальнейшее развитие Полотняного Завода - реставрация сохранившихся усадебных объектов (каретного сарая, конного двора) и восстановление утраченных строений (церкви, ткацких палат), воссоздание паркового ансамбля и создание современной туристской инфраструктуры .

1. В своё время эта усадьба была одной из самых больших и богатых по убранству в России. Конечно, от былого великолепия мало, что осталось, но представить себе можно всё очень живо. Особенно, если посмотреть на панораму, представленную в экспозиции музея.


Панорама Полотняного Завода, усадьбы Гончаровых и Щепочкиных. Начало XIX века (по реконструкции архитектора А.А. Кондратьева, 2000). Манаенков В.С. Холст, масло

2. Весь усадебный комплекс, включая бумажную мануфактуру и две усадьбы её владельцев, сложился к 1767 году, а уникальность его состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома.
В 1718 году купец Тимофей Карамышев получил от Петра I указ о постройке заводов для изготовления парусных полотен. Через два года последовал еще один указ о строительстве бумажной мануфактуры. В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин. После смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. Тогда же произошел раздел фабрик. Гончаров сделал свой завод процветающим и получил потомственное дворянство. Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и сейчас. К 2017 году здесь собираются открыть большой музей бумаги.

3. Главный усадебный дом Гончаровых отреставрирован и больше похож на дворец, чем на провинциальную усадьбу. Он был построен в 30-х годах XVIII века. Существует предположение, что архитектором мог быть Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями барочного декора.

4. Перестройка дома в стиле классицизма осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка и к концу XVIII века это был, как и сейчас, трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом дважды приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. На третьем этаже особняка останавливался М.И.Кутузов во время Отечественной войны 1812 года.

5. Музей в особняке был открыт 5 июня 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина. Территория вокруг особняка ещё не полностью благоустроена.


Парадный вход барского дома

6. Вход в музей со стороны реки Суходрев, экспозиция располагается на втором парадном этаже.

8. Общее впечатление от экспозиции и интерьеров - очень приятное, много подлинных предметов, широкая дубовая лестница ведёт на верхние этажи.

9. На первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем - детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.

10. Во время войны (1941-1945) сильно пострадал парк и дом, об утратах рассказывают фотографии, представленные по проходу в залы особняка. Считается, что в настоящее время все видовые точки сохранились, но панорамы, с них открывающиеся, претерпели изменения. Главное - утрата основной высотной доминанты, церкви Спаса с колокольней.

11. Одновременно с церковью Спаса Преображения были возведены Спасские ворота (1736-1741). Они выполняли функцию церковных ворот и вместе с тем въездных ворот в усадьбу. Ворота представляют собой своеобразное архитектурное сооружение. Устои проездной арки поддерживают массивный аттик, увенчанный фронтоном в стиле барокко. Сами устои оформлены приставленными к ним с четырех сторон приземистыми колоннами тосканского ордера - по три в каждом углу. Спасские ворота со времени возведения практически не меняли своего облика.

12. Вот такой вид открывался с балкона особняка в период расцвета усадьбы.

13. После пожара во время войны от дома Гончаровых остались только каменные стены.

14. Экспозиция состоит из 12 залов. В первом зале - большой портрет Натальи Николаевны Гончаровой, копия с известного акварельного изображения А. Брюллова.

15. Наталья Николаевна провела на Полотняном заводе ранние детские годы, девушкой гостила тут у деда Афанасия Николаевича, здесь же жила два года после гибели А.С. Пушкина.


Наталья Николаевна Гончарова, праправнучка Афанасия Гончарова и супруга Александра Сергеевича Пушкина

16. Сохранился восторженный отзыв Пушкина о Полотняном заводе: "Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином."

17. В этом же зале представлены подлинные предметы, принадлежащие Гончаровым.

18. В кабинете на одной из стен находится портрет А.А. Гончарова (прапрадеда Н.Н.Пушкиной) кисти неизвестного живописца XVIII века. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия, часть которой экспонируется в настоящее время.

19. Напротив портрета хозяина находится портрет императора Петра I, с чьего Указа началось становление и развитие Полотняного Завода как промышленного посёлка.

20. Именным указом от 6 сентября 1742 года императрица Елизавета Петровна пожаловала А.А. Гончарову чин коллежского асессора в ранге майора, что дало ему право на потомственное дворянство. Именной патент Гончарова от 1744 года подтвердил это почётное право. 2 октября 1789 года его внук А.Н. Гончаров был пожалован Дипломом на дворянское достоинство. Герб рода Гончаровых был внесён в общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи.

21. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.

22. В бывшей бильярдной сейчас находится выставка "Славный брат Серёжа", посвященная 200-летию со дня рождения Сергея Николаевича Гончарова - младшего брата Н.Н. Пушкиной.

