Никого не будет дома пастернак. «Никого не будет в доме…» Б
Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение». Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г., Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.
Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.
Литературное направление и жанр
Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви - возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.
Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.
У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.
Тропы и образы
Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество. Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску. Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.
Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк ) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.
Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.
Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее. Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили , не важна и не интересна лирическому герою. Глагол кольнуть относится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавит относится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.
Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.
Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов. Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.
Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя
Размер и рифмовка
Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
- «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
- «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является «Никого не будет в доме». Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет дома» по плану.
Краткий анализ
История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о встречи с возлюбленной.
Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.
Жанр – любовная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» .
Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» .
Сравнение - «ты, как будущность, войдешь».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.
Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятении, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине» . Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.
Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.
Тема
В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.
В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение мужчины рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе рассказчика.
Лирический герой знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние» . Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.
Вдруг взор мужчины переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Ее он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.
Композиция
Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Жанр
Жанр произведения - любовная лирика. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства. В стихотворении преобладает грустное настроение, что характерно для элегии. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.
Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору : «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» . Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов : «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» . Сравнение в тексте всего одно «ты, как будущность, войдешь» .
Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию , например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 16.
Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.
Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.
Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.
Направление, жанр, размер
На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.
«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.
Образы и символы
Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».
Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.
Темы и настроения
Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.
Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.
Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.
Идея
Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.
Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.
Средства художественной выразительности
Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.
Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.
Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..» для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.
Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.
Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Никого и ни в чем не стыжусь,- Я один, безнадежно один, Для чего ж я стыдливо замкнусь В тишину полуночных долин? Небеса и земля — это я, Непонятен и чужд...
- Какой прогноз у нас сегодня, милый? С чем ты опять проснулся не в ладу? Скажи мне просто: «Господи помилуй! Какую блажь имеешь ты в виду?» Главней всего погода в доме,...
- Нет никого на свете желанней этой дурнушки золушки нашей, Эльки. Взял бы и съел бы изюминки-веснушки с элькиной шейки. А где ее дом? За бродом. А чем она пахнет? Медом,...
- Нет рядом никого, как ни дыши. Давай с тобой организуем встречу! Марина, ты письмо мне напиши — По телефону я тебе отвечу. Пусть будет так, как года два назад, Пусть...
- Никого не решайся видеть Закрывай свои взоры стеклом и цветами Отстраняя лучи водопада И красивые флаги С белой чистой страницей бумаги На черном лице Будь похож на часы золотые Где...
- Никто не спасет никого. И каждый, как волк, обречен. Ни бабушкино колдовство, ни верность великая жен не даст ничего, ничего. Взрывается яблонный плод игрушкой бумаг и чернил. Хватаешься изо всех...
- Что в жизни, если мы не любим никого, Когда и нас взамен никто любить не может, Когда в прошедшем мы не видим ничего И в будущем ничто нам сердца не...
- Почему, никого не любя, о себе ты так пылко хлопочешь? Хочешь, чтобы любили тебя? Милый мой, слишком многого хочешь! Хочешь, чтобы любили? За что? Не за то ли, что словом...
- Не всегда будет имя все то же — Мне другое дадут потом. Полнозвучней, сильнее, строже Начертается путь мой в нем. Оно будет в руке, как лампада. Я увижу, где тьма...
- Ночь горька в уединенном доме. В этот час — утихшая давно — Плачет память. И опять в истоме Пью воспоминанья, как вино. Там, за городскими пустырями, За бульваром в улице...
- …И опять На одной из полянок Меж веселых дубков-крепышей — Полусгнившие бревна землянок И колена оплывших траншей. Даже каски, ботинки, обмотки Время в прах обратить не смогло… Ах, солдаты, мои...
- Солнечный круг, Небо вокруг — Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда...
- Куда ты ведешь меня, что ты поешь — осенний, бессонный, рассеянный дождь? Срывая с ветвей неживую листву, зачем за тобой я иду наяву? На улице нет никого… Только тьма бесшумно...
- Сказал себе я: брось писать, — Но руки сами просятся. Ох, мама моя ро́дная, друзья любимые! Лежу в палате — ко́сятся, Не сплю: боюсь — набросятся, — Ведь рядом —...
- Был день один, когда они Не проституткой, не рабыней, Но человеком были все С души воскреснувшей святыней. Был Пасхи день один в году И ночь Христова Воскресенья, Когда глядел на...