Налогообложение страховых компаний. Международный студенческий научный вестник Объекты налогообложения в страховании
Налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно подразделить на следующие основные группы:
налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов) - налог на прибыль;
налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг, - сбор за использование наименования "Россия";
налоги с имущества - налог на имущество страховых организаций, сюда же можно отнести транспортный налог;
платежи за природные ресурсы - земельный налог;
налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;
налоги с выручки от оказания не страховых услуг и реализации имущества - налог на добавленную стоимость;
налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - госпошлина.
С прибыли, рассчитанной в соответствии с положениями гл.25 НК, страховщики уплачивают налог на прибыль в размере 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, строго в определенном интервале.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным страховой организацией в виде дивидендов, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, относятся следующие налоговые ставки:
6% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций,;
15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от иностранных организаций,;
15 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Сумма таких налогов в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.
налогообложение страховая компания российская
Если в страховой компании зарегистрированы автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины, она является плательщиком транспортного налога.
Обложению подлежит мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по ставкам от 5 до 50 руб. с 1 л. с. Этот налог перечисляется в бюджет субъекта РФ.
Располагая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объекта основных средств, страховщики обязаны платить налог на имущество организаций. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Налог на операции с ценными бумагами страховая компания платит, если является их эмитентом. Облагается номинальная сумма выпуска по ставке 0,2%, но не более 100 тыс. руб.
Подача исковых и иных заявлений и жалоб, а также выдача документов судами, учреждениями и органами сопровождаются уплатой государственной пошлины. Суммы пошлины дифференцированы по видам действия и суммам удостоверяемых сделок и определяются в твердом размере (рублях), в процентах от суммы сделки или в размере, кратном МРОТ.
Являясь собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, страховые организации с площади земельного участка обязаны платить земельный налог. Ставки устанавливаются законом субъекта РФ и регулярно (ежегодно) корректируются в соответствии с федеральным законодательством.
Всё вышеперечисленное можно представить в виде таблицы (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками.
Налогообложение НДФЛ добровольного страхования жизни
Нередко работодатели предлагают своим работникам ряд так называемых социальных пакетов, которые включают всевозможные системы и формы добровольного личного страхования, одним из которых является добровольное страхование жизни.
В данной статье поговорим о порядке налогообложения НДФЛ страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни.
Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее – Закон РФ № 4015-1) определено понятие страхования.
Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (пункт 1 статьи 2 Закона РФ № 4015-1).
Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев (пункт 1 статьи 3 Закона РФ № 4015-1).
Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования (пункт 2 статьи 3 Закона РФ № 4015-1).
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления (пункт 3 статьи 3 Закона РФ № 4015-1).
Заключение договора страхования
Договор страхования должен быть заключен в письменной форме (статья 940 ГК РФ). Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком (пункт 2 статьи 940 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
На основании пункта 7 статьи 4 Закона № 4015-1 к личному страхованию относятся объекты, указанные в пунктах 1 – 3 названной статьи. В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 4015-1 объектами страхования жизни могут быть имущественные интересы, связанные с дожитием граждан до определенных возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью (страхование жизни).
Таким образом, в отношении страхования жизни заключается договор личного страхования.
По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая) (статья 934 ГК РФ).
Определение налоговой базы
Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) по договорам страхования установлены статьей 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Доходы в виде страховых выплат, полученные налогоплательщиком от страховщика, учитываются при определении налоговой базы. Исключением являются страховые выплаты, полученные согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров добровольного пенсионного страхования, заключенных физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока либо в случае наступления иного события. Причем выплаты по таким договорам освобождаются от налогообложения, если по условиям договора страховые взносы уплачиваются:
– налогоплательщиком;
– и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
При этом необходимо учесть, что эти суммы не облагаются НДФЛ в том случае, если страховые выплаты не превышают сумм, внесенных страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ). В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты (подпункт 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ).
В целях определения налоговой базы среднегодовая ставка рефинансирования ЦБ РФ определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования ЦБ РФ.
Таким образом, суммы страховых выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока либо связанных с наступлением иного события, по договору добровольного страхования жизни признаются объектом налогообложения по НДФЛ в части, превышающей внесенные со дня заключения договора суммы страховых взносов, умноженные на среднегодовую ставку рефинансирования ЦБ РФ за каждый год действия этого договора.