23. В этом же зале показано родословное древо рода Гончаровых, составленное в 1999 году краеведом из Подмосковья Г. Ровенским, на противоположной стене картина художницы Н.С. Гончаровой "Дом над прудом. Полотняный Завод".

24. На выставке представлены многочисленные фотографии Сергея Николаевича и его потомков. Здесь же его детский портрет вместе с портретами братьев и сестер, а также миниатюрные портреты его родителей, деда и бабушки.

27. В этом же зале экспонируется мебельный гарнитур середины XIX века в стиле "русский жакоб". Предметы находились в московском доме С.Н. Гончарова и были подарены музею его потомками к 200-летнему юбилею Сергея Николаевича.

28. Дело было к вечеру, и после осмотра музея времени на прогулку по парку и посещение усадьбы Щепочкина уже не оставалось. Как всегда, первое посещение оказалось немного сумбурным, но составить общее впечатление всё же удалось.

29. Заглянули в парк - в усадьбу ведёт старинная липовая аллея.

30. Ворота в парк находятся по центральной оси главного дома. Они отделяли двор от фруктового сада с оранжереями и теплицами, сооружены были в конце XVIII века. Ворота представляют довольно интересное архитектурное сооружение из двух пилонов в виде стройных белых башен. Башни украшены изысканными рельефными пластинами и увенчаны остроконечными гранеными шатрами с шариками наверху. Стиль ворот - псевдоготический, излюбленный в архитектуре парковых сооружений XVIII века.

31. А это, по-видимому, и есть каретный сарай, который планируют восстанавливать.

34. Однако туристическая инфраструктура уже возникла, вот только название кафе смущает...

37. Река Суходрев огибает территорию усадьбы.

38. Лодочная станция при музее тоже уже функционирует.

39. Раньше на территории усадьбы находились большой храмовый комплекс в честь Преображения Господня 1741 года и церковно-приходская школа. После национализации усадьбы в 1921 году церковь с колокольней и усыпальницей Гончаровых была разрушена. Восстановление началось с марта 2011 года.

40. Около Спасских воротах действует временная часовня, организованы церковная лавка и приходская библиотека. Работы ещё непочатый край...

…У нас были сомнения насчет «стоит или не стоит» ехать в такую даль, чтобы посмотреть Полотняный завод. Тем более, что начитались массу отзывов о том «какая там убогость и ничего такого нету», и «если ехать, то только проезжая мимо, но никак не специально».
Так вот. Моё официальное заявление. Ехать в Полотняный завод - стоит без всяких ремарок, и не просто «по дороге» - а целенаправленно. Нужно только оставить ожидания петергофского (к примеру) благоустройства - такого размаха, там, конечно нет. Но очутиться в этом месте, увидеть то, что окружало, что видела, впитывала Наталья Николаевна Гончарова, будущая Пушкина и Ланская - нужно обязательно.
…Наталье Гончаровой было …16 лет , когда её на балу увидел Пушкин (1828г.). Она была «в белом платье, с золотым обручем на голове». Она вышла замуж за Пушкина в 18 лет (1830г.). Их брак длился 6 лет. Наталья родила 4 -х детей: в 20 лет - Машу (1832), в 21 год - Сашу (1833), в 23 - Гришу (1835), в 24 - Наташу (1836).
То есть в 24 года - она мать 4х детей! И жена, в общем-то, неуправляемого по характеру поэта.

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), посёлок Полотняный завод
~191км от Москвы, ~34км от Калуги

* доезжаем до поворота на Калугу, далее направо по указателю на Медынь. По дороге проезжаем с.Лев-Толстое (Тихонова Пустынь). Дорога хорошая. Важно: сразу при въезде в Полотняный завод (за табличкой с надписью) повернуть на правое ответвление дороги - именно она ведёт в центр посёлка. Если проедете, то поворот направо за рекой Суходрев. И с этой стороны, и с той ехать да центра неблизко.

Посты по тэгу «Калужская область»:

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:




Огромный парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым. Его под именем Красного сада упоминал в одном из писем А.А. Гончаров еще в 1737 году. Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной парк украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики. На крутом берегу реки Суходрев стояла романтическая беседка - миловида, от которой открывались виды на заречные луга и леса. Чтобы любоваться этими видами, была сделана просека от беседки. Семейство Гончаровых славилось на всю округу своим хлебосольством. В Полотняный Завод на пиры и охоты съезжались все окрестные помещики, гости из Москвы. Для них в усадьбе Гончаровых ставились спектакли, устраивались концерты, иллюминации, прогулки на лодках.

Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907-1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным "звездным часом" всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И - о, неожиданная удача! - отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой - Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале "Старые годы" за июль-сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели.

В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И - какая ирония судьбы! - именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина.

Но как художник Александр Средин почти неизвестен. Его работы, разбросанные по разным музеям, не изучаются, не публикуются. Его жизнь и творчество обойдены вниманием искусствоведов. Словно какое-то зловещее табу наложено на его имя.

Во время Великой Отечественной войны усадьбе был нанесен огромный ущерб: сгорел главный дом, был сильно вырублен парк. Усадьба была частично восстановлена только в 1970-х годах. Реставрационные и восстановительные работы ведутся и поныне. Сейчас в Полотняном Заводе действует музей. Ежегодно в первое воскресенье лета проводится Пушкинский праздник поэзии, собирающий огромное количество гостей.


Одна из лучших усадеб калужской земли Полотняный Завод находится в 30 километрах от Калуги.



В 1718-м году здесь на берегу речки Суходрев калужский купец Карамышев построил полотняную и бумажную фабрики. Со временем у Карамышева появились два компаньона - его племянник Г. И. Щепочкин и "калужский посадский" А. А. Гончаров. После смерти Карамышева компаньоны полюбовно разделили общее имущество.


Предприимчивый и оборотистый Афанасий Абрамович Гончаров сумел так развернуть свой бизнес, что через пятьдесят лет этот бывший калужский "горшечник" заделался крупным вельможей, владельцем множества заводов и фабрик, хозяином нескольких усадеб и домов в Москве и Калуге, а в его доме в Полотняном Заводе не побрезговала остановиться сама Екатерина II.



Афанасий Абрамович Гончаров умер в 1784-м году, дожив до 85 лет. Его сын пережил отца ненадолго, и усадьба перешла к внуку Афанасию Николаевичу Гончарову, деду жены Пушкина. Афанасий-внук умудрился в короткий срок промотать всё огромное состояние деда, оставив своих детей и внуков ни с чем. Усадьбу Полотняный Завод, впрочем, сохранить семье удалось.


В 1812-м году в усадебном доме размещался Главный штаб Кутузова. Дважды в Полотняный Завод приезжал Пушкин: сначала ещё женихом - представиться деду невесты, а во второй раз - в гости уже на правах близкого родственника. В Полотняный Завод, в дом своего счастливого детства вернулась с детьми молодая вдова Наталья Николаевна Пушкина, и, не имея практически средств к существованию, прожила здесь пару лет на попечении своего брата Дмитрия, ставшего к тому времени хозяином усадьбы.


В конце 19-го столетия Полотняным Заводом владел Дмитрий Дмитриевич Гончаров. Он и его жена служили в оперном театре Зимина. В Рабочем театре Полотняного Завода выступали и О. Л. Книппер, и Е. Ф. Гнесина, и сами хозяева.


В 1941-м году главный усадебный дом Гончаровых сгорел, деревья в парке были вырублены. Остов полуразрушенного дома простоял несколько десятилетий.






В 1970-е начались реставрационные работы, которые, как обычно, продвигались черепашьими темпами. Тем не менее, к 200-летию со дня рождения Пушкина дворец более или менее привели в порядок и открыли в нём музей.





В своём домашнем архиве мы нашли фотографии, сделанные в мае 1999-го года, то есть накануне пушкинского юбилея.








Сейчас фасад со стороны главного входа выглядит прилично.




А вот над фасадом дома, обращённого к каналу, ещё работать и работать.




Строительство главного дома в Полотняном Заводе, по-видимому, было закончено в середине 18-го столетия. Правда, выглядел он тогда иначе. Сначала это был красный (а потом лазоревого цвета) дворец в стиле барокко с богатой лепной и живописной отделкой фасада.



Через три десятка лет пришла новая мода, дворец перепланировали внутри и изменили его фасады.




Дворец имеет три этажа. В нижнем этаже помещались людские и кухня, второй этаж занимали парадные залы, а на третьем этаже жили хозяева и их гости.


Из вестибюля на второй этаж, где и развернута музейная экспозиция, ведёт деревянная парадная лестница. Понятно, что говорить о полной реконструкции, а уж тем более о реставрации интерьеров не приходится - осталось слишком мало документальных материалов.









Но можно, по крайней мере, осмыслить планировку дома, оценить размеры его помещений.


Эта комната служила столовой.



Одно из самых больших помещений - Большая гостиная.








К Большой гостиной примыкает камерная Китайская диванная.




Парадная "Екатерининская" спальня - дань существующей тогда моде.



Тот, кто надеется увидеть пышные интерьеры и "стулья из дворца", будет, скорее всего, разочарован.








Музейная экспозиция состоит, в основном, из документов (или копий документов) и по крупицам собранных предметов, отражающих разные периоды жизни усадьбы.








С одной стороны от главного дома сохранились служебные корпуса.






С другой стороны прямо непосредственно к дворцу примыкают самые старые корпуса бумажной фабрики. Хозяина Полотняного завода такое соседство ничуть не смущало - фабрика была его детищем и его гордостью.