В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты (абзац 3 подпункт 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ). То есть в случаях досрочного расторжения вышеуказанных договоров добровольного страхования жизни налоговая база определяется страховой компанией как разница между полученной налогоплательщиком в рублях выкупной суммой и фактически уплаченными им в рублях суммами страховых взносов. Такой же вывод содержится в письме Минфина России от 15 января 2015 года № 03-04-06/391.
Обратите внимание, что в письме Минфина России от 23 января 2013 года № 03-04-05/4-58 сказано, что если денежная (выкупная) сумма, полученная налогоплательщиком при досрочном расторжении договора добровольного страхования жизни, меньше суммы внесенных налогоплательщиком страховых взносов, налоговая база равна нулю и оснований для уплаты НДФЛ не возникает.
В случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ. При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
Иначе говоря, если налогоплательщиком использовался социальный налоговый вычет в сумме уплаченных им в налоговом периоде страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, то при расторжении такого договора (за исключением расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), сумма НДФЛ, приходящаяся на этот вычет и возмещенная ему, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. В этом случае самому налогоплательщику ничего платить не нужно. За него это сделают страховые организации. В рассматриваемой ситуации они признаются налоговыми агентами. При выплате денежных (выкупных) сумм по договору эти организации удержат соответствующую сумму НДФЛ. Данную сумму они исчислят с суммы взносов, которые налогоплательщик им уплатил по договору за каждый календарный год, в котором он имел право на получение социального вычета.
Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения им суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, то страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию. Отметим, что форма указанной справки утверждена Приказом ФНС России от 12 ноября 2007 года № ММ-3-04/625@ "О форме Справки".
Обратите внимание!
Минфином России в письме от 27 февраля 2015 года № 03-04-06/10145 из вышеприведенных положений сделан следующий вывод: если на дату выплаты выкупной суммы у страховой организации – налогового агента не имелось предоставленной налогоплательщиком упомянутой справки, то она обязана удержать из выкупной суммы сумму налога, исчисленную с дохода, равного сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение данного социального налогового вычета.
При этом статья 213 НК РФ не предусматривает задержку выплаты страховой организацией налогоплательщику выкупной суммы или отказ от ее выплаты в случае непредставления налогоплательщиком указанной справки.
Согласно пункту 3 статьи 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
При этом на основании пункта 1 статьи 213 НК РФ страховые выплаты, производимые страховой организацией физическому лицу по таким договорам, облагаются НДФЛ. Данный порядок начал действовать с 1 января 2008 года.
До 1 января 2008 года в налоговую базу по НДФЛ включались суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования работников, если указанные суммы вносились за физических лиц из средств работодателей. При этом страховые выплаты от страховой компании застрахованному работнику по окончании срока действия такого договора не учитывались в базе по НДФЛ (пункты 1, 3 статьи 213 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года).
Для урегулирования порядка налогообложения НДФЛ страховых платежей (взносов и выплат) по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 года, были введены переходные положения.
Так, пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" было установлено, что если страховые взносы по таким договорам были в полном объеме уплачены за физических лиц из средств работодателей до 1 января 2008 года, то применяется прежний порядок налогообложения. Однако данной нормой оказались не охвачены те договоры, которые были заключены до 1 января 2008 года и страховые взносы по которым уплачивались (или уплачиваются) и после указанной даты. Это привело к тому, что выплаты, производимые страховыми организациями после 1 января 2008 года, на основании статьи 213 НК РФ включаются в базу по НДФЛ, при том, что часть страховых взносов, перечисленных работодателем до этой даты, также облагалась НДФЛ. Однако фактически застрахованное лицо получает доход только один раз – в виде страховых выплат.
В постановлении от 16 июля 2012 года № 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области" (далее – постановление № 18-П) Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в данном случае нарушаются конституционные принципы равенства, а также соразмерности налогообложения. Лица, в чьих интересах договоры добровольного долгосрочного страхования жизни были заключены до 1 января 2008 года и страховые взносы до указанной даты выплачены полностью, а также лица, застрахованные после 1 января 2008 года, оказываются в лучшем положении, чем лица, в интересах которых такие договоры заключены до 1 января 2008 года, но страховые взносы до указанной даты выплачены работодателями не в полном объеме.
Таким образом, пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 216-ФЗ), как устанавливающий на переходный период порядок исчисления и уплаты НДФЛ по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 года в пользу застрахованных лиц их работодателями, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, в той мере, в какой ею допускается возможность включения в налоговую базу сумм страховых выплат по указанным договорам, предусматривающим уплату работодателем страховых взносов как до 1 января 2008 года, так и после этой даты.
До внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 3.1 Закона № 216-ФЗ по всем договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенные до 1 января 2008 года, должен действовать прежний порядок налогообложения страховых взносов и страховых выплат: страховые взносы, перечисляемые из средств работодателей страховым компаниям в интересах застрахованных физических лиц, подлежат обложению НДФЛ независимо от срока их уплаты, а страховые выплаты в пользу застрахованных физических лиц от налогообложения освобождаются. Положения статьи 213 НК РФ в действующей редакции, в соответствии с которыми НДФЛ облагаются не страховые взносы, а страховые выплаты, подлежат применению при определении налоговой базы только по тем договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, которые заключены после 1 января 2008 года (постановление № 18-П).
Получение социального налогового вычета
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме уплаченных им в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет. Данный(е) договор(а) может (могут) быть заключен (заключены) налогоплательщиком со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством). Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 рублей в налоговом периоде (пункт 2 статьи 219 НК РФ).
В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета (120 000 рублей).
Социальный налоговый вычет предоставляется при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Заметим, что данный вычет может быть также предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ и при условии, что взносы по договору добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в страховые организации работодателем.
При практическом налогообложении страховых организаций необходимо руководствоваться действующим налоговым законодательством.
Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объект налогообложения - среднегодовая стоимость находящегося на балансе имущества.
Земельный налог уплачивают страховые компании, являющиеся собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
Сотрудники страховых компаний уплачивают налог на доходы физических лиц. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный сотрудником в текущем календарном году.
Транспортный налог уплачивают страховые компании, имеющие на балансе транспортные средства.
Основной источник получения прибыли для страховой организации -- инвестиционная деятельность, проводимая путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Несмотря на то, что целью страховой деятельности служит оказание услуг, имеющих большое социальное значение, а целью инвестиционной деятельности -- получение прибыли, они органически связаны. С одной стороны, источник финансирования инвестиционной деятельности -- страховой фонд, с другой стороны, прибыль от инвестиционной деятельности может быть направлена на финансирование страховых операций. Например, в страховании жизни ожидаемая прибыль от использования средств резерва взносов в инвестиционной деятельности учитывается заранее при определении тарифа и тем самым способствует его снижению, влияя на величину страхового фонда.
Рисковый характер движения страхового фонда влияет и на инвестиционную деятельность, предъявляя серьезные требования к ликвидности вложенных средств.
В отличие от имеющего рисковой характер оборота средств по оказанию страховой защиты оборот средств, связанный с организацией страхового дела, регулируется действующим законодательством, организационной формой страховой организации и другими экономическими обстоятельствами. Эти обстоятельства определяют, например, порядок распределения прибыли, взаимоотношения с бюджетом и т.д.
Страховые организации раздельно учитывают доходы и расходы по договорам страхования, со страхования и перестрахования.
Доходы, которые страховые организации отражают в налоговом учете, условно можно разделить на две группы. Первая группа -- доходы, связанные с производством и реализацией (ст. 249 НК РФ), и вне реализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Такие доходы отражаются в общеустановленном порядке. Вторая группа -- доходы от страховой деятельности, упомянутые в статье 293 Налогового кодекса, которые учитываются в особом порядке.
К ним, в частности, относятся:
Страховые премии (взносы) по договорам страхования;
Вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
Вознаграждения, полученные страховщиком за осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска, а также за определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии.
Специфика налогообложения страховых организаций определяется с одной стороны, экономической сущностью страхования, с другой стороны, особенностями страхования как сферы экономической деятельности или сферы бизнеса. К числу основных специфических характеристик страхования, оказывающих прямое или косвенное влияние на особенности системы налогообложения, относятся:
Формирование целевых фондов и их использование для осуществления выплат при наступлении страховых случаев;
Привлечение значительных объемов денежных средств особым способом - путем заключения договоров страхования и исполнение обязательств по ним;
Деятельность по перестрахованию;
Высокая доля инвестиционного дохода в формировании конечных финансовых результатов.
В тоже время, указанные специфические черты страхования, в свою очередь, обуславливают ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются:
Осуществление «щадящей» налоговой политики государства в области страховой деятельности, в силу большой социальной значимости страхования;
Освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения;
Установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.