Как ни странно, бумажная фабрика, основанная 300 лет назад, работает и сейчас.











К корпусам фабрики пристроены нарядные Спасские ворота, названные так по стоявшей рядом усадебной церкви Спаса.






Ворота живы, а вот от церкви остался лишь фундамент.




Напротив входа в усадебный дом виднеется башенка ворот Конного двора.






Сами корпуса конюшен сохранились, но пребывают в удручающем состоянии.





Когда-то в гончаровской усадьбе было три парка: Нижний, Красный и Большой.


"Нижний парк" отделён от дворца каналом.




Место тут само по себе низкое и некрасивое, но создатели парка сумели превратить эту невыразительную местность в романтический ландшафт, устроив цепь прудов сложной формы.




Пруды обнесли высокими дамбами, по которым проложили аллеи.




При этом пруды служили не только эстетическим целям, они исполняли ещё и функцию отстойников воды для фабрики, так как для производства бумаги высшего качества требуется исключительно мягкая вода.




"Большой парк" раскинулся в излучине реки Суходрев, длинной петлёй огибающей усадьбу.


Старых деревьев в парке практически не сохранилось - очень уж сильно пострадал он во время войны.



Не дошли до нас и многочисленные парковые павильоны. И тем не менее, планировка парка легко "читается" и по сей день: рощицы и аллеи на высоком берегу Суходрева, мягкие заливные луга внизу у самой реки.








От дома, через фруктовый сад и дальше через весь Большой парк проходит прямая липовая аллея.






Сейчас аллея называется "Пушкинская", но сами хозяева называли её "Елизаветинской".


Аллея выводит к тому месту, где когда-то стояла беседка "Миловида". Беседка здесь есть и сейчас, но, увы, современная, совсем не гончаровская.



Рядом с беседкой "сидит" Пушкин. Говорят, он любил это место в парке.






В парке, почти сразу за Парковыми воротами, в нескольких минутах ходьбы от гончаровского дома стоит великолепный дом Щепочкина (бывшего компаньона старого Афанасия Гончарова).






Здание с обращённым к реке колонным портиком высится на краю обрыва над рекой, откуда открываются потрясающие виды.




Сведений об истории этой усадьбы сохранилось на удивление мало, но достоверно известно, что в 1872-м году дом уже стоял, а чуть позже его перестроили.


Дому Щепочкина в войну повезло гораздо больше, чем соседскому, он остался цел. Более того, частично сохранились и подлинные интерьеры. Многие десятилетия вплоть до 2007-го года в стенах старого дома находилась поселковая средняя школа. Сейчас здание передали музею, и вроде бы там даже начались реставрационные работы. Сколько они продлятся, неизвестно, Пушкин-то в этом доме, увы, не жил, и очередного юбилея поэта ждать не приходится.


Вот как выглядел дом Щепочкина в 1999-м году.








А это - современная фотография.




Рядом с главным домом сохранился один из флигелей, второй флигель и многочисленные служебные постройки не уцелели.


К сожалению, сейчас полностью восстановить весь усадебный комплекс, в том числе и парк, невозможно, так как часть усадьбы просто-напросто застроена жилыми домами посёлка.









Третий гончаровский парк - "Красный парк" с цветниками и "парковыми затеями" - располагался вокруг П-образного пруда. На берегу пруда стоял летний Красный дом. Этот парк исчез давно - ещё в середине 19-го века его территория отошла под Торговую площадь выросшего при фабрике посёлка.


В сам посёлок от гончаровского дома можно попасть через Спасские ворота. Чуть дальше на пути попадётся башенка несохранившейся каменной ограды усадьбы.






А отсюда короткий переулок приведёт на главную улицу посёлка Полотняный Завод с сохранившимися старыми, но вполне солидными домиками.






Статус "посёлок городского типа" Полотняный Завод получил в 1925-м году, но задолго до того зажиточные граждане начали строить свои дома вполне "по-городскому".







Особенно нас потряс двухэтажный дом, занятый ныне поселковой администрацией.






От обилия декора на фасаде аж дух захватило!













Несколько смутили нас, правда, крупные крендели - то ли это отражение эстетических пристрастий бывшего владельца, то ли хозяин дома был местным булочником.




В советское время на большой центральной площади выросло здание поселкового клуба.






А сбоку от клуба построили двухэтажный магазин. В интерьерах магазина сохранилась интересная отделка разноцветной стеклянной плиткой.



Конечно, хотелось бы увидеть усадебный комплекс и музей в более цветущем состоянии. Тем не менее, следует сказать "Большое спасибо!" и поклониться тем людям, которые в крайне трудное время смогли дать старой усадьбе вторую жизнь и сохранить частицу нашей истории.


Top