Выявленные особенности системы налогообложения страховых организаций негативно воздействуют на исполнение основных принципов и функций налогообложения и порождают существенные недостатки системы налогообложения, к числу которых относятся:
Приоритет стимулирующей и регулирующей функций налогообложения над фискальной, что не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты всех уровней;
Неисполнение основных базовых принципов налогообложения: принципов податного равенства, определенности, справедливости и удобности;
Уплата налоговых обязательств по налогу на прибыль страховых организаций преимущественно осуществляется с результатов инвестиционной деятельности.
Вместе с тем, под влиянием несовершенства налогообложения страховых организаций наблюдается и ряд неблагоприятных тенденций развития региональных страховых рынков, а именно:
Отсутствие стимулов для сокращения собственных управленческих расходов и расходов на ведение дела в связи с освобождением страховых организаций от косвенного налогообложения;
Специализация региональных страховых компаний на имущественных видах страхования и страховании ответственности из-за недостаточной степени капитализации;
Первостепенное внимание уделяется наращиванию количественных показателей: величины собранных страховых премий и произведенных выплат, а не качественных: эффективности работы, отражающейся в приросте страховой премии и отчислений в бюджет.
Вместе с тем, исходя из того, что в региональном распределении страховой премии явно доминирует крупные федеральные страховщики, размер которой в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств, наблюдается заметный отток страховых средств из регионов.
В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации, т.е. преимущественно в Центральном Федеральном округе. Подобная ситуация, в свою очередь, порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это - достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами.
Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, причем каждый из них вправе поступать по-своему.
Подводя итоги, можно утверждать, что существует острая необходимость совершенствования системы налогообложения страховых организаций. Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств между федеральным центром и регионами, увеличить налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации и, вместе с тем, создать условия для развития региональных страховых рынков, удовлетворяющих потребности региона в страховой защите, предлагается возможным с помощью разработки и внедрения альтернативного механизма налогообложения, заключающегося во введении дополнительного налога на страховые взносы с дифференцированными ставками налога по каждому направлению страхования.
Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений.
Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты. Тем не менее страховые операции могут приносить иногда довольно значительную прибыль, но ее получение не становится ориентиром для страховой организации. Общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли от страховых операций, а в определенных ситуациях -- и при ее отсутствии.
Основной источник получения прибыли для страховой организации -- инвестиционная деятельность, проводимая путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Несмотря на то, что целью страховой деятельности служит оказание услуг, имеющих большое социальное значение, а целью инвестиционной деятельности -- получение прибыли, они органически связаны. С одной стороны, источник финансирования инвестиционной деятельности -- страховой фонд, с другой стороны, прибыль от инвестиционной деятельности может быть направлена на финансирование страховых операций. Например, в страховании жизни ожидаемая прибыль от использования средств резерва взносов в инвестиционной деятельности учитывается заранее при определении тарифа и тем самым способствует его снижению, влияя на величину страхового фонда
Валовая прибыль страховой компании облагается налогом на прибыль.
Налогообложение страховой деятельности является экономическим методом государственного регулирования страховой деятельности. В связи с изменениями в экономике изменяются как состав налогов, так и их процентные ставки.
Налогообложение страховой деятельности в России предусматривает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость операций страхования и перестрахования. Это связано с тем, что добавленная стоимость в страховании и перестраховании не создается.
Существует острая необходимость совершенствования системы налогообложения страховых организаций. Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств между федеральным центром и регионами, увеличить налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации и, вместе с тем, создать условия для развития региональных страховых рынков, удовлетворяющих потребности региона в страховой защите, предлагается возможным с помощью разработки и внедрения альтернативного механизма налогообложения, заключающегося во введении дополнительного налога на страховые взносы с дифференцированными ставками налога по каждому направлению страхования.
Модель системного подхода совершенствования налогообложения прибыли организаций должна быть направлена на обеспечение оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций в целях улучшения условий для роста экономики РФ.
Особенности налогообложения
страховых компаний
ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного развития рыночного хозяйства необходимо, чтобы экономические основы любой предпринимательской деятельности опирались на адекватную гражданско-правовую основу. Причем эта основа должна быть взаимоувязанной по содержанию, принципам и форме на всех уровнях рыночного хозяйства - от государственного до уровней производителя и потребителя.
В России, как и в ряде западных стран (например, в Германии), формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:
Первая ступень - Гражданский и Налоговый кодексы, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса;
Вторая ступень - специальные законы по страховой деятельности и смежным с ней видам деятельности;
Третья ступень - нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.
Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика и страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя. Кроме того, в страховании участвуют другие лица, а также контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти.
Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, то есть собственно страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в результате утраты здоровья или наступления смерти в период страхования. Основными субъектами указанных отношений являются страховщики, страхователи, застрахованные и выгодоприобретатели. Поскольку страховые правоотношения имеют форму взаимных обязательств сторон, то они относятся к обязательственному праву.
Следует отметить, что нормативная база по страхованию,
регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и включающая
несколько кодексов (гражданский, налоговый, трудовой и др.) и более сорока
федеральных законов, далека от совершенства. Отдельные законы не полностью
соответствует современному этапу развития страхового рынка, а в ряде случаев
противоречат сложившейся экономической ситуации и друг другу, в результате чего
страхование развивается в значительной степени хаотично, под влиянием
разнонаправленных, нескоординированных действий. В качестве примеров можно
выделить требование публичности договора личного страхования, путаницу в
количестве отраслей страхования в ГК РФ и в законе «Об организации страхового
дела в Российской Федерации», отсутствие законодательных документов по перестрахованию,
дефицит общепринятых в мировой практике видов обязательного страхования при
общем весьма значительном их количестве, несовершенство Налогового Кодекса и
т.п. Это обстоятельство необходимо постоянно учитывать при более подробном
рассмотрении отдельных сторон страховой деятельности.
ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Страхование как сфера профессиональной деятельности регулируется главами Гражданского Кодекса РФ, прежде всего главой 48 «Страхование», а также главами: 3 «Граждане (физические лица)», 4 «Юридические лица», 7 «Ценные бумаги», 9 «Сделки», 10 «Представительство. Доверенность», 11 «Исключение сроков», 12 «Исковая давность», 13-20, посвященные правам собственности, 21-29, посвященные обязательствам и договорам, 34 «Аренда», 37 «Подряд», 42 «Закон и кредит», 44 «Банковский вклад», 45 «Банковский счет», 49 «Поручение», 52 «Агентирование» и другими в части, регулирующей деятельность страховой компании как субъекта хозяйственной деятельности.
Основное содержание главы 48 Кодекса составляют нормы, регулирующие отношения по договорам имущественного и личного страхования. Определяется понятие обязательного страхования, причем в двух видах - за счет средств государственного бюджета и за счет иных источников. Обязательность страхования устанавливается не для всех участников, а именно для страхователя, причем страхователь не может навязать свои условия договора страхования страховщику.
Налогообложение страховщиков регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК). Ст. 149 части второй НК подтвердила, что оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами не облагается налогом на добавленную стоимость. Однако имеется важное исключение - в пп. 4 п. 1 ст. 162 указано, что страховое возмещение по договорам страхования на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облагается данным налогом.
Согласно ст.284 гл. 25 части второй НК в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 24 процентов. Определение налоговой базы страховщиков будет рассмотрено в теме 6.
Налогообложение страхователей также регулируется НК. Согласно п.2 ст.208 гл. 23 части второй НК страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ, относятся к их доходам.
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством, по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахованных лиц, а также доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенными с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 213 НК РФ).
Более подробно условия налогообложения страховых выплат мы будем рассматривать в темах, посвященных отдельным отраслям страхования.
Согласно ст. 252 и 263 гл. 25 части второй НК в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и ответственности относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, а расходы на личное страхование, включая пенсионное и медицинское, к расходам на оплату труда, согласно ст. 255 НК в упомянутой редакции.
В соответствии со ст. 263 расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного и следующим видам добровольного страхования имущества:
2) добровольное страхование грузов;
3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного строительства (в том числе арендованных);
4) добровольное страхование рисков, связанных с проведением строительно-монтажных работ;
5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;
6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;
7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством РФ либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.
Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав расходов в пределах утвержденных законодательно тарифов. Если данные тарифы не утверждены - то в размере фактических затрат. Расходы по добровольному страхованию включаются в состав расходов также в размере фактических затрат.
К расходам налогоплательщика на оплату труда, согласно ст. 255 НК в вышеупомянутой редакции, относятся суммы взносов работодателей по следующим видам страхования в пользу работников:
Обязательное и добровольное пенсионное пожизненное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение);
Долгосрочное страхование жизни на срок не менее пяти лет, если в течение этих пяти лет не предусматривается страховых выплат, в том числе в виде рент и аннуитетов;
Добровольное личное страхование на срок не менее года, предусматривающее оплату медицинских расходов застрахованных;
Добровольное личное страхование исключительно на случай смерти или утраты трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Совокупная сумма платежей (взносов) по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования (обеспечения) учитывается в качестве расходов при налогообложении в размере не более 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
При изменении вышеуказанных условий договоров страхования жизни и пенсионного страхования (обеспечения) или их расторжения взносы работодателей по этим договорам подлежат налогообложению с момента изменения (расторжения), за исключением досрочного расторжения в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере не более трех процентов от суммы расходов на оплату труда.
Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению), согласно ст. 272 главы 25 НК, признаются расходами в целях налогообложения только в том отчетном периоде, в котором были выделены средства на оплату страховых взносов.
До принятия главы 25 НК расходы по страхованию относились на себестоимость в ограниченном размере: от одного до трех процентов совокупной стоимости произведенной продукции (работ, услуг).
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
Под имущественным страхованием в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.929) подразумевается процесс составления и исполнения договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить страхователю или другому лицу, в чью пользу заключен договор, убытки, причиненные застрахованному имуществу или иным имущественным интересам страхователя.
Для получения страхового возмещения клиент должен заявить свою претензию по страховому случаю в установленный срок и по установленной форме. Соблюдение срока очень важно в имущественном страховании, так как при запаздывании трудно определить первоначальные размеры ущерба.
Важнейшими видами имущественного страхования являются огневое, от кражи, автотранспортное, морское, авиационное.
В соответствии с п. 4 ст. 213 НК (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2000 № 166) по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая доход физического лица - налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
Гибели или уничтожения застрахованного имущества как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора, увеличенной на сумму уплаченных за страхование этого имущества страховых взносов;
Повреждения застрахованного имущества как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов;
Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).
Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:
При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
Налоговая ставка, в соответствии с п. 1 ст. 224 части второй НК, устанавливается в размере 13 процентов.
При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Налоговой базой для уплаты единого социального налога (ЕСН), согласно п.4 ст.23 7 НК, является материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОГО
СТРАХОВАНИЯ
Согласно ст. 4 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» к личному страхованию относится страхование имущественных интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.
Под страхованием жизни принято понимать предоставление страховщиком в обмен на уплату страховых премий гарантии выплатить определенную сумму денег (страховую сумму) страхователю или указанным им третьим лицам в случае смерти застрахованного или его дожития до определенного срока. Страхуемый риск при страховании жизни - это продолжительность человеческой жизни. Риском является не сама смерть, а время ее наступления. Основными принципами страхования жизни являются: страховой интерес, участие в прибыли страховой компании, выкуп страхового договора, «прозрачность» страхования жизни. Согласно ГК РФ договор страхования жизни является публичным.
Договор страхования жизни представляет собой официально скрепленное соглашение между страховщиком и страхователем о выплате первой стороной определенной денежной суммы (страховой суммы) при наступлении конкретных страховых случаев в обмен на уплату страховых премий второй стороной.
В качестве основного источника для расчета тарифов по страхованию жизни служат таблицы смертности, которые государственными органами статистики с определенной периодичностью на основе информации, собираемой в результате переписи населения либо самим страховщиком, и планируемая норма доходности. В некоторых странах минимальная гарантированная норма процента, которую должен обеспечить страховщик, устанавливается государственными органами надзора за страховой деятельностью.
Страхование от несчастных случаев и болезней определяется как совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных рас-ходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат). На практике в большинстве случаев российские страховщики ограничивают свою ответственность только несчастными случаями, оставляя риск заболеваний в компетенции медицинского страхования и страхования жизни.
Страхование выезжающих за рубеж обеспечивает компенсацию медицинских расходов, могущих возникнуть в заграничной поездке вследствие внезапного заболевания или несчастного случая. Этой своей стороной страхование граждан, выезжающих за рубеж, тесно смыкается с обыкновенным страхованием от несчастного случая (в части возмещения медицинских расходов), но отличается от него территорией действия полиса. Самая характерная черта страхования граждан, выезжающих за рубеж, - включение в него так называемого страхования неотложной помощи, то есть немедленного предоставления оговоренной услуги. Данная деятельность относится к страховой, так как основывается на передаче страховщику риска возникновения необходимости неотложной помощи в обмен на предварительную уплату определенной страховой премии.
Медицинское страхование - это совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованному, вызванных его обращением в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья у получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.
Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам защиту от рисков расходов на дополнительные медицинские и иные услуги, сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
В реализации дополнительного пенсионного обеспечения используются различные варианты. Первый - сам работник или его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании, дающий право на пожизненную ренту. Второй - открытие персональных пенсионных счетов в коммерческих банках. Третий - участие в негосударственных пенсионных фондах.
Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пей сии участникам фонда.
В соответствии с п.2 ст.213 НК (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации») суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент заключения договора страхования. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке в размере 35 процентов согласно п. 2 ст. 224 части второй НК.
Согласно п. З ст.213 НК, в случае досрочного расторжения договора добровольного долгосрочного страхования жизни (досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами) до истечения пятилетнего срока его действия (за исключением случаев досрочного расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования (законодательством РФ о негосударственных пенсионных фондах) и условиями договора выплате при досрочном расторжении договора страхования (пенсионного обеспечения), а также в случае изменения условий указанного договора в отношении срока его действия полученный доход, за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке, согласно п. 1 ст. 224 части второй НК, в размере 13 процентов.
При определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев:
Когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;
Заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном пенсионном обеспечении) при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника.
Налоговой базой для уплаты единого социального налога (ЕСН), согласно п.4 ст.237 НК, является материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п/п.9 п.1 ст.238 НК) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
Согласно п/п.9 п.1 ст.238 НК не подлежат налогообложению ЕСН: суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством РФ, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия денежных выплат застрахованным физическим лицам.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Гражданско-правовая ответственность - способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав путем применения санкций имущественного характера, направленных на восстановление имущественного положения потерпевшего. Она наступает в результате нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций (незаконного владения, нарушения договора, неумышленного причинения вреда и т.д.). Данный вид ответственности влечет за собой только имущественные меры и ее основная цель - компенсация вреда или ущерба, причиненного потерпевшему.
В «Условиях лицензирования страховой деятельности Российской Федерации», утвержденных приказом страхового надзора от 19 мая 1994 г. № 02-02/08, определены следующие подотрасли страхования ответственности: страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта; страхование гражданской ответственности перевозчика; страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности; страхование профессиональной ответственности; страхование ответственности на неисполнение обязательств; страхование иных видов гражданской ответственности.
Персональное страхование гражданской ответственности включает: страхование гражданской ответственности главы семьи или частное, семейное и спортивное страхование ответственности; страхование ответственности владельца животных; страхование гражданской ответственности домовладельцев; страхование ответственности за загрязнение вод; страхование ответственности заказчика при постройке; страхование ответственности владельцев судов; страхование гражданской ответственности охотников.
Страхование гражданской ответственности предприятий обычно включает: страхование гражданской ответственности производителя товара; страхование гражданской ответственности перевозчика; страхование гражданской ответственности за загрязнение окружающей природной среды и страхование гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.
Объектом страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта является вред жизни, здоровью и ущерб имуществу третьих лиц, которые могут быть причинены при эксплуатации средства транспорта.
Профессиональную ответственность страхуют те лица, чья ответственность, как правило, не застрахована в рамках ответственности предприятия. Страхование профессиональной ответственности осуществляется на случай возникновения каких-либо упущений, недосмотров, неосторожности и т. д. лиц определенных профессий. При этом подразумевается, что эти лица обладают необходимой компетенцией для занятия данным видом деятельности и относятся к своим обязанностям добросовестно, исполняя все требования, предъявляемые к данной профессии. Подтверждением уровня квалификации лиц таких профессий является наличие у них сертификатов, дипломов или других документов.
В соответствии с п.4 ст.213 НК (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации») по договору добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при наступлении страхового случая доход физического лица-налогоплательщика (получателя выплаты), подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
Гибели или уничтожения имущества третьих лиц как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью поврежденного имущества на дату наступления страхового случая, увеличенной на сумму уплаченных за страхование этого имущества страховых взносов;
Повреждения имущества третьих лиц как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных за страхование этого имущества страховых взносов;
Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) поврежденного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).
Обоснованность расходов на ремонт (восстановление) имущества подтверждается следующими документами:
1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
3) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).
При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
Налоговая ставка, в соответствии с п. 1 ст. 224 части второй НК, устанавливается в размере 13 процентов.
Налоговой базой для уплаты единого социального налога (ЕСН), согласно п.4 ст.237 НК, является материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
- Архипов А.П., Гомеля В.Б. «Основы страхового дела». М.: Маркет ДС, 2002. 410 стр.
- Евстигнеев В.Д. «Государственная поддержка и регулирование страхового дела» // Финансы, 1996, № 7. С. 38-40.
- Ефимов С.Л. «Экономика и страхование: Энциклопедич. словарь» М.: Церих-ПЭЛ, 1996. 525 стр.
- Крутик А.Б., Никитина Т.В. «Организация страхового дела». СПб.: СПбГУЭФ, 1999. 304стр.
- Турбина К. «Страхование и себестоимость» // Финансовый бизнес, 1997, №3. С. 29-32.
- Шахов В.В. «Страхование: учебник для ВУЗов». М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. 311 стр.
- Шинкаренко И.Э. «Страхование ответственности» М.: Финансы и статистика, 1999. 352 стр.
Водолазкина К.В. 1 Бондаренко Т.Н. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 29.12.2014) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
2. Комментарий к положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / А. С. Бакаев. – М.: Юрайт, 2010. – 231 с.
3. Страхование [Текст]: учебник для бакалавров / С.Б. Богоявленский [и др.] ; под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 867 с.
4. Осипова Т.И., Чеснокова Л.А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. – № 3. – С. 18–26.
5. Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги – 2008. – № 6. – С. 11–16.
6. Страхование: Учебник / под ред. Т.А. Федоровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Магистр», 2009. – 1006 с.
7. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Науковедение. – 2013 – № 6 (19).
8. Ворожбит О.Ю. «Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства» Печатная Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. – 2010. – № 5 (9). – С. 9–16.
9. Корень А.В. «Формирование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции» печ. Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9 – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – С. 651-656.
Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.
Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.
Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.
Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ .
Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.
Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит , А.В. Корень .
Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.
В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.
Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического .
Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат . Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.
Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.
Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.
В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.
Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики .
Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.
Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами
Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами
Вид налога |
Налоговые ставки СО |
Ставки налогов по общей системе налогообложения |
Налог на прибыль |
||
13 % как налоговый агент |
||
Страховые взносы во внебюджетные фонды |
23,2 % - ПФ РФ; 2,9 % - ФСС; 5,1 % -ФФОМС. |
|
Налог на имущество организаций |
Не более 2,2 % |
|
Транспортный налог |
Дифференцирована в зависимости от мощности транспортного средства |
|
Земельный налог |
||
Страховые операции не облагаются |
В соответствии с налоговым кодексом и видом акцизной продукции |
|
Страховая деятельность не облагается |
Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.
Современное налоговое законодательство устанавливает общий порядок определения налоговой базы и расчета налога на прибыль организаций для всех налогоплательщиков, прибыль которых подлежит налогообложению. Однако специфика деятельности страховщиков обуславливает особенности определения как доходов, так и расходов, учитываемых ими при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок определения их стоимостного эквивалента (налоговой базы), сроков признания доходов у страховых организаций имеют особенности, устанавливаемые ст. 293,294,330 НК РФ . Состав доходов, учитываемых в налоговой базе для расчета налога на прибыль организаций, отражает специфику операций и услуг, оказываемых страховыми организациями. Перечень доходов не является закрытым. Специфические доходы страховых организаций можно условно разделить в зависимости от направления деятельности, в процессе осуществления которой они получены, на три группы:
Доходы по страхованию (перестрахованию, сострахованию);
Доходы страховых организаций от деятельности, связанной с осуществлением страхования (перестрахования, сострахованию);
Прочие доходы.
Специфика определения стоимостной оценки расходов страховых организаций и сроков их признания в налоговом учете, так же, как и доходов, отражена в ст. 330 НК РФ «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховыми организациями» .
Расходы страховых организаций, учитываемые при расчете налоговой базы и обусловленные потребностями их деятельности, как и доходы, можно условно разделить на три группы:
1) расходы по страховой деятельности;
2) расходы по деятельности, связанной с осуществлением операций страхования;
3) прочие расходы страховых организаций.
Все страховщики исчисляют налоговую базу для расчета налога на прибыль как разность между выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями от иной деятельности, осуществляемой страховщиками в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг), уточненную на сумму доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты.
В соответствии с Налоговым кодеком РФ, к расходам страховых компаний относятся суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, сформированных в отчетном периоде, по сравнению с предыдущим. Таким образом, страховым организациям дается возможность облагать налогом на прибыль не все начисленные к получению страховые взносы, а, за счет формирования ряда страховых резервов, только заработанную страховую премию. При этом, страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.
Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы .
Все указанные условия приводят к тому, что налоговые поступления от страховой деятельности на доходы федерального бюджета РФ влияют не существенно. Таким образом, налоговая политика государства, регулирующая налогообложение страховых организаций направлена на поддержку и развитие эффективных форм страховой защиты в РФ.
Библиографическая ссылка
Водолазкина К.В., Бондаренко Т.Н. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13139 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